Что такое норма международного права. По предмету регулирования

Усложнение правовых функций предопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:
по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы;
по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
по юридической силе - императивные и диспозитивные;
по функциям в системе - материальные и процессуальные;
по способу создания и форме существования, т.е. по источнику, - обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы. Изучая сферу действия норм, «отцы международного права» мыслили его как всеобщее, универсальное. Но таковым оно никогда не было. Даже в условиях глобальной взаимозависимости государств идеологическая борьба и конфронтация поставили под вопрос само его существование. В политике и доктрине широкое распространение получила точка зрения, отрицавшая возможность существования универсальных норм.

Однако сама жизнь доказала, что даже в условиях холодной войны универсальные нормы могут быть достаточно эффективными. Правда, и после прекращения холодной войны отрицатели универсального международного права не перевелись. Однако большинство юристов отдают себе отчет в том, что без универсального международного права глобальная система международных отношений функционировать не может.

Известный британский юрист Р. Дженнингс заявил, что универсализм представляет собой сущностный принцип международного права. В советской доктрине коллектив авторов, исследовавших проблему универсальных норм, пришел к выводу, что рост числа и удельного веса общепризнанных норм в общей массе международно-правовых норм, рост их значения - одна из отличительных черт современного международного права.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права».

Итак, главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право.

Существуют нормы, которые принимаются ограниченным числом государств, но имеют всеобщее значение. Такие нормы устанавливают международный режим (например, для Антарктики, для космического пространства, для океанских проливов и др.). Нормы создаются наиболее заинтересованными государствами и постепенно находят признание со стороны других государств. Выходит, что и в данном случае нормы принимаются сообществом в целом.

Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. В регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане опыт Европейского союза.

В общем регионализм представляет собой реальное явление, с которым нельзя не считаться. Общее международное право открывает значительный простор для учета специфики региональных систем и вместе с тем устанавливает границы совместимости, за которыми наступает изоляция региональной системы.

Устав ООН содержит главу «Региональные соглашения», которая посвящена специфическому регионализму - военно-политическому. Для нас в данном случае представляет интерес лишь положение о том, что такие соглашения или их органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН (ст. 52).

Доктрине, а в определенной мере и практике известны концепции регионального международного права: американского, африканского, мусульманского, социалистического. Анализ этих концепций и соответствующего нормативного материала не позволяет обнаружить их существенной юридической специфики, которая позволила бы говорить о региональном международном праве. Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться в соответствие с универсальными международными стандартами, содействовать их реализации.

Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Международному праву присущ высокий удельный вес индивидуализированного регулирования в силу сравнительно небольшого числа субъектов и значения их интересов. Отмечается такая характерная черта международного права, как его партикуляризация, т.е. внимание к специфике ситуаций и особенностям отношений (Дж. Мерилс, Англия).

В результате локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно:
служат средством их конкретизации применительно к частным случаям;
способствуют их реализации в этих случаях;
регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом.

Немаловажно, что локальные нормы легче принимаются, изменяются и прекращаются. Они прокладывают путь общему международному праву, накапливая опыт регулирования. Таким путем обеспечивается динамизм международно-правового регулирования. В целом локальные нормы служат интересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли права в международной жизни. Поэтому общее международное право открывает значительный простор для регулирования на локальной основе.

Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и потому не включаются в общее международное право. Однако они прочно связаны с этим правом, черпают в нем юридическую силу, действуют в его рамках. Не являясь элементами общего международного права, локальные нормы образуют вместе с ним более крупную и менее единую систему международно-правовых норм.

Императивные нормы международного права. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм (jus cogens - императивное право), обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Считается, что императивные нормы - новое явление. Думается, это не совсем так. Без императивного регулирования не могли обойтись и международные отношения в прошлом. Оно императивно определяло порядок создания норм - только соглашением. Императивным был принцип pacta sunt servada (договоры должны соблюдаться), без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства и работорговли, а также некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс, определяющий характер международного права, его цели и принципы, основное содержание. Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.

Предпосылки для становления императивного права создал Устав ООН, который заложил основы нового миропорядка, определив его цели и принципы. Стала очевидной неприемлемость неограниченной свободы договоров. Устав закрепил преимущественную силу вытекающих из него обязательств. Новым шагом явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., которая впервые в позитивном праве четко закрепила концепцию императивных норм.

Большинство юристов-международников положительно отнеслись к концепции императивных норм, но были и такие, в том числе и весьма авторитетные, которые встретили ее скептически. Значительное число членов Комиссии международного права ООН поддержали концепцию и обратили внимание на то, что императивные нормы выражают общие интересы государств, международного сообщества в целом.

Ряд членов Комиссии связали концепцию императивных норм с понятием публичного порядка. Аналогичные взгляды были высказаны и представителями государств на Венской конференции по праву международных договоров. Представляется, что в современном международном праве действительно утверждается концепция международного публичного порядка, под которым понимается комплекс принципов организации сообщества, необходимых для его существования и развития. Эти принципы закрепляют исторически достигнутый уровень цивилизации, гуманизма и демократии. Делается это особым способом, с помощью императивного права, главная задача которого и состоит в поддержании публичного порядка. Поэтому оба явления взаимосвязаны.

