Образцы видов тестов. Разработка тестовых заданий по различным разделам образовательной области «технология

Любой тест представляет собой совокупность тестовых заданий . Тестовое задание – основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания, имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей.

С точки зрения разработчика тестовые задания имеют следующую структуру:

1. Инструкция .

2. Текст задания (в том числе предлагаемые варианты ответов) . 3. Правильный ответ .

Инструкция содержит указания, что надо делать испытуемому, как выполнять задание, где отмечать, как дописывать, сообщается общее время тестирования и т.д. Если тест имеет различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению новой формы задания. Задания в субтесте рекомендуется располагать по нарастанию трудности.

После инструкции в тесте располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания могут формулироваться как в утвердительной, так и в вопросительной форме и содержать или не содержать варианты ответов. Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

Тестовые задания подразделяются по типам, формам и видам. В пользу разнообразия форм тестовых заданий можно привести следующие доводы:

— задания разной формы делают процесс тестирования менее монотонным, отодвигают порог наступления утомления, и в тест можно поместить большее количество заданий, что увеличивает его надежность;

— для разных элементов содержания образования подходят разные по форме задания, поэтому сведение многообразия учебного материала к одной форме заданий заведомо делает подобные тесты не соответствующими содержанию обучения и, тем самым, менее качественными (даже при большом количестве заданий).

Перед рассмотрением различных видов тестовых заданий вспомним 4 уровня усвоения знаний, выделенных В.П.Беспалько .

I. Уровень знакомства с учебным материалом (ведущие познавательные действия – узнавание, распознавание, различение).

II. Уровень репродуктивного воспроизведения (воспроизведение учебной информации по памяти или смыслу в знакомой ситуации, действие по образцу).

III. Уровень воспроизведения в измененной ситуации (собственные примеры, ситуации из жизни) – основной уровень в школе.

IV. Уровень творческого применения знаний с формированием нового знания.

Соответственно четырем уровням усвоения знаний формируются и тестовые задания четырех уровней. Тем самым снимаются возражения некоторых педагогов по поводу примитивности и простоты тестовых заданий.

Тестовые задания I уровня представляют собой задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений, понятий. Учащемуся необходимо определить, относится отдельно взятый объект к данному классу (виду) или нет. Более сложная форма – «выборочный» тест, когда выполнение задания осуществляется в условиях «помехи», создаваемой сходными вариантами ответов. Часто в таких тестовых заданиях используются «неполные» ответы, с пропуском существенных деталей.

Тестовые задания II уровня нередко составляются как «тесты-подстановки», в них учащиеся должны воспроизвести слово, фразу, формулу или другой элемент знания, пропущенный в тексте. Более сложны «конструктивные» тесты, в которых ученик должен воспроизвести (сконструировать) требуемое в полном объеме. Новой информации из теста он не получит.

Тестовые задания III уровня специально разрабатываются для проверки определенных умений и содержат «типовые» вопросы и задачи. Обучающий эффект тестовых заданий третьего уровня состоит в том, что учащийся в ходе выполнения не просто повторяет уже отработанные действия, но преобразует их в связи с ситуацией.

Тестовые задания IV уровня выявляют умение учащихся ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях. Работая с такими заданиями, школьник приобретает новые знания и умения как следствие расширения и трансформации усвоенного.

По способу формулирования различают 6 основных видов тестовых заданийи 2 дополнительных .

Возможные типы и виды тестовых заданий представлены на рис. 1. За основу взята классификация тестовых заданий А.Н.Майорова .

Рис.1. Типы и виды тестовых заданий.

Помимо этого, любое из представленных на схеме тестовых заданий по форме выражения информации может быть:

вербальным , т.е. информация выражена словами;

невербальным – информация выражена рисунком, схемой, видеофрагментом, слайдом и др. подобными формами.

Выбор типа задания влияет на результаты обучения. Так, задания закрытого типа содержат варианты готовых ответов, из которых учащиеся должны самостоятельно выбрать правильный (правильные). Ответ на такое задание легко фиксировать и однозначно оценивать. В отличие от заданий открытого типа они содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Задания альтернативных ответов несут в себе максимальную подсказку; для повторения материала и для закрепления знаний они наиболее полезны.

Задания открытого типа предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких-либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверять любые уровни знаний, но их трудно однозначно оценить.

Задания закрытого типа

Тестовые задания закрытого типа имеют варианты готовых ответов на поставленный вопрос, и надо выбрать один (или несколько) правильных ответов из ряда предлагаемых. Все варианты ответов должны быть правдоподобными, но могут содержать типичные ошибки и затруднения.

1. Задания альтернативных ответов (АО).

К каждому заданию дается только два варианта ответов: «Да» или «Нет» («верно» – «неверно»). Испытуемый должен выбрать один из них.

Форма задания:

Утверждение 1 Утверждение 2 Утверждение 3 Утверждение 4 Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет

При составлении такого задания формулировать основной текст надо таким образом, чтобы не возникало возможности двусмысленного ответа (и «да», и «нет»).

Инструкция.

Задание. Квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет действительных корней

Варианты ответа:

а) да; б) нет.

В этом задании могут появиться двусмысленные ответы: «да» (не имеет), «нет» (у него нет действительных корней). И теми, и другими испытуемыми подразумевался один и тот же ответ. Задание необходимо переделать. Ниже приводится один из вариантов переделанного задания.

Инструкция. Выберите ответ «да» или «нет».

Задание. Квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом имеет действительные корни

Варианты ответа:

а) да; б) нет.

Ответ становится однозначным, но задание все равно составлено неудачно.

У одиночного задания альтернативных ответов (см. пример 2) очень высока вероятность угадывания правильного ответа (50%). Поэтому такие задания лучше использовать длинными сериями к одному элементу знаний (см. пример 3) – шансы дать верные ответы на 10 таких вопросов, уже невелики.

