Потерпевший и его процессуальное положение. Статус потерпевшего в уголовном процессе

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо, которому преступлением причинен вред его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.

Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК).

При разработке нового УПК одной из его задач являлось установление таких правил судопроизводства, которые бы обеспечивали защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.

Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ст. 55 (ч. 3) и ст. 56 (ч. 3) Конституции РФ, не подлежит ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей.

Тенденция к повышению роли потерпевшего и его влияния на ход и принимаемые по делу решения не только по делам частного, но и по делам публичного обвинения, проявилась в УПК, например, в следующем: по заявлению потерпевшего дела публичного обвинения небольшой или средней тяжести могут быть прекращены ввиду его примирения с обвиняемым (ст. 25 УПК); без согласия потерпевшего не может быть удовлетворено ходатайство обвиняемого об особом порядке судебного разбирательства (ч. 1 ст. 314 УПК).

Несоблюдение процессуальных прав потерпевшего Верховный Суд РФ рассматривает как существенное нарушение закона, влекущее отмену приговора.

Основанием для признания лица потерпевшим является наличие данных, дающих основание полагать, что преступлением причинен вред потерпевшему. Решение о признании лица потерпевшим принимается либо по его заявлению, либо по инициативе органов предварительного расследования при наличии любого вида вреда. В момент вынесения постановления о признании лица потерпевшим факт причинения ущерба преступлением может быть еще не установлен, так как доказывание этого только начинается с возбуждения уголовного дела. Однако наличия данных, дающих основание полагать, что преступлением нанесен тот или иной вид вреда, достаточно для признания лица потерпевшим. Признание его таковым дает возможность использовать права, предоставленные потерпевшему для защиты своих интересов. Следует обратить внимание на то, что при производстве по уголовным делам частного обвинения сам факт подачи заявления потерпевшим и принятия судом дела к своему производству является основанием наделения потерпевшего процессуальными правами частного обвинителя.

С момента признания лица потерпевшим оно является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает широкие права для защиты своих прав и законных интересов. Процессуальные права потерпевший (физическое лицо) может реализовывать как самостоятельно, так и наряду с представителем (которым могут быть адвокаты, законные представители). При этом от услуг представителя он вправе отказаться, за исключением тех случаев, когда вместе с ним (или вместо него) участвует в деле законный представитель ввиду недееспособности или ограниченной дееспособности потерпевшего. В случае признания потерпевшим юридического лица осуществление его прав возлагается на лицо, правомочное в соответствии с ГК представлять его интересы (ст. 45 УПК). По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущен один из близких родственников или иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший.

Для признания лица потерпевшим важное значение имеет установление вида, характера и размера причиненного преступлением вреда. Физическим вредом является причинение гражданину телесных повреждений, расстройства здоровья и физических страданий. Имущественный вред может быть выражен в лишении лица принадлежащих ему материальных благ, имущества, ценностей, денег. Моральный вред может быть причинен оскорблением, унижением чести и достоинства, нравственными страданиями гражданина. Это может быть дискредитация, подрыв авторитета, деловой репутации юридического лица.

Для судебной защиты потерпевшего важное значение имеет установление обстоятельств преступления и причинения непосредственно этим преступлением вреда потерпевшему. Поэтому вид, тяжесть причиненного вреда преступлением, его размеры подлежат доказыванию по делу в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства. В связи с этим наделение потерпевшего широкими правами направлено на обеспечение возможности его активного участия в установлении обстоятельств дела.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, его правами наделяется один из его близких родственников (п. 4 ст. 5 УПК).

Потерпевший вправе требовать возмещения имущественного и морального вреда (в том числе в денежном выражении), а также расходов, понесенных в связи с его участием при производстве предварительного расследования и судебном рассмотрении дела, включая и расходы на представителя.

В целях защиты потерпевшего, а также его близких родственников предусмотрены меры государственной защиты в связи с их участием в производстве по данному уголовному делу, а также меры, принимаемые по правилам УПК (ч. 3 ст. 11 УПК). Потерпевший как участник процесса со стороны обвинения пользуется всеми правами стороны в состязательном процессе (ст. 42 УПК). При этом надо иметь в виду, что интересы прав потерпевшего на предварительном следствии призван защищать и прокурор - государственный обвинитель.

К правам потерпевшего относятся: право знать формулировку предъявленного обвиняемому обвинения; давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым владеет, пользуясь помощью переводчика бесплатно; иметь представителя.

Участвуя в доказывании, потерпевший также вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в производстве следственных действий, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколом этих действий и подавать на них возражения.

В случае проведения по делу судебной экспертизы, назначенной по ходатайству потерпевшего, он вправе знакомиться не только с самим постановлением, но и с заключением эксперта. Кроме того, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания), получать копии основных процессуальных актов; участвовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции, в том числе в связи с заявлением ходатайства об исключении доказательства из дела как недопустимого. Являясь стороной обвинения, потерпевший вправе поддерживать обвинение и выступать в судебных прениях при судебном разбирательстве уголовного дела. Кроме того, потерпевший вправе приносить жалобы на приговор и иные судебные решения, в том числе в связи с мягкостью назначенного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также он может приносить жалобы на судебные решения и принимать участие в судебном заседании суда второй и надзорной инстанций. При этом одновременное участие в деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его самого указанных прав.

Потерпевший дает показания по правилам допроса свидетеля, поэтому за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 307 и ст. 308 УК.

Вместе с тем в силу ст. 51 Конституции РФ потерпевший вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников (п. 3 ч. 2 ст. 42 УПК). Если же потерпевший согласился давать такого рода показания, он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний (см., например, ч. 2 ст. 281 УПК).

Потерпевший несет при производстве по уголовному делу обязанности: являться по вызову дознавателя, следователя, прокурора в суд и давать правдивые показания; не разглашать данные предварительного расследования; по требованию органов расследования представлять находящиеся у него документы и предметы, имеющие значение для дела; в случае необходимости представлять образцы для сравнительного исследования и подвергаться освидетельствованию; соблюдать порядок в судебном заседании.

В случае неявки потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу (ст. ст. 113, 188 УПК). При отказе от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, а также за разглашение данных предварительного расследования потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности.

СПбГУ

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса

Курсовая работа

Тема: «Статус потерпевшего в уголовном процессе»

Санкт-Петербург

Введение. 3

Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном

законодательстве. 4

Права потерпевшего по российскому уголовно-прцессуальному законодательству. 6

Обязанности потерпевшего по российскому уголовно-процессуальному законодательству. 13

Процессуальный статус потерпевшего в зарубежном уголовно- процессуальном законодательстве. 15

Проблемы обеспечения безопасности потерпевших. 19

Заключение. 21

Список использованной литературы. 22

Введение.

На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись предметом особой заботы и правовой защиты. Органы предварительного расследования зачастую проявляли пренебрежительное отношение к выполнению предписаний действующего законодательства по обеспечению прав жертв преступлений.

Как следствие на данный момент, различные государственные институты, действующие в области защиты прав и законных интересов, вынуждены работать в условиях недостатка информации, по причине уклонения потерпевших от выполнения своего гражданского долга, которые предпочитают занимать пассивную, выжидательную политику.

Также в научной литературе и средствах массовой информации в последнее время стали появляться публикации, касающиеся темы антидемократичности российского уголовного процесса. Данные публикации в основной своей массе основаны на сравнении объема прав и обязанностей, которыми закон наделяет подозреваемых, обвиняемых, их защитников с одной стороны и потерпевших - жертв преступлений с другой стороны. В данном вопросе законодательство РФ схоже с международным правом, которое с особой тщательностью регламентирует права подозреваемых и обвиняемых и практически в самых общих чертах права потерпевших.

Понятие потерпевшего в российском

уголовно-процессуальном законодательстве

Потерпевшим по действующему российскому уголовно-процессуальному законодательству является лицо, которому был причинен вред в виде телесных повреждений или морального ущерба, эмоционального страдания, материального ущерба или существенного страдания, материального ущерб или существенного ущемления его основных прав и законных интересов в результате совершения преступного действия или бездействия, предусмотренного уголовным законодательством. 1 Причем им может быть только физическое лицо 2 .

