Концессионное соглашение: суть, применение, условия, подготовка, порядок заключения, внесение изменений, стороны, примеры. Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества

Порядок заключения концессионного соглашения (с победителем конкурса)

Порядок заключения концессионного соглашения включает в себя несколько этапов. Прежде всего, концедент обязан направить в срок, составляющий 5 рабочих дней, начиная с момента подписания протокола об итогах проведения конкурса, лицу, который выиграл конкурс, экземпляр указанного протокола и проект соглашения. При этом проект с концессионного соглашения должен включать следующие условия:

  • условия, которые установлены решением о заключении концессионного соглашения;
  • условия соглашения, определенные документацией конкурса;
  • условия, которые включены лицом, выигравшим конкурс, в предложение;
  • прочие условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, который определяется конкурсной документацией и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса.

Если лицо, которое победило в конкурсе не предоставляет концеденту необходимые для заключения соглашения документы, а также документы, которые подтверждают обеспечение исполнения обязательств по соглашению, до определенной конкурсной документацией даты подписания соглашения о концессии, то концедент отказывает в заключении такого соглашения с указанным лицом.

После даты подписания протокола об итогах проведения конкурса, уполномоченный орган, ведет переговоры в виде совместных совещаний с лицом, которое победило в конкурсе, или с другим лицом, относительно которого решено заключить концессионное соглашение для того, чтобы обсудить условия соглашения и их возможное изменение по итогам переговоров.

После проведения переговоров нельзя изменять условия сделки, если такие условия представляют собой критерии, по которым проводился конкурс, и содержание таких условий устанавливалось исходя из конкурсного предложения лица, победившего конкурс и являющегося претендентом на заключение соглашения о концессии.

Документацией конкурса определяется порядок и срок ведения переговоров, включая условия соглашения о концессии, не подлежащие изменению при ведении переговоров, и условия, подлежащие изменению с учетом установленного документацией конкурса порядка.

В случае отказа или уклонения лица, победившего в конкурсе, от заключения в предусмотренный срок соглашения о концессии, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии участнику конкурса, конкурсное предложение которого по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений состоит из лучших условий, следующих после условий, которые предложил победитель конкурса.

Такому участнику конкурса концедент отправляет проект концессионного соглашения, который включает в себя условия соглашения, установленные решением заключения соглашения, документацией конкурса и заявленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные необходимые условия.

Концессионное соглашение подписывается в срок, предусмотренный документацией конкурса, и опубликовывается в сообщении о проведении конкурса. Срок исчисляется со дня отправления такому участнику конкурса проекта соглашения о концессии.

Если лицо, победившее в конкурсе, не подписывает в срок соглашение о концессии, то ему не возвращается задаток, который он внес в качестве средства обеспечения исполнения обязательства по соглашению.

В случае, если участник конкурса, которому было предложено заключить концессионное соглашение, до предусмотренного срока подписания соглашения не предъявил концеденту документы, установленные документацией конкурса и удостоверяющие обеспечение исполнения обязательств по соглашению о концессии, концедент отказывает в заключении соглашения с таким участником конкурса и объявляет конкурс несостоявшимся.

Если заявку на участие в конкурсе подало лишь одно лицо, или если конкурсная комиссия признала только одно конкурсное предложение в качестве соответствующего критериям конкурса, то порядок заключения концессионного соглашения будет аналогичным порядку заключения такого соглашения с победителем конкурса.

Если после отправления концедентом лицу, которое выиграло конкурс, другому участнику конкурса, или заявителю всех необходимых документов установлено, что такое лицо находится в состоянии ликвидации, или прекращает свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или такое лицо признано судом банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство, концедент отказывается от заключения соглашения о концессии с таким лицом, и в срок равный 5 дней с момента принятия такого решения оповещает о нем такое лицо. В срок, равный 30 дней с момента получения таким лицом решения об отказе заключить договор, указанное лицо может оспорить это решение в судебном порядке.

Если лицу, выигравшему конкурс, отказано в заключении с ним концессионного соглашения, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения участнику конкурса, чье конкурсное предложение по итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений включает в себя лучшие условия, следующие после условий, которые предложил победитель конкурса.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Закон предусматривает несколько случаев, когда концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса:

  1. Объявление конкурса несостоявшимся по причине представления только одной заявки на участие. В таком случае концедент имеет право рассмотреть единственную заявку, которая была представлена по итогам конкурса. Однако, если заявитель и его заявка отвечают определенным документацией конкурса требованиям, концедент имеет право сделать предложение о заключении соглашения о концессии. По итогам рассмотрения представленного предложения концедент может принять решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем.
  2. Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, которое владеет имуществом, выступающим в качестве объекта соглашения о концессии и необходимым для совершения действий, предусмотренных таким соглашением, если права владения и пользования у указанного лица возникли в силу договора аренды. При этом объектом, в отношении которого заключается концессионное соглашение, обязательно должно быть имущество, переданное арендатору по договору аренды, созданное или реконструированное арендатором по такой сделке, и которое по закону может выступать объектом концессионного соглашения.
  3. Объектом соглашения о концессии признаются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, имеющим такие объекты на праве владения и пользования, которые возникли у него в силу нескольких договоров аренды.
  4. Заключение концессионного соглашения в порядке частной инициативы. Концессионное соглашение может быть заключено без конкурса с лицом, которое выступило с частной инициативой заключить такое соглашение, при условии, что заявки от других лиц на заключение такой сделки в течение установленного срока не поступили. Такое предложение потенциального концессионера должно содержать все существенные условия соглашения. В таком случае соглашение заключается без конкурса, если в срок, равный 45 дней со дня опубликования предложения о заключении концессионного соглашения, не поступило заявок о желании принять участие в конкурсе на заключение соглашения о концессии согласно условиям, указанным в предложении о заключении такого соглашения, от других лиц, отвечающих соответствующим требованиям, то концессионное соглашение заключается с лицом, выступившим с частной инициативой касательно заключения такого соглашения, без проведения конкурса. Решение о заключении концессионного соглашения в порядке частной инициативы принимается в срок, равный 30 календарных дней. После этого уполномоченный орган отправляет концессионеру проект соглашения в срок равный 5 рабочих дней и определяет срок для подписания такого соглашения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Как правильно составить концессию?

