Меры безопасности на уроке технологии. Выполнил учитель технологии

Тема: «Вводный инструктаж по т/б,

правила поведения в кабинете «технология»

Цели: научить уч-ся соблюдать правила по технике безопасности и санитарно – гигиеническими требования;

познакомить уч-ся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; воспитывать чувство ответственности; правилами навыки аккуратности в работе.

Методическое оснащение урока: учебник, рабочая тетрадь, плакат по т/б,

Журнал по т/б.

Типа урока: новые знания.

Ход урока

    Организация урока.

1. П риветствие;

Вступительное слово учителя:

Вы пришли в необыкновенный класс –

Здесь технологии научу я вас.

Мастерская, оборудованная для любого дела.

Обработка ткани, продуктов, создание интерьера.

Каждый ребенок хорошо должен знать,

Как домашнее хозяйством управлять:

Как продуктов вести экономно расход,

Как приготовить плов, желе, компот.

Должны уметь вы и шить, и вязать,

Штопать. Стирать, и вышивать.

Домашнее хозяйство – искусство непростое,

Но вы научитесь – ведь дело молодое!

Кулинарию, рукоделие – все сумеете,

На швейной машине работу одолеете,

А выполняя свой творческий проект,

Порадуете обновкой модной или изобретете рецепт,

Коротко я познакомила вас я, друзья,

С тем, что поможет освоить вам технология.

2. Проверка явки учащихся;

3. Заполнение учителем классного журнала;

4. Проверка готовности учащихся к уроку;

    Изучение нового материала.

Изучение общих правил техники безопасности в кабинете «Технология», санитарно-гигиенических требований.

Ознакомить учащихся с местами в кабинете, требуемыми особой осторожности!

На уроках технологии учащимся придется иметь с режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями - обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

(Учащиеся записывают в рабочую тетрадь.)

Вы должны уметь оказать первую помощь пострадавшему.

В случае поражения электрическим током необходимо:

1) Освободить пострадавшего от действия тока:

Отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

Отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

При невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

2) Вызвать «скорую помощь».

3) Оказать первую медицинскую помощь: - уложить пострадавшего на подстилку;

Распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха;

Дать понюхать нашатырный спирт;

Обрызгать лицо и шею холодной водой;

Растереть грудь и конечности спиртом;

При необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

При порезах необходимо:

При порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

Промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);

Обработать рану йодом;

Наложить повязку;

При сильном кровотечении перевязать жгутом выше места

пореза, на рану наложить давящую повязку.

При ушибах необходимо:

Положить на место ушиба холодный компресс;

Забинтовать ушибленное место.

При термическом ожоге необходимо:

Смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

Наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

Забинтовать.

При ожоге кислотой (уксусной) необходимо:

Обильно смочить обожженное место раствором соды;

Наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

Покрыть ватой;

Забинтовать.

    Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по общей технике безопасности с последующей росписью учащихся в журнале по технике безопасности.

Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?

Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?

Почему у каждой из вас закреплено определенное рабочее место? С чем сопряжено это правило?

Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?

Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?

В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?

Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?

Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?

Что вы должны сделать по окончании работы?

Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?

    Подведение итогов урока.

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания.

Домашнее задание: Повторить общие правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Приходи на урок за пять минут до звонка.

2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.

3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).

4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

6. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

7. Употребляй инструмент только по назначению.

8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.

11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

13. Не разговаривай во время работы.

14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

15. Во время перемены необходимо выходить из кабинета.

1б. По окончании работы убери свое рабочее место.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Приходи на урок за пять минут до звонка.

2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.

3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).

4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

6. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

7. Употребляй инструмент только по назначению.

8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.

11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

13. Не разговаривай во время работы.

14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

15. Во время перемены необходимо выходить из кабинета.

1б. По окончании работы убери свое рабочее место.

1.10. В кабинете должен быть комнатный термометр для контроля температурного режима.

1.11. Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских, а также при прохождении ими практики на производстве регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения .

1.12. Для школьников рабочие места организуются в соответствии с требованиями техники безопасности.

1.13. Проведение обучения и работа учащихся в помещениях учебных и учебно-производственных мастерских в школах допускается при выполнении всех требований Правил работы в мастерских.