Для понимания процессуального статуса потерпевшего необходимо сопоставить понятия «потерпевший» и «жертва преступления». Поскольку, не каждая жертва преступления становится потерпевшим в уголовно-процессуальном смысле (это особенно характерно для жертв латентных преступлений и для тех случаев, когда преступление влечет за собой смерть жертвы преступления). Кроме того, жертва преступления приобретает статус потерпевшего только после того, как лицо проводящее предварительное расследование вынесет специальное постановление.

Порядок признания жертвы преступления потерпевшим регламентирован в УПК РСФСР, по которому орган предварительного расследования обязан:

    Установить наличие морального, физического или материального вреда;

    Установить причинную связь между преступным деянием и наступившим последствием в виде морального, физического или материального вреда;

    Вынести постановление о признании жертвы преступления потерпевшим. Оно выносится либо по инициативе органа предварительного расследования, либо по инициативе лица. Которому причинен моральный, физический или материальный вред. Причем орган предварительного расследования обязан вынести постановление о признании потерпевшим и в том случае, если лицо, которому причинен моральный, физический или материальный вред, возражает против этого;

    Уведомить потерпевшего и его представителя о признании потерпевшим;

    Разъяснить потерпевшему его права, отметить это в постановлении о признании потерпевшим или в протоколе 3 .

Руководствуясь всеобъемлющим требованием закона об обязательном разъяснении участвующим в деле лицам их прав и обеспечении возможности осуществления этих прав, суд и следователь в интересах потерпевшего и с его участием могут совершить следующие действия:

    Ознакомить его с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела или с материалами прекращения производства, независимо от основания принятого решения;

    Поставить в известность потерпевшего об основаниях и поводах приостановления производства по делу или ознакомить его с материалами приостановления уголовного дела в случаях, если об этом ходатайствует он сам или его представитель;

    Ознакомить жертву преступления с постановлением о назначении экспертизы и испросить желание поставить на разрешение эксперта какие-либо дополнительные важные для него вопросы, выяснить мнение о том, доверяет ли он проведение экспертизы назначенному специалисту; по завершении экспертных исследований следователь знакомит его с содержанием заключения, о чем делает соответствующую отметку;

    Предоставить потерпевшему и его представителю по их просьбе копии документов, в которых изложены процессуальные решения, затрагивающие их права и законные интересы (постановление об отказе возбуждения уголовного дела, о признании потерпевшим или гражданским истцом, о прекращении уголовного дела, определение судьи, приговора суда и т.п.).

В случае получения данных о принятии органом дознания незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, отнесенного к компетенции следователя, должно быть проверенно:

    Не были ли искусственно занижены объем и характер причиненного вреда с тем, чтобы подвести опасность и тяжесть деяния под понятие «малозначительного» или так называемого дела частного обвинения;

    Не склонял ли потерпевшего кто-либо в ходе дознания к изменению своих объяснений или написанию вторичного заявления о декриминализации или оправдании обстоятельств, при которых ему был причинен физический, моральный или имущественный вред;

    Не имело ли место вынужденное «примирение» потерпевшего и лица, совершившего преступление, вопреки очевидности и общественной опасности деяний, с последующей фальсификацией материалов уголовного дела;

    Не принято ли органом дознания заведомо необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и не с этой ли целью заявитель (потерпевший или его представитель) не уведомлен о принятом процессуальном решении 4 .

Права потерпевшего по российскому

уголовно-прцессуальному законодательству

Права потерпевшего регламентируются в наиболее общих чертах в статьях 52 и 53 главы 2 Конституции РФ, а именно: «… права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняется законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба». Также гарантируется право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. То есть законодательство расширило права потерпевшего, как на предварительном следствии, так и в судебном заседании, предоставив ему возможность активно отстаивать свои интересы, добиваться изобличения и наказания лица, совершившего преступление. 5

Детально права потерпевшего регламентированы в УПК РСФСР:

  • Право потерпевшего давать показания по уголовному делу

Реализовать данное право потерпевший может как в ходе допроса, так и путем дачи собственноручных показаний, причем инициатива дать показания может исходить от самого потерпевшего или от органа предварительного расследования (органов дознания и следователя), прокурора и суда (судьи).

Допрос потерпевшего, как правило, осуществляется в месте производства предварительного расследования.

Потерпевшие, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других потерпевших. Орган предварительного расследования обязан принять меры, исключающие возможность их общения между собой.

Перед допросом удостоверяется личность потерпевшего, разъясняются его права и он предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. (За небольшими исключениями допроса лиц, не достигших 16 и 14 летнего возраста).

Показания потерпевшего записываются в протокол допроса, который составляется по правилам, установленным в ст. 141 УПК РСФСР.

По окончании допроса потерпевший может изложить свои показания письменно, о чем делается отметка в протоколе допроса. Показания потерпевшего подписываются им и лицом, производившим допрос.

    Иммунитет потерпевшего от дачи показаний

В соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Данное право разъясняется потерпевшему перед каждым его допросом на стадии предварительного расследования и в ходе судебного разбирательства. Представляется, что данное разъяснение должно быть облечено в письменную форму и воспроизведено дословно.

Вместе с тем, потерпевший вправе не воспользоваться иммунитетом и дать показания в отношении себя самого, своего супруга, родителей, детей, и других близких родственников.

    Право иметь переводчика

На основании части 2 статьи 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком.

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Обязанность по обеспечению потерпевшего переводчиком возложена на орган предварительного расследования, прокурора и суд (судью).

Органы предварительного расследования, прокурор или суд должны:

    Выяснить, владеет ли потерпевший языком, на котором ведется судопроизводство.

    Разъяснить потерпевшему его право иметь переводчика.

    Обеспечить потерпевшего переводчиком.

Переводчику разъясняются его права и обязанности, предупреждают об ответственности за неправильный перевод и за уклонение от явки в орган предварительного расследования, к прокурору или в суд.

    Право иметь представителя

Конституцией РФ каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Право потерпевшего иметь представителей предусмотрено ст. 56 УПК. Представительство может быть законным и договорным.

Законными представителями потерпевшего могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится потерпевший. Законные представители потерпевших имеют право представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия, участвовать в судебном разбирательстве, заявлять отводы, приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор или определения суда.

В качестве договорных представителей потерпевших в уголовном процессе участвуют адвокаты, с которыми заключается договор об оказании юридической помощи.

Следует отметить, что в соответствии с действующим УПК потерпевший, в отличие от обвиняемого, не имеет права на бесплатную помощь адвоката. Данное обстоятельство свидетельствует о неравенстве прав обвиняемого и потерпевшего.

Право выбора своего представителя принадлежит потерпевшему, который может отказаться от уже выбранного представителя и потребовать допустить в качестве представителя другое лицо. Также за потерпевшим сохраняется право отказаться от помощи представителя в любой момент следствия, кроме случаев, когда потерпевший является недееспособным (страдает психическими или физическими недостатками или не достиг совершеннолетия). 6

Потерпевший занимает в уголовном процессе особое место. Статус потерпевшего, с одной стороны, обусловлен его ролью жертвы в событии преступления. Рост преступности, захлестнувший все сферы общественной жизни, с неизбежностью означает увеличение числа граждан, пострадавших от преступлений. Государство предпринимает комплексные меры как для борьбы с преступностью, так и для улучшения деятельности правоохранительных и судебных органов, но, в первую очередь, требуется нейтрализация последствий конкретного преступления, восстановления нарушенных прав отдельно взятого человека. Испытываемые потерпевшим чувства делают его глубоко заинтересованным в результатах расследования, в изобличении преступника и его справедливом наказании. Поэтому в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 ноября 1985 г., а также в соответствии с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию должна быть важной функцией уголовного правосудия. Гарантировав потерпевшим от преступлений охрану их прав, компенсацию причиненного вреда и доступ к правосудию, Конституция (ст. 52) обусловила те положения ст. 6 УПК, в которых говорится о защите прав и законных интересов потерпевших как о назначении уголовного судопроизводства. Приводя национальное законодательство в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, УПК существенно расширил права и свободы всех участников уголовного судопроизводства, в первую очередь, подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего. Потерпевшему предоставлена возможность лично или с помощью своего представителя активно участвовать в доказывании факта совершения преступления и других обстоятельств, имеющих для него значение.

