Структура права и ее основные черты. Основные черты юридического режима

Структура теории государства и права требует к себе особого подхода. Приступая к ее изучению, необходимо осознавать всю сложность данного вопроса. Право представлено в виде классово-политического явления. Оно относится к субъективной сфере жизни. Далее в статье будет описана структура теории государства и права.

Общие сведения

Структура государства и права относится к "надстройке". Ее существование обуславливается определенным экономическим фундаментом. В своем формировании и последующем функционировании структура общего права зависит от воли людей. При этом имеет место нераздельная связь и с основным компонентом "надстройки". В качестве него выступает государство. Вся система включена в состав более обширных образований. Это, в частности, система политических отношений и социального регулирования. При этом необходимо учесть специфику разных национальных правовых сфер, уровень их развития, некоторую отстраненность от механизма регулирования. Немаловажное значение в изучении поставленного вопроса имеет и принадлежность разных систем к той либо другой структурной общности.

Основные черты

Понятие и структура права предусматривают наличие определенных особенностей, отличающих всю эту систему от иных. В частности, к основным чертам следует отнести:

  • Принадлежность к особой категории системных объектов. Структура права сочетает в себе черты органичных и неорганичных систем. Их проявление зависит от уровня развитости власти, особенностей, связанных с кодифицированностью существующего законодательства. В этой плоскости рассмотрения структура права имеет некоторые черты логической системы.
  • Социальную функциональность. Развитие, появление и существование права подчиняется классовым целям. В соответствии с этим, для системы и ее подразделений характерны некоторые специфические функции.
  • Стабильность и динамичность, наличие механизмов саморегуляции.
  • Связь с правосудием. Система является социальной. Однако ее функционирование и существование связаны с индивидуальной правовой деятельностью конкретных компетентных органов.
  • Многоуровневость.

Характеристика

Структура права иерархична. Она отличается наличием множества уровней. Право выступает в качестве нормативного образования, а его структура – как технико- и специально-юридическое его содержание. Эта система едина по своей сути. Однако в каждой стране она отличается внутренней расчлененностью на сравнительно автономные, но при этом взаимосвязанные части – элементы структуры права. К ним, в частности, относят институты, направления, подразделения, предписания. За счет них, в свою очередь, формируются группы, ассоциации, объединения. Кроме этого, компоненты могут проявляться и во вторичных системах.
Вместе с этим структура права содержит и глубинные компоненты. В качестве них выступают принципы, запреты, дозволения. Эти компоненты связывают непосредственно содержание права с идейно-политическими и экономическими его основами. Многоуровневость системы выступает в качестве показателя степени ее институционности и - в этой связи - уровня ее совершенства, социальной ценности, регулирующих возможностей. В структуре выражена многоплановость приемов и методов юридического управления, способность к многостороннему воздействию на социальную жизнь.

Базис

Особенности экономических основ считаются решающими при определении структуры права какой-либо страны. Немаловажным компонентом считается и уровень социально-политического развития. В характере правовой структуры, во многих гранях формирования ее технико-юридической сути, в принципах, особенностях запретов и дозволений отражается категория производственных отношений, политический режим и система, в целом свойственные для данной страны. Влияние на устройство системы оказывают и другие факторы. К ним относятся и правовые закономерности, в числе которых выделяются процессы специализации юридического регулирования.

Специфика

Рассматривая право в рамках определенного государства, можно перейти к осмыслению вопросов с более широкой позиции. Другими словами, появляется возможность осветить структуру национальной системы в целом. В первую очередь это осуществляется благодаря взаимодействию и единству конституционных компонентов. К ним, в частности, относится собственно само право, юридическая практика и идеология. Следует сказать, что специфика национальной юридической системы либо их комплекса отражается и в самой терминологии. Так, достаточно широко распространены такие определения, как "структурная общность" или "структурное образование". Это говорит о том, что специфика в первую очередь проявляется во внутреннем устройстве системы.

