Ее правовой системы если международным. Международная правовая система
К началу 2017 года согласно официальной статистике, каждый третий плательщик алиментов отказывается выполнять свои обязательства, полагая, что родитель, осуществляющий в одиночку воспитание ребенка, не сможет ничего предпринять для того, чтобы получить установленные законом средства на его содержание.
Кроме неблагоприятных юридических последствий есть еще последствия морального плана: вряд ли родитель, не уплачивающий средства на содержание ребенка, сможет построить гармоничные отношения со своим сыном или дочерью. Хотя, если человек не хочет платить алименты, он наверняка не нуждается в том, чтобы общаться с ребенком и поддерживать с ним дружескую связь.
Заставить нерадивого родителя исполнять свои алиментные обязанности можно в судебном порядке на основании ч.2 ст.80 СК (Семейного кодекса). Для этого требуется подготовить и направить в суд заявление о вынесении судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.
При этом согласно статье 124 ГПК подаваемый документ должен содержать:
- Название судебного органа, в который направляется требование;
- ФИО лица, подавшего заявление, – взыскателя, а также его место проживания;
- ФИО человека, с которого будут взыскиваться алименты, – должника, а также его место проживания. При наличии соответствующих данных здесь же следует указать дату и место рождения данного лица и его место работы;
- суть требований (в данном случае это взыскание алиментов), а также обстоятельства, их обосновывающие (факт отцовства или материнства должника)
- документы, подтверждающие факт наличия основания для взыскания денежных средств (свидетельство о рождении ребенка и иные материалы);
- список приложенных к заявлению документов (в первую очередь сюда входит документ о выплате госпошлины – в соответствии с п.2 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса ее размер составляет 50% от величины ставки, уплачиваемой при подаче исковых заявлений).
В процессе создания заявления вам будет полезен размещенный ниже бланк, который доступен для просмотра и скачивания СКАЧАТЬ
Подготовленный документ подается в мировой суд по месту проживания лица, взыскивающего алименты. Это делается самостоятельно или через представителя. Во втором случае у подающего лица должна быть в наличии заверенная нотариусом доверенность, выданная от имени взыскателя алиментов.
Поданный документ должен быть рассмотрен в течение 5 дней с момента получения, что установлено ст.126 ГПК. При этом не производится судебное разбирательство и участвующие в деле стороны не вызываются в суд.
Изданный судебный приказ направляется должнику. Если он в течение 10 дней после получения указанного документа не представит в суд свои возражения по данному поводу, то по истечении этого периода приказ посылается на исполнение в службу судебных приставов.
Если же должник направит судье в письменном виде свое несогласие с утвержденным решением, то имеющийся судебный приказ в соответствии со ст.129 ГПК будет отменен. В этом случае для истребования алиментов взыскателю будет необходимо повторно обратиться в мировой суд , но уже не с требованием о получении судебного приказа, а с исковым заявлением .
Правильно подготовить иск для его представления в суд можно с помощью размещенного ниже образца СКАЧАТЬ
При уклонении от уплаты средств на ребенка актуальным является формирование задолженности. Задолженность образуется в следующих случаях:
- Если суд установил размер алиментных выплат в твердой денежной сумме, но плательщик по тем или иным причинам не выплачивает средства. При этом для начисления задолженности нужно умножить число месяцев, в течение которых средства не выплачивались, на установленную судом твердую денежную сумму.
- Если суд установил размер алиментных выплат в процентах от заработка, но плательщик не работает, а также не получает иного дохода. Для начисления задолженности при этом исходят из размера среднемесячной заработной платы в стране на тот момент, когда осуществляется взыскание задолженности.
Кроме того, суд может постановить взыскать с неплательщика неустойку , которая будет равна 0,5 % от всей суммы образовавшейся задолженности за каждый просроченный день. Неустойка считается дополнительной мерой, которая призвана стимулировать должника своевременно исполнять алиментные обязательства.
Уклонение от исполнения алиментных обязательств может быть злостным, а это уже влечет серьезные последствия. Однако только суд может постановить, что поведение неплательщика является именно таковым.
Злостное уклонение от уплаты алиментов - систематическое и упорное намеренное неисполнение своих обязанностей по содержанию ребенка в рамках алиментных правоотношений. Налицо должно быть длительное и без уважительных причин неоказание финансовой помощи в содержании ребенка и поведение, которое говорит о нежелании это делать. О «злостности» могут говорить следующие особенности поведения плательщика:
- нахождение в розыске из-за неуплаты алиментов;
- сокрытие реальных доходов;
- перемена места жительства для того, чтобы была возможность уклониться от уплаты средств;
- образование значительной задолженности по алиментным выплатам;
- уклонение от устройства на работу посредством центра занятости;
- неуплата алиментов в течение длительного периода (4 и более месяцев);
- невыплата средств даже после того, как судебные приставы вынесли предупреждение о возможной уголовной ответственности.