С другой стороны, потерпевший является носителем ценной доказательственной информации об обстоятельствах совершения преступления. Получение этой информации может потребовать необходимость применения к нему органами предварительного расследования некоторых мер процессуального принуждения, а соответственно и предоставления потерпевшему процессуальных гарантий против необоснованного или чрезмерного ущемления его прав и интересов. Эффективность защиты интересов лица, пострадавшего в результате преступления, зависит не только от объема предоставляемых лицу прав и их процессуальных гарантий, но и от правильности решения законодателем вопросов, связанных с наделением такого лица процессуальным статусом потерпевшего.

Термин "потерпевший", производный от глагола "потерпеть", впервые в России впервые появился в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. Но Устав не придерживался однообразной и строгой терминологии - пострадавшие именовались "потерпевшими от преступления лицами", "потерпевшими вред и убытки" и даже "обиженными". Объем прав потерпевших различался в зависимости от категории преступления. Участвуя в качестве частного обвинителя или гражданского истца, потерпевший имел все права стороны, в других случаях за ним признавались лишь отдельные процессуальные права, так как обличение обвиняемого возлагалось исключительно на лиц прокурорского надзора. Долгое время ситуация не менялась и в советский период. Уголовно-процессуальные кодексы 1922 и 1923 гг., упоминая потерпевшего, не раскрывали его статуса. Право поддерживать обвинение потерпевший мог лишь по делам частного обвинения, но если в производство по этим делам вступал прокурор, потерпевший переставал быть обвинителем и мог выступать, как и по всем другим делам, только в качестве свидетеля. Самостоятельный статус потерпевший впервые получил лишь в связи с принятием Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 г., затем УПК РСФСР 1960 г., Уголовно-процессуальный кодекс 2001 г., сохранив прежние достижения в деле обеспечения прав потерпевших, значительно развили его процессуальный статус.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК потерпевший - это физическое лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, а также юридическое лицо, в случае причинения вреда его имуществу или деловой репутации. Уже здесь мы видим принципиальное отличие от ст. 53 УПК РСФСР - ранее юридические лица могли участвовать в производстве по делу только в качестве гражданских истцов, для чего должны были выразить свою волю и предъявить гражданский иск о возмещении вреда, причиненного преступлением. Порядок получения статуса потерпевшего значительно проще - для признания лица потерпевшим не требуется его волеизъявления. Установив, что преступлением причинен вред конкретному лицу, должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, выносит соответствующее постановление. В постановлении о признании лица потерпевшим должно быть указано, какими действиями и какой именно вред ему причинен, в том числе при причинении вреда сразу нескольких видов (физического, имущественного и морального, вреда деловой репутации).

Удвоение статуса юридического лица, участвующего при производстве по уголовному делу путем наделения его правами потерпевшего и гражданского истца, на наш взгляд, не является оправданным. Перечни прав потерпевшего и гражданского лица во многом совпадают, и статус гражданского истца вполне обеспечивает юридическому лицу возможность добиваться возмещения вреда, причиненного его имуществу и деловой репутации. Кроме того, многие права, принадлежащие потерпевшему, могут быть реализованы только физическим лицом. Например, право давать показания и объяснения, право давать показания на родном языке. Права, принадлежащие и потерпевшему, и представителю потерпевшего, не могут быть реализованы самим юридическим лицом, например пользоваться услугами переводчика, участвовать в производстве следственных действий и знакомится с протоколами следственных действий. Поэтому позиция Верховного Суда СССР, изложенная в постановлении Пленума от 01.11.1985 № 16 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве", рекомендовавшего признавать потерпевшими только физических лиц, хотя оно и утратило силу в связи с принятием нового постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве", представляется более правильной.

Формально лицо обретает статус потерпевшего с момента вынесения такого постановления. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовой статус лица как потерпевшего лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им. Статус потерпевшего устанавливается, прежде всего, исходя из фактического положения лица как жертвы преступления, поэтому непризнание такого лица потерпевшим не является препятствием к реализации им прав и получения гарантий, соответствующих статусу жертвы. Отказ в признании потерпевшим, бездействие должностного лица, выразившееся в непринятии соответствующего решения, как и отказ в предоставлении на этом основании процессуальных прав могут быть обжалованы в установленном, в том числе судебном, порядке. Даже в том случае, когда такое нарушение прав лица, которому преступлением причинен вред, установлено по делу, поступившему в суд по окончании предварительного расследования, суд должен вынести постановление (определение) о признании лица потерпевшим, уведомить его об этом, разъяснить права и обязанности, обеспечить возможность ознакомления со всеми материалами дела.

В теории уголовного процесса достаточно много спорных проблем, связанных с основаниями наделения лица статусом потерпевшего, однако правильным является такое решение, которое направлено на максимальную защиту интересов пострадавшего в результате преступления. В частности, буквальное толкование ч. 1 ст. 42 УПК ("потерпевшим является.. . лицо.., которому преступлением причинен вред") ведет к выводу, что для признания потерпевшим требуется достоверное установление факта причинения вреда. Однако факт причинения вреда может быть установлен достоверно только в процессе производства по делу и констатирован в приговоре суда. Акт признания лица потерпевшим служит лишь предпосылкой предоставления лицу комплекса прав, при помощи которых оно добивается признания этого факта. Именно поэтому основанием признания лица потерпевшим следует считать наличие достаточных данных полагать, что против его охраняемого законом блага было совершено преступное посягательство, причинившее ему физический, имущественный или моральный вред. Такой подход к понятию потерпевшего способствует правильному пониманию сущности процессуального положения потерпевшего как лица, доказывающего факт причинения вреда его интересам. Поэтому постановление о признании лица потерпевшим должно быть вынесено независимо от того, установлены ли все обстоятельства преступления и лица, причастные к его совершению. В идеале, решение о признании лица потерпевшим должно быть принято одновременно с решением о возбуждении уголовного дела или, как минимум, по окончании допроса лица, полагающего свои интересы нарушенными.

Практика свидетельствует, что в 90% уголовных дел сведения о пострадавших от преступлений лицах были известны органам предварительного расследования уже в момент возбуждения уголовного дела.

Правильно этот вопрос решен применительно к делам частного обвинения - лицо, подавшее жалобу, с этого момента считается потерпевшим в силу прямого указания закона (ч. 1 ст. 318), т.е. без вынесения об этом специального постановления. С принятием судом заявления потерпевшего лицо обретает статус частного обвинителя и тоже - без специального постановления. Логически рассуждая, можно прийти к выводу, что наделение лица статусом потерпевшего не нуждается в каком-либо процессуальном решении или, как минимум, не нуждается в таких серьезных доказательствах, как, например, решение о привлечении лица в качестве обвиняемого. Оформление статуса потерпевшего специальным постановлением призвано служить гарантией его прав, так как в соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда от 29.06.2010 № 17 "в силу части 1 статьи 42 УПК РФ лицо, которому преступлением причинен вред, приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и обязанности с момента вынесения дознавателем, следователем, руководителем следственного органа или судом постановления о признании его потерпевшим. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им" - Примеч. авт. Поэтому промедление с принятием решения о признании лица потерпевшим, затрудняющее реализацию прав потерпевшего, недопустимо.

Еще один дискуссионный вопрос связан с возможностью признания лица потерпевшим в случае совершения против него неоконченного преступления (приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на преступление). Нет сомнений, если при неоконченном преступлении лицу не причинили реального вреда, то ему нечего защищать, его права и интересы не нарушены. Однако еще в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 № 16 говорилось, что и при неоконченном преступлении не исключается причинение лицу физического, имущественного или морального вреда, поэтому такое лицо признается потерпевшим. Аналогичная позиция содержится и в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда от 29.06.2010 № 17, ориентирующая суды на необходимость установить, в чем выразился причиненный преступлением вред.

При этом Пленум Верховного Суда РФ указал, что не исключается возможность причинения лицу морального вреда в случаях, когда неоконченное преступление было направлено против конкретного лица, но по независящим причинам умысел не был доведен до конца, а права человека были лишь поставлены под угрозу нарушения. В качестве примера можно привести уголовные дела о приготовлении к совершению "заказных" убийств, где жертва узнает о готовящемся либо уже пресеченном на этой стадии преступлении лишь в кабинете следователя. Такие ситуации не исключают физических и нравственных страданий человека, и он признается потерпевшим поскольку факт причинения морального вреда сомнений не вызывает.

Практика исходит из того, что потерпевшим признается лицо, которому физический, имущественный или моральный вред причинен непосредственно преступлением, поэтому все иные лица, в том числе близкие родственники потерпевшего, на чьи права и законные интересы преступление не было непосредственно направлено, по общему правилу, процессуальными возможностями по их защите не наделяются. Защита прав и законных интересов таких лиц осуществляется в результате восстановления прав лица, пострадавшего от преступления (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда от 29.06.2010 № 17).

Близкие родственники пострадавшего лица могут претендовать на статус потерпевшего лишь по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть пострадавшего. Права потерпевшего в этом случае переходят к одному из близких родственников погибшего (ч. 8 ст. 42 УПК), но если преступлением затрагиваются права и законные интересы сразу нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, и они настаивают на предоставлении им прав потерпевшего, эти права им могут быть предоставлены.

Именно такой подход, позволяющий по делам о преступлениях, следствием которых явилась смерть лица, признавать потерпевшим не только одного из близких родственников, как это указано в ч. 8 ст. 42 УПК, но и нескольких близких родственников, выработан Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 131 -О "По запросу Волгоградского гарнизонного поенного суда о проверке конституционности части восьмой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и является обязательным для правоприменительной практики.

Строго говоря, близкие родственники лица, погибшего от преступления, не являются ни потерпевшими, ни представителями потерпевшего, они лишь получают права, которые принадлежали бы самому потерпевшему, на основе процессуального правопреемства. Поэтому более правильно было бы выносить постановление не о признании близких родственников потерпевшими, что имеет место на практике, а о предоставлении им прав потерпевшего.

В начале 1960-х гг. в литературе развернулась дискуссия относительно возможности предоставления статуса потерпевшего лицу, которое допустило недостойные, а зачастую и противоправные действия, послужившие причиной или способствовавшие совершению преступления. Однако большинство процессуалистов и практика не поддержали этой идеи. Статус потерпевшего - не награда за хорошее поведение, а гарантия защиты законных интересов лиц, которым в результате преступления причинен реальный вред. Никаких ограничений на доступ к правосудию и судебную защиту в связи с тем или иным поведением потерпевшего закон не предусматривает.

Статус потерпевшего включает широкий перечень полномочий, обеспечивающих защиту им своих нарушенных преступлением прав. Потерпевшему, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать пояснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следственные и судебные документы, подлежащие обязательному вручению потерпевшему, должны быть переведены на его родной язык или на язык, которым он владеет.

Исходя из принципа равенства прав сторон (ч. 4 ст. 15, ст. 244 УПК) потерпевший пользуется равными со стороной защиты правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1-6 ч. 1 ст. 299 УПК, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.

Потерпевшему, его представителю, законному представителю на любом этапе уголовного судопроизводства должна быть предоставлена возможность довести до сведения суда свою позицию по существу дела и те доводы, которые он считает необходимыми для ее обоснования. При этом суду следует учитывать доводы потерпевшего по вопросам, которыми затрагиваются его права и законные интересы, и дать им мотивированную оценку при принятии судебного решения.

В целях создания необходимых условий для исполнения потерпевшим процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных ему прав, руководствуясь положениями ст. 15 и 86 УПК, судам при наличии к тому оснований рекомендовано принимать меры для оказания помощи потерпевшему в собирании доказательств - получении документов, истребовании справок и т.д. (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 29.06.2010 № 17).

Потерпевший вправе предъявить иск о возмещении имущественного вреда, а также компенсации морального вреда, причиненного преступлением. В этом случае должно быть вынесено постановление о признании его гражданским истцом (ст. 44 УПК).

Потерпевший, законный представитель, представитель, а также гражданский истец и его представитель, если потерпевшим предъявлено требование о возмещении причиненного преступлением вреда, согласно ст. 42, 44, 45 УПК, вправе принимать участие во всех судебных заседаниях по рассматриваемому делу для защиты своих прав и законных интересов. В этих целях председательствующий обязан известить их о дате, времени и месте судебных заседаний, а при отложении разбирательства дела разъяснить названным лицам право на участие в последующих судебных заседаниях и последствия отказа от использования этого права, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Неучастие этих лиц в последующих после отложения разбирательства дела судебных заседаниях должно носить добровольный характер.

Обязанность разъяснить потерпевшему, его законному представителю, представителю право участвовать в прениях сторон и известить этих лиц о дате, времени и месте их проведения, а также обеспечить им возможность выступить в прениях сторон, если они того пожелают, за исключением случаев, когда потерпевший отказался от участия в судебном заседании, лежит на председательствующем.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК потерпевший, законный представитель, представитель имеют право ходатайствовать о применении мер безопасности. Это право им должно быть своевременно разъяснено должностным лицом, осуществляющим уголовное судопроизводство. Такое ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу.

Исходя из положений п. 3 и 4 ч. 2 ст. 241 УПК суду по каждому уголовному делу о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях, когда рассмотрение дела может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни потерпевшего либо сведений, унижающих его честь и достоинство, а также если этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, его близких родственников, родственников или близких лиц, надлежит при подготовке дела к судебному разбирательству решать вопрос о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании (п. 5 ч. 2 ст. 231 УПК) с указанием в постановлении мотивов принятого решения (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда от 29.06.2010 № 17).

В целях охраны прав потерпевшего, не достигшего возраста 18 лет, в соответствии с ч. 6 ст. 280 УПК по ходатайству сторон, а также по инициативе суда его допрос может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит постановление (определение). При возвращении подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания потерпевшего и предоставлена возможность задавать вопросы.

Защите прав и обеспечению безопасности потерпевшего посвящены также положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" о том, что при размещении судебных решений в сети Интернет персональные данные потерпевшего (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и др.) подлежат исключению из текста судебного решения. Вместо них используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать личность потерпевшего.

Личное участие потерпевшего в производстве по уголовному делу, дача им правдивых показаний способствует всестороннему и полному установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, и вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного решения. В силу своей связи с событием преступления потерпевший несет обязанность являться по вызовам следователя, дознавателя, суда, ответить на поставленные перед ним вопросы. Поэтому при неявке потерпевшего без уважительных причин или уклонении от явки в судебное заседание в случае признания участия потерпевшего в рассмотрении дела обязательным потерпевший может быть подвергнут приводу в порядке, предусмотренном ст. 113 УПК, а в случаях, указанных в ст. 117 УПК, - денежному взысканию. За отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний потерпевший подлежит уголовной ответственности.

Особый статус потерпевший имеет по делам частного обвинения, к которым относятся дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК. Устанавливая процедуру производства по делам частного обвинения, законодатель исходил из того, что указанные в ч. 2 ст. 20 УПК преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых, по общему правилу, не вызывает трудностей. В связи с этим потерпевший сам может осуществлять уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление, - обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства.

Лицо, подавшее в суд заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения, является частным обвинителем со всеми правами, предусмотренными ст. 42 и 43 УПК, которые ему должны быть разъяснены. Частный обвинитель вправе использовать в судебном разбирательстве весь арсенал предусмотренных законом судебных действий. В тех случаях, когда он испытывает затруднения в доказывании обвинения, суд должен оказать ему помощь в собирании доказательств, а органы следствия и дознания обязаны принять меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальным законом порядке.

Поскольку возбуждение уголовного дела о таких преступлениях производится не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя (ч. 1 ст. 147 УПК), за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 147, и предварительное расследование по ним, по общему правилу, не производится, на потерпевшего возлагается обязанность доказать выдвинутое им против конкретного лица обвинение. Существо обвинения, выдвинутого против лица по такому делу, и соответственно пределы судебного разбирательства по нему определяются исходя из содержания заявления потерпевшего. Неявка частного обвинителя в судебное заседание суда первой и апелляционной инстанции может являться основанием для прекращения уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения в случае, если частный обвинитель надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, однако не явился в судебное заседание без уважительных причин и не ходатайствовал об отложении или рассмотрении дела в его отсутствие.

В то же время законодательство предусматривает иные способы защиты прав потерпевшего по этой категории дел, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К таким случаям относится материальная и иная зависимость потерпевшего от лица, совершившего преступление, тяжелая болезнь и престарелый возраст, малолетие потерпевшего или наличие психического расстройства, лишающего его способности правильно воспринимать происходящее.

Аналогичным образом решается вопрос о защите прав потерпевшего в тех случаях, когда ему не известны данные о лице, совершившем преступление. Отказывая в этом случае в принятии заявления к своему производству, судья направляет заявление потерпевшего руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении и расследовании уголовного дела в общем порядке, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Защите интересов потерпевшего служат и правила прекращения этой категории уголовных дел. В соответствии с положениями ст. 25 УПК и ст. 76 УК по делам публичного и частно-публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести обязательными условиями для прекращения уголовного дела являются совершение обвиняемым преступления впервые, заявление потерпевшего о примирении с обвиняемым, а также то, что причиненный вред был заглажен. Исходя из этого суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела. Принимая решение, необходимо оценить, соответствует ли это целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, отвечает ли требованиям справедливости и целям правосудия (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда от 29.06.2010 №17). Однако для прекращения дела частного обвинения, возбужденного самим потерпевшим, достаточно заявления сторон о примирении.

Потерпевший, его законный представитель и представитель относятся к участникам судопроизводства со стороны обвинения, что говорит о едином направлении деятельности потерпевшего и органов обвинительной власти. Тем не менее позиция потерпевшего не всегда совпадает с позицией органов предварительного расследования, прокурора, государственного обвинителя. Поэтому потерпевший вправе обжаловать действия и решения дознавателя, следователя и прокурора, в том числе преграждающие ему доступ к правосудию (например, об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования), состоявшиеся по делу решения в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Несмотря на значительное расширение принятым в 2001 г. УПК гарантий прав потерпевшего и общее совершенствование его статуса, реальное обеспечение прав потерпевшего все еще нельзя признать удовлетворительным. Особенно отрицательно сказывается на качестве защиты его интересов низкий уровень раскрываемости преступлений, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, незаконное прекращение и приостановление производства по делу, блокирующие доступ потерпевшего к правосудию и судебной защите, лишающие возможности добиваться восстановления прав, нарушенных преступлением.

Согласно официальным статистическим данным в 2008 г. на территории РФ зарегистрировано 3 209 862 преступления, из них более 1,5 млн остались нераскрытыми.

УПК устанавливает, что при наличии повода и основания органы предварительного расследования обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела и приступить к производству следствия или дознания, а при отсутствии таковых - отказать в возбуждении уголовного дела. На практике же данный алгоритм не всегда действует успешно и эффективно. "Борьба за показатели", упорно проводимая правоохранительными органами, имеет своим результатом укрытие значительной части сообщений о преступлениях от учета. Но и регистрация сообщения о преступлении еще не означает, что будет принято законное решение. Практике известно множество случаев незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, в том числе в ситуациях, когда преступление является очевидным, и основания для возбуждения уголовного дела содержатся в самом заявлении потерпевшего. Причины таких необоснованных решений достаточно разнообразны: к их числу относятся и упомянутая "борьба за показатели" статистической отчетности, преследующая цель показать снижение уровня преступности и повышение уровня раскрываемости преступлений, и банальное нежелание и неумение работать, особенно в сложных условиях дефицита информации о преступлении. Удобным способом показать видимость работы является проведение дополнительных проверок оснований для возбуждения уголовного дела, в том числе после неоднократной отмены незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобам самих потерпевших.

Еще одним фактором, блокирующим доступ к правосудию, является институт приостановления производства по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Такое решение является свидетельством невыполнения государством своей обязанности раскрыть преступление, найти и изобличить лицо, виновное в его совершении. Не являющееся по своей юридической природе окончательным решение о приостановлении производства по уголовному делу в такой ситуации означает фактическое окончание предварительного расследования, поскольку перспективы раскрытия таких преступлений не высоки.

Не способствуют обеспечению прав потерпевших некоторые недостаточно четкие формулировки закона, вследствие чего потерпевшему вопреки требованиям ст. 42 УПК не сообщается о предъявленном обвиняемому обвинении, о поданных в ходе досудебного производства жалобах, о назначенных экспертизах, даже об окончании предварительного расследования. Нередко суды уклоняются от разрешения заявленного потерпевшим иска о возмещении причиненного преступлением вреда, оставляя его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, а качество исполнения судебных решений о возмещении вреда не выдерживает никакой критики. Однако наибольшую актуальность приобрел вопрос о праве потерпевшего на продолжение уголовного преследования (поддержание обвинения) вопреки позиции официального органа обвинительной власти.

Право потерпевшего поддерживать обвинение при участии в судебном разбирательстве уголовных дел (п. А -16 ч. 2 ст. 42 УПК) относится к числу наиболее значимых гарантий судебной защиты его прав и законных интересов. Однако в стадии судебного разбирательства действует ряд норм, носящих по отношению к потерпевшему дискриминационный характер. Так, согласно ч. 7 ст. 246 УПК, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей части. При этом УПК не обязывает суд выяснять и тем более учитывать мнение потерпевшего, хотя прекращение уголовного дела или уголовного преследования явно и значимо затрагивает его наиболее существенные интересы в уголовном процессе.

При отказе прокурора от обвинения потерпевший лишается судебной защиты.

Надо сказать, этот вопрос в УПК РСФСР в последний период его действия решался иначе. Согласно ч. 2 ст. 430 отказ прокурора от обвинения влек прекращение уголовного дела лишь при отсутствии возражений со стороны потерпевшего. Если же потерпевший возражал против прекращения уголовного дела, судебное разбирательство продолжалось. Обвинителем выступал сам потерпевший, и судебное разбирательство могло завершиться постановлением обвинительного приговора. Такую же позицию в свое время занял Конституционный Суд РФ, указав в Постановлении от 20.04.1999 № 7-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород", что "суд вправе устанавливать виновность обвиняемого лишь при условии, что ее доказывают органы и лица, осуществляющие уголовное преследование. Если органы уголовного преследования не смогли доказать виновность обвиняемого в полном объеме, тем более, если прокурор и потерпевший отказались от поддержания обвинения в суде (полностью или частично), это должно приводить - в системе действующих уголовно-процессуальных норм при их конституционном истолковании - к постановлению в отношении обвиняемого оправдательного приговора или обвинительного приговора, констатирующего виновность обвиняемого в менее тяжком преступном деянии. Вместе с тем законодатель вправе предусмотреть и иные процессуальные последствия, исключающие продолжение производства по делу "при отказе прокурора (к потерпевшего) от обвинения".