Инструкция. Выберите ответ «да» или «нет». (Если вы согласны с утверждением – «да», а если не согласны – «нет».)

Задание. Биосфера – это часть...

Варианты ответа:

Ответ : да – нет – нет – нет – да – нет.

Задания альтернативных ответов формулируются в форме утверждений, поскольку предполагают согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждениям.

Задания АО больше всего подходят для выявления знаний сложных определений, правил, проверки понимания сложных графиков, диаграмм, схем.

2. Задания множественного выбора.

Это самый распространенный вид заданий, применяемый в тестах достижений. Испытуемый должен выбрать один правильный (иногда – несколько правильных) ответ из предложенных вариантов, либо один (несколько) неправильных. Оптимально предлагать в заданиях данного вида 5 вариантов ответов, минимальное количество возможных вариантов ответа – 3, иначе возрастает вероятность простого угадывания.

Остальные варианты ответов – неправильные, но правдоподобные, – называются дистракторами (от англ. Distract –отвлекать). Неправильные ответы рекомендуется составлять на основе типичных ошибок обучаемых. Поиски правдоподобных однородных и оригинальных ответов составляют главную трудность для разработчиков.

Форма задания:

Вопрос (утверждение):

А. Вариант ответа 1

Б. Вариант ответа 2

В. Вариант ответа 3

Г. Вариант ответа 4

Д. Вариант ответа 5

Инструкция. Укажите номер правильного ответа.

Задание. К какой группе веществ относится серная кислота?

Варианты ответа :

1. Не электролит.

2. Слабый электролит.

3. Электролит средней силы.

4. Сильный электролит.

Ответ: 4.

Расположение в ответах характеристик силы электролита по степени возрастания (убывания) не приводит к потере времени при чтении, что более удачно в сравнении с хаотичной по этому признаку расстановкой ответов. Задания лучше формулировать в повествовательной форме.

Пример 5.

Инструкция. Выберите верный ответ.

Задание. Катер плывет по реке, скорость течения равна а , скорость катера в стоячей воде равна b . Какая из формул выражает время, затраченное катером, чтобы спуститься вниз по течению на 30 км и вернуться обратно? (Время стоянки не учитывать).

Варианты ответа :

а) ; б) ; в) ; г) .

Ответ: б).

Это хорошее задание для проверки знания формул и умения выполнять математические и другие познавательные операции. Выбрать верный ответ можно, только совершив определенные действия.

Инструкция. Выберите верный ответ.

Задание. Империя – это …

Варианты ответа .

а) большое государство.

б) государство, управляемое императором.

в) государство, состоящее из метрополий и колоний.

г) сильное государство.

д) недемократическое государство.

Ответ: в).

Строго говоря, согласно словарным определениям верен и ответ б). Но засчитывается только ответ в). Проверяющий получает искаженные данные о знаниях испытуемого. Верный ответ должен быть единственным. В варианте ответа б) слово «императором» можно заменить «царем».

3. Задания на восстановление соответствия.

В заданиях на восстановление соответствия испытуемому необходимо определить соответствия между элементами двух множеств. Элементами множеств могут служить как вербальные, так и невербальные формы выражения знаний (рисунки, графики, условные обозначения и др.)

Поскольку в таких заданиях существуют два ряда объектов, разумно один из них обозначать цифрами, а другой – буквами, что помогает избежать путаницы при выполнении заданий.

Этот тип заданий достаточно разнообразен по форме предъявления материала и может быть успешно использован по всем учебным предметам и предметным областям.

Инструкция. Соотнесите схемы и значения общего сопротивления цепи.

Варианты ответа:

1. 4,4 Ом
2. 4,5 Ом
3.~ 1,9 Ом
4.~ 7,3 Ом
5.~ 1,7 Ом
Ответ: I. II. III. IV. V. 3 1 2 5 4

У задания, приведенного в примере 7, есть существенный недостаток: для того, чтобы дать правильный ответ, совсем необязательно вычислять сопротивления всех 5 схем. Достаточно вычислить 4 сопротивления, а пятой схеме поставить в соответствие оставшееся пятое численное значение.

Инструкция. Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Задание. Кто написал?

Варианты ответа:


Это задание неудачное по двум причинам. Слишком короткая и некорректная формулировка вопроса, что требует дополнительных пояснений. Но главное, каждому произведению поставлен один автор, и при 4-х правильных ответах пятый ответ будет неизбежно правильным. Лучше подобное задание предложить в следующем варианте.

Инструкция. Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в списке (оставьте незаполненной графу напротив книги, автор которой не указан в левом списке).

Ответ: Г, А, Б, – , – , В.

Предъявление списков неравной длины уменьшает вероятность угадывания правильного ответа.

Заданиям на соответствие, как и альтернативным заданиям, присущ недостаток – опасность тривиального тестирования. Знание автора произведения является не столь важным (но все-таки необходимым) по сравнению с умениями анализировать произведение или выразить свое отношение к его проблематике.

Поэтому задания на восстановления соответствия используют для быстрой проверки знания фактов, событий, дат, персоналий, формул, наличия умений и навыков в конкретной области. Это могут быть:

— список растений (животных) и таксономический ряд – в биологии;

— слова и соответствующие части речи или орфограммы и пр.– в филологии;

— даты, события, личности и др. – в истории;

— формулы, правила, законы и конкретные случаи их применения – в точных науках;

— причинно-следственные связи, субъект-объектные отношения и т.п. – в психологии, философии, социологии;

Все выше названные вербальные элементы знаний могут быть соотнесены с невербальными (звуковыми и видеофрагментами, рисунками, фотографиями, картами и т.п.).

При составлении заданий на восстановление соответствия необходимо соблюдать также следующие требования:

1) Элементы каждого из двух множеств должны быть выбраны по одному основанию.

2) Число элементов одного списка не должно превышать 10.

3) Оба списка необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

4. Задания на восстановления последовательности.

Эти задания можно рассматривать как вариант заданий на восстановление соответствия с одной особенностью: нужно перечислить поданное в списке в правильной последовательности. Тестовые задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. Элементы, связанные с определенной задачей, приводятся в заданиях в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте.

Пример 10.

Инструкция. Расположите в правильной последовательности (в столбце ответов поставьте соответствующие буквы).

Задание. Расположите этапы зародышевого развития позвоночных животных в правильном порядке:

Варианты ответа:

Правильный ответ :

1. Б.
2. А.
3. В.
4. Д.
5. Г.

Задания на восстановление последовательности незаслуженно редко используются в тестировании. Это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая краткостью и простотой проверки, экономит время работы и составителя, и испытуемого.

Данные тестовые задания подходят для любого предмета, где присутствуют алгоритмическая деятельность, анализируются временные события, логика исследования. Это может быть:

— порядок технологических операций, спортивных действий – в технологических дисциплинах и спорте;

— восстановление временных последовательностей событий;

— этапы словообразования и т.п. для уроков русского (иностранного) языка;

— последовательность анализа художественного произведения для уроков литературы;

— алгоритмы решения задач для точных наук, логика исследования объектов (явлений);

— этапы развития философской мысли в философии и многое др.

Следует отметить очень низкую вероятность угадывания верных ответов.

5. Задания группировки.

Данная форма тестового задания является модификацией заданий на восстановление последовательности. В таком заданиипредлагается составить из фрагментов 2-3 небольших рассказа, в каждом из которых описывается одно понятие (закономерность, событие). Начала рассказов объединены в группу А (в произвольном порядке), следующие фрагменты – в группы Б, В и т.д.

Тестовые задания группировки удобны тем, что позволяют охватить признаки сходства и различия родственных понятий, требуют разнообразной аналитико-синтетической деятельности, связанной с сопоставлением, выделением существенных признаков, анализом.

Принцип группировки оптимален для установления последовательности протекания событий и явлений, описания свойств изучаемого объекта, сопоставления характеристик и условий с последующими выводами и обобщениями.

Можно использовать любой описательный материал, допускающий логическое структурирование. Задания-группировки удобны для проверки знания алгоритма какой-либо деятельности, а также для оценки глубины усвоения при обобщении материала. Следует отметить также низкую вероятность угадывания правильного ответа, свойственную этому виду заданий.

Форма задания:

Инструкция. С оставьте тексты из фрагментов А, Б, В.

Задание.

А. 1) Начало первого текста…

2) Начало второго текста…

3) Начало третьего текста…

Б. 1) продолжение третьего текста…

2) продолжение первого текста…

3) продолжение второго текста…

В . 1) окончание третьего текста.

2) окончание второго текста.

3) окончание первого текста.

Правильный ответ: А1 Б2 В3; А2 Б3 В2; А3 Б1 В1.

Пример 11.

Инструкция. С оставь текст из фрагментов А, Б, В, Г, Д.

Задание.

А. 1) Деление клетки…

2) Обмен веществ в клетке необходим для…

3) Растения называют…

Б. 1) производителями органического вещества потому, что…

2) сложный процесс…

3) снабжения клетки…

В . 1) связанный с ростом и...

2) строительным материалом и энергией...

3) в процессе фотосинтеза создают …

Г . 1) размножением клеток...

2) обеспечивающих рост и жизнедеятельность клетки...

3) из неорганических веществ (углекислого газа, воды) в присутствии света …

Д. 1) продолжается непрерывно, пока клетка жива.

2) органическое вещество крахмал и кислород.

3) двумя способами – бесполым и половым.

Правильный ответ: А1 Б2 В2 Г3 Д2 и т.д.

В заключение обзора заданий закрытого типа отметим их основные преимущества:

— отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;

— на качество ответа не влияет, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы, т.к. выбираются готовые ответы.

— возможна машинная обработка ответов и анализ результатов, поэтому тестирование проводится быстро.

Задания открытого типа

Тестовые задания открытого типа рассчитаны на ответ в свободной форме. Обычная алгоритмическая программа, используемая для оценивания результатов закрытых тестов, для тестов открытого типа непригодна. Как правило, открытые тестовые задания используются для выявления эвристических, креативных умений и оцениваются экспертами.

К ним относятся задания двух видов.

1. Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения, однако, формулировка заданий должна обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Компьютерная проверка таких заданий затруднена, оценивают ответы эксперты.

Пример 12.

Инструкция. Закончи предложение. Вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Задание. Имя существительное – это …

Ответ. Ответ считается правильным, если содержит следующие ключевые слова или их синонимы: «часть речи», «обозначает предметы», «отвечает на вопросы кто? что?».

2. Задания дополнения (или другое название: задания с ограничением на ответы).

В этих заданиях тестируемые должны также самостоятельно сформулировать ответы на вопросы, но их возможности ограничены (задано количество слов, знаков, символов, которые можно использовать при ответе).

Пример 13.

Инструкция. Впиши пропущенные слова. Одному пропуску соответствует только одно слово.

Задание. Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что? – это … …

Ответ. Имя существительное.

Правильный ответ задается достаточно однозначно, поэтому задания дополнения могут включаться в компьютерный тест (правильность ответа может быть проверена при помощи компьютера).

Задания на дополнение имеют ограниченную сферу применения. С помощью таких заданий проверяются остаточные знания, умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, ограничена возможность проверки понимания изученного материала, т.е. задание можно отнести к I или II уровню сложности, в то время как задание свободного изложения может иметь от II до IV уровня сложности.

При составлении заданий дополнения следует придерживаться специфических правил:

— использовать не более 3-х пропусков подряд;

— дополнять нужно самое важное, знание чего и необходимо проверить;

— дополнения лучше ставить в конце предложения.

