Императивный метод определение. Императивный и диспозитивный методы

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.3.7

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается метод правового регулирования

как совокупность способов воздействия на субъектов общественных отношений. Рассмотрены обстоятельства, предопределяющие метод правового регулирования: целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; свойств субъектов правового отношения; характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями; различных средств обеспечения и охраны правовых норм; оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор). Автор дает классификацию методов и способов правового регулирования. Императивный метод раскрыт через обязывание и запрещение. В статье рассмотрены способы диспозитивного правового регулирования: поощрение, рекомендация. Автор формулирует дефиницию индифферентные диспозитивные нормы. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении без поощрения и рекомендаций.

Ключевые слова: метод правового регулирования, способы правового регулирования, правомочие, обязывание; запрещение, диспозитивный метод правового регулирования, императивный метод правового регулирования, индифферентное диспозитивное регулирование, поощрение, позитивная ответственность, рекомендация, сверх нормы деятельность, правомочие.

1. Понятие метода правового регулирования

Право призвано активно воздействовать на поведение людей. Именно для этой цели оно создается, и именно по ее достижению оценивается его эффективность. Право может воздействовать на участников общественных отношений достаточно разнообразными приемами, которые зависят от вида отношения, свойств его участников и ряда других обстоятельств.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на субъектов общественных отношений.

Метод правового регулирования зависит от:

Целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;

Свойств субъектов правового отношения;

Характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов -правоотношения;

Положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;

Различных средств обеспечения и охраны правовых норм;

Оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).

Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. Деятельность государства на длительный период времени задается его функциями. Цели могут достигаться активными действиями, для достижения которых государство «вынуждает» доступными ему приемами совершать необходимые для него действия. При этом цель может оставаться одной и той же, а способы правового воздействия на граждан изменяться. Существенными факторами, влияющими на выбор приемов в конкретных условиях, являются политический режим, сила и авторитет государства, господствующая идеология. Так, необходимость осуществить крупномасштабное строительство государство вызвала к жизни целый ряд разных правовых решений: 1) сделать это идеологической конструкцией, национальной идеей, и тогда субъекты права под воздействием эмоционального состояния причастности к высоким государственным делам сделают необходимое (стройки ХХ века, например Байкало-Амурская магистраль, освоение целины и др.); 2) заинтересовать участников общественных отношений привлекательными для них стимулами -материальными или идеальными, - под влияниями которых субъект права достигает необходимых государственных целей и получает соответствующее поощрение; 3) запретить альтернативные пути достижения целей субъекта права. Он должен достигать своих целей только в случае совпадения (или хотя бы непротиворечия) своих личных и государственных целей; 4) обязать (заставить) совершить необходимые государству действия под влиянием наказания, или действие совершается как санкция за ранее совершенное правонарушение (принудительные работы).

На методы правового воздействия государства оказывают влияние свойства субъектов правового отношения. Субъекты

права могут быть публичными. Тогда они непосредственно наделяются правами и обязанностями государства для реализации его функций, что и предопределяет особенности воздействия на него со стороны высших органов государственной власти. Публичные субъекты имеют двойственное начало, так как, с одной стороны, по отношению к одним субъектам (гражданам) они являются властными и дают им указания относительно их правомерного поведения, а с другой - получают указания по вертикали органов государственной власти. Граждане же находятся только в горизонтальных связях. Оказывая воздействия на участников общественных отношений, государство использует желаемые и нежелательные для конкретных субъектов последствия, которые имеют для них значение. Например, граждане могут подвергаться лишению свободы, а органы государственной власти - роспуску. Граждане обладают свободой выбора модели правомерного поведения, а публичные органы могут действовать только в пределах их компетенции.

Правовые отношения по общему правилу являются двусторонними, соответственно две стороны этого отношения находятся в определенном положении друг по отношению к другу. Характер и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношения, отражая их правовую природу, имеют результатом положение субъектов друг по отношению к другу. Субъекты права всегда обладают взаимными правами и обязанностями, но они могут обмениваться ими в равном положении или в положении зависимости одного от другого. Они могут обмениваться правами и обязанностями по собственному желанию или по принуждению. И это их положение может изменяться в разных правоотношениях с одними и теми же участниками. Так, государство и юридическое лицо могут встретиться в гражданско-правовых отношениях. По характеру гражданские отношения

Это отношения равенства, взаимосвязь прав и обязанностей субъектов возникает по желанию участников. Эти же участники могут войти во взаимодействие по привлечению к юридической ответственности. В таких административных отношениях стороны не равны друг другу, а орган государственной власти предъявляет требования к подчиненному ему субъекту. Таким образом, положение субъектов правоотношения друг к другу, опосредованное их правами и обязанностями, характеризует метод правового регулирования. Координация (равенство) и субординация (подчинение одного другому) - два основных положения субъектов друг по отношению к другу.

