Значение изучения личности преступника в криминологии. Личность преступника в криминологии

Криминологические исследования установили зависимость между отдельными видами психических аномалий и отдельными видами преступлений. Данные о высоком уровне лиц с психическими аномалиями среди убийц (72%) практически совпадают с результатами исследований, проведенных в 1920-е гг. В целом, среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления (убийства , причинение вреда здоровью, изнасилования, грабежи , разбои), более половины имеют различные психические аномалии. Алкоголиков больше среди тех, кто совершил разбой, грабеж, хулиганство. Психопатов, лиц, страдающих остаточными явлениями черепно-мозговых травм и органическими заболеваниями центральной нервной системы, — среди тех, кто совершил убийство, хулиганство, изнасилование, грабеж и разбой. Для олигофренов характерно совершение изнасилований и хулиганства; для эпилептиков и шизофреников — убийств и хулиганства, а для наркоманов — убийств, хулиганства и краж .

Таким образом, врожденные или приобретенные психические аномалии могут оказывать заметное влияние (а при заболеваниях, исключающих вменяемость, — решающее влияние) на усвоение человеком социальных программ. Психические аномалии препятствуют усвоению личностью общественных ценностей, установлению нормальных социальных связей, способствуют сужению и однообразию ее социальной деятельности. Они снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, особенно конфликтных и проблемных, создают препятствия для развития позитивных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде, ослабляют механизм внутреннего контроля .

Из вышесказанного следует, что психические аномалии способствуют формированию личности преступника, однако вовсе не свидетельствуют о генетических корнях преступности. Во-первых, значительная часть психических и физических аномалий, о которых говорилось выше, не обусловлена генетически. К сожалению, это обстоятельство редко учитывают в ходе конкретных криминологических исследований. Во-вторых, влияние генетически вызванных заболеваний на развитие и поведение личности может быть скорректировано под воздействием социальной среды и лечения.

Роль психических аномалий различается в зависимости от стадии криминализации личности. На начальной стадии их роль менее существенна. Значительно сильнее они проявляют себя на второй и третьей стадии, так как в это время такие лица в большей мере отчуждены от общества , от малых социальных групп. Их социально полезные связи деформированы, круг семейных, досуговых, деловых отношений резко сужен, неустойчив или вовсе отсутствует. Это приводит к тому, что такие лица склонны к фрустрации и их поведение конфликтогенно. Иначе говоря, у психоаномальных субъектов сфера личности сужена по сравнению с нормальными людьми и, соответственно, путь влияния биологического фактора на поведение короче.

Признание криминологией опосредованного влияния психических отклонений на совершение преступления исключает необходимость медикопсихиатрического воздействия и предполагает в первую очередь надлежащее воспитание, необходимые коррекционные социально-психологические мероприятия, способные оказать профилактическое воздействие.

Нельзя не отметить, что в США продолжаются исследования генетики поведения в контексте анализа агрессивного и преступного поведения. При том что методика таких исследований существенно усовершенствовалась по сравнению с XX столетием, с помощью молекулярной генетики пока не удалось идентифицировать специфические гены, связанные с пожизненной устойчивой делинквентностью. Однако повышенное внимание к этому генетическому факту свидетельствует о больших надеждах, с которыми американские ученые связывают разработку программ по предотвращению преступлений. Свой вывод они формулируют следующим образом: «Если криминологи будут и далее игнорировать все увеличивающееся число фактов, свидетельствующих о том, что антисоциальное и преступное поведение имеет, по меньшей мере, некоторую генетическую составляющую, то подлинное понимание того, как природа взаимодействует с воспитанием в развитии подобного поведения, никогда не будет достигнуто».

Типология личности преступника

Одним из методов изучения личности преступника является построение ее типологии. Типология личности преступника показывает динамику формируемой у лица криминогенности, и в этом заключается ее прогностический аспект. Практическое значение типологии состоит в возможности планирования предупреждения преступлений с учетом типовой оценки личности преступника.

От типологии преступников нужно отличать их классификацию. Типология имеет объективный критерий построения, она обобщает типичные для всех или определенных групп особенности, в то время как классификация в известной мере носит субъективный характер, потому что подразделяет преступников на группы согласно произвольно выбранному единичному признаку. Классификация обычно предшествует типологии.

Типологии личности преступника в криминологии разнообразны. Предлагается, например, типология, основанная на характере самого преступления (Н. С. Лейкина). В ней предусмотрены следующие типы:

  1. лица, совершившие особо опасные преступления;
  2. лица, совершившие умышленные насильственные преступле ния;
  3. лица, совершившие корыстные преступления;
  4. лица, совершившие нарушение общественного порядка;
  5. лица, совершившие неосторожные преступления.

Есть типология, основанная на сочетании общей направленности личности и ситуации совершения преступления (Г. М. Миньковский). В ней предусмотрены четыре типа преступников, общественно опасное деяние которых:

  1. противоречит общей направленности личности, является случайным;
  2. реально возможно с учетом общей устойчивости личностной направленности;
  3. соответствует антиобщественной направленности личности, но случайно с точки зрения повода и ситуации;
  4. соответствует преступной установке личности и результатам активного поиска или создания повода и ситуации.

Наконец, разработана типология, основанная на соотношении негативной направленности личности и ее позитивной направленности (В. Н. Бурлаков). Она состоит из пяти типов, различающихся по степени личностной детерминированности преступления:

1) профессиональный тип (лица со значительной негативной направленностью). Это самые опасные преступники, у которых социальная направленность личности сильно деформирована. Отличаются правовым нигилизмом , низкой общей и моральной культурой, антиобщественной установкой. Для этого типа характерна внутренняя тяга к совершению повторных преступлений, активность в нахождении или создании собственными усилиями ситуаций, способствующих совершению преступлений. К нему относятся профессиональные преступники, опасные и особо опасные рецидивисты;

2) привычный тип (лица со средней и значительной негативной направленностью личности). Для него характерна значительная деформация социальной направленности, позитивный компонент слабо выражен, социально-психологические свойства личности неустойчивы и противоречивы. Отличается низким уровнем правосознания , отсутствием четких границ между моральным и аморальным, между «можно» и «нельзя». От профессионального типа отличается тем, что для совершения преступления использует благоприятные ситуации, но не активен в их создании. К нему относятся лица, совершающие повторные преступления, в том числе рецидивисты; рецидив может быть многократным и простым, специальным и смешанным. Преступления совершает умышленно;

3) неустойчивый тип (лица со средней негативной направленностью). Для него нехарактерно наличие стойких и значительных деформаций в структуре социальной направленности личности. Компоненты негативной и позитивной направленности примерно равны, но тенденции у них противоречивы. Это может привести как к усилению, так и к ослаблению криминогенности личности. Для таких преступников всегда важен повод к совершению действия, личностная интерпретация которого либо ведет, либо не ведет к совершению преступления. До совершения преступления поведение такого типа характеризуется как аморальное, асоциальное. Преступления совершает, как правило, умышленные;

4) небрежный тип (лица с незначительной или средней негативной направленностью). Социальная направленность личности этого типа в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность незначительна по сравнению с ней. Этих лиц характеризует легкомысленное отношение к правовым нормам , предназначенным исключить причинение вреда от деятельности людей в разных сферах жизнедеятельности. Их преступления могут быть как умышленными, так и совершенными по неосторожности;

5) случайный тип (лица с незначительной негативной направленностью). Характеризуется значительной позитивной направленностью, без деформаций со стороны негативного компонента. Устойчивый уровень правосознания. Лица этого типа совершают преступления под влиянием, главным образом, складывающейся жизненной ситуации — например, преступления в состоянии аффекта, необходимой обороны , задержания лица, совершившего преступление, повреждение чужого имущества по неосторожности.

Современная характеристика личности преступника

Социально-демографическая характеристика. Среди преступников подавляющее большинство — мужчины. Доля женщин колеблется в пределах 16%. Однако фактор женского пола становится значимым при совершении определенных видов преступлений . Так, удельный вес женщин, совершающих хищения посредством присвоения, растрат либо путем злоупотребления служебным положением, достигает 40%, и, напротив, среди лиц, совершающих грабежи и разбои , не превышает 6%.

Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 до 29 лет, затем следуют 18-24, 14-17 и 30-40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 24 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступного поведения. Так, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи , угоны автотранспортных средств, хулиганство , изнасилования . Лица после 30 лет преобладают среди тех, кто совершил экономические преступления.

Уровень образования у преступников относительно низкий. На фоне всеобщего среднего образования населения в России преступники чаще имеют незаконченное среднее образование. Преступники с высшим образованием составляют незначительную долю. Более высокий уровень образования отмечается у должностных преступников, ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства , разбои, хулиганство.

Характеризуя преступников по роду занятий и социальному положению, нужно отметить, что выделяются специфические группы лиц как среди занятых трудовой деятельностью, так и не занятых ею. Среди занятых трудовой деятельностью это: а) лица, которые постоянно или длительное время занимались неквалифицированным физических трудом (около 30%); б) учащиеся, студенты (около 8%). Среди незанятых трудовой деятельностью это: а) трудоспособные лица, не имеющие определенных занятий и постоянного источника дохода (порядка 50%), в том числе б) безработные (около 9%). Трудовая деятельность преступников имеет существенные особенности. Как правило, выполняемая работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места ее выполнения, сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т. п.

Семейное положение у лиц, совершающих преступления, также имеет особенности. Криминология свидетельствует, что в целом распространенность преступлений среди лиц, имеющих семью , ниже, чем среди разведенных, холостяков и одиноких. Таким образом, семья в большинстве случаев не стимулирует преступное поведение, осуществляет контроль за поведением членов семьи и подчиняет это поведение требованиям моральных норм, лежащих в основе брака и семьи. Вместе с тем статистика показывает, что около половины всех преступников — холостые (или не замужем). По данным криминологических исследований в отношении конкретных категорий преступников, например рецидивистов, насильников, убийц, доля холостых (или разведенных) выше среднестатистической, тогда как среди так называемых экономических преступников эта доля соответственно уменьшается.

Правовая характеристика. К ней относятся: характер совершенных преступлений (имущественные, насильственные, экономические и др.), их неоднократность, рецидив, криминальная организованность, криминальный профессионализм, криминальная мотивация.

Уголовная статистика показывает, что среди выявленных преступников около четверти ранее совершили преступление. Примерно 30% из них осуществили преступные действия в группе. Наиболее высок уровень рецидива (смешанного) у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%).

Групповая преступная деятельность наиболее характерна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетний преступник чаще всего совершает преступление в составе группы (до 80%).

Статистика позволяет определить лишь криминальную мотивацию по характеру совершенного преступления. Вместе с тем мотивация преступного поведения не всегда напрямую связана с характером совершенного преступления. Нельзя, например, исходить из привычных схем: корыстное преступление — корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения. Мотив следует «извлекать» из личности , поскольку мотивация связана с глубинными характеристиками лица, такими как потребности, интересы и ценностные ориентации. Они же, в свою очередь, зависят от возраста преступника, условий его воспитания, длительности занятия преступной деятельностью и т. д. Но есть нечто общее, что объединяет преступников. Это искаженность и примитивность потребностей, ограниченность социально-позитивных интересов. Если опираться на структуру преступности в России, то следует признать, что преобладающими мотивами являются: на первом месте — корысть, на втором и третьем местах оказываются насильственно-эгоистические и легкомысленно-безответственные побуждения.

Среди современных преступников выделяется небольшая (около 10%), но устойчивая группа криминальных профессионалов. В нее входят лица, обладающие антиобщественной установкой, которая заключается в постоянной субъективной готовности к определенному преступному поведению. К этой группе относятся лица, имеющие многократный специальный рецидив.