За невыплату алиментов могут наступить два вида ответственности:
- Гражданско-правовая ответственность. Данный вид ответственности выражается в уплате неустойки, если образовалась задолженность по вине того лица, которое обязано выплачивать средства на содержание ребенка. Размер неустойки, как было упомянуто выше, равен 0,5% от всей суммы задолженности по алиментам за каждый просроченный день. Для взыскания этой неустойки заинтересованное лицо самостоятельно либо посредством обращения в прокуратуру должно подать исковое заявление, содержащее требование добиться взыскания неуплаченных средств и неустойки.
- Уголовно-правовая ответственность . Данный вид ответственности наступает согласно статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. Основанием является злостное уклонение от уплаты средств, предназначенных для содержания несовершеннолетнего ребенка. При злостном уклонении от уплаты средств на содержание ребенка неплательщики алиментов не могут быть лишены свободы. Среди возможных видов уголовной ответственности статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает исправительные работы (до 1 года), обязательные работы (120-180 часов), арест (до 3 месяцев). Уголовное преследование и судимость могут мотивировать нерадивого родителя на исполнение своих обязательств.
Неуплата алиментов может также повлечь за собой лишение родительских прав. Условия, при которых родитель может перестать быть таковым по закону, следующие:
- Злостное уклонение от уплаты алиментов.
- Полное отсутствие родительского участия в жизни ребенка.
Лишение родительских прав – сложная процедура. Она влечет за собой следующие последствия:
- Для неплательщика, который теряет право
:
- защищать интересы ребенка;
- истребовать ребенка от других лиц;
- давать согласие на совершение ребёнком в возрасте 14-18 лет сделок;
- ходатайствовать об ограничении либо лишении ребенка 14-18 лет права самостоятельного распоряжения своими доходами;
- давать согласие на эмансипацию ребенка до 16 лет;
- получить пенсионное обеспечение в связи со смертью ребенка (кормильца);
- наследовать за ребёнком по закону.
- Для второго родителя, который осуществляет воспитание ребенка. Он имеет право
:
- сменить имя, фамилию и даже отчество ребенка без согласия второго родителя;
- выезжать с ребенком за границу без разрешения второго родителя;
- позволить другому супругу (отчиму, мачехе) усыновить ребенка без получения согласия со стороны родного отца/матери;
- запретить неплательщику встречаться с ребенком, а также принимать участие в его образовании и воспитании.
- Для ребенка, который освобождается от обязанности содержать лишенного прав родителя в старости или выплачивать ему алименты.
Если родитель не платит алименты на ребенка не первый год, у него есть все шансы потерять всякую юридическую связь со своим ребенком.
К сожалению, многие российские граждане не знают, полагается по закону. Между тем осведомленность в этом вопросе помогла бы не только лицу, воспитывающему ребенка, добиться выплат от ответчика, но и самому нерадивому родителю избежать неприятностей в связи с уклонением.
На данном ресурсе вы сможете узнать, какая «светит» алиментообязанному и просветить экс-супруга относительно всех возможных последствий:
- административных;
- уголовных;
- гражданских.
Виды наказаний
Если один из родителей категорически отказывается исполнять свои обязательства по материальному обеспечению совместного чада, его постигнет наказание, мера которого определяется в зависимости от многих факторов:
- наличия судебного приказа либо алиментного соглашения об отчислениях средств на ребенка;
- длительности и последовательности уклонения;
- злонамеренности противоправных действий ответчика;
- отсутствия / наличия смягчающих обстоятельств (внезапной болезни, изменения семейного, материального положения, других форс-мажорных ситуаций);
- желания взыскателя наказать ответчика.
Таким образом, наказание можно классифицировать по степени тяжести на ответственность: гражданскую, административную, уголовную; в зависимости от меры вины ответчика на: наказание за целенаправленную неуплату алиментов и уклонение по уважительной причине (в последнем случае взыскуемый может быть полностью оправдан и даже освобожден от выплат).
Учтите! Одним из видов возмездия является лишение родительских прав. Если вы не хотите, чтобы это произошло, постарайтесь уладить вопрос мирным путем.
Лишение родительских прав может быть невыгодно обеим сторонам, ведь алиментообязанный после вступления в силу данного постановления освобождается от всех своих обязанностей по отношению к ребенку.
Другие наказания: лишение права управления ТС
С 2016 г. появился новый вид наказания за неуплату алиментов – лишение прав вождения ТС. Для многих эта мера является более серьезной, чем, например, штраф. Воспользоваться данным способом воздействия на нерадивого отца (мать) можно, если лицо задолжало от 10000 руб.