3. Тестовое задание-дискуссия.

Является разновидностью тестового задания свободного изложения. Особенностью тестового задания-дискуссии является формулировка заданий в виде проблемных вопросов, требующих альтернативного выбора ответа с последующим обоснованием своей позиции в свободной форме.

Пример 14.

Инструкция. Будь судьей в споре! Выбери и аргументируй верный ответ.

Варианты ответов:

1. Да, т.к. …

2. Нет, т.к. …

Ответ обосновать в свободной форме.

Верный ответ : нет, если в аргументации содержатся следующие ключевые слова или их синонимы: «млекопитающее», «дышит легкими», «теплокровное».

Иногда возможен и третий вариант ответа:

3. Ни то, ни другое, т.к. …

Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение главного требования к тестовым заданиям – наличие однозначного правильного ответа.

Существует несколько приемов, позволяющих формализовать свободный ответ, сделать его однозначным. Покажем это на конкретных примерах.

Пример 15.

Инструкция. Закончите предложение.

Задание. Инерция – это …

Ответ. «… явление сохранения равномерного прямолинейного движения при компенсации всех внешних воздействий на тело».

Это пример неудачно сформулированного ответа. Задание с таким вариантом ответа невозможно обработать. Вероятность точного (дословного) совпадения с контрольным образцом ответа мала.

Ответы «явление», «сохранение равномерного прямолинейного движения», «движение при компенсации внешних воздействий» могут считаться частично правильными, что нарушает основное требование к тестовым заданиям (единственности верного ответа) и приводит к субъективным оценкам.

В данном случае возможно несколько вариантов выхода из создавшегося положения.

1. Попытаться переформулировать задание, чтобы ответ стал однозначным, например:

Задание. «Явление сохранения равномерного прямолинейного движения при компенсации всех внешних воздействий на тело называется …».


Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Пример тестового задания закрытой формы:

Укажите, кто был первым президентом России:

а) М.С. Горбачев

б) Б.Н. Ельцин

в) В.В. Путин

г) Ю.В. Андропов

Требования к тесту закрытой формы

1. Стандартная инструкция.

2. Равная правдоподобность заданий.

3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).

4. Предельная краткость (5-6 слов).

5. Простая стилистическая конструкция.

6. В задание включается больше слов, чем в ответ.

7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.

9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).

10.Необходимо проверять не одно знание, а несколько.

11.Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).

12.Правильный ответ должен быть только один.

13.Не должно быть противоречий между основной частью и ответами например,

На космонавта в космосе действуют:

Сила тяжести;

Сила точки опоры;

Не действуют никакие силы.

14.Исключить повторяющиеся слова в ответах: например:

Основная земледельческая зона расположена:

В зоне тайги;

В лесостепной зоне;

В зоне смешанных лесов,

В степной зоне.

II. Открытая форма.

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните...».

Требования тесту открытой формы

1. Дополняющее слово ставится в конце.

2. Оно должно быть единственным.

3. Все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:

Первым греческим философом был _______.

Соли высших жирных кислот называются _____.

Скорость света в вакууме равна _______.

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом может быть на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие.

Например:

Установите соответствие между названиями книг и их авторами:

«Педагогическая поэма» В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям» П.П. Блонский

«Человек как предмет воспитания» А С. Макаренко

«Педология» К.Д. Ушинский

IV. Задания на установление правильной последовательности.

Эти тесты особенно широко используются для проверки знаний студентов по техническим дисциплинам, так как требуют знание точных алгоритмов.

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

………… В столбце не по порядку дается название деталей и

………… частей механизма.

Оценка тестов может быть:

Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

Дихотомическая (сделал - 1, не сделал - 0).

Педагогическое тестирование: достоинства и недостатки

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100-120 человек.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести:

Как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

Исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как, настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

    ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

    универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим и другие достоинства тестирования.

Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает преподавателю скорректировать курс.

В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет ВУЗам формировать высококлассных специалистов в различных областях российской экономики.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Чаще всего задания со свободным изложением ответа используют в психологических, социологических тестах, а так же тестах интеллекта.

При компьютерном тестировании с целью определения уровня учебных достижений наличие эталонных вариантов ответов обязательно, более того – надо отметить особенность компьютерного тестирования – вводимый ответ испытуемого сравнивается с эталоном посимвольно, т. е. при наличии нескольких вариантов правильных ответов, синонимов и т. п. в эталонных ответах указываются все варианты.

Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличия однозначного правильного ответа. Существует несколько приемов, которые позволяют формализовать ответ, сделать его однозначным.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:

1) краткость и однозначность ответов;

2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4) простота формулировки вопросов;

5) простота проверки;

6) невозможность угадать ответ.

Основное преимущество этих заданий – невозможность угадать ответ, а основной недостаток – сложность формализации правильного ответа. Тем не менее, для задач на вычисление, задач с формулами в качестве ответа эта форма представляется оптимальной.

После дополнения задания особым образом получается истинное или ложное высказывание, например:

(2). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЯДРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ____

(3). УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПРОСТОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ ВИД____

К тем принципам, которые уже известны, следует добавить несколько общих логических принципов, характерных не только для заданий открытой формы, но и других.

1. Принцип логической определенности содержания задания. Смысл его можно определить так: задание является логически определенным, если оно способно продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождения такого ответа.

Нарушением принципа логической определенности являются примеры:

(4). ДОГОВОР АРЕНДЫ ЯВЛЯЕТСЯ_______ (ответ – «взаимным»)

Первая мысль (а зачастую и единственная) о том, ЧЕМ является договор аренды, а не КАКИМ.

(5). ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬСЯ ___( ответ – «одновременно») Испытуемый может не понять, на какой вопрос отвечать: исполняться КЕМ или исполняться КАК.

(6). ПЕРВАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЫЛА СОЗДАНА В _____ . (Где или когда?)

Между тем, любое задание должно пониматься с первого прочтения.

2. Вариативность (фасетность)содержания задания. ФАСЕТ – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасета позволяет в процессе контроля исключить списывание и другие искажения, известные из опыта проведения экзаменов, зачетов и др. традиционных форм проверки знаний. Идея фасета ассоциируется с известной практикой создания нескольких вариантов одинаково трудных заданий для проведения контрольных работ. Принцип фасетности является главным при композиции профессионально разрабатываемых тестовых заданий; он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания, а, следовательно, вариантов теста.

(7). СВЯЩЕННАЯ КНИГА {христиан, иудеев, кришнаитов, буддистов, мусульман,…} НАЗЫВАЕТСЯ _______.

Использование фасета может быть в символьном виде :

(8). ТОК СИЛОЙ {I}, ПРОХОДЯ ПО ПРОВОДНИКУ {R} ЗА ВРЕМЯ {t} СЕКУНД ВЫДЕЛЯЕТ ____ ДЖОУЛЕЙ ТЕПЛА.

В этом задании имеется 3 символьных фасета, позволяющих в машинном варианте подставить любые комбинации допустимых значений силы тока, сопротивления и времени для проверки умения применять закон Джоуля-Ленца. Такие же фасеты можно сделать для проверки знаний всех физических законов и умений их применять для выполнения лабораторных и практических работ.

3. Принцип параллельности включает в себя 3 понятия, связанных между собой отношением кумулятивности:

параллельность заданий (или вариантов заданий) по содержанию;

параллельность по содержанию и форме;

параллельность по содержанию, форме и по трудности заданий.

Параллельность заданий по содержанию достигается использованием принципа фасетности и применением 4 принципа – обратимости.

4. Принцип обратимости . На примере:

(9). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ_____

Обратное:

(10). ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Еще примеры:

(11). ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ _____ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА.

Обратное:

(12). ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА НАЗЫВАЕТСЯ _____ ФУНКЦИИ.

Задания, построенные по принципу обратимости, можно использовать в текущем и итоговом контроле знаний.

При применении обратимых заданий возникает вопрос выбора лучшего варианта для итогового тестирования. При осуществлении такого выбора полезно обсудить педагогические и психологические соображения и аргументы, опробовать все варианты на параллельных выборках и только после этого выбирается то задание, которое в большей степени обладает свойствами тестового задания для данного теста.

Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, нередко возникает тавтология:

(13). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРВООБРАЗНОЙ НАЗЫВАЕТСЯ _____

(14). ИНТЕГРИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Если испытуемые хотя бы немного ориентируются в учебном материале, то в случае тавтологии ответ для одного задания они найдут из содержания другого.

Этого можно избежать, если представить одно из заданий в другой форме, сохраняя в неприкосновенности его содержание. Например:

(15). ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ ОТНОСЯТСЯ К____

(16). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО_____

Одно из этих заданий можно заменить:

(17). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ

разное

одинаковое

Таким образом, из одного задания получилось 3 параллельных по содержанию и форме.

Еще примеры:

(18). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ_______

(19). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ

Трир

Хемниц

Берлин

Мюнхен

Карлмарксштадт

Или:

(20). ВОЛГА ВПАДАЕТ В _____ МОРЕ

(21). ВОЛГА ВПАДАЕТ В … МОРЕ

Каспийское

Балтийское

Черное

Азовское

Белое

Если есть необходимость проверить несколько подобных фактов, то лучше использовать задание на установление соответствия (например, перечислив несколько рек – Волга, Нева, Днепр и задав другое множество – перечень морей и т. п.)

(22). СОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПАРЫ

До настоящего момента все элементы фасетных заданий рассматривались как одинаковые по трудности для испытуемых. Между тем, варианты заданий, параллельные по содержанию и по форме, нередко оказываются неравными по трудности. Легко предсказать неравную трудность тех заданий, содержание которых по каким-то причинам учащиеся не усвоили, или усвоили недостаточно. Параллельность заданий по содержанию обеспечивается использованием принципа фасетности и обратимости.

Параллельность заданий по содержанию и форме возникает при использовании принципов фасетности, обратимости, плюс применение разных форм заданий, имеющих одинаковое содержание.

И, наконец, параллельность заданий по содержанию, форме и по трудности обеспечивается в случаях, когда к перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий.

Некоторые педагоги считают задания открытой формы лучше заданий с выбором одного ответа из нескольких, но это мнение спорно. Например:

(23).ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

Правильные варианты ответа: греческий;

Не каждый испытуемый, глядя на этот вариант задания, сообразит, что от него требуется. Для этого вначале нужно уяснить смысл задания – о каком свойстве идет речь, на какой вопрос требуется ответить. (Ведь это предложение и без вставленного ответа уже имеет смысл). В такой ситуации лучше задание с выбором:

(24). ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

греческий

римский

арабский

египетский

Из двух заданий открытой и закрытой формы, выясняющих одно и то же, лучшей, в данном случае, является закрытая форма.

Сравните различные формулировки двух открытых вопросов – они выясняют разные свойства одного явления, но совместное их употребление в одном тесте будет тавталогией:

(25). ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ ...

Правильные варианты ответа: Фалес;

Какой бы из этих открытых вопросов не встретился первым, ответ на второй вопрос будет ясен, причем, правильным или неправильным будут оба ответа.

6. Краткость . Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения ее бессловесной подпочвы. Чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Зачастую из вопроса опускаются слова «называется», «является» и т. п., что не затрудняет понимания.

7. Принцип неотрицательности . В основе задания не рекомендуется использование отрицательных частиц, а также определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Характерные примеры приводит В.С. Аванесов:

(26). БАНКИ НЕ СТАВЯТСЯ НА _______. (позвоночник) Однако банки не ставятся не только на позвоночник, но и на многие другие части тела.