При реализации прав и обязанностей могут быть использованы различные средства обеспечения и охраны правовых норм. Набор этих правовых средств достаточно определен, он сложился и практически неизменен: наказание, награда. Формирование конкретного инструментария в рамках правового средства, наоборот, изменчиво, реагирует на изменения социальной среды, формы государства, правовую идеологию и ряд других факторов. Так, могут применяться смертная казнь, штраф, лишение специальных прав и широкий спектр санкций, которые как раз детерминированы формой государства. Например, демократическое правовое государство провозглашает принципы индивидуализации и соразмерности наказания, гуманизма, которые существенно влияют на

диапазон тех средств, которые государство может применить к управляемым субъектам. Так, едва ли возможно сегодня обеспечивать правопорядок сжиганием на костре нарушителей правил дорожного движения.

Основания возникновения правоотношения определяют набор средств правового взаимодействия на субъектов права. Стороны заключают гражданско-правовой договор по собственному желанию, на свой страх и риск. Правовые нормы предоставляют им свободу выбора при вступлении в эти отношения, они имеют возможность самостоятельно определять свои взаимные права и обязанности в договоре при условии их соответствия законодательству. Договорные отношения равные, санкции призваны обеспечить интересы сторон договора.

Правоотношения, возникающие на основании актов органов государственной власти, имеют властную природу. Государственные документы возлагают обязанности на участников отношений в одностороннем порядке без участия субъектов правоотношений. Именно эти отношения подлежат первоочередной защите со стороны органов государственной власти в силу их публичного происхождения.

Общественные отношения могут регулироваться методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплата налогов. Данные отношения являются неравными: одна сторона обладает правомочиями оказывать воздействие на другую сторону, то есть отношения построены на началах субординации. Отношения могут строиться также на началах равенства и автономии, в их основании чаще всего лежит договор. Именно по такой моделе строятся гражданские правоотношения.

Большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных. Наиболее четко эта грань просматривается при сравнении гражданских и административных отношений. В гражданских отношениях стороны выступают в качестве юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. Однако в правовых отношениях, в которых государственный орган обладает властными полномочиями, их регулятором будут нормы административного права либо другого публичного права. В Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 2) этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

2. Императивный метод правового регулирования

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Запрет - это возложенная на субъект права обязанность

воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения - бездействию. Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ. Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Также запрет можно понять из использования слова «наказывается» после завершения описания собственно состава преступления. Совершение запрещенного деяния является правонарушением и наказывается соответствующими юридическими санкциями. Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания. Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» устанавливает состав преступления: заведомое оставление без помощи лица,

находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Статья УК РФ формулирует правовое требование: не оставлять человека без помощи. Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия.

Обязывание также является способом императивным. Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности. Обязанности могут устанавливаться в различных отношениях. В трудовых правоотношениях обязанности приходить на работу в определенное время соответствует право работодателя требовать начать работу в определенное временя. Обязанности платить налоги соответствует право налогового органа требовать уплаты налогов. Алиментарные обязанности одних членов семьи соответствуют правомочиям других. Так, родители платят алименты, а их получателями являются дети, которым принадлежит соответствующее право требования. Неисполнение обязанности является основанием для привлечения к юридической ответственности.

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Управомоченное лицо (или лицо, действующее в его интересах) свое намерение использовать принуждение воплощает в

акте (иск о взыскании алиментов, постановление о привлечении к налоговой ответственности, решение суда и т.п.).

Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

3. Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого. Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения. Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права - уголовного права -имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе. Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению.

Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти. Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения. В отличие от других диспозитивных норм (условно назовем их индифферентными) при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот способ, могут содержаться слова «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т.п. Реальное воздействие рекомендательного способа зависит от авторитета их источника, автора.

Рекомендация - это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения. Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях. Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку - «предложение, от которого нельзя отказаться». И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Важным для понимания правовой природы поощрения и рекомендаций является понятие «подвига», «сверх нормы деятельности». То есть субъект права добровольно берет на себя дополнительные обязанности в расчете на положительную оценку своего поведения со стороны государства. При этом рекомендация - это предложение совершить что-то без конкретной награды, а поощрение имеет четко установленную награду.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т.п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели. Поощрение должно представлять для субъекта права желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов - знак нашего времени. Эффективным является сочетание моральных и материальных стимулов. Уменьшение ответственности или ее устранение также может выполнять функцию поощрения. Так, ст. 76.1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления и перечислил в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Большое социальное значение имеют нормы, которые выступают стимулом сверхнормодеятельности в течение длительного периода - 20, 30 и более лет. Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная

о возможной перспективе награды. Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Так, награда орденом за длительную активность станет невозможной, если законодатель отменит орден. Но это станет наказанием для лиц, сознательно стремившихся к достижению установленных показателей для награды.

Максимальный результат дает «чествование героя». Отсутствие награды лишает поступок героизма и, по сути, сводит на нет все поступки активного правомерного субъекта. Незаслуженное предоставление награды снижает общий позитивный потенциал награды, а может и вообще лишить его. Так, известны истории массовых награждений к каким-то датам, например, 850-летию Москвы. В рамках кампании награды раздаются по спискам, требования к кандидатам снижаются, и в результате награды получают совершенно разные субъекты, а смысл награды исчезает.

Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. Фактически законодатель информирует субъектов права о рациональных моделях. Так, граждане могут составить любой гражданско-правовой договор, но им предлагаются договоры купли-продажи, мены, дарения и другие для упрощения их выбора. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть. Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм. Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ.

