Прав человека 10 декабря. Ежегодные слоганы ко Дню прав человека

Воспитание личности на примерах жизни и борьбы

Воспитание прав человека посредством использования прав человека будет там и тогда более результативным, где и когда активно используют примеры из истории правозащитной деятельности, а также даются ссылки на выдающихся правозащитников, «людей совести», как их часто называют. Тем более, что и студенты, и школьники проявляют заметный интерес к жизни и деятельности этих людей.

Прежде всего это жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова (1921 – 1989). Трижды Герой Социалистического Труда, создатель водородной бомбы, Андрей Дмитриевич в середине 70-х годов XX века стал известен миру как выдающийся борец за права человека. Признание его заслуг – присуждение в 1975 году Нобелевской премии мира. В течение 1968 – 1990 гг. до ссылки в г. Горький (в настоящее время Нижний Новгород) академик Сахаров постоянно делал заявления в защиту незаконно репрессированных, обращался в связи с этим к руководителям бывшего СССР, США, других стран. Свои взгляды и идеи он изложил в статье «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе», книге «О стране и мире», выступлениях. Академик высказал доказанную жизнью аксиому, что без соблюдения прав человека общество является закрытым и обреченным на деградацию. Он был сторонником борьбы, но призывал бороться за права человека путем гласности, принципиально отвергая насилие. Выдвинутый Сахаровым тезис о неразрывной связи международной безопасности и международного доверия, соблюдения прав человека и открытости общества получил в последующие годы подтверждение. Время подтверждает актуальность многих его идей и умозаключений: «…Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества…».

«…Сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека – от этого зависит слишком многое в нашем будущем.

Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем. Что это – разрядка? конвергенция? – дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок…».



Сахаров не возник на голом месте. Он был рожден всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция. От Толстого он взял и осуществил на практике тезис непротивления злу насилием. От Достоевского – тезис о том, что все лучшие идеалы человечества не стоят слезы невинного ребенка. От Чехова – тезис о том, что нет маленьких людей и маленьких страданий. А.Д. Сахаров прожил жизнь в полном согласии со своей совестью. Он всегда твердо следовал стратегической линии, подсказанной совестью: «Я не профессиональный политик. И, может быть, поэтому меня всегда мучают вопросы целесообразности и конечного результата моих действий.

Сахаров А.Д. неоднократно призывал ученых как Советского Союза, так и зарубежных стран проявить солидарность с репрессированными учеными Советского Союза. В статье «Ответственность ученых», называя факты репрессий в отношении ученых СССР и обращаясь к зарубежным коленам, академик пишет: «Средя какой-то части западной интеллигенции распространено предубеждение против общественной деятельности как политики. То, что я пишу здесь, не Борьба за власть, и поэтому не политика. Это борьба за сохранение мира и нравственных ценностей, выработанных всем развитием цивилизации. Пример и судьба узников совести показывает, что защита справедливости, международная защита конкретных жертв насилия, защита высших интересов человечества долг каждого ученого».

Вопросу о правах человека он придавал глубоко нравственное значение, теоретически обосновал мысль о связи прав человека с нравственностью в работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и свободе» в 1968 г. В ней он утверждал приоритет общечеловеческих ценностей. Вся его практическая деятельность является подтверждением этого тезиса, например, он отдал все свои сбережения людям, пострадавшим за свои убеждения, поддержал узников совести, не допуская при этом мысли о материальном вознаграждении. Взгляды академика Сахарова на взаимосвязь человека и нравственности продолжают сохранять свою актуальность и в наши дни. Нравственность является основой цивилизационной защиты прав и свобод человека, бороться за которые, согласно А.Сахарову, необходимо путем гласности, принципиально отвергая насилие. В своей автобиографии он указывает, что компасом в решении сложных и противоречивых проблем могут быть только моральные критерии и непредвзятость мысли.

Задача утверждения прав человека в повседневную жизнь нашего общества не может быть решена вне опоры на наследие Сахарова. Овладеть им – насущная необходимость.

На состоявшейся в 2001 г. в Брестском государственном университете межвузовской конференции отмечалось, что наследие академика актуально для сегодняшней Беларуси и включает в себя тезис, выдвинутый академиком А.Д. Сахаровым: «Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрастного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия освобождения народа от мифов». Сегодня, как и раньше, сохраняет актуальность его позиция по проблеме смертной казни. Мы убеждены, что защита прав человека не носит политического характера, целиком исходит из нравственных принципов в связи с защитой прав на земле. Нам необходимо использовать его методы, подходы. В высшей степени актуальными являются его призывы к ненасильственным действиям.