1.14. Учитель должен довести до сведения учащихся, что:
- необходимо освободить проходы между рядами от сумок и портфелей;
- во время проведения уроков и перемен необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка;

Передвигаться по гимназии необходимо организованно, строем в сопровождении классного руководителя или учителя;

Нельзя подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
- нельзя трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет;
- нельзя хлопать дверью;
- запрещается учащимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества;

Необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, циркулем, линейкой и т. д.;

При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии.

1.15. Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

1.16. Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

1.17. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.18. Учащиеся во время занятий, а также учитель должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: фартуками, нарукавниками, предохранительными приспособлениями согласно действующим для данного вида производства нормам.

1.19. Допуск учителей и учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

1.20. Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др., должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т. п.
1.21. Учитель по трудовому обучению обязан строго следить за выполнением учащимися в учебных мастерских указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

1.22. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу, директору, заместителю директора.
1.23. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения.

1.24. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

Учитель должен:

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов, исправности имеющихся станков и приборов.

2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, расположить недалеко от входа; классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места; расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см., а между рядами (проходы вдоль мастерской) - не менее 100 см.; от станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.; расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см., а между рядами - не менее 70 см.; в столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов; токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40-50 см. от стены; заточный станок устанавливается дальше от других станков.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.
Ученики должны:

Правильно надеть спецодежду; застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемочкой, спрятать волосы под головной убор (берет, косынку, завязанную без свисающих концов), убрать все лишние инструменты и детали;
- соблюдать инструкции при подготовке к работе станка

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Учитель должен:

3.1. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

3.3. Окна запрещается загромождать изделиями, инструментами, материалами и другими предметами.
3.4. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами; заготовками, деталями и отходами производства . Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

3.5. Учитель трудового обучения обязан: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен; в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.

3.6. Инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, - внутри нее.
3.7. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.
3.8. Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы. Первоначальные работы проводятся под наблюдением учителя труда.

3.9. Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки
Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

3.10. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента. Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или неисправными (имеющими трещины, отколы и т. д.) ручками запрещается.

3.11. При работах зубилом и крейцмейселем для защиты глаз учащегося отлетающих осколков должны применяться защитные очки. Мастера, инструкторы и учителя труда должны следить за их обязательным применением.

3.12. Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.
Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

3.13. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.
3.14. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.

3.15. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается. Мытье окон и очистка светильников категорически запрещается без прохождения целевого инструктажа.

3.16. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны был ограничители.
Во избежание падения из окна, а также ранения стеклами не вставать на подоконник.

3.17. Допускать работать на станках только после прохождения целевого инструктажа, знакомства с инструкцией работы на данном станке.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Учитель должен:

4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.4. В случае появления неисправности в работе станка выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.

4.5. При поражении пользователями ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

Ученик должен:

4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.

5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

Учитель должен:

5.1. Выключить станок, оборудование, отключить прибор от питающей среды в соответствии с имеющимися инструкциями.

5.2.Проветрить и провести влажную уборку кабинета.

5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Ученик должен:

5.4. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

5.5. Проверить состояние инструментов и положить их в порядке, установленном учителем.

5.6. Убрать свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой.

5.7. Привести себя в порядок.

Техника безопасности на уроках технологии.

Программа трудовой подготовки школьников реализуется во всех классах.
У нас имеются определенные условия, обеспечивающие вы-полнение изучаемой программы. Это мастерская, где находится достаточное количество швейных машин.
Расстановка оборудования и состояние, в котором оно нахо-дится, соответствует требованиям техники безопасности. В кабинетах имеются соответствующие инструкции, журналы регистрации инструкта-жей. Стараюсь приучать детей к правильной организации рабочего места, к заботе об исправном состоянии оборудования и инструментов.
Требования безопасности жизнедеятельности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности.

Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.

Во всех случаях ответственным лицом является преподаватель, он следит за наличием и исправностью оборудования.

Прежде чем приступать к урокам труда учитель должен ознакомить детей с правилами безопасности, которые расписаны в инструкциях к этим урокам.

Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски

В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии представлены инструкции по охране труда при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками.
Также, представлены инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему в кабинете технологии, другие необходимые инструкции по технике безопасности в кабинете технологии школы.