Нравственный облик преступников иллюстрируют следующие данные. Уголовная статистика показывает, что до 20% всех преступлений совершается в состоянии опьянения (алкогольного и наркотического), а таких преступлений, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования в аналогичном состоянии, — в среднем 50%. Далее, преступники имеют сильно деформированное правовое сознание. Криминологические исследования показывают, что у них преобладает пренебрежительное или негативное отношение к тем правовым нормам , которые оценивают их действия как преступление. Для них характерна позиция самооправдания, поиск доказательств вынужденности преступного поведения с целью заслужить снисхождение со стороны правоохранительных органов . Перед совершением преступления они часто испытывают надежду на безнаказанность, так как полагают, исходя из известных им случаев, что оно останется нераскрытым. Основными причинами правомерного поведения , по мнению самих осужденных, являются страх наказания и боязнь нежелательных последствий, но не осознание справедливости и пользы правовых предписаний.

Криминологический портрет современного преступника следующий. Это мужчина молодого возраста, невысокого уровня образования и социального статуса, холостой или разведенный, не занятый общественно полезной деятельностью, с криминологическим рецидивом преступлений, совершающий преступление в нетрезвом состоянии из корыстных или насильственно-эгоистических побуждений.

Использование информации о личности преступника в правоохранительной и предупредительной деятельности

На основе криминологической характеристики личности преступника более эффективно можно осуществлять следующую деятельность:

1) прогнозирование преступности и планирование борьбы с преступностью. Для этого используют социально-правовую характеристику преступников с целью прогнозирования изменений в этой характеристике на среднесрочную перспективу. Такой прогноз необходим для разработки мер предупреждения преступности как на региональном, так и федеральном уровне;оперативно-розыскной деятельности появляется возможность реализации криминологической информации при составлении психологического розыскного портрета.

Курсовая работа: Личность преступника

Курсовая работа: Личность преступника

Государственный Университет Управления

Министерство образования РФ

Курсовая работа

Тема: Личность преступника

По дисциплине: Криминология

Выполнил: студент 4-го курса

заочного отделения Федотов А.А.

Специальность: Юриспруденция

Групп: ЮР-6 2003/2-3

Москва 2007 г.

Введение

1. Понятие личности преступника

2. Структура личности преступника

3. Классификация и типология преступников

4. Соотношение социального и биологического в личности преступника

Заключение

Список литературы

Введение

Вопрос о личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше преступных действий.

Человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдь

В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Чем же все-таки отличается преступник от других людей, в чем специфика его личности?

1. Понятие личности преступника

Под личностью понимается целостная совокупность взаимосвязанных черт, свойств и качеств участника и носителя общественных отношений.

Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.

Личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Изучение личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью. Поскольку именно личность является носителем причин совершения преступлений, то своевременное изучение личности преступника способствует успешному предупреждению отдельных преступлений. Личность преступника есть совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Личность преступника выражает социальную сущность лица. Понятие личность преступника включает в себя в числе прочих те признаки, которые согласно закону характеризуют субъекта преступления: физическую сущность лица как человеческого индивида, а также некоторые особые признаки (например, должностное положение, особые обязанности и т.п.), в силу которых лицо может рассматриваться как специальный субъект. Однако в понятии личности преступника указанные признаки субъекта преступления отражают более широкое, емкое, разнообразное и вместе с тем детализированное содержание. Личность преступника охватывает, кроме того, многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления (например, социальную роль и связи в системе общественных отношений, социальную оценку общественных ценностей и самооценку, психофизиологические особенности и т.д.

Психологическое и социологическое изучение личности преступников и законопослушных граждан позволяет сделать вывод, что преступник – это личностьсо значительно более высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей и полезного общения. Это сочетается с высокой чувствительностью в межличностных взаимоотношениях, из-за чего такие лица чаще применяют насилие в различных конфликтах. Они хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, больше отчуждены от общества и его ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т. д.), и у них плохая социально полезная приспособляемость, из-за чего возникают немалые сложности при попытках адаптироваться в тех же малых группах.

Именно указанные признаки в совокупности с антиобщественными взглядами и ориентации отличают преступников от непреступников, а их сочетание (не обязательно, конечно, всех) у конкретного лица выступает в качестве непосредственной причины совершения преступлений. Они возникают в рамках индивидуального бытия, на основе индивидуального жизненного опыта, а также биологически обусловленных особенностей. Однако такие особенности, равно как и психологические черты, чаще носят как бы нейтральный характер и в зависимости от условий жизни и воспитания наполняются тем или иным содержанием, т.е. приобретают социально полезное или антиобщественное значение. Личность преступника представляет собой индивидуальную форму бытия неблагоприятных общественных явлений и процессов. Это, конечно, не означает, что личность преступника включается только в соответствующие отношения или испытывает лишь негативные влияния. Исходным является положение, что человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдьне напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, "выбирает" и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.

Понятие личности преступника в практическом и научном смыслах объединяет лиц, совершивших преступления, но преступность включает в себя такие совсем разные преступления, как изнасилование и нарушение законов о записи актов гражданского состояния. Поэтому криминология не может не изучать причины и механизм совершения всех преступлений, в том числе неосторожных и непредумышленных. Иными словами, личность всех совершивших преступления должна быть предметом криминологического, практического в том числе, познания, что имеет огромное значение для профилактики преступлений. Если из орбиты криминологического изучения исключить личности тех, для которых совершенное преступление не стало ведущей формой поведения, то они вообще выпадут из поля зрения криминологии, что нанесет существенный ущерб практике.

Понятие личности преступника в определенной мере условное и формальное, поскольку отнесение определенных действий к числу преступных зависит от законодателя. Он же, как известно, может отменить уголовную ответственность за поступки, которые ранее им рассматривались как преступные. Но есть вечные преступления – убийства, телесные повреждения, изнасилования, кражи и ряд других, за которые карают всегда. Эти преступления составляют ядро преступности, и черты личности преступника более всего характерны для виновных в их совершении.

Отличительные черты личности преступника не присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности тоже как носителя причин преступного поведения. Однако основная масса преступников отличается указанными особенностями. Именно данный факт позволяет говорить о личности преступника как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе. Его специфика определяет особенности духовного мира преступников, их реакций на воздействия социальной среды.

Изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения, профилактики преступлений. При этом, однако, личность преступника является центральной в том смысле, что ее криминогенные особенности первичны, поскольку выступают источником, субъективной причиной преступных действий, а поэтому именно они, а не действия или поведение, должны быть объектом профилактических усилий. То, что эти внутренние особенности могут привести к совершению преступлений, составляет сущность общественной опасности личности преступника, а само преступное поведение – производное от них. Если говорить о целенаправленной коррекции поведения, то его невозможно изменить, если указанные особенности останутся прежними. Преступное поведение не может быть случайным, независимым от личности и определяться только внешними обстоятельствами. Внешняя среда способна создать благоприятные условия для совершения преступления, но не выступать в качестве его причины.

Это отнюдь не означает игнорирования внешних социальных факторов, ненужность их изучения и учета. Во-первых, криминогенные черты личности формируются под воздействием этих факторов. Однако, закрепленные в личности, они превращаются в самостоятельную силу, преуменьшать значение которой не следует. Во-вторых, совершению преступления могут способствовать, даже провоцировать на это, ситуационные обстоятельства, внешняя среда. Но, как известно, одна и та же ситуация воспринимается и оценивается разными людьми по-разному. Стало быть, в конечном итоге в механизме индивидуального преступного поведения личность преступника играет ведущую роль по отношению к внешним факторам. Поэтому совершение преступления точнее было бы рассматривать не столько как результат простого взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией, в которой они выступают в качестве равнозначных партнеров, сколько как следствие, реализация криминогенных особенностей личности, которая взаимодействует с ситуативными факторами.

Изучение личности преступника строиться на твердой правовой основе, т. е. личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек установленный судом срок наказания. Действительное же его исправление, если под этим понимать положительную перестройку системы нравственных и психологических особенностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может иметь место значительно позже наказания или вообще не наступить. В последнем случае нужно говорить не о личности преступника, а о личности, представляющей общественную опасность. Тем не менее, нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности. Значит, в сфере криминологических интересов находятся пьянство, тунеядство, бродяжничество, проституция и другие непреступные антиобщественные явления и, соответственно, личность тех, кто совершает такие поступки. Все это служит базой научно обоснованной системы профилактики преступлений, в том числе ранней, но изучение указанных лиц выходит за формальные пределы личности субъекта преступления. Стало быть, в предмет криминологии входит личность не только собственно преступника, но и тех, кто может стать на преступный путь, что исключительно важно для борьбы с преступностью. Изучение всех этих вопросов помогает вскрыть причины преступлений и разработать эффективные средства их профилактики.

Таким образом, личность преступника, можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему:

а) психологических особенностей,

б) антиобщественных взглядов,

в) отрицательного отношения к нравственным ценностям и

г) возможности выбора общественно-опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.

Иными словами, все те качества преступника, или человека, который только еще может стать на преступный путь; которые могут объяснить совершение преступления и входят в предмет криминологии. Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.

Личность преступника преступление человеку, составляющих его индивидуальность.
Криминологи изучают эту совокупность свойств для того, чтобы на их основе определить факторы, влияющие на совершение конкретного преступления, которые могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики.
Личность преступника отличается своей общественной опасностью, степень которой зависит от глубины деформации нравственно-психологических ее качеств.
Структура личности преступника - совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.
В структуре личности преступника выделяется ряд подуровней:
1) материальная обеспеченность;
2) умственное развитие;
3) нравственная ориентация и стремления личности.
Все подструктуры находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи и образуют в целом личность преступника.
Существует другой вариант структуры личности преступника, включающий следующие элементы:
1) социально-демографические:
а) пол;
б) возраст;
в) социальное положение и род занятий;
г) семейное положение;
д) место жительства (в городе, сельской местности);
е) материальные и жилищные условия.
Группировка по возрасту позволяет установить причины и возрастные группы, охваченные преступными проявлениями, а социальное положение и род занятий - в каких социальных группах наиболее распространена преступность.
2) образовательно-культурные – свидетельствуют о его интересах и потребностях
3) функционально-отношенческие - принадлежность к конкретной социальной группе, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми и учреждениями, его внутреннее отношение к этим функциям и жизненные планы;
4) нравственно-психологические:
а) ценностная ориентация личности - отношение к социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности;
б) отношение к правоохранительным нормам и требованиям;
в) система потребностей, интересов, притязаний;
г) избираемые способы их удовлетворения.
В данной ситуации необходимо отметить, что любая схема не будет идеально отражать и содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры.
Направленность - имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.
Обобщенную характеристику личности можно использовать для планирования и проведения предупредительно-профилактической работы, а также для планирования расследования.
2 подхода при изучении личности:
1. Социально-типологический - анализируются социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности. Позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих типичных ситуациях намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты
2. Социально-ролевой - личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Этот подход позволит увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может выполнить их только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам; исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности положительных воздействий

  • 1) Корыстный - этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления по мотивам личного обогащения. Личность преступника (понятие личности , основные подходы к определению личности преступника , структура личности ).


  • Личность преступника (понятие личности , основные подходы к определению личности преступника , структура личности ). Личность преступника - совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему


  • В рамках антропологического подхода преступность определяется как болезнь, но не общества, а отдельн. Загрузка.
    Личность преступника (понятие личности , основные подходы к определению личности преступника , структура личности ).


  • Личность преступника (понятие личности , основные подходы к определению личности преступника , структура личности ). Личность преступника - совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление чел... подробнее ».


  • Цели изучения личности преступника в психологии. Личность преступника , ее структура и содержание. Психологическое отличие личности преступника от личности законопослушного человека.


  • Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника , поскольку именно личность является носителем причин их совершения.


  • Особенности изучения личности преступника в психологии. Признаки, характеризующие личность преступника . Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию...


  • личности преступника и преступном поведении.
    При факторном анализе констатируют лишь то, что преступность и определенные явления взаимосвязаны.


  • Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрирован. Криминогенные качества личности преступника (понятие , классификация). В криминологии принято оценивать личность преступника по следующим основным ...


  • Изучение личности преступника (значение изучения личности преступника , научные методы изучения личности ).
    Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении.

Найдено похожих страниц:10


Г.Г. Шиханцов

§ 1. Понятие личности преступника

Проблема личности преступника – одна из центральных и наиболее сложных криминологических проблем. Ее изучение – существенная предпосылка успешной разработки теории предупреждения преступлений, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Можно также сказать, что личность преступника – основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия.

Под личностью преступника понимается совокупность ее социально значимых негативных свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение.

Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью, которая носит не всеобъемлющий характер, а проявляется в ряде доминирующих ориентаций личности, ее ведущих мотивациях, например, насильственной или корыстной и т.д. Указанная криминогенная ориентация личности, определяет содержание ее общественной опасности и ее преступного поведения.

Криминология, изучая личность преступника, не может ограничиваться констатацией социально-ролевых, демографических, нравственно-психологических свойств, которые характеризуют лиц, совершивших преступления. Она должна на базе таково изучения разрабатывать научные основы и методы предупреждения преступности. Ведь профилактическая деятельность не может быть достаточно эффективной без глубокого знания, кто и почему совершает преступления.

Еще более важное значение имеет изучение личности преступника для установления причин совершения преступлений. Причинами совершения конкретных являются социально негативные качества, и, прежде всего, криминальная мотивация поведения личности, которые взаимодействуют с криминогенными условиями среды и ситуации. Знание этих факторов необходимо для специальной, в том числе индивидуальной, профилактики, суть которой состоит в коррекции криминогенных свойств личности и нормализации условий ее дальнейшего формирования и жизнедеятельности.

Криминологическое изучение личности преступника проводится на двух уровнях: 1) индивидуальном, 2) групповом. Изучение на первом уровне направлено на установление индивидуально-психологических особенностей личности конкретного преступника. Оно имеет большое практическое значение в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, в деятельности исправительных учреждений, а также способствует разработке научных основ и методик индивидуальной профилактики.

Следующий уровень – групповой – изучение личности преступников предполагает исследование типов, категорий преступников, выделяемых по сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных социально-значимых свойств субъектов деяний. Изучение категорий и типов преступников необходимо как для разработки мер борьбы с отдельными видами преступлений (насильственными, корыстными и т.д.), так и для реализации этих мер.

Криминологическое изучение лиц, совершающих преступления, не может быть исчерпывающим исследованием всей сложной, комплексной проблемы человека и его деятельности.
Криминолог изучает преступность и преступников в рамках так называемого «частичного детерминизма», когда «раскрытие детерминант заведомо неполно в философском смысле и претендует на полноту исключительно в смысле узкометодологическом, относительном к предмету и методам ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей науки»31. На ϶ᴛᴏ положение особое внимание обращал А. А. Герцензон. В ϲʙᴏих исследованиях он основывался на том, что для криминологических целей нет необходимости погружаться в глубинную сущность личности, искать биологические истоки поведения32.

Криминологическое понятие «личности преступника» тесно связано с общенаучными понятиями человека и личности.

В понятии «человек» воплощается неразрывное единство разных сторон его существа: социальной, биологической, духовно-нравственной, культурно-исторической. Личность - более конкретная характеристика человека, в ней фиксируются специфические общественные, а не биологические качества и признаки. Личностные ϲʙᴏйства, как отмечается в литературе, определяют главным образом отношение человека к другим людям, к обществу в целом, место и роль человека в системе социальных отношений"3. «Личность не есть целостность, обусловленная генетипически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенети-

ческого развития человека.

Как известно, на общественную природу личности обращал внимание К. Маркс, подчеркивавший, что «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное.качество»55.

Советские криминологи в ϲʙᴏем большинстве оперируют понятием «личность преступника». При ϶ᴛᴏм подчеркивается, что крайне важно всестороннее изучение личности человека именно как члена общества, ставшего преступником в силу неблагоприятно сложившегося для него процесса нравственного развития1^, а также, что

«личности преступника присущи не какие-то прирожденные преступные ϲʙᴏйства, а социально обусловленные черты, проявляющиеся в акте антиобщественного поведения»5 . Отождествление понятий «преступник» и «личность преступника» будет столь же неверным, как и понятий «человек» и «личность».

При этом само по себе указание на личность преступника как предмет криминологического изучения будет недостаточным, так как личность многогранна, характеризуется многими качествами и ϲʙᴏйствами. Отсюда вопрос о том, все ли данные качества и ϲʙᴏйства имеют значение для криминологической науки, а также о том, как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой понятия «личность человека» и «личность преступника».

Важно заметить, что одни авторы формулируют содержательное определение «личности преступника^, другие придают ему только формальное значение. В целом можно выделить три подхода к оперированию данным понятием. JTIepBjiijî просто констатирует, что личность преступника - ϶ᴛᴏ личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответ-ственност^ . Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что рассматриваемый термин употребляется в отношении каждого лица, совершившего преступление. Отметим, что каждый человек, поскольку он формируется и живет в обществе, будет личностью, в том числе и каждый, совершивший преступление. Другое дело, что «личности» не равнозначны и не равноценны. Важно заметить, что одни активно способствуют общественному прогрессу, другие препятствуют ему, третьи - занимают пассивную позицию3 .

Раскрывая содержание понятия «личность преступника», сторонники второго подхода перечисляют ее признаки, имеющие значение для изучения. «Личность преступника» -- наиболее широкое и емкое понятие, выражающее социальную сущность лица, сложный комплекс характеризующих его признаков, ϲʙᴏйств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями, в той или иной мере определивших совершение преступления»4 . Здесь, таким образом, выделяются те характеристики, кᴏᴛᴏᴩые существенны для выявления причин преступного поведения и объяснения его характера.