Как правильно составить концесию

Денис 12.01.2019 14:44

Добрый день!
Концессия - разрешение одним государством другим государствам, их фирмам и частным лицам проводить производственно-эксплуатационную деятельность в соответствии с концессионным договором (сдача в эксплуатацию предприятий, земли с правом добычи полезных ископаемых).
Отношения в этом случае оформляются в соответствии Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Если условия концессионного соглашения устраивают все стороны и они полностью соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, то можно сказать, что концессия составлена правильно.

Сайботалов Вадим Владимирович 12.01.2019 14:59

Задать дополнительный вопрос

Примерную форму договора коммерческой концессии можно найти по этой ссылке: http://dbsd.ru/contracts/franchise-contract/43.html. При необходимости «Юридическая группа «МИП» составит для Вас все документы, жалобы и заявления. Наш адрес: Москва, Старопименовский переулок, дом 18. Режим работы: Пн, Вт, Ср, Чт, Пт с 10:00 до 19:00..html Наши контакты: сайт/kontakty.html Также возможна консультация по Skype для Вашего удобства.

Федорова Любовь Петровна 12.01.2019 16:28

Задать дополнительный вопрос

заключение концессионного соглашения (КС)

Добрый день. Предоставление исполнения обязательств по КС, в случае подачи инициативного предложения и в условиях отсутствия заявок от иных лиц,предоставление обязательств по обеспечению исполнения обязательств осуществляется до подписания концедентом КС

Дмитрий 28.11.2018 08:24

Дубровина Светлана Борисовна 28.11.2018 09:58

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 29.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

заключение концессионного соглашения без конкурса

Выступили с частной инициативой по парковкам. Объявили конкурс.Также были поданы заявки от ряда других фирм. Конкурс объявили несостоявшимся по причине несоответствия документов. Возможно заключение концессионного соглашения без конкурса?

гульнара 19.09.2018 21:04

Федорова Любовь Петровна 26.09.2018 13:40

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 27.09.2018 11:00

Задать дополнительный вопрос

Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Добрый день! Просим Вас помочь в решении одного вопроса: в соответствии с ФЗ №115 (в редакции от 03.08.2018) "О концессионных соглашениях", статьёй №37, частью №2, пунктом №1 "объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения". Правильно ли мы понимаем: если объекты холодного водоснабжения и канализации находятся в аренде у организации, то договор концессии заключается с этой организацией без проведения конкурса?

Михаил 04.09.2018 07:46

Концессионные соглашения – правовые основы

С момента принятия в 2005 году Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ в нашей стране появился мощный инструмент для привлечения частного капитала в российскую экономику.

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений является одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой – сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

О правовых основах концессионных соглашений мы и поговорим в этой статье.

Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон № 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 года, но поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в закон не единожды вносились изменения.

Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ.

Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Иными словами, концессионное соглашение – это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.

По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона № 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона № 115-ФЗ, согласно пункту 11 части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо– и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Обратите внимание!

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ, названное нами выше, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (часть 4 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо– и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года № 748 (далее – Типовое соглашение № 748).

Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ могут выступать:

l Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

l субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

l муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по соглашению. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.

Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона № 115-ФЗ.

Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия. В соответствии со статьей 6 Закона № 115-ФЗ срок действия устанавливается соглашением с учетом следующих факторов:

l срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

l объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций;

l других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона № 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

l определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

l установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

l передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Между тем, концессионное соглашение может и не предусматривать внесение платы концессионером, но лишь при выполнении определенных условий:

l если концессионер реализует производимые товары, выполняет работы или оказывает услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

l если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта соглашения или плата концедента по соглашению.

Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона № 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.

Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Типовым соглашением № 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом № 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Типовым соглашением № 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона № 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.

Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом, что следует из статьи 22 Закона № 115-ФЗ. О том, кто может выступать на стороне концедента, мы уже рассказали в статье, но отметим, что чаще всего концедентом становятся муниципальные образования, от имени которых выступают органы местного самоуправления.

Решением должны быть установлены:

l условия и критерии конкурса, а также параметры критериев конкурса;

l срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона № 115-ФЗ;

l орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона № 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.

Конкурсная документация согласно статье 23 Закона № 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:

l условия конкурса;

l состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

l требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников (в случае, если объектом соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, требования, которые предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются);

l критерии конкурса и параметры критериев;

l исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;

l порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;

l порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);

l указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;

l размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению;

l размер концессионной платы, форму или формы, порядок ее внесения;

l порядок, место и срок представления конкурсных предложений, а также порядок и срок изменения или отзыва заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений (заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе);

l порядок, место и дату вскрытия конвертов с заявками;

l порядок и срок проведения предварительного отбора участников, дату подписания протокола о его проведении;

l порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, порядок определения победителя конкурса, срок подписания протокола о результатах проведения конкурса;

l срок подписания концессионного соглашения, а также требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по соглашению.

l срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (часть 1.1 статьи 23 Закона № 115-ФЗ).