Нормы права: признаки, структура

Рассматривая основные черты и особенности системы, необходимо четко дифференцировать используемые определения. В данном случае имеется в виду структура источников права. Речь идет о законодательной системе. Структура права выступает в качестве объективно существующего внутреннего деления. Законодательство же - это построение, соотношение, состав форм. К этой категории в числе прочих относят также юридические предписания и отрасли права. Структура законодательства предполагает обособление по целевому и предметному критерию. Вместе с этим данные две категории – внутреннее устройство системы и состав форм – взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
С одной стороны, в законодательстве в той либо другой степени, но, безусловно, не абсолютно точно, обнаруживается структура права. С другой стороны, посредством состава форм, предписаний, актов и прочего компетентные органы могут осуществлять воздействие на внутреннее устройство системы. Однако стоит сказать, что данное влияние не выступает как автоматический результат любого обособления какой-либо законодательной сферы. Это воздействие считается итогом кодификационной работы соответствующих правотворческих органов, основанной на объективных предпосылках и факторах. В этой деятельности формулируются и развиваются системные юридические обобщения.

Юридические предписания

Здесь стоит подробнее остановиться на таком определении, как структура нормы права. Исходным, первичным подразделением в любой национальной юридической системе является предписание закона. Эти положения, "сцепляясь" друг с другом, перерастают в образования. Структура нормы права, соотношение ее с прочими предписаниями обуславливаются логической природой и степенью обобщений. В качестве системных выступают такие положения, которые сформулированы как компоненты всего комплекса единой системы.

По своей природе они способны функционировать и существовать в скоординированном, согласованном виде, связанном в единое целое. Системность выражена в нормах по-разному. Своеобразным характером она отличается в юридических судебных сферах. В данных областях вырабатываются постепенно скоординированные устойчивые принципы – идеи права. Они, в свою очередь, формируют тематические (предметные) общности. Последние, однако, не получают статуса компонентов замкнутого построения. Они выступают в качестве тематически конкретизированных направлений "открытой" (судебной) системы.

Системность

Развитый характер она получает в нормативно-законодательных структурах в процессе целенаправленной правотворческой деятельности компетентных органов. Они опираются в своей работе на научные юридические сведения. Компетентные органы могут придать предписаниям значительную абстрактность, формулировать различные по сути нормы (задачи, принципы, запреты и прочие), согласовывать и унифицировать материал, подчиняя его конкретным началам, определенным режимам регулирования. Методом решения данных задач выступает кодификационное правотворчество. В системных актах свое развитие получают обобщенные предписания. Таким образом протекает процесс формирования структурно-замкнутой, логически завершенной системы.

Кодификация

Понятие и структура нормы права не относят систематизацию к исходным компонентам. Кодификация выступает в качестве формирующего начала сложного процесса создания и развития юридической сферы. Решающее значение в этом направлении принадлежит существующим потребностям социального развития. При его воплощении должны быть учтены свойства и присущие всей юридической сфере закономерности в полной мере. Однако было бы неоправданным при этом относить кодификацию исключительно к правовой форме, внешней систематизации материала. В данном случае не следует забывать, что работа такого рода способствует системной организации. Другими словами, осуществляется формулирование нормативных предписаний, а затем, посредством объединения положений, внедрения новых юридических форм, образуются подразделения в системе.

Связь с социумом

Несомненно, кодификационное правотворчество в эксплуататорских обществах не может приводить к формированию высокоразвитой структуры. Будут иметь место нарушения, которые связаны с ходом экономического становления, антагонистическими противоречиями. Кроме того, в эксплуататорском обществе отсутствует теоретико-прикладная и подлинная научная мировоззренческая база. Значение реально действующего рычага кодификация приобретает при социалистическом режиме. В обществе в таком случае формируется новый исторический вид права и качественно новая, соответствующая ему структурная общность. Ее функционирование осуществляется на научной основе. При эффективном использовании кодификации образуется стройная сбалансированная юридическая сфера. Она согласуется с потребностями коммунистического и социалистического строя.