П. С. Дагель, рассматривая проблему личности преступника в уголовно-правовом аспекте, отмечал, что «личность преступника - ϶ᴛᴏ совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение»41. Иным будет критерий выделения признаков, и, следовательно, содержания личности преступника в исправительно-трудовом праве при изучении личности преступника с позиций исправительно-трудовой педагогики и т. п. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что рассматриваемый подход к определению «личности преступника», с одной стороны, содержателен (выделяет конкретные характеристики), а с другой стороны, формален, так как не отвечает на вопрос о качественном содержании данных характеристик, их отличии или

тождестве с характеристиками личности тех, кто ведет себя правомерно.

Третий подход основан на тезисе о качественном отличии личности преступника от личности непреступника. Понятие «личность преступника» здесь обозначает определенный социальный тип личности. «Преступник есть временный социальный тип личности ввиду того, что она наносит (может нанести) вред обществу преступными действиями, совершение кᴏᴛᴏᴩых влечет за собой уголовную ответственность»42. Специфика ϶ᴛᴏго типа «выражается не только в особенностях социальных детерминант, лежащих в основе формирования у него признака общественной опасности, но и в тех чертах и качествах, кᴏᴛᴏᴩые составляют особенность ее духовного мира и поведения, предопределяя специфический ракурс восприятия и оценки окружающих социальных условий»43. Именно личность преступника, как некий социальный тип, имел в виду Ю. Д. Блув-штейн, отмечая, что исключительно применительно к тем случаям, в отношении кᴏᴛᴏᴩых исследование установит решающую или, по крайней мере, весьма важную роль личностных особенностей, можно обоснованно говорить о личности преступника как таковой44.

Но в самом ли деле личностные особенности каждого человека, совершившего преступление, таковы, что его можно считать представителем социального типа «личности преступника», да и можно "ли вообще говорить о наличии такого социального типа? Вот один из самых дискуссионных вопросов в советской криминологии. Юн рассматривается далее во второй главе, а здесь следует отметить, что смешение трех разных значений понятия «личность преступника» порой порождает непонимание авторами друг друга. Ю. М. Антонин критиковал И.И. Карпеца за то, что человека, совершившего преступление, тот вообще якобы не считает «личностью». Но И. И. Карпец высказывал иное суждение: нельзя всех преступников относить к одному общему социальному типу - «личность преступника», а надо «исходить из того, что понимают под личностью советские психологи», т. е. употреблять ϶ᴛᴏ понятие только в первом значении46.

Для обеспечения большей строгости понятия «личность преступника» было предложено ввести для обозначения определенного социального типа личности термин «криминогенная личность»47. Тогда было бы можно всегда употреблять понятие «личность преступника» именно в первом его значении, т. е. как личность человека, виновно нарушившего уголовно-правовой запрет.

При всех условиях крайне важно выделение тех личностных характеристик, кᴏᴛᴏᴩые имеют криминологическое значение. При ϶ᴛᴏм надо отметить неоднозначность решения разными авторами вопросов о содержании и тгреДёлах~Тгзучения^в криминологии личности преступника, а также о возможном использовании при ϶ᴛᴏм методов других наук. Стоит сказать, для проведенных в 60-80-х годах криминологических исследований избирались самые разные личностные характеристики: и социально-демографические, и характеризующие

социальные позиции и роли личности, и раскрывающие содержание нравственного, правового сознания, а кроме того, потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, психологические качества, состояния и т. п. Стремление к определенной систематизации данных характеристик привело к построению различных их конструкций и систем, в т.ч. и к обоснованию криминологически ^значимой структуры личности преступника.

Последнее связано с тем, что личностные особенности преступника заключаются в специфике не отдельных, изолированных качеств, а определенной их совокупности, в кᴏᴛᴏᴩой ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие качества взаимосвязаны. Некᴏᴛᴏᴩые из них будут глубинными, подчиняющими себе более частные. При ϶ᴛᴏм нужно учитывать одновременно и степень тесноты связи между разными качествами и ϲʙᴏйствами личности, и степень взаимного проникновения либо поглощения одних ϲʙᴏйств и качеств другими48.

В коллективной монографии «Личность преступника» говорилось, что «криминологическая характеристика личности преступника представляет собой систему черт, кᴏᴛᴏᴩые в ϲʙᴏй совокупности характеризуют лицо, совершившее то или иное преступление, различные стороны и проявления его общественного существования и жизненной практики, и кᴏᴛᴏᴩые прямо или косвенно связаны с подобным антиобщественным поведением человека, обусловливают или облегчают совершение преступления либо помогают понять

причины его совершения» . На ϶ᴛᴏм основании строилась следующая схема криминологической структуры личности преступника:

социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

социальные проявления в различных сферах общественной

нравственные ϲʙᴏйства;

психологические особенности50.

П. С. Дагель предложил другую конструкцию, основанную на схеме психологической структуры, предложенной К. К. Платоновым0". По мнению П. С. Дагеля, «структура личности преступника должна ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать общей структуре человеческой личности, а также отражать ее особое социальное качество - общественную опасность личности»52. Отсюда выделение пяти подструктур, характеризующих следующие сферы личности преступника: 1)его общественную опасность, проявленную в совершенном преступлении; 2) социальные и антисоциальные связи в различных областях общественной жизни; 3) нравственно-психологическую и психологическую стороны личности; 4) ее физические (биологические) ϲʙᴏйства5".

Фактически здесь имеется в виду уже не личность человека, а весь человек, так как в рамках подструктуры «физические (биологические) ϲʙᴏйства личности» указываются особенности физической конституции, инстинкты, влечения, физиологические потребности.

Биофизические признаки, в т.ч. особенности физической конституции, упоминаются также в структуре личности, предло-

женной Ю. M. Антоняном. Этот автор выделяет пять подструктур, но иного характера, чем П. С. Дагель: 1) социальное происхождение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, уровень материальной обеспеченности; 2) уровень умственного развития, образовательно-культурный уровень, знания, навыки, умения; 3) нравственные качества, ценностные ориентации и стремления человека, его взгляды, интересы, потребности, наклонности, привычки; психические ϲʙᴏйства, процессы и состояния; 4) такие биофизические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции. Стоит заметить, что он, далее, полагает, что предметом криминологического изучения должна служить «индивидуальность» преступника как единство прирожденных и социальных качеств человека, его общих и единичных ϲʙᴏйств"4. В данном вопросе позиция Ю. М. Антоняна отличается от исходных позиций большинства советских криминологов.