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, в конкурсную документацию также включаются:

l минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;

l проект концессионного соглашения и формируемое задание;

l требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

l объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия концессионного соглашения;

l цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, и прогноз цен на энергетические ресурсы на срок действия концессионного соглашения;

l потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения (по каждому виду используемого энергетического ресурса);

l величина неподконтрольных расходов (за исключением расходов на энергетические ресурсы, концессионной платы и налога на прибыль организаций);

l один из методов регулирования тарифов (метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод доходности инвестированного капитала или метод индексации установленных тарифов, метод индексации);

l предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных пунктами 2 – 5 части 2.3 статьи 24 Закона № 115-ФЗ;

l предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, по отношению к предыдущему году;

l иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения;

l копия подготовленного отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

l копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае, если данная организация осуществляла эксплуатацию этого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

l размещаемые на официальном сайте в сети "Интернет" копии предложений об установлении цен (тарифов) за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений.

Обратите внимание, что конкурсная документация, размещенная на официальном сайте в сети "Интернет", должна быть доступна для ознакомления без взимания платы, что следует из части 4 статьи 23 Закона № 115-ФЗ. Со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса концедент, комиссия обязаны на основании письменного заявления любого заинтересованного лица предоставлять конкурсную документацию в порядке и сроки, указанные в сообщении о проведении конкурса.

Критерии конкурса определены статьей 24 Закона № 115-ФЗ.

Для участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения следует представить заявку, которая должна отвечать требованиям, предусмотренным конкурсной документацией и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам, что следует из статьи 27 Закона № 115-ФЗ.

Заявка на участие в конкурсе должна быть представлена не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса. Оформляется заявка в двух экземплярах (оригинал и копия) на русском языке в письменной форме. Составляется заявка в произвольной форме. Каждый из экземпляров заявки следует удостоверить подписью заявителя и представить в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте. К заявке должна быть приложена опись представленных документов и материалов, оригинал которой остается в конкурсной комиссии, а копия – у заявителя. Опись также должна быть удостоверена подписью заявителя.

Заявка, представленная в конкурсную комиссию, должна быть зарегистрирована в журнале заявок под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты) ее представления. Порядковый номер заявки и точное время проставляются на копии описи представленных документов и материалов.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе согласно статье 28 Закона № 115-ФЗ осуществляется на заседании конкурсной комиссии, причем на этом заседании вправе присутствовать заявители или их представители, которые вправе осуществлять аудиозапись, видеозапись, фотографирование. При вскрытии конвертов объявляются и заносятся в протокол наименование (ФИО) и место нахождения (место жительства) каждого заявителя, конверт которого вскрывается, а также сведения о наличии в заявке документов и материалов, представление которых предусмотрено конкурсной документацией.

После вскрытия всех конвертов, проводится предварительный отбор участников конкурса (статья 29 Закона № 115-ФЗ). По результатам отбора участников комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске. Принятое решение оформляется протоколом с указанием лиц, прошедших предварительный отбор и допущенных к конкурсу, и с указанием лиц, которые отбора не прошли и к участию в конкурсе не допущены с обоснованием причин.

Обратите внимание, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается в случае, если:

l заявитель не соответствует установленным требованиям;

l заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям к заявкам, установленным конкурсной документацией;

l представленные документы и материалы неполны и (или) недостоверны;

l задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией (при условии, что предусмотрено внесение задатка).

В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола проведения предварительного отбора, но не позднее, чем за 60 рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений конкурсная комиссия направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения.

Порядок представления конкурсных предложений изложен в статье 30 Закона № 115-ФЗ. Конкурсное предложение оформляется на русском языке в письменной форме в двух экземплярах, один из которых оригинал, другой – копия. Каждый экземпляр удостоверяется подписью участника конкурса и представляется в комиссию, как и заявка на участие в конкурсе, в отдельном запечатанном конверте. К конкурсному предложению прилагается заверенная опись представленных документов и материалов в двух экземплярах. Оригинал описи остается в комиссии, а копия – у участника конкурса.

Конкурсное предложение также регистрируется в журнале под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты). На копии описи должны быть сделана отметка о дате и времени представления конкурсного предложения с указанием его номера.

Обратите внимание!

Если конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка, то после дня окончания представления заявок участник должен внести задаток в порядке, в размере и в срок, установленный конкурсной документацией. После дня истечения срока представления конкурсных предложений задаток не может быть внесен участником конкурса.

Моментом истечения срока представления конкурсных предложений является момент вскрытия комиссией конвертов с конкурсными предложениями. До этого момента участник конкурса еще вправе изменить или отозвать свое предложение.

Вскрытие конвертов осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному для вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. То есть, при вскрытии конвертов с предложениями так же составляется протокол, куда, в частности, заносятся сведения о содержании конкурсного предложения.

Рассмотрение и оценка предложений осуществляются комиссией в установленном конкурсной документацией порядке. По результатам рассмотрения предложений комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии представленного конкурсного предложения установленным требованиям. Решение о несоответствии согласно части 3 статьи 32 Закона № 115-ФЗ будет принято в том случае, если:

l участником конкурса не представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие конкурсного предложения установленным требованиям, и подтверждающие информацию, содержащуюся в конкурсном предложении;

l условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса и (или) предельным значениям критериев конкурса;

l представленные участником конкурса документы и материалы недостоверны.