Основные подразделения

Понятие и структура нормы права неразрывно связаны с крупными звеньями системы. Подразделения охватывают специфические виды социальных отношений, которые, в соответствии со своим глубинным экономическим, политическим содержанием требуют своеобразного обособленного регулирования. В этой связи правовые отрасли имеют свойство обеспечивать специфические режимы управления. Рассмотрим это определение.

Юридический режим

Под ним следует понимать целостную систему воздействия. Она отличается наличием специфических приемов регулирования. К ним относят особый порядок появления и становления содержания обязанностей и прав, их реализации, особенности санкций, методов их применения, а также единые принципы, общие положения, которые распространяются на конкретный комплекс предписаний. Степень специфики того или иного отраслевого режима может быть разной.

Так, они могут являться специальными, видовыми, генеральными. Отраслевой режим в пределах соответствующей области юридической действительности пронизывает все сегменты правового поля, весь комплекс положений. Вместе с этим, подразделения отличаются определенной замкнутостью, некоторой суверенностью. Также в юридической литературе отмечено, что нормы, регулирующие отношения в пределах одного режима, не распространяются на взаимодействия, находящиеся в границах другого. В этой связи решение вопроса о принадлежности жизненного случая к определенному подразделению имеет ключевое значение.

Основные черты юридического режима

По своему строению это достаточно сложное явление. Основные черты отраслевого режима можно охарактеризовать с использованием двух компонентов. Они соответствуют граням интеллектуально-волевой сути права. К ним относят:

  • Особые приемы регулирования. В данном случае речь идет о специфике управленческих свойств данного формирования с волевой стороны содержания.
  • Особенности общих положений и принципов, пронизывающих всю суть отрасли в интеллектуальном плане.

Определяющей в режиме считается специфика регулятивных свойств конкретной юридической общности. Для основных подразделений эти особенности представляют большое значение. Это воплощается в специфических своеобразных методах и механизмах регулирования. Несмотря на то что эти два компонента сформированы на простейших началах – диспозитивном и централизованном, последние в комплексе со всей совокупностью методов воздействия в каждой отрасли получают особое выражение. Это, в свою очередь, отражается на правовом статусе субъектов.

Юридические признаки выступают только в качестве основания для выделения в правовой системе подразделений, существующих объективно. Вместе с этим основные отличительные черты сами нуждаются в разъяснении. Все они являются производными и зависят в итоге от материальных жизненных условий общества. Для установления первичных основ отраслевого деления необходимо обращаться каждый раз к систематизирующим факторам, обуславливающим правовую структуру и к тому обстоятельству, что определяющим значением в ходе формирования подразделений обладает предмет регулирования.

Юридический режим складывается применительно к конкретному виду отношений. Его социально-политическое, экономическое содержание предопределяет непосредственно факт его образования, а также его специфику. Вместе с этим, необходимо принимать во внимание и прочие систематизирующие факторы, сравнительную самостоятельность отраслевых режимов, возможность распространения их на прочие, неспецифические взаимодействия.

Экономические отношения

Это достаточно обширная сфера взаимодействий. Одним из актуальных в ней считается вопрос о собственности. Она санкционируется людьми всегда либо негативно, либо позитивно. В последнем случае структура прав собственности одобряется социумом. При негативном отношении появляется стремление к изменению существующей системы к лучшему для социума. В этой связи отношения собственности представляет собой комплекс исключений из доступа к нематериальным и материальным ресурсам. Вся система имущественных отношений отличается подвижностью и динамичностью. В теории нет четкого определения прав собственности.

Однако здесь значение имеет другое. Любое имущественное право всегда заключено в определенном комплексе. При необходимости оно всегда может быть исключено оттуда. Вместе с этим, следует исключить "размывания" имущественного права. Такое положение возникает в случае нечеткости определения субъектов или объектов отношений. В качестве средства борьбы против размывания выступает спецификация. Она является методом установления правомочий и закрепления их за субъектами. В общем, благодаря спецификации появляется возможность исключения "ничейности" и "бесхозности" имущества. Установить правомочия могут сами субъекты по взаимному соглашению или внешняя сила (государство, например). В итоге за счет спецификации осуществляется более эффективное использование имущества, повышается ее отдача, снижаются издержки.

