Статья прокурорский надзор. Прокурорский надзор и его виды

    ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР. НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ

    В. СТРЕЛЬНИКОВ

    Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

    Регламентация надзорной деятельности органов прокуратуры нуждается в совершенствовании. Без устранения имеющихся законодательных пробелов осуществление эффективного прокурорского надзора за исполнением норм законов представляется весьма затруднительным и может повлечь нарушения прав и интересов физических и юридических лиц. Рассмотрим подробнее.

    Излишнее дублирование

    В статье 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" отмечается, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, указанным Законом N 2202-1 и другими федеральными законами, международными договорами РФ. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ). Такое построение позволяет органам прокуратуры действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законодательства независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
    Так, в ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" отражено, что Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории, имеют право без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля. Эти положения повторяют нормы ст. ст. 6, 22, 27, 32, 33 и 34 Закона N 2202-1.
    В статье 53 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" говорится о том, что надзор за исполнением внутренними войсками федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Аналогичные нормы можно встретить в ст. 32 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", в ст. 58 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", в ст. 60 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Содержание норм данных законов полностью вытекает из ч. 2 ст. 1 Закона N 2202-1, закрепляющей осуществление надзорной функции прокуроров по отношению к государственным и муниципальным органам власти, а также организациям всех форм собственности.
    Обратим особое внимание на то, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и реализация полномочий прокуроров основываются на определенных принципах (ст. 4 Закона N 2202-1) и вытекают из концепции системного построения органов прокуратуры (ст. ст. 11 - 20.1 Закона N 2202-1). Кроме того, отметим, что согласно ч. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. В данном случае имеется в виду Закон N 2202-1, а не какие-либо иные федеральные законы.
    Таким образом, принятие других федеральных законов, содержащих положения, регламентирующие организацию и порядок деятельности, а также функции отечественной прокуратуры, не будет соответствовать Конституции РФ. Закон N 2202-1 является базовым документом, регулирующим указанные аспекты. Все необходимые изменения, связанные с функционированием органов прокуратуры, должны быть внесены только в этот правовой акт. Поэтому, на наш взгляд, необходимо исключить из ст. 3 Закона N 2202-1 ссылку на другие федеральные законы.

    На параллельных курсах

    Обратим внимание на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данный правовой акт устанавливает:
    1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
    2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
    3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
    4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
    Несомненно, с принятием Закона N 294-ФЗ была формализована контрольно-надзорная деятельность, введено понятие федерального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ст. 2). Вместе с этим в ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ отражено, что положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
    Таким образом, Закон N 2202-1 и Закон N 294-ФЗ, преследуя общие цели, не соприкасаются между собой и параллельно регулируют одни и те же общественные отношения.
    Однако Закон N 294-ФЗ с точки зрения анализа содержащихся в нем юридических конструкций во многом более совершенен, чем Закон N 2202-1.
    Помимо смысла понятийного аппарата Закон N 294-ФЗ раскрывает особенности проведения плановой и внеплановой проверок (ст. ст. 9, 10), регламентирует содержание документарной проверки (ст. 11), выездной проверки (ст. 12), сроки их проведения (ст. 13).
    На наш взгляд, необходимо отметить закрепленные в п. п. 6, 7 ст. 18 Закона N 294-ФЗ обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки, в частности обязанности предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, и знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
    Отметим, что индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют в соответствии с главой 3 Закона N 294-ФЗ определенный объем прав при проведении в отношении их проверок контролирующими органами (в частности, непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, и т.д.).
    Полномочия органов прокуратуры при осуществлении надзорных проверок закреплены в Законе N 2202-1. В частности, согласно ст. 22 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
    Однако в данном нормативном акте ни слова не говорится о правах физических лиц и организаций, которыми они обладают (и обладают ли вообще?) при проведении прокурорских проверок.

    Гласность в надзоре возможна?

    В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1 прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством. Это положение предусматривает весьма опосредованную возможность для физических и юридических лиц получить для ознакомления материалы, собранные прокуратурой по результатам проведенных в отношении их проверок.
    Как отметил КС РФ в Постановлении от 18.02.2000 N 3-П, в соответствии с Законом N 2202-1 органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (абз. 3 п. 2 ст. 4), что отражает предписания ст. ст. 23, 24, 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции РФ о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации.
    Таким образом, Конституция РФ не предполагает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы и корреспондирующая с этим правом обязанность органов государственной власти и их должностных лиц предоставлять гражданину соответствующие сведения могут быть полностью исключены. Напротив, при всех условиях должны соблюдаться установленные пределы ограничения данного права, обусловленные содержанием информации, что не учтено в Законе N 2202-1.
    Далее в Постановлении N 3-П КС РФ отмечает, что Закон N 2202-1 (в том числе и положения п. 2 ст. 5) не предусматривает каких-либо конкретных оснований для ограничения вытекающего из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ права гражданина на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Кроме того, в Законе N 2202-1 не закреплены процедуры общенадзорной деятельности прокуратуры и не предусматриваются гарантии прав тех лиц, в отношении которых осуществляется возложенный на прокуратуру надзор за исполнением законов.
    Исходя из буквального смысла п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1, гражданин может быть полностью лишен доступа к любым затрагивающим его права и свободы сведениям, не являющимся конфиденциальными, без учета как конституционно признаваемой цели такого ограничения, так и его допустимых пределов. Тем самым отрицается какая бы то ни было обязанность должностных лиц прокуратуры, которая обеспечивала бы право гражданина на ознакомление с материалами проводимых в порядке надзора прокурорских проверок (до их завершения). Отсутствие же корреспондирующей с правом гражданина обязанности государственных органов не может не приводить к умалению права как такового, что согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ является недопустимым.
    Отсутствие закрепленных законом оснований, при наличии которых органы прокуратуры вправе отказать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами надзорных проверок, соответственно исключает и возможность проверки в судебном порядке законности самого отказа.
    Таким образом, сегодняшний смысл п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1 подразумевает предоставление проверочных материалов для ознакомления по собственному усмотрению прокурора. Если он уверен в том, что все проверочные действия осуществлены качественно, профессионально, исчерпывающе и объективно, в кратчайшие сроки, самыми ответственными и квалифицированными прокурорскими работниками, приняты необходимые и обоснованные меры прокурорского реагирования, то, скорее всего, руководитель прокуратуры разрешит показать данные материалы обратившемуся лицу, которое имеет право с ними знакомиться. Однако, если у прокурора есть какие-либо сомнения в правоте и объективности проведенной проверки, полного и всестороннего принятия по ее результатам необходимых мер, то лицу, обратившемуся с просьбой об ознакомлении с соответствующей документацией, будет отказано. В Постановлении КС РФ N 3-П отражено обстоятельство, что по смыслу п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органов прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы.