Оценка конкурсных предложений осуществляется в соответствии с частями 5, 5.1 и 5.2 статьи 32 Закона № 115-ФЗ.

О том, как определяется победитель конкурса, мы узнаем, обратившись к статье 33 Закона № 115-ФЗ. Победителем признается участник, предложивший наилучшие условия, определяемые в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 32 Закона № 115-ФЗ. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, наилучшие условия определяются в порядке, установленном частью 5.2 статьи 32 Закона № 115-ФЗ. В ситуации, когда два и более конкурсных предложения содержат равные наилучшие условия, победителем будет признан тот участник, который раньше других участников представил в конкурсную комиссию конкурсное предложение.

Решение об определении победителя оформляется протоколом, который должен быть подписан конкурсной комиссией не позднее чем через 5 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений. Такой срок установлен частью 1 статьи 34 Закона № 115-ФЗ. Хранится протокол у концедента в течение срока действия концессионного соглашения.

Суммы задатков, внесенные участниками конкурса, в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса возвращаются всем участникам, за исключением победителя.

Сообщение о результатах проведения конкурса с указанием его победителя либо о том, что конкурс не состоялся, согласно статье 35 Закона № 115-ФЗ должно быть опубликовано комиссией в течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса или принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся. В эти же сроки конкурсная комиссия направляет уведомление участникам конкурса о результатах его проведения, причем уведомление может быть направлено в электронной форме.

Итак, победитель конкурса определен. Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания конкурсной комиссией протокола о результатах проведения конкурса должен направить победителю экземпляр этого протокола и проект концессионного соглашения. Концессионное соглашение на основании статьи 36 Закона № 115-ФЗ должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса.

Концедент может принять решение об отказе в заключении концессионного соглашения с победителем конкурса, если до установленного конкурсной документацией дня победитель не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств.

После дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса орган, уполномоченный концедентом, на основании решения о заключении концессионного соглашения проводит переговоры в форме совместных совещаний с победителем конкурса или с иным лицом, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения, в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров. По результатам переговоров не могут быть изменены условия соглашения, если указанные условия являлись критериями конкурса и (или) их содержание определялось на основании конкурсного предложения лица, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения. Срок и порядок проведения переговоров определяются конкурсной документацией. Конкурсной документацией должны быть предусмотрены условия концессионного соглашения, которые не подлежат изменению в ходе переговоров, и (или) условия, которые подлежат изменению с соблюдением предусмотренного конкурсной документацией порядка. Сообщение о заключении концессионного соглашения подлежит опубликованию в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в решении о заключении концессионного соглашения (часть 1.1 статьи 36 Закона № 115-ФЗ).

Обратите внимание, что вышеуказанные положения о проведении переговоров не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ.

Если победитель конкурса отказывается или уклоняется от подписания в установленный срок концессионного соглашения, концедент имеет право предложить заключить концессионное соглашение тому участнику конкурса, предложение которого по результатам рассмотрения и оценки содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем.

Обратите внимание!

Победителю конкурса, не подписавшему в установленный срок концессионное соглашение, внесенный задаток не возвращается, что следует из части 2 статьи 36 Закона № 115-ФЗ.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Следует отметить, что концессионное соглашение может быть заключено и без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29 и частью 7 статьи 32 Закона № 115-ФЗ, а также в иных случаях, предусмотренных названным законом.

Законом № 115-ФЗ определен не только порядок заключения концессионного соглашения, но вопросы, касающиеся ответственности сторон соглашения, представляемых сторонам гарантий.

Ответственность концессионера за качество объекта концессионного соглашения предусмотрена статьей 12 Закона № 115-ФЗ. Концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных соглашением, и (или) требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения.

В случае нарушения установленных требований, концедент вправе требовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в установленный концедентом разумный срок. Концедент вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок или является существенным.

Ответственность за качество объекта соглашения концессионер несет перед концедентом в течение срока, установленного концессионным соглашением. Если такой срок не установлен, то в течение пяти лет со дня передачи этого объекта концеденту.

По соглашению сторон концессионное соглашение может быть изменено. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 Закона № 115-ФЗ.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, для изменения условий концессионного соглашения, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 Закона № 115-ФЗ. Обратите внимание, что для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5 и статьей 38 Закона № 115-ФЗ, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

Концессионное соглашение по требованию одной из сторон может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, в случае существенного нарушения условий соглашения другой стороной концессионного соглашения. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 115-ФЗ являются:

l нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

l использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта соглашения;

l неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

l прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента;

l неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо– и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Существенными нарушения условий концессионного соглашения концедентом согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 115-ФЗ являются:

l невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;

l передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;

l невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.

При возникновении каких-либо споров между концедентом и концессионером, они разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

Концессионное соглашение на основании части 5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ прекращается:

l по истечении срока действия концессионного соглашения;

l по соглашению сторон;

l в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда;

l в предусмотренном концессионным соглашением случае его досрочное расторжение на основании решения Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

В завершении статьи хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в Закон № 115-ФЗ будут внесены изменения Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данные изменения вступят в силу с 1 февраля 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 мая 2015 года.