1.2. На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке.
1.3. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы.
1.4. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.
2.1. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, одевают форму.
2.2. Урок начинается по звонку.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ.
3.1. На уроках учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы.
3.2. В течении урока учащиеся должны придерживаться определённым правил:

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.
4.1. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:
- не оставлять включённым утюг, электроплиты, электронагревательные приборы, электромашинки.
- ставить утюг на подставку;
- следить за исправностью электрических приборов.

Техника безопасности на уроках технологии.

Инструкция
по технике безопасности при ручной обработке металла
До начала работы

1. Правильно надень спецодежду (фартуке нарукавниками или халат и головной убор: берет При этом следует тщательно подобрать волосы)
2.При рубке металла надень очки.
З.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).
4. Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
5.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

Во время работы

1. Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускай плавно, чтобы не получить травм рук.
Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами,
Во избежание травм следи за тем. чтобы:
а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;
б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) иметь не сбитую поверхность;
г)зубило должно быть длиной не менее 150 мм, причем оттянутая его часть должна равняться 60-70 мм;
д)при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.
4.Не проверяй пальцами качество опиливаемой поверхности,
5.Не применяй ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлиняй рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.
6. Слесарными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.
7.При резании металла ножницами придерживай отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

После окончания работы

1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
Приведи в исправное состояние инструменты (сними заусенцы на молотке, зубиле, керне. Очисти напильники от стружки).
Тщательно убери рабочее место (стружку и опилки не сдувай и не смахивай руками). Отходы сложи в специальный ящик
4.Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.

Приведи себя в порядок.
Из мастерской выходи с разрешения учителя.

Инструкция
по технике безопасности при ручной обработке древесины
До начала работы

1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы).
2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка).
3.Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

Во время работы

1.Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках.
2.Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами.
З. Во избежание травм следи за тем, чтобы:
а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
б) не отвлекайся во время работы;
в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления.
4.Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности,
5.Столярными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.

После окончания работы

1.Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
Приведи в исправное состояние инструменты.
Тщательно убери рабочее место (опилки не сдувай и не смахивай руками) Отходы сложи в специальный ящик.
Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.
Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
Приведи себя в порядок.
7.Из мастерской выходи с разрешения учителя.

Общие правила безопасности труда при использовании станочного парка.
До начала работы

1 .Правильно надеть спецодежду (застегнуть рукава халата, спрятать волосы под берет).
2.Проверить надежность закрепления инструмента (сверла в патроне, фрезы в оправках, резца в резцедержателе).
3.Прочно закрепить обрабатываемую заготовку (в тисках, патроне, прихватами и др.).
4.Проверить работу станка на холостом ходу.

Во время работы:

Инструмент к заготовке (у сверлильного и токарного станков) или заготовку к вращающемуся инструменту (у фрезерного станка) надо подавать плавно, без усилий и рывков.
Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или оправку, а также отходить от работающего станка, не выключив его.
Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.

После окончания работы:

При полной остановке вращения инструмента или заготовки удалить стружку щеткой.
Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю.
Возможные травмы: ожог (температура посин
евшей стружки более 250°С) и порезу (надломленный внешний край стружки подобен зубьям остро заточенной пилы), травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки) и т.д.

Правила ТБ в мастерских

ПРАВИЛА

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Рабочее место

Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая.

Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидениями (приставными, выдвижными или откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы.

Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами для хранения инструмента, защитных очков, чертежей и т.п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа.

Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, - внутри ее.

Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (из сетки с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

Тиски должны обеспечивать надежное крепление заготовки, губки тисков должны иметь несработанную насечку.

Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки.

Ручки молотков, кувалд изготовляются из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза и др.). Применение ручек из мягких или крупнослойных пород дерева (ель, сосна) запрещается.

Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

На хвостовики напильников, стамесок, долот, отверток, пил и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание.

Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента.

Размеры инструментов и их вес должны соответствовать возрастным особенностям учащихся Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или с неисправными (имеющими трещины, отколы и т.д.) ручками запрещается.

Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.

Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и т.п.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки.

Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Железки строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно и плотно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.

Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не должны иметь трещин, забоин и заусениц. Запрещается наращивать ключи контрключами, трубами и т.д.

Разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных частях. Рабочие грани губок ключей должны быть параллельны между собой.

