По личному закону физического лица определяется. Личный закон физического лица

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Комментарий к Ст. 1195 ГК РФ

1. Глава 67 ГК РФ посвящена правовому положению лиц в международном частном праве. В ней сосредоточены коллизионные нормы, позволяющие определить статус физических лиц, юридических лиц и государства в отношениях, осложненных иностранным элементом.

Комментируемая статья определяет общее понятие - «личный закон физического лица» (lex personalis), используемое в различных коллизионных нормах данной главы. Личный закон физического лица - право того государства, с которым физическое лицо имеет наибольшую связь. До принятия части третьей ГК РФ это понятие не было прямо закреплено в гражданском законодательстве, однако всегда представляло собой устойчивый правовой термин.

Помимо норм комментируемой главы упоминание о личном законе гражданина содержится также в ст. 399 ГПК РФ, однако его содержание определяется гражданским процессуальным законодательством.

2. В качестве критериев определения личного закона физического лица используется его гражданство и место жительства. Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Общим правилом, закрепленным в комментируемой статье, является правило о законе гражданства (lex patriae).

Основания и порядок приобретения, а также прекращения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 11 названного Закона гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации и по некоторым иным основаниям.

3. Специальное правило для случаев наличия у физического лица одновременно двух и более гражданств, одно из которых - гражданство Российской Федерации - закреплено в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи. Разумеется, в такого рода ситуациях российский орган государственной власти, осуществляющий применение права, при определении личного закона физического лица должен руководствоваться положениями российского права.

4. Трудности с определением личного закона физического лица могут возникнуть в случае, когда такое лицо имеет одновременно несколько иностранных гражданств. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Однако и эта правовая категория - место жительства физического лица - не является в достаточной мере определенной.

Так, например, германское гражданское право допускает, что место жительства гражданина может находиться в нескольких местах одновременно. В соответствии со ст. 103 ФГК изменение места жительства происходит «вследствие действительного проживания в другом месте, связанного с намерением установить там свое основное обзаведение».

Как указывается в ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Между тем в целом ряде ситуаций установить такое место нет почти никакой возможности, в частности тогда, когда образ жизни гражданина нескольких государств связан с его постоянными перемещениями. Кроме того, с точки зрения того понимания ст. 20 ГК РФ, которое сложилось в настоящее время, место жительства не может быть определено иначе как помещение - жилое или нежилое. В частности, не принято считать местом жительства гражданина населенный пункт.

-----------
См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан».

Проживание в гостинице, пусть даже длительное, в российской правовой системе не рассматривается в качестве постоянного проживания, поскольку в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гостиницы, санатории, дома отдыха являются местами пребывания.

В то же время, однако, в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан допускается временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В таком случае местом жительства (несмотря на его «временный» характер) иностранного гражданина или лица без гражданства следует считать территорию Российской Федерации.

Не меньшее значение проблема установления места жительства имеет для определения личного закона лиц без гражданства. Известная традиционная привязка, отсылающая к месту жительства лица, в таком случае требует аналогичных разъяснений.

5. В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» беженцем считается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

-----------
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

Комментируемая статья устанавливает, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Лекция 4. Субъекты международного частного права

4.2. Физические лица как субъекты международного частного права

Правовое положение физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.

Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.

Правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности может быть вынесено решение о запрете заниматься каким-либо видом деятельности, определенной профессией. Ранее гражданскими кодексами и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав — так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявлением судебного решения о безвестном отсутствии.

Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.

Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство иностранного государства.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца.

Положение иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, в Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией РФ. Ст. 37 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

— Правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК РФ). Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (ст. 1197 ГК РФ).

— Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется в РФ по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

— иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

— в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения,

— использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно российскому законодательству личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Одной из наиболее распространенных коллизионных формул прикрепления является личный закон физического лица (lex personalis), который помогает определить право, подлежащее при определении гражданской правоспособности, дееспособности физического лица, при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим, при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью.

Общие положения, определяющие личный закон физического лица, раскрываются в гл. 67 ГК РФ. В рамках данной главы устанавливаются правила определения правового положения иностранцев, российских граждан и лиц без гражданства, беженцев. Определения данных понятий содержатся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны проходить миграционный учет. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

В ст. 1195 ГК РФ закрепляется несколько общих правил применения личного закона физического лица. Первостепенным является закон страны гражданства согласно которому личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Второстепенным по отношению к данному принципу является закон страны места жительства физического лица (lex domicili). Он означает, что при наличии у лица нескольких иностранных гражданств или отсутствия гражданства личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Если лицо, наряду с российским гражданством, имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Итак, какое же значение имеет личный закон физического лица?

Во-первых, согласно ст. 1196 ГК РФ личным законом определяется гражданская правоспособность физического лица. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Во-вторых, гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российском праву (ст. 1197 ГК РФ). Это означает, что независимо от того, какое гражданство имеет лицо и имеет ли оно его вообще, если оно находится на территории Российского государства, то признание недееспособным или ограничение дееспособности происходит по правилам ст. 29-30 ГК РФ.

Право, подлежащее применению к опеке и попечительству, имеет следующие особенности.

Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Согласно ст. 1199 ГК РФ порядок и правила принятия опекуном (попечителем) подопечного под свой контроль определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по нраву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Российском праву подчиняются также правила о признании в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим (применяются правила, предусмотренные ст. 42-45 ГК РФ). Обратим внимание, что данное правило действует, если заинтересованное лицо обращается для признания физического лица умершим или без вести пропавшим на территории РФ. В ином случае применяется иностранное право.

Правовое положение иностранных индивидуальных предпринимателей, ведущих бизнес на территории РФ, определено ст. 1201 ГК РФ. Согласно данной статье право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

22. Личный закон физического лица: понятие, критерии его определения, сфера применения.

