Действие нпа в пространстве определяется. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного правового акта в пространстве означает, что его нормы подлежат обязательному выполнению на определенной территории, территории государства или ее части.Под государственной территорией понимается часть земного шара, которая находится под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входит суша, недра, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние воды и территориальные воды (полоса прибрежных морских вод определенной ширины, отсчитываемой от линии наибольшего отлива). Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. В настоящее время он не определен. Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами. Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, суда в открытом море и воздушном пространстве, космические корабли и иные космические объекты, искусственные острова и сооружения в открытом море, Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств. Суверенитет государства распространяется на данную «условную территорию».Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью . Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства (например, территории посольств, консульств).В пространстве нормативные правовые акты могут действовать следующим образом:

Распространяться на всю территорию государства; Действовать лишь на какой-то строго определенной части страны; Предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета законы (иные нормативные правовые акты) действуют лишь на его территории. В соответствии со ст. 68 Закона РБ «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»: Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (но при этом республиканский государственный орган может определить его действие на какой-то определенной части территории государства), нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

В некоторых случаях правовые нормы могут действовать за пределами Республики Беларусь. К ним можно отнести нормы о гражданстве, нормы об уголовной ответственности. Законодательство одного государства может быть применено на территории другого в случаях, когда это предусмотрено международными договорами.

Действие НПА по кругу лиц

Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами, т.е. граждан государства, иностранцев, лиц без гражданства, лиц, обладающих двойным гражданством, юридических лиц, функционирующих на территории государства.
По действующему законодательству существует две категории иностранцев на территории РБ: постоянно проживающие и временно пребывающие. Постоянно проживающие в РБ иностранные граждане - это те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства - это документ, подтверждающий личность иностранного гражданина или апатрида, получивших в соответствии с законодательством РБ разрешение на постоянное место жительства в РБ. Иностранные граждане, находящиеся в РБ на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РБ. Иностранные граждане на территории РБ пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. В соответствии со ст.1104 ГК РБ иностранцам и лицам без гражданства в РБ предоставляется национальный режим, т.е. они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами РБ. Изъятия из принципа национального режима устанавливаются только Конституцией, законами и международными договорами. Важной особенностью принципа национального режима в данном случае является то, что никакими другими правами, кроме тех, которые предоставлены гражданам РБ, иностранные граждане не обладают. Основным законом, определяющим общее правовое положение этих лиц, является закон РБ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ" (от 3.06.93), а также Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ (от 26.01.96). .
Вопросы дееспособности физических лиц решаются с помощью коллизионных норм. Ст.1104 ГК РБ предусматривает, что дееспособность физического лица определяется его личным законом. Однако гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в РБ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РБ, определяется по законодательству РБ.
К лицам, наделенным дипломатическим иммунитетом относятся главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств, консульств и некоторые другие лица в соответствии с международными соглашениями. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. В случае совершения ими преступления или административных проступков на территории страны пребывания вопрос об ответственности разрешается дипломатическим путем.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; граждански суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Так, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне; в оффшорной зоне; на территории, которая отличается сложными климатическими условиями или имеет иные существенные особенности – например районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (глава 50 Трудового кодекса РФ).

Свою территорию действия имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.



Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеральных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативных правовых актов Федерации и субъекта Федерации и различных субъектов Федерации.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации, находящимися за границей. Суть экстерриториального действия – в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 311-312).

«Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации» (статья 12 УК РФ).

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действием нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством – бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории этого государства.

Из этого общего правила есть исключения. Речь идет о так называемом принципе экстерриториальности. Данный принцип является одной из правовых фикции. В соответствии с ним определенные части территории государства (здания иностранных посольств, консульств, миссий) признаются не находящимися на территории государства, где они фактически находятся, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании. Соответственно субъекты, находящиеся на такой территории, подпадают под действие законодательства той страны, к которой относятся посольства, консульства и другие (Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003, стр. 654-655).

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и так далее), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности.

Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых организациями, распространяется только на сотрудников (рабочих, служащих) данной организации. Эти документы обычно регламентирую вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и так далее.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом.

Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующие положение: они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Так, иностранцы и лица без гражданства не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и так далее. Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк,2000, стр. 312-313).

«Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права» (часть 4 статьи 11 УК РФ).

Действие законов и иных нормативных правовых актов означает обязательность их исполнения не только в течение определенного времени, но и на определенной территории .

Действие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению . В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны .

Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства .

В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе.

По действию в пространстве нормативные правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

К тому же, действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия законодательства данной страны и подпадающих под действие законодательства другого государства.

Экстерриториальное действие нормативных праовых актов относительно российских граждан за пределами России предопределяется следующими моментами. Во-первых, граждане нашего государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют с ним правовую связь. В соответствии с международным правом созданы и действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан не только на территории России, но и вне пределов государства . Так, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве РФ и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в представительные (законодательные) органы РФ, в выборах Президента РФ и др.

Во-вторых, властные предписания нормативных правовых актов обязательны для граждан и на территории своего государства, и за ее пределами. Поэтому граждане РФ, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей страны .



Институт экстерриториальности существует и в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с действующими законодательными положениями. Экстерриториальностью пользуются также военные и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Применение нормативных правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями. Как видно, в такой ситуации определенные государства сами допускают эту возможность.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц .

Имеется в виду применимость таких актов к определенным категориям субъектов права (лицам, органам, организациям). Иными словами, выяснение действия нормативных правовых актов по кругу лиц означает определение субъектов–адресатов нормативно выраженного предписания.

По общему правилу законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории. Это:

– граждане государства;

– лица с двойным гражданством;

– лица без гражданства;

– граждане иностранных государств;

– все организации, функционирующие на территории государства.

Существуют, вместе с тем, некоторые особенности, связанные с распространением действия нормативных правовых актов в отношении граждан РФ.

1. В каждом государстве установлены правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Уместно отметить, что согласно Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества (ст. 58) и др.

2. Нормативные правовые акты нередко распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть , выделяемую на основании какого-либо общего социального признака (должностные лица, студенты, военнослужащие, врачи, учителя, пенсионеры и т.д.). Так, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями) действует в отношении должностных лиц, нормы Закона РФ «О милиции» действуют в отношении только сотрудников и органов милиции.

3. Нормативные правовые акты РФ применяются с учетом определенной специфики в отношении лиц с двойным гражданством . Если гражданин Российской Федерации является одновременно и гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство , он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

4. Нормативные правовые акты РФ, распространяющие свое действие в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, соответствуют международным правовым документам. Законодательство России, как и законодательство иных стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей в значительном объеме к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Следовательно, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений.

В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурора, судьи, нотариуса и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, скажем, такие как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации. Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России и др. установлен и осуществляется ряд специальных правил.

5. В соответствии с международными соглашениями, особое положение в России, как и в других странах, занимает определенная категория лиц, обладающая правом экстерриториальности, т.е. дипломатическим иммунитетом . Это – главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане. Дипломатический иммунитет относительно названных лиц состоит в том, что они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об ответственности таких субъектов за совершенные правонарушения решается дипломатическим путем.

Вместе с тем, указанные лица обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

6. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативный правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

7. Различны пределы действия нормативных правовых актов и в отношении организаций – субъектов права. Компетенция, подведомственность, субординация и другие особенности каждого государственного органа, его место в механизме государства должны соответствовать установленным пределам действия нормативных правовых актов .

Нормативные правовые акты обращены и к различным общественным объединениям, предусматриваю правовые основы их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О политических партиях» и др.).

Определение юридических пределов действия нормативных правовых актов имеет и теоретическое, и практическое значение. Профессионалу–юристу необходимо на базе теоретических знаний правильно определять хронологические, территориальные пределы действия принятого нормативного правового акта и круг субъектов, к которым он адресован.

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

2. Сформулируйте определение понятия «форма (источник) права».

3. Назовите формы (источники) права, выделяемые юридической наукой.

4. Каковы особенности правового обычая?

5. Почему правовой прецедент – источник англосаксонского права не получил широкого распространения в России?

6. Каковы особенности нормативного договора как источника права?