Все приспособления (кондукторы, делительные головки и пр.), применяемые на оборудовании, должны быть исправными, удобными, безопасными в эксплуатации.

Допуск учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

Размер и модель спецодежды учащихся должны исключать возможность захватывания ее движущимися частями станков и обрабатываемыми деталями. Не должно быть свисающих или развевающихся концов (полы, галстука, косынки, передника, тесемки). Одежда должна наглухо застегиваться, свисающие концы косынок, платков, тесемок должны быть подобраны, манжеты рукавов должны плотно охватывать руки около кистей.

Размеры спецодежды должны соответствовать росту учащихся.

Волосы у работающих должны быть закрыты плотно облегающим головным убором и подобраны под него.

Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др. должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т.п.

Учителя по технологии обязаны строго следить за выполнением учащимися как в учебных мастерских, так и на предприятиях указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

Пожарная безопасность

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены противопожарным инвентарем, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

Воспрещается загромождать доступ и проходы к противопожарному инвентарю и оборудованию, а также использовать этот инвентарь и оборудование не по назначению.

Обтирочный материал, как использованный, так и не использованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

Использованный обтирочный материал, стружки, мусор должны убираться после каждого занятия.

В столярной мастерской не должно быть более однодневного запаса материалов.

РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В МАСТЕРСКИХ

1. Рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, целесообразно расположить недалеко от входа.

2. Классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места.

3. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходы вдоль мастерской) - не менее 100 см.

4. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.

5. Крайние тиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.

6. Расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см, а между рядами - не менее 70 см.

7. В столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов.

8. Механическое оборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 - 50 см от стены.

9. Заточной станок устанавливается возможно дальше от других станков.

ИНСТРУКЦИЯ

НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО МЕТАЛЛУ

Опасности в работе

Несчастные случаи при работе на токарных станках происходят вследствие:

1. Отсутствия или неисправности ограждения.

2. Непрочного крепления детали и инструмента.

3. Неисправности и притупления режущего инструмента.

4. Надевания и снятия ремня на ходу станка.

5. Неисправности электрооборудования и, в частности, заземления.

6. Беспорядка на рабочем месте.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат):

а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемкой;

б) спрятать волосы под головной убор: берет или косынку, завязанную без свисающих концов.

2. Проверить наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

3. Расположить инструменты и заготовки в определенном порядке на приставочной тумбочке или на особом приспособлении.

4. Прочно закрепить резец и обрабатываемую деталь. Вынуть ключ из патрона и положить на установленное место.

5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок и рычагов управления.

Во время работы

1. Плавно подводить резец к обрабатываемой детали, не допускать увеличения сечения стружки.

2. Во избежание травм запрещается:

а) наклонять голову близко к патрону или режущему инструменту;

б) передавать и принимать предметы через вращающиеся части станка;

в) облокачиваться или опираться на станок, класть на него инструменты или заготовки;

г) измерять обрабатываемую деталь, смазывать, чистить и убирать стружку со станка до полной остановки;

д) охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или концов;

е) выход из-под резца длинной стружки;

ж) останавливать станок путем торможения рукой патрона;

з) отходить от станка, не выключив его;

и) поддерживать и ловить рукой отрезаемую деталь.

3. Зачистку деталей на станке производить напильником или шкуркой, прикрепленными к жесткой оправе. Рукоятка оправы должна быть с предохранительным кольцом. При работе держать ее левой рукой.

4. Перед выключением станка необходимо отвести резец от обрабатываемой детали.

5. При работе на центрах проверить, надежно ли закреплена задняя бабка, и следить, чтобы засверловка была достаточна и угол ее соответствовал углу центров.

6. Пользоваться ключами, соответствующими гайкам и головкам болтов.

7. Обрабатываемый пруток не должен выступать за пределы станка.

8. При выключении тока в сети во время работы немедленно выключить пусковую кнопку.

После окончания работы

1. Отвести суппорт, выключить мотор.

2. Удалить стружку со станка при помощи щетки, а из пазов станины - крючками. Сдувать стружку ртом и сметать рукой запрещается.

3. Протереть станок, смазать, привести в порядок инструмент и индивидуальные средства защиты. Сдать станок учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ФРЕЗЕРНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение рук и пальцев.