Это lex personalis. Два варианта его:

1) lex patriale — закон гражданства, применяется в странах романо-германской системы права (Франция, Германия, Швейцария). Личным законом физического лица является закон того государства гражданином которого он является.

2) lex domicilii — закон места жительства, применяется в странах англосаксонской системы права (США, Канада, Новая Зеландия, Австралия).

lex personalis — личный закон физического лица, как коллизионная привязка применяется:

1) когда надо установить законод-во какой страны надо использовать для определения начального момента возникновения и окончания правоспособности физического лица;

2) для определения объема правоспособности;

3) для определения момента полной дееспособности физического лица (для РФ -18лет, США — 21год, Кубы — 16лет, Иран — 14лет);

4) для определения условий, порядка и последствий признания лица недееспособным, ограниченно дееспособным. Напр. Дети до 7лет недееспособны, до14 лет — частично дееспособны, с 14ле-относительно дееспособны;

5) для определения порядка признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (в германии лицо признается умершим не ранее срока когда ему бы исполнилось 25 лет. Признание лиц старше 25 лет умершими осуществляется не ранее чем через 10 лет, а лиц старше 70 лет – не ранее чем через 5 лет);

6) для определения порядка установления опеки и попечительства; для решения вопросов усыновления; для решения вопросов cвязанных с наследованием имущества.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство его личным законом явл-ся российское право. Если иностр гр-н имеет место жительства в РФ то его личным законом явл-ся российское право. При наличии у лица нескольких иностр-х гражданств личным законом считается право страны в кот-й это лицо имеет местожительства. Личный закон беженца-право страны предоставившей убежище. Личный закон лица без гражд-ва –право страны в кот-й этой лицо имеет место жит-ва.

Личный закон - право страны в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта, участвующего в гражданско-правовом отношении, осложненном иностранным элементом. Правовой статус включает:правоспособность субъекта и дееспособность субъекта.

В международном частном праве выделяют: личный закон физического лица (lex personalis) и личный законюридического лица (lex societatis).

Личный закон физического лица

По общему правилу, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Российское законодательство определяет ряд специальных правил определения личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ):

Если лицо наряду с гражданством другого государства имеет российское гражданство, его личным законом является российское право

Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в котором это лицо имеет место жительства

Личным законом лица без гражданства (апатрида ) считается право страны в которой это лицо имеет место жительства

Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище

Личный закон физического лица определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем. Например, определяет возраст с которого лицо считается совершеннолетним, брачный возраст, обязательные критерии личного состояния для совершения сделок и т. п.

научная статья по теме ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Государство и право. Юридические науки

БАЗАЕВ ГЕОРГИЙ БОРИСОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ»

ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Коллизионный аспект регулирования праводееспособности физических лиц в международном частном праве становится актуальным для отечественной науки в связи с принятием нового регулирования по международному частному праву, помещенного ч. 3 Гражданского кодекса РФ. За счет разд. 6 ГК РФ массив коллизионно-правовых правил существенно пополнился не только количественно, поскольку увеличилось число соответствующих норм, но и, прежде всего, качественно. Именно последнее обстоятельство обусловливает необходимость специального рассмотрения этого предмета.

Широта темы, связанной с коллизионным регулированием правового положения, а также двух конкретных сторон, складывающих правосубъектность — правоспособности и дееспособности — физических лиц, обусловливает невозможность в рамках одной статьи подвергнуть анализу все ее грани. Однако центральное место в коллизионно-правовом регулировании праводееспособности физических лиц в международном частном праве занимает такое явление, как личный статут физического лица. Вследствие этого акцентирование внимания ему вполне оправданно.

Как известно, «личный закон» (lex personalis) физического лица (иностранного гражданина или лица без гражданства1) относится к разряду старейших коллизионных формул. В международном частном праве издавна сложились две его разновидности: закон граж-

1 Вопрос о различных категориях иностранных физических лиц, существующих в праве, в том числе и в аспекте международного частного права, в настоящее время достаточно широко обсуждается в специальной литературе. Так, кроме традиционной дифференциации иностранцев на иностранных граждан и лиц без гражданства все большее единодушие специалистов сопровождает выделение в особую группу беженцев (в некоторых случаях «вынужденных переселенцев»), а также так называемых «неграждан» (Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия «неграждане» // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1).

данства (lex patriae/lex nationalis) и закон местожительства (lex domicilii), каждая из которых свойственна определенным правовым системам, что в немалой степени является производным от исторических, культурных, этнических и правовых традиций соответствующих наций, народов и государств в целом.2

По пути объединения коллизионных начал применительно к двум объемам, которые «привязываются» к одному и тому же правопорядку, если есть необходимость регламентировать правоспособность и дееспособность лица, идет и российский законодатель: «Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом» (ст. 1196 ГК РФ). «Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом» (ст. 1197 ГК РФ).

Примечательно, что ранее в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливалась на основании советского закона, если речь шла о решении этого вопроса в СССР, а гражданская дееспособность подчинялась закону гражданства или постоянного местожительства (для лиц без гражданства), причем в отношении сделок и деликтов, совершаемых на территории Союза ССР и республик последняя определялась по советскому / российскому праву (ст. 160).3

2 Некоторые авторы утверждают, что в «настоящее время жесткое разграничение двух форм личного закона постепенно уходит в прошлое и уступает место сочетанию различных элементов». (Ерпылева Н.Ю., Батлер У.Э. Коллизионное регулирование в международном частном праве России и Украины // Законодательство и экономика. 2006. № 9). Однако это достаточно сложный и неоднозначный решаемый вопрос, который требует специального освещения.