7. Что представляет собой нормативный правовой акт. Раскройте понятие, назовите признаки, отличающие его от других форм (источников) права.

8. Раскройте определение закона, назовите его признаки.

9. Как классифицируются законы?

10. Дайте классификацию подзаконных актов.

11. Каков порядок вступления в силу во времени законов и других нормативных правовых актов?

12. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов в пространстве.

13. Как действуют нормативные правовые акты по кругу лиц?

Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве - это ограничение действия нормативного акта только той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего правотворческого органа. Эти пределы определяются на основе территориального и экстерриториального принципов.

В соответствии с территориальным принципом действие нормативного правового акта распространяется на всю территорию в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа. Так, федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории России, акты субъектов РФ - только на территории этих субъектов Российской Федерации, а акты муниципальных образований применяются только в границах этих административных единиц.

Характерным примером территориального принципа действия законодательного акта может служить ст. 13 Трудового кодекса Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3014; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3033; СЗ РФ 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700. РФ о действии законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Согласно указанной статье правовые акты, принятые на федеральном уровне, распространяют свое действие на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения на всю территорию Российской Федерации, если только в самих этих актах не предусмотрено иное (ч. 1 статьи). Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2). Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования (ч. 3). Локальные нормативные акты организаций, касающиеся вопросов регулирования трудовых правоотношений, действуют только в пределах принявших их организаций (ч. 4).

Формулируется принцип территориальности и в Уголовном Кодексе РФ (ст.11 УК РФ), при этом допускаются иные варианты действия УК РФ в пространстве, если таковые будут предусмотрены международным договором. Согласно данной статье УК РФ распространяет свое действие на деяния, совершенные на территории РФ, в пределах территориальных вод РФ (ширина 12 морских миль), а также совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Так, преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Таким образом, территория государства включает в себя:

  • 1. часть суши (сухопутная территория) с внутренним водным пространством (реки, озера и т.п.) в пределах границ государства;
  • 2. внутренние воды. Статья 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833) относит к внутренним морским водам России воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат Российской Федерации согласно перечню, установленному Правительством РФ, а так же морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Под территориальным морем понимается морской пояс, прилежащий к сухопутной территории государства или его внутренним морским водам в пределах до 12 морских миль. Во внутренних водах государство в соответствии с международным морским правом в полном объеме осуществляет свои суверенные права и регламентирует порядок любых видов деятельности, в отличие от территориального моря, где суверенные права государств в определенной степени ограничены;
  • 3. воздушное пространство над территорией государства, под которым понимается пространство над сухопутной территорией и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Боковые пределы воздушного пространства государства ограничиваются государственными сухопутными и морскими границами. В теории международного права верхним пределом суверенного воздушного пространства предлагается считать границу между воздушным и космическим пространством на высоте 100-110 км от уровня Мирового океана;
  • 4. воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;
  • 5. космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;
  • 6. так называемая "квазитерритория" (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

В Российской Федерации континентальный шельф и исключительная экономическая зона не включаются в состав территории государства, однако нужно помнить, что по ст. 11 УК РФ его действие распространяется на преступления, совершенные в пределах континентального шельфа или в исключительной экономической зоне, иными словами, считается совершенным на территории Российской Федерации. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 253-254.

В соответствии с Конституцией РФ определяется порядок действия на территории России норм международного права. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с федеративным устройством государства, в России действует приоритет федерального законодательства, осуществляемого органами федеральной власти в пределах их компетенции, над законодательством субъектов РФ и местными, муниципальными нормативными актами.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а так же в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержаться в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. С. 95.

Экстерриториальность действия нормативного правового акта означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территориальных границ деятельности этого субъекта.

Иными словами, применение на территории Российской Федерации законодательства иностранных государств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько это допускается национальным законодательством и определено в межгосударственном соглашении.

Порядок, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов не распространяется на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта Федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 254.