    Ущемление прав при проверке

    Незакрепление в Законе N 2202-1 прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся общенадзорные прокурорские проверки, во многом может способствовать ущемлению их прав. Рассмотрим практическое осуществление прокурорских проверок.
    Так, началом документарных проверочных мероприятий можно считать официальный письменный или устный запрос должностных лиц прокуратуры о предоставлении тех или иных документов. Как правило, руководителю организации или лицу, исполняющему его обязанности, сообщается о начале проверки по телефону. Он должен обеспечить присутствие в определенное время всех должностных лиц, деятельность которых предстоит проверить, а также подготовить для изучения необходимую документацию, составить необходимые справки.
    Окончание документарной проверки подразумевает направление протестов, представлений на предприятие, в учреждение или организацию, в которых проводились проверочные мероприятия, а также вызов в прокуратуру должностных лиц для возбуждения в отношении их дел об административных правонарушениях или объявления им предостережений о недопустимости нарушений закона. Однако, если же проверка проведена, а никаких актов из прокуратуры не поступило, вызовов не последовало, может ли это свидетельствовать о том, что проверка окончена? Или же администрациям предприятий, учреждений и организаций необходимо пассивно ждать каких-либо известий из прокуратуры? Закон N 2202-1, а также приказы Генерального прокурора РФ не обязывают органы прокуратуры уведомлять поднадзорных субъектов об окончании в отношении их проверочных мероприятий, сообщать им о результатах проверок. Длительное нахождение в прокуратуре оригиналов запрошенных ее сотрудниками документов может отрицательно повлиять на хозяйственную деятельность лиц, занимающихся предпринимательством. Процедура работы с документами, которые могут содержать сведения, отнесенные к коммерческой, врачебной, банковской тайне, порядок их возврата законодательством о прокуратуре не урегулированы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

&иссф.&.ационнме исследования.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

v////////////////////////^^^^

Роль и значение прокурорского надзора в свете соблюдения законов в деятельности образовательного учреждения в системе гарантий обеспечения права на образование

у///////////////////////^^^^

С.В. НИКИФОРОВ, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Российского нового университета;

А.А. ВОРОНОВ, доктор юридических наук, профессор кафедры адвокатуры Российской академии адвокатуры и нотариата E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности

у//////////////////////////^^^^

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности образовательных учреждений как важнейшего элемента в комплексной системе обеспечения гарантий граждан на образование.

Ключевые слова и словосочетания: прокурорский надзор, образовательное учреждение, законность, правонарушение, гарантия.

Annotation. In article questions of realization of public prosecutor»s supervision of legality observance in activity of educational institutions, as major element in complex system of maintenance of guarantees of citizens on formation are considered.

Key words and word combinations: public prosecutor"s supervision, educational institution, legality, offense, guarantee.

Рецензент - A.M. Фактор, проректор Воронежского областного института повышения квалификации работников образования, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор

^у///////////////////////////^^^^

Исследование проблем образовательной деятельности как одного из ведущих направлений государственной политики предполагает анализ ее содержания и установление границ этого специфического вида деятельности людей. Право на образование, на получение знаний, необходимых для жизни и продуктивной деятельности, всегда бышо естественной потребностью и естественным правом человека. Поэтому его можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие.

Сущность правового регулирования отношений по обеспечению прав граждан на образование в Российской Федерации можно определить следующими целями:

Подтверждение приоритетности действия Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права;

Признание основополагающей роли образования граждан в жизни общества;

&иссф&.ационяме исследование

Подтверждение ответственности государства за обеспечение права граждан Российской Федерации на получение качественного образования;

Стремление к совершенствованию правового регулирования;

Закрепление приоритета прав и свобод человека и гражданина в области образования.

Гарантированность государством права на образование зависит не только от способов организации финансирования образовательной системы, но и от таких объективных показателей эффективности этих систем, как:

Охват обеспечением правом на образование всего населения или только отдельных его социальных групп;

Предоставление обеспечения права во всех предусмотренных законом случаях нуждаемости человека в указанном праве;

Доступность реализации каждым права на образование и надежный механизм защиты в случае его нарушения.

Роль государства как раз и заключается в том, чтобы оптимально решать названные проблемы в современных условиях, ставя права человека на первое место. Также следует подчеркнуть, что создание эффективной системы обеспечения права на образование является неотъемлемым фактором развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений.

Несмотря на то что Конституция РФ имеет на территории Российской Федерации прямое действие и права, предоставленные человеку или закрепленные и подтвержденные нормами Конституции РФ, не требуют дополнительного подтверждения, необходимость защиты конституционных прав и в том числе конституционного права на образование обусловлена самой правовой природой социальных прав человека.

Правам человека корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этих прав, а также обязанность третьих лиц не препятствовать их осуществлению и нести ответственность в случае допущения нарушений субъективного права.

Важным элементом образовательной политики является развитие системы высшего профессионального образования, гарантирующего качественное, доступное образование.

Следует отметить, что вопрос об ответственности образовательного учреждения недостаточно урегулирован действующим законодательством об образовании.

Представляется, что слабое нормативно-правовое регулирование данного вопроса является одной из причин относительного отсутствия судебной практики по делам, связанным с привлечением образовательного учреждения к ответственности в соответствии с законодательством об образовании.

В связи с этим на фоне незавершенного формирования в Российской Федерации законодательной базы, недостаточного правового обеспечения и гарантий доступности высшего профессионального образования, несомненно, возрастает значение государственного контроля и надзора в указанной сфере правовых отношений, определения места и роли прокуратуры, прокурорского надзора за исполнением законов о высшем профессиональном образовании, за соблюдением конституционных прав и свобод, охраняемых законом интересов человека и гражданина, а также выявления резервов повышения эффективности деятельности российской прокуратуры в данной области.

На наш взгляд, сделать это возможно без больших материальных и временных вложений:

Внутри прокурорской системы;

Указанное в полной мере соответствует поставленной Президентом РФ задаче - повышению эффективности государственного управления, строгому соблюдению чиновниками законности, предоставлению ими качественных публичных услуг населению.

Названный процесс приобретает особую актуальность и значимость в связи с проводимой реформой образования.

Задачи модернизации образования должны решаться предельно аккуратно, реорганизация не должна становиться самоцелью.

Главное - это качество услуг, их доступность большинству граждан, реальное влияние на социально-экономический прогресс в стране.

И потому мотивация сотрудников правоохранительных органов, и прежде всего прокуратуры, должна быть связана с качеством защиты прав и свобод граждан.

В настоящее время в России правовая (как и общая) идеология находится в стадии формирования. В государстве пока не сложилась правовая идеология как единое целое, как единая система правовых взглядов, принципов, требований, отвечающих потребностям всех слоев населения, социальных групп и отдельных людей. Отсюда и многочисленные проблемы, связанные с коллизиями нормотворчества.

&иссф^.аи,ионнме исследования.

Сложившееся положение негативно отражается на действующем законодательстве, обусловливает его нестабильность, противоречивость, неадекватность существующих законов сложившимся в государстве правоотношениям.

Данные факторы не могут не затрагивать и право, которое, как известно, является регулятором общественных отношений. Многие его аксиомы подлежат переоценке, а действующие нормы требуют осмысления и детальной переработки в соответствии с формирующимися правовыми идеалами общества. Переосмыслению подлежат также основополагающие руководящие начала российского права, в том числе прокурорского надзорно-охранительного.

