Формы осуществления функций государства. Правовые формы осуществления функций

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в своей деятельности различ­ные методы.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действо­вать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государ­ственные органы и должностные лица работают, какие юри­дические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с пись­мами и заявлениями граждан и т.п.

Основными правовыми формами осуществле­ния функций государства по первому критерию являются (см. приложение схема №3) . (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.:Зерцало, 1998,с.209) :

    законодательная;

    управ­ленческая (исполнительная);

    судебная;

    контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании пред­ставительными и законодательными органами законов, обязатель­ных для исполнения всеми государственными органами, общест­венными объединениями, органами местного самоуправления, долж­ностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные за­коны наделено Федеральное Собрание - парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представ­ляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реа­лизацию органами исполнительной власти (государственного управ­ления) функций государства в сферах развития экономики и куль­туры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

От управленческой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций го­сударства путем осуществления правосудия всеми звеньями су­дебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функ­ций государства посредством действия всех разновидностей госу­дарственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Россий­ской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокуро­ром РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей спосо­бов и средств служит целям реализации функций государства.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имею­щая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внеш­ним признакам деятельность органов государства по осуществ­лению его функций (см. приложение схема №4) .. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государст­во использует право для выполнения своих задач и функций. Сооб­разно этой классификации в работе всех звеньев механизма госу­дарства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть - ор­ганизационная.

Деление форм осуществления функций государства на право­вые и организационные не означает умаления или тем более отри­цания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Од­нако далеко не все организационные формы - правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государ­ства понимается однородная по своим внешним признакам (ха­рактеру и юридическим последствиям) деятельность государ­ственных органов, связанная с изданием юридических актов. Со­ответственно этому к правовым формам реализации функций госу­дарства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность , которая, в свою очередь, подразделяется на:

    оперативно-исполнительную деятельность;

    правоохранительную деятельность.

Правотворческоя деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменителъная деятельность - это деятельность го­сударственных органов по выполнению законов и подзаконных нор­мативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются опера­тивно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних во­просов управления делами общества властную, творческую испол­нительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов приме­нения норм права, служащих основанием для возникновения, из­менения или прекращения правоотношений.

Правооохранительная деятельность - это форма осуществ­ления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от наруше­ний, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обя­занностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушен­ного права, реализации юридической ответственности лица, совер­шившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличают­ся чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внеш­ним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельно­сти государственных органов по осуществлению функций государ­ства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хо­зяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государствен­ного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это опера­тивно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по матери­альному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повсе­дневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (напри­мер, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой ин­формации и т. д.) (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.209-210).

Вывод по третьему вопросу: Научное и практическое значение рассмотренных выше классификаций со­стоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма госу­дарства по выполнению его функций, тесно соотносится с принци­пом разделения властей.

Процесс реализации функций государства предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность – это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.

Исполнительно-распорядительная деятельность – этоповседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характе­ра, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контро­лируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению предписаний правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

Правоохранительная деятельность – это исполнительная правоприменительная деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.

Функции государства реализуются посредством определенных методов, т.е. приемов и способов. Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – экономическое прогнозирование, экономическое планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Тема 2.2. Механизм государства

1. Понятие и структура механизма государства.

Государственный механизм - это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

Элементы механизма государства

1. государственный аппарат (основной элемент; системы государственных органов)

2. государственные предприятия (коммерческие)

3. государственные учреждения (социально-культурные; образования)

4. партия парламентского большинства

Вне механизма государства (входит в политическую систему, но в управлении делами государства не участвуют):

Коммерческие организации

Иные политические партии

Общественные организации

Иностранные государства

Международные организации

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую и правоприменительную деятельность.

В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

- Публично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер).

- Нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами.

- Объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка Правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа).

- Обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

Структурированность

Профессиональная подготовленность сотрудников

Бюджетное финансирование

Государственный орган - создаваемый в установленном порядке, обладающий внутренней организационной структурой, состоящий из профессионально подготовленных сотрудников, осуществляющий свои полномочия посредством принятия нормативных или вынесения индивидуальных правовых предписаний структурный элемент механизма государства.

При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим выделяются следующие критерии классификации государственных органов:

1) По способу образования:

Выборные (представительные),

Назначаемые (производные).

Формирование представительных органов осуществляется путем выборов, в которых могут принять участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность).

Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначения на должность сотрудника). В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума.

Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

2) По времени действия:

Постоянные (не ограниченные сроком действия),

Временные (ограниченные сроком действия).

Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации).

Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того, как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции, создается специальный орган – Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае, если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

3) По функциональному назначению :

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные;

Надзорно-контрольные и т.д.

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных актов (законов), обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся Федеральное Собрание России, а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве. К исполнительным органам в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам, связанным с разрешением спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений. К судебным органам государственной власти в Российской Федерации относятся: на федеральном уровнеКонституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд; на региональном уровне – Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации; арбитражные суды субъектов Российской Федерации; на местном уровне – городские (районные) суды общей юрисдикции.