Гражданские меры предупреждения неплательщика
Гражданская ответственность – это, скорее предупреждение ответчику, чем реальное наказание. Мера пресечения предполагает выплату неустойки в стандартном для таких случаев размере – 0,5% от задолженности за день просрочки. Вовремя платите бывшей второй половине или заранее информируйте второго родителя об отсрочке, если не хотите получить официальное уведомление о необходимости выплатить пеню за опоздание с уплатой.
Административная ответственность
Более ощутимо бьющий по карману штраф – это уже административные меры воздействия на неплательщика. Придется выплатить 20000 руб. истцу либо отработать принудительно до 150 ч., либо не понаслышке узнать, что такое административный арест сроком от 10 суток.
На активы, счета в банке, любое имущество неплательщика также могут наложить арест. Если человек не пересмотрит своего отношения к выплатам денег и будет продолжать уклоняться от своих обязанностей по содержанию малыша, его могут привлечь по уголовной статье. Но это – крайняя мера, нежелательная, в том числе и для ребенка, ведь в будущем у него будут проблемы с принятием на некоторые должности в связи с судимостью близкого родственника.
Уголовная статья за неуплату
Учтите, что неуплата алиментов статья УК РФ №157 – это далеко не призрачная перспектива для граждан, игнорирующих неоднократно судебные постановления, намеренно скрывающихся от судебных приставов и утаивающих реальный размер своих доходов с единственной целью – неуплаты алиментов.
Суд может вынести строгий приговор:
- отправить в соответствующие специально созданные места подсудимого на исправительные работы на немалый срок – до 1 года;
- принудить его к исправительным работам на тот же срок, но с возможностью выполнить их, не покидая места работы;
- арестовать должника на 3 месяца;
- лишить его свободы с более жесткими условиями содержания на срок о 1 года.
Учтите, что судимость еще ни для кого не была положительным опытом (проблемы с трудоустройством обеспечены), поэтому лучше не запускать ситуацию до критической и не вынуждать вторую половину подавать на вас судебный иск.
Алгоритм привлечения к ответственности должника
Чтобы наказать уклониста, действуйте по такой схеме:
- отправьтесь в суд и напишите заявление о принудительном взыскании средств с уклониста;
- в случае удовлетворительного ответа на иск, выдадут исполнительный лист, который нужно передать в службу судебных приставов;
- затем придется до 10-и дней ждать, пока приставы начнут приводить в жизнь исполнительное производство.
Если ответчик по-прежнему будет уклоняться от исполнения решения суда, его можно будет привлечь к ответственности.
Важно! Привлечь к ответственности просто только на словах. На деле человека не всегда можно найти, если он скрывается от уплаты алиментов, и еще нужно доказать «злостный» характер его действий и прямой умысел.
Вся процедура не быстрая. Могут пройти месяцы, годы, прежде, чем Вы что-то получите на содержание ребенка / детей. Причем количество отпрысков нисколько не влияет на строгость взыскания. Ситуация может усложниться еще и тем, что на руках у вас вместо судебного постановления о принудительном взыскании алиментов будет алиментное соглашение, по которому сложнее привлечь уклониста к ответу, а его мера ответственности определяется соответственно прописанным пунктам.
Что делать, если судопроизводство затянулось?
Если исполнительный лист никак не вступает в силу, и результата нет, можно попробовать применить следующие меры воздействия:
- написать письмо в службу приставов с просьбой перечислить предпринятые меры по выполнению решения суда, а конкретно – взыскания долга с неплательщика;
- пожаловаться на бездействие приставов, если таковых разъяснений вы не получили и дело не сдвинулось с мертвой точки;
- обжаловать бездействие службы приставов;
- потребовать справку о размере долга у пристава и подать иск на выплату неустойки и суммы задолженности;
- написать заявление о желании привлечении экс-мужа (жену) к уголовной ответственности.
Ответственность за неуплату алиментов в 2017 году
Неуплата алиментов является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. К сожалению, многие родители (чаще всего мужчины) недобросовестно относятся к своим обязанностям по материальному обеспечению ребенка, и отказываются выплачивать алиментные отчисления, совершенно не подозревая, что подобное решение может принести за собой существенные проблемы. Граждане не знают, что грозит за неуплату алиментов, и потому с недостаточной серьезностью относятся к последствиям своего поступка.
Согласно с действующими правовыми нормами и принципами, родители несовершеннолетнего ребенка должны его как содержать, так и материально обеспечивать. При бракоразводном процессе финансовые обязательства по обеспечению детей делятся равномерно пропорционально между родителями. И тот родитель, который будет жить отдельно от ребенка, обязуется выплатить ему финансовую помощь. Однако, во многие ситуациях пользователь не знает, обязан ли он следовать букве закона, что будет если не платить алименты и сажают ли за нарушение в тюрьму, а также можно ли уменьшить сумму алиментов или избежать выплат.