О деятельности и наследии академика, правозащитника можно также прочесть в ряде изданий.

Поучительным является также пример Вацлава Гавела (1936 г., Чехия). Драматург с мировым именем, он в 1968 году решительно присоединился к курсу обновления, осуждая ввод войск Варшавского договора в ЧССР, с 1970 по 1989 год трижды находился в заключении. По его личной инициативе в ЧССР в 1977 году была образована «Хартия – 77». Подписавшие этот документ сотни ученых, артистов, писателей страны открыто осудили власть за полное пренебрежение правами человека, Хельсинскими соглашениями. Участники движения «Хартия – 77» провели большую работу по сбору информации о нарушениях прав человека, арестах и несправедливых судах. После событий 17 декабря 1987 года, положивших начало демократическим преобразованиям в Чехословакии, В.Гавел – видный представитель общественного движения «Гражданский форум». В декабре 1989 года избран Президентом Чехословакии. В Гавелу принадлежит ряд произведений на общественно-политическую тематику – «Страх победителя», «Сила бессильных» и др.

Огромный воспитательный заряд несет деятельность Мартина Лютера Кинга (США). Мартин Лютер Кинг-младший (1929 – 1968) был основным лидером Движения за гражданские права в Соединенных Штатах. В 1957 г. баптистский пастор Кинг вместе с другими чернокожими священниками основал организацию «Южная конференция христианского руководства» для борьбы с расовой несправедливостью ненасильственными средствами, такими как бойкоты и демонстрации.

Его действия заложили фундамент для принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах, запрещающего расовую дискриминацию в общественных местах и представляющего представителям различных рас равные возможности при найме на работу и получении образования. За свою правозащитную деятельность в 1964 г. Кинг получил Нобелевскую премию мира. Кинг был застрелен 4 апреля 1968 г. в Мемфисе, штат Теннеси, где он поддерживал забастовку чернокожих уборщиков.

«…Ненасилие является дорогой смирения и самоконтроля. Мы, негры, много говорим о наших правах и делаем это по праву. Мы с гордостью провозглашаем, что цветное население составляет три четверти населения мира. Нашему поколению посчастливилось увидеть, как в Азии и Африке разворачивалась великая драма борьбы за свободу и независимость. Все эти события были ниспосланы Провидением. Однако мы должны быть уверены, что мы понимаем их правильно. Стремясь достичь свободы в Америке, Азии и Африке, мы не должны пытаться совершить скачок от положения обездоленности к привилегированному положению, подрывая, таким образом, справедливость. Мы должны стремиться к демократии, а не к замене одной тирании другой. Наша цель никогда не должна состоять в том, чтобы нанести поражение белому человеку или унизить его. Мы не должны стать жертвами философии черного превосходства. Бог хочет не просто свободы людей с черным, коричневым и желтым цветом кожи. Бог хочет свободы всего человеческого рода.

Ненасильственный подход дает ответ на издавна обсуждаемый вопрос: «постепенно или немедленно?». С одной стороны, он не позволяет впасть в терпение особого рода, которое используется как оправдание для ничегонеделания и ухода от действительности и которое обычно заканчивается бездействием. С другой стороны, он уберегает от безответственных слов, отчуждающих, а не примиряющих людей, и поспешных суждений, не учитывающих потребности, обусловленные социальным прогрессом. Он признает необходимость продвижения к цели достижения справедливости, сохраняя мудрую сдержанность и спокойную рассудительность. Но он признает также аморальность промедления в движении к справедливости и капитуляции перед охранителями несправедливого статус-кво. Он признает, что социальные перемены не могут произойти в одночасье. Но он заставляет работать так, как если бы они могли произойти на следующее утро».

Его идея о ненасилии является божественной идеей, которая может сплотить землян разных культур, конфессий и жизненного опыта в текущем, XXI веке. Эту идею поддерживали Л.Толстой, М.Ганди и другие выдающиеся мыслители.