Надзорно-контрольные органы государственной власти осуществляют надзорно-контрольную деятельность за соблюдением требований законности во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и, прежде всего, в правоприменительной сфере, связанной с государственным принуждением. К надзорно-контрольным органам в Российской Федерации относятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, местные (городские, районные прокуратуры), а также специализированные (отраслевые) органы прокурорского надзора (военная прокуратура, транспортная прокуратура и т.д.). Счетная палата?

Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица - представители государственной власти – государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

4. В зависимости от функции государства:

Экономические

Социальные

Правоохранительные

5. в зависимости от порядка принятия решения:

Коллегиальные

Единоначальные

6. В зависимости от состава:

Коллективные - министерства

Единоличные - Президент

5. по сфере действия:

Общегосударственные

Региональные

2.Государственный аппарат: понятие, принципы организации и деятельности.

Важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц - представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

Свойства государственного аппарата как системы управления:

1. эффективность (затраты – риски – результат);

2. физическая неоднородность и большое число элементов;

3. связи (координации и субординации);

4. эмергентность системы государственного управления (несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системе в целом);

5. иерархия;

6. многофункциональность;

7. гибкость;

8. адаптация;

9. живучесть (способность изменять цели и параметры функционирования при отказе или повреждении элементов);

10. надежность (постоянное качество);

11. безопасность;

12. стойкость (способность выполнять функции при выходе параметров внешних условий за допуски);

13. уязвимость (коррупция, риск, непрофессионализм);

14. устойчивость (способность возвращаться в исходное состояние).

В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего государства, гарантируется и санкционируется всем государством. Иными словами, власть государства суверенна в том смысле, что обладает приоритетом (верховенством) по отношению ко всем другим видам власти и в этом смысле является неделимой.

Разделение власти рассматривается в двух смыслах: как разделение управленческого труда и как разделение объема властной компетенции.

В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью. Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

Законодательная,

Исполнительная,

Судебная.

В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе для тоталитарного).

Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 года.

В России, свое официальное признание в качестве гаранта стабильности конституционного строя, предпосылки и условия формирования правового государства механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Ст. 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Взаимодействие законодательной (в лице Федерального Собрания) и исполнительной (в лице Президента и Правительства) ветвей власти предполагает, что законотворчеством, как видом властной деятельности, занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, однако, для того, чтобы принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон вступил в юридическую силу, он должен быть подписан Президентом. В том случае, если последний не делает этого (налагает вето), закон юридическую силу приобрести не может – вступает в действие сдерживающий фактор. Вместе с тем, если при повторном голосовании за отклоненный закон проголосует квалифицированное большинство парламентариев (2/3 от представителей обеих палат), вето считается преодоленным и Президент обязан подписать закон – фактор противовеса.

Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

Принцип единства и разделения государственной власти обуславливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти, в свою очередь, предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

3. Должностное лицо как субъект властных полномочий.

Должностное лицо – сотрудник, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Должностные лица - представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем, должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. При этом, превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

Наряду с представителями государственной власти - профессиональными чиновниками, существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения и т.д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами начальников (командиров).

Тема 2.3. Политическая система общества


| | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства :

Правотворческая - подготовка и издание нормативно-правовых актов;

Правоисполнительная -работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная - властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы (или организационные) охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (заставляет).

3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится вы-годной для субъекта, ее исполняющего).

Выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Также можно выделить:

· централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства)

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, цен-трализованно);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально соз-данная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, госу-дарство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государст-ва или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для оз-накомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересова-ны в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции.Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).


41. Источник (форма) права: проблемы определения понятия и виды.

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай .

Судебный прецедент – решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты – мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) положены в основу решения юр. дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских государствах созданные в XII–XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юр. значение.

Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.

Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо, отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).


Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая – право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая – право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта;

б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия;

г) право на принудительное исполнение обязанности.

Юридическая обязанность - предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

Совершение конкретных действий (активное поведение);

Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.


43. Государственный орган: понятие, характеристика, классификация

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

По способу возникновения :

Первичные;

Производные.

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий:

Местные.

По широте компетенции :

Общей компетенции; (Н-р, Правительство)

Специальной компетенции (министерство финансов, министерство юстиции и др.).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Исполнительные органы Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной.

Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, – вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней – охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности.

Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, и не являются государственными органами.


Похожая информация.


Правовые формы осуществления функций.

1. Правотворческая деятельность – эта форма осуществления функций государства путём создания правовых норм, их изменению и отмене. Особое место в правотворчестве занимает законодательная деятельность высших органов государственной власти. На базе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, - законов – складывается как правотворческая, так и правоисполнительная деятельность всœех остальных органов государства.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повсœедневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (к примеру, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов состоит по сути в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всœех случаях – защите прав и интересов личности.