  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
    • Государственное регулирование экономики России
    • Экономическое законодательство в советский период и эпоху реформ
    • Современная российская экономика и законодательство
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
    • В поисках критерия разделения права на публичное и частное
    • Современные тенденции разделения права
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
    • Счетная палата РФ
    • Центральный банк РФ
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
    • Экономическая функция государства
    • Государственная регистрация
    • Лицензирование в экономической сфере
    • Государственный контроль и надзор
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
    • Импорт концепции «сервисного государства»
    • Российская правовая доктрина публичных услуг
    • Нормативные основы предоставления государственных услуг в Российской Федерации
    • Электронизация государственных услуг
    • Специфика государственных услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
    • Либерализация цен и основы ценовой политики
    • Законодательные основы государственного регулирования цен
  • Государственная поддержка
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Порядок заключения концессионного соглашения

Заключение концессионного соглашения происходит по итогам конкурса. Конкурсные предложения оцениваются с использованием критериев конкурса. Немаловажно, что перечень возможных критериев установлен законом и является исчерпывающим. Само проведение конкурса не отличается от сходных процедур в других сферах (государственные закупки, продажа государственного имущества). Важно, что вся информация о конкурсе размещается на официальном сайте концедента.

Более того, Правительством Российской Федерации определяется официальный сайт в сети Интернет, на котором размещается информация о проведении всех открытых конкурсов. Эта мера аналогична сосредоточению информации обо всех государственных закупках на одном сайте. Пока и этого не сделано, а в литературе уже предлагается усилить информационную прозрачность процедур, публикуя также все заявки участников конкурса 1 См.: Некрасов Д. Пути совершенствования Закона о концессионных соглашениях // Хозяйство и право. 2009. № 4. С. 79. .

Более подробно порядок заключения концессионных соглашений регламентируется на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

В качестве примера можно привести Решение Улан-Удэнского городского совета депутатов от 15 февраля 2007 г. № 579-58 «Об утверждении Положения о заключении концессионных соглашений в отношении муниципального имущества г. Улан-Удэ» 2 Правда Бурятии. 2007. № 7. , которым определяется порядок подготовки соглашения и взаимодействия в этих целях структурных подразделений администрации. Аналогично решение Екатеринбургской городской думы от 22 апреля 2008 г. № 30/58 «Об утверждении Положения «О концессионных соглашениях, объектом которых является недвижимое имущество муниципального образования «город Екатеринбург». Любопытно, что с помощью использования диспозитивных норм закона на городском уровне «ужесточаются» условия будущих соглашений. Так, в решении Городской думы г. Ростова-на-Дону от 28 августа 2007 г. № 294 «О принятии Положения «О концессионных соглашениях в отношении муниципального имущества города Ростова-на-Дону» концессионным соглашением на концессионера возлагается обязанность застраховать объект концессионного соглашения за свой счет.

Вообще, в большинстве стран Европейского Союза процедуры заключения концессионных договоров, как правило, регулируются законодательством, посвященным заключению государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, проведение работ и оказание услуг 3 См.: Русинова А. Порядок и принципы выбора концессионера: европейский опыт и российский закон // Транспортное право. 2007. № 2. . При этом национальные законодательства стран - участниц Евросоюза базируются на Директиве от 31 марта 2004 г. 2004/18/ЕС «О координации процесса выдачи публичных строительных подрядов, поставок для общественных нужд, подрядов на оказание публичных услуг» и Директиве от 31 марта 2004 г. 2004/17/ЕС «О координировании выдачи подрядов заказчиком в сферах водо-, энерго- и транспортного снабжения, а также почтовой службы».

Правила, установленные данными директивами, применимы к процедуре размещения государственных контрактов, в том числе и концессионных соглашений, только тогда, когда эти контракты отвечают следующим критериям:

  • контракт должен достигать определенной «пороговой» стоимости (в зависимости от сферы, в которой заключается контракт, его стоимость должна составлять от 200 тыс. евро до 5 млн.. евро);
  • концедентами выступают так называемые публичные заказчики, т.е. государство, муниципалитет, а также корпорации или учреждения публичного права, «функциональные заказчики», т.е. юридические лица, созданные для выполнения в общественных интересах деятельности некоммерческого характера, финансируемые или управляемые публичными образованиями, а также так называемые секторные заказчики и компании, занятые в сфере водо-, энергоснабжения, общественного транспорта или телекоммуникаций.

При этом в отборе концессионера конкурируют между собой проекты, разрабатываемые каждым участником в отдельности. Согласно российскому закону все технические параметры будущего концессионного проекта концедент определяет самостоятельно и описывает их в конкурсной документации.

Для проведения конкурса по выбору концессионера создается конкурсная комиссия, которая вправе привлекать к своей работе независимых экспертов. При этом закон не предусматривает действенных мер по исключению связи этих независимых экспертов с участниками конкурса. Вялая формулировка «в случае выявления в составе конкурсной комиссии независимых экспертов таких лиц концедент заменяет их иными лицами» не даст ответа на вопрос о влиянии выявления аффилированных лиц на действительность итогов проведенного конкурса.

Статья 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» гласит, что конкурс может и не проводиться в «предусмотренных федеральным законом случаях». Такая необязательность конкурсной процедуры способна привести к принятию законов о целевых концессиях с заранее определенным концессионером или на более льготных условиях. Вообще, законодательство некоторых стран предусматривает в ряде случаев вместо конкурса прямые переговоры, но они не должны создавать неоправданные, дискриминационные барьеры для конкуренции, а должны оставлять возможность для обжалования заинтересованными лицами решения публичного заказчика о проведении вместо конкурса переговоров.

Действительно, прямые переговоры сопряжены с высоким риском различных злоупотреблений и коррупции, так как очень трудно обеспечить прозрачность и объективность переговорного процесса, поэтому их неприменение в России оправданно. Хотя тенденция к отходу от наиболее жестких административно-договорных условий концессии, к усилению в концессионном договоре частноправового начала все заметнее в странах классического концессионного права. А иногда проведение конкурсных процедур не является предпочтительным методом заключения концессионного соглашения, так как в определенных ситуациях издержки соблюдения конкурсных процедур могут существенно превышать потенциальные прибыли от реализации проекта 4 См.: Приходько Д.Г. Концессия как форма привлечения инвестиций в российскую экономику // Банковское право. 2005. № 3. .

