Понятие источников права в социальном обеспечении. Федеральные законы как источники псо

Выручка от реализации продукции представляет собой доход от ее продажи. Как он рассчитывается и отражается в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Как посчитать выручку от реализации продукции?

Вопрос, как рассчитывается выручка от реализации продукции, не должен вызывать затруднений. Ведь стоимость реализуемой продукции - существенный элемент любого договора купли-продажи, а при совершении разовых сделок без договора выручка в любом случае отражается в первичных учетных документах, которые продавец выставляет покупателю. В первую очередь речь идет о товарной накладной.

Для выручки от реализации продукции (В) формулу можно представить в следующем виде:

В = Ц * К,

где Ц - цена конкретного вида продукции (с НДС);

К - количество данного вида продукции.

Если организация продает несколько видов продукции, то суммарная выручка определяется путем сложения выручки по всем реализуемым видам продукции. Это значит, что для ответа на вопрос, как найти выручку от реализации продукции, формулу можно представить так:

В = Ц 1 * К 1 + Ц 2 * К 2 + … + Ц N * К N ,

где В — суммарная выручка по всем видам реализуемой продукции;

Ц N - цена N-го вида продукции (с НДС);

К N - количество N-го вида реализуемой продукции.

Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Выручка в бухгалтерском учете отражается обычно следующей записью ():

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

В розничной торговле счет 62 часто не используется, а счет 90 напрямую корреспондирует со счетом учета наличных денежных средств:

Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 90

Таким образом, с точки зрения бухгалтерского учета, выручка - это кредитовый оборот счета 90 с дебета счетов 62, 50. При этом речь идет о выручке, включающей в себя НДС. Но необходимо помнить, что в отчете о прибылях и убытках по строке 2110 «Выручка» указывается выручка-нетто, то есть доход от продажи продукции (товаров, работ и услуг), уменьшенный на НДС, исчисленный с продажи (п. 23 ПБУ 4/99 , Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Напомним, что если реализуемая продукция (работы, услуги) облагаются НДС, необходимо делать проводку по начислению налога (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 90, субсчет «НДС» — Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»

Конечно, проводки, связанные с признанием выручки в бухучете организации, не ограничиваются лишь записями по отражению дохода и начислению НДС. Необходимо также, в частности, показать списание себестоимости проданных товаров (работ, услуг):

Дебет счета 90, субсчет «Себестоимость» — Кредит счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство» и др.

Торговые организации также отражают списание расходов, связанных с продажей (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 90, субсчет «Расходы на продажу» — Кредит счета 44 «Расходы на продажу»

А в конце месяца необходимо выявить финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг), т. е. сделать бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — если по итогам месяца по обычным видам деятельности получена прибыль

Дебет счета 99 - Кредит счета 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — при убытке.

Для учета продажи готовой продукции, товаров, услуг используется счет 90 «Продажи». Счет 90 - сложный, имеющий несколько субсчетов. В данной статье разберем, как устроен этот счет, и какие проводки по счету 90 выполняются при продаже продукции, товаров и услуг.

Похож на него по своей структуре , который мы разберем в ближайшее время.

Структура счета 90 “Продажи”, субсчета

Счет 90 «Продажи» состоит из нескольких субсчетов, основные субсчета, которые всегда используются это:

  • субсчет 1 - по кредиту этого субсчета отражается выручка от продажи.
  • 2 - по дебету отражается , товаров, услуг, то есть того, что продаем.
  • 3 - по дебету отражается , начисленный на реализованную продукцию.
  • 9 - на этом субсчете считается общий финансовый результат за месяц, по дебету отражается прибыль за месяц, по кредиту убытки.

вторая партия: себестоимость 120 000 руб., выручка 200 000 руб., НДС 30 000 руб.

Сумма Дебет Кредит Название операции
80000 90/2 43 Первая партия направлена на продажу, списана себестоимость
100000 62 90/1 Отражена выручка от продажи первой партии
15000 90/3 68 Начислен НДС на первую партию
120000 90/2 43 Списана себестоимость второй партии
200000 62 90/1 Отражена выручка от продажи второй партии
30000 90/3 68 Начислен НДС на вторую партию
55000 90/9 99 Отражен финансовый результат в данном месяце

Алгоритм:

  1. В течении месяца фиксируем все продажи, начисляем НДС.
  2. В конце месяца считаем финансовый результат.Фин.результат = оборот по дебету - оборот по кредиту = (80 000 + 120 000) + (15000 + 30000) - (100 000 + 200 000) = – 55 000 руб. получили прибыль. Полученную прибыль отражаем проводкой Д90/9 К99.

Для наглядности представим сч. 90 и сч. 99 в виде таблицы и отразим все операции по продажам (красным выделено конечное сальдо, черным текущие операции):

Ноябрь:

В ноябре открываем новый сч. 90, переносим конечное сальдо по каждому субсчету из октября, в ноябре это будет начальное сальдо.

1 партия: себестоимость 90 000, выручка 150 000, НДС 23 000.

2 партия: себестоимость 180 000, выручка 300 000, НДС 46 000.

Алгоритм:

  1. Проводки будут аналогичными предыдущему месяцу, не буду повторяться.
  2. Финансовый результат: (90 000 + 180 000) + (23 000 + 46 000) - (150 000 + 300 000) = – 111 000 - прибыль.

Сч. 90 и сч. 99 в конце месяца будут выглядеть следующим образом (зеленым отмечено начальное сальдо, красным – конечное сальдо, черным – текущие операции):

Декабрь:

Переносим конечное сальдо по каждому субсчету из ноября, оно будет являться начальным сальдо для декабря.

1 партия: себестоимость 75 000, выручка 100 000, НДС 15 000.

Алгоритм:

  1. Выполняем необходимые проводки по продажам, начисляем НДС.
  2. Финансовый результат за месяц = 75 000 + 15 000 - 100 000 = – 10 000 - прибыль.
  3. Закрываем счет 90. Напомню, что закрываем мы каждый субсчет на субсчет 9, на рисунке закрытие счета отражено синим цветом. В результате закрытия сальдо по всем субсчетам равно 0.

Надеюсь, теперь вопрос учета продажи готовой продукции, товаров, услуг не вызывает затруднений. В следующей статье продолжим тему учета финансовых результатов, рассмотрим учет прочих доходов и расходов на сч. 91.

Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила.

В данном аспекте оно практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права» и рассматривается в настоящей главе.

В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный). Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений (Приложение. Рис.8.).

Рисунок 8. Источники права социального обеспечения

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возможностей и создает соответствующие государственные структуры. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов, которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ, в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы – это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты, принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами, содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.).

Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) – средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента, то он официально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

Основания классификации:

  1. по степени их важности и субординации , т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия :
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт ;
  4. по форме акта :
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам .

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ - это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации".

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина , который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ";
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей ";
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний " и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной , осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.