Социальная сфера

В этой области особое внимание уделяется гражданским правам и свободам. Одним из главных документов, регулирующих отношения в данной сфере, считается Международная Декларация. Непосредственно после ее принятия была начата работа по кодификации ее положений в Конвенцию. В соответствии с процедурными и политическими причинами, все права были разделены на два отдельных пакта. В каждом рассматриваются конкретные категории. Принятая в 1948 году Декларация стала основой для 20 основных Конвенций. Их комплексом формируется структура прав человека, развивающаяся система международных документов, которые определяют основные возможности людей и устанавливают механизмы продвижения их защиты.

Выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют , институты, субинституты, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура права

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека — это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более 50.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России — в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. . Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права. К числу основополагающих приниципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право — новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В Российском государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на се территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.

6. Договорные нормы . Римские юристы говорили: «Договор — это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В Роcсийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев» права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами , объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.

Структура права - это строение права, способ (закон) связи образующих его элементов - отраслей, институтов, норм.

Право, как единый "организм" имеет сложное строение. Будучи единым по своему социально-классовому, политическому и юридическому содержанию, оно вместе с тем характеризуется внутренней расчлененностью, дифференцированностью, разделенностью на части - отрасли, институты, нормы, элементы нормы. Структура права и выражает способ (закон) связи между внутренними подразделениями, из которых складывается сложный правовой организм.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде "многослойного пирога". Таких "слоев" в структуре права насчитывается шесть.

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его "гены", "ДНК" и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека - это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т.п.). На сегодняшний день их насчитывается более 50.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России - в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права. К числу основополагающих приниципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т.д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме ("референдумное право"). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право - новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В Российском государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на се территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.

6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: "Договор - это закон для двоих". Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно - правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В Роcсийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, "слоев" права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т.е. изданные государственными органами , объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать "референдумное" и "законное" право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т.е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина "частное право" совершенно справедливо.

Понятие и структура системы права представлена в виде юридико-доктринальной конструкции и категории, включающей в себя нормы, а также отрасли и институты, объединяющие эти нормы. Согласно доктринальной трактовке, основным конструктивным элементом является норма. Структура системы права содержит большое количество разных положений. Они применяются при регулировании различных общественных отношений. При этом имеют место некоторые закономерные взаимосвязи между особенностями регуляции и спецификой отношений. Так, структура права предусматривает, что регулирование однородных отношений осуществляется нормами одного порядка. В соответствии с этим, внутри дисциплины все нормы объединяются в отрасли и институты.

Правовым институтом считается совокупность норм одного порядка, которые регулируют конкретный тип отношений в обществе. Так, юридический институт собственности в области гражданских правоотношений представлен в виде норм одного типа, взаимосвязанных между собой и регулирующих отношения, связанные с собственностью. Аналогичным образом определяются и прочие институты и других юридических отраслей.

Отраслью называют комплекс норм одного порядка, призванных регулировать определенного рода.

Структура права, таким образом, предусматривает видовое различие, выраженное институтами в рамках одной отрасли. Различие существует между группами норм, являющимися относительно самостоятельными.

Существуют отрасли процессуального и материального права. Ко второй категории относят комплекс гражданских, трудовых, уголовных и прочих норм. Процессуальная отрасль содержит совокупность гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и прочих положений.

Отрасли и нормы материального права устанавливают исходные обязанности и в конкретной области регулирования отношений. При этом процессуальные положения и отрасли закрепляют процедуры и порядок, в соответствии с которыми реализуются материальные нормы, обязанности и возможности участников процессуальных правоотношений.