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий. Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов. Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности. Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает

активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются. Лицо в рамках дозволений действует, удовлетворяя свои интересы своими действиями: человек имеет творческие способности быть автором, и он им становится (создает произведение). Законодательство гарантирует его права и уведомляет иных участников общественных отношений о наличии этого права и его защите.

Библиографический список

1. Альференко А.В. Метод регулирования в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2013.

2. ГенрихН.В. Предмет и метод уголовно-правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук.- Рязань, 2011.

3. Долгополова М.В. Актуальные проблемы предмета и метода правового регулирования. - СПб., 2009.

4. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000.

5. Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2004.

6. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996.

Императивный метод

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения ) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями - с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности . В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Императивный метод" в других словарях:

    Метод правового регулирования - (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

    метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

    Метод муниципального права - способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

    Совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

    Способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Метод правового регулирования - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… …

    Императивный или властно-побудительный метод - строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких либо… … Элементарные начала общей теории права

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

§2. Методы правового регулирования региональных бюджетных отношений

В процессе осуществления своей бюджетной деятельности субъекты Российской Федерации используют два метода правового регулирования региональных бюджетных отношений: императивный и диспозитивный.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия на поведение участников бюджетного отношения посредством определения их прав и обязанностей.

Основным методом выступает императивный метод , который в юридической литературе иногда называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным. Свое название этот метод ведет от латинского imperativus– «повелительный», что довольно точно отображает его суть. Применяя данный метод, субъект Российской Федерации требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в актах бюджетного законодательства (прежде всего в законе, посредством которого утвержденбюджет субъекта Российской Федерации). Характеризуясь жесткостью и тщательностью регулирования поведения субъектов бюджетных отношений, императивный метод реализуется посредством издания правовых норм, которымидетально определяютсяих права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавляется принудительной силой государства. Простор выбора собственного варианта поведения либо полностью исключается, либо весьма ограничен. Невыполнение требований правовых норм, отступление от предписанного поведения влечет применение государственного принуждения и наказание виновного.

Преимущественное применение в сфере регулирования бюджетных отношений императивного метода объясняется спецификой бюджетной деятельности. В процессе формирования бюджета государство в целом и субъект Российской Федерации в частности чаще всего вынуждены добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т. е. путем принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, причем на условиях безвозвратности и без зримой компенсации, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напросто не сработает. Принудительное изъятие у плательщика денег в пользубюджета субъекта Российской Федерации можно осуществить только силой, т. е. с помощью императивного метода, регулирующего отношение возникающее между плательщиком денежных средств и субъектом Российской Федерации.

Проиллюстрируем применение императивного метода на примере налоговых отношений, где этот метод проявляет себя в наиболее «чистом» виде.

С экономической точки зрения налог представляет собой одностороннее движение денег от плательщика в бюджет, не сопровождающееся встречным движением товара (даже в виде какой-либо государственной услуги). Этим налоговые отношения отличаются от отношений купли-продажи. Деньги у налогоплательщика забираются безвозвратно. Этим налог отличается от займа. Деньги забираются принудительно, что отличает налог от дарения.

Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом нормативного правового акта. Таким же актом законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации вводят на своей территории налоги субъекта Российской Федерации, являющиеся доходным источником бюджетов этих субъектов.

Установление и введение налога порождает обязанность его уплаты. Взимание налога производится вне желания и согласия налогоплательщика. В случае уклонения от уплаты налога включается механизм жесткого принуждения: налог взимается в принудительном порядке либо через суд, либопутем односторонних действий налогового органа. При этом налогоплательщик может быть привлечен к административной, а в особых случаях и к уголовной ответственности.

Императивность имеет место и при предоставлении денежных средств из бюджета. Так, получатели бюджетных средств (например, бюджетные учреждения) обязаны использовать эти средства строго по целевому назначению, предписанному сметой доходов и расходов, утвержденной для данного учреждения.

Императивный метод регулирования региональных бюджетных правоотношений характеризуется следующими признаками :

1) государство (а в соответствующих случаях – субъект Российской Федерации) определяет поведение субъектов регионального бюджетного отношения (через установление их прав и обязанностей) путем односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах. К числу таких актов относятся не только нормативные правовые акты типа Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся бюджетов субъектов Российской Федерации), но и акты субъектов Российской Федерации. К числу актов, определяющих поведение субъектов регионального бюджетного правоотношения, относятся также и правовые акты, посвященные конкретным вопросам формирования, распределения и организации использования бюджета субъекта Российской Федерации: законы об утверждении бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т. п.;

2) это предписание детально регламентирует поведение сторон;

3) взаимные права и обязанности сторон порождены государством в целом либо субъектом Российской Федерации (а не, скажем, взаимным соглашением сторон) и вытекают из того правового акта (нормативного или индивидуального), который регулирует данное отношение;

4) стороны не вправе отступать от исполнения данных предписаний, которые носят для них обязательный характер;

5) исполнение предписаний обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным государственным органом либо через суд, либо в одностороннем порядке;

6) возможность выбора поведения сторон, в том числе на основе их взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;

7) неисполнение предписания влечет за собой юридическую ответственность нарушителя (административную или даже уголовную);

8) лицо, представляющее в региональном бюджетном правоотношении субъект Российской Федерации, наделено более широкими правами, чем другая сторона этого правоотношения, и, как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний субъекта Российской Федерации. Исключение составляют отношения, выстроенные по схеме «Российская Федерация– субъект Российской Федерации», в которых данный субъект выступает в качестве обязанной стороны.

Императивный метод наиболее широко применяется для регулирования отношений, возникающих в процессе бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации.

В то же время субъекты Российской Федерации в процессе своей бюджетной деятельности проявляют определенную гибкость (на что федеральное бюджетное законодательство представляет им соответствующие полномочия) и добывают себе деньги не только силой, но и с помощью воздействия на интересы плательщика, в результате чего тот отдает деньги данному субъекту добровольно. Этим объясняется существование таких методов бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации, как добровольно-безвозвратное и добровольно-возвратное привлечение денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации. Типичный пример – государственные займы субъектовРоссийской Федерации. В равной мере и распределение бюджетов субъекта Российской Федерации может производиться не только путем одностороннего акта, но и на основе соглашения субъекта Российской Федерации (в лице уполномоченного им органа) и получателя бюджетных средств. Пример тому – бюджетные кредиты, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации.

В этих случаях субъект Российской Федерации строит взаимоотношения со своим контрагентом (плательщиком денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации или получателем средств из этого бюджета) применяя соглашение сторон, т. е. с использование диспозитивного метода правового регулирования.

Диспозитивный метод (иначе называемый договорным, автономным методом, методом согласования) – по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов бюджетного отношения, правовые акты, регулирующие данное отношение, не содержат полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма бюджетного отношения. В результате одностороннее веление, выраженное в правовом акте, дополняется двухсторонним актом сторон регионального бюджетного отношения (даже если одной из них является сам субъект Российской Федерации).

Выбор метода правового регулирования бюджетных отношений предопределяется методом бюджетной деятельности.

Существует даже определенная закономерность: для бюджетных отношений, опосредующих одностороннее движение денег, характерен принудительно-безвозвратный метод бюджетной деятельности, реализуемый посредством императивного метода правового регулирования. Бюджетным отношениям, опосредующимдвухстороннее движение денег (т. е. кредитным бюджетным отношениям), свойственен добровольно-возвратный метод бюджетной деятельности, реализуемый через диспозитивный метод правового регулирования. Таким образом, способ движения денег в рамках бюджетного отношения определяется методом бюджетной деятельности, метод бюджетной деятельности реализуется через определенный метод правового регулирования бюджетного отношения.

Проиллюстрируем применение диспозитивного метода правового регулирования на примере отношенийгосударственного займа субъекта Российской Федерации.

С экономической точки зрения эти отношения являются кредитными отношениями, т. е. движение денежных средств осуществляется на возвратной основе: в своей первой фазе деньги идут от займодавца к субъекту Российской Федерации (взятие денег в долг); во второй – от субъекта Российской Федерации к займодавцу (погашение долга). Поскольку взятие денег в долг выражает собой процесс формирования бюджета субъекта Российской Федерации, а погашение долга – процесс распределения этого бюджета, данное денежное отношение является бюджетным. В итоге данное экономическое отношение можно квалифицировать в качестве бюджетно-кредитного отношения. Сторонами договора государственного займа субъекта Российской Федерации выступает субъект Российской Федерации в целом, выступающий в роли заемщика, и физические и юридические лица, выступающие в качестве займодавца.

Характерными моментами государственного займа субъекта Российской Федерации, что отличает его от гражданско-правового договора займа, выступает следующее: 1) условия займа определяет субъект Российской Федерации – заемщик в форме соответствующего правового акта; условия гражданско-правового займа определяются исключительно соглашением сторон; 2) субъект Российской Федерации в отношениях государственного займа субъекта Российской Федерации выступает одновременно в двух качествах: и в качестве стороны договора займа (заемщика), и в качестве публичного субъекта, регулирующего заемные отношения посредством принятия правового акта. В конечном счете субъект Российской Федерации своим нормативным правовым актом определяет свои же собственные права и обязанности в качестве стороны заемного отношения. При регулировании гражданско-правовых отношений займа, государство не является субъектом заемного отношения и регулирует права и обязанности субъектов данного отношения, находясь вне его; 3) субъект Российской Федерации обладает возможностью конверсии займа (сейчас для этого используется маловразумительный термин «реструктуризация долга»), что означает возможность одностороннего изменения условия ранее выпущенного в обращение займа, вплоть до одностороннего отказа от его погашения; односторонний отказ от исполнения гражданско-правового договора займа или одностороннее изменение его условий не допускается; 4) при отказе субъекта Российской Федерации от погашения займа (выплаты своего долга) его кредиторы (юридическое и физические лица) не имеют возможности привлечения этого субъекта к ответственности путем обращения в суд в обычном исковом порядке. При гражданско-правовом договоре займа в случае отказа должника от исполнения своего обязательства кредиторы (заимодатели) вправе взыскать сумму задолженности по суду.

В то же время, что совершенно очевидно, отношения государственного займа не регулируются исключительно императивным методом правового регулирования и решение целого ряда вопросов зависит от усмотрения самого заимодавца. Обычно это касается двух достаточно существенных моментов: 1) займодавец сам решает вступить или не вступить ему в заемное отношение. То есть возникновение конкретного отношения между займодавцем и субъектом Российской Федерации зависит от волеизъявления этого займодавца. Для сравнения отметим, что, скажем, налоговое отношение между плательщиком и субъектом Российской Федерации возникает внежелания или согласия плательщика; 2) суммы кредита, предоставляемого субъекту Российской Федерации, которуюопределяет сам займодавец на основе собственного усмотрения. Правда, субъект Российской Федерации, выпуская заем в обращение и определяя его условия, может установить минимальные и максимальные размеры займа, получаемого от каждого займодавца.

Внешне конструкция государственного заимствования субъекта Российской Федерации выглядит так: субъект Российской Федерации в одностороннем порядке определяет условия займа, займодавец (физическое или юридическое лицо) в столь же одностороннем порядке решает те вопросы займа, которые оставлены на усмотрение займодавца. Однако с юридической точки зрения мы имеем дело хотя и не с совсем типичной (в сравнении с гражданским правом), но в целом – с договорной конструкцией (в форме договора присоединения), с присущими ей офертой и акцептом. Наличие довольно обширной зоны свободного волеизъявления займодавца свидетельствует о том, что мы имеем дело с диспозитивным методом правового регулирования, имеющим форму бюджетно-правового договора.

В целом же диспозитивный метод правового регулирования бюджетных отношений характеризуется следующими признаками :

1) права и обязанности сторон формируются по линии двух правовых источников: а) нормативного правового акта, регулирующего данное отношение; б) договора, заключенного между сторонами;

2) односторонне-властные предписания государства или субъекта Российской Федерации не носят всеобъемлющего характера, оставляя сторонам данного отношения право на собственное волеизъявление;

3) правовой акт, регулирующий данное отношение, порождает для лица, представляющего в нем субъекта Российской Федерации, не только права, но и обязанности перед другой стороной этого отношения, а также выступает предпосылкой возникновения финансового обязательства субъекта Российской Федерации (в целом или в лице своего органа) перед этой стороной;

4) регулирующее воздействие субъекта Российской Федерации на поведение своего контрагента выражается не только в форме односторонне-властного принуждения, но и в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;

5) права и обязанности сторон бюджетного правоотношения более уравновешены, т. е. не выражены категорической формулой «власти и подчинения», свойственной императивному методу, и управомоченный субъект (субъект Российской Федерации или представляющий его интересы орган) также выступает носителем определенных юридических обязанностей, в том числе вытекающих из договора, опосредующего данное отношение;

6) юридической формой бюджетного отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает бюджетно-правовой договор, сторонами которого являются субъект Российской Федерации (в целом или в лице уполномоченного органа) и контрагент данного субъекта по бюджетному отношению;

7) бюджетно-правовой договор порождает права и обязанности сторон (т. е. является актом, регулирующим поведение сторон данного бюджетного отношения), наделяя при этом большими правами вторую сторону этого отношения – субъекта Российской Федерации или представляющий его орган;

8) бюджетно-правовой договор может быть заключен только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное бюджетное отношение, и только по тем вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешение сторон договора.

Бюджетно-правовой договор , используемый при диспозитивном методе регулирования региональных бюджетных отношений, обладает следующими правовыми особенностями. Во-первых, это метод правового регулирования тех общественных отношений, которые возникают в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации. С его помощью осуществляются такие способы формирования и распределения бюджета субъекта Российской Федерации, которые технически невозможно или экономически нецелесообразно осуществить путем одностороннего властвования иконструирование отношения требует согласования между сторонами условий движения денег. Наиболее типичными в этом смысле являются бюджетно-кредитные отношения, основанные на возвратности, срочности и, как правило, возмездности (отношения государственного заимствования, отношения бюджетного кредита, отношения бюджетной ссуды и т. п.). Во-вторых, бюджетно-правовой договор – это юридическая форма тех общественных отношений, которые по своим экономическим свойствам являются бюджетными. В-третьих, одной из сторон бюджетно-правового договора всегда выступает субъект Российской Федерации либо государственный орган, уполномоченный осуществлять те или иные направления бюджетной деятельности данного субъекта. В-четвертых, стороны этого договора не обладают равноправием в гражданско-правовом смысле. Этот договор опосредует отношения, которые, как и все другие бюджетные отношения, носят государственно-властный характер, хотя и выраженный в определенных моментах и не столь категорически, как при императивном методе правового регулирования. В-пятых, бюджетный договор, как и любой другой договор, основан на соглашении сторон и устанавливает взаимные денежные обязательства. Вступление в договорные бюджетные отношения происходит, как правило, путем добровольного волеизъявления субъектов, противостоящих в них субъекту Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Понятие метода правового регулирования региональных бюджетных отношений.

2. Зависимость метода правового регулирования от метода осуществления субъектов Российской Федерации бюджетной деятельности.

3. Виды методов правового регулирования отношений, возникающих в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации.

4. Императивный метод правового регулирования отношений, возникающих в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации.

5. Признаки императивного метода правового регулирования отношений, возникающих в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации.

6. Диспозитивный метод правового регулирования отношений, возникающих в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации.

7. Признаки диспозитивного метода правового регулирования отношений, возникающих в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации.

8. Понятие бюджетно-правового договора.

9. Признаки бюджетно-правового договора.

10. Отличие бюджетно-правового договора от гражданско-правового договора.

Управлять обществом во все времена было непростой задачей. Ведь социум является целостной структурой, состоящей из большого количества людей, каждый из которых является индивидуальностью. При этом управление может основываться совершенно на разных методах, способах и принципах. К примеру, такой регулятор общественных отношений, как религия, строил свою силу на догматических нормах святых писаний. Однако он совершенно неэффективен в условиях развивающегося общества, потому что действие распространяется исключительно на верующих людей.

Но эффективный отношений все же был найден. Таковым на сегодняшний день является право. Оно представляет собой совокупность определенных правил поведения, наделенных официальным характером. Свое действие право распространяет через такие конструкции, как нормы. При этом последние элементы не являются однообразными. Существует два вида правовых и диспозитивные. Они выходят из двух основных методов юридического регулирования. Последний вид, диспозитивный, имеет множество особенностей. Он проявляется в нормах многих юридических отраслей на сегодняшний день.

Норма права: понятие

Как уже указывалось ранее, юридическая сфера имеет свой механизм реализации. Его основой являются Но возникает вопрос: что они собой представляют? Нормой права называется правило поведения, в котором закреплены возможности и обязанности людей. Но, как мы понимаем, далеко не все правила могут иметь представленный статус. Чтобы он существовал, норма должна быть официальной. Она должна исходить от государственных органов и признаваться ими. В своей совокупности правила поведения такого рода регулируют разные типы юридических отношений, входящих в ту или иную отрасль.

Признаки норм

Говорить о правиле как об официальной форме проявления права можно лишь в том случае, если оно характеризуется по ряду признаков. То есть норма права является таковой, если ей присущи все особенности данного юридического явления:

  1. Все правила поведения официального характера общие. Иными словами, не существует единого адресата для их действия. Регулируемые нормами права отношения, как правило, типичны и однородны.
  2. Юридические нормы общеобязательны абсолютно для всех.
  3. Официальные правила поведения максимально конкретизированы, что облегчает их употребление в процессе правореализации.
  4. Нормы права фиксируются в официальных нормативных актах. Например, в законах, указах, конституциях и т. п.
  5. Правовая норма является системой, состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции.

Виды правовых норм

Следует отметить тот факт, что упомянутое в статье юридическое явление имеет большое количество видовых интерпретаций. Как уже указывалось ранее, существует два противоположных метода правового регулирования. Именно они обуславливают наличие диспозитивных и императивных норм. Но в данном случае как метод, так и правила поведения являются исходными элементами от понятия диспозитивности, которое представляет собой достаточно многогранное явление.

Понятие диспозитивности

В юриспруденции существует множество терминов, расшифровать которые можно несколькими способами. Категория диспозитивности является таким понятием. Долгое время ученые спорили, что же именно характеризует этот термин. На сегодняшний день существует три основных взгляда на проблематику диспозитивности:

  • Прежде всего, данное понятие характеризует один из методов правового регулирования. Он применяется для координирования правоотношений той или иной направленности в рамках каких-либо юридических отраслей. Диспозитивный метод подразумевает наличие свободы у сторон в конкретных ситуациях. Прямой его противоположностью является императивный способ регулирования. В нем четко прописана вся деятельность субъектов правоотношений. При этом они не могут отступать от созданных официальных рамок.
  • Диспозитивная норма права - это еще одна интерпретация одноименного понятия. Такие правила поведения применяются в тех случаях, когда стороны правоотношений не установили иные принципы своей деятельности. То есть подобные нормы отменяются общим решением субъектов.
  • Существует также принцип диспозитивности. Он присущ гражданской отрасли права. Является реальной, неограниченной ничем возможностью субъектов распоряжаться своими правами и защищать их от любого рода посягательств.

Таким образом, диспозитивность - это возможность самостоятельного становления собственного правового режима. Чтобы лучше разобраться в особенностях этого явления, необходимо детальнее рассмотреть все его проявления.

Диспозитивный метод: особенности и отрасли использования

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приемов и конкретных средств, при помощи которых общество можно регулировать и направлять. В процессе социального координирования данное явление играет достаточно значимую роль. Благодаря этому право формирует главные социальные устои. Диспозитивный метод в данном случае представляет собой условные рамки, которые люди должны соблюдать. Однако субъекты правоотношений на законных основаниях могут сами определять варианты поведения, которые приемлемы для них в конкретных условиях. Если какие-либо вопросы между сторонами не урегулированы, то за них это делают ранее созданные правовые нормы. Следует отметить, что диспозитивный метод применяется в отраслях частного права. Для него характерно равенство субъектов.