Споры между концедентом и концессионером разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в судах, арбитражных судах, третейских судах Российской Федерации. Поскольку Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не распространяется на международный коммерческий арбитраж, остается неясным вопрос о возможности обращения к нему. Иными словами, можно ли включать в концессионное соглашение с участием иностранных лиц арбитражную оговорку?

Кроме того, концессионное соглашение, балансируя на границе публичного и частного права, рискует породить трудноразрешимые судебные споры, в которых нелегко будет найти применимое право. Нарушения со стороны концедента трудно «поймать» при помощи ст. 174 ГК РФ, а концессионера нельзя заставить оказывать услуги себе в убыток. Без осознания того, что концедент - публичный субъект, а концессионер - частный, невозможно выработать общие знаменатели их деятельности.

К сожалению, закон не избежал и коллизионных ситуаций. В литературе уже высказывались опасения по поводу действия ст. 11 «Предоставление концессионеру и использование им земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр» 5 См.: Рачков И.В., Сорокина А.А. Новое в правовом регулировании концессий в транспортном секторе. С. 73. . В частности, ВАС РФ признал необходимым проведение конкурса на предоставление земельного участка после конкурсного же определения претендента на заключение инвестиционного соглашения (принцип двух конкурсов) 6 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. № 16916/05 по делу о реконструкции здания гостиницы «Россия» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 12. . При этом суд всего лишь применил ст. 30 Земельного кодекса РФ в Российской Федерации [согласно этой статье участки предоставляются в собственность (п. 2) или в аренду (пп. 3 п. 4) на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов); причем по общему правилу проводятся торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка].

Во избежание подобных споров с концессионерами было бы разумным внести изменения в Земельный кодекс РФ, как это сделано в отношении внеконкурсного предоставления земли по договору о развитии застроенной территории. Ведь пока действует правило «нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу», ст. 11 Федерального закона «О концессионных соглашениях» будет коллизировать с Земельным кодексом РФ.

А для устранения коллизий, как известно, необходим системный подход. Его попытка предпринята - внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Теперь для концессионера должно быть дополнительным формальным поощрением и гарантией то, что концессионные соглашения регистрируются как обременения наряду с другими вещными правами (ипотека, сервитут, аренда). Также модифицированы Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»1. Правда, изменения в последнем законе вызывают недоумение, поскольку «установление рыночной стоимости государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, не является обязательным». Думается, что любая операция с публичной собственностью нуждается в учете, в том числе и по стоимости, это закон управления. Тем более что стоимость работ по оценке всегда можно переложить на концессионера.

Возвращаясь к вопросу о природе концессионного соглашения, повторим, что закон оценивает его как смешанный. В этой связи исследователи предвидят большие сложности, которые будут возникать в правоприменительной практике, когда при рассмотрении споров начнется «нестыковка» норм анализируемого закона и элементов гражданско-правовых договоров, к которым отсылает законодатель. Тупиковая ситуация может возникнуть уже тогда, когда возникнет спор о применимости того или иного гражданско-правового договора, в котором нет каких-либо черт, сходных с признаками концессионного соглашения 7 См.: Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Генов В.В. Концессионное соглашение - правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. 2007. № 2. . Пока что российский договор концессии оценивается как содержащий в себе черты подряда и аренды, договора об оказании услуг. Немало появилось публикаций, посвященных разграничению договоров аренды и концессии; так, отмечается, что одной из дополнительных гарантий прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения. Договор же аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий в договор 8 См.: Левицкая Е.А. Аренда и концессия как формы публично-частного партнерства в управлении коммунальным имуществом муниципальных образований // Юрист. 2007. № 9. .

Между тем исследование концессионного соглашения с позиции его целостности позволяет обнаружить такие его сущностные черты и свойства, которыми не обладает ни один договорный институт сферы гражданско-правового регулирования. Только концессионный договор имеет своей сущностной целью привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры. Ни аренда, ни строительный подряд, ни другие гражданско-правовые договоры реализовывать такую цель не могут и не должны.

Публично-правовой подход подчеркивает рассмотрение концессии как альтернативы приватизации, но без отчуждения в частные руки [иногда ГЧП рассматривают в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации (semi-privatization)]. Партнерство власти и бизнеса в инфраструктурных отраслях в последние годы рассматривается как базовый компромисс между двумя прямо противоположными подходами к судьбе недвижимого имущества - сохранением публичной собственности и системы управления инфраструктурными объектами и их полной приватизацией. Суть компромисса - в сохранении публичной собственности на эти объекты и в то же время привлечении к созданию, модернизации и управлению ими частного бизнеса на основе договоров.

Однако в целом в законе о концессионных соглашениях преобладает цивилистическая концепция, игнорирующая административно-правовые начала в концессионных договорах. Это общая черта всех новых законов о концессиях в бывших советских республиках, где концессионное соглашение не увязано с такими традиционными для него понятиями, как публичная служба, административный договор, административная юстиция, концессия как изъятие из общего права. В законе нет прямого ответа на вопрос, вправе ли государство расторгнуть концессионный договор в публичных интересах, если это не урегулировано на законодательном уровне (в том числе путем осуществления национализации или реквизиции). Цивилистическая составляющая новой концессионной модели усиливается и за счет исключительно гражданско-процессуального порядка рассмотрения споров сторон.