Разумеется, преступное поведение, как и общественно приемлемое, реализуется в пределах физических и психических возможностей человека. Преступление совершает человек, а не только его «социальное лицо». Не случайно, например, разбойные нападения, грабежитрадиционно характерны для лиц молодого возраста, обладающих силой, ловкостью, способностью подавить сопротивление жертвы и быстро скрыться с места происшествия. При этом отнюдь не сила и ловкость порождают преступное поведение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих лиц. Надо различать роль разного рода групп характеристик человека в детерминации преступного поведения.

Известно, что детерминация - широкое понятие, оно включает не только причинные зависимости, но и другие. Принцип причинности раскрывает то, откуда произошло данное явление, как протекал процесс его порождения, устанавливает факт связи между порожденным и породившим; принцип же детерминизма, исходя из факта причинного происхождения, говорит и о том, почему ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий процесс произошел так, а не иначе, почему возникло именно данное явление, каковы условия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего порождения, мера устойчивости ϶ᴛᴏго процесса55.

В случае если задача ставится широко - выяснить не только причины преступного поведения, но и одновременно объяснить распространенность различных его форм, то следует учитывать характеристики человека во всем их многообразии, в т.ч. физические данные, волевые и иные. При этом выяснение волевых, физических характеристик не поможет ответить на вопрос, почему совершено нарушение уголовного запрета. Суть отличия преступного поведения гот правомерного заключается в его направленности, целях, системе! мотивов. Как показывает опыт криминологических исследований, у преступников совершенно иного характера, чем у законопослушных граждан, потребности, интересы, ценностные ориентации, взгляды, образ жизни.

Предметом криминологического изучения, отвечающего на во-

прос о причинах преступного поведения (индивидуального и относительно массового) должна служить система личностных характеристик, закономерно участвующих в порождении ϶ᴛᴏго поведения и проявляющихся в нем: а) потребностно-мотивационная сфера личности (потребности, интересы, мотивация) ; б) ценностно-нормативная сфера сознания личности (взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации, направленность личности); в) социальные позиции личности с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими им социальными нормами, как официальными, так и неофициальными; г) значимая в социальном, нравственном, правовом отношениях деятельность личности и место, роль в ϶ᴛᴏй деятельности преступного поведения. Здесь нет традиционного упоминания о социально-демографических признаках. Нужно помнить, такие признаки, на наш взгляд, значимы не сами по себе, а исключительно в связи с той социальной нагрузкой, кᴏᴛᴏᴩая им присуща. По϶ᴛᴏму точнее говорить о социальных позициях личности, имея ВІ виду взаимосвязь таких позиции.

Собственно психологические качества не упоминаются в связи с тем, что они будут предметом не криминологического, а юриди-ко-психологического изучения. Следует иметь в виду, что наиболее полные данные о преступности и ее детерминации могут давать комплексные исследования. Криминологическое изучение имеет ϲʙᴏй предмет, даже если в его процессе могут быть использованы подходы различных наук.

Решение криминологических задач предполагает исследование личности в социологическом, социально-психологическом и индивидуально-психологическом аспектах. При ϶ᴛᴏм каждый из них - и ϶ᴛᴏ будет спецификой криминологического подхода - должен сочетаться с данныеко-правовым анализом.

Весьма существенно установление оптимального соотношения разных аспектов в зависимости от того, выявляет ли криминолог причины преступности как социального явления в целом, в регионе, причины отдельных видов преступности или конкретного преступления и в какой мере он при ϶ᴛᴏм решает задачи предупреждения уголовно наказуемого поведения.

Социологический аспект предполагает исследование сознания и деятельности личности с позиции социальных позиций и функций, как субъекта и объекта общественных отношений. Здесь можно говорить о применении двух взаимосвязанных подходов к изучению личности: социально-типологического и социально-ролевого.

Г. Л. Смирнов отмечает, что «в самом общем виде задача социальной типизации заключается в вычленении существенных характеристик основных видов деятельности, отношения к труду, общественной активности, обусловливаемых положением человека в обществе и его направленностью»"17.

Социально-ролевой подход позволяет увидеть те социальные позиции и функции, кᴏᴛᴏᴩые будут криминогенными, независимо от позиции личности; налагают на личность обязанности, кото-

рые она может выполнять исключительно ценой нарушения закона; налагает взаимоисключающие обязанности, что ведет к правонарушениям как к способам разрешения конфликтов; исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. д.

Указанные два подхода довольно близки между собой, но все-таки каждый из них имеет ϲʙᴏи особенности. При социально-ролевом подходе за исходную отправную точку берутся объективные социальные позиции личности и социальные нормы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие данным позициям, т. е. по существу особенности взаимодействия личности с социальной средой. При социально-типологическом же подходе исходными будут уже сформировавшиеся под влиянием ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих позиций и ролей социальные качества личности, типичные для данных условий на определенный момент. При всей многозначности социальных позиций и ролей каждая личность все-таки представляет собой определенную социально обусловленную целостность сознания и деятельности, подверженную изменениям под влиянием социальной среды и взаимодействия с последней. Данные два подхода имеют различия в учете активности самой личности. При социально-типологическом - личность в большей мере рассматривается как активный деятель, при социально-ролевом четче прослеживается социальная обусловленность ее поведения. В криминологических исследованиях крайне важно сочетание обоих данных подходов, позволяющих выявлять не просто социальные отклонения, но такие из них, кᴏᴛᴏᴩые связаны именно с преступным поведением.