Императивные нормы обеспечиваются особыми средствами. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими, действующими между всеми (erga omnes). Соответственно, в случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя. Речь идет о чем-то напоминающем римское actio popularis, дававшее право каждому члену общества предпринять юридические действия в защиту общественных интересов.

Приведенные положения нашли выражение в практике Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.

В решении Суда по делу о компании «Барселона Тракшн» (Бельгия против Испании) указывалось на необходимость проводить различие «между обязательствами государства в отношении всего международного сообщества как целого и теми, что возникают в отношении другого государства и касаются дипломатической защиты. По самой своей природе первые затрагивают все государства. Учитывая важность затрагиваемых прав, все государства могут считаться юридически заинтересованными в их защите; они являются обязательствами erga omnes»1. Комментируя это решение Суда, автор книги об обязательствах erga omnes (в которой использована и литература на русском языке) итальянский юрист М. Рагацци пишет, что решение указывает на две характерные черты обязательств erga omnes: «Первой является универсальность, в том смысле, что обязательства erga omnes обязательны для всех государств без исключения. Вторая - солидарность, в том смысле, что каждое государство рассматривается как обладающее юридической заинтересованностью в их защите».

Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах, охраняемых в таком порядке. К ним относятся принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.

Императивные нормы, обязательства erga omnes, международный публичный порядок отражают важную историческую тенденцию к социализации международного сообщества и его права. Растущая общность глобальных интересов все теснее связывает государства в едином сообществе. Международное право становится правом международного сообщества, задача которого - защита общих интересов государств, интересов международного сообщества в целом.

Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.

Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Некоторые авторы отрицают существование диспозитивных норм в международном праве (М. Ференц, США). По мнению других, отступление от диспозитивной нормы возможно лишь в ограниченных пределах, допустимы некоторые изменения и уточнения, которые не должны противоречить существу и цели универсальной нормы (Н.А. Ушаков). Однако, как свидетельствует практика, в том числе Международного Суда ООН, общая норма может не только уточняться, но и полностью приостанавливаться во взаимоотношениях соглашающихся об этом сторон. Такое соглашение может быть облечено и в форму обычая.

Процессуальные нормы. Существует два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.

В ходе работы над проектом статей об ответственности государств Комиссия международного права ООН использовала известное теории права деление норм на первичные и вторичные. Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но для нас важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.

Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности международного права побуждала государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и прекращение действия договорных норм. Многие из этих постановлений по аналогии применимы и к обычным нормам.

Важное место в процессуальном праве принадлежит нормам права международных организаций. Определенное значение имеют и общие принципы права, которые в основном являются процессуальными (например, никто не может быть судьей в собственном деле, приоритет специального закона в отношении общего и др.).

Для процессуального права, как и для международного права в целом, главное значение имеют основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов создания и осуществления международного права.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм.

Процессуальное право отличается высокой степенью диспозитивности. Оно определяет лишь общие черты процессуальной деятельности. Свои процессуальные нормы содержит практически каждый договор.

Функционирование международного права - это не чисто юридический процесс, понимаемый в духе чистой теории права. Это также политический и нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не использоваться и не взаимодействовать с процессуальными нормами. Генеральная Ассамблея и другие органы ООН довольно широко используют политические и моральные аргументы при толковании, развитии и применении международно-правовых норм.

Кроме названных существуют и другие виды норм. Наиболее важные из них будут рассмотрены особо. Здесь же коснемся тех видов норм, которые выделяются по менее значительным критериям.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Подчеркну относительность такого деления, поскольку, например, запрещающую норму можно понимать как обязывающую к определенному поведению. Важно то, что доминирует в содержании нормы. Например, запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

Запрет, табу - наиболее древний и примитивный способ регулирования. Немало запрещающих норм и в современном международном праве. Вместе с тем постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают, а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во имя достижения поставленной цели.

Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и решениям международных совещаний, например к документам ОБСЕ. Благодаря отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в рамках данного договора.

Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. Более подробно об этом см. в разделе «Право международных организаций».

Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники. Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия - международно-правовыми.

Помимо правовых, существуют и неправовые технические нормы. В отличие от первых они не обладают юридической силой и применяются в силу их разумности. Особенно активно используются подобные нормы специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как Международная организация гражданской авиации или Международный союз электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой объем регулирования. В их практике было немало интересных моментов, свидетельствующих о развитии взаимодействия этих норм с техническими и иными нормами международного права. Особый интерес представляет то обстоятельство, что Международный Суд ООН также применяет технические нормы вместе с правовыми.

Новые возможности в области науки и техники предъявляют дополнительные требования к тем, кто участвует в проектировании и реализации технических норм. Повышается роль специалистов, сегодня они должны обладать базовыми познаниями и в области права. Появились парадипломаты, занимающиеся техническим сотрудничеством. Почему же не быть и параюристам, специалистам в области не только науки и техники, но в какой-то мере и юриспруденции? Правда, международно-правовой механизм постоянно усложняется. Поэтому юристов едва ли удастся заменить целиком. Пожалуй, главным направлением в решении этой проблемы станет специализация профессиональных юристов в той или иной области технического сотрудничества.