(27). ТОЧКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЕТ _____. По определению Евклида «Точкой называется то, что не имеет частей».

В этом задании нарушено логическое правило: определение не должно быть отрицательным. Испытуемые будут правы, если напишут, что точка не имеет длины, ширины, высоты, веса, запаха, вкуса и много чего еще.

Иногда в задании открытой формы используется пропуск двух и более слов (или символов). При этом возможность правильно ответить уменьшается, например:

(28). УСКОРЕНИЕ ПРЯМО ПРОПОЦИОНАЛЬНО ____ , И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ______ ДАННОГО ТЕЛА.

(29). СИЛЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДВА ТЕЛА, РАВНЫ ПО____ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ПО____.

(30). ВИРУСЫ БЫЛИ ОТКРЫТЫ УЧЕНЫМ ____ В _____ ГОДУ.

Здесь возможны 4 случая:

1) правильно дополняются фамилия и дата;

2) правильно – фамилия, неправильно – дата;

3) неправильно фамилия, правильно – дата;

4) неправильно и фамилия и дата.

Как видно – три из четырех вариантов при тестировании будут считаться неверными, т. е. у тестируемого больше возможности ошибиться, чем ответить правильно. Таким образом, встает вопрос о допустимости и целесообразности большого числа пропусков в заданиях открытого типа. Кроме того, при компьютерном тестировании в такой ситуации обязательна инструкция, так как поле для ввода ответа представляет собой строку, поэтому следует указать, как вносить эти два значения – через запятую, пробел, точку с запятой и т. п., ведь ответ воспринимается как единый объект и сверяется с эталоном посимвольно.

Если дополняемые слова следуют одно за другим, то смысл задания уловить еще труднее:

(31). КАНТ РАССМАТРИВАЛ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ В ____ _____ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Проникнуть в смысл этого задания с двумя пропусками трудно не только среднему студенту, но даже философски подготовленному читателю. Затруднения в понимании задания о человеческих знаниях вызваны пропуском подряд двух слов «синтезе разнообразных».

(32). ПРИ МОНТАЖЕ СБОРНЫХ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ БЛОКОВ СЛЕДУЕТ ДОБИВАТЬСЯ СОВМЕЩЕНИЯ КАНАЛОВ И..........

Автор предлагает правильные варианты ответа: «заполнения горизонтальных швов раствором»; «заполнения швов раствором». Вероятность ошибок при таком длинном ответе возрастает во много раз, так как существует много синонимов и перестановок слов, которые будут фактически правильными, но их трудно предусмотреть в качестве эталонов.

5. Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого.

(33). ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (ромб).

(34). ПРЯМОУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (квадрат).

Если на первое задание дается ответ «квадрат», то этим допускается ошибка несоразмерности: объем определяющего – четырехугольника – больше объема определяемого – квадрата.

Для сравнения приведем пример вопроса закрытой формы:

(35). СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ ВСЕ РАВНЫЕ СТОРОНЫ ИМЕЮТ

квадрат

ромб

прямоугольник

трапеция

параллелограмм

В данном случае закрытая форма вопроса несет меньше информации, чем вопросы открытой формы, в которых кроме равенства сторон подразумевается знание взаимосвязей между группами элементов.

Характерная особенность содержания заданий открытой формы в том, что они иногда порождают несколько правильных, но логически несоразмерных ответов, что нежелательно с точки зрения однозначной оценки и технологичности контроля.

(36). ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ БЫЛ _____

Автор ожидал ответ «Гагарин», но наряду с этим от некоторых испытуемых получил ответы «русский человек», «мужчина», «советский гражданин» и другие, которые с разных сторон характеризуют Гагарина. Полученные ответы нельзя оценить как неправильные, но их трудно приравнять к ожидавшемуся правильному ответу. Такие ситуации недопустимы, так как при компьютерном тестировании ответ сравнивается с эталоном посимвольно.

Выход из подобной ситуации подсказывает логика. Для сужения объема искомого понятия задание лучше сформулировать: «ФАМИЛИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА». Таким образом, в задание вносится необходимое уточнение, что позволяет уменьшить объем понятия за счет уточнения содержания, после чего испытуемый дает только один правильный ответ

С точки зрения композиции задания открытого типа должны содержать обязательные элементы:

1. Инструкция для испытуемых . Это может быть фраза «дополнить», а также более конкретные инструкции: «указать в именительном падеже», «указать с точностью до сотых», «указать через пробел (запятую)» в том случае, если предполагается ввести два слова, «указать дату в формате ДДММГГГГ» (или только год).

2. Содержательная основа заданий . С помощью заданий открытой формы удобно проверять знание названий, фактов, свойств, признаков, дат, причинно-следственные отношений.

(37). ВНЕДРЕНИЕ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ В ЖИДКОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ ___

(38). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОД НАЗЫВАЕТСЯ ____

(39). КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ ОТМЕНИЛ ЦАРЬ ____

(40). НАИБОЛЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ СРЕДИ ЖИДКОСТЕЙ ИМЕЕТ ____

(41). СОБСТВЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОНА ОБУСЛОВЛЕНО ____

(42). ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОВОДИМОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКА НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ____

3. Ответы к заданиям . Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом на заданный вопрос.

Например:

(43). ПРИ БОЛЬШОМ ОБЪЕМЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ В СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОЙ ВЫБОРКЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОВТОРНОЙ И БЕСПОВТОРНОЙ ВЫБОРКАМИ ….. (ответ автора – «стирается», что по смыслу совпадает со смыслом слов «исчезает», «уменьшается», «пропадает», а может быть испытуемые придумают и другие подходящие по смыслу ответы.) Если автор требует формулировок «как дается в лекциях» или «как звучит фраза из Кодекса», об этом надо сделать указание. Задание считается выполненным правильно, если ответ испытуемого совпадает с предусмотренным эталоном. Поэтому в качестве эталонов необходимо предусмотреть все синонимы.