Процессуальные положения, подотрасли, отрасли и институты наделяют необходимой юридической определенностью взаимоотношения разных субъектов на различных этапах правоохранительной, правоустановительной и правоприменительной деятельности. Благодаря этим нормам вся структура права приобретает юридическую гарантию в сфере реализации свобод и прав личности.

В пределах отраслей образуются подотрасли. При этом структура права предполагает формирование в рамках материальных отраслей соответствующих процессуальных или материальных подотраслей.

Эти относительно крупные составные части отрасли объединяют группу однородных юридических институтов. Зачастую, первоначально формируясь на базе нескольких (либо одного) правовых институтов, подотрасли (при наличии ряда условий) постепенно обосабливаются в новые самостоятельные единицы.

В юридической литературе принято разделение дисциплины на публичное и частное направление. Так, определяют отрасли публичного права. К ним относят комплекс конституционных, административных, гражданских норм. например, гражданское.

Следует отметить, что обособление публичного и частного направления в дисциплине было принято еще римскими юристами. Выделение комплекса публичных норм соответствовало принципу, на котором основывалась римская юриспруденция. Предмет дисциплины включал в себя (наряду с изучением права в целом) соответствующее изучение (юридическое толкование и понимание государства).

Структура права – это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

62Глава II . Теория права

Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией, на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые слои, пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких слоев в структуре права насчитывается шесть.

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека – это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России – в Конституции, Декларации прав человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права

§ 4 Структура права63

являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае мы ведем речь об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

«Референдумное право» – новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция Российской Федерации.

4. Нормы, изданные государством, или централизованные. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Госдумой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим вые-

64 Глава II Теория права

шую юридическую силу. Все это позволяет нормы государственных органов назвать централизованными нормами.

В нашем государстве централизованные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие тоталитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы также называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на ее территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна, и по своему объему они существенно опережают нормы общегосударственные (централизованные).

6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор – это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер – договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

§ 4 Структура права65

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно-правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отметить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В нашей стране договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев», права могут быть в свою очередь сгруппированы (см. рис. 2.2).

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и нормы, изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), и поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать референдумное и общегосударственное право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в -основ-

66 Глава П. Теория права

Рис. 2.2. Структура права

ном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы: они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.

§ 5. Система права

Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению

§ 5 Система права67

явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.

Система права (см. рис. 2.3) отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.

А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следующие элементы:

1) отрасль права это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношенияадминистративное право, отношения, связанные с совершением преступлений, – уголовное право и т. п.);

2) подотрасль права это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль – банковское право. Военно-уголовное право – это подотрасль уголовного права;

3) институт права это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;

4) субинститут права это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко

68Глава II Теория права

не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление),

5) норма права обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права – правовое регулирование общественных отношений.

Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права – целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне – вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.

Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.

Материальное право – это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

конституционное право закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право.

§ 5 Система права 69

Рис. 2.3. Система права

административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт – Кодекс об административных правонарушениях (КоАП);

финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения дохо-

70 Глава II . Теория права

дов, направления их использования). Основные нормативные акты – Закон о государственном бюджете, законы о налогах, Закон о банковской деятельности",

предпринимательское право – это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты – Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акционерных обществах и др.

гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс (ГК) – основной нормативный акт. Гражданское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт – Жилищный кодек,

семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт – Семейный кодекс;

природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами – землей (Земельный кодекс), недрами (Закон о недрах), водой (Водный кодекс), воздухом (Воздушный кодекс), лесными богатствами (Лесной кодекс);

экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс еще не завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды – основной нормативный акт. Нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением труда. Основной нормативный акт – Кодекс законов о труде (КЗоТ). Право социального обеспечения – подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;

§ 5 Система права71

уголовное право система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс (УК).

Процессуальное право – это совокупность отраслей, основная задача которых – установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:

уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт – Уголовно-процессуальный кодекс (УПК)",

гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт – Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК);

арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт – Арбитражно-процессуальный кодекс.

В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуальное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс;

гражданско-исполнителъное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты – Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».

72 Глава II Теория права