Все это приводит и к радикальным предложениям о расширении предмета гражданского законодательства с включением в него регулятивных начал со стороны государства, что «разрешит не только проблему применительно к концессионному соглашению, но ко всей сфере предпринимательства, где, очевидно, присутствуют регулятивные начала».

1. Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса. В случае, если до установленного конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 54 настоящего Федерального закона случае проектом концессионного соглашения дня подписания концессионного соглашения победитель конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с указанным лицом.

1.1. После дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса орган, уполномоченный концедентом, на основании решения о заключении концессионного соглашения проводит переговоры в форме совместных совещаний с победителем конкурса или с иным лицом, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров. По результатам переговоров не могут быть изменены условия соглашения, если указанные условия являлись критериями конкурса и (или) их содержание определялось на основании конкурсного предложения лица, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения. Срок и порядок проведения переговоров определяются конкурсной документацией. Конкурсной документацией должны быть предусмотрены условия концессионного соглашения, которые не подлежат изменению в ходе переговоров, и (или) условия, которые подлежат изменению с соблюдением предусмотренного конкурсной документацией порядка. Сообщение о заключении концессионного соглашения подлежит опубликованию в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в решении о заключении концессионного соглашения.

1.2. Предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона положения о проведении переговоров и об изменении условий концессионного соглашения не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае отказа или уклонения победителя конкурса от подписания в установленный срок концессионного соглашения концедент вправе предложить заключить концессионное соглашение участнику конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса. Концедент направляет такому участнику конкурса проект концессионного соглашения, включающий в себя условия соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией, указанный в сообщении о проведении конкурса и исчисляемый со дня направления такому участнику конкурса проекта концессионного соглашения. Победителю конкурса, не подписавшему в установленный срок концессионного соглашения, внесенный им задаток не возвращается. В случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения участник конкурса, которому в соответствии с настоящей частью концедент предложил заключить концессионное соглашение, не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с таким участником конкурса и об объявлении конкурса несостоявшимся.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 6 статьи 29 настоящего Федерального закона не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения с заявителем, представившим единственную заявку на участие в конкурсе, концедент направляет такому заявителю проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. В случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения с единственным участником конкурса концедент направляет такому участнику конкурса проект концессионного соглашения, включающий в себя его условия, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. В этих случаях концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией, указанный в сообщении о проведении конкурса и исчисляемый со дня направления такому заявителю или такому участнику конкурса проекта концессионного соглашения. В случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения такой заявитель или такой участник конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с таким заявителем или таким участником конкурса.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае если после направления концедентом победителю конкурса, иному участнику конкурса в соответствии с частью 2 настоящей статьи либо заявителю, участнику конкурса при заключении концессионного соглашения в соответствии с

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

«ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ»

1. Конкурс на право заключения концессионного соглашения

1. Конкурс на право заключения концессионного соглашения является открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица).

2. При проведении открытого конкурса сведения, предусмотренные статьямии 35 ФЗ «О концессионных соглашениях, подлежат размещению на официальном сайте концедента в сети "Интернет" - www. *****.

2. Решение о заключении концессионного соглашения

1. Решение о заключении концессионного соглашения принимается органом местного самоуправления .

2. Решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются:

10. Представление конкурсных предложений

10.1. Конкурсное предложение оформляется на русском языке в письменной форме в двух экземплярах (оригинал и копия), каждый из которых удостоверяется подписью участника конкурса, и представляется в конкурсную комиссию в установленном конкурсной документацией порядке в отдельном запечатанном конверте. К конкурсному предложению прилагается удостоверенная подписью участника конкурса опись представленных им документов и материалов в двух экземплярах, оригинал которой остается в конкурсной комиссии, копия - у участника конкурса.

10.2. Представленное в конкурсную комиссию конкурсное предложение подлежит регистрации в журнале регистрации конкурсных предложений под порядковым номером с указанием даты и точного времени его представления (часы и минуты) во избежание совпадения этого времени с временем представления других конкурсных предложений. На копии описи представленных участником конкурса документов и материалов делается отметка о дате и времени представления конкурсного предложения с указанием номера этого конкурсного предложения.

10.3. Участник конкурса вправе представить конкурсное предложение на заседании конкурсной комиссии в момент вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, который является моментом истечения срока представления конкурсных предложений.

10.4. Участник конкурса вправе изменить или отозвать свое конкурсное предложение в любое время до истечения срока представления в конкурсную комиссию конкурсных предложений. Изменение конкурсного предложения или уведомление о его отзыве считается действительным, если такое изменение или такое уведомление поступило в конкурсную комиссию до истечения срока представления конкурсных предложений.

10.5. В конкурсном предложении для каждого критерия конкурса указывается значение предлагаемого участником конкурса условия в виде числа.

11. Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями

11.1. Конверты с конкурсными предложениями вскрываются на заседании конкурсной комиссии в установленном конкурсной документацией порядке. При этом объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями наименование и место нахождения (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество и место жительства (для индивидуального предпринимателя) каждого участника конкурса и значения содержащихся в конкурсных предложениях условий в соответствии с критериями конкурса.

11.2. Участники конкурса, представившие конкурсные предложения в конкурсную комиссию, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями.

11.3. Вскрытию подлежат все конверты с конкурсными предложениями, представленными участниками конкурса в конкурсную комиссию до истечения срока представления конкурсных предложений.