Надзор за исполнением законов включает специфическое направление надзора за исполнением законодательства в сфере высшего профессионального образования, а выполнение надзорной функции подчинено задачам выявления и предупреждения нарушений законов, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Анализ состояния законности имеет целью информировать государственные органы и население о складывающемся правопорядке, эффективности контрольной политики, направлениях совершенствования законодательства и право -применительной практики, а в конечном счете имеет целью охрану законности как особого социального явления, являющегося основой правовой жизни страны, что в полной мере соответствует традициям демократических правовых государств информировать население о важнейших сторонах общественной жизни страны.

Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением образовательного законодательства распространяется на всей территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, подчиненная Генеральному прокурору РФ, действующая от имени Российской Федерации.

Основной целью прокурорской деятельности является полное устранение нарушений норм законов и способствующих им обстоятельств, уменьшение в последующем общего количества правонарушений, и, следовательно, укрепление законности.

Органы прокуратуры в своей деятельности независимы от федеральных органов исполнительной власти, от органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Это позволяет прокурорам при осуществлении надзора действовать только в интересах и рамках закона, вне зависимости от решений иных государственных органов, их указаний, запретов и т.п.

Основным правовым средством выявления и пресечения правонарушений в сфере образования, а также причин и условий, их порождающих, являются прокурорские проверки.

Как правило, такие проверки проводятся прокурорами в текущем (по поступившим сведениям, заявлениям, жалобам, информации о нарушениях образовательного законодательства) и в плановом режимах (по собственной инициативе или по указанию вышестоящих прокуроров).

При проведении надзорной проверки исполнения законов в сфере образования прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях выявления нарушений законов, а точнее - в целях подтверждения или опровержения поступившей информации о нарушении закона, поскольку во

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

ШИРОКОВА А. - 2010 г.

2012 Право №4(6)

ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

О.В. Воронин

О СОВРЕМЕННОМ СОДЕРЖАНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Прокурорский надзор представляет собой самостоятельное правовое явление, отличным от прочих видов контрольной деятельности. Он обладает своим особым содержанием, которое образует законность как цель, средство и принцип прокурорской деятельности. Единый прокурорский надзор подразделяется на отдельные отрасли. Критериями служат предмет и пределы надзора. Существует три основным предела: по кругу поднадзорных лиц, по кругу актов и кругу правоотношений. Правозащитная деятельность прокуратуры носит производный от прокурорского надзора характер и осуществляется в различным формах. В рамках прокурорского надзора она образует отдельную отрасль, а также отдельные направления в рамках иных отраслей. Поскольку с учетом современного правового регулирования ни одна из отраслей прокурорского надзора не может считаться определяющей, содержание прокурорской деятельности в рамках каждой из них определяется отдельно.

Ключевые слова: отрасли прокурорского надзора, предмет и пределы надзора, правозащитная прокурорская деятельность.

Прокурорский надзор, будучи основной функцией отечественной прокуратуры, представляет собой деятельность органов и учреждений прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации наблюдение за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Одни авторы считают его самостоятельным видом государственной деятельности, отличным от контроля , другие - разновидностью контроля , третьи занимают компромиссную позицию, говоря о контрольно-надзорной деятельности современной прокуратуры .

С учетом требований действующего законодательства и исторического значения прокурорский надзор следует считать самостоятельным правовым явлением, отличным от прочих видов контрольной деятельности. Такой вывод основывается на том, что это единственный вид публичной проверочной деятельности, предполагающий правовую оценку соблюдения и исполнения законов максимально возможным кругом поднадзорных лиц, включающим в себя подавляющее большинство публичных органов, учреждений и должностных лиц.

Прокурорский надзор обладает рядом сходных с контролем черт, однако его предназначение, принципы организации, формы реализации не позволяют рассматривать его как какую-либо ординарную или специфичную форму контроля. Будучи самостоятельным правовым явлением, он обладает своим специфичным содержанием, традиционно увязываемым с понятием законности.

В современной литературе законность рассматривается как правовой принцип, метод (форма) реализации государственной власти и режим (состояние) общественной жизни.

Закон о прокуратуре использует эту категорию также в нескольких смыслах: в значении правового принципа организации и деятельности прокуратуры, в качестве правовой цели надзорной деятельности и как метод реализации прокурорской власти.

Во всех трех смыслах содержание законности предполагает наличие нормативных факторов, обеспечивающих состояние юридической правомерности, достигающейся путем:

1) обеспечения соответствия деятельности любого лица правовым установлениям, закрепленным в актах высшей юридической силы - Конституции РФ и законах;

2) обеспечения исключительной роли Конституции РФ и законов как актов высшей юридической силы в регулировании ключевых общественных отношений;

3) соблюдения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности;

4) обеспечения равенства (паритета правовых возможностей) всех лиц перед Конституцией и законами как основными регуляторами общественных отношений.

Применительно к деятельности прокуратуры подобное содержание законности формулируется в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре при определении целей надзорной деятельности, заключающихся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых интересов общества и государства.

Наибольший интерес для уяснения содержания прокурорского надзора представляет законность как цель прокурорской деятельности - обеспечение режима (состояния) общественной жизни и как форма реализации публичной власти.

Обобщенное понятие законности как состояния общественных отношений означает достижение реального и активного функционирования всех нормативных факторов, призванных распространить на общественные отношения состояния их правомерности, т. е. соответствия поведения поднадзорных субъектов предписаниям правовых норм, реальности и эффективности правового регулирования в целях соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории России, а также обеспечения и охраны прав и свобод личности. Такой подход применим и к определению общей правовой цели надзорной деятельности с оговоркой о том, что, во-первых, из-за специфики реализации правовых средств прокурор в большей степени не достигает, а обеспечивает функционирование этих нормативных факторов, а во-вторых, в силу установленных пределов надзора он в состоянии непосредственно обеспечить реализацию лишь тех из них, которые охватываются предметом прокурорской деятельности.

Законность как один из методов реализации публичной власти - прокурорского надзора - означает обеспечение режима законности путем осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением норм права при од-

новременном обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина со стороны поднадзорных органов, учреждений и должностных лиц.

Основным способом реализации прокурорского надзора выступает наблюдение, включающее в себя выявление (слежение и обнаружение) и реагирование на выявленные нарушения. Реагирование осуществляется путем восстановления нарушенной законности, предполагающего ликвидацию (устранение) негативных последствий и возвращение нарушенных общественных отношений в прежнее правомерное состояние.

Восстановление нарушенной законности осуществляется в простой и усложненной формах. В первом случае оно происходит путем применения надзорных правовых средств, предполагающих позитивное и негативное обязы-вание поднадзорных лиц устранить нарушения и вернуть нарушенные отношения в прежнее правомерное состояние. Основная задача в этом случае заключается в оперативном восстановлении состояния правомерности без инициирования более сложной правоприменительной деятельности. Во втором случае происходит возбуждение административных, судебных и прочих производств в силу того, что перед прокурором возникают препятствия в восстановительной деятельности. Соответственно, появляется дополнительная цель - обеспечить принудительную реализацию прокурорской власти, направленную на восстановление нарушенной законности. Вместе с тем их появление при нормальном протекании восстановительной деятельности не является обязательным. Поэтому под восстановлением законности следует понимать прежде всего деятельность прокурора, направленную на возвращение нарушенных общественных отношений в прежнее состояние правомерности с помощью прокурорско-надзорных правовых средств. Восстановление законности в усложненной форме (с помощью реализации процессуальных и административных полномочий) представляет частных случай прокурорского реагирования и не может служить его сущностной характеристикой в целом.