Сами по себе социальные позиции и роли, личностные характеристики могут и не выглядеть как криминогенные, если их исследовать без учета действующих моральных и правовых норм. По϶ᴛᴏму социологический анализ важно дополнять данныеко-правовым, соотносить социальные связи, позиции, функции, взгляды с действующими моральными и правовыми нормами. При ϶ᴛᴏм иметь в виду три обстоятельства. В первую очередь, речь должна идти не столько о декларируемых, желаемых морально-правовых идеалах и постулатах, сколько о непосредственной житейской ценностно-нормативной системе, закрепляемой в общественной практике, сознании и деятель ности личности в виде убеждений, установок, ценностных ориентации и направленности, определяющих в т.ч. иерархию потребностей и интересов, способы их удовлетворения, вносящих коррективы в сами данные потребности и интересы. «Сознание, - повествовал С. Л. Рубинштейн, - выступает внутренним интегрирующим фактором как по отношению к различным формам социальной деятельности личности, так и к различным элементам ее внутреннего духовного мира» 8. У человека «все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли...», - отмечал Ф. Энгельс59. Во-вторых, имеется в виду рассмотрение ценностно-нормативной системы как общества, так и личности, не только в качестве

сторон социального взаимодействия, но и в качестве его результатов, влияющих на развитие процесса. В-третьих, существен не только анализ самих ценностно-нормативных систем, но и условий их формирования, функционирования, развития. Эти положения важны для любого данныеко-правового исследования, с каким бы аспектом изучения личности оно ни сочеталось.

При социально-психологическом изучении закономерностей взаимодействия людей выбудет, «как человек прокладывает ϲʙᴏй путь в лабиринте обязанностей, кᴏᴛᴏᴩыми он окружен, и строит ϲʙᴏю жизнь» °, каковы «механизм сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальная детерминированность и роль данных механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях» .
Стоит отметить, что осуществляется «изучение социальных привычек, традиций, нравов, обычаев, вкусов и т. д. ... через анализ тех фактов, кᴏᴛᴏᴩые влияют на их возникновение, сохранение и изменение» .

Социально-психологическое изучение позволяет понять механизм отклоняющегося поведения, но не способно полно ответить на вопрос о его генезисе и о том, почему же ϶ᴛᴏ поведение приняло конкретный противоправный характер. По϶ᴛᴏму здесь также требуется дополнительное данныеко-правовое исследование.

Социально-психологический аспект важен не только при исследовании индивидуального преступного поведения. Разные способы социального взаимодействия в различных регионах, среди разных групп и слоев населения, различных социальных типов личности могут влиять на степень распространенности тех или иных преступных деяний. Социально-психологический подход в криминологии вместе с данныеко-правовым способен более полно ответить на вопрос о механизме действия социальных причин преступности, помочь в их выявлении. Но он не в состоянии заменить социологический подход, кᴏᴛᴏᴩый вместе с социально-психологическим позволяет определить некᴏᴛᴏᴩые причины различий в преступности, имеющейся в разных регионах, или в разные периоды, а также в количественных и качественных характеристиках различных видов преступности; дает возможность вскрывать распространенность различных социальных типов личности, их взаимодействия между собой, особенности обыденного сознания, стереотипов, традиций, обычаев, их истоки, способы их формирования.

Когда же возникает вопрос, почему преступление совершили данные лица и притом именно данные преступления, то социологический и социально-психологический подходы должны дополняться индивидуально-психологическим изучением И здесь сохраняет значение данныеко-правовое исследование: нужно не просто изучать потребности, интересы, но и давать им ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую нравственно-правовую оценку. Необходимость психологического изучения личности преступника стала, пожалуй, общепризнанной, но еще далеко не выяснены пределы ϶ᴛᴏго изучения с позиции нужд криминологии, т. е. для выяснения причин преступного поведения и

организации борьбы с ним. Очевидно, эта задача может быть успешно решена в результате совместных усилий криминологов и психологов. Причем она требует развития не только криминологических исследований личности, но и исследований в рамках юридической психологии, в частности, того ее направления, кᴏᴛᴏᴩое принято называть криминальной психологией.

При объяснении индивидуального поведения нельзя не учитывать чисто психологических особенностей личности. При этом в преступном поведении они, как уже отмечалось, пробудут не самостоятельно, а на фоне либо искаженных моральных, правовых взглядов преступника, либо нарушений другими субъектами моральных и правовых требований.

Изложенное выше приводит к выводу о необходимости комплексного изучения личности преступника одновременно в социологическом, социально-психологическом и психологическом аспектах. Понять причины именно преступного поведения, преступности можно исключительно одновременно исследуя и данныеко-правовое содержание личности, ее сознания и деятельности. Материал опубликован на http://сайт

По мере перехода от единичного к общему, от преступления к преступности социологический и социально-психологический аспекты приобретают решающее значение, а сфера психологического сужается. При всем этом на всех уровнях сохраняет ϲʙᴏе значение данныеко-правовое исследование.

Изучение преступности требует от исследователя правовых знаний, умения с позиций права оценивать поведение обследуемых, а также некᴏᴛᴏᴩые аспекты самого механизма социального взаимодействия. Объяснить негативно отклоняющееся от социальных норм поведение социологи и социальный психолог могут и сами. Но без социально-правового и криминологического анализа нельзя понять, почему ϶ᴛᴏ поведение приняло конкретную противоправную направленность, преступный характер.

Конечно, ϶ᴛᴏ не означает отрицания всякого значения психических и физических качеств субъектов преступлений. С. С.
Стоит отметить, что остроумов отмечал, что такие качества человека, как темперамент, жестокость, малодушие и т. п. могут «способствовать или препятствовать совершению преступлений, но ни в коем случае не обрекать фатально человека быть преступником» . Эти качества, в частности, как уже отмечалось, могут влиять на форму преступного поведения, а от распространенности различных форм зависит ряд вопросов организации борьбы с рассматриваемым явлением. К примеру, развитие служб, ориентированных на борьбу с насильственными, корыстными деяниями, с использованием преступниками сферы их трудовой деятельности и без использования таковой и т. п.

Вопрос о пределах изучения указанных качеств в криминологии и их оценка предполагают решение более общего вопроса: о соотношении социального и биологического в личности преступника и механизме преступного поведения.