3 Имеет смысл привести соответствующие положения полностью ввиду того, что в реальной жизни к ним все меньше приходится обращаться, но в научном плане сопоставление существующих с действовавшими ранее предписаниями вовсе небесполезно: «1. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в

Из проведенного сопоставления бывшей и нынешней регламентации неизбежно следует ряд выводов. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в целом явление правоспособности физических лиц как предмет регулирования в коллизионном аспекте было чуждо советскому праву, поскольку законодатель в явной форме строго обозначил пределы своей «заинтересованности» только теми вопросами, которые касались правового положения лица на территории СССР: правоспособность физических лиц-иностранцев в таком случае устанавливалась с учетом применения основополагающего начала международного частного права — принципа национального режима.

Юридическим содержанием последнего является уравнивание иностранных субъектов права (физических лиц) с собственными гражданами конкретного государства.1 В остальном определение правоспособности иностранного гражданина или апатрида оставалось неясным. В частности, если, допустим, советский суд рассматривал дело, в рамках которого возникал бы вопрос о правоспособности лица в Германии, то поиск соответствующих предписаний, диктовавших обращение к тому или иному правопорядку для разрешения предмета спора, был бы затруднен. Подобный вариант характеризует и поныне состояние правового регулирования во Вьетнаме, ст. 830-831 ГК которого практически воспроизводит упомянутые правила советского законодательства. Тот же подход демонстрирует и право Кубы (ст. 11-12 ГК Кубы 1987 г./Закона № 59).

Иначе обстоит положение дел благодаря новым формулам разд. 6 ГК РФ сегодня. Появление в новой норме, касающейся правоспособности, привязки к личному закону, как отме-

СССР гражданской правоспособностью наравне с советскими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами Союза ССР. 2. Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является. 3. Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой это лицо имеет постоянное место жительства. 4. Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в СССР, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в СССР, определяется по советскому праву».

1 Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М.: Госюриздат, 1959. С. 61-65; Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник. В 3-х т. Т. 1. С. 104-109.

чают комментаторы ч. 3 ГК РФ, обусловлена «попыткой уйти от односторонних коллизионных норм, указывающих на возможность применения только российского права»2. Например, в случае, если суд Российской Федерации будет рассматривать вопрос о гражданской правоспособности иностранцев, находящихся за пределами Российской Федерации, то применимым правом будет уже не российское право, а право страны, гражданами которой являются ино-

В то же время, обращаясь к коллизион-но-правовому аспекту затронутой проблемы, важно подчеркнуть также и другую сторону обсуждаемой новеллы. Речь идет, по сути, не просто об отказе от односторонних коллизионных норм, но вообще о появлении коллизионного подхода к регулированию соответствующего нового предмета — таких общественных отношений, которые связаны с правоспособностью, что, как было продемонстрировано выше, отсутствовало в отечественном праве прежде, а реальная жизнь диктовала свои условия.

Речь идет и о том, что в вопросах понимания правоспособности лица право различных государств характеризуется наличием разночтений, следовательно, и существований предпосылок для коллизионной постановки проблемы. В частности, право России (ст. 17 ГК РФ), Японии (ст. 1.3 ГК) или Франции (ст. 16 ГК) возникновение правоспособности выражают через юридические факты рождения и смерти лица. Однако в Испании ребенок считается рожденным и обретшим правоспособность, если проживет 24 часа (ст. 30 ГК Испании)4.

Вследствие этого именно коллизионный аспект регулирования общественных отношений, касающийся определения возникновения, прекращения или объема правоспособности, будет иметь решающее значение в ситуации, когда на территории России встанет вопрос о наследовании после испанского подданного — ре-

2 Елисеев И.В., Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Ч. 3 / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2002. С. 225.

3 Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2005. С. 86-87.

4 Комментарий к ч. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юристъ, 2002. С. 374.

бенка, прожившего менее суток. С учетом действующих предписаний российского права — его коллизионных норм и, прежде всего, ст. 1196 ГК РФ — квалифицировать отношения должно испанское право.

В заключение, давая общую оценку коллизионно-правового аспекта регулирования установления основ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в современном международном частном праве, вне зависимости от избранных тем или иным государством вариантов решения некоторых связанных с этим проблем, нельзя не заметить неуклонного распространения в мировом масштабе нормативного фиксирования формулы

прикрепления «lex personalis» — личного закона физического лица — как особой категории международного частного права, относящейся не только к дееспособности, но и правоспособности лица.

Думается, не будет преувеличением сказать в этом плане, что и в целом принцип личного закона физического лица приобретает качества одного из основных начал международного частного права в связи с тем, что права человека, его основные свободы, вообще человек как часть социума становится все большей ценностью в системе регулирования с помощью международного, международного частного и национального права как таковых.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи - 150 рублей .

Это интересно:

  • Публикации Закон о закупках: до и после Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы VEGAS LEX_Тормагова_Полякова_Корпоративный юрист_01.2014 С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. […]
  • Международное частное право. Ответы на экзаменационные билеты (А. В. Леонтьев, 2009) В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по международному частному праву. Пособие составлено на основе новейшего конституционного […]
  • Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ"О порядке отбывания административного ареста" С изменениями и […]

Личный закон (lex personalis). Личный закон определяет правовой статус физического лица: его гражданскую правоспособность и дееспособность, объем личных прав (право на имя, его использование и защиту), сферу брачно-семейных (опека и попечительство) и наследственных (способность лица к составлению завещания, наследование) правоотношений. Личный закон выступает в двух формах:

  • - как закон гражданства (lex nationalis), т.е. как закон того государства, гражданином которого лицо является;
  • - как закон домицилия (lex domicilii), т.е. как закон того государства, на территории которого лицо имеет постоянное место жительства.