Программные и рекомендательные нормы. В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве программных норм2. Замечу, что большинство норм содержат программный элемент. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

Болгарский юрист И. Генов обоснованно подчеркивал, что программно-нормативный момент особенно ярко выражен в императивных нормах, принципах3. Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств. Особенно показателен принцип уважения прав человека, который для значительного числа государств носит программный характер в результате неготовности их социально-политических систем к реализации международного стандарта в полном объеме.

Второй аспект программного элемента принципов состоит в том, что они в юридически обязательной форме определяют основные направления развития международного права. Это же относится и к программному характеру целей международного права.

К категории программных норм относят и такие, которые нуждаются в существенной конкретизации. Порой их называют несовершенными нормами (Г. Аранджо-Руис, Италия). Думается, это не совсем так. Такие нормы выполняют свою, пусть специфическую, функцию, которую иные нормы выполнять не могут.

Особый интерес представляют нормы, предполагающие программный способ их реализации. Так, ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах установила, что каждое государство «обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества... принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав». Разумеется, подобная формулировка вносит элемент неопределенности, требует решения нелегкой задачи установления «максимальных пределов». Однако это не лишает норму юридической силы. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что вопрос стоял так: либо такая норма, либо никакой.

Полезно вспомнить, что право вообще осуществляется в пределах возможностей его субъектов, международное право не требует невозможного. Есть общий принцип права: закон не требует невозможного (ad impossibilia lex non cogit). Думается, что этот принцип является элементом принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Программный способ нормативного регулирования получил значительное распространение. Появилась новая разновидность актов, именуемых программами. Они определяют направления и формы сотрудничества в конкретной области1. Стороны предпочитают не определять их юридический характер, но тем не менее рассматривают их как обязательные для выполнения, пусть и в неюридическом плане.

Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций. По поводу возможности существования в международном праве рекомендательных норм высказываются различные мнения. Одни авторы допускают их существование [Г.М. Вельяминов, Г.В. Игнатенко, М. Бартош (Югославия)], другие отрицают (Г.И. Тункин, Н.Б. Крылов).

Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни прежде всего стремлением объяснить природу резолюций международных организаций. При этом игнорируются различия двух явлений - рекомендательных норм и рекомендаций как международных актов. В первом случае речь идет о нормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом, устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.

Норма является первичным элементом любой системы права, например, как клетка в живом организме. Термин "норма" латинского происхождения и означает узаконенное установление, признанный обязательным порядок, установленная мера.

Норма международного права - это правило поведения, создаваемое государствами и другими субъектами международного права путем согласования их позиций и признается ими как юридически обязательное.

Помимо норм международного права, международные отношения могут находиться под влиянием других регуляторов - норм международной вежливости, норм международной морали, традиций. Отличие последних от норм международного права заключается в том, что они не имеют юридически обязательного характера. Поэтому институт ответственности за нарушение норм международного права существенно отличается по процедуре применения и последствиями от аналогичного института при нарушении норм международной вежливости или морали.

Специфика международного права как особой системы проявляется также в построении международно-правовых норм. В отличие от классической конструкции, большинство международно-правовых норм содержит лишь диспозицию. Санкции за нарушение этих норм определяются в отдельных соглашениях или системой международного права в целом.

Как и в любой юридической норме, в норме международного права содержанием являются права и обязанности субъектов международных отношений. Зная свое право, субъект международного права может обоснованно предполагать возможное или должное поведение другого субъекта, которая заключается в выполнении долга, что корреспондирует соответствующем праву. Тем самым отношения между субъектами международного права приобретают упорядоченного, предполагаемого характера, а нормы выполняют регулятивную функцию.

Для международного права, как внутригосударственного, также характерно объединение норм в институты и отрасли, хоть и со своей целью и специфическим объектом регулирования. Под институтом международного права следует понимать группу норм, регулирующих качественно однородные международные отношения, объединенные общим объектом такого регулирования. Например, институты признания, правопреемства, ответственности и др.

Отрасль международного права - это основное подразделение этой системы права, охватывающее качественно обособленную сферу международных отношений, урегулированных специальными нормами и институтами. В международном праве различают следующие отрасли: право международных договоров, дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право и т.д. Некоторые отрасли современного международного права являются древними, например, дипломатическое и консульское право, международное морское право; другие появились недавно - международное воздушное право и международное космическое право. Естественно, что процесс формирования отраслей международного права перманентный. Сколько будет существовать международное право, столько и будут появляться новые качественно обособленные международные отношения, урегулированные нормами права. Объясняется это тем, что государства и другие субъекты международного права объективно заинтересованы в более эффективном регулировании определенных комплексов международных отношений, имеющих общий объект регулирования.

Среди международно-правовых норм особенно выделяются основные принципы международного права, т.е. юридические нормы, образующие фундамент международного права. Остальные международно-правовых норм должна им соответствовать. Основные принципы являются общепризнанными юридическими нормами, имеют императивный характер (jus cogens).

Нарушение субъектом международного права какого-либо основного принципа квалифицируется международным сообществом как посягательство на международный правопорядок. Основными принципами международного права является принцип суверенного равенства, добросовестного выполнения международных обязательств, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров и др. (ст. 2 Устава ООН).