Нельсон Мандела (1918). 9 мая 1994 г. Нельсон Ролихлахла Мандела был избран президентом ЮАР. Это событие увенчало борьбу, которую он вел в течение всей своей жизни, за построение в своей стране межрасовой демократии. Мандела начал свою политическую карьеру около 50 лет назад, занимаясь организационной работой в Африканском национальном конгрессе (АНК) – организации, выступающей против белого меньшинства в ЮАР. С 1952 г., являясь заместителем председателя АНК, Мандела ездил по всей стране, занимаясь организацией сопротивления дискриминационному законодательству, основанному на расовой классификации. В 1964 г. он был приговорен к пожизненному заключению за подрывную деятельность и государственную измену: 27 лет он провел в заключении. Выйдя на свободу в феврале 1990 г., он немедленно вступил на путь диалога и переговоров, которые принесли ЮАР демократию и равенство. В 1993 г. вместе с тогдашним президентом ЮАР Фредериком де Клерком Мандела был удостоен Нобелевской премии мира.

«…Мы создадим общество, признающее, что все люди рождаются равными и что каждый из них имеет равные права на жизнь, свободу, процветание, права человека и хорошее правление.

Такое общество никогда более не должно мириться с существованием узников совести или нарушением прав человека в отношении кого бы то ни было.

И никогда не должно происходить так, чтобы пути к мирным переменам были блокированы узурпаторами, стремящимися отобрать у народа власть, преследуя свои собственные низменные цели…

Пусть будущие поколения никогда не скажут, что безразличие, цинизм или эгоизм не позволили нам подняться до идеалов гуманизма, являющихся содержанием Нобелевской премии мира. Пусть стремления всех нас докажут правоту слов, сказанных Мартином Лютером Кингом-младшим, что человечество более не может быть трагически привязано к беззвездной ночи расизма и войны.

Пусть усилия всех нас покажут, что он был не просто мечтателем, когда говорил о красоте истинного братства и мира, которые более ценны, чем алмазы или золото. Пусть наступит новый век!».

Мать Тереза (1910 – 1997). Лауреат Нобелевской премии за миссионерскую работу с бедняками Калькутты. В течении 38 лет руководила организацией «Миссионеры Милосердия» Получила орден за Заслуги – личный орден британских монархов. В 1962 году она открыла приют для бедных в Дели и сам Дж.Неру, уже тогда смертельно больной человек, посетил ее. Ее жизненные принципы:

жизнь – возможность, используй ее;

жизнь – мечта, соверши ее;

жизнь – долг, исполняй его;

жизнь – горе, преодолевай его;

жизнь – борьба, выдержи ее;

жизнь – счастье, сделай его;

жизнь – это жизнь, борись за нее.

Волонтеры – это люди совершенно бескорыстно помогающие неимущим преодолевать бедность, инвалидам – ущербность, необразованным – выполнять пробелы в знаниях, заключенным – пережить выпавшие на их долю испытания. Малыми, незаметными делами они могут способствовать осуществлению простых человеческих прав: на здоровье, культуру, свободное выражение, чистый воздух, чистую воду. В сущности волонтеры – это те же правозащитники. Как известно, настоящих людей очень мало. А это значит, что волонтерское движение по своей природе не может быть массовым, многочисленным. Но отрадно осознавать, что в тяжелые времена живы в нем и самоотверженность, и готовность оказать скорую и действенную помощь тем, кто в ней нуждается.

По примеру европейских стран у волонтеров должен быть юридический статус. Для чего? Чтобы беспрепятственно прийти, скажем, в тюрьму, в школу, в больницу, пансионат для больных и поинтересоваться условиями. Волонтеры должны чувствовать себя перед государством не просителями, не ходатаями, а равноправными партнерами.

Можно использовать в воспитательных целях жизнь и деятельность:

а) Ш.Абади, активно защищавшей права детей, беженцев, женщин в мусульманском Иране (после революции 1979 г. и по наши дни). В 2003 г. ей вручена Нобелевская премия мира. Тем самым, Нобелевский комитет не только признал ее заслуги как правозащитницы, но и пригласил мусульманский мир усилить внимание к проблеме прав человека, призвал его прекратить плодить боевиков и повернуться лицом к этой проблеме. Нобелевский комитет тем самым пригласил к сотрудничеству и Диалогу между европейской и мусульманской цивилизациями. Ей принадлежат такие слова: «Люди отличаются между собою, отличаются и их культуры. Люди живут по-разному, и свою особенность имеет каждая цивилизация. Люди разговаривают на множестве языков. Люди руководствуются разными религиозными убеждениями. Люди рождаются с разным цветом кожи, и многие культурные традиции ставят их жизнь в зависимости от цвета и оттенка кожи. Люди одеваются по-разному, и каждый по-своему приспосабливается к своему окружению. Люди по-разному самовыражаются. Музыка, литература и искусство также распадаются на разные стили.