2. Перелом локтевой кости.

3. Заматывание волос оправкой фрезы и скальпирование.

4. Поражение глаз отлетающей стружкой при обработке хрупких металлов.

Но кроме указанных возможны и другие несчастные случаи, характерные для работы на металлорежущих станках.

До начала работы

1. Надеть и привести в порядок свою спецодежду:

а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы;

в) надеть защитные очки.

2. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу; проверить, на месте ли все ограждения и исправны ли они.

3. Проверить исправность рабочего и вспомогательного инструмента.

4. Проверить исправность защитного заземления.

Во время работы

1. Установить и надежно укрепить фрезу и обрабатываемую деталь.

2. Не класть ничего на станок и не облокачиваться на него.

3. Не отвлекаться во время работы посторонними делами и разговорами.

4. Пользоваться только исправными инструментами.

5. Не хватать ремень, фрезу, работающие части станка.

6. Не убирать стружку руками, а пользоваться для этого щеткой и др. инвентарем.

7. Не тормозить станок руками нажимом на ремень или шкив.

8. Нельзя работать на станке со снятыми ограждениями.

9. Нельзя отлучаться от станка, не остановив его предварительно.

После окончания работы

1. Остановить станок.

2. Удалить стружку со станка и вытереть тщательно его и инструмент.

3. Привести в порядок рабочее место. Смазать станок.

4. Сдать учителю станок и рабочее место.

5. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА СТРОГАЛЬНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение рук движущимися частями и резцом.

2. Травмирование лица и глаз отлетающей стружкой.

3. Ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном.

До начала работы

1. Надеть и привести в порядок спецодежду:

а) застегнуть обшлага рукавов;

б) спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

в) надеть защитные очки.

2. Убрать все лишнее со станка и ненужные при работе детали.

3. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу.

4. Проверить исправность защитного заземления (зануления).

Во время работы

1. Надежно крепить обрабатываемую деталь.

2. Не пользоваться для установки и крепления деталей неприспособленными подкладками, несоразмерными гаечными ключами.

3. Не производить на ходу станка измерение обрабатываемых деталей, съема их, дождаться полной остановки станка.

4. Накопившуюся стружку на станке не сметать рукой, а пользоваться специальной щеткой.

5. Затупление и выкрошивание резца определять по поверхности обрабатываемой детали.

6. Не отвлекаться посторонними разговорами.

7. Отлучаясь от станка, следует выключить его и дождаться полной остановки.

8. Не класть заготовки, инструменты и приспособления на станок.

После окончания работы

1. Остановить станок.

2. Убрать рабочее место, инструмент и приспособления. Смазать станок.

3. Сдать учителю станок и рабочее место.

4. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

3. Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

4. Надежно закрепить сверло в патроне.

5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

6. Прочно закрепить деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Запрещается при сверлении незакрепленную деталь поддерживать руками.

7. Надеть защитные очки.

Во время работы

1. Нельзя пользоваться сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. После того как шпиндель станка набрал полную скорость, сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалываются шилом.

4. Проявлять особое внимание и осторожность в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладется обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке запрещается:

а) наклонять голову близко к сверлу;

б) производить работу в рукавицах;

в) класть посторонние предметы на станину станка;

г) смазывать или охлаждать сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) тормозить руками патрон или сверло;

е) отходить от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электротока немедленно выключить мотор.

8. Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали, после чего выключить мотор.

После окончания работы

1. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка с помощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическим крючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.

2. Отделить сверло от патрона и сдать станок учителю.

3. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, суковатой.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: мальчики - берет, девочки - косынки).

2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Осмотреть надежность присоединения защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Убрать со станка все посторонние предметы, инструменты разложить на установленные места.

5. Проверить, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтесать заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепить на станке.

6. Установить подручник с зазором 2 - 3 мм от обрабатываемой детали и закрепить его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. На холостом ходу проверить работу станка, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения его кнопок.

9. Перед началом работы надеть защитные очки.

Во время работы

1. Подачу режущего инструмента на материал следует производить только после того, как рабочий вал наберет полное число оборотов.

Подача инструмента должна быть плавной, без сильного нажима.

2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допускать увеличения зазора.

3. Во избежание травм во время работы на станке запрещается:

а) близко наклонять голову к станку;

б) принимать и передавать предметы через работающий станок;

в) замерять обрабатываемую деталь до полной остановки ее вращения;

г) останавливать станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) отходить от станка, не выключив его.

После окончания работы

1. Уложить на свои места инструменты.

2. Удалить со станка стружку при помощи щетки. Сдувать стружку ртом и сметать ее рукой запрещается.

3. Сдать станок учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА АБРАЗИВНОМ СТАНКЕ (ЭЛЕКТРОТОЧИЛЕ)

Опасности в работе

Работа на заточных станках без индивидуальных средств защиты может привести к следующему:

а) травмирование глаз (ранение, ожоги, засорение);

б) движущими незакрытыми деталями станка захват одежды, волос;

в) ранение лица, тела в результате вылета осколков абразива или инструмента из-за большого зазора подручника.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду.

2. Проверить надежность крепления ограждений опасных мест на станке: защитного кожуха у абразивного круга и концов шпинделя, а также исправность защитного экранчика против абразивной пыли.

3. Путем осмотра убедиться, нет ли трещин и отколов на абразивном круге.

4. Проверить исправность защитного заземления станка.

5. Установить подручник для точки инструментов на 2 - 3 мм от круга абразива и надежно закрепить его.

6. Надеть защитные очки или опустить предохранительный экран.

7. Проверить станок на холостом ходу, отступить несколько в сторону от опасной зоны против круга.

Во время работы

1. При заточке инструмента необходимо надежно удерживать его руками, плавно, без рывков и усилий подводить к абразивному кругу несколько выше горизонтальной оси его.

2. Не наклоняться к затачиваемому инструменту для наблюдения за ходом заточки. Момент соприкосновения круга с инструментом определять по искре. Момент окончания заточки определять после того, как круг отведен от инструмента и инструмент выведен в безопасную зону.

3. Во избежание травм запрещается:

а) производить заточку на неисправном круге;

б) работать без защитного экрана или очков;

в) стоять в направлении плоскости вращения абразивного круга;

г) проводить заточку на боковой поверхности круга;

д) определять рукой на ощупь остроту и ровность заточенных инструментов;

е) класть предметы на корпус станка;

ж) отходить от станка до полной остановки вала с абразивным кругом.

После окончания работы

1. Выключить станок. После окончания вращения круга убрать пыль со станка с помощью сметки.

2. Привести себя и индивидуальные средства в порядок.

3. Станок сдать учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА

До начала работы

2. При рубке металла надеть очки.

3. Проверить наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).

4. Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложить их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщить об этом учителю.

5. Проверить состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

Во время работы

1. Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускать плавно, чтобы не получить травму рук.

2. Работу выполнять только исправными, хорошо налаженными инструментами.

3. Во избежание травмирования необходимо следить за тем, чтобы:

а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные концы-хвостовики, были снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы, без расколов и трещин;

в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) имели несбитую поверхность;

г) зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60 - 70 мм;

д) при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.

4. Не проверять пальцами качество опиливаемой поверхности.

5. Не применять ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.

6. Слесарными инструментами пользоваться только по их прямому назначению.

7. При резании металла ножницами придерживать отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

После окончания работы

1. Проверить состояние инструментов и в случае неисправности их доложить учителю.

2. Привести в исправное состояние инструменты (снять заусенцы на молотке, зубиле, керне, очистить напильники от стружки).

3. Тщательно убрать рабочее место (стружку и опилки не сдувать и не смахивать руками). Отходы сложить в специальный ящик.

4. Положить инструменты в том порядке, который установил учитель.

5. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимать их плотно, оставлять зазор в 1 - 2 мм.

6. Привести себя в порядок.

7. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат и головной убор - берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

2. Проверить наличие инвентаря (сидение, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

3. Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

Во время работы

1. Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2. Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.

3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках, полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.

4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента должна быть удобной для работы.

5. Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.

6. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.

7. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.

8. Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

9. Пользоваться открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.

10. Во избежание травмирования необходимо:

а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;

б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;

в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;

г) в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

После окончания работы

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.

3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимные коробки (задняя, передняя) завинтить до установленного зазора (не более 2 - 5 мм).

5. Привести себя в порядок.

6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.