Действие нормативно-правового акта означает установление таких временных и пространственных параметров, которые необходимы для достижения тех юридических последствий и социальных целей, на которые рассчитывал законодатель. Для достижения ожидаемого эффекта необходимо, чтобы этот акт был согласован, органически вошел в действующую систему нормативно-правовых актов, чтобы адресат был однозначно определен и был готов к должному восприятию и использованию нормативных предписаний, чтобы эти предписания учитывали как специфику самого субъекта, так и своеобразие окружающей его обстановки, территории, на которой он проживает, а также обеспечивались необходимым комплексом материальных, организационных, информационных и тому подобных средств.

Следовательно, для каждого нормативно-правового акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует). При этом данные параметры зависят не только от своеобразия адресата и объекта регулирования, но и от положения правотворческого органа в механизме государства, от содержания, значимости и сферы действия самого нормативного акта.

1. Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Эти сроки указываются или в самом нормативном акте, или в специально принятом по этому поводу акте.

Время вступления нормативно-правовых актов в действие не может быть для всех актов одинаковым. Так, для реализации крупномасштабных юридических актов необходима значительная подготовительная работа, связанная с организационной перестройкой, принятием конкретизирующих актов, выделением материальных средств и т. д. Поэтому слишком быстрое введение таких актов может вызвать существенные трудности у адресатов, сбои в работе всего государственного механизма. В связи с этим иногда приходится практиковать поэтапное вступление в действие актов, принятых центральными органами государственной власти и управления. Примером может послужить ныне действующий ГК РФ.

В то же время существуют ситуации, требующие оперативного нормативного регулирования. Они, как правило, не изменяют правового положения граждан, не требуют значительной подготовительной работы, часто регулируют деятельность государственных органов, связанную с режимом секретности, и т. д. Ввод в действие таких актов ограничен во времени.

Существуют следующие основные варианты введения нормативно-правовых актов в действие :

  • 1) с момента принятия или подписания;
  • 2) с момента опубликования;
  • 3) по истечении определенного срока с момента опубликования (так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»);
  • 4) со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;
  • 5) с момента получения адресатом и т. д.

По общему правилу, действие нормативного акта распространяется лишь на отношения, возникшие после его вступления в действие. Это необходимо для обеспечения стабильности и организованности в общественной жизни, гарантированности от возможного произвола и ухудшения правового положения отдельных категорий субъектов. Однако иногда (когда об этом прямо сказано в самом акте или когда смягчается или отменяется юридическая ответственность) ему придается обратная сила, т. е. он оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие. Причем обратная сила может носить ревизионный (когда пересматриваются наступившие юридические последствия) и простой (когда наступившие юридические последствия не пересматриваются) характер.

Нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу и перестают действовать в случаях:

  • 1) истечения срока, на который был принят акт;
  • 2) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт;
  • 3) прямой официальной отмены акта или признания акта не конститу цион н ы м;
  • 4) фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
  • 5) вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Следует различать прекращение действия нормативного акта и утрату им юридической силы. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П отмечается, что признание закона субъекта Федерации противоречащим федеральному закону по своей природе не является подтверждением недействительности закона, а означает лишь признание его недействующим, а, следовательно, не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт или в порядке конституционного судопроизводства.

В качестве исключения иногда допускается «переживание» закона, когда утративший юридическую силу закон продолжает регулировать некоторые отношения. Это исключение становится правилом в эпоху революционной смены политико-правовых систем, когда качественно иная правовая система в силу своей несформированности вынуждена заимствовать у старой системы политически нейтральные правовые нормативы.

  • 2. Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми экономическими, национальнополитическими, климатическими и тому подобными условиями). При этом в границах любого государства есть территории, на которые не распространяется действие его законодательства (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом). Они наделяются свойством экстерриториальности.
  • 3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на всех граждан, проживающих на территории действия полномочий соответствующего правотворческого органа (либо государства в целом, либо отдельного региона), что не исключает адресного воздействия, устанавливающего особое правовое положение отдельных категорий граждан (студентов, пенсионеров, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и т. д.). Исключение из этого общего правила составляют собственные граждане, проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, лишенные возможности быть участниками правоотношений, непосредственно связанных с гражданством в данном государстве (избирать и быть избранными, служить в вооруженных силах и т. п.).

Таким образом, нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.