В большинстве случаев ответы к заданиям открытой формы испытуемые пишут в конце задания. Допустимы случаи, когда ответы ставят не в самом конце тестового утверждения. При этом возникает вопрос – насколько далеко от конца допустимо делать пропуски? Ответ прост: чем ближе пропуск к началу предложения, тем хуже понимается смысл задания. Поэтому пропуск для ответа лучше делать как можно ближе к концу предложения.

Сравните:

(44). __ – ЭТО ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

(45). ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЭТО ____

Правильный ответ – «инвестиции» При компьютерном тестировании второй вариант вызывает меньше вопросов еще и потому, что при вводе с клавиатуры не требуется определять регистр.

Задания открытой формы применяются там, где нужно исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Задания открытой формы, поэтому, являются более трудными как для испытуемых, так и для создателей теста. От создателей они требуют тщательной проработки, учета множества правил, а от испытуемых – конкретных знаний. (Вспомните ситуацию с «лошадиной фамилией», описанную в известном произведении. Как часто нужное слово, термин, формула и т. п. «вертится на языке», но не вспоминается, а вот «увидел бы – сразу бы узнал».)


Обратно в раздел

В статье рассмотрены способы конструирования тестовых заданий закрытого типы. Приведены требования к построению содержательной части и описаны методы оценивания результатов проведенного тестирования.

  • Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий
  • Особенности определения валидности педагогического теста
  • Использование программных средств тестирования в педагогической практике

Педагогический тест представляет собой систему дидактических заданий специфической формы, позволяющей оценить уровень обученности учащихся: совокупность их представлений об объекте познания, знания, умения и навыки в той или ионной области содержания.

Отнеся педагогическое тестирование к инновационным методам оценивания, выделим следующие его преимущества:

  1. Более высокая объективность контроля.
  2. Оценка знаний становится более дифференцированной (больше градаций оценки, возможность переводить полученную оценку в любую шкалу оценивания).
  3. Более высокая эффективность (можно проводить контроль одновременно на больших группах учащихся).
  4. Обработка результатов проводится быстрее (особенно в случае компьютерного тестирования).

На основе исследований Федерального института педагогических измерений (США) и ряда отечественных тестологов выделим основные этапы конструирования педагогических тестов:

  1. Этап целепологания (определяем вид, ресурсные возможности, источники финансирования, бюджет, круг привлекаемых специалистов).
  2. Подготовительный этап (анализ и отбор содержания проверяемого материала, определение типов и количество используемых знаний, установка требований времени проверки, определение системы оценивания, выработка условий проведения).
  3. Этап составления теста.
    1. Разработка и апробация тестовых заданий (в репрезентативных группах).
    2. Определение и расчет показателей качества созданных заданий (валидность, надежность),.
    3. Анализ результатов проведенной апробации.
  4. Этап проведения теста и анализа полученных результатов
    1. Стандартизация теста (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий).
    2. Подготовительные работы по техническому оснащению.
    3. Отслеживание проведения теста.
    4. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа. Подготовка итогового отчета.

Тестовые задания бывают нескольких типов. Самый популярный из них – тип тестовых заданий закрытого типа, они получили широкое распространение в основном из-за легкости автоматизации. Задания закрытого типа предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Основной недостаток таких заданий – возможность угадывания.

Выделим основные правила составления тестовых заданий:

  1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
  2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражает содержание обучения.
  3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
  4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все» и «никогда».
  5. Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше».
  6. Избегайте вводных фраз и предложений имеющих мало связи с основной мыслью.
  7. Неправильные ответы должны быть разумными, не должно быть явных неточностей.
  8. Реже используйте отрицание в основной части. Избегайте двойных отрицаний («Почему нельзя не делать?»).
  9. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  10. Из текста заданий необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа путем угадывания.
  11. Из числа тестовых заданий закрытого типа исключайте задания требующие громоздких вычислений.
  12. Используемая терминология не должна выходить за рамки учебного курса.
  13. Текст заданий и варианты ответов должны быть записаны разными шрифтами, для быстрого их отличения друг от друга при выполнении.
  14. В начале каждого теста должна быть предусмотрена инструкция по его применению.

Дистрактором в тестовых заданиях закрытого типа назовем вариант неверного ответа. Слово «дистрактор» произошло от английского слова «distract», которое переводится как «отвлекать». Таким образом, дистракторы – это неправильные ответы, которые отвлекают и сбивают с толка испытуемого.

Выделим требования к дистракторам:

  1. В основной части задания должно быть больше ключевых слов, в ответах не более трех наиболее ключевых слов.
  2. Ответы к одному заданию должны приблизительно одной длины.
  3. Все дистракторы к каждому заданию должны быть равнопривлекательными.
  4. Дистракторы не должны быть неполными правильными ответами, превращающимися в правильные при определенных условиях.
  5. Не должно быть неработающих дистракторов (их обязательно должны выбирать).
  6. Частота выбора дистракторов должна быть примерно одинакова.
  7. Из ответов необходимо исключить повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.
  8. В ответах не рекомендуется использовать слова: «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все вышеперечисленные». В отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа.
  9. Из числа дистракторов исключают ответы вытекающие один из другого.
  10. Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания.
  11. Желательно не использовать в ответах следующие слова: «да/нет», «верно/неверно». Рекомендуется создавать более содержательные ответы.
  12. Если номер ответа совпадает с его числовым значением, то они обязательно пишутся в одной строке (1. 1 Бит, 2. 2 Бит, 3. 8 Бит, 4. 4 Бит). Если дистракторы это слова, то их желательно расположить в алфавитном порядке.