Использование той или иной формы личного закона зависит от принципов построения и исторических особенностей развития конкретной правовой системы. В странах романо-германской системы права применяется закон гражданства, тогда как в странах англо-саксонской системы права - закон домицилия. Однако в настоящее время такое жесткое разграничение двух форм личного закона постепенно уходит в прошлое и уступает место сочетанию различных элементов. Наиболее ярким примером в этом отношении выступает российское право. Согласно ст.1195 ГК РФ "Личный закон физического лица", личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п.1-4). Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п.5-6).

Личный закон как формула прикрепления используется в нескольких коллизионных нормах, содержащихся в российском праве:

  • 1) гражданская правоспособность и дееспособность физического лица определяются его личным законом (ст.1196-1197 ГК РФ);
  • 2) права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом (ст.1198 ГК РФ);
  • 3) опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство (п.1 ст.1199 ГК РФ).

Минская конвенция также закрепляет личный закон в его двух формах применительно к правовому статусу физического лица. Основными коллизионными нормами в этой области являются следующие нормы:

  • - дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо. Дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (п.1-2 ст.23);
  • - установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство (п.1 ст.33);
  • - усыновление или его отмена определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель (п.1 ст.37), а также целый ряд других норм Ерпылева Н.Ю. Международное частное право России, "Гражданин и право", N 7/8 июль - август, 2002 г.

Личный закон (lex personalise) - наиболее распространенная формула прикрепления, применяемая для разрешения законов разных государств. Эта привязка применяется при регулировании отношений с участием , иностранцев, лиц без в отношении определения их право- и дееспособности, личных неимущественного характера (имя, честь, достоинство), а также некоторых отношений в области брачно-семейного и наследственного права.

Существует два варианта личного за­кона:

  • национальный закон, или закон гражданства (lex nationalis, lex patriae), означает применение права того государства, гражда­нином которого является участник частноправового отношения;
  • закон места жительства (lex domicilii) - означают применение права того государства, на территории которого участник частно­правового отношения проживает.

Национальный закон или закон гражданства лица (lex patriae) оговаривает необходимость применения закона того государства, гражданином которого является соответствующее физическое лицо. Например: “Гражданская иностранного гражданина определяется его личным законом” (п. 1 ст. 1197 ГК РФ).

Закон местожительства лица (lex domicilii) предусматривает применение закона страны, на территории которой данное физическое лицо имеет "оседлость" (проживает или находится). Например: “Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства” (п. 5 ст. 1195 ГК РФ).

Каждая из указанных выше разновидностей привязки lex personalis имеет свои достоинства и недостатки. Так, например, закон домицилия в большинстве случаев способен достаточно эффективно обеспечить единство применимого права в семье. Однако если члены этой семьи имеют различное гражданство, то он оказывается уже недостаточным для полноценного регулирования их взаимоотношений. Кроме того, установление содержания элементов, составляющих домицилий, само по себе может стать серьезной коллизионной проблемой, так как его определение различно в различных странах.

Личный закон - это закон физи­ческих лиц .

Подробнее

Разграничение между сферами применения закона гражданст­ва и закона места жительства является преимущественно террито­риальным: исторически сложилось, что одни страны для регули­рования перечисленных вопросов используют личный закон в форме закона гражданства, другие - в форме закона места жи­тельства. Считается, что в европейских странах, за исключением Норвегии, Дании, Исландии, в ряде латиноамериканских (Куба, Коста-Рика, Панама и др.) и арабских стран (Алжир, Египет и др.) действует коллизионный принцип гражданства. Напротив, в странах «общего права» (Великобритания, США, Канада, Ин­дия и др.) действует принцип закона места жительства. Сюда же относятся и некоторые латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия и др.) и три указанные выше европейские страны. На­ряду с этим существуют страны, в которых действует «смешанная система» личного закона, то есть применяются оба его варианта. К ним относятся, в частности, Австрия, Швейцария, Венгрия, Мексика, Венесуэла и др.

Необходимо отметить, что в настоящее время изложенная схе­ма теряет свою абсолютность и носит условный характер. Можно говорить о той или иной форме личного закона для соответствующего государства как об исходном коллизионном начале, имеющем преимущественное применение; все чаще она дополня­ется применением и другой формы этого закона. В результате все больший круг государств использует смешанную систему, что в значительно большей степени соответствует разнообразию регу­лируемых отношений. Переход к смешанной системе личного за­кона является характерной чертой современного развития между­народного частного права, что повышает его эффективность.

Обратимся в качестве примера к Франции, которая традици­онно относится к странам, применяющим к личному статусу лица закон его гражданства. В соответствии с этим расторжение брака, в частности, рассматривается по закону гражданства супру­гов. Последовательное применение этого правила при разном гра­жданстве супругов для решения всех вопросов, связанных с рас­торжением брака (возможность, основания расторжения и т. д.), требовало обращения к праву двух различных государств, в результате чего создавались ситуации, когда в отношении одно­го супруга (француза) брак расторгался, а в отношении другого супруга (например, итальянца) брак не расторгался. (В Италии только в 1970 г. был принят Закон о разводе, впервые разрешив­ший расторжение брака по предельно ограниченному числу осно­ваний.) Возникали «хромающие отношения», и закон гражданства не давал выхода из этого тупика. В конце концов судебная прак­тика при сохранении общей генеральной нормы (расторжение брака подчиняется закону гражданства супругов) выработала суб­сидиарную коллизионную норму: если супруги не имеют общего гражданства, то применяется закон государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Как видим, субсидиарно стала применяться вторая форма личного зако­на - закон места жительства (домицилия).

Общепризнанной сферой применения личного закона является правовое положение физического лица как субъекта гражданско -правовых отношений международного характера. Дополнительно личный закон используется и для решения семейно-брачных и наследственных вопросов.