Положения УПК, не учитывающие мнения потерпевшего при принятии судом решения в случае отказа прокурора от обвинения, теоретически обосновываются тем, что при отказе прокурора от поддержания государственного обвинения, обвинения (публичного) больше нет, и тем, что потерпевшему не может принадлежать право поддержания обвинения по делам о преступлениях, преследуемых в публичном порядке. Однако необоснованный отказ прокурора от обвинения в судебном разбирательстве, несмотря на высказанные Конституционным Судом РФ рекомендации, становится для потерпевшего непреодолимым, поскольку альтернативы прекращению уголовного дела не существует. Обжаловать постановление суда о прекращении уголовного дела в связи с отказом прокурора от обвинения имеет смысл лишь в том случае, если вышестоящий прокурор признает действия государственного обвинителя необоснованными. В иных случаях государство, органы которого, исчерпав свои возможности и не справившись с возложенной на них обязанностью раскрытия преступления и изобличения виновных, должно публично признать свою неспособность защитить потерпевшего, принести ему свои извинения и принять на себя заботу о компенсации причиненного преступлением вреда. При всем том правовой механизм компенсации потерпевшему причиненного преступлением вреда в случае невозможности возложить ответственность за него на конкретное лицо или невозможности по иным причинам удовлетворить материальные претензии потерпевшего за счет причинителя вреда, известный законодательству других государств, в нашей стране пока не разработан.

Между тем Российская Федерация, объявившая нормы международного права составной частью своей правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции), обязана в указанных случаях обеспечить право потерпевшего на компенсацию причиненного ему вреда альтернативными способами, например за счет государственного бюджета, специально создаваемых для этих целей общественных фондов и организаций, развития специальных видов страхования.

Таким образом, нормы уголовно-процессуального права в части гарантий прав потерпевших нуждаются в дальнейшем совершенствовании, однако нельзя забывать и о том, что любой закон должен исполняться надлежащим образом, иначе его совершенствование теряет всякий смысл.

Великобритания

Специфика правового статуса потерпевшего напрямую связана с особенностью правоохранительной системы Великобритании. В процессе рассмотрения дела потерпевший "перемещается" между разными звеньями этой правоохранительной системы. Изначально расследованием его дела занимается полиция, которая допрашивает потерпевшего и протоколирует его показания. Но когда дело передается полицией в суд, оно попадает в ведение Суда Королевской Скамьи или Прокуратуры Короны, которые занимаются своим расследованием и не зависят от мнения полиции.

Все судебные дела обычно начинаются в суде нижней инстанции - мировом суде, если же дело связано с серьезным преступлением, то оно передается на рассмотрение в суд высшей инстанции - Королевский Суд присяжных. В этих случаях у потерпевшего возникают проблемы психологического плана, поскольку ему приходится пройти двойную процедуру.

У потерпевшего нет никакого особого статуса в системе уголовного правосудия. Он не имеет права заявлять ходатайства о компенсации ущерба. Его показания требуются только тогда, когда при наличии оспариваемых моментов они могут способствовать судебному разбирательству. То есть потерпевший является обычным гражданином, который обязан помогать следствию давая показания. На основании этого систему осуществления правосудия Великобритании часто называют противоречивой или неблагоприятной для потерпевшего. Весь процесс отправления правосудия в Великобритании ориентирован на обеспечение судебного преследования и справедливого слушания для правонарушителя, а интересы жертвы в расчет практически не принимаются. Но вместе с тем нельзя не отметить, что информационное обеспечение потерпевших находится на очень высоком уровне, поскольку в обязанности офицеров полиции входят обязанность давать подробные рекомендации о возможной помощи в организациях поддержки жертв преступлений и от местных властей. Полиция должна сообщать потерпевшему о ходе расследования, об обнаружении подозреваемого в преступлении, конечно о результатах рассмотрения дела в суде. Также полиция должна немедленно проинформировать местные структуры поддержки жертв преступлений, предоставляя им имя и адрес потерпевшего.

Соединенные Штаты Америки

Система нормативного регулирования правового статуса потерпевших и методов обращения с жертвами преступлений складывалась в США, как, впрочем, в Великобритании и других странах, намного позднее, чем уже упорядоченная к этому времени система услуг и социальной поддержки жертв преступлений. Однако в отличие от Великобритании, США пошли по принципиально иному пути, отказавшись от методов административного регулирования. Соединенные Штаты типизировали именно законодательный подход к изменению правового статуса жертв. Характерно при этом, что первые ростки законодательства в рассматриваемой сфере появились на региональном, а не на федеральном уровне. Так, самый первый в США Билль о правах жертв преступлений был принят в 1980 году. В дальнейшем - вплоть до сегодняшних дней - вся система правового регулирования статуса жертв и методов обращения с ними строится на принципах согласованности федерального законодательства и законодательства штатов, причем без каких - либо практически значимых коллизий. В системе ныне действующих законов следует выделить, в первую очередь, Федеральный закон 1982 года о защите жертв и свидетелей преступлений. Важно подчеркнуть, что этот закон, предусматривающий справедливые и уважительные стандарты обращения с жертвами и свидетелями преступлений всем органам федеральной системы юстиции, был принят еще до завершения работы специальной комиссией, назначенной президентом Р. Рейганом для подготовки пакета предложений по реформированию практики обращения с потерпевшими с соблюдением их достоинства и конфиденциальности, укрепивший права жертв на участие в судебном процессе, а также их права на защиту и помощь.

Главными принципами справедливого обращения с жертвами и свидетелями преступлений Закон 1982 года назвал:

оказание им первоочередной и срочной медицинской помощи;

разъяснение их роли и места в уголовном процессе;

представление информации о мерах, которые могут быть предприняты правоохранительными органами для защиты, а также о задержании и аресте обвиняемого, о его освобождении до рассмотрения дела в суде, о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела;

уведомление администрации предприятия, на котором работают потерпевший или свидетель, о его сотрудничестве с правоохранительными органами;

оказание иной помощи, включая предоставление транспорта, бронирование мест в гостиницах и т. д.

Закон 1982 года и сегодня является главной нормативной основой, определяющей, в первую очередь, правовые стандарты обращения со свидетелями и жертвами преступлений для органов юстиции США всех уровней.

Вскоре появляется новый федеральный закон, где целевым объектом правового регулирования является вся система социальной защиты жертв преступлений. Речь идет о Билле о правах жертв 1984 года, подтвердившем основные принципы обращения с жертвами, но главное, внесшим крупные организационные изменения в деятельность всей системы социальной поддержки жертв, перестроившем ее структурно и, конечно, определившем порядок ее финансирования.

За шесть последующих лет общественное движение в поддержку жертв преступлений прошло значительный путь не только в направлении всемерного расширения сферы социальных услуг для жертв, но и поиска резервов для дальнейшего повышения правового статуса потерпевших.

Аккумулируя международный опыт, инициативы штатов и не желая упускать пальму первенства в международном движении в поддержку жертв, Конгресс США в 1990 году принимает новый Федеральный закон - Билль о правах жертв, где акцент сделан уже на возмещении ущерба в порядке реституции. Характерно в этом отношении и название самого закона 1990 года - О правах жертв преступлений и реституции.

Согласно этому закону жертва преступления имеет следующие права:

на справедливое и уважительное отношение с соблюдением достоинства личности и конфиденциальности;

на необходимую защиту от обвиняемого;

быть информированным о судебном заседании;

представлять свои интересы и быть выслушанным на всех этапах рассмотрения дела;

советоваться с государственным обвинителем на всем протяжении процесса;

на возмещение ущерба виновным (право на реституцию);

на информацию об обвиняемом, о вынесенном ему приговоре, об отбывании им наказания и освобождении его из заключения.

Сегодня законы о защите прав жертв приняты в большинстве штатов. Независимо от этого, серьезная реформа системы юстиции, нацеленная на приоритетную защиту прав жертв и реальное изменение их правового статуса, уже стала социальным фактом и безусловным активом нации.

Применительно к деятельности судебных органов можно отметить, что в последние годы США приняли решение о создании "безопасных комнат ожидания" для жертв и свидетелей преступлений и об обеспечении других необходимых мер безопасности. Немало делается и для создания большего удобства для этих участников процесса.