11.4. Конверт с конкурсным предложением, представленным в конкурсную комиссию по истечении срока представления конкурсных предложений, не вскрывается и возвращается представившему его участнику конкурса вместе с описью представленных им документов и материалов, на которой делается отметка об отказе в принятии конкурсного предложения.

12. Порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений

12.1. Рассмотрение и оценка конкурсных предложений осуществляются в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет соответствие конкурсного предложения критериям конкурса и проводит сравнение содержащихся в конкурсных предложениях условий в целях определения победителя конкурса.

12.2. Конкурсная комиссия на основании результатов рассмотрения конкурсных предложений принимает решение о соответствии конкурсного предложения критериям конкурса или о несоответствии конкурсного предложения критериям конкурса.

12.3. Решение о несоответствии конкурсного предложения критериям конкурса принимается конкурсной комиссией в случае, если условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса.

12.4. Решение о несоответствии конкурсного предложения критериям конкурса может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12.5. Оценка конкурсных предложений, в отношении которых принято решение об их соответствии критериям конкурса, осуществляется конкурсной комиссией в следующем порядке:

1) в случае, если для критерия конкурса установлено увеличение его начального значения, величина, рассчитываемая по содержащемуся в конкурсном предложении условию и такому критерию, определяется путем умножения коэффициента такого критерия на отношение разности значения содержащегося в конкурсном предложении условия и начального значения такого критерия к разности наибольшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий и начального значения такого критерия;

2) в случае, если для критерия конкурса установлено уменьшение его начального значения, величина, рассчитываемая по содержащемуся в конкурсном предложении условию и такому критерию, определяется путем умножения коэффициента такого критерия на отношение разности начального значения такого критерия и значения содержащегося в конкурсном предложении условия к разности начального значения такого критерия и наименьшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий;

3) для каждого конкурсного предложения величины, рассчитанные по всем критериям конкурса в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 настоящей части, суммируются.

12.7. Конкурс по решению концедента, принимаемому на следующий день после истечения срока представления конкурсных предложений, объявляется несостоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими критериям конкурса менее двух конкурсных предложений. Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и, если оно соответствует критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении.

13. Порядок определения победителя конкурса

13.1. Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, определяемые в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 32 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

13.2. В случае, если два и более конкурсных предложения содержат равные наилучшие условия, победителем конкурса признается участник конкурса, раньше других указанных участников конкурса представивший в конкурсную комиссию конкурсное предложение.

13.3. Решение об определении победителя конкурса оформляется протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений, в котором указываются:

1) критерии конкурса;

2) условия, содержащиеся в конкурсных предложениях;

3) результаты рассмотрения конкурсных предложений с указанием конкурсных предложений, в отношении которых принято решение об их несоответствии критериям конкурса;

4) результаты оценки конкурсных предложений в соответствии с частями 5 и 6 статьи 32 Федерального закона «О концессионных соглашениях»;

5) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для индивидуального предпринимателя) победителя конкурса, обоснование принятого конкурсной комиссией решения о признании участника конкурса победителем конкурса.

13.4. Решение о признании участника конкурса победителем конкурса может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.1. Конкурсной комиссией не позднее чем через пять рабочих дней со дня подписания ею протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений подписывается протокол о результатах проведения конкурса, в который включаются:

1) решение о заключении концессионного соглашения с указанием вида конкурса;

2) сообщение о проведении конкурса;

3) конкурсная документация и внесенные в нее изменения;

4) запросы участников конкурса о разъяснении положений конкурсной документации и соответствующие разъяснения концедента или конкурсной комиссии;

5) протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;

6) оригиналы заявок на участие в конкурсе, представленные в конкурсную комиссию;

7) протокол проведения предварительного отбора участников конкурса;

8) перечень участников конкурса, которым были направлены уведомления с предложением представить конкурсные предложения;

9) протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;

10) протокол рассмотрения и оценки конкурсных предложений.

14.2. Протокол о результатах проведения конкурса хранится у концедента в течение срока действия концессионного соглашения.

15.1. Конкурсная комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса или принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся обязана опубликовать сообщение о результатах проведения конкурса с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для индивидуального предпринимателя) победителя конкурса или решение об объявлении конкурса несостоявшимся с обоснованием этого решения в официальном издании "Байкальский Меридиан" и на официальном сайте в сети "Интернет" www. *****.

15.2. Конкурсная комиссия в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса или принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся обязана направить уведомление участникам конкурса о результатах проведения конкурса.

15.3. Любой участник конкурса вправе обратиться к концеденту за разъяснениями результатов проведения конкурса, и концедент обязан представить ему в письменной форме соответствующие разъяснения в течение тридцати дней со дня получения такого обращения.

16. Порядок заключения концессионного соглашения

16.1. Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, а также проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и представленному победителем конкурса конкурсному предложению. Концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса.

16.2. В случае отказа или уклонения победителя конкурса от подписания в установленный срок концессионного соглашения концедент вправе предложить заключить концессионное соглашение участнику конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса. Концедент направляет такому участнику конкурса проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и представленному таким участником конкурса конкурсному предложению. Концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через пятнадцати рабочих дней со дня направления указанных документов. Победителю конкурса, не подписавшему в установленный срок концессионного соглашения, внесенный им задаток не возвращается.

16.3. В случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 7 пункта 12 не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся концедент направляет участнику конкурса, которому предлагается заключить указанное соглашение, проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и начальным значениям критериев конкурса. В этом случае концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через пятнадцати рабочих дней со дня направления указанному участнику конкурса проекта концессионного соглашения.

16.4. Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания.

17. Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случае, предусмотренном частью 7 пункта 12.