В литературе единый прокурорский надзор принято разграничивать на отдельные отрасли. Вместе с тем в настоящий момент встречаются попытки пересмотра традиционного представления об отраслевой специализации надзорной деятельности. При этом спектр мнений весьма широк: от традиционного признания до полного отказа от такого подхода. То, что прокурорская деятельность по своей форме и содержанию различается, не вызывает сомнений, и в этой связи абсолютно оправдано признавать наличие в структуре современного прокурорского надзора отдельных самостоятельных направлений - отраслей надзора. Другой вопрос, с учетом современных реалий, насколько оправдано использование традиционного термина и критериев деления на отрасли.

Использование термина «отрасль» может показаться несколько архаичным. Однако, принимая во внимание, что включение его в научный оборот является методологическим приемом для подчеркивания условного характера деления прокурорского надзора на отрасли , представляется возможным его использование в традиционном смысле. Кроме того, такой подход частично реализован в действующем Законе о прокуратуре (ч. 2 ст. 1, гл. 1-4).

Практически все авторы, выделяя отдельные отрасли, подчеркивают то, что это специализированная деятельность в рамках единого прокурорского надзора, имеющая свои цели (задачи), предмет (объект) и правовые средства .

Разделяя подходы к определению цели как результату, на достижения которого направлен прокурорский надзор в целом, уточним, что таким результатом является достижение законности как состояния правомерности поднадзорной среды. Следует также согласиться, что такое достижение возможно путем решения закрепленных в законе задач . Такие идеи заложены в Законе о прокуратуре. Так, п. 2 ст. 1 устанавливает цели прокурорской деятельности (содержание законности), достижение которых возможно путем решения задач, определенных для каждой отрасли прокурорского надзора (ст. 21, 26, 29, 32). С учетом более конкретного содержания последнего понятия следует согласиться с мнением о выделении так называемых специальных , или отраслевых , задач, служащих, несмотря на их достаточно широкую формулировку, первым критерием разграничения единого прокурорского надзора на самостоятельные отрасли.

Вопрос о содержании и соотношении объекта и предмета прокурорского надзора является одним из наиболее сложных. Достаточно часто под объектом понимают деятельность поднадзорных органов и лиц, законность поднадзорной деятельности, правовое поведение поднадзорных субъектов, сами поднадзорные органы и лица. В свою очередь, предмет отождествляют с объектом, деятельностью поднадзорных органов и лиц, исполнением, соблюдением и соответствием законам или ограничивают содержание этого понятия актами и действиями органов и лиц, входящих в предмет надзора. Наиболее аргументированной является позиция о том, что объект - это деятельность поднадзорных органов и лиц. В Законе о прокуратуре он определяется перечневым методом путем указания на конкретные органы, учреждения и должностные лица, охватываемые прокурорским надзором в рамках той или иной отрасли. В этой связи спор о том, что входит в объект надзора - деятельность или ее субъекты, не имеет принципиального значения и практически может быть сведен в юридико-лингвистическую плоскость. Поскольку категория «предмет» по сравнению с объектом носит более конкретный характер, представляется возможным разделить мнение об ограничении ее содержания актами и действиями (поведением) поднадзорных органов и лиц как фактическими формами выражения их деятельности.

Установление задач наряду с выделением объекта (предмета) невозможно без определения пределов прокурорского надзора. Как правило, под ними понимаются границы как внутриотраслевого деления, так и внешнего отграничения прокурорского надзора от иной деятельности в целом. В этой связи принято выделять общие и специальные пределы.

Первые закрепляются в ст. 21 Закона о прокуратуре и выражаются в:

а) запрете вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и лиц;

б) запрете подменять в ходе осуществления надзора иные государственные органы и учреждения;

в) требовании проводить прокурорские проверки только по поступившей в органы прокуратуры информации о допущенных нарушениях закона.

Фактически эти общие пределы обеспечивают самостоятельность прокурорского надзора как отдельного правового явления, поскольку не позволяют ему слиться с управленческо-распорядительной и административно-контрольной деятельностью иных публичных органов и учреждений.

В свою очередь, специальные пределы служат для уточнения содержания надзора в рамках конкретных отраслей. Вопрос об их содержании и количестве спорный. Некоторые из них устанавливаются в Законе о прокуратуре -пределы надзора по кругу лиц (субъектов) и актов (ст. 21, 26, 29, 32). Другие вытекают из смысла Закона о прокуратуре или являются результатом системного толкования норм действующего законодательства.

Установление пределов прокурорского надзора по кругу лиц строится на обособлении деятельности отдельных органов, учреждений и должностных лиц, а также правовых норм (институтов), регулирующих их деятельность. Ранее во внимание также принималась их отраслевая (институциональная) принадлежность. В настоящее время этот критерий, хотя и не утрачивает полного значения, тем не менее не играет приоритетной роли. Уточненными критериями для определения пределов по кругу поднадзорных лиц выступают:

1) существование совокупности органов, учреждений и должностных лиц, обладающих схожей направленностью деятельности, выражающейся в близких по своему содержанию целях и возложенных на них функциях;

2) высокая степень автономности и довольно продолжительный период функционирования их в таком качестве;

3) наличие отдельных правовых институтов, регулирующих их деятельность.

Первые два признака позволяют сгруппировать отдельные органы, учреждения и должностные лица в исторически сложившиеся самостоятельные системы, входящие в предмет прокурорского надзора, и с учетом второго критерия - специфики правового регулирования их деятельности - подразделить на отдельные отрасли.

Традиционно к указанным системам органов относятся: органы публичного управления, предварительного расследования и раскрытия преступлений, а также уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система. Кроме того, указанные критерии позволяют включить в качестве самостоятельного элемента также органы, учреждения и должностных лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений, - судебных приставов.

Предел по кругу лиц традиционно является определяющим при решении вопроса о разграничении прокурорского надзора на отрасли.

Относительно содержания предела по кругу (иерархичности ) актов в литературе также нет единства мнений. Одни ученые считают, что этот круг актов исчерпывается исключительно законами , другие полагают, что он включает в себя наряду с законами также подзаконные нормативно-правовые акты . Первые исходят из буквального толкования Закона о прокуратуре, устанавливающего, что прокуратура осуществляет надзор за «соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории». Вторые опираются на сложившуюся практику

регулирования прокурорской деятельности, когда наиболее важные вопросы регулируются не только законами, но и иными актами, обладающими не меньшей юридической силой.