Что касается организации работы полиции, то здесь, прежде всего, необходимо отметить внимание, которое уделяется методам обращения с жертвами. Их учат сочувствию, чуткости при ведении опроса людей, находящихся в состоянии стресса, уважительному и внимательному отношению к жертвам. В полицейских участках многих штатов созданы специальные отделы по работе с жертвами. Как правило, их сотрудники - женщины с большим опытом работы и навыками психологов. Они встречаются с потерпевшими сразу же, как только становится известно о преступлении, и могут квалифицированно оказывать потерпевшим необходимую эмоциональную поддержку, давать консультации по правовым вопросам, оказывать другую необходимую помощь.

В США предпочитают законодательный подход к определению норм поведения в отношениях с жертвами. И не случайно самые первые положения почти всех законов говорят о том, что полиция и другие должностные лица системы уголовного правосудия должны обращаться с жертвами внимательно, уважительно и с соблюдением достоинства личности потерпевшего. Это требование содержится и в федеральных законах, и во всех законах, принятых штатами.

Законодательство США требует от прокуроров не только уважительного обращения с жертвами, но и проведения с ними необходимой консультационной работы. Потерпевшие вправе в любой момент прийти к прокурору с тем, чтобы ознакомиться с ходом дела, узнать, какое наказание будет требовать обвинение для преступника, и высказать свое отношение к этому. При этом прокурор обязан дать исчерпывающие разъяснения.

В американском законодательстве права обвиняемых всегда были значительно шире, чем права потерпевших. Жертва же играла в суде лишь роль свидетеля обвинения: потерпевший давал свидетельские показания, а его личное мнение в расчет практически не принималось. И только с резким ростом преступности и активизацией общественного движения в защиту прав жертв положение кардинально изменилось. Жертва получила гораздо более широкие права в уголовном процессе, что повлекло к поискам дальнейших путей расширения ее прав.

Что касается деятельности пенитенциарных учреждений, также активно включившихся в работу с потерпевшими, то основная нагрузка здесь падает на так называемые системы "пэроул" - специальные программы досрочного освобождения с установлением надзора за поведением освобожденных из тюремного заключения. Вопрос о таком освобождении решают специальные комиссии, которые проводят детальные опросы осужденных и на основании этого решают вопрос о целесообразности их досрочного освобождения. Кроме того, через эти комиссии в конфиденциальном порядке запрашивается мнение потерпевшего по этому поводу. Потерпевшие должны быть информированы письменно о дате и условиях освобождения осужденного.

Таковы во многом общие, а в ряде отношений существенно отличные подходы к изменению правового статуса жертв, которые характерны для законодательства и деятельности системы уголовной юстиции наиболее развитых стран, где движение в социальную поддержку и защиту жертв преступлений добилось наибольших результатов.

потерпевший уголовный вред обвиняемый

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.11. 1 Гуськова, А.П., Зиннуров, Ф.К. Уголовный процесс: учебник для студентов вузов / А.П. Гуськова, Ф.К. Зиннуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 663с. - ISBN 978-5-238-01875-1.

Потерпевший -- участник процесса со стороны обвинения. Он вправе участвовать в уголовном преследовании подозреваемого, обвиняемого лично или с помощью законного представителя и (или) представителя, а по уголовным делам частного обвинения лицо, потерпевшее от преступления, имеет право выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК РФ).

Потерпевший вправе:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

2) давать показания;

3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) иметь представителя;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью второй статьи 198 УПК РФ.

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;

14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;

15) выступать в судебных прениях;

16) поддерживать обвинение;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 УПК РФ;

22) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ.

По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший не вправе:

1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;

2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;

3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ.

При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.

За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. за разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК РФ, переходят к одному из его близких родственников.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Участие в уголовном деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных ст. 42 УПК РФ.

С момента признания потерпевшим гражданин приобретает широкие права, реализуя которые, он участвует в процессе и защищает свои права и законные интересы.

Моральный вред может быть выражен в оскорблении, унижении чести и достоинства, причинении нравственных страданий, вызванных совершением преступления. Это может быть дискредитация, подрыв авторитета какого-либо учреждения. организации (юридического лица)Физический вред состоит в причинении гражданину телесных повреждений, расстройства здоровья, физических страданий.

Имущественный ущерб означает лишение гражданина принадлежащих ему материальных благ, имущества, ценностей, денег.

Одним преступлением может быть причинено несколько видов вреда.

Лицо признается потерпевшим по его просьбе либо по инициативе лиц, ведущих производство по делу.11 Останина В. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве./ Останина. В // Вестник ТГПУ. - 2006. № 23. - С.27.- ISSN 0987-5534.

Основанием для признания лица потерпевшим является наличие данных для предположения о наличии события преступления: причинении лицу вреда непосредственно этим преступлением: наличии причинной связи между преступным деянием и наступившими последствиями. Преступление и результат -ущерб должны быть связаны прямой, внутренней, необходимой связью, когда причиненный ущерб явился непосредственным следствием данного преступления. Вопрос о том, действительно ли вред причинен данным преступлением, его размеры могут быть установлены только в ходе расследования и судебного разбирательства дела, но это не должно служить препятствием для признания лица потерпевшим уже тогда, когда он заявляет о нанесенном ему вреде. В противном случае пострадавший от преступления не сможет своевременно использовать свои права для участия в доказывании защиты своих законных интересов.

Лицо должно быть признано потерпевшим и в том случае, если причиненный вред был вызван его неправомерными действиями. Это обстоятельство может учитываться при определении меры уголовной ответственности, но не может лишать его прав как потерпевшего.

Признание лица потерпевшим может иметь место не только при оконченном преступлении, но и при неоконченном преступлении, покушении и даже приготовлении (например, при покушении на кражу сломана дверь, или при попытке нападения причинены нравственные страдания).

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть11 Иванов Ю.А. Процессуальное положение потерпевшего / Вопрос теории и практики уголовного судопроизводства.// Ю.А.Иванов - М.,2004.- с65-ISBN 978-8976-9 гражданина, потерпевшими могут быть признаны его близкие родственники с предоставлением всех прав, предусмотренных ст. 53 УПК. Близкие родственники - это родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (п. 9 ст. 34 УПК). Потерпевшие от преступления имеют право требовать возмещения материального и морального вреда (в том числе и денежного возмещения морального вреда)2В случае нанесения потерпевшему материального ущерба он признается одновременно и потерпевшим, и гражданским истцом и наделяется правами этих двух субъектов (ст. 53, 54 УПК).

Примирение с обвиняемым - это процессуальный институт, который приводит к окончанию производства по уголовному делу без вынесения по нему судебного решения при условии, что стороны пришли к взаимному согласию и не имеют друг к другу претензий. Институт примирения в уголовном судопроизводстве регулируется нормами уголовного и уголовно-процессуального права. Так, в ст. 76 УК РФ предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред. Действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 25 УПК РФ) позволяет заключать мировые соглашения по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, в том числе по делам, отнесенным к категории частного обвинения. Расхождение в данном случае в категориях преступлений, по которым допускается примирение сторон, следует толковать в пользу уголовно-процессуального закона.

Ранее законодатель разрешал заключать мировые соглашения только по тем делам, которые были возбуждены по жалобе потерпевшего. Эта категория преступлений направлена на нарушение исключительно интересов и прав частных лиц. В связи с этим государство считает возможным и целесообразным предоставить право самому потерпевшему решать такие вопросы, как: 11 Волколуп, Чупилкин,Ю. Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации / Волколуп, Чупилкин,Ю. // Учеб. пособие. 2-е изд. - 2005. - с.73. - ISSN 0869-4486.

Возбуждение уголовного дела;

Поддержание обвинения в суде;

Отказ от обвинения;

Заключение мирового соглашения.

В настоящее время право потерпевшего на заключение мирового соглашения может быть реализовано по делам не только частного, но и иных категорий обвинения.