Вид юридических правил диспозитивного характера

Диспозитивная норма права - это, как мы выяснили, правило поведения, которое устанавливает общие тенденции по тому или иному вопросу в конкретных правоотношениях. Иными словами, подобная норма очерчивает лишь примерный сюжет деятельности сторон. Они, в свою очередь, имеют полное право отказаться от выполнения предписаний того или иного правила и создать собственную линию поведения.

Однако отступление от нормы не говорит о том, что стороны полностью вольны в своих действиях. Да, они могут выбирать свои права. Однако должны делать это в рамках, установленных законодательством. Отличным примером диспозитивной нормы является возможность любого человека подать иск в суд. При нарушении прав кто-либо может обращаться в соответствующую инстанцию за защитой, однако не обязан этого делать, если мы говорим о гражданском процессе. Но при реализации данного права лицо должно воспользоваться услугами исключительно судебных органов.

Диспозитивные нормы в разных юридических отраслях

В системе юриспруденции существует большое количество различных сфер регулирования. Все они отличаются по типу правовых отношений, которые непосредственно координируются. Наиболее явными и часто используемыми являются диспозитивные нормы гражданского права. Их существование обусловлено основополагающей идеей равенства сторон, которая представлена в отрасли. Вторым важным фактором можно назвать саму специфику гражданского права. В сферу его ведения входят договорные, обязательственные, наследованные и иные подобные правоотношения. Тут изначально не может быть властного веления. Диспозитивные нормы существуют также в отрасли, которая исходит от основного закона. В данном случае мы говорим о Конституции.

Диспозитивные нормы в конституционном праве - это правила, определяющие возможность субъектов совершать или не совершать определенные действия. К примеру, согласно положениям основного закона РФ, республики имеют возможность устанавливать собственный язык наравне с государственным. То есть отличие диспозитивных норм гражданской отрасли от конституционных состоит в том, что в первом случае субъекты могут лишь принимать или отказываться от конкретных возможностей, а во втором - лично создавать собственный правовой режим.

Императивные и диспозитивные нормы семейного права

Наиболее противоречивой в плане регулирования отношений является отрасль, наиболее тесно связанная с деятельностью людей. Таковой является Метод регулирования в контексте этой сферы проявляется двояко. С одной стороны, появление семейных отношений реально лишь при наличии конкретных оснований, например, заключения брака и т. п. Но если посмотреть на отрасль с иной позиции, то становится понятно, что в ней есть определенная субъективная свобода. К диспозитивным правовым нормам относятся нормы права семейной сферы, затрагивающие вопросы договоренности между субъектами. Отличным примером является юридический режим брачного контракта, при котором стороны определяют рамки своего поведения.

Диспозитивность: принцип

Практически все современные отрасли строятся на определенных основополагающих началах - принципах. Диспозитивная норма права - это в большинстве случаев прямое проявление одной из основ конкретной сферы регулирования. Иными словами, правила поведения такого типа существуют, если основополагающие начала отрасли допускают равенство и самостоятельность сторон в некоторых случаях.

Принцип диспозитивности отлично проявляется в гражданском и процессуальном праве. То есть данные сферы изначально предполагают самостоятельность субъектов. При этом многие ученые отрицают наличие какой-либо свободы в процессуальной среде. Они утверждают, что это невозможно, так как главным субъектом таких отношений является суд. Однако существует ряд моментов, которые раскрывают содержание процессуальной диспозитивности.

Свобода правоотношений в процессе гражданского типа

Императивные и диспозитивные нормы права в равной мере присутствуют в цивилистической процессуальной деятельности. Однако свобода юридических отношений имеет свое содержание, которое обусловлено следующими аспектами:

  • Исковые требования определяются конкретной стороной.
  • Гражданское дело возбуждается после подачи иска.
  • Кассация и апелляция возможны по воле сторон.
  • Требование о принудительном исполнении акта подается одной из сторон.

Учитывая представленные особенности, можно утверждать, что диспозитивные нормы права, примеры которых существуют в других отраслях, есть и в процессуальной сфере гражданской направленности.

Вывод

Итак, диспозитивная норма права - это правило поведения, допускающее свободу сторон в конкретных правоотношениях. Но в некоторых юридических отраслях наличие вольностей недопустимо, так как это может сказаться на жизнях людей и их неотъемлемых возможностях.

Существующие правовые отношения регулируются особыми методами. Этими инструментами осуществляется воздействие на поведение субъектов - их участников - посредством установления определенных обязанностей и юридических возможностей. Императивный метод правового регулирования занимает центральное положение в данной системе. Рассмотрим его более подробно.

Общая характеристика

Императивный метод правового регулирования в юридических изданиях называют также "односторонне-властным", "директивным". До недавнего времени его именовали "административным". Сам термин имеет латинские корни и в буквальном переводе означает "повелительный". Такая трактовка достаточно точно иллюстрирует его сущность. Императивный метод правового регулирования - это предписание, требующее безоговорочного исполнения. Оно выражается в соответствующих законодательных актах государства. Имея достаточно жесткий характер влияния на поведение субъектов, этот способ реализуется путем издания нормативных предписаний, в которых детально излагаются их юридические возможности и обязанности. Участникам отношений остается только четко исполнить требования. Таким образом, внутренняя воля субъектов подавляется принудительным механизмом власти. Императивный метод - это такая модель воздействия, которая полностью исключает возможность выбора или существенно ее ограничивает. Неисполнение предписаний либо отступление от них неизбежно влечет применение мер принуждения и наказание виновного.