Пределы по актам определяются применительно к каждой отрасли прокурорского надзора отдельно. В этом заключается их смысл как одного из критериев выделения отраслей прокурорского надзора. За основу берутся прямые предписания Закона о прокуратуре и сложившаяся практика регулирования деятельности поднадзорных лиц. Применительно к надзору за исполнением законов и законностью правовых актов в качестве пределов выступают только акты высшей юридической силы - Конституция РФ, законы, действующие на территории России, и квазизаконы. В других отраслях -также иные нормативно-правовые акты, когда это допускает Закон о прокуратуре. Например, ч. 2 ст. 32 этого закона устанавливает, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством (курсив наш. - О.В.) прав и обязанностей лиц, находящихся в изоляции от общества. Таким образом, используется обобщающий термин, определяющий все виды актов. Другими словами, применительно к этой отрасли устанавливаются более широкие пределы по кругу актов, входящих в предмет надзора.

Прокурорский надзор во всех отраслях в обязательном порядке включает в себя наблюдение за соблюдением и исполнением требований, содержащихся в актах высшей юридической силы (Конституции РФ, законах). В этом смысле можно вести речь о совпадении указанного предела во всех отраслях, что позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного критерия. Однако несовпадение по конкретным видам актов не позволяет использовать его в качестве универсального критерия, поэтому его применение, в отличие от предыдущего, носит производный характер.

В литературе в качестве третьего критерия отраслевого деления предлагается использовать характер прокурорского надзора, полномочия прокурора или правовые средства прокурорского надзора. Во всех случаях речь идет о содержании прокурорского надзора в рамках его отдельных отраслей. Оно различно, однако едва ли стоит признавать такую специфику в качестве самостоятельного критерия. Состояние поднадзорной среды определяет характер прокурорского надзора в отраслях, а не наоборот. Использование этого критерия имело смысл, когда деление прокурорского надзора на отрасли представляло собой фактическую специализацию общего надзора. В этом случае специфика правовых средств внутри единого надзора могла служить дополнительным основанием дифференциации надзора. В настоящий момент прокурорский надзор в большей степени представляет собой элемент сдерживания деятельности иных публичных органов и лиц, поэтому приоритетное значение имеет не характер связи с поднадзорными лицами, а определение возможных правовых сфер его вторжения. В этой связи более продуктивно уточнять пределы надзора по кругу правоотношений, на которых основана деятельность входящих в предмет надзора лиц.

Правовой характер прокурорского надзора заключается в юридической оценке деятельности поднадзорных лиц. Её может получить только юридически значимая поднадзорная деятельность, основанная на конкретных правоотношениях. В связи с этим необходимо уточнить предмет прокурорского

надзора по кругу правоотношений, на которых основана деятельность поднадзорных лиц. Этот предел, с одной стороны, выделяет деятельность, подпадающую под правовую оценку, с другой - из правоотношений, на которых она основана, определяет те, которые устанавливают пределы прокурорского надзора в рамках конкретной отрасли.

Пределы предмета надзора по кругу правоотношений определяются двумя способами: 1) путем прямого указания закона; 2) с помощью системного толкования норм действующего законодательства, регулирующего осуществление прокурорского надзора в рамках конкретной отрасли. Эти критерии могут применяться как совокупно, так и по отдельности.

Например, при установлении круга правоотношений, входящих в предмет прокурорского надзора в рамках отрасли надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, применительно к деятельности следователей и дознавателей законодатель определяет, что предметом надзора охватывается лишь процессуальная деятельность, т. е. только возникающая на основе уголовно-процессуальных отношений (ст. 37 УПК РФ). Другим примером служит подход, когда системное толкование норм, регулирующих реализацию надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, ограничивает пределы по кругу правоотношений наблюдением за деятельностью, основанной на регулятивных и охранительных правоотношениях, и исключает деятельность, базирующуюся на диспозитивных отношениях.

Определяя пределы надзора по кругу правоотношений, едва ли стоит исходить сугубо из отраслевой принадлежности правовых норм, поскольку в этом случае фактически происходит дублирование с одним из критериев первого предела (характером правовых институтов, регулирующих деятельность поднадзорных лиц). Акцент следует делать на специфике и содержании правоотношений.

Принципиальное значение при анализе правоотношений, на основе которых возникает деятельность поднадзорных органов и учреждений, имеют два момента: их состав - одним из участников правоотношения должно быть поднадзорное прокуратуре лицо и характер связи между его участниками -отсутствие равноправия. Первый признак вытекает из действия первого предела - уточнения предмета надзора по кругу субъектов. Второй - является результатом анализа содержания прокурорской деятельности. В предмет прокурорского надзора в этом случае должна включаться деятельность, основанная на правоотношениях, в которых:

Один из участников находится в зависимом или неравном по отношению к поднадзорному лицу положении;

Поднадзорные лица обладают возможностями по существенному ограничению правового положения иных участников правоотношения;

Эти возможности могут быть реализованы в обычном (неохранительном) порядке;

Применительно к этим правоотношениям не устанавливается судебный или иной исключительный порядок охраны и защиты.

Предложенные критерии - возможность существенного ограничения правового положения зависимых лиц в ходе обычной деятельности поднадзор-

ных органов и учреждений - вытекают из роли прокуратуры в обеспечении законности, а также провозглашенных правовых приоритетов. Признание содержанием законности обеспечение правового положения личности актуализирует прокурорский надзор в тех сферах общественной и государственной жизни, где существует потенциальная опасность умаления прав и свобод человека. К их числу относятся все виды публичной деятельности, предусматривающие любые виды ограничений правового положения личности, а также случаи, когда реализация конкретных правовых возможностей человека и гражданина зависит от усмотрения публичного лица или же это лицо обязано совершить определенные действия для предоставления или реализации гражданином конкретной правовой возможности в обычном порядке в ходе осуществления своих обязанностей.

Проиллюстрируем эти выводы на примере. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре в предмет прокурорского надзора входит деятельность органов управления и руководителей коммерческих организаций. По своему характеру она может быть различна и включать в себя хозяйственную, коммерческую, управленческую и иные виды деятельности. В свою очередь, юридически они могут быть основаны на гражданских, административных, трудовых и прочих правовых отношениях. С учетом первых двух пределов (по кругу лиц и актов) все виды указанной деятельности должны быть охвачены предметом прокурорского надзора. Однако на самом деле это не так. Используя третий критерий, в предмет прокурорского надзора будет включена только та деятельность, которая может получить правовую оценку, т. е. основанная на конкретных правоотношениях.

Статья 1 ГК РФ исключает из предмета прокурорского надзора наблюдение за гражданско-правовыми отношениями, предоставляя им исключительный судебный порядок защиты. К тому же этот вид деятельности согласно этой же статье исключает какое-либо зависимое положение участников, поскольку основывается на признании равенства участников и недопустимости произвольного вмешательства. В этой связи деятельность, основанная на этих правоотношениях, не будет входить в предмет прокурорского надзора. Поэтому из предмета надзора должна быть исключена коммерческая деятельность органов управления и руководителей коммерческих организаций. Оставшаяся деятельность по своей природе различна, так как основывается на различных правовых отношениях. Определять ее, уточняя пределы по отраслевому характеру правоотношений, возможно, но не продуктивно. Более правильно использовать предложенные критерии и сразу же выделить конкретные виды правоотношений, где один из субъектов является поднадзорным лицом и одновременно находится в приоритетном правовом положении по отношению к иным участникам правоотношения. В приводимом примере это будет деятельность, основанная на трудовых, административных и прочих правоотношениях, где одним из субъектов выступает орган управления или руководитель коммерческой организации, а вторым - любой зависимый субъект: работник, трудовой коллектив и т. п. Наблюдение за ней войдет в предмет прокурорского надзора. Аналогичный подход применим и к другим отраслям прокурорского надзора.