Чаще всего размер алиментов соответствует определенной доле заработка плательщика. Согласно положениям ст.81 СК РФ, существуют определенные пределы выплат, которые составляют 25% от дохода – на одного ребенка, 33,33% — на двоих детишек и 50% на трех и более несовершеннолетних.
Впрочем, данные величины не являются обязательными, и суд может изменить размер выплаты, если брать во внимание разнообразные дополнительные факторы, такие как материальное положение плательщика, нуждаются ли дети в дополнительных средствах на лечение или уход и многое другое.
В соответствии с действующими нормами права, ответственность за неуплату будет устанавливаться исходя из степени вины должника. И последствия неуплаты алиментов будут нести значительные проблемы для должника. Так помимо реального тюремного срока ему может грозить лишение отцовства с сохранением всех обязанностей по финансовому обеспечению несовершеннолетнего.
В соответствии с требованиями законодательной базы под злостной неуплатой алиментов понимают категорическое нежелание плательщика осуществлять выплаты в пользу своего ребенка. Таким образом, нарушаются основополагающие права ребенка на достойное материальное обеспечение, что является грубейшим нарушением.
Признаками злостного уклонения от алиментов могут выступать следующие факторы:
- Должник находится в розыске из-за накопившихся задолженностей по алиментам;
- Гражданин намеренно вводит в заблуждение второго родителя и правоохранительные органы относительно своих реальных заработков;
- В попытке избежать обязательных выплат плательщик часто меняет свое место жительства, чтобы осложнить судебным исполнителям поиски должника;
- Гражданин категорически не желает трудоустраиваться и отклоняет все предложения, поступающие от центра занятости и добровольно становится тунеядцем;
- Пользователь игнорирует предупреждения судебных приставов о возможном уголовном преследовании;
- Срок уклонения составляет более 6 месяцев, или же за все время неуплаты накапливается весьма значительная сумма долга.
Стоит обратить внимание, что в том случае, если суд устанавливает, что должник не выплачивает алименты из-за определенных уважительных причин, то в отношении должника могут не применяться некоторые меры наказания.
Освобождение плательщика от необходимости выплачивать алименты
Стоит сразу же отметить, что основополагающие положения и принципы СК РФ устанавливают, что полностью избежать ответственности за неуплату невозможно, однако существуют некоторые моменты, когда плательщик может быть освобожден от уплаты штрафных санкций.
Законодательно определены основные причины для освобождения должника от необходимости выплачивать разнообразные пени и штрафы (ст.401 ГК РФ):
- Должник находится на территории, где ведутся активные боевые действия;
- Гражданин проживает в тяжелых условиях из-за стихийных бедствий или техногенных аварийных ситуаций;
- Должник находится в зоне террористических операций;
- Задолженность возникла из-за вины третьих лиц. К примеру, бухгалтерия предприятия несвоевременно перечисляла отчисления, или же не делала этого в принципе.
Если между бывшими супругами подписано мировое соглашение, причины могут быть самыми разными, и они отдельно оговариваются при заключении соглашения. В том случае, если лишенные родительских прав отец и мать не платят ребенку, в их отношении будет открыто судебное судопроизводство.
Однако, стоит принимать во внимание, что некоторые обстоятельства не могут быть признаны уважительными, и должник не будет освобожден от ответственности. Среди них:
- Утрата трудоспособности должника;
- Увольнение с занимаемой должности;
- Огромные кредитные долги;
- Необходимость в осуществлении выплат по различным гражданским и правовым соглашениям.
Помимо этого, возможны некоторые послабления для тех плательщиков, у которых изменился статус (как финансовый, так и семейный), например, родился другой ребенок и необходимы средства на его содержание.
Согласно с существующими правовыми принципами, если имеет место ситуация, когда алименты на ребенка не выплачиваются, злоумышленник будет подвергнут нескольким видам наказания, которое будет установлено исходя из дополнительных параметров (сумма долга, срок невыплаты и т.д.).
Если плательщик не погашает свои обязательства, то согласно с общими правилами для должнику предстоит также оплатить некоторые штрафы. За каждый просроченный день начисляется пеня в размере 0,5%. Неустойка за невыплату алиментов также будет равна 0,5%.
Однако, стоит отметить, что для того, чтобы в отношении должника были приняты данные меры, получателем платежей должно быть подано соответствующее ходатайство в судебный орган с соответствующими расчетами. После того, как суд проверит обоснованность требований, будет вынесено окончательное решение.
Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов будет происходить на основании действующих правил и норм. Административное наказание для должника будет представлено в виде:
- Начисление штрафа;
- Ограничение права распоряжения имущественными ценностями;
- Лишение родительских прав за неуплату алиментов;
- Ограничение перемещения в стране и полный запрет на выезд за границу территории, подконтрольной РФ;
- Лишение водительских прав за неуплату алиментов.
Последние две меры были приняты относительно недавно, но уже успели доказать свою эффективность. Угроза запрета на выезд (алиментщик не может выехать за границу) и лишение прав на управление транспортом чаще всего играют важную роль, заставляя должников рассчитываться по счетам. Если верить статистике, именно решение лишить водительских прав заставляет должников-водителей в кратчайшие сроки разбираться со своей задолженностью, чтобы вернуть свое удостоверение.
Если супруг избегает исполнения обязанностей, сумма долга равняется весьма значительным показателям или же существуют дополнительные факторы, он будет строго наказан в рамках действительной правовой базы. Привлечение к уголовной ответственности за неуплату алиментов будет происходить исходя из положений ст. 157 УК РФ. Таким образом, если бывший муж не платит алименты ему грозит:
- Исправительные работы в течении года;
- Принудительные работы в специальных поселениях на 1 год;
- Многих пользователей волнует вопрос, могут ли посадить за неуплату алиментов. Согласно действующим нормам, злоумышленник будет задержан на 3-месячный срок;
- Ограничение свободы. В данном случае срок за неуплату алиментов будет составлять максимум 1 год
Если будет определено, что гражданин является злостным нарушителем, и всячески уклоняется от исполнения обязательств, против него может быть применена еще одна мера, предусмотренная ст.69 СК РФ. Нарушителя могут лишить родительских прав за неуплату алиментов. Впрочем, ограничение родительских прав отца сохранят обязанности по содержанию ребенка и его финансовому обеспечению будут сохранены, и должник вынужден будет и в дальнейшем осуществлять алиментные отчисления в пользу ребенка.
Как привлечь к уголовной ответственности за неуплату алиментов
Если на практике пользователь сталкивается с неисполнением условий алиментных обязательств по содержанию общих детей, он имеет полное право обратится в суд с целью привлечения нарушителя к ответственности. Сразу же стоит отметить, что данная задача относится к категории сложных, и потому необходимо будет запастись терпением и узнать, чем грозит должнику неисполнение обязательств. На законодательном уровне закреплен определенный порядок действий, который должен исполняться истцом в полной мере.
Стоит отметить, что в некоторых ситуациях можно столкнуться с проблемой, когда судебный исполнитель по тем или иным причинам не демонстрирует должной активности в поиске решения проблемы. Чтобы ускорить процесс заявителю необходимо будет подать приставу иск о привлечении нарушителя к ответственности, но если эта мера ничего не даст, то в такой ситуации последует жалоба на судебного пристава должностным лицам.
Заявление о привлечении к уголовной ответственности за неуплату алиментов
Принудить нерадивого родителя исполнять его обязательства по финансовой поддержке ребенка можно в судебном порядке. Однако действовать нужно строго в регламенте, прописанном в ч.2 ст.80 Семейного кодекса РФ. В первую очередь необходимо подготовить и передать на рассмотрение в судебные инстанции иск с претензиями к должнику. В нем, согласно положениям ст. 124 ГПК должны быть указаны следующие данные:
- Полное наименование судебной инстанции, в которую направляется иск;
- Персональные данные истца и ответчика, с указанием места регистрации, ФИО, места работы должника и т.д.;
- Основные претензии к должнику (невыплата алиментов) с аргументацией каждого требования;
- Документация, устанавливающая факт родственных отношений должника и ребенка (свидетельство о рождении и т.д.);
- Приложения к иску, представляющие собой документы, в которых проводятся расчеты невыплаченной задолженности, штрафные санкции, пеня и неустойка.
Согласно требованиям законодательства, иск имеет определенную форму, и должен подаваться исключительно в письменной форме. Образец заявления найти довольно просто, достаточно попросить его в судебном органе, или же найти на соответствующих форумах в сети интернет.
Право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается у всех народов, называется правом общенародным, правом, которым пользуются все народы.
1. Определение. Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов, формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с правовыми системами государств.
2. Предмет регулирования международного права - отношения между государствами (межгосударственные отношения) и отношения с участием различных участников международного общения (иные международные отношения). Наряду с этим нормы международного права в определенной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отношений).
Международное право по его базовым признакам - совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений - родственно праву государства, т. е. внутригосударственному (национальному) праву, являющемуся традиционным объектом изучения юриспруденции, начиная с теории государства и права.
В термине «международное право» совмещены слово «право», которое уже известно по предыдущим разделам и главам учебника, и слово «международное», придающее первому слову специфический смысл. В отличие от традиционной характеристики права как сопутствующей определенному государству категории, как регулятора внутригосударственных отношений, оценка международного права обусловлена его особой ориентацией. Оно предназначено прежде всего и главным образом для отношений, выходящих за юрисдикционные рамки отдельного государства, т. е. для отношений, затрагивающих интересы нескольких, многих или всех государств.
3. Основные черты современного международного права. Зарождение международного права исторически сопряжено с возникновением государств и свойственного каждому государству права. Сложный и противоречивый процесс его становления и развития воплощает те же закономерности, которые присущи истории государства и права. Своего рода прообразом международного права явилось сложившееся в римском праве «право народов» («gentium») в качестве свода правил, применявшихся во взаимоотношениях Римского государства с другими государствами («общее для всех народов право»).
Прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственном общении стали существенными факторами совершенствования и демократизации международного права.
Современное международное право функционирует в сложной среде, так как государства, формирующие и реализующие это право во взаимных отношениях и во внутренней деятельности, имеют значительные различия в общественно-политическом строе и во внешнеполитических позициях. Одна из важнейших задач современного международного права наряду с обеспечением поддержания международного мира и безопасности - содействие, как сказано в Уставе Организации Объединенных Наций, «социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Согласно принятой в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государ-
еория госуд. и права
ствами в соответствии с Уставом ООН, отношения между государствами осуществляются «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития».
Современное международное право складывается как подлинно универсальное в том смысле, что в международном сотрудничестве и в общих международных договорах вправе участвовать все заинтересованные государства.
Современное международное право декларирует запрет агрессивных войн, насильственных методов решения межгосударственных споров, квалифицируя такие действия как международные преступления, преступления против мира и безопасности человечества. В международном праве выработан достаточно действенный механизм достижения и выполнения согласованных решений, применяются взаимоприемлемые процедуры урегулирования межгосударственных споров мирными средствами.
В современном международном праве совмещены противоречивые тенденции -- тенденция к поддержанию единых, общепризнанных принципов международного правопорядка, к которым прежде всего относятся принципы суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и др., и тенденция к противопоставлению интересам международного сообщества в целом своекорыстных интересов.отдельных государств и групп государств.
Вторая тенденция способна породить деформированный правопорядок, при котором отдельные, считающие себя привилегированными, государства претендуют на особый статус и решающую роль в мировой политике, что несовместимо с общепризнанными и общеобязательными нормами jus cogens, отклонение от которых недопустимо и порождает международно-правовую ответственность. Подлинная безопасность и общественный прогресс достижимы только в условиях добросовестного соблюдения основ международного права.
Каждое государство как самостоятельное, суверенно-властное образование существует и функционирует в системе государств и межгосударственных объединений. Совокупность взаимодействующих государств и объединений, связанных согласованными целями и интересами, принято характеризовать как международное сообщество. В определенных международно-правовых актах принято выражение: «Международное сообщество государств в целом».
Международное сообщество как межгосударственный феномен не имеет организованной оформленности. Оно не претен-
Глава 28. Международное право как особая система
дует на статус «мирового государства», ибо не обладает суверенно-властными функциями. Не будучи субъектом международного общения, оно идеально олицетворяет всемирные связи государств, их взаимодействие на основе принципа суверенного равенства.
Вместе с тем международное сообщество обретает реальные очертания в тех случаях, когда государства формируют универсальные по составу объединения. Каждое такое объединение вследствие участия в нем практически всех суверенных государств как бы олицетворяет собой международное сообщество (ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.). В уставе ООН, вступившем в силу 24 октября 1945 г., провозглашена решимость утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.
Конституция РФ предусматривает (ст. 79) возможность участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Здесь имеются в виду не только универсальные, но и региональные объединения, т. е. международные организации, которые охватывают группу государств определенного района земного шара, предназначены для воплощения их интересов и действуют в пределах соответствующего региона.
Таким образом, международное право не имеет «партнера» в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему правом этого государства.
4. Международные правоотношения. Субъекты международного права. Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности.
Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей.
Однако в течение долгого времени традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало «привязку» субъектов только к этим отношениям.
Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире
Иначе говоря, только участники межгосударственных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов.
При таком подходе имеются в виду следующие отношения:
между государствами - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;
между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными;
между самими международными межправительственными организациями.
Поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные.
В теории международного права существует концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чьей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью.
Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера -между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций.
Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединениями и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения.
Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов РФ. Относительно самостоятель-
Глава 28. Международное право как особая система
ный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству и реализуют его при согласии других государств. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов РФ - это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств.
Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее актуальным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.
Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно, бытующее и сегодня мнение о том, что, поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией своих государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.
Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.
Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются:
Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире
субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяю-
щие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве,
не может находиться в стороне от практики применения норм;
субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нор-
мотворческой способностью.
К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере - субъекты федеративного государства; ко второй - неправительственные организации, юридические лица, индивиды -- строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.
В международных договорах и иных актах используется как термин «международная правосубъектность», так и термин «международная правоспособность», хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.