Признание лица безвестно отсутствующим или объявление лица умершим, хотя и связано правосубъектностью, подчиняется не личному закону, а российскому праву. В других случаях, например, при регулировании наследственных отношений, ГК также обращается к личному закону, но не к его обобщенной формуле, а к одному из конкретных вариантов: к праву места жительства наследодателя.

1. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица. Содержание правоспособности, т.е. комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать физическое лицо, раскрывается через анализ всего гражданского законодательства. Гражданская правоспособность физического лица при его участии в трансграничных гражданско -правовых отношениях - способность, определяемая правом государства, гражданином которого является лицо, либо правом государства, в котором лицо проживает, способность его иметь права и нести обязанности. В международном частном праве решается только один вопрос: по законам какого государства должна определяться правоспособность физического лица при его участии в трансграничных гражданско-правовых отношениях.

В соответствии со ст. 1196 ГК гражданская правоспособность лица определяется его личным законом. Отсылка к личному закону должна трактоваться через призму ст. 1195 ГК, т.е. как отсылка к любому из шести вариантов личного закона. Способность лица иметь права и нести обязанности будет определяться либо в соответствии с правом государства, гражданином которого лицо является, либо правом государства, в котором лицо проживает (схема). Однако применение личного закона в пользу российского права, если иностранец (лицо, не имеющее российского гражданства) совершает гражданско-правовые действия, находясь в России. К рассмотренному правилу ст. 1196 добавляет: "При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом".

В данной статье отражена главная особенность правового статуса иностранцев - их двойное правовое подчинение: праву своего государства (по признаку гражданства или места жительства) и праву государства пребывания . С одной стороны, в статье закреплен в качестве общего принципа определения правовой системы, регламентирующей правоспособность физического лица, его личный закон, а с другой стороны - статья распространяет на иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации действие национального правового режима. Выражение "пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами" означает, что иностранцы обладают тем же объемом прав и несут те же обязанности, вытекающие из российского гражданского права, какие имеют российские граждане. Это и есть понятие национального режима . Отдельные исключения из национального режима могут быть предусмотрены законом.

Национальный режим для иностранцев в России относится к конституционному режиму. Он сформулирован в ч. 3 ст. 62 Конституции России как общий принцип, относящийся ко всем сферам правовых отношений: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. ГК в ст. 2 подтверждает применение этого принципа к гражданско-правовым отношениям: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Статья 1196 ГК подтверждает и конкретизирует принцип национального режима по отношению к одному институту гражданского права - к правоспособности иностранцев.

Национальный режим может быть условным и безусловным . Условный режим связан с наличием взаимности: граждане государства А будут пользоваться правами на территории государства Б наравне с местными гражданами, но при условии, что гражданам государства Б также предоставлен национальный режим на территории государства А. Безусловный национальный режим не связан с фактом предоставления национального режима собственным гражданам на территории соответствующего иностранного государства.

Как видим из формулировок всех рассмотренных статей, российское законодательство предусматривает безусловный национальный режим. Дополнительная защита наших граждан предусмотрена положениями о реторсиях (ст. 1194 ГК), согласно которым Правительство РФ может установить ответные ограничения в отношении имущественных или личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц. Реторсии носят ответный адресный характер, они предназначены не для всех иностранцев, а только для граждан тех государств, где нарушаются права российских граждан. Предоставление национального режима на условиях взаимности не является специальным ограничением прав российских граждан.

Национальный режим всегда несет в себе качество относительности: ни в одной стране нет полного уравнивания прав и обязанностей иностранцев с местными гражданами. Важно, чтобы любые изъятия из национального режима были предусмотрены законами, имели общий, а не дискриминационный характер, т.е. чтобы они не были направлены на граждан определенного государства. Последний случай создает основания для реторсий. "Законный" характер изъятий из национального режима предусмотрен во всех рассмотренных статьях, начиная с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, где закрепляется национальный режим, "кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Изъятия из национального режима возможны в любых сферах общественных отношений. В гражданско-правовой сфере ограничения прав иностранцев выражаются в запрете на занятие ими должностей, представляющих важность для защиты интересов общества и государства либо в силу получения государственной власти (например, Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлено, что правом поступления на государственную службу обладают только российские граждане - ст.21), либо в силу выполнения профессиональных функций, связанных с повышенной опасностью для общества (например, в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, иностранцы не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста - ст. 56 КТМ; правом входить в состав летного экипажа воздушного судна РФ обладают только российские граждане - ст. 56 Воздушного кодекса РФ). В законодательстве установлены также запреты на приобретение иностранцами в пользование участков континентального шельфа, недр, лесного фонда, на приобретение в собственность некоторых видов земельных угодий; запреты или ограничения на осуществление некоторых видов профессиональной деятельности, например, архитектурной, сельскохозяйственной, врачебной и др.

Необходимо дополнительно остановиться на таком элементе содержания правоспособности , как возможность физического лица, в том числе иностранца , заниматься предпринимательской деятельностью . Эта возможность в отличие от общей гражданской правоспособности не подчиняется ни личному закону лица, ни национальному режиму. Статья 1201 ГК предусматривает два варианта определения права, которое должно применяться для решения этого вопроса. Прежде всего, это право государства, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Другое правило имеет субсидиарный характер: оно применяется только тогда, когда первое правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации. В таком случае применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

2. Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица. Если при регламентации правоспособности иностранцев в РФ основным регулятором является российское гражданское право (материальные нормы, определяющие национальный правовой режим), то решение вопросов дееспособности находится целиком в плоскости коллизионного права.

По общему правилу гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом (п. 1 ст. 1197 ГК), под которым понимается система из шести вариантов личного закона, построенных как на критерии гражданства лица, так и на критерии места жительства.