Предел по кругу правоотношений является самостоятельным, однако его применение носит вторичный характер по отношению к первым двум критериям. Его значение заключается в уточнении действия прокурорского надзора относительно предварительно определенного круга поднадзорных лиц и нормативно-правовых актов. Методологическая природа не позволяет использовать его в другом качестве. Применение этого критерия приобретает особую актуальность в условиях динамично развивающегося законодательства и дальнейшего государственно-правового реформирования, поскольку позволяет уточнять предмет надзорной деятельности в рамках традиционных отраслей даже в случае изменения характера правового регулирования деятельности поднадзорных лиц.

Приведенные пределы позволяют выделить следующие отрасли прокурорского надзора: за исполнением законов и законностью правовых актов; за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; исполнением законов судебными приставами.

Вместе с тем под эти критерии не подпадает прокурорская деятельность, направленная на обеспечение правового положения личности. В частности, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Современная прокуратура осуществляет несколько видов деятельности, связанных с обеспечением правового положения личности. Обобщая существующие подходы, можно выделить два самостоятельных направления: прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и правозащитную прокурорскую деятельность. Указанные направления различаются по содержанию и формам реализации. Критериями выступают основная направленность правообеспечительной прокурорской деятельности и функции прокуратуры, через которые она реализуются.

Традиционно обеспечение правового положения личности состоит из охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. В общем виде охрана заключается в поддержании состояния беспрепятственного осуществления прав и свобод, в создании условий для их реализации. Защита, в свою очередь, представляет собой деятельность, возникающую при посягательстве на правовое положение личности и заключающуюся в восстановлении прежнего правомерного состояния.

Применительно к прокурорской деятельности охрана выражается в предупреждении возможного нарушения правового положения личности, наблюдении за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также готовности реагировать на возможное нарушение. В таком понимании эта деятельность входит в содержание прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, однако этим не исчерпывается. В свою очередь, защита нарушенных прав и свобод, осуществляемая различными средствами прокурорского реагирования, составляет правозащитное направление прокурорской деятельности. Она осуществляется как путем применения про-

курорско-надзорных средств, так и с помощью реализации иных восстановительных возможностей.

Подобное деление условно в силу того, что конкретное прокурорское производство может протекать как в форме охранительной, так и восстановительной деятельности, являться отражением реализации нескольких функций прокуратуры и предусматривать реализацию различных средств прокурорского реагирования. Однако если взять за основу направленность деятельности и форму ее осуществления, то возможно выделить деятельность прокурора, где главной задачей будет являться создание условий для реализации правового положения личности - прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и деятельность, направленную на защиту нарушенных прав личности - правозащитную деятельность прокурора. При этом первое направление будет реализовываться исключительно в форме прокурорского надзора, второе - в рамках всех функций прокуратуры. С учетом того, что прокурорский надзор является определяющей функцией прокуратуры, можно заключить, что правозащитная деятельность носит вторичный характер.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина образует два вида деятельности: самостоятельную отрасль и отдельные направления, связанные с обеспечением правового положения личности в рамках прочих отраслей прокурорского надзора.

Достаточно распространенной является позиция, согласно которой надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наряду с надзором за исполнением законов рассматривается в качестве составной части (подотрасли) «общего надзора».

Появление гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре - «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» - обусловило определение природы и места данной деятельности в структуре современного прокурорского надзора. По своему характеру данный вид прокурорской деятельности ближе всего стоит к надзору за соблюдением законов и законностью правовых актов, однако их объединение возможно только путем реанимирования такой категории, как «общий надзор». Вместе с тем утрата прокурорским надзором высшего и всеобъемлющего характера делает использование этого методологического приема недопустимым в современных условиях.

Признание обеспечения прав и свобод человека неотъемлемым элементом законности обусловливает обособление прокурорской деятельности, направленной на его достижение, на соответствующем уровне. Применительно к системе прокурорского надзора, основанной на отраслевом делении, это достигается путем выделения самостоятельной отрасли. Поэтому справедливым представляется суждение о том, что придание этой деятельности отраслевого характера обусловлено субъективными мотивами законодателя, приложенными к сложившейся национальной модели организации прокурорской деятельности.

При таком подходе ранее приведенная система критериев деления отраслей действует не в полной мере. Она совпадает лишь при уточнении общих пределов и по кругу лиц. Предел же по актам заменяется пределом по кругу источников, закрепляющих права и свободы человека и гражданина. Хотя в

последнем случае он фактически совпадает с пределом по актам с надзором за соблюдением законов и законностью правовых актов, сам критерий, используемый законодателем, является иным.

Существует мнение, что поскольку соблюдение прав и свобод человека и гражданина составляет предмет всех отраслей прокурорского надзора, данная деятельность не может считаться самостоятельной отраслью, а представляет собой один из уровней (пределов) прокурорского надзора . В рамках каждой из отраслей можно выделить отдельный вид, связанный с обеспечением правового положения личности. Однако в данном случае соблюдение прав и свобод человека и гражданина осуществляется в определенных сферах общественных отношений в ходе деятельности конкретных поднадзорных лиц. Поэтому более правильно определять данную деятельность в качестве обеспечения правового положения личности в рамках отдельных отраслей.

В предмет отдельной отрасли прокурорского надзора - надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - входит обеспечение тех прав и свобод, наблюдение за которыми не охватывается предметами иных отраслей. Надзор за их соблюдением является отраслевой задачей, а их наличие образует отдельный предмет. Фактическое содержание надзора заключается в наблюдении за соблюдением общего правового положения человека и гражданина, устанавливаемого общепринятыми международными нормами, ратифицированными международными договорами, Конституцией РФ и иными законами, действующими на территории РФ. Эта отрасль обладает отдельным инструментарием правовых средств, устанавливаемым ст. 27 Закона о прокуратуре. Предметом прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в отдельных отраслях выступает наблюдение за соблюдением специальных прав и свобод лиц, вовлеченных в деятельность поднадзорных органов и учреждений. В этом случае используются правовые средства, которыми располагает прокурор в рамках конкретных отраслей прокурорского надзора.

Таким образом, основываясь на отраслевом делении современной прокурорской деятельности и учитывая рассмотренные критерии, можно выделить самостоятельную отрасль прокурорского надзора - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Наличие нескольких направлений, связанных с обеспечением правового положения личности, позволяет некоторым ученым вести речь о реализации отечественной прокуратурой отдельной правообеспечительной или правозащитной функции .

Для того чтобы признать правообеспечительную или правозащитную деятельность в качестве отдельной функции, необходимо, чтобы они обладали единым содержанием и формой реализации. Как было показано выше, эти виды деятельности имеют неодинаковое правовое содержание и реализуются в рамках различных функций. Кроме того, специфика правозащитной (правообеспечительной) деятельности прокуратуры заключается в том, что она носит производный от прокурорского надзора характер. Поэтому ни правообес-печение, ни правозащита не являются теми видами деятельности, которые отражают сущностную природу современных прокурорских органов. В этой связи не стоит определять их в качестве отдельных функций современной

прокуратуры. В определенном смысле можно вести речь об осуществлении прокуратурой отдельного вида правообеспечительной деятельности, но только на уровне обобщающего понятия.