Одно из отличий международного права от внутригосударственного заключается в процедуре, способах и формах создания международно-правовых норм. На международной арене нет каких-либо законодательных органов, которые разрабатывали бы и принимали нормы международного права. Эту работу выполняют сами субъекты международного права во время двух - и многосторонних контактов. Единственный способ, с помощью которого создаются международно-правовые нормы, - согласование позиций между субъектами международного права относительно правила поведения и предоставления ему юридически обязательного характера. По форме нормы международного права - это общие, специальные конвенции или международный обычай.

Сегодня в науке международного права продолжаются дискуссии относительно разделения международно-правовых норм на мягкое право (soft law) и твердое право (hard law). Относительно первого, то здесь доминирует два взгляда. Сторонники первого считают, что до мягкого права следует относить такие специфические международно-правовые нормы, которые не устанавливают четких прав и обязанностей, а указывают лишь общее направление поведения субъектов международного права. Такие формулировки, как "цель", "прилагать усилия", характерные для этого типа норм, которые довольно часто встречаются в политических договорах или в преамбулах международных соглашений.

Представители второго взгляда на проблемы мягкого права считают, что нормы этого вида содержатся в ненормативных международных актах, например, в резолюциях международных организаций и конференций, в двух - и многосторонних заявлениях и коммюнике. Формально такие акты не являются юридически обязательными, однако их роль и значение в укреплении мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами и другими субъектами международного права неуклонно растут. Поэтому большинство положений резолюций ООН, документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как и многих других аналогичных актов, хоть они и морально-политические по характеру, добросовестно выполняется субъектами международного права. Кроме того, мягкое право дает возможность обеспечить более эффективное функционирование международной системы и ее отдельных компонентов, поскольку "твердое право" через объективно присущую ему жесткость не может так быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в этой системе, как это может сделать "мягкое право".

Таким образом, мягкое право как бы сокращает пути и готовит благоприятную почву для успешного развития твердого права.

Среди юристов-международников нет единого подхода к проблеме классификации норм международного права. Чаще всего международно-правовые нормы классифицируют так:

1) по сфере действия - универсальные и локальные (региональные);

2) по юридической силе - императивные и диспозитивные;

3) по функциям в системе - материальные и процессуальные;

4) по способу создания и форме существования -- обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы предназначены для регулирования отношений между всеми субъектами международного права и образуют в совокупности общее международное право. Устав ООН может быть ярким примером универсальных норм. Следует отметить, что Международный Суд ООН часто ссылается в решениях на "общие нормы международного права". Локальные или региональные нормы (иногда их также называют партикулярными) регулируют отношения между двумя или несколькими субъектами международного права, которые не обязательно должны располагаться в одном регионе Земли.

Императивные нормы международного права (jus cogens) - это такие правила поведения, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующей нормой общего международного права, имеет такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Другими словами, это нормы, имеющие высшую императивную силу, а отсюда особый способ их изменения - принятие новой императивной нормы. Примером норм jus cogens являются основные принципы международного права.

Диспозитивные нормы допускают отступление от них по взаимному согласию субъектов международного права, при этом нельзя причинять ущерб правам и законным интересам третьих государств. После достижения указанной сделки такие нормы становятся так же обязательными для выполнения субъектами международного права, как и императивные. В диспозитивных норм относятся, например, такие нормы международного морского права: о делимитации исключительных экономических зон и континентального шельфа между противоположными или прилегающими прибрежными государствами, прилегающую зону и т.д.

Материальные нормы регулируют международные отношения, складывающиеся по поводу достижения определенных благ. Они как бы отвечают на вопрос: "Чего следует достичь?" Процессуальные нормы призваны создать благоприятные условия для реализации предписаний материальных норм в различных условиях правовой деятельности субъектов международного права. Основная задача процессуальных норм - выработка юридической технологии применения материальных норм с целью достижения максимального результата с минимальными затратами. Примером международных процессуальных норм могут быть многие положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., касающиеся порядка создания, действия и прекращения международных договорных норм. Профессор И.И. Лукашук считает, что в международном праве сформировалась новая отрасль - процессуальное право, которая должна сыграть положительную роль в вопросах повышения эффективности функционирования международного права. Он отмечает, что важное место в процессуальном праве принадлежит нормам права международных организаций. Определенное значение имеют и общие принципы права, которые преимущественно являются процессуальными нормами (например, никто не может быть судьей в собственном деле, приоритет специального закона относительно общего и др.).

Юридические особенности обычных и договорных норм были рассмотрены в предыдущем подразделе. Относительно нормы решений международных организаций, то они закрепляются в нормативных резолюциях межправительственных организаций. Большинство резолюций таких организаций имеет рекомендательный характер, однако некоторые из них содержат обязательные правила поведения субъектов международного права, которым они адресованы. В частности, такими нормами являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по финансово-бюджетным и административным вопросам Организации Объединенных Наций.

Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Одним из видов систематизации правового материала является кодификация. Это вид нормотворческой деятельности субъектов международного права, направлен на переработку действующих международно-правовых норм, устранения пробелов И противоречий в международном праве и создание на этой основе новых кодифікуючих актов, заменяют все прежние акты, которые действовали в определенной сфере международных отношений. С помощью кодификации происходит и формальное закрепление международных обычаев. Юридической формой кодифікуючих актов является международный договор. В процессе этой деятельности происходит и прогрессивное развитие международного права. Большой вклад в прогрессивное развитие международного права делают ООН, ее главные, вспомогательные органы и специализированные учреждения.

На второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющее большинство членов Шестого комитета (Комитета по правовым вопросам) поддержала предложение о создании Комиссии международного права. 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 174 (II), в которой учредила Комиссию международного права и одобрила Положение о Комиссии, в п. 1 ст. 1 которого говорится: "Комиссия международного права имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации". В ст. 15 Положение выясняется различие между понятием "прогрессивное развитие", что употребляется в значении "подготовки проекта конвенции по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств", и понятием "кодификация", что употребляется в значении "более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех сферах, в которых имеются определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной".

Комиссия состоит из 34 членов - признанных авторитетов в области международного права. Членский состав Комиссии должен отражать основные формы цивилизации и основные правовые системы мира. Члены Комиссии избираются в личном качестве Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 5 лет. Комиссия готовит проекты по вопросам международного права, которые затем рассматриваются на представительных международных конференциях с целью принятия конвенций по вопросам, представляющим интерес для международного сообщества. На основе проектов Комиссии были приняты такие важные международно-правовые акты: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Конвенция о специальных миссиях (1969 г.), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.), Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и др.

Функции по кодификации и прогрессивного развития международного права выполняют и другие вспомогательные органы ООН: Совет по правам человека (правозащитное учреждение в системе ООН, которая в 2006 г. заменила Комиссию по правам человека), Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия по наркотическим средствам и др. Участвуют в этой деятельности также специализированные учреждения ООН, например, ИМО, МОТ, ЮНЕСКО.

Виды норм международного права

Раскрыть все характерные признаки и черты любого явления правовой действительности можно через его классификацию. Международно-правовые нормы классифицируют по различным критериям, но наиболее существенно раскрывают их особый характер следующие критерии разграничения:

1) по сфере действия нормы международного права делятся на:

Универсальные (распространяют свое действие на все международное сообщество, в основном эти нормы содержатся в многосторонних международных договорах, заключенных под эгидой ООН, а также в международно-правовых обычаях, которые составляют так называемое общее международное право);

Региональные (регулирующие правоотношения в рамках регионального или даже субрегионального сотрудничества государств и международных организаций);

Партикулярные (регулируют правоотношения нескольких государств или международных организаций);

2) по юридической силе нормы международного права разделяют на:

Императивные (отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам субъекты международного права не могут, это всегда нормы, универсальные по сфере действия, изменить или отменить такую норму можно только путем принятия новой императивной норми20). Примерами императивных норм могут служить основные принципы международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирное разрешение споров и тому подобное, а также запрет рабства, расовой дискриминации, пыток, геноцида, апартеида и др. Такие нормы еще называют нормами "jus cogens". Нормы "jus cogens" порождают международно-правовые обязательства, которые представляют интерес для всего международного сообщества в целом, - "erga omnes" (в отношении каждого);

Диспозитивные (эти нормы являются обязательными для субъектов, которые их признали, и отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам они могут по договоренности, ведь односторонний отказ от исполнения обязательств является нарушением принципа "pacta sunt servanda"; диспозитивные нормы не должны противоречить императивным нормам).

В доктрине также встречается еще деление норм по функциям в правовом регулировании {материальные, процессуальные), по характеру диспозиции нормы (управомочивающие, обязывающие, запрещающие), по способу обобщения (нормы-принципы, нормы цели, нормы установки) и тому подобное.

Кодификация норм международного права и их прогрессивное развитие

Под кодификацией международно-правовых норм понимают процесс систематизации действующих норм, в результате которого ликвидируют пробелы в правовом регулировании, происходит замена старых норм новыми.

Целью кодификации всегда является создание определенного международно-правового акта. Процесс кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется путем: установления точного содержания и четкого формулирования давно действующих принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; изменения или пересмотра устаревших норм; разработки новых норм с учетом актуальных потребностей в международно-правовом регулировании; закрепление в согласовательном виде всех этих норм в едином международно-правовом акте.

В международном праве, в отличие от национального, кодификацию могут осуществлять различные субъекты. Если ею занимаются государства или уполномоченные на то международные организации, такая кодификация называется официальной. Если же кодификация осуществляется неправительственными организациями, частными лицами, она будет неофициальной. Разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, которая проводится в рамках научных учреждений или учеными единолично.

Мысль о развитии международного права путем подтверждения существующих норм или путем разработки новых правил не е новой. В последней четверти XVIII века. Иеремия Бентам предложил осуществить кодификацию всего международного права. После него много попыток осуществить кодификацию делали отдельные лица, научные общества и правительства.

Считается, что кодификация и прогрессивное развитие международного права, осуществляемые "сознательными усилиями" государств (в современном понимании - официальная кодификация), берут свое начало с Венского конгресса 1814-1815 гг., во время которого были приняты важные международно-правовые акты, как Правила относительно ранга дипломатических агентов, Декларация о запрете работорговли, Правила относительно свободного судоходства по річках24. Всего за период с 1864-1914 гг. в мире проведено около 100 международных конференций и конгрессов, на которых было разработано 250 многосторонних международных договоров. С созданием Лиги Наций этот процесс активизируется и постепенно переходит под контроль международных организаций. 22 сентября 1924 г. Ассамблея Лиги Наций приняла резолюцию, в которой предусматривалось создание Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, который должен был подготовить перечень вопросов, которые требовали безотлагательного правового регулирования, замечания правительств по этому поводу, а также доклады экспертов. После этого была созвана межправительственная конференция, которая проходила в Гааге в марте - апреле 1930 г., на которой были одобрены документы, касающиеся гражданства. Однако в других вопросах (территориальные воды, ответственность государств) прийти к согласию не удалось. Принятая Ассамблеей Лиги Наций в 1931 г. резолюция Относительно процедуры кодификации легла в основу Положения о Комиссии ООН по международному праву. В общем с 1919-1946 гг. более 700 многосторонних международных договоров было заключено, большинство из которых вступили в силу.

Устав ООН в п. 1 ст. 13 определил, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в отношении прогрессивного развития международного права и его кодификации. Таким образом развитие международного права стал одним из приоритетных направлений деятельности ООН. Резолюцией 174 (II) от 21 ноября 1947 г. было одобрено создание Комиссии ООН по международному праву и утверждено соответствующее Положение. Комиссия состоит из 34 членов, которые выбирает Генеральная Ассамблея из списка кандидатов, представленных государствами - членами ООН. К ведению Комиссии относятся вопросы как международного публичного, так и международного частного права, однако последнее пока что она не занималась. Комиссия по каждой избранной для работы темой назначает специальных докладчиков, доклады которых потом обсуждают на сессиях вместе с предложенными проектами. Комиссия активно сотрудничает с правительствами государств, получая от них замечания и предложения относительно предложенных проектов международно-правовых норм. После завершения работы конечный проект с пояснительной докладом передается на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, которая может утвердить его своей резолюцией и предложить его одобрить государствам в виде договора или созвать международную конференцию для заключения конвенции.

За время своей работы КМП завершила проекты международно-правовых норм по регулированию отношений в сфере права международных договоров, вопросы фрагментации международного права, путей и способов получения доказательств наличия обычных норм международного права, основных прав и обязанностей государств, различных аспектов правопреемства государств, юрисдикционных иммунитетов государств, гражданства и безгражданства, международного уголовного права, международного морского права, международной ответственности государств, права внешних сношений, арбитражной процедуры урегулирования споров.

в настоящее время на рассмотрении КМП находятся вопросы оговорок к международным договорам, влияния вооруженных конфликтов на действие международных договоров, иммунитета должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, вопрос "aut dedere auf judicare" (долг "или выдать, или преследовать" человека), ответственности международных организаций, ответственности за действия, не запрещенные международным правом, и тому подобное.

Кодификацией и прогрессивным развитием международного права занимаются и региональные международные организации, специальные органы которых создают проекты международных договоров. Например, Советом Европы были разработаны проекты Конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 г. и четырнадцати протоколов к ней, Европейской социальной хартии 1961 г. и Пересмотренной хартии 1996 г., Конвенцию Совета Европы о мерах относительно противодействия торговле людьми 2005 г. и др.

Неофициальной кодификацией занимаются такие авторитетные учреждения, как Институт международного права (г. Ганта, Бельгия), Ассоциация международного права (Брюссель, Бельгия), Американский институт международного права.

Среди ученых, которые занимались кодификацией международного права, необходимо упомянуть И. Бентама, И. Блюнчли, П. Фиоре, Д. Филда, Л. Леви, Ф. Пела, Дж. Інтерносціа.

Международное законодательство является основой для создания большинства нормативных правовых актов в государствах, выступающих на мировой арене. Состоит оно из норм которые объединены в одну большую систему. Как создаются данные нормы? Как они классифицируются и какие имеют особенности? Обо всем этом - далее.

Общее понятие

Понятие нормы международного права широко применяется на мировой политической арене. Данное понятие подразумевает собой некое правило деятельности и порядок взаимоотношений государств, которое является общим и обязательным для всех. Также оно подразумевает взаимоотношения, которые могут возникать между иными субъектами, которые присутствуют на политической мировой арене и участвуют в международных отношениях.

Общепризнанные нормы международного права являются особенными потому, что рассчитаны на неоднократное применение и использование. Что касается методов их применения, то они могут осуществляться как в добровольном порядке, так и по принуждению.

Основные особенности

Как и все остальные, нормы международного права имеют некоторые особенности, которые характерны исключительно для них. В первую очередь, к списку таковых относится то, что они значительно отличаются от тех норм, которые имеются в законодательстве отдельного государства.

Основная особенность, которая различает между собой нормы международного и российского права, заключается в том, что первые из них регулируют правовые отношения, которые возникают между государствами на политической арене, а вторые - исключительно те, которые случаются только в пределах Российской Федерации. Что еще стоит отметить?

Еще одна особенность международных правовых норм заключается в том, что все они создаются путем так называемого метода согласования воли, то есть исключительно после того, как будут согласованы все позиции, вынесенные представителями государств - участников международных отношений. Как показывает практика, очень часто принятие таких решений тесно связано с осуществлением уступок, поиском компромиссов, а также иных точек соприкосновения различных сторон.

Основная форма закрепления норм международного права - это не законы, которые в юриспруденции зачастую именуются властными предписаниями. Они представлены в форме своеобразных источников, которые имеют согласительный характер и рекомендованы к применению содержащихся в них норм.

Все нормы, которые создаются в рамках международной арены, производятся самими государствами, которые выступают на ней. Что касается их адресности, то они направлены также на эти государства. Создаваться нормы международного права могут как отдельными странами индивидуально, так и коллективно. Характер их реализации всегда добровольный.

Еще одна особенность таких норм заключается в своеобразии их структуры. Так, если для законодательных предписаний, которые имеются, например, в российских нормативных правовых актах, характерна структура, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, то в случае с международными все иначе.

Формирование

Система норм международного права формируется исключительно теми субъектами, которые выступают на политической арене, то есть странами - участницами мирового сообщества. Субъекты формирования норм всегда только такие, независимо от того, какого типа предписание создается (обычай или договор между государствами). Их создание происходит исключительно по принципам согласованности и добровольности.

Процесс создания любого типа международной нормы всегда проходит через два обязательных этапа. Первый из них - определение некоторых правил поведения, которые будет регулировать принимаемая норма. На данном этапе стороны должны достигнуть согласия относительно данного вопроса, что нередко сопровождается поиском компромиссов, а также достижением договоренностей. После определения характера поведения стороны должны выразить свою волю на то, насколько обязательными являются данные правила поведения конкретно для них. Завершающая стадия данного этапа всегда представляет собой процедуру подписания какого-либо нормативного акта (соглашения, договора). Субъекты, принявшие такую модель поведения, могут также действовать по обычаю, то есть единообразно.

Полный перечень основных источников предлагается в содержании устава Международного суда ООН. Под самими источниками подразумеваются исключительно внешние формы, в которых право выражается. На практике все источники норм делятся на два типа: основные и вспомогательные, однако на законодательном уровне никакой иерархии между ними не существует.

К числу основных относятся договоры, обычаи, а также общие принципы права. Кроме этого, в их числе также рассматриваются акты, которые были приняты международными организациями - ярким примером такового являются резолюции ООН.

Что касается вспомогательных источников общепризнанных норм международного права, то среди них наиболее весомыми считаются правовые доктрины и судебные решения. Данные типы документов относятся именно к группе вспомогательных лишь потому, что они применяются только при решении определенных вопросов или при толковании пробелов, возникших в законодательстве определенной страны.

Принципы

Нормы международного права и положения соглашений должны соответствовать определенным международным законодательством принципам, то есть некоторым согласованным ранее основам, на которых строятся все отношения. Данные принципы запрещено нарушать, в противном случае за совершение действий, не соответствующих им, виновная сторона может быть наказана путем введения против нее соразмерных санкций в различных сферах (военной, экономической или политической).

Так, среди принципов, которые характерны для норм международного гуманитарного права, имеются несколько основных. В их числе - недопустимость применения какой-либо силы по отношению к иной стране, а также угрозы ее использования. Все споры, которые могут возникнуть между участниками на международной арене, должны быть разрешены мирным путем, без использования оружия. В соответствии с общепринятыми принципами международных норм, запрещается какое-либо внешнее вмешательство во внутреннюю политику государств, а все внешние действия должны осуществляться в виде сотрудничества, ведения переговоров и заключения определенных соглашений. На основании изложенных принципов, все государства являются одинаково суверенными, а народы, которые проживают на их территориях, имеют полное право на самоопределение и равноправие.

Все вышеперечисленные принципы являются основными и нерушимыми.

Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют определенное содержание, которое представляют некоторые обязательства. Однако, несмотря на такое определение, далеко не все они являются обязательными для всех стран - участниц соглашения, в некоторых из них стороны попросту заинтересованы и исполняют, исходя из соображений своей выгоды, из соображений добросовестности и лидеров государств.

Если говорить о понятии международного правового обязательства, то оно представляет собой определенное отношение между участниками мирового сообщества, которое урегулировано конкретной правовой нормой в международном праве. В рамках данного отношения одна из сторон обязана воздержаться от совершения определенного действия или, наоборот, совершить его, а вторая имеет право требовать исполнения такой обязанности.

По своим видам международные обязательства могут быть как сложными, так и простыми. К группе первых относятся те, которые представляют собой целую совокупность некоторых обязанностей и прав. Если говорить о простых, то они состоят из одной обязанности и одного права требования у другой стороны.

Также обязательства делятся по другому признаку - количеству участников в отношения. В соответствии с таким критерием, они могут быть как двусторонними, то есть связывающими только две стороны правоотношений, так и многосторонними, когда в отношения вступают более двух государств. Однако на практике нередко можно наблюдать то, как многосторонние правоотношения в ходе их осуществления разделяются на двусторонние.

Все международные правовые обязательства могут создаваться как для однократного, так и для многократного применения - их вид определяется в момент заключения соглашения и создания нормы международного права и международного договора. Как показывает практика, соглашения, которые заключаются для однократного применения, в основном, подразумевают факт передачи какого-либо имущества от одного государства к другому, примером чего может послужить договор об обмене заключенными между странами. После того как соглашение будет достигнуто и исполнено в надлежащем виде, оно считается прекращенным.

Классификация

Все нормы международного права делятся между собой по определенным принципам. Так, юристы разделяют их в зависимости от предмета, который они регулируют, формы, а также сферы действия. Кроме этого, международные нормы принято различать по юридической силе - это отдельная классификация, которая заслуживает особенного внимания.

Рассмотрим каждую из групп более подробно.