Под общие правила определения дееспособности по личному закону в любом его варианте не подпадают вопросы дееспособности, связанной с некоторыми видами гражданско-правовых отношений. Они решаются в специальных статьях ГК, предусматривающих выбор применимого права по соответствующим видам отношений: способность нести ответственность за причиненный вред определяется статутом обязательства, возникающего вследствие причинения вреда (ст. 1219, 1220); способность лица к составлению и отмене завещания определяется по праву, регулирующему завещательные отношения (ст.1224).

В целом общие правила определения дееспособности физических лиц по личному закону соответствуют общеизвестным, давно сложившимся правилам определения дееспособности, либо по закону места жительства, либо по закону гражданства. Причем данная формула вела к двум результатам: если лицо дееспособно по своему личному закону, то оно дееспособно везде, если лицо недееспособно по своему личному закону, то оно недееспособно везде. Однако второй результат часто приводил к нарушению законных интересов добросовестных участников международного гражданского оборота.

Вступая в отношения с иностранцем, они не знали и не могли знать иностранного права, по которому иностранец мог заявить о своей недееспособности и отказаться от выполнения обязательств. Поэтому в XX в. стали формироваться правила, направленные на предотвращение второго результата: в настоящее время личный закон физического лица часто ограничивается в пользу закона места совершения гражданско -правовых действий. По-прежнему дееспособность определяется личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако, если иностранец недееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по закону места совершения акта.

Иногда применение второго правила обусловливается наличием некоторых дополнительных условий.

Рассмотренные законы некоторых государств обусловливают применение собственного права - lex fori - для определения дееспособности иностранца, который недееспособен по своему личному закону, обязательным фактом совершения акта на территории своего государства. Следовательно, подобные субсидиарные привязки направлены на защиту только своего гражданского оборота.

Защита добросовестных участников гражданского международного оборота предусмотрена в российском законодательстве: "Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону (т.е. по любому из шести вариантов личного закона.), не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности" (п. 2 ст. 1197 ГК). Статья не содержит никаких исключений, следовательно, она применяется не только по отношению к иностранцам, но и по отношению к российским гражданам, которые недееспособны по российскому праву, но дееспособны по праву страны, где они совершают сделку.

К важному аспекту дееспособности относится возможность ее ограничения в отношении совершеннолетнего лица и даже полного лишения его дееспособности в силу нарушения способности лица принимать самостоятельные волевые действия. Этой цели служит институт признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным . Подобное возможно при наличии оснований, прямо предусмотренных в законе, и на основе решения суда. В материальном праве разных государств существует множество расхождений и по основаниям признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным, и по последствиям такого признания; различен и порядок такого признания. Поэтому установление права, применимого при подобной процедуре, имеет немаловажное практическое значение.

Институт признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным в трансграничной среде самым тесным образом связан с процессуальными вопросами: суд какого государства компетентен объявить лицо недееспособным или ограниченно дееспособным, будет ли признано такое решение суда на территории иностранного государства и т.д. Понятно, что процессуальные вопросы в ст. 1197 ГК не рассмотрены. В ней разрешается только один вопрос: по законам какого государства будет осуществляться признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным, при рассмотрении такого дела российским судом: "Признание в Российской Федерации

физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву". Таким образом, основания для подобного признания, юридические последствия признания, основания и последствия отмены ограничений дееспособности определяются российским судом по российскому праву.

3. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству.

Опека и попечительство - это институты, связанные с дееспособностью физического лица, а именно - с ее отсутствием, ограничением или лишением. Как правило, опека (или попечительство) устанавливается над несовершеннолетними (в зависимости от их возраста) либо над совершеннолетними, признанными недееспособными в силу психического состояния или ограниченно дееспособными вследствие антисоциального поведения, которое может нанести ущерб интересам этих лиц, членам их семей или интересам общества.

В различных государствах по-разному определяется возраст наступления полной или частичной дееспособности; основаниями ограничения или лишения дееспособности, как правило, являются слабоумие или различные психические заболевания, иногда даже физические недостатки (например, глухонемой, не умеющий писать, может действовать только через попечителя - ст. 936 ГК Франции). По-разному определяются критерии антисоциального поведения, дающего основания для учреждения опеки или попечительства. В России над лицом, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть установлено попечительство (ст. 30 ГК), в Германии - над лицом, которое вследствие пьянства не может заниматься делами и подвергает себя и свою семью опасности оказаться в состоянии крайней нужды, может быть учреждена опека (§ 6, ГГУ). Встречаются такие основания, как расточительство (Франция, Италия), привлечение к уголовной ответственности с лишением свободы и др. Все это предопределяет практическую значимость вопроса о праве, применимом к опеке и попечительству.

Поскольку опека (и попечительство) связана с личным статусом физического лица, в частности, с его дееспособностью, то этот институт в целом подчинен личному закону лица, в отношении которого учреждается или отменяется опека или попечительство. Статья 1199 ГК, устанавливающая право, подлежащее применению к опеке и попечительству , выделяет три группы вопросов, для каждой из которых предусматриваются собственные привязки.

Первая группа вопросов - это собственно само установление или отмена опеки или попечительства: "Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство" (п. 1 ст. 1199). Личным законом лица определяются основания для учреждения или отмены опеки (попечительства), выбор самой формы контроля над подобными лицами (опека или попечительство), порядок учреждения или отмены опеки (попечительства), требования к личным качествам опекуна (попечителя).

Подобно институту лишения или ограничения дееспособности, институт опеки (попечительства) тесно связан с процессуальными вопросами, прежде всего - с компетенцией судов или иных органов того или иного государства, с возможностью признания и исполнения решений компетентных органов иностранного государства и др. Российское законодательство не решает процессуальных вопросов, поэтому могут возникнуть практические трудности с применением института опеки (попечительства) в отношении иностранцев или российских граждан, дееспособность которых ограничена решением иностранного суда. В определенной степени проблему снимают международные договоры с участием России о правовой помощи.