Но, несмотря на эти отличия, все люди имеют нечто общее: все они – человеческие существа, ни больше ни меньше. И как бы сильно они не отличались между собой, но все культуры пронизаны определенными общими принципами:

Ни одна культура не допускает эксплуатации человеческих существ.

Ни одна религия не разрешает убивать невиновных.

Ни одна цивилизация не принимает издевательств или террора.

Издевательства противоестественны человеческому сознанию.

Жестокость и беспощадность считаются неприемлемыми явлениями в любой культурной традиции.

Иначе говоря, эти общие принципы, характерные всем цивилизациям, есть отражение наших фундаментальных прав человека. Эти права ценятся и толеруются всеми и везде.

Таким образом, культурные основы никогда не могут использоваться как предлог для нарушения прав человека, потому что эти права воплощают собою самые основные ценности человеческих цивилизаций. Всеобщая декларация прав человека умеет вживаться универсально как на Востоке, так и на Западе. Она совместима с любой верой и религией. Неуважение к нашим человеческим правам уничтожает основы нашей человечности.

Не уничтожим же этой фундаментальной правды, ибо, когда мы сделаем это, слабым не будет к чему прикоснуться».

б) Фан Личжи , ученого-ядерщика с мировым именем, одного из организаторов Движения в Китае за демократию. В течение многих лет он был единственным человеком, открыто говорившим о вине системы перед обществом. Фан писал: «Как и все китайцы рождаются с телом и мозгом, с эмоциями и душой, поэтому они могут и должны пользоваться такими же неотъемлемыми правами и свободой, как и другие люди». Как-то он сказал журналистам: «Да, людей могут запугать на время. Однако они, пересилив страх, придут к демократическому движению. Одним словом, я верю: Китай станет другим через десять лет». Идеи Фан Личжи находили благоприятную почву для инакомыслия в Китае. В массовых выступлениях студенчества в мае – июне 1989 г. Фан не принимал непосредственного участия, но он был и остается одним из главных вдохновителей. Фан Личжи никогда не встречался с А.Сахаровым, но их идеи, которые не одобряло правительство и далеко не всегда позитивно принимало массовое сознание, во многом близки, в конечном счете именно их философия подталкивала власти и общественное мнение к решению назревших вопросов; именно они обогнали время, в котором им довелось жить.

О правозащитной деятельности указанных ученых можно прочесть в книгах.

Выводы по 4 главе:

1. Активное использование прав человека может привести к активизации воспитательного процесса в вузах страны, с неизбежностью окажет положительное влияние на состояние общества, уровень его морали и культуры. В результате сформируется личность, которая выработает в себе установку, что защита прав человека – это ее обязанность; что необходимо соблюдать права другого; знать права человека и уметь ими пользоваться. Такая личность будет рассматривать права человека как средство гармонизации отношений между государством и человеком, а не как орудие в политической борьбе

2. Воспитание посредством использования прав человека будет способствовать возвращению конкретной личности ее достоинств.

3. Воспитание личности посредством использования прав человека будет там и тогда более результативным, где и когда активно используются примеры из истории правозащитной деятельности, а также даются ссылки на выдающихся правозащитников.

4. Рассмотрение проблемы «Права человека и воспитание личности» предполагает учет всех граней этих взаимоотношений. И прежде всего, ориентацию на использование в воспитательном процессе такого вида прав человека, как «права другого».

5. В воспитательном процессе необходимо опираться на диалектическую взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека перед обществом и другими людьми. Их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга.

6. Эффективность использования прав человека в воспитании личности во многом зависит от того, как мы понимаем и используем те или иные категории, понятия и принципы прав человека.

7. Соединение прав человека и конкретной личности происходит в силу взаимодействия ряда факторов. Среди них важнейшую роль играет воспитательный процесс.

Никогда не надо забывать, что права человека касаются всех физических лиц. Особенно сейчас, когда в обществе имеется большое количество лиц, которые являются пьяницами и наркоманами, преступниками и нищими, просто опустившимися людьми. И все большее хождение имеют умозаключения типа: что такой категории людей они не нужны.

Возможно, многие уже в таком состоянии, когда возникает такая мысль. Но в момент рождения и в детстве они не были таковыми. А права человека – это то, что дается человеку в силу самого факта его появления в этом мире. С тем, что он стал человеческим существом. То, что произошло с этими людьми, виноваты и они сами, и общество. Права человека здесь ни при чем. Наоборот, овладение правами человека позволит начать процесс их возврата в человеческое состояние.