Заметим, что большое количество дистракторов уменьшает вероятность угадывания, но требует большего времени при разработке. Плохо знающие материал учащиеся пытаются найти правильный ответ путем угадывания по «формальным» признакам: самый длинный ответ, самый умный ответ, хорошо обоснованный ответ).

Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста. Фасетный тест представляет собой большой массив элементов – фасеток, из которых путем различных сочетаний конструируются тестовые задания.

Приведем небольшие примеры фасетного теста:

  1. В одном килобайте {мегабайте, гигабайте} содержится байт:
  2. Дата начала Советско-финской войны {Второй Мировой войны, Великой Отечественной войны}

Таким образом, для снижения вероятности угадывания мы можем порекомендовать:

  1. Увеличение количества дистракторов в задание до 4-х.
  2. Использование фасетов заданий.
  3. Жесткое временное ограничение на выполнение задание.
  4. Использовать формулы для коррекции баллов с учетов возможности угадывания.

Оценивать результаты проведенного тестирования можно по-разному.

Алгоритмы оценки выполнение тестового задания:

  • Дихотомическая оценка выполнения задания. Термин «дихотомически оцениваемые тестовые задания» означает, что ответ экзаменующегося находится только в одной из двух возможных категорий, правильный (за него выставляют 1 балл), или неправильный (0 баллов).
  • Политомическая оценка выполнения задания. Термин «политомически оцениваемые тестовые задания» означает, что за разные ответы на задание проставляют несколько различных чисел

Рассмотрим несколько методов оценивания заданий закрытой формы.

  1. Традиционный метод. Данный метод подсчета баллов заключается в следующем: суммируются все баллов по каждому заданию.
    1. Оценка с весовым коэффициентом. При условии выбора испытуемым только правильных ответов начисляется полный балл, в противном случае начисляется ноль баллов. Недостаток данного способа заключается в снижении дифференцирующей способности задания, т.к. испытуемые с «частичным набором знаний» и испытуемые с «полным отсутствием знаний» практически не различимы.
    2. Метод частичного балла. Суть данного метода заключается в следующем: частично баллы начисляются в случае выбора даже не полного ответа, но в случае выбора в сочетании с правильными ответами некого дистрактора – баллы обнуляются полностью или частично уменьшаются.
  2. Коррекция баллов с учетом возможного угадывания. По данному методу производятся вычисления по следующей формуле: Zi=Xi-Wi/(k-1), где Zi - скорректированный тестовый балл i-го испытуемого, Xi – тестовый бал i-го испытуемого без коррекции, Wi - число ошибочных ответов у i-го испытуемого, k – количество ответов в заданиях (должна быть постоянная величина). Например: В тесте было 30 заданий, на каждое давалось по 4 ответа. Испытуемый на 20 заданий ответил правильно, 10 заданий выполнено с ошибками. Вычисляем балл по форме оценки с весовым коэффициентом, но с учетом коррекции по угадыванию: Zi=20-10/(4-1)=16,7.
  3. Метод коррекции «Правильный + пропуск». Формула, основанная на модели случайного угадывания, которая корректирует " эффект угадывания ", имеет вид: Zi=Xi+Hi/k, где Xi –- скорректированный индивидуальный балл i-го испытуемого, Xi - число правильных ответов i-го испытуемого, Нi - число пропущенных заданий у i-го испытуемого, k - число вариантов ответов в каждом задании (все задания должны иметь k вариантов). Предположим, что студент А и студент Б сдают некоторый тест. Тест состоит из 150 заданий закрытой формы с четырьмя вариантами ответов. Студент А правильно ответил на 90 заданий, а оставшиеся 60 заданий он пропустил (так как не был уверен в выборе ответа). Студент Б также правильно ответил на 90 заданий, однако на остальные 60 заданий он ответил путем простого угадывания. Так как студент Б имеет шанс в 25% угадать правильный ответ, то он может набрать 15 дополнительных баллов только путем угадывания. При традиционном подсчете баллов студент А наберет 90 баллов, в то время как студенту Б будет начислено 105 баллов. Таким образом, индивидуальные баллы у этих двух студентов имеют значительную разницу, которая не отражает однако уровень их подготовки, а является лишь функцией склонности к угадыванию правильного ответа. Эта разница должна учитываться, так как тестирование проводится, как правило, однократно, а его результаты существенно влияют на аттестацию. Если же мы применим к подсчету баллов метод коррекции «Правильный+пропуск», то мы получим одинаковое количество баллов у данных студентов (105). Таким образом данный способ позволить правильно дифференцировать студентов по их уровню знаний.

Резюмирую все вышесказанное, отметим, что задания закрытого типа в педагогических тестах широко распространены. Основная причина такого широкого распространения это лёгкость как компьютерной автоматизации, так и ручного анализа. Для данного типа заданий выработаны методы конструирования содержания и весь необходимый инструментарий правильного оценивания испытуемых с учетом всех возможных погрешностей, в том числе фактора угадывания.

Список литературы

  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока. Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  2. Баженов Р.И., Векслер В.А. Обучение взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования. Отчет о НИР (ГОУВПО «ДВГСГА»)

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа

2.2. Задания закрытого типа

К заданиям закрытого типа относятся задания нескольких видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора. Тестовые задания закрытого типа – предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос

2.3. Задания на восстановление соответствия

В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств). Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным предметам и предметным областям. Практически в каждом предмете существует широкая возможность их использования. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа

2.4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделили ее в отдельный подраздел

2.5. Использование заданий психологических тестов на выявление структуры интеллекта для тестов учебных достижений

Часто в тестах достижений можно найти попытки использования специфичных заданий, специально разработанных психологами для тестов интеллекта. Это в основном три вида заданий: аналогии, классификации и исключения лишнего. Особенность этих заданий в том, что результат их выполнения зависит не только от знания предметного содержания задания, но и от сложности той интеллектуальной операции, выполнение которой предполагают эти задания