Например, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. в рамках СНГ установление компетенции органов конкретного государства по учреждению опеки (попечительства) и выбор применимого права совпадают. Статья 34 предусматривает, что по делам об установлении опеки (попечительства) компетентны органы государства, гражданином которого является лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство).

Одновременно ст. 33 подчиняет все вопросы установления опеки (попечительства) праву страны, гражданином которой является соответствующее лицо. Если российский гражданин проживает в Украине, то установить опеку в отношении него могут только российские органы опеки и попечительства, и устанавливать ее они будут в соответствии с российским законодательством.

Вторая группа вопросов связана с обязанностью опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) (п. 2 ст. 1199). Этот аспект в учреждении опеки (попечительства) связан с правоспособностью опекуна (попечителя), поэтому подчинен его личному закону. Имеет ли право лицо, назначенное компетентным органом, отказаться от опеки (попечительства), в каких случаях это возможно, в каких нельзя; в каких случаях опекун (попечитель) освобождается от своих обязанностей - ответы на эти и другие аналогичные вопросы нужно искать в праве государства, которое является личным законом опекуна (попечителя).

Третья группа вопросов связана с правоотношениями, которые возникают между опекуном (попечителем) и его подопечным в результате учреждения или отмены опеки (попечительства). Эти отношения регулируются правом страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя) (п. 3 ст. 1199). Например, немецкие компетентные органы установили попечительство в отношении несовершеннолетнего немецкого гражданина, проживавшего в Германии, и назначили в качестве попечителя его ближайшего родственника - российского гражданина, проживающего в России; затем подопечный уехал на жительство в Россию к своему попечителю. Весь комплекс отношений между попечителем - российским гражданином и подопечным - немецким гражданином, как личных, так и имущественных, должен подчиняться немецкому праву.

Однако рассматриваемый пункт предусматривает возможность в данном случае применить российское право для регулирования отношений между попечителем и подопечным. Оно применяется, если:

1) лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в России;

2) российское право более благоприятно для этого лица.

При определении благоприятности для опекаемого лица необходимо исходить из норм российского права, защищающего его интересы: обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц проживать совместно со своими подопечными, заботиться о содержании, обучении, воспитании своих несовершеннолетних подопечных (ст. 36 ГК); порядок распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК) и др.

4. Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя. Для российского законодательства - это новая коллизионная норма. Право на имя, имеющее целью индивидуализацию личности в обществе, является одним из качеств, характеризующих правосубъектность физического лица. Без индивидуализации невозможно обладание и осуществление гражданских прав и несение обязанностей. Следуя общей концепции решения всех вопросов правосубъектности физического лица по его личному закону, право на имя также подчиняется личному закону. В соответствии со ст. 1198 ГК "права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами". Исходя из особенностей различных правовых систем, а также культурных традиций и особенностей, квалификация понятия имени, полноты его обозначения, достаточной для идентификации физического лица, должна осуществляться в соответствии с личным законом этого лица.

Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность и иного решения, если это будет предусмотрено иными законами. Примером другого подхода может служить порядок пользования именем при создании произведений науки, литературы, искусства путем использования вымышленного имени (псевдоним) либо путем вообще отказа от использования подлинного или вымышленного имени, что регулируется законодательством об авторском праве и смежных правах (п. 1 ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 г.) (Ведомости РФ. 1993. ¹32. ст. 1242). Будет ли этот особый порядок применен к иностранцу, хотя он не относится к его личному закону? Вопрос решается в рамках международных договоров по авторскому праву, в которых участвует Россия. Как Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., так и Всемирная Женевская конвенция об авторском праве 1952 г. отсылают решение этого вопроса к праву государства, где испрашивается защита прав автора, т.е. к российскому праву.

Защита права на имя от его искажения либо от использования его способами, либо в форме, которые затрагивают честь, достоинство или деловую репутацию носителя имени, является одним из способов защиты нематериальных благ. Основания для защиты доброго имени, материальные последствия нарушения доброго имени также определяются личным законом носителя имени.

5. Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим. ГK (ст. 1200) подчиняет весь комплекс вопросов, связанных с безвестным отсутствием лица, российскому праву. По российскому праву российский суд будет рассматривать следующие вопросы, в том числе по отношению к иностранцам: основания признания лица безвестно отсутствующим, включая срок его отсутствия и отсутствия в месте его жительства сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК), основания объявления физического лица умершим, включая срок его отсутствия и отсутствия в месте жительства сведений о месте его пребывания, а также обстоятельства, с которыми суд может связывать сокращение данного срока (ст. 45 ГК).

Так как институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления умершим существует не во всех государствах, решение российского суда может быть исполнимо только в России и в тех странах, в которых этот институт существует и в которых допускается исполнение решений иностранных судов, в частности, российских. Особенно это касается последствий признания лица безвестно отсутствующим или умершим. На применение последствий признания лица безвестно отсутствующим или умершим российским судом реально можно рассчитывать, если существует международный договор между заинтересованными государствами, и само признание российским судом рассматривалось в соответствии с правилами такого договора. Международный договор придает реальный смысл признанию российским судом лица безвестно отсутствующим или умершим не только в стране суда, но и за рубежом, где может находиться имущество данного лица. Таковыми являются договоры о правовой помощи.

Так, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. рассматриваемая проблема решается прежде всего через установление компетенции учреждений юстиции по данной категории дел конкретного государства. Согласно п. 1 ст. 25 по данной категории дел компетентны учреждения юстиции того государства, гражданином которого было лицо в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц (например, лицо не имело гражданства ни одного договаривающегося государства или вообще не имело гражданства или гражданство его неизвестно и пр.) - учреждения юстиции по месту жительства. В порядке исключения дело может быть рассмотрено учреждениями юстиции любого договаривающегося государства в отношении гражданина другого государства при наличии двух условий:

1) проживающие на территории этого государства лица ходатайствуют о признании этого гражданина безвестно отсутствующим или умершим;

2) интересы ходатайствующих лиц основаны на законодательстве данного государства. Положения о компетенции дополнены коллизионной нормой о применении закона суда - lex fori: компетентные учреждения юстиции при рассмотрении дел о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим или дел об установлении факта смерти применяют законодательство своего государства.