Реализация данного права потерпевшего имеет следующие процессуальные правила.

Во-первых, потерпевший вправе инициировать данный вопрос.

Во-вторых, решить вопрос о примирении стороны должны до удаления суда в совещательную комнату.

В-третьих, возбуждение дела прокурором в порядке ч. 4 ст. 20 УПК РФ не лишает стороны права на заключение мирового соглашения. В-четвертых, действующий УПК РФ не содержит указаний, относительного того, должны ли быть заключены между сторонами какие-либо условия мирового соглашения (например, о возмещении причиненного вреда), какими должны быть эти условия и сроки их выполнения и т.д. Не требуется письменной формы заключения этого соглашения. В судебной практике для того, чтобы признать мировое соглашение состоявшимся, потерпевшему достаточно заявить в судебном заседании, что он не имеет претензий к подсудимому и желает примирения, после чего суд прекращает дело в соответствии со ст. 25 УПК РФ. С процессуальной точки зрения право на примирение потерпевшего с подсудимым выглядит полностью обеспеченным. Суд не вправе продолжать судебное разбирательство, если от потерпевшего поступает соответствующее заявление. Но обеспечиваются ли права потерпевшего, которые были нарушены преступлением и ради защиты которых он участвует в уголовном процессе? На наш взгляд, отсутствие процедуры, которая бы прямо регулировала вопрос о примирении сторон в уголовном судопроизводстве, ставит под угрозу эти права и интересы потерпевшего.

Нельзя исключать случаи, когда потерпевший делает заявление о примирении под влиянием обмана, заблуждения или угрозы его жизни, здоровью, имуществу и т.д. В таких ситуациях, потерпевший становится пострадавшим дважды. Поэтому для обеспечения прав и интересов потерпевшего при заключении мирового соглашения целесообразно:

Составить в письменной форме документ с отражением основных условий соглашения;

Разъяснить потерпевшему последствия заключения мирового соглашения;

Выяснить в судебном разбирательстве добровольность и осознанность заключения потерпевшим мирового соглашения с обвиняемым

Закон предоставляет потерпевшему права и возлагает на него определенные обязанности.

Потерпевший (физическое лицо) вправе и обязан давать показания. Указание на право потерпевшего давать показания означает, что он может просить, чтобы его допросили (право быть допрошенным). Показания потерпевшего, являясь одним из источников доказательств, служат не только средством защиты законных интересов потерпевшего, но и помогают установить истину по делу. Поэтому потерпевший обязан давать показания. За отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний потерпевший может понести уголовную ответственность по ст. 181, 182 УК РФ. Потерпевший вправе отказаться от дачи показаний, свидетельствующих против него самого, его супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Потерпевший вправе иметь представителя, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться в ходе производства по делу родным или другим известным ему языком и услугами переводчика: участвовать по предложению следователя в производстве отдельных следственных действий: знакомиться со всеми материалами дела по окончании предварительного следствия (также и одновременно со своим представителем): приносить жалобы на решения и действия лиц и органов, ведущих производство по делу: участвовать в судебном разбирательстве, выступая на стороне обвинения, пользуясь всеми процессуальными правами стороны, приносить кассационные жалобы, в том числе на мягкость приговора и о необходимости применить закон о более тяжком преступлении: участвовать в предварительном слушании дела в суде присяжных заседателей, в отборе присяжных, в исследовании доказательств после вынесения вердикта, в отсутствие присяжных и выступать по вопросам, связанным с юридическими последствиями вердикта: участвовать в заседании суда кассационной инстанции (ст. 22, 53, 136, 161, 179, 181, 183, 200, 245, 325,432, 438, 439, 447, 458 УПК).

Процессуальное положение потерпевшего характеризуется также наличием у него следующих обязанностей: являться по вызову лиц и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и давать правдивые показания (ст. 75 УПК): не разглашать данных предварительного расследования (ст. 139 УПК, ст. 184 УК): по требованию лиц, ведущих расследование, представлять имеющиеся у него документы и предметы, значимые для дела(ст. 70 УПК): в случае необходимости представлять образцы для сравнительного исследования и подвергаться освидетельствованию (ст. 181, 186 УПК): соблюдать порядок судебного разбирательства (ст. 263 УПК).

Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает правил о том, что потерпевший (равно как и гражданский истец и гражданский ответчик) обязан не допускать каких-либо действий, препятствующих установлению истины по делу, не мешать ходу расследования и судебного разбирательства. Однако по смыслу закона такая обязанность лежит не только на участниках процесса, но и на всех субъектах, вовлеченных в сферу судопроизводства. Уголовный кодекс РФ подобные действия относит к преступлениям против правосудия: это дача заведомо ложных показаний, заведомо ложного заключения (ст. 181) и понуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта - к даче ложного заключения (ст. 183)

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, обеспечения его прав и законных интересов Пленум Верховного11 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17"О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" п.11 / www.consultant.ru // Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что в силу пункта 1 части 1 статьи 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Обязанностью государства является не только предотвращение и пресечение в установленном законом порядке посягательств, способных причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечение потерпевшему от преступления возможности отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами.

2. В соответствии с законом потерпевший, являясь физическим лицом, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, либо юридическим лицом в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, имеет в уголовном процессе свои собственные интересы, для защиты которых он в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения наделен правами стороны.

Лицо, пострадавшее от преступления, признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического или психического состояния и иных данных о его личности, а также независимо от того, установлены ли все лица, причастные к совершению преступления.

Судам следует иметь в виду, что вред потерпевшему может быть причинен как преступлением, так и запрещенным уголовным законом деянием, совершенным лицом в состоянии невменяемости.

Если совершенное преступление являлось неоконченным (приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на преступление), суду при решении вопроса о признании лица потерпевшим следует установить, в чем выразился причиненный ему вред. При этом не исключается возможность причинения такому лицу морального вреда в случаях, когда неоконченное преступление было направлено против конкретного лица.

3. В силу части 1 статьи 42 УПК РФ лицо, которому преступлением причинен вред, приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и обязанности с момента вынесения дознавателем, следователем, руководителем следственного органа или судом постановления о признании его потерпевшим. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им.

Лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело. Отказ в признании лица потерпевшим, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим, могут быть обжалованы этим лицом в досудебном производстве по уголовному делу в порядке, предусмотренном статьями 124 и 125 УПК РФ11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: официальный текст: по состоянию на 10.02.2012г. - Москва: Проспект, КноРус, 2012. - 256с. - ISBN 978-5-392-05029-1..

В тех случаях, когда по поступившему в суд уголовному делу будет установлено, что лицо, которому преступлением причинен вред, не признано потерпевшим по делу, суд признает такое лицо потерпевшим, уведомляет его об этом, разъясняет права и обязанности, обеспечивает возможность ознакомления со всеми материалами дела (статья 42 УПК РФ). В решении о признании лица потерпевшим должно быть указано, какими действиями и какой именно вред ему причинен, в том числе при причинении вреда сразу нескольких видов (физического, имущественного и морального, вреда деловой репутации).

4. Когда по поступившему в суд уголовному делу будет установлено, что лицо признано потерпевшим без достаточных к тому оснований, предусмотренных статьей 42 УПК РФ, суд выносит постановление (определение) о том, что такое лицо ошибочно признано потерпевшим по данному делу, и разъясняет ему право на обжалование принятого судом решения в кассационном (апелляционном) порядке. При этом решение суда может быть обжаловано безотлагательно до постановления приговора, поскольку решением суда затрагивается конституционное право на доступ к правосудию. Обжалование решения в этой части не является основанием для приостановления судебного разбирательства.

5. Исходя из того что потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 42 УПК РФ), все иные лица, в том числе близкие родственники потерпевшего, на чьи права и законные интересы преступление не было непосредственно направлено, по общему правилу, процессуальными возможностями по их защите не наделяются. Защита прав и законных интересов таких лиц осуществляется в результате восстановления прав лица, пострадавшего от преступления.