По форме

В зависимости от формы закрепления, международные нормы подразделяются на обычные и договорные. Если отмечать в общем, то первая группа отличается от второй тем, что все нормы, которые относятся к ней, не закрепляются на договорном уровне, а их исполнение попросту выгодно всем сторонам - участницам соглашения.

Все договорные нормы содержатся в соглашениях, договорах, а также иных документах, которые заключаются между государствами путем поиска точек соприкосновения, а также общего мнения относительно определенного вопроса.

Международным договором признается документ, который заключается между странами - участницами действий на политической арене. В его содержании закрепляются определенные права и обязанности сторон-участниц. Особенностью такой формы соглашения является то, что оно излагается в письменном виде. В процессе создания проекта такого документа, который будет закреплять в своем содержании некоторые нормы права, ведутся переговоры, а также происходит процедура поиска компромиссов.

Все обычаи представляют собой некую практику стран - участниц действий на международной политической арене по поводу урегулирования определенного вопроса, которая была наработана годами. Позднее все обычные нормы находят свое отражение в нормативных договорах международного характера.

По предмету регулирования

Основная особенность данной группы заключается в том, что применение норм международного права осуществляется в зависимости от того, отношения в какой сфере они регулируют. В зависимости от сферы действия, нормы данного типа делятся на четыре группы: нормы права, регулирующие процесс заключения и исполнения международных договоров, нормы космического права, международного воздушного, а также в зависимости от определенной подотрасли (уголовного, административного, гражданского, хозяйственного и т.п.).

По некоторым смежным вопросам нормы одной отрасли права могут быть применены и в другой. Очень часто это можно наблюдать, когда положения, предписанные нормами гражданской отрасли, применяются при разрешении семейных споров, и наоборот.

По сфере действия

В зависимости от того, на какой территории действует та или иная норма права, она может быть отнесена к одной из групп: универсальной или локальной. Как они различаются?

В соответствии с общепризнанными принципами, нормы международного права и предписания могут быть использованы государствами на добровольных началах. На практике нередко случается так, что некоторые из них являются актуальными исключительно для определенного региона или для нескольких участников международных отношений. Такие нормы в юридической практике относятся к категории локальных. Если говорить об универсальных, то их применение актуально для преобладающего количества участников действий на международной политической арене.

По юридической силе

В зависимости от того, каким образом происходит исполнение предписанных норм сторонами, подписавшими соглашение, они могут быть разделены на императивные и диспозитивные. В чем их различие?

К числу императивных норм относятся все те, исполнение которых обязательно. Каждое правило, имеющее императивный метод регулирования, подразумевает определенное наказание (санкцию) при условии его неисполнения. Данное наказание, как правило, адресовано в сторону первых лиц государства, а также тех, по чьей вине было произведено нарушение общепринятой нормы.

Что касается диспозитивных норм, то они предполагают добровольное их исполнение, соблюдение или, наоборот, воздержание от совершения определенных действий.

Нормы частного права

При рассмотрении данного вопроса отдельное внимание также следует уделить такому понятию, как нормы международного частного права, которое также нередко встречается на политической арене.

Данное понятие подразумевает определенный спектр норм, которые широко применяются в определенном государстве как положения, предписанные его законодательством, обычаев и договоров в совокупности. Источниками таких норм являются все договоры, которые заключаются на межгосударственном уровне, принципы международного права, а также судебная практика и решения, принятые международным арбитражем. Кроем всего этого, к числу источников норм международного частного права на практике относятся кодексы и нормативные акты национального законодательства определенного государства.

К нормативному составу частного международного права следует отнести нормы двух различных характеров: материально-правовые, которые призваны урегулировать отношения с иностранными элементами, а также коллизионные, которые предназначены не для того, чтобы заниматься урегулированием конкретного правоотношения, а для отсылки к законодательству, по нормам которого решается конкретная ситуация.

Что касается методов, с помощью которых осуществляется регулирование вопросов, отведенных под группу частного международного права, то среди них различают коллизионный и материальный. Первый из них обращает к конкретной коллизионной норме в системе международного права, а второй - к материальным нормам, которые применяются в рамках национального законодательства.

Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения субъектов международных отношений. Вместе с тем, норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить о своем возможном и должном поведении, о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Поэтому в международно-правовой доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой положение, изложенное в виде постановления, международного договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

В международно-правовой доктрине и практики используется термин «мягкое право» для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и так далее.

Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

В международно-правовой доктрине делалось немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

· по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

· по юридической силе – императивные, диспозитивные;

· по функциям в системе – материальные, процессуальные;

· по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Некоторые нормы международного права в доктрине называют нормами-принципами . Это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

Из ряда принципов выделяются основные принципы (jus cogens) международного права , составляющие фундамент международного правопорядка. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Такие нормы должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. Например, к основным относят принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и другие.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является их глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом – это действительно всеобщие международные нормы.

Партикулярными нормами в международно-правовой доктрине принято называть региональные или локальные нормы. Установлена иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов – партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Поэтому региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов в конкретном регионе.

Локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные нормы – нормы обязательного предписания. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Материальная норма представляет собой правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Основная особенность материальных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором – только последний. Потребность в повышении эффективности международного права побудила государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах или актах, и др.

Предыдущая