Правовые формы не исчерпывают всœех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всœего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повсœедневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (к примеру, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Правовые формы осуществления функций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовые формы осуществления функций." 2017, 2018.

Введение

1. Функции государства

1.1 Функции государства и их классификация

1.2 Формы и методы реализации функций государства

2. Аппарат (механизм) государства

2.1 Основныепонятияаппарата(механизма)государства

2.2 Признакимеханизмагосударства

2.3 Структурагосударственногоаппарата

2.4. Принципыфункционированиягосударственногоаппарата

3. Государственные органы

3.1 Государственный орган. Признаки и классификация

3.2 Главагосударства

3.3 Исполнительныеорганы

3.4 Законодательные(представительные)органы

3.5 Судебныеорганы

4. Бюрократия и бюрократизм

4.1 Разграничениепонятийбюрократияибюрократизм

4.2 Концепция бюрократии Макса Вебера

4.3 КонцепциябюрократииКарлаМаркса

4.4 Имперскаямодель бюрократии

4.5 Реалистичнаямодельбюрократии

4.6 Бюрократизм

Заключение

Списоклитературы


Введение

Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.

Целью данной работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своей работе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования. Третья часть работы посвящена основным государственным органам в механизме государства. И, наконец, в заключение своей работы я рассмотрю феномен бюрократии и её побочного эффекта бюрократизма.


1. Функции государства

1.1 Функции государства и их классификация

Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. В современной юридической теории существует несколько критериев классификации функций государства. Это обосновано и научной и практической целями. Нельзя особо выделить тот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различными целями и отражают разные стороны функционирования государства. Рассмотрим основные критерии классификации:

1. По сферам общественной жизни выделяют политическую, социальную, экономическую, духовную, экологическую.

2. По принципу разделения властей: законодательную, управленческую, судебную, информационную.

3. По способу осуществления: регулятивные и охранительные.

4. По степени социальной важности: основные и неосновные.

5. По продолжительности: постоянные и временные.

6. По сферам политической направленности: внутренние и внешние, которые в свою очередь также подразделяются:

– Внутренние на: поддержание существующего государственного и общественного строя, защита господствующего класса, экономические, налогообложение, финансовый контроль, социальные, духовные, политические, экологические, защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

– Внешние на: содействие по обеспечению международного мира, защита государственной границы и территории, межгосударственное экологическое, экономическое и политическое сотрудничество.

Как видно из вышеизложенного, некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимости от конкретного применения меняется и форма их реализации. Нельзя так же сказать, что все перечисленные функции характерны для всех абсолютно государств, по мере развития каждого государства в зависимости от конкретно исторических условий некоторые из них становятся более важными по сравнению с другими. Исходя из этого, можно выделить четыре основные функции, которые выполняет любое государство:

Экономическая, т.е. развитие экономики как внутри государства, так и установление международных экономических связей;

Политическая, т.е. обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне, защита государственного суверенитета;

Социальная, т.е. обеспечение достойного уровня жизни всего населения, охрана прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей людей и т.п.;

Идеологическая, т.е. поддержка науки, культуры, образования, а так же политической, религиозной, нравственной идеологии;

В свою очередь Нерсесянц В.С. рассматривая в своей работе функциональную деятельность государства, отмечает что «…государство – это не организация для решения экономических, культурных, экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика», и далее замечает «Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей».В связи с этим он выделяет в качестве основных функций:

Правоустановительная функция, т.е. установление всех источников и норм действующего права;

Правореализаторская функция, т.е. претворение в жизнь установленных норм права;

Правозащитная функция, т.е. установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;

Внешнегосударственная функция, т.е. осуществление внешнего суверенитета государства;

Можно отметить, что первые три функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда как четвертая отвечает за отношения государства с внешним миром.

С развитием человечества у государства могут появляться и новые функции так, например, во второй половине XXвека добавилась экологическая. Деятельность человека поставила под угрозу существование жизни на земле и именно на государство возложена задача по контролю за состоянием окружающей среды.

Таким образом, можно сказать, что определять критерии классификации функций государства нужно исходя из того, какие конкретно при этом преследуются цели.

1.2 Формы и методы реализации функций государства

Все функции государства реализуются в определенных формах и определенными методами. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются:

1. Деятельность основных звеньев механизма государства, именно специфические виды г осударственной деятельности, а не деятельность негосударственных организаций. Такими формами являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность.

Рассмотрим основные специфические виды государственной деятельности.

Законодательная деятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительными органами законов, обязательных для исполнения.

Управленческая или исполнительная деятельностьпредставляет собой основанное на законах оперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность- это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнением действующих законов.

Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.

2. Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различают:

a) Правовые формы

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридических актов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.

Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.