Критерии оценки качества окружающей природной среды. Критерии оценки окружающей среды

В экологическом проектировании используют экологические критерии, нормы и стандарты.
Экологические критерии - признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений.
В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:

  • природозащитные (условие - сохранение целостности экосистемы, популяции, вида);
  • антропоэкологические (воздействие на человека);
  • эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
  • эколого-социальные (воздействие на социум);
  • эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);
  • качества окружающей среды - признаки, по которым производится оценка качества природной среды и отдельных компонентов и элементов ландшафтов.
При экологическом нормировании используют различные виды экологических критериев. Результатом экологического нормирования является установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие - установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.
Экологический стандарт - количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ресурсов.
Стандарты качества окружающей среды являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.
В РФ существует следующая программа постоянно обновляющихся стандартов:
  • охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);
  • рационального использования и охраны недр (Недра);
  • охраны и использования почв (Почвы);
  • улучшения использования земель (Земли);
  • охраны и использования вод (Гидросфера);
  • охраны атмосферы (Атмосфера);
  • рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);
  • охраны флоры (Флора);
  • охраны фауны (Фауна).
Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транспорта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.
Государственные стандарты - государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и определяющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием.
Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы XX в., завершилась разработкой стандарта:
  • ГОСТ 17.0.0.01-78. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Вся система государственных стандартов представлена следующими группами:
  • ГОСТы 17.5.. посвящены вопросам охраны литосферы, включая правила и нормы землепользования, рекультивации, гидролесомелиорации и т.д.;
  • ГОСТы 17.6.. направлены на охрану, защиту и восстановление лесов, охрану прочей флоры, не относящейся к сельхозкультурам;
  • ГОСТы 17.8.. посвящены вопросам ландшафтоведения, охраны и классификации ландшафтов;
  • стандарты группы ГОСТ 12. устанавливают ПДВ/ВСВ, ПДС/ ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, пределы допустимых уровней физического загрязнения и радиационного воздействия;
  • ГОСТы 17.1.. регламентируют вопросы охраны гидросферы и водопользования;
  • ГОСТЫ 17.2.. регламентируют охрану атмосферного воздуха,
  • выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • ГОСТы 17.4.. включают вопросы охраны почв от загрязнения,
  • уничтожения, воздействий, способствующих их деградации,
  • методы повышения плодородия и др.
В систему экологических нормативов и стандартов входят:
  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы использования природных ресурсов;
  • нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду;
  • экологические стандарты;
  • нормативы санитарных и защитных зон.

Еще по теме 3.4.Экологические критерии и стандарты:

  1. Опасность деятельности предприятия для окружающей среды и населения как критерий обязательности экологического аудита
  2. Производственные стандарты и стандарты контроля качества продукции
  3. Третий этап: золотослитковый стандарт ((Великобритания и США), золотодевизные стандарты остальных стран, 1926-1931г

Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

Антропоэкологические (воздействие на человека);

Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

Эколого-социальные (воздействие на социум0;

Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);

Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

Нормативы качества ОС;

Нормативы использования ПР;

Нормативы ПДВ на ОС;

Экологические стандарты;

Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы качества ОС, допустимого воздействия, использования ПР

Стандарты качества ОС определяются тремя группами нормативов.

В первую группу входят санитарно-гигиенические нормативы: нормы ПДК вредных веществ в воздухе, воде и почве.

Вторую группу нормативов составляют нормативы ПДВ и ПДС, ПДУ вредных физических воздействий, разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов, т.е. требования к источнику вредного воздействия.

Третью группу составляют нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. Эта группа включает такие нормативы как:

Регламентирование рац. использования ПР (нормативы изъятия ПР)

Разрешение на землепользование и лесопользование;

Установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

Строительные и градостроительные правила;

Нормативы санитарно-защитных зон;

Экол. требования к технике, технологии, продукции;

Требования к эколог. обоснованию хоз. деятельности;

Лицензирование экол. деятельности.

Оценка воздействия хозяйственной деятельности на ОС

Принципы ОВОС

ОВОС можно рассматривать с трех позиций:

Как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;

Как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;

Как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.

Основной принцип , общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности . Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.

Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:

Альтернативы потребностей

Виды деятельности

Местонахождение проекта

Производственные процессы

Время выполнения проекта

Ресурсы

Способы удаления отходов

Эстетическое воздействие.

Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы

Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами :

- интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;

- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;

- достоверности – ОВОС проводится очень детально;

- сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;

- совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.

- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.

Процедура ОВОС

Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.

В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:

1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.

2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Заказчик

В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.

Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.

Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».

В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.

Результатами ОВОС являются:

Информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Понятие ЭкЭ

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.

Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).

Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.

ЭкЭ устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.

Виды ЭкЭ

В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ) .

Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.

ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.

Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.

Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ

Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.

ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Человек в процессе своей деятельности до 80 % своего времени проводит в закрытом помещении и около 20 % - на открытом воздухе. Поэтому оценка окружающей среды должна проводиться по критериям, характеризующим состояние как внешней окружающей среды, так и внутренней (помещения промышленных и гражданских зданий). Не вызывает сомнений, что между указанными средами имеется теснейшая связь (рис. 1.3).

Оценка качества окружающей природной среды проводится на основании установленных нормативов. Чем меньше пороговая величина нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Однако более высокое качество требует, соответственно, больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня общества имеют тенденцию к ужесточению.

Соблюдение установленных норм качества окружающей среды обеспечивает:

  • экологическую безопасность населения;
  • сохранение генетического фонда человека, растений, животных;
  • рациональное использование и воспроизводство природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Рис. 1.3.

В основу нормативов качества положены три показателя (рис. 1.4):

  • 1) медицинский - санитарно-гигиеническое назначение (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
  • 2) технологический - экологическое назначение (способность технически и экономически обеспечить выполнение установленных нормативов);
  • 3) научно-технический - вспомогательное назначение (наличие и возможности средств контроля величин, установленных нормами).

Медицинский показатель нормирует предельные допустимые значения параметров, негативно влияющих на человека и его окружение. В первую очередь сюда относятся предельно допустимая концентрация вредных веществ и предельно допустимый уровень вредных физических воздействий. Как уже говорилось, предельно допустимая концентрация (ПДК) - это количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном или временном контакте за определенный период времени практически не влияет на здоровье человека и его потомство. В последнее время при определении ПДК учитывают не только воздействие на человека, но и на биоту в целом. ПДК не являются раз и навсегда установленными нормами: по мере развития общества их количество увеличивается, значения уточняются.


Рис. 1.4.

В основу токсикологической характеристики технологических процессов положены рекомендаций по изменению производственных процессов для уменьшения или исключения количества вредных выделений, санитарно-технические требования к планировке производственных помещений, технологическому оборудованию, в том числе очистному, а в случае необходимости и к индивидуальным средствам защиты. Данные требования и рекомендации основаны на понятии предельно допустимой концентрации вредных веществ в различных средах.

Воздушная среда:

ПДК р1 - предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны , мг/м 3 . Это такая концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в пределах 8 часов в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболеваний или обнаруживаемых современными методами исследования отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующего поколений (рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих);

ПДК сс - предельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест, мг/м 3 , - концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

ПДК мр - предельно допустимая максимальная разовая концентрация веществ , мг/м 3 , - концентрация, не вызывающая при вдыхании в течение 20-30 мин рефлекторных реакций в организме человека (при том, что возникновение таких реакций зависит не только от содержания вещества в воздухе, но и от длительности вдыхания).

В настоящее время определены предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе для более чем 500 веществ. Значения ПДК мр и ПДК сс для наиболее часто встречающихся в атмосферном воздухе примесей приведены в табл. 1.4. В правой крайней графе таблицы приведены классы опасности веществ: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высокоопасные, 3 класс - умеренно опасные и 4 класс - малоопасные. Эти классы разработаны для условий непрерывного вдыхания веществ без изменения их концентрации во времени. В реальных условиях возможны значительные увеличения концентраций примесей, способные в короткий интервал времени привести к резкому ухудшению состояния человека.

Таблица 1.4. Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест

Водная среда:

ПДК в - предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования , мг/л. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

ПДК^ - предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей. Это предельный уровень загрязнения для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение мг/л.

Кроме того, установлены следующие интегральные показатели для воды в водоемах:

БПК - биохимическая потребность в кислороде - количество кислорода, использованного при биохимических процессах окисления органических веществ (исключая процессы нитрификации) за определенное время инкубации пробы (2, 5, 20, 120 суток), мг/л воды (БПК^ - за 20 суток, БПК $ - за 5 суток);

ХПК - химическая потребность в кислороде , определенная бихро- матным методом, то есть количество кислорода окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, мг/л.

По отношению БПК/ХПК судят об эффективности биохимического окисления веществ.

ПДК п - предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы , мг/кг. Эта концентрация не должна вызывать отрицательного прямого и косвенного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы;

ПДК пр (ДОК) - предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания , мг/кг.

Если величина ПДК в различных средах не установлена, то действует временный гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) - временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на срок не более 2-3 лет. Для токсичных веществ безопасная концентрация может быть определена в долях единицы:

где с - фактическая концентрация вещества в среде, с пдк - предельно допустимая концентрация.

Различные вещества могут оказывать сходное неблагоприятное (однонаправленное) воздействие на человека или его окружение. Например, существует эффект суммации для диоксида азота и формальдегида, фенола и ацетона, этанола и целой группы органических веществ. В этом случае степень влияния нескольких веществ S определяется так:

где с, с пдю. - соответственно, фактическая и предельно допустимая концентрация /-го вещества.

Если S > 1, то общее загрязнение превышает допустимые нормы.

Пример: допустим, что в воздухе концентрация фенола с. = 0,345 мг/м 3 , ацетона с ац = 0,009 мг/м 3 , а с^. = 0,35 мг/м 3 , с ПДКац = 0,01 мг/м 3 . Таким образом, для каждого из веществ указанное соотношение меньше 1:

но поскольку эти вещества обладают эффектом суммации, то общее загрязнение фенолом и ацетоном превысит предельно допустимое, так как

V I «44" 1ЩМЦ

Возможны случаи, когда источники выбросов и сбросов не превышают нормативов и ПДК отдельных, не однонаправленных загрязняющих веществ в окружающей среде, но в целом экологическая обстановка оценивается как критическая. Это происходит в случае усиления эффекта токсичности воздействия при взаимодействии различных веществ. Такой эффект называется синергизмом. Вопросы синергизма еще мало изучены, хотя необходимость этих знаний для защиты окружающей природной среды очевидна.

Технологический показатель определяет экологичность используемых технологий, применяемого сырья и готовой продукции. Его воздействие на окружающую среду определяют нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (НДАН). Эти нормативы устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду или на ее отдельные компоненты, и при их соблюдении обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и нормативы качества окружающей среды определяют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для воздуха и предельно допустимых сбросов (ПДС) для водных объектов. ПДВ и ПДС устанавливаются путем расчета с учетом технологических нормативов и фонового загрязнения окружающей среды.

В исключительных случаях, когда по объективным причинам нельзя установить ПДВ или ПДС (освоение на действующих предприятиях новых видов производств, реконструкция предприятий и т. п.)> вводят временные лимиты на выбросы - временно согласованный выброс (ВСВ), и сбросы - временно согласованный сброс (ВСС) вредных веществ и микроорганизмов. Лимиты устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов при условиях соблюдения технологических нормативов и наличия утвержденного плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Технологический показатель тесно связан с градостроительными нормами и прежде всего с санитарными территориальными разрывами. Технологический показатель обобщенно можно представить в виде схемы взаимоувязанных и взаимоподчиненных связей (рис. 1.5).


Рис. 1.5.

Третью группу нормативов - научно-технический показатель (см. рис. 1.4) составляют вспомогательные мероприятия, включающие нормативы терминологии, организационные и правовые нормативы.

Критерии экологической безопасности. Научная литература, различные рекомендательные и нормативные документы содержат множество частных критериев экологической безопасности. При этом часто невозможно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэтому возникает необходимость разработки и использования небольшого числа основных или интегральных критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объектов различного уровня - от экосферы в целом до индивидуума, отдельного человека.[ ...]

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ - см. критерий экологический.[ ...]

КРИТЕРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Вопрос о К.э. очень важен для экологического обоснования проекта, экологического планирования, прогнозирования, нормирования, экологической экспертизы, эколого-экономической оценки. К.э. может быть природозащитным (сохранение целостности экосистемы, вида организма, его местообита1 ния и т.д.), антропоэкологическим (воздействие на человека, на его популяции) и хозяйственным, вплоть до воздействия на всю систему «природа-общество» .[ ...]

Экологическая регламентация хозяйственной деятельности входит в концепцию экоразвития как важнейшая часть. Ее основой является принцип сбалансированного природопользования, согласно которому размещение хозяйственных объектов на определенной территории и их совокупная техногенная нагрузка на окружающую природную среду (природоемкость) не должны превышать экологической техноемкости территории, восстановительного потенциала ее экосистем, включая и население территории. Это принцип и соизмерение природных и производственных потенциалов (емкостей) выступают в качестве главных критериев экологического нормирования и оптимизации природоохранной деятельности.[ ...]

Из критериев экологического обоснования проекта на Западе и в Японии на первое место выдвигаются доказательства объективной оптимальности выбранного варианта размещения и проектных решений, экологическая безопасность (степень экологического риска) и соотношение между экономической выгодой и экологическими издержками хозяйственного начинания. Заключение экологической экспертизы является юридическим документом; эксперты несут полную юридическую ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, когда строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов. Если такой ошибки нет, то органы или лица, принимающие решение, либо безоговорочно соглашаются с выводами экспертизы, либо берут на себя всю полноту юридической и моральной ответственности за решение, идущее вразрез с выводами экспертизы.[ ...]

Выбор критериев экологической оценки состояния почв определяется спецификой их местоположения, генезисом, буферностью, а также разнообразием их использования.[ ...]

Выбор критериев экологической оценки состояния почв определяется спецификой их местоположения, генезисом, буферностью, разнообразием их использования и учетом площадей с различной степенью деградации почв. Для более полного представления о масштабе и степени загрязнения обследуемой территории необходимо выявление видов деятельности, вызывающих это загрязнение.[ ...]

В целом экологический аудит может быть как комплексным, так и узко профессионально ориентированным. Различают также внутренний экологический аудит (по инициативе самого природопользователя) и внешний (по требованию государственных или общественных органов). Критериями экологического аудита являются показатели природопользования, основанные на федеральных, территориальных и местных экологических требованиях. От ОВОС экологический аудит отличается тем, что не предполагает проведения натурных исследований и наблюдений, а ориентируется преимущественно на анализ материалов и документации, предоставляемой заказчиком. Кроме того, ОВОС обычно применяется на предпроектных и проектных этапах работ, а экологический аудит проводится на действующих предприятиях. От экологической экспертизы он отличается также ориентацией на анализ действующих, а не проектируемых объектов хозяйственной деятельности. Являясь добровольным, экологический аудит не несет нормативных и (или) запретительных функций. В то же время, если основной задачей экологической экспертизы, является оценка экологических последствий реализации проекта и его соответствия законодательным и нормативным актам, то задачи экологического аудита включают не только оценку реализации основных положений заключения экологической экспертизы, но и разработку конкретных природоохранных мероприятий, ориентированных на реальные условия производственной деятельности. Работы по экологическому аудиту осуществляются по заданию и за счет средств природопользователя небольшими группами специалистов в сжатые сроки .[ ...]

В списке критериев экологической оценки редкость объекта идет сразу же после разнообразия (Margules, Usher, 1981) и используется в схемах, рассматривающих весь ареал организмов [например, птиц (Fuller, Langslow, 1986) и беспозвоночных (Disney, 1986)] в разных странах [включая Шотландию (Idle, 1986) и Нидерланды (van der Ploeg, 1986)]. Подобно многим другим понятиям, связанным с разнообразием, у редкости нескольхо значений. С точки зрения моделей распределения видовых обилий редкие виды - это те, что попадают в несколько первых классов численности. Доля их уменьшается в рассмотренной последовательности от геометрического ряда до модели разломанного стержня (см. гл. 2). Но для специалистов по охране природы в список редких видов могут попасть и исчезающие, заслуживающие занесения в Красную Книгу, и мигрирующие (например, странствующий дрозд - Turd us migratori-us - в Британии), оказавшиеся далеко от своих естественных местообитаний, где они весьма обильны.[ ...]

Согласно «Критериям экологической безопасности», состояние природных вод и снежного покрова на месторождении можно признать «относительно удовлетворительным».[ ...]

В качестве критерия экологического состояния территории рекомендуется использовать площадь выведенных из землепользования угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вторичные засоление, осолонцевание, заболачивание).[ ...]

В качестве критерия экологического состояния территории рекомендовано использовать площадь выведенных из землепользования угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вторичное засоление, осолонцевание, заболачивание). К деградации почв способны привести такие процессы, как механическое удаление почвенного покрова при открытой добыче полезных ископаемых, строительных работах; провоцируемые человеком водная эрозия и дефляция.[ ...]

Унификация экологических критериев защиты природы определяет рациональный состав нормируемых показателей и свойств по всему комплексу природосберегающих и природоохранных мероприятий, реализуемых в различных сферах материально-технического производства. Мировой опыт глобального техногенно-антропогенного развития (в сферах производства промышленно развитых стран) выделяет в инженерно-экологическом аспекте три группы основополагающих критериев защиты природы: 1) критерии техногенных ограничений; 2) критерии антропогенных ограничений, 3) критерии экологического восстановления.[ ...]

Разработка экологических паспортов для принятия управленческих и хозяйственных решений, определяющих устойчивое развитие региона с учетом критериев экологической безопасности, осуществлялась сотрудниками Республиканского научно-исследовательского центра охраны атмосферного воздуха в Республике Казахстан впервые. В связи с этим в процессе разработки экологических паспортов отрабатывались концептуальные и методические основы проекта нового республиканского нормативного документа в области охраны окружающей среды - экологического паспорта города.[ ...]

Конкретными критериями экологической оценки состояния окружающей среды выступают требования здравоохранения и природоохранного законодательства. Соответствие условий окружающей среды этим критериям свидетельствует о благоприятном, а несоответствие - о неблагоприятном ее качестве со всеми вытекающими отсюда последствиями.[ ...]

Абакумов В.А. Экологические модификации и развитие биоценозов // Экологические модификации и критерии экологического нормирования.[ ...]

Существующие экологические нормы еще недостаточно «экологичны» и не отвечают требованиям сбалансированности. Нормы техногенных нагрузок и расчеты эмиссий должны базироваться не на максимальных инженерных ПДК, а на тех предельно допустимых уровнях и концентрациях, которые учитывают коллективные дозы, длительное последствие и критерии экологического риска.[ ...]

Биохимические критерии экологического нарушения основаны на измерениях аномалий в содержании химических веществ в растениях. Для квалификации критического экологического нарушения территории используются показатели изменения соотношения содержания токсичных и биологически активных микроэлементов в укосах растений с пробных площадок и в растительных кормах. В лесах распространенным токсикантом, воздействие которого на растения приводит к необратимым физиологическим и метаболическим нарушениям, является диоксид серы. Негативное действие тяжелых металлов на растения в основном связано с их проникновением в клеточные структуры с почвенным раствором. В целом же аэротехногенный путь посту-пления полютантов в растения через их ассимиляционные органы является определяющим деградацию лесных биогеоценозов в условиях воздействия выбросов горно-металлургических предприятий. Накопление металлов в ассимилирующих органах исследуемых растений увеличивается с увеличением уровней загрязнения среды их произрастания. Такая закономерность характерна только для тех металлов, которые являются приоритетными для состава выбросов металлургических предприятий. Другие металлы (не промышленного происхождения) распределяются по территории равномерно, и зависимостей их аккумуляции от зоны поражения растительности пока не найдено. Наиболее информативные биохимические показатели поражения лесных экосистем приведены в табл. 14.[ ...]

В табл. 10.14 представлены критерии экологического состояния радиоактивно загрязненной территории, определенные исходя из вышеназванных параметров (см. также прил. 25 - 29) .[ ...]

Для расчета индикаторов к критериям экологической сертификаци используются разные источники. Для части индикаторов информацию можно получить в справочниках, инструкциях, правилах, наставлениях, отчетах лесоустройства и литературных источниках. Для ряда индикаторов требуется дополнительный сбор данных с проведением исследований (в том числе и фундаментальных). Особую ценность для расчета индикаторов представляют научные сведения, полученные на основе длительных стационарных исследований.[ ...]

В гл. 7 в качестве основного критерия экологической безопасности территориальных комплексов было введено главное условие: техногенная нагрузка на территорию (природоемкость производства) не должна превышать экологической техноемкости территории (самовосстановительного потенциала природной системы).[ ...]

На наш взгляд, рекомендации по критериям нуждаются в серьезной доработке. Было бы целесообразным на основе предлагаемых показателей разработать единую иерархическую систему критериев экологического состояния территорий и исследовать их стахостические свойства.[ ...]

Количественные и качественные критерии экологической эффективности охраны окружающей среды. Методы оценки и прогнозирования экологической эффективности.[ ...]

Предприниматели стали учитывать критерии экологической безопасности в разработках проектов и планировании инвестиций. Население впервые получило объективную информацию о фактической экологической ситуации и прогнозе возможных неблагоприятных последствий реализации того или иного проекта, а также возможность отстаивать свои права на экологическую безопасность через суд.[ ...]

График темпа прироста для каждого критерия экологического состояния территории, в соответствии с полученными значениями коэффициента вариации, изображен на рис. 12: на абсциссе - значения;;р; на ординате - равные отрезки, обозначающие изменение цены экологической составляющей Д в-зк е вследствие негативного воздействия факторов окружающей среды.[ ...]

Для перехода к устойчивому развитию экологически безопасного производства должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных объектов и услуг. Система экологической сертификации должна включать такие направления, как технологические процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические услуги, объекты окружающей среды и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов необходимо ввести понятие «соответствие уровню технологии», которое существует в законодательстве многих стран. Это означает, что для различных технологий производства однородной продукции уровень выбросов (сбросов), а также потребляемых сырья, воды и энергии не должен превышать показателей, установленных в качестве предельно допустимых на данный период времени и приближенных к показателям новых технологических процессов.[ ...]

Однако наиболее информативные, надежные критерии экологической диагностики водной среды имеют неоспоримую перспективу и для оперативной оценки качества водной среды, и для его прогнозирования и управления.[ ...]

В табл. 4.12 приведены основные и дополнительные критерии экологической оценки состояния почв населенных пунктов и экспертно принятая параметрическая оценка показателей, позволяющая отнести почвы обследуемых территорий к зонам экологического бедствия и зонам чрезвычайной экологической ситуации.[ ...]

Важным является утверждение, что экономический оптимум экологических нарушений должен определяться не на множестве всех возможных нарушений, а лишь на множестве допустимых по социально-экономическим критериям экологических нарушений .[ ...]

В ходе исследования, во-первых, была выявлена зависимость изменения величины экологической составляющей в рыночной цене недвижимости от изменения параметра каждого критерия экологического состояния территории: чем меньше изменение параметра, тем значительнее его влияние на экологическую составляющую. Во-вторых, как показали практические расчеты, наиболее значимым критерием является качество воздушного бассейна, что особенно важно учитывать при решении вопросов финансирования природоохранных программ.[ ...]

В клетках обычно стоят номера описаний. В данном случае в двух из них находятся контрольные критерии экологической однородности выделенных единиц: Нт - средняя высота ели в 120-летнем древостое, м; Я - оценка активного богатства почвы (по Л. Г. Раменскому и др., 1956, балл, от.. . до)-pH -кислотность горизонта подстилки (Ао); С: N - отношение углерода к азоту в подстилке (Ао); В - степень насыщенности основаниями (%) почвообразующей породы (С).[ ...]

Содержащиеся в проекте нормативного акта понятия: были привязаны к международным нормам и правилам в части экологического аудита и означают следующее: экологический аудит определен как систематизированный, документированный процесс получения, изучения: и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления: независимой, вневедомственной проверки его соответствия: определенным критериям экологического аудита с представлением результатов заказчику.[ ...]

В настоящее время перед отечественной лесоводственной наукой стоит задача разработки методических подходов к обоснованию индикаторов и критериев экологической сертификации лесоводственных систем, а также систематизации имеющихся сведений, касающихся оценки изменений лесных экосистем на разных уровнях (в пространстве и времени).[ ...]