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Комментарий к статье 1195 Гражданского Кодекса РФ

1. Коммент. ст. впервые в российском законодательстве вводит легальное понятие личного закона физического лица, которое ранее существовало только в российской теории международного частного права и в национальном законодательстве ряда государств, а также в некоторых двусторонних международных соглашениях о правовой помощи. Введением коллизионной формулы личного закона устранен пробел в отечественной регламентации таких отношений, тогда как ранее, например, российский суд, разрешая дела, касающиеся правоспособности иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся за границей, не имел возможности ни применять иностранное право, поскольку отсутствовала необходимая коллизионная норма, обеспечивающая привязку к нему рассматриваемого отношения, ни обратиться к российскому материальному праву в силу неприменимости принципа национального режима (см.: Международное частное право: Учеб. / Под ред. Т.К. Дмитриевой. М., 2008. С. 197).

Определение правоспособности, дееспособности, права на имя и т.п. физического лица путем установления его личного закона отражает современную тенденцию доктрины международного частного права и позволяет не предусматривать в последующих статьях части третьей ГК коллизионные привязки для российских граждан, иностранцев или лиц без гражданства.

2. В мировой практике выработано два основных подхода при определении личного закона физического лица. При первом подходе, который присущ государствам континентальной Европы и государствам СНГ, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (lex patrio). Если же лицо не имеет гражданства или, напротив, имеет двойное или несколько иностранных гражданств, то его личный закон определяется по общему правилу по законам страны, в которой это лицо имеет место жительства (lex domicili). Для государств общего права, государств Латинской Америки, некоторых государств Европы характерен иной подход, при котором личный закон физического лица определяется, во-первых, правом государства его места жительства; во-вторых, при отсутствии определенного места жительства - правом страны места пребывания и, наконец, при наличии места жительства физического лица в нескольких странах может учитываться гражданство физического лица.

Нетрудно заметить, что при определении личного закона физического лица коммент. ст. придерживается первого подхода: "Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет". Это позволяет достичь большей ясности в определении правового статуса индивидуума, поскольку в отличие от места жительства гражданство, как правило, и более формально, и более стабильно. Вместе с тем нельзя не признать, что в настоящее время происходит взаимное проникновение этих двух подходов, приводящее к смешанной системе личного закона.

3. В п. 2 коммент. ст. регламентируется случай, когда лицо наряду с российским гражданством имеет еще и иностранное гражданство. Конституция допускает, что российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства в силу федерального закона или международного договора (ч. 1 ст. 62). Закон о гражданстве содержит понятие двойного гражданства как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 3), а ст. 6 указывает, что гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. Такая регламентация отношений означает, что приобретение гражданином Российской Федерации иностранного гражданства допустимо и не противоречит законам Российской Федерации, однако отношение такого гражданина с Россией, в том числе и установление его личного закона, определяется только российским законодательством, а принадлежность к гражданству другого государства не принимается во внимание.

4. Пункт 3 коммент. ст. впервые появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК, представляет собой одностороннюю коллизионную норму и, как уже не раз отмечалось в юридической литературе, отражает стремление увязать два существующих подхода в определении личного статуса физического лица - гражданства и места жительства. В изъятие из общего правила об определении личного статуса на основе права страны гражданства иностранные граждане, т.е. физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, проживающие (имеющие место жительства) в Российской Федерации, имеют личным законом российское право. В гражданском законодательстве Российской Федерации установлено, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). Доказательством постоянного или преимущественного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации является наличие у него разрешения на временное проживание или вида на жительство.

По Закону о правовом положении иностранных граждан разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет; по окончании срока действия вида на жительство его срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8).

5. Пункт 4 коммент. ст., как и предыдущий, появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств, но при обязательном отсутствии у него российского гражданства личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Семейный кодекс РФ, принятый ранее, содержит иное правило: при наличии у лица гражданства нескольких государств условия заключения брака для него определяются по его выбору согласно праву одного из этих государств (ст. 156).

В мировой практике при определении личного закона лица, имеющего гражданство нескольких государств, используются две коллизионные привязки: либо это право страны, в которой это лицо имеет место жительства (например, Венгрия, Румыния), либо право страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь (например, Австрия, Италия, Турция).

6. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Личным законом такого лица считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства, т.е. место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК). Постоянное или преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было. (См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй и третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.И. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2008. С. 38.)
7. Пункт 6 коммент. ст. посвящен определению личного закона беженца. Согласно Закону о беженцах беженцем является лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе либо политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1). Лицо признается беженцем в порядке, установленном Законом о беженцах, и ему выдается удостоверение беженца, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Поскольку беженцы вынужденно покинули страну своего гражданства и по объективным причинам утрачивают с ней связь, то п. 6 коммент. ст. вполне обоснованно устанавливает, что их личным законом считается право страны, предоставившей убежище.

Правовому статусу беженцев посвящена Конвенция о статусе беженцев и Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., а также Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

От беженцев следует отличать лиц, получивших временное убежище, которое предоставляется иностранному лицу или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцами, но из гуманных соображений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Таким лицам выдается свидетельство установленной формы. Личный закон таких лиц будет определяться не п. 6 коммент. ст., а либо п. 3, либо п. 5 в зависимости от того, является ли такое лицо иностранцем или апатридом.