Таким образом, исходя из общетеоретического понимания правосубъектности, можно предположить, что субъектами современного международного права являются:
суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования, прежде всего Ватикан;
международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;
международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;
составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;
международные хозяйственные объединения при действиях, выходящих за пределы юрисдикции отдельных государств;
юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;
физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого иностранного элемента, и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).
Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом
Глава 28. Международное право как особая система
возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.
Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.
Государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и из международных договоров, признанных соответствующими государствами. В соответствии с одним из традиционных принципов «pacta sunt servanda» (договоры должны соблюдаться) каждый действующий договор подлежит исполнению не только в международных отношениях, но и в сфере внутригосударственной юрисдикции. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (п. I ст. 27) государство - участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им этого договора.
Поскольку положения данной Конвенции являются общепризнанными нормами, Россия, как и другие государства, руководствуется указанным предписанием в рамках своей правовой системы.
Признавая общие международно-правовые принципы и нормы, участвуя в международном договоре, Российская Федерация выполняет взятые на себя обязательства в двух направлениях:
во-первых, ее законодательные органы на федеральном и региональном уровнях осуществляют приведение в соответствие с международными нормами правил национального законодательства;
во-вторых, ее компетентные органы обеспечивают непосредственное действие (применение) международно-правовых норм в правоприменительном процессе в тех случаях, когда задачи не могут быть решены исключительно внутренними нормативными средствами.
430 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире
Таковы предварительные замечания, которые представляются полезными для понимания важной конституционной формулировки: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), надлежащим восприятием отличий понятия «правовая система» от понятия «право». Правовая система является более сложной, более насыщенной категорией, вмещающей наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.
Международные договоры и нормы не только оказывают воздействие на российское законодательство как фактор совершенствования его норм, но и обладают способностью участвовать в регулировании внутригосударственных отношений в содружестве с законами и нормами нашего государства.
Функциональное назначение конституционной формулы проявляется в признании и (или) предписании прямого действия международных договоров и норм в сфере внутригосударственной деятельности, непосредственного их применения хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами (индивидами). О непосредственном действии в Российской Федерации положений международных договоров Российской Федерации говорится в ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Правила непосредственного применения международных договоров Российской Федерации к гражданским и иным отношениям закреплены в Гражданском кодексе РФ (п. 2 ст. 7), в ряде других кодексов и законов. Во многих нормативных актах международные договоры Российской Федерации включены в правовую основу деятельности органов государства наряду с Конституцией РФ и федеральными законами.
Вряд ли юридически оправдано получившее распространение в литературе включение международных"договоров в перечень источников внутригосударственного права (конституционного, административного, трудового и т. д.), поскольку речь идет о категории источника права. В рамках же правовой системы речь идет уже о применении как источников собственного права данного государства, так и принятых им источников
Глава 28. Международное право как особая система
международного права, а также, в особых случаях, даже источников права зарубежных государств. Комбинации различных источников и составляющих их правовых норм в условиях их согласованной реализации могут быть обозначены как правоприменительные комплексы. Так, при решении вопросов выдачи лица, обвиняемого в совершении преступления, подлежат совместному применению положения ч. 1 ст. 61 и ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, ст. 13 УК РФ, гл. 54 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), соответствующие акты другого государства, с которым Россия вступает в правоотношения, и международный договор о правовой помощи либо о выдаче с участием обоих государств.
Следует отметить, что в Конституции РФ, многих федеральных законах и других нормативных актах используется метод отсылок к международным договорам Российской Федерации, которые подлежат применению либо могут быть применены при решении вопросов, предусмотренных законодательством.
Практически важное значение имеют предписания Конституции РФ, всех кодексов (кроме Уголовного кодекса) и многих других федеральных законов, согласно которым в случаях несоответствия правил закона международному договору подлежат применению правила договора. Следует отметить, что в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах это предписание формулируется дважды - в отношении как процессуальных норм, правил судопроизводства (соответственно ч. 2 ст. 1 и ч. 3 ст. 3), так и материальных норм, правил разрешения дел (ч. 4 ст. 11 и ч. 4 ст. 13).
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Примененная здесь отсылка к международным договорам ориентирована главным образом на следующие акты:
Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к этому Пакту, регламентирующие право лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, представлять письменные сообщения на рассмотрение Комитета по правам человека -компетентного межгосударственного органа;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция), а также протоколы к ней, закрепляю-
432 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире
щие права и свободы, предполагаемое нарушение которых служит основанием для подачи соответствующими лицами индивидуальных жалоб в Европейский суд по правам человека. После вступления Конвенции в силу для Российской Федерации (5 мая 1998г.) это право активно используется многими гражданами РФ.