Наличие различных критериев при определении структуры и содержания современной прокурорской деятельности актуализирует вопрос о соотношении существующих отраслей прокурорского надзора. Ранее, как отмечалось выше, с учетом высшего и всеобъемлющего характера прокурорского надзора этот вопрос разрешался путем выстраивания пирамиды надзора. Основу пирамиды составлял общий надзор, носивший фундаментальный характер по отношению к иным отраслям, представлявшим собой фактическую специализацию общего надзора. При этом существовало мнение о преломлении одних отраслей в другие в ходе фактической прокурорской деятельности.

В настоящий момент ни одна из отраслей прокурорского надзора не может считаться определяющей, поскольку нет универсальных критериев их выделения, поэтому невозможно выстроить их иерархичную систему или определить принципы их взаимодействия. Это значит, что содержание прокурорского надзора в рамках одной отрасли не может определять таковое в рамках другой. В этой связи правовое регулирование прокурорской деятельности в рамках конкретных отраслей должно носить полностью самостоятельный характер, т.е. предмет, пределы и правовые средства надзора должны в каждом случае определяться исчерпывающим способом отдельно применительно к каждой отрасли прокурорского надзора.

Что же касается отраслевого преломления в ходе фактической деятельности, то преломляться и перетекать из одного направления в другое может конкретный вид прокурорской деятельности (отдельное производство или какая-нибудь иная фактическая деятельность). Отрасли, будучи абстрактными конструкциями, остаются так же, как и функции, неизменными, поскольку служат формами отражения указанных видов прокурорской деятельности. В этой связи вести речь о перетекании одной отрасли в другую не совсем корректно.

Литература

1. Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. М., 2003.

2. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. М.: Проспект, 2006.

3. Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004.

4. Контрольные органы и организации России: учеб. / под ред. А.П. Гуляева. М., 2000.

5. Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору в Российской Федерации: учеб. Курск: ГУ ИПП, 2000.

6. Ломовский В.Д. Прокурорско-надзорные правоотношения. Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1987.

7. Мелкумов В.Г. Вопросы теории и практики общего надзора прокуратуры. Душанбе: Ир-фон, 1965.

8. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2000.

9. Прокурорский надзор: учеб. / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2009.

10. Прокурорский надзор: учеб. / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Норма, 2008.

11. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2003.

12. РябцевВ.П. Прокурорский надзор: курс лекций. М.: Норма, 2006.

13. Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003.

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Консультации юриста по ст. 24.6 КоАП РФ

    Оксана Богданова

    Прокурорский надзор . Прокурор города истребовал из города администрации ряд постановлений главы города с целью проверки их законности. Администрация города отказала в предоставлении прокурора этих материалов, мотивирую свои действия тем, что в соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" прокурор имеет право проводить проверку в порядке "общего" надзора лишь в случае поступления в прокуратуру информации о нарушении. Поскольку прокурор не сообщил такой информации, администрация не обязана предоставлять прокурору постановления главы города. ОЦЕНИТЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА И АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА. ответ аргументируйте ссылками на конкретные статьи и положения соответствующих законов и нормативно правовых вктов. Подготовьте акт прокурорского реагирования.

    • Ответ юриста:

      В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" № 2202-1 прокурор при осуществлении надзора полномочен "требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций". Должностные лица органов, (федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций) обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Предметом надзора прокурора является соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами (в т. ч. исполнительными органами власти, органами местного самоуправления) . (ст. 21 ФЗ) . Все в указанном законе. Ответственность для главы Администрации наступает. А прокурор прав. Акт прокурорского реагирования составьте, пожалуйста, сами. Тем более, что Ваше домашнее задание не имеет отношения к разделу "уголовное право".

    Сергей Лукашев

    общий прокурорский надзор и его предназначение??

    • Прокурорский надзор специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее...

    Маргарита Пономарева

    Что такое прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды?=((

    • 4 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей...В 2000 году прокуратурой области и подчиненными ей прокурорами, в соответствии с приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, решениями коллегии... http...

    Александра Волкова

    почему в Копейске не наказаны прокуроры осуществляющие надзор за колониями.?

    • Ответ юриста:

      Официозные СМИ уже несколько лет твердят нам, о постоянных проверках, якобы выявляющих нарушения прав заключенных. Но в реальности гуманизация существует только на бумаге, а реформа ФСИН Республики Тыва если в чем-то и движется вперед, то только по части...

    • О надзорном производстве - по делам, по которым вступили в законную силу приговоры (решения) суда. Смотрите УПК (ГПК) в части обжалования приговоров (решений) суда, вступивших в законную силу. Прокурорский надзор - это совсем из другой оперы.

  • Андрей Ганкин

    прокурорский надзор. Объясните пожалуйста в чём заключается актуальность прокурорского надзора.

    • "Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам и чтобы законы...

    Валентина Большакова

    В чём отличие прокурорского наздора за соблюд. законов в соц. сфере от прокурорского надзора за соблюд. прав человека?

    • Ответ юриста:

      ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР - осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор вправе: опротестовывать акты, издаваемые различными юридическими лицами, если они противоречат закону; привлекать правонарушителей к уголовной ответственности, возбуждать производство об административном правонарушении; обеспечивать возмещение материального ущерба, причиненного нарушением закона, и т. д. Разграничение -

    Григорий Собакарев

    Понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности и его характеристика

    • См. Закон "О прокуратуре"

    Раиса Филиппова

    Является ли законным участие прокурора,осуществляющего надзор за соблюдением прав осужденных в ИУ,при рассмотрении вопро. вопросов УДО,ИТР,изменения режима отбывания наказания в КП на общий режим?

    • По закону "О прокуратуре Российской Федерации" это является правом прокурора по надзору. Так что участие законно. А по этому же закону у прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ, есть ряд обязанностей, которые они по факту выполняют не в полной мере.

    Виктория?ковалёва

    Организация прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

    • таковой отсутствует в принципе

    Михаил Луферов

    Трудовой спор. к какой отрасли прокурорского надзора относятся отношения между работодателем и работником?. а согласно ФЗ о прокуратуре?

    • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории рф осуществляет инспекция труда, за точным и единообразным исполнением - генеральный прокурор рф и подчиненные ему прокуроры..

    Надежда Суханова

    Виды прокурорского надзора

    • Ответ юриста:

      1. Предметом надзора являются:соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.Предметом надзора являются:законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Дмитрий Кобцев

    После упразнения должности Прокурора по надзору за работай Судей, кто их контролирует?

    • а кто контролировал Прокурора по надзору за работай Судей????какая нах разница сколько слоев псевдо контроля будет???это меняет только расходы на котроллеров контроллирующихктонроллеров и т.д.