Каждый человек должен прийти к осознанию того, что права других людей не менее заслуживают защиты и реализации, чем его собственные. Так, право на свободу выражения убеждений не означает право оскорблять и чернить репутацию других. И ограничения прав личности могут быть оправданными, когда налагаются в интересах защиты свободы других личностей. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека, других документах Организации Объединенных Наций. Необходимо понимание, что право на память – это право каждого человека. Признание его, как говорится, стучится в дверь. Мать и отец при любых обстоятельствах имеют право помнить о своих детях, родственники – друг друга. Реализация права на память предполагает исключение подходов друг к другу, в том числе и к бывшему врагу, с позиции идеологии государства.


Первая половина ХХ века привела к возникновению тоталитарного режима, пропагандирующего идеологию фашизма, которая привела к страшнейшей в истории, мировой войне. Вторая мировая война, попрала все мыслимые права, в том числе и право на жизнь миллионов и миллионов людей.В 2017 году в День прав человека стартовала рассчитанная на один год кампания, приуроченная к 70-й годовщине принятия Декларации.

Результат жестких дебатов

Организация Объединенных Наций (ООН) созданная сразу после окончания войны, объявила своей приоритетной задачей принятие единой международной системы защиты прав человека.

Комитетом Генассамблеи ООН,прежде чем декларация была принята,было проведено 85 заседаний, а голосование проводили 1400 раз, подробно разбирали каждый пункт и каждую поправку. После жестких дебатовпродолжавшихся более трёх месяцев, всё-таки, удалось согласовать текст документа. На 183 заседании Генассамблеи ООН 10 декабря 1948 года «Декларация о правах человека» была принята абсолютным большинством проголосовавших. Из 56 голосующих стран «за» проголосовали 48 и только 8 воздержались.

4 декабря 1950 года на Пленарном собрании Генеральная Ассамблея ООН официально установила отмечать 10 декабря День прав человека (Human Rights Day).

Всеобщая декларация прав человека (Universal Declarationof Human Rights, UDHR) - судьбоносный документ, в котором провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Вслед за принятием декларации население Земли получило надежду на право быть свободным, жить без насилия, дискриминации, войн и экологических катастроф.

Каждые 5 лет 10 декабря, в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека, проходит церемония вручения премии ООН в области прав человека. Премия ООН в области прав человека была учреждена в 1966 году для награждения тех, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека.

Декларацию переводят чаще, чем любой другой документ в мире. Текст существует более чем на 500 языках. Данный факт зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.

Это важно для каждого жителя Таджикистана

В Республике Таджикистан ежегодно в День прав человека различными общественными, правозащитными и образовательными организациями проводятся разнообразные официальные и неофициальные мероприятия, обращенные на просвещение населения по вопросам прав человека и их защиты.

День прав человека востребован среди жителей Республики Таджикистан, так как еще в стране есть нерешенные проблемы. У женщин и девушек основные права ущемляются в семье и на работе. Например, некоторым замужним девушкам религиозно настроенные родители, не дают учиться или работать.

А женщины и девушки, имеющие отличное образование порой не могут найти достойную работу из-за гендерного дисбаланса и из-за предвзятого мнения о женщине и её роли в таджикском обществе. Для решения данной проблемы правительство РТ разработало Государственную программу воспитания, подбора и расстановки руководящих кадров республики Таджикистан из числа одарённых женщин и девушек на 2017 — 2022 годы

Семейных женщин эксплуатируют родственники мужа. Порой их заставляют делать абсурдные вещи, например, каждый день, нагревать воду для совершения ритуального омовения.

В стране также ущемляются права пожилых граждан. С достижением пенсионного возраста люди оказываются изолированными от общества. Они не могут достойно организовать свой досуг. Их пенсии не позволяют посещать культурно-развлекательные мероприятия, оздоровительные центры, санатории и курорты, а также совершать туристические поездки.

Лица без определенного места жительства, которых в обществе называют бомжами, практически полностью ущемлены в своих правах. Они не имеют работы, у них нет возможности учиться.

В стране также есть факты нарушения прав человека в системе правосудия. Подозреваемые в совершении преступления, заключенные и их родственники, а также адвокаты порой тратят годы на поиск правды.

Равшан Меликшоев, специально для «Дайджест- Press »

10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека. В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО. В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

В 2013 году лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

Этот праздник предложила отмечать Генеральная Ассамблея ООН. Дата связана с принятием Всеобщей декларации прав человека. 10 декабря 1948 года эта декларация была принята, а с 1950 года стал отмечаться праздник.

Каждый год ООН обозначает тему Дня прав человека. В 2012 году такой темой было "Мой голос имеет значение".

Из истории праздника

В Советском Союзе такого праздника не было. Для власти правозащитники тогда были диссидентами и отщепенцами. Считалось, что на защите всех прав людей стояла КПСС. В райком, ЦК можно было пожаловаться на любого начальника. В газетах, которые контролировала та же КПСС, тоже часто печатались жалобы. Но на партию жаловаться было некому.

Тогда, в 70-х годах родилось правозащитное движение. Состояло оно из людей, недовольных политикой партии. В 1977 году 10 декабря участники этого движения впервые провели мероприятие к Всемирному Дню прав человека. Это был "Митинг молчания" и прошел он в Москве, на Пушкинской площади.

В тот же день в 2009 году деятели демократического движения в России снова провели "Митинг молчания" на том же месте. Этим они хотели показать, что права человека в России снова грубым образом нарушаются.

Международный День защиты прав человека в разных странах

В ЮАР этот праздник считается национальным. Там он отмечается 21 марта, когда начинается Неделя солидарности с народами, выступающими против расизма и расовой дискриминации. Эта дата также является годовщиной резни в Шарпвилле в 1960 году. Тогда полицейские расстреляли толпу афроамериканцев, вышедших на демонстрацию. В тот день было убито около 70 человек. День прав человека в Беларуси имеет важное для ее граждан значение. В этот день каждый год на улицы выходят люди и требуют от властей прекращение тотального попирания прав и свобод человека.

Многие правозащитные организации, в том числе и Комитет по правам человека ООН утверждают, что в Республике Беларусь при президенте Александре Лукашенко происходили и происходят до сих пор грубые нарушения прав человека.

В Республике Кирибати этот праздник вообще стал нерабочим днем.

В России в День прав человека проводится множество официальных и неофициальных мероприятий. В 2001 году в честь этого праздника была учреждена премия им. Сахарова. Она присуждается деятелям российских СМИ в единственной номинации "За журналистику как поступок".

Выступим в защиту равенства, справедливости и человеческого достоинства

День прав человека отмечается 10 декабря - именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла . В 2017 году в День прав человека стартует рассчитанная на один год кампания, приуроченная к предстоящей 70-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека - эпохального документа, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Декларацию переводят чаще, чем любой другой документ в мире: ее текст существует более чем на 500 языках .

Декларация была составлена представителями различных правовых и культурных систем из разных стран мира, поэтому в ней закреплены универсальные ценности и общая мера достижений всех народов и всех стран. В Декларации провозглашаются равное достоинство и ценность каждого человека. Декларация и обязательства по соблюдению ее принципов, принятые государствами-участниками, позволили защитить достоинство миллионов людей и заложить основы для создания более справедливого мира. Несмотря на то, что изложенные в Декларации обещания еще не полностью реализованы, сам факт того, что она выдержала испытание временем, свидетельствует о неизменной универсальности ее вечных ценностей - равенства, справедливости и человеческого достоинства.

Всеобщая декларация прав человека вдохновляет всех нас. Закрепленные в ней принципы сегодня ничуть не менее актуальны, чем в 1948 году. Нам надлежит защищать свои собственные права и права других людей. И в своей повседневной жизни мы можем отстаивать права, которые направлены на защиту всех нас, и укреплять тем самым братство всех людей.

#StandUp4HumanRights

  • Всеобщая декларация прав человека вдохновляет всех нас.
  • Каждый из нас ежедневно сталкивается с вопросами прав человека.
  • Эти универсальные ценности заложены в основу единого человечества.
  • Равенство, справедливость и свобода - это средства предотвращения насилия и поддержания мира.
  • Пренебрежение ценностями человечества - где бы и когда бы оно не имело место - подвергает опасности всех нас.
  • Нам надлежит защищать свои собственные права и права других людей.

Права человека и цели в области устойчивого развития

Цели в области устойчивого развития и права человека взаимосвязаны. Там, где попираются права человека невозможно достичь всех целей. Учреждения ООН ведут свою работу, пытаясь внедрить оба аспекта в свою повседневную деятельность. Об этом этот веб-сайт .