Императивный метод: пример

Достаточно четко реализуется данный способ воздействия на активность субъектов в бюджетной сфере. Преимущественное использование этого механизма обуславливается спецификой финансовых отношений. В ходе формирования бюджетного плана государство или субъект страны во многих случаях вынуждены изымать принудительно и безвозвратно денежные средства у кого-либо. Так как средства забираются у владельцев вне зависимости от их воли, без какой-нибудь компенсации за это, то никакой иной метод, кроме императивного, в такой ситуации работать не будет. Принудительное изъятие средств плательщика в пользу регионального бюджета можно реализовать только силой.

Налоговые отношения

В экономическом плане обязательное отчисление в бюджет представляет собой одностороннее перемещение средств от плательщика в указанный фонд. При этом встречного движения какого-либо товара или государственной услуги нет. Это отличает налоговые отношения от, например, купли-продажи. Поскольку деньги изымаются безвозвратно, то отчисление в бюджет нельзя назвать займом. Принудительный элемент не позволяет приравнять налоговые отношения к дарению. Обязательные отчисления устанавливает государство в односторонне-властном порядке. Это реализуется посредством принятия уполномоченным институтом соответствующего нормативного акта. Этим же документом представительные органы в регионах вводят налоги на своих территориях. Эти отчисления, в свою очередь, выступают в качестве источников бюджетных средств субъектов страны.

Обязанности

Введение и определение величины налога порождает соответствующее обязательство по его уплате. Взимание средств осуществляется вне зависимости от желания плательщиков. При уклонении от обязательства активизируется механизм принуждения. Он обеспечивает взыскание или через суд, или посредством односторонних действий налоговой инспекции. В этом случае, кроме прочего, злостный неплательщик может привлекаться к административной, а в ряде ситуаций - и к уголовной ответственности. Императивный метод права имеет место и в случаях предоставления средств из бюджета. Получатели сумм (соответствующие учреждения) обязаны расходовать финансы исключительно в соответствии с их целевым назначением, предписанным сметой расходов и доходов, которая утверждена для конкретного субъекта.

Основные признаки

Императивный метод обладает следующими характерными особенностями:

  1. Государство и - в соответствующих ситуациях - субъект страны определяют модель поведения участников бюджетных или иных отношений посредством односторонне-властных предписаний через принятие нормативных актов. Среди таких документов - не только отраслевые Кодексы (в рассматриваемом случае - бюджетный). Императивный метод реализуется и через нормативные акты, положения которых касаются конкретных вопросов формирования, распределения и установления направлений использования бюджетных средств РФ. К ним относят законы об утверждении финансовых планов на предстоящие периоды, сметы, росписи и прочее.
  2. Императивный метод детально определяет допустимое поведение субъектов.
  3. Взаимные обязанности и юридические возможности порождаются государством либо конкретным субъектом страны, а не взаимной договоренностью сторон. Они вытекают из принятого нормативного акта, посредством которого, собственно, и регулируются определенные отношения.
  4. Участники не могут отступать или уклоняться от исполнения предписания, имеющего для них обязательный характер.
  5. Императивный метод основывается на механизме государственного принуждения, который, в свою очередь, реализуется исключительно уполномоченным органом.
  6. Отсутствует возможность выбора поведения, в том числе на основании взаимной договоренности сторон, или она касается несущественных обстоятельств.
  7. Уклонение от исполнения предписания неизменно влечет ответственность.

Важный момент

Что касается региональных бюджетных отношений, то участник, который представляет субъект РФ в нем, обладает большими возможностями, чем вторая сторона. Как правило, он наделяется властными полномочиями, которые позволяют ему в принудительном порядке реализовывать предписания. В качестве исключения выступают отношения, в которых участвует субъект РФ и непосредственно само государство. В этом случае первый считается подчиненной стороной.

Гибкость

Субъекты РФ наделяются различными полномочиями, позволяющими им в рамках закона реализовывать государственные предписания. В ходе бюджетной деятельности, в частности, они могут проявлять определенную гибкость и изымать необходимые средства у плательщиков не только с использованием силы, но и путем воздействия на интересы обязанных лиц. В результате последние отдают свои деньги практически добровольно. Это объясняет существование таких инструментов, как добровольно-возвратное и добровольно-безвозвратное привлечение финансов. В качестве типичного примера можно привести госзаймы субъектов РФ.

Дополнительно

Распределение бюджетов может осуществляться не только посредством одностороннего акта, но и по соглашению сторон (региона и получателя). Это, в частности, реализуется в кредитах, которые предоставляет финансовый фонд субъекта РФ. В таких ситуациях регион выстраивает взаимоотношения с контрагентами (плательщиками либо получателями бюджетных средств), используя диспозитивные методы. Эти инструменты отличаются гибкостью, обладают более мягким воздействием. Они также формируют определенные рамки поведения. Но в диспозитивном методе предусмотрены определенные послабления для обязанной стороны.