Еще один характерный пример отсылки к международному праву - это ст. 131 ТрК РФ, которая, предусматривая выплату заработной платы в валюте Российской Федерации (в рублях), допускает возможность оплаты труда и в иных формах, не противоречащих законодательству и международным договорам Российской Федерации.
5. Метод регулирования. Источники международного права. В соответствии с особым предметом регулирования формируется и специфический метод регулирования.
Правила международного общения создаются государствами посредством согласования их позиций как в процессе определения содержания этих правил, так и при признании их обязательными. Следовательно, основание формирования международно-правовых норм - это совместное волеизъявление государств, а не односторонняя деятельность органов одного государства.
Формы существования этих норм, т. е. источники международного права, определяются самими государствами в процессе нормотворческой деятельности.
Исторически сложилось два основных источника - международный договор и международный обычай, причем в ходе кодификации большинства отраслей международного права повышается значение именно договорной формы. Следует иметь в виду, что термин «международный договор» в качестве родового понятия приложим ко всем составленным в особой, договорной форме документам. Наименования конкретных договорных актов варьируются: договор, соглашение, конвенция, устав, пакт и т. д.
Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств как доказательство всеобщей практики, получившей официальное признание. Нет оснований для предположений о различной юридической силе договора и обычая в пользу первого. Они в равной мере обязательны для тех государств, которые их приняли и на которые они распространяются. Нередко одно и то же нормативное положение имеет двойное воплощение: договорное - для тех
Глава 28. Международное право как особая система
государств, которые участвуют в договоре, и обычное - для тех государств, которые пока данный договор не признали.
Специфическими источниками международного права становятся некоторые акты международных организаций (например, ООН, СНГ) и некоторые акты международных конференций и совещаний, если в них устанавливаются новые правовые нормы.
Международное право имеет сложную нормативную структуру, включая в себя как единые для всех или для большинства государств правила и договоры, именуемые общепризнанными, универсальными, так и правила, относящиеся к группе государств либо принятые несколькими или только двумя государствами (локальные нормы и договоры).
В совокупности общепризнанных норм принято выделять нормы jus cogens (буквально: неоспоримое право) -- императивные нормы общего международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств и целом и отклонение от которых недопустимо (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров). Эти нормы обладают высшей юридической силой; противоречащие им договоры считаются ничтожными. К ним прежде всего относятся нормы-принципы, составляющие основу всей международно-правовой системы.
Общепризнанные нормы определяют главные черты содержания международного права, обусловливают его социальную и юридическую ценность для всех государств, общечеловеческую ценность.
Вместе с тем международное право в тех или иных своих элементах имеет «привязку» к отдельным государствам. Каждое государство на базе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними участвует в формировании локальных норм, связывающих его лишь с отдельными государствами. Иначе говоря, у каждого государства образуется своя международно-правовая сфера, охватывающая наряду с общим международным правом индивидуализированные по кругу участников договоры.
Для Российской Федерации, как и для всех (или большинства) государств, имеют императивное юридическое значение такие универсальные акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Конвенция ООН о международной купле-продаже товаров и др.
434 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире
Однако многие договоры по своему содержанию и целевому назначению ориентированы на взаимодействие Российской Федерации с отдельными государствами либо в рамках группы государств.
Имеются в виду договоры двусторонние и многосторонние, но с ограниченным, в том числе по региональному признаку, числом участников (например, по таким вопросам, как оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; признание квалификаций, относящихся к высшему образованию, эквивалентности дипломов; регламентация территориальных проблем и т.д.).
Получила официальное закрепление формулировка: «международные договоры Российской Федерации», которая воплощена в ряде статей Конституции РФ, в наименовании и тексте Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», во многих федеральных законах. Так обозначаются все международные договоры, в которых участвует Российская Федерация.
Международное право как самостоятельная правовая система характеризуется собственным механизмом реализации.
Международный механизм реализации (правоприменения) состоит из двух компонентов - конвенционного и институционного. Первый - конвенционный - включает в себя договоры (конвенции) и иные международные акты, которые предназначены для конкретизации и толкования договоров, содержащих основополагающие нормы, для обеспечения их добросовестного выполнения, а также для осуществления международного контроля. Второй - институционный - охватывает организационно-правовую деятельность государств и иных субъектов, включая, в частности, работу специальных международных комитетов, комиссий, судебных учреждений, проведение совещаний, конференций, функционирование международных организаций.
С международным механизмом взаимодействует внутригосударственный механизм, элементами которого являются законы и иные нормативные акты, предназначенные для развития в соответствии с международными предписаниями национального законодательства, для обеспечения выполнения договорных норм, и органы государства, обладающие компетенцией в сфере выполнения международных обязательств.
Неисполнение международных обязательств, нарушение согласованных государствами международных норм влечет за со-
Глава 28. Международное право как особая система
бой или должно повлечь международно-правовую ответственность.