Почвы в силу своих природных свойств способны накапливать значительные количества загрязняющих веществ. Санитарно-гигиенический подход к выбору критериев экологической оценки почв (грунтов) населенных пунктов определяется, с одной стороны, возможностью переноса загрязняющих веществ в воздух и воды этих территорий, с другой - непосредственным влиянием отдельных показателей на здоровье населения. Влияние почвы на загрязнение воздуха и воды обследуемых территорий описывается показателями экологического состояния этих сред в соответствующих разделах.[ ...]

Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступают целостность, сохранность их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Наконец, для индивидуумов главным критерием безопасности является сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности.[ ...]

Будущий инженер столкнется в этой книге с новыми понятиями и подходами к проблемам технического освоения природы, в том числе и с доказательствами антиэкологичности техники и техногенеза. Экологический императив вынуждает изменить точку зрения на научно-технический прогресс и оценивать развитие техники и производства, экономический рост в первую очередь по критериям экологического риска. Если учебное пособие будет способствовать формированию экологического мировоззрения будущих специалистов, научит их соизмерять технический прогресс с выносливостью биосферы и рассматривать производственную деятельность с точки зрения законов живой природы, авторы будут считать свою задачу выполненной.[ ...]

Удельный выброс представляет собой массовый выброс загрязняющего вещества, приходящийся на единицу подводимой к топке энергии или на единицу сожженного условного топлива при нормальной мощности котла. Этот показатель служит критерием экологического совершенства энергетической установки, и его рекомендуется использовать в качестве основного параметра, регламентирующего выбросы вредных веществ в атмосферу от ТЭС.[ ...]

Современные крупные города представляют собой сложные урбосистемы, в пределах которых существуют зоны (районы) с преимущественным размещением в них промышленных предприятий, социальных объектов, жилых зданий, объектов озеленения (Мильков, 1973; Кучерявый, 1984; Владимиров и др., 1986; Боговая, Тео-доронский, 1990; Природный комплекс большого города..., 2000). Справедливо считается, что критерием экологического районирования территории крупного города может быть пригодность природных комплексов для того или иного вида человеческой деятельности. Состояние природно-техногенной среды оценивается по степени опасности условий жизнедеятельности населения. Наиболее опасным в городе является загрязнение воздуха, которое принимается как основа районирования. Сложившиеся масштабы нарушения окружающей среды - в значительной степени итог того, что около 0,5 млн различных химических веществ - продуктов «метаболизма» городов - поступают в окружающую среду (Фильваров, 1991).[ ...]

Знание и соблюдение законов развития природы в деятельности человека и общества имеет решающее значение и оценивается как императив. Проявляющиеся во взаимодействии общества и природы законы развития природы создают естественно-научные и философские основы разнообразной деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, в том числе в сфере права. Учет законов природы при планировании и осуществлении экологически вредной деятельности и их соблюдение должно служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости такой деятельности. Их знание и учет особенно важны при осуществлении таких правовых мер охраны природы, как нормирование предельно допустимых воздействий на природу, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, планирование мер по охране природы и др. Законы развития природы должны учитываться также при подготовке законопроектов об охране окружающей среды. Обспечение учета и соблюдение законов природы при принятии хозяйственных, управленческих и иных экологически значимых решений - одно из условий, методологическая основа выхода из экологического кризиса.[ ...]

Авторы проекта приводят обоснования принятых допущений, что является главной содержательной стороной процесса подготовки заявления (декларации) о предполагаемом воздействии на окружающую среду нового или реконструируемого объекта. Именно это обоснование является реперной точкой для экспертной группы, осуществляющей процедуру ОВОС. Объективность оценки повышается, если сценарии реализации проекта разбиваются на отдельные поэтапные кадры. Этот прием позволяет провести процедуру детальной ОВОС каждого из них и подготовить агрегированную информацию для общего заключения. В итоге осуществляется поэтапная экспертиза предлагаемых в проекте технических решений по критерию экологической безопасности и дается интегральная оценка будущему объекту как потенциальному источнику воздействия на природную среду и здоровье населения.