    Сергей Самосадов

    Задачки по прокурорскому надзору

    • 1. По идее он должен вынести представление об устранении нарушений. В течение определенного срока (обычно 1 месяц) администрация железной дороги должна отреагировать на него, устранить нарушения и уведомить прокуратуру о выполнении...

    Станислав Петриченко

    Протест прокурора в порядке надзора. Решение суда по гражданскому делубыло опротестовано пркурором. 362-364Прокурор подал краткий протест. Полный подать не уложился.Даст лич то либо заявление в прокуратуру с заявлением о подаче протеста в порядке надзора?Прошу ответить практиков!На ответы незнаек ради очков хронически стучу админам - раздражают!

    • Ответ юриста:

      Странно, что прокурорским не хватило полугода для подачи надзорной жалобы. И что значит краткий протест? ГПК РФ не знает такого правового института. Протест уже подан, правда не соответствует требованиям, предъявляемым например ст. 378 ГПК РФ . Полагаю, что представление прокурора будет возвращено без рассмотрения по существу на основании ст. 379.1 ГПК РФ http://www.consultant.ru/popular/gpkrf/8_48.html#p2787Статья 379.1. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу1. Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу, если:1) надзорная жалоба или представление прокурора не отвечает требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями четвертой - седьмой статьи 378 настоящего Кодекса;2) надзорная жалоба или представление прокурора поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорной жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорной жалобы или представления прокурора;5) надзорная жалоба или представление прокурора поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.2. Надзорная жалоба или представление прокурора должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.Удачи

    Надежда Семенова

    чт такое прокурорский надзор

    • Прокурорский надзор Procurator"s supervision Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор: -за исполнением законов; -за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    Диана Маркова

    чем отличается прокурорский надзор от государственного контроля?. .

    • Тем, что прокурор может проверить что угодно и когда угодно. С последующими адекватными мерами прокурорского воздействия, вплоть до возбуждения дела

    Жанна Андреева

    Прокурор отказал в удовлетворении надзорной жалобы. Можно ли оспроить?

    • Можно и даже нужно! Правильно отказал. Жалобы в порядке надзора рассматриваются не прокурорами, а Президиумом Верховного Суда РФ.

    Антонина Боброва

    Направления прокурорского надзора, участки и отрасли деятельности прокуратуры чем-нбд отличаются?

    • Ответ юриста:

      Конечно отличаются. Есть гражданский судебный и уголовный судебный надзор (участие в соответствующих процессах, проверка законности принятых решений, опротестование) , есть общий надзор (это проверка всяческих гос. структур, органов опеки, управы, проведение проверок по заявлениям граждан и организаций, а также вышестоящих органов прокуратуры и т. д.) , есть надзор за несовершеннолетними, надзор за прокурорским следствием. И это только районные прокуратуры.. . Так что вперед и с песней:)

    • кроме закона "О прокуратуре" еще смотри 294 ФЗ "О защите прав юр. лиц.... "

  • Анна Коновалова

    Распространяется ли прокурорский надзор на международные НПА и подзаконные НПА?

    • Что является действующим законодательством вашего гос-ва? Ток на это...

    Вадим Трихинский

    прокурорский надзор

    • Кого контролируем? Очень приятно... интересно...а вопрос в чем? Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор: -за исполнением законов; -за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора прокуратуры РФ...

    • Там много проблем. Осуществляет ли прокуратура надзор за судом? Какого место следователя в прокурорском надзоре, исходя из того, что образовался СК РФ ? Какими правовыми средствами обладает прокурор, осуществляя прокурорский надзор в...

    • пиши что надзорные органы это раковая опухоль страны если нужно делать внутренний одел надзор инстанции надзора и судебный порядок обжалований действия надзора то на.. . нужна такая система правоохранительных органов

  • Диана Соболева

    осуществляет ли прокурор надзор за административной деятельностью органов внутрених дел?

    • Прокурор надзирает за исплнением законов не только милицией, но и милицией в частности.

    Валентин Чернооков

    помогите по прокурорскому надзору пожалуйста. Помощник прокурора района, в чьи обязанности входи¬ло осуществление надзора за исполнением законов при рас¬следовании преступлений следователями органа внутренних дел, истребовал у начальника уголовного розыска розыскные дела в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых. Правильно ли поступил помощник прокурора района?

    • Ответ юриста:

      Прокурорский надзор в России Прокурорский надзор - это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , выделяют следующие отрасли прокурорского надзора: Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ , ст. 45 ГПК РФ , ст. 25.11 КоАП РФ ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан. В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования - протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права. Соответственно он прав

    Даниил Целебровский

    Как сотрудники ФСБ относятся к прокуратуре и к прокурорскому надзору за ФСБ?. 天_моНКуТОМ.дирт

    • Ответ юриста:

      Тут речь идет о надзоре друг над другом.Органам прокуратуры априори все поднадзорны, а органам безопсности прокурорские работники тоже частично поднадзорны, когда речь идет о применении их статей.Так вот со своего личного опыта могу сказать, что этот прокурорский надзор над органаи Федеральной службы безопасности является формальным, т. е. для галочки.Если какие-то предостережения и выносятся, так для того, что бы не выносить более серьезных мер прокурорского реагирования. К такому лояльному прокурорскому надзору над Вами как бы Вы относились? Ответ очевиден.

    Валентин Герасин

    Соотношение прокурорского надзора и конституционного надзора.. Есть лу кого нибудь материал по вопросу "Соотношение прокурорского надзора и конституционного надзора."? Весь интернет облазил, не нашёл. Очень нужно... Заранее спасибо.

    • смотри почту

    Диана Павлова

    как организовать прокурорский надзор над исполнением судебного решения

    • а зачем его вообще организовывать? 7 для исполнения ест ь судебные приставы-поступит на их действия жалоба-прокуратура примет меры

    Алина Медведева

    прокурорский надзор. Прокуратура района, проводя проверку изолятора временного содеожания, установил, ЧТО Сурин задержан по подозрению в совершении убийства и содержится в ИВС 49 часов. Мера пресечения в виде заключения под стражу не избрана. Примите решение в роли прокурора, составьте соответствующий документ?

    • обічно почта опаздівает или прокурор позже дает санкцию

    Любовь Комарова

    задача по прокурорскому надзору. федерального бюджета, перечисленных на счет акционерного общества в оплату государственного заказа, в связи с чем простаивает одна из основных производственных линий и, соответственно, рабочим своевременно не выплачивается заработная плата. Каков порядок регистрации, учета, рассмотрения и разрешения обращении поступающих в органы прокуратуры Какие меры прокурорского реагирования в данном конкретном случае необходимо предпринять?

    • Порядок в ФЗ "О прокуратуре" подробно описан

  • Раиса Куликова

    Помогите решить задачу по прокурорскому надзору.. Прокурор Ленинского района г. Н, проверя исполнение законов в ЗАО "Торг-сервис", установил, что ввиду неправильно организаованного технологического процесса на предприятии постоянно допускается перерасход материалов. В результате предприятие работает нерентабельно и раотники не получают в полном объеме зарботную плату. Прокурор обязал директора акционерного общества изменить технологический процесс путем использования станков "Мотор" для производства средств бытовой химии. Оцените действия прокурора.

    • Ответ юриста: