Виды, формы и принципы землеустройства. Виды и формы землеустройства

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (ст. 1 Закона о землеустройстве). Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Законом о землеустройстве, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 2 Закона о землеустройстве). Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

Изменения границ объектов землеустройства;

Предоставления и изъятия земельных участков;

Определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

Перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

Выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

Проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (ст. 3 Закона о землеустройстве). Основаниями проведения землеустройства являются:

1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

2) договоры о проведении землеустройства;

3) судебные решения (ст. 4 Закона о землеустройстве). Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

а) геодезические и картографические работы;

б) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

г) (ст. 9 Закона о землеустройстве).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО" в других словарях:

    землеустройство - землеустройство … Орфографический словарь-справочник

    Землеустройство - система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства. В результате землеустройства создаются предпосылки для внедрения научно обоснованных систем ведения хозяйства. См.… … Финансовый словарь

    Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального… … Википедия

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий, включающая учет и оценку земель, их распределение между землепользователями, планирование землепользования составление внутрихозяйственных территориальных планов и др. Землеустройство направлено на рациональное использование… … Экологический словарь

    Землеустройство - См. Землепользование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий по урегулированию землепользования, включает проектно изыскательные, съемочные и обследовательные работы. Осуществляется государственными землеустроительными органами, которые оформляют также документы на право пользования… … Большой Энциклопедический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - законы, правила, нормы использования, применения земельных угодий, а также их купли, продажи, наследования. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, землеустройства, мн. нет, ср. (офиц., экон.). Система мероприятий, регулирующих эксплоатацию земли. «Основной задачей советского землеустройства является… создание крупных коллективных объединений» Малая Советская Энциклопедия.… … Толковый словарь Ушакова

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, а, ср. Совокупность мероприятий, упорядочивающих землепользование. | прил. землеустроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    землеустройство - Система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства … Словарь по географии

    Землеустройство - (англ. land use measures) в РФ система мероприятий, направленных на реализацию норм земельного законодательства РФ, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и… … Энциклопедия права

Книги

  • Землеустройство в области войска Донского , . Землеустройство в области войска Донского. Донская областная землеустроительная комиссия 1913 года. Состоящая под высочайшим покровительством его императорского высочества наследника…

Выделяется два основных вида землеустроительных работ, отличающихся содержанием землеустроительной деятельности. Основные виды - межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. К прочим видам землеустройства по содержанию работ относятся:

1. Обследовательские

2. Изыскательские

3. Топографо-геодезические

4. Картографические

5. Проектно-изыскательские (выполняются с целью составления землеустроительной документации)

Виды землеустроительных документов:

1) Общегосударственные, региональные (республиканские) программы использования и охраны земель

2) Схемы землеустройства и технико-экономического обоснования (ТЭО) использования и охраны земель, административно-территориального обоснования

3) Проекты землеустройства по установлению и изменению границ административно-территориальных обоснований

4) Проекты землеустройства по организации и установлению границ территории природно-заповедного фонда (ПЗФ) и прочего природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

5) Проекты землеустройства по формированию земель коммунальной собственности территориальных общин и проекты разграничения земель государственной и коммунальной собственности населенных пунктов

6) Проекты землеустройства по отводу земельных участков

7) Проекты землеустройства по созданию новых и упорядочивания существующих землевладений и землепользований

8) Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочивания угодий

9) Проекты землеустройства по упорядочиванию территории населенных пунктов

10) Рабочие проекты землеустройства по:

Рекультивации нарушенных земель

Землевание малопродуктивных угодий

Защита земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней, уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и прочими отходами, радиоактивными и химическими веществами, иссушение с/х земель, повышение плодородия почв.

11) Техническая документация по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности)

12) ТД по землеустройству, по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

13) Специальные тематические карты и атласы, состояния земель и их использования

Состав землеустроительной документации:

1. Текстовые материалы

2. Графические материалы

3. Обязательные приложения. Содержания каждого вида землеустроительных документов оговаривается заданием на разработку документов и регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами по вопросам землеустройства

Материалы ДЗЗ - материалы аэрофотосъемки, космической фотосъемки, гравиразведки, магниторазведки и других не контактных способов измерения.

Изыскательные работы связаны с проведением экспериментальных работ (полевых, камеральных). Полевые - включают специальные обследования, почвенно-геохимических, агробиологических, ландшафтных, гидрологических и других. Камеральные - включают изучение имеющихся опубликованных материалов (учебники, статьи, справочники и т.д.), картографических материалов (в аналоговом и цифровом виде), изучение фондовых материалов (документов с разным режимом доступа, хранящиеся в архивах специализированных организации).

Топографо-геодезические и картографические работы, включают производство геодезических измерений на местности с помощью разнообразных геодезических систем измерения, математической обработки (МОГИ), составления итоговых картографических документов (схемы, карты, планы), содержание которых зависит от вида землеустроительной документации.

Картографический документ, отличает от не картографического: проекция, масштаб, система координат…

Проектные работы включают полевые и камеральные работы (в т.ч. обследование, изыскание), топографо-геодезические, картографические работы и работы по составлению юридических документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Результатом выполнения проектных, проектно-изыскательных работ является землеустроительная документация по составлению проекта землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство включает в себя работы по организации, рационального использования и охраны земель на государственном и региональном уровне, путем правильного распределения земель между отраслями хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями.

Включает следующие землеустроительные действия:

1) Образование новых и упорядочивание существующих землепользований, с устранением чересполосицы, вклинивания, дальноземья и других неудобств

2) Уточнение и изменение границ землепользователей и землевладений

3) Отвод и изъятие земельных участков

4) Установление и изменение границ населенных пунктов (города, поселки)

Этим действиям предшествует следующая работа:

1. Подготовительные работы.

Включают в себя изучение земельно-учетных документов; изучение картографических материалов, осуществление, учет пожелание субъектов землеустройства;

2. Полевое обследование объекта межхозяйственного землеустройства.

Желательно обследовать всю территорию и произвести уточнение состава земель по категориям и угодьям, количество и качество земли, в том числе стоимости;

3. Утверждение проекта межхоза, в зависимости от состава работ, с областным Советом народных депутатов, Совмином АРК или Кабинетом Министров Украины;

4. Перенесение проекта в натуру путем выполнения геодезических работ и установки соответствующих межевых знаков;

5. Выдача документов на право пользования землей. Либо оформление новых государственных актов или внесение изменений в существующие государственные акты;

Особенности землеустроительных действий при межхозе:

1. Образование новых и упорядочивание существующих землепользований и землевладений.

При выполнении этих работ учитываются следующие основные показатели:

Размер площади землепользования

Компактность территории

Состав и соотношение земельных угодий

Размер площади землепользования - учитывает специализацию производства или объекта землеустройства организационной и транспортной структуры, с учетом сложившихся производственных отношений.

Компактность территории - обеспечивается такой организацией границ, которая ведет к минимизации затрат на перемещение

Состав и соотношение земельных угодий - осуществляется для организации территории с/х предприятий на основе эколого-экономического обоснования системы севооборотов.

Осуществление работ по образованию новых и упорядочиванию существующих землепользований и землевладений осуществляется только на основе глубокого научного анализа и обоснования производственных измерений, а так же с учетом прогноза последствий, к которым эти изменения могут привести.

2. Изъятие и отвод земель

Отвод земельных участков субъектам земельного процесса, особенно тех участков, которые находятся в пользовании, осуществляется после их изъятия у прежних землепользователей.

Такого рода изъятия осуществляются на основании постановлений Кабинета Министров Украины и исполкомов областных Советов народных депутатов, при этом отвод земельных участков для не с/х нужд осуществляется в 1-ю очередь из земель запаса, из земель не с/х назначения или из с/х угодий худшего качества.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

Размер отводимых земельных участков должен быть обоснован и минимален

Максимально сохранено существующее землеустройство и обеспечены условия рационального использования прилегающих земель

Проект отвода должен предусматривать предприятия по охране земель от заболачивания, засоления и прочих неблагоприятных процессов

При отводе земель для предприятий горнодобывающей промышленности обязательно предусматривается расчет возмещения потерь с/х производства в результате нарушения плодородного слоя земли.

Сельскохозяйственные потери не возмещаются в случае:

При отводе земельных участков для строительства мелиоративных систем для орошения и осушения земель с/х назначения

При отводе земельных участков под строительство прудовых и озерных рыбных хозяйств министерства рыбного хозяйства (исключения: пашни, земель под многолетними насаждениями, под культурными пастбищами и сенокосами)

При предоставлении земельных участков во временное пользование, если по условиям отвода эти земли после использования будут приведены в исходное состояние.

Документы, которые прилагаются к проекту землеустройства по отводу и изъятию земельных участков:

1) Материалы предварительного согласованного выбора земельных участков

2) Документы проекта строительства или генерального плана с обозначением очередности застройки, ТЭО строительства и экспликации зданий и сооружений

3) Проектные разработки по рекультивации земель

4) Документы, подтверждающие наличие средств на финансирование работ и оплату убытков и возмещение потерь с/х производства

3. Установление и изменение городской и поселковой черты

Городская черта - условная внешняя граница земель населенных пунктов, ограничивающая их от других земель и определяемая на основе генерального плана или ТЭО развития города, поселка. Определение границы состоит в выносе границы в натуру и юридическом оформлении границ на момент выполнения работ по установлению или изменению границ городской черты.

4. Выдача государственных актов и других документов на право пользования землей

Право субъектов межхозяйственного землеустройства закрепляется государственным актом составленным по единой для всей территории Украины формы, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Работы по выдаче государственных актов выполняются в следующей последовательности:

1) Составление и согласование проекта установления границ

2) Перенесение в натуру проекта и оформление протокола с описанием границ

3) Составление кадастрового плана границ землепользований и вычисление площадей

4) Использование и выдача государственных актов

Кадастровый план содержит только контуры земельного участка.

В государственном акте обязательно указывается: наименование и местонахождение землепользователя, площадь земель в гектарах, целевое назначение земель, кадастровый номер.

Порядок составления и выдачи государственных актов регламентируется соответствующими инструкциями органов исполнительной власти.

Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство - это совокупность мероприятий по организации полного рационального и эффективного использования земель в конкретных с/х предприятиях.

Основной целью внутрихозяйственного землеустройства является создание границ конкретного землепользования, территориальной основы для эффективного использования угодий, повышения культуры земледелия, производительного использования техники и рациональной организации труда.

Проектная документация по землеустройству состоит из текстовой части (пояснительная записка, приложения) и графических материалов.

Текст включает в себя следующие разделы:

1) Использование земельного фонда (включает анализ с/х использования земель по видам угодий; мелиорации земель; земель не вовлеченных в с/х оборот; исключение земель из с/х использования)

2) Размещение производственных подразделений, населенных пунктов и производственных центров (с учетом природно-климатических особенностей, демографических показателей, перспектив развития территории)

3) Размещение дорожной сети и других элементов инженерной инфраструктуры (электрические, водопроводные, газопроводные, канализационные сети)

Эти объекты планируются для минимизации затрат, оптимизации использования транспортных средств и удобства выполнения основных функций с/х производства.

4) Организация угодий включает в себя территориальную организацию пашни, многолетних насаждений, культурных пастбищ и других угодий, с учетом сложившейся и проектирующей инфраструктуры, планируемых лесозащитных полос, противоэрозионных и природоохранных мероприятий.

Результатом этой работы является организация эффективного севооборота.

5) Природоохранные мероприятия включают в себя: обоснование и разработку мероприятий по борьбе с эрозией, заболачиванием, засолением, уплотнением почв, загрязнением и прочими неблагоприятными явлениями. Предусматриваются мероприятия по охране водных объектов, объектов рекреационного и природоохранного назначения.

6) Социально - экономические аспекты организации территории: приводится схема расселения и территориального устройства с разработкой мероприятий, направленных на улучшение социально - экономических условий жизни населения.

7) Техника безопасности. Указываются необходимые меры безопасности, при выполнении всех видов предусмотренных проектом работ.

8) Сметно-финансовые расчеты. Обосновываются и рассчитываются объемы и стоимости работ, предусмотренных проектом.

9) Экономическая эффективность проекта. Приводятся показатели, характеризующие экономику предприятия на момент разработки проекта, и рассчитываются эти же показатели на дату завершения проекта, для подтверждения его экономической эффективности.

10) План осуществления проекта. Содержит периоды освоения проекта, сведения об источниках и объемах финансирования каждого этапа. Об исполнителях работ и конкретных сроках их завершения.

Этот раздел служит основанием для контроля выполнения работ.

Графические материалы, сопровождаемые проект землеустройства, являются его неотъемлемой частью. Строятся на основе доброкачественных и актуальных топографических карт, на которые наносится дополнительная нагрузка, соответствующая названию чертежа. В отдельных случаях допускается использование ортофотопланов.

Показываются границы населенных пунктов, границы угодий, объекты транспортной сети и инфраструктур, участки севооборотов, границы участков сторонних землепользователей, объекты рекреационного и природоохранного назначения, охранные зоны, зоны ограничений и обременений, природоохранных мероприятий, чертежи сопровождаются экспликацией земель.

Генеральный план организации территории обычно составляют в масштабе 1:25000, 1:10 000. Есть детальные проектные разработки, составленных на топоосновах масштабом 1:2 000 000, 1:2000.

Уровни проведения землеустройства:

1. Общегосударственный и региональный.

2. Местный.

Общегосударственный и региональный включает в себя:

Разработка землеустроительной документации по определению границы Украины

Установление в натуре государственной границы Украины

Общегосударственные и региональные программы разработки, использования и охраны земель административно-территориальных образований

Разработка проектов землеустройства по установлению границ и организации объектов ПЗФ, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения

Разработка всех видов документации производится обязательно с учетом общественных интересов.

Обязательность информирования населения через СМИ. Включая представителей общественных громад. Разрабатываются предложения по учету мнения территориальных громад при разработке документов.

Землеустройство на местном уровне

Разработка проектов землеустройства по:

Размежеванию земель государственной и коммунальной собственности

По отведению земельных участков

По созданию новых и упорядочиванию существующих землевладений и землепользований

По обеспечению эколого-экономического обоснования севооборотов и упорядочивания угодий

Устройству, упорядочиванию территории населенных пунктов

Рабочие проекты землеустройства

Разработка технической документации по:

1) Установлению границ земельного участка в натуре

2) Составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

3) Составлению специальных тематических карт и атласов состояния земель и их использования

Осуществление землеустройства на местном уровне осуществляется с учетом интересов государства, территориальных громад, физических и юридических лиц.

землеустройство правовой регулирование фонд

Организация и регулирование землеустройства в Украине

1. Землеустройство является обязательным действием для организации земель всех категорий, независимо от формы собственности, в следующих случаях:

Разработка землеустроительной документации по организации рационального использования и охраны земель

Установление и изменение границ объектов землеустройства, в том числе государственной границы Украины

Предоставление, изъятие, выкуп и отчуждение земельных участков

Установление в натуре границ земель, ограниченных в использовании и отягощенных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты)

Организация новых и упорядочивание существующих объектов землеустройства

Выявление нарушенных земель и земель, находящихся под воздействием негативных процессов, и проведение мероприятий по восстановлению и консервации или рекультивации нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий

Мероприятия, предусмотренные землеустроительной деятельностью являются обязательными для исполнения всеми субъектами землеустройства. Все владельцы и пользователи земель обязаны обеспечить доступ разработчикам землеустроительной документации к своим земельным участкам.

Организация землеустроительной службы (ст. 21 закона «О землеустройстве»)

Организацию и планирование землеустройства на государственном и местном уровне осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Органы исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, закрепленными конституцией Украины, земельным кодексом, Законом Украины «О землеустройстве», и прочими законодательными актами.

Основание для проведения землеустройства:

1) Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проведению работ по землеустройству

2) Заключение договоров между юридическими и физическими лицами (землевладельцами, землепользователями) и разработчиками землеустроительной документации

3) Особый случай - судебные решения

Права и обязанности заказчиков земельной документации:

1. Устанавливают требования и содержание документации, не противоречащие действующему законодательству

2. Определить сроки исполнения работы

3. Согласовать с разработчиками земельной документации стоимость проводимой работы

4. Осуществлять контроль за исполнением работ, в соответствии с действующим законодательством

5. Быть владельцем землеустроительной документации

Заказчик обязан:

1. Исполнять условия договора

2. Предоставлять необходимую исходную документацию

3. Принять и оплатить выполненную работу

Разработчики землеустроительной документации имеют право на:

2) Выполнение работ на составление землеустроительной документации

3) Право требования индексации стоимости выполненных работ в соответствии с законом

Обязанности:

1) Придерживаться действующего законодательства Украины, в области регулирования земельных отношений

2) Придерживаться государственных стандартов, норм, правил при осуществлении землеустройства

3) Информировать заинтересованных лиц об осуществлении землеустройства

4) Исполнять все условия договора и нести ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством.

Виды землеустройства и землеустроительные действия

Формы землеустройства:

1. Межхозяйственное

2. Внутрихозяйственное

3. Рабочие проекты землеустройства

Виды землеустроительных работ - обследование и изыскание; топографо-геодезические, картографические, проектные и проектно-изыскательские работы, выполняемые с целью составления землеустроительной документации.

Землеустроительные действия - это научные, технические, производственные и управленческие действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по осуществлению землеустройства. Заключаются в научном обосновании размеров землевладений и землепользований, рекомендуемом хозяйственном использовании земель, обосновании ограничений и обременений по использованию земель, предусматривает использование технических средств, от геодезических приборов до программного обеспечения, необходимых для выполнения землеустроительных работ.

Производственная деятельность включает организацию деятельности землеустроительных учреждений по эффективному выполнению землеустройства.

Управленческая составляющая заключается в распределении полномочий, закреплении прав и обязанностей субъектов землеустройства.

Основы земельного кадастра

1. Государственный кадастр - это единая государственная система земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности на землю или права собственности земельными участками и содержат совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику и распределение среди собственников земли землепользователей.

2. Земельный кадастр является основой для ведения всех кадастров, прочих земельных ресурсов

Основное назначение земельного кадастра - это фискальная функция (состояния объектов учета)

Объекты и субъекты земельно-кадастровой деятельности

Объектом земельного кадастра являются земли Украины (раздел 3 Земельного кодекса, ст. 18).

К землям Украины относятся все земли в границах её территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой статус.

Украина за границами её территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответственных государств.

Элементарной единицей земельного кадастра является земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, местоположением и определенными по отношению к нему правами.

Земельные участки классифицируют по целевому использованию (категории земель) и по исторически сложившемуся характеру использования.

Угодья - это участки земли, систематически используемые или пригодные для использования для конкретных целей, отличающихся по природно-историческим признакам.

1. Земли с/х назначения

2. Земли жилой и общественной застройки

3. Земли ПЗФ и прочего природоохранного назначения

4. Земли оздоровительного назначения

5. Земли рекреационного назначения

6. Земли историко-культурного назначения

7. Земли лесного фонда

8. Земли водного фонда

9. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Права на землю (гл. 14 ЗКУ). Содержание права на землю:

Права владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, распространяется в его границах на поверхностный (почвенный) слой, а так же на водные объекты, леса, многолетние насаждения, которые на нем находятся.

Распространяется на пространства, находящиеся над и под поверхностью участка, на высоту и глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и прочих зданий и сооружений.

Субъекты права собственности на землю:

1. Гражданские и юридические лица - являются субъектами права частной собственности на землю

2. Территориальные громады - это субъекты коммунальной собственности на землю. Реализуют свое право собственности посредством органов местного самоуправления.

3. Государство - субъект на право земли государственной собственности реализует свое право через органы государственной власти (исполнительные). Формы собственности: государственная, коммунальная, частная)

Назначение земельного кадастра - это обеспечение необходимой информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, а так же граждан, с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраны земель; экономического обоснования бизнес планов и проектов землеустройства.

Задачи кадастра:

1) Обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках.

2) Использование единой системы пространственных координат (63 года) и системы идентификации земельных участков

3) Внедрение единой системы земельно-кадастровой информации и её достоверности

Составные части государственного земельного кадастра

1. Кадастровое зонирование - это разделение земель на участки по размеру, целевому назначению, по правовому режиму использования. Отличается от прочего географического, почвенного, социально-экономического и других видов зонирования, которые широко используются в земельно-кадастровой деятельности.

2. Съемки - комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.

Геодезическое установление границ земельных участков

Согласование границ его смежниками

Восстановление границ участка на местности

Установление частей земельных участков, содержащих ограничения и обременения по использованию землей

Изготовление кадастрового плана.

3. Бонитировка почв (сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, имеющими устойчивый характер и существенно влияющими на урожайность с/х культур, выращиваемых в определенных природно-климатических условиях). Бонитировка осуществляется по 100 бальной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами.

4. Экономическая оценка земель - это оценка земель как природного ресурса и средства производства в с/х и лесном хозяйстве, и как пространственного базиса в общественном производстве по показателям, которые характеризуют производительность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади. Экономическая оценка выражается в условных кадастровых гектарах или в денежном виде.

5. Денежная оценка земельных участков. Осуществляется на денежной основе. Два вида денежной оценки:

Нормативная

Экспертная

Нормативная используется для определения размера земельного налога, для расчета потерь с/х и не с/х производительности для экономического стимулирования, рационального использования и охраны земель.

Экспертная оценка используется для осуществления гражданско-правовых сделок (согласно с земельными участками)

6. Государственная регистрация земельных участков. Осуществляется в составе государственного реестра земель, состоящего из двух частей:

1) Книга записей регистрации государственных актов и договоров аренды

2) Поземельная книга, содержащая сведения о земельном участке

7. Учет количества и качества земель. Количество характеризует каждый земельный участок по площади и состоянию угодий; учет качества земель содержит сведения, характеризующие земельные угодья по природным и приобретенным свойствам, влияющим на их урожайность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Агрономический факультет

Кафедра землеустройства, кадастров и сельскохозяйственной мелиорации

Реферат

по дисциплине «Теоретические основы землеустройства»

на тему:

“Виды землеустройства”

Выполнил: студент 2 курса, 4гр.

агрономического факультета

специальности 120301.65

Романов П.В.

Иркутск 2010

Введение

1. Межхозяйственное землеустройство

1.1 Понятие, содержание и задачи межхозяйственного землеустройства

1.2 Разновидности, факторы и принципы МХЗ

1.3 Схема МХЗ и её содержания

2. Внутрихозяйственное землеустройство

2.1 Понятие и содержание внутрихозяйственного землеустройства -

Список использованной литературы

Введение

В Федеральном законе «О землеустройстве» записано, что землеустройство -- это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

То есть существует два вида землеустройства:

1) внутрихозяйственное землеустройство;

2) межхозяйственное (территориальное) землеустройство.

Они отличаются друг от друга целями, характером, содержанием, методикой, но выполняют единый общий комплекс задач - организацию использования и охрану земли.

Более подробно об этих видах землеустройства будет рассказано далее.

1. Межхозяйственное землеустройство

1.1 Понятие, содержание и задачи межхозяйственного землеустройства

Отграничение земель по формам собственности, по категориям земель, образование и изменение землевладений и землепользовании, их размещение на территории, распределение и перераспределение земель внутри отраслей и между отдельными землевладениями и землепользователями осуществляются посредством межхозяйственного землеустройства (МХЗ).

Оно включает землеустроительные действия по использованию и охране земель на территории нескольких пространственно взаимосвязанных предприятий, организаций, учреждений и граждан не только АПК, но и всех отраслей народного хозяйства, а также размежеванию земель по формам собственности. В результате МХЗ изменяются форма собственности, порядок, условия, права и обязанности землевладельцев и землепользователей в отношении тех или иных земельных участков.

В этой связи понятие межхозяйственного землеустройства можно сформулировать следующим образом:

Межхозяйственное землеустройство -- это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по распределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при помощи юридических и технических действий.

Задачами межхозяйственного землеустройства являются:

1.Создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях народного хозяйства, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования.

2.Создание территориальных условий для организации производства.

3.Разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки, предоставленные в собственность, владение, пользование, аренду.

1.Отграничение или размежевание земель по формам собственности.

2.Распределение и перераспределение земель по категориям земель отраслей народного хозяйства.

3.Образование и изменение землевладений, землепользовании с/х предприятий, организаций, учреждений и граждан.

4.Устранение недостатков землевладений и землепользовании.

5.Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и использования.

6.Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских администраций и других муниципальных образований.

7.Выявление и освоение новых земель.

8.Установление черты городов и других населенных пунктов.

9.Предоставление земельных участков для строительства крупных предприятий, водохранилищ, линейных сооружений.

1.2 Разновидности, факторы и принципы МХЗ

Разновидностями межхозяйственного землеустройства являются:

1.Размежевание земель по формам собственности.

2.Организация и изменение землепользовании с/х предприятий.

3.Организация и изменение землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

В основу разделения положены отличия в формах земельной собственности и в целевом назначении основных категорий земель земельного фонда, а также в характере использования земли в сельском и других отраслях народного хозяйства.

Всякое изменение, которое необходимо внести в размер собственности, в то или иное землевладение и землепользование, должно быть всесторонне обосновано, т. е. необходимость проведения межхозяйственного землеустройства вызывается определенными причинами (факторами).

Факторами для проведения работ по разграничению (размежеванию) земель по формам собственности являются:

1.Введение в России государственной и частной форм земельной собственности.

2. Отнесение земельных участков к различным формам собственности.

3. Потребность установления их границ на местности.

В сельском хозяйстве факторами межхозяйственного землеустройства являются:

1.Наличие недостатков или неудобств в размещении землевладений и землепользовании и расположении их границ.

2.Несоответствие размеров хозяйства размерам производства.

3.Изменение специализации и концентрации с/х производства.

4.Расширение площадей интенсивных угодий.

5.Необходимость организации крестьянского или фермерского хозяйства.

6.Развитие межхозяйственной кооперации и социального развития села.

7.Охрана земли и других природных ресурсов.

8.Потребность выделения земель для животноводства, садоводства и огородничества.

Главный фактор межхозяйственного землеустройства во всех отраслях несельскохозяйственного назначения -- необходимость организации предприятия, проложения различных линейных коммуникаций, для деятельности которых требуется земля.

Основными принципами межхозяйственного землеустройства являются:

1.Точное соблюдение земельного законодательства, укрепление устойчивости землевладений и землепользовании и определенности их границ.

2.Обеспечение рационального и эффективного использования земель и приоритета в сельском хозяйстве.

3.Создание условий для успешного выполнения всеми землепользователями и собственниками задач повышения эффективности производства и уровня социального развития.

4.Создание условий для последующей правильной организации территории сельскохозяйственных предприятий и планировки территорий несельскохозяйственных объектов.

5.Обеспечение охраны земель и других природных ресурсов.

1.3 Схема МХЗ и её содержания

Схема -- основа для составления различного рода проектов и прежде всего проектов МХЗ. Схема МХЗ как предпроектный документ разрабатывается как часть схемы землеустройства района или как самостоятельная работа, если схема землеустройства не составлялась или устарела. В схеме МХЗ решаются следующие вопросы:

1)упорядочение и реорганизация землевладений и землепользовании;

2)изменение в структуре угодий;

3)система использования сельскохозяйственных угодий в севооборотах, пастбище и сенокосооборотах;

4)вовлечение в сельскохозяйственное использование новых земель;

5)повышение продуктивности земельных угодий на основе проведения мелиоративных и культур технических мероприятий;

6)размещение сети дорог, защитных лесонасаждений, водохозяйственных сооружений и т. п.;

7)размещение населенных пунктов и других хозяйственных центров, производственных комплексов;

8)разработка природоохранных мероприятий;

9)экономическое обоснование мероприятий схемы МХЗ;

10)план поэтапного осуществления предложений схемы.

Схема межхозяйственного землеустройства составляется на срок до 15 лет.

Составлению схемы предшествуют подготовительные работы:

1)установление состава участников, интересы которых затрагиваются;

2)сбор и изучение всех необходимых для составления проекта МХЗ;

3)установление причин и необходимости проведения землеустроительных работ, выявление недостатков землевладений и землепользовании, способы улучшения земель и т. д.;

4)выявление и изучение пожеланий заинтересованных сторон;

5)разработка, согласование, утверждение и получение задания на проектирование.

2. Внутрихозяйственное землеустройство

2.1 Понятие и содержание внутрихозяйственного землеустройства

Любое предприятие, организация, учреждение или какой-либо объект имеют свое внутреннее строение или внутреннюю организационную структуру. И в зависимости от того, как устроено то или иное предприятие, во многом определяется успех его развития. Не составляют исключение и предприятия сельскохозяйственного назначения. Внутреннее устройство таких предприятий имеет характерные особенности, которые отличают их от всех других предприятий и организаций.

Такое положение обусловливается тем, что:

1.Земельная территория этих хозяйств выступает и в роли пространственного базиса и в роли главного средства производства.

2.Земельная территория этих хозяйств включает как сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища), так и несельскохозяйственные (лесополосы, дороги, под постройками, под водой и т. д.), каждое из которых имеет свое целевое предназначение и служит объектом пользования.

3.Внутреннее устройство земельной территории сельскохозяйственных предприятий включает решение комплекса вопросов как по размещению объектов, неразрывно связанных с землей, так и всех ее угодий.

4.Объектами внутрихозяйственного землеустройства являются только сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся производством сельхозпродукции.

Поэтому внутрихозяйственное землеустройство или внутрихозяйственная организация территории есть объективная необходимость во внутреннем обустройстве земли как главного средства производства и правильном размещении средств производства, неразрывно связанных с землей, с целью создания организационно-территориальных условий для рационального ее использования и охраны.

С появлением крупных помещичьих землевладений (конец XVIII века) возникла необходимость в проведении внутрихозяйственной организации территории, которая заключалась, главным образом, во введении севооборотов с учетом качества почв и удаленности земельных участков.

После реформы 1861 г. в результате размежевания земель крупные землевладельцы получили возможность проводить внутрихозяйственное землеустройство с введением многопольных севооборотов, с размещением усадеб, хозяйственных центров, дорог, скотопрогонов. Все пахотные земли делились на поля прямоугольной формы. Вместо прежнего трехполья вводились четырех-, шести- и восьмипольные севообороты, что способствовало повышению культуры земледелия, лучшему использованию земли и техники.

После Октябрьской революции 1917 г. и вплоть до коллективизации сельского хозяйства (1927-1935 гг.) внутрихозяйственное землеустройство проводилось в сельскохозяйственных артелях, ТОЗах, коммунах, а также в более крупных единоличных крестьянских хозяйствах.

«Положение о землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принятое 14 февраля 1919 г., требовало сведения всех земель землепользователя в одно место и проведения рациональной организации их территории. Проводятся работы по групповому землеустройству. Однако широкого распространения в эти годы работы по внутрихозяйственной организации территории не получили ввиду того, что землепользование носило неустойчивый характер.

Преобладающим в этот период было мелкое единоличное крестьянское хозяйство. Преобладающими были в эти годы работы по межхозяйственному землеустройству.

Ликвидация единоличных крестьянских хозяйств, освоение новых земель и образование на этой основе крупных колхозов и совхозов обеспечили возможность и необходимость проведения в широких масштабах работ по внутрихозяйственной организации крупных хозяйств. Для этого были разработаны соответствующие инструкции, определяющие состав, содержание, структуру проектов и порядок их проведения. Внутрихозяйственное землеустройство проводилось только за счет государственного бюджета. Такое положение продолжалось вплоть до 1991 г., т. е. до введения частной и государственной собственности на землю.

К недостаткам внутрихозяйственной организации земельной территории колхозов и совхозов этого периода можно отнести два наиболее существенных:

1. Устройство территории производилось под обеспечение показателей производства продукции, спускаемых сверху, административным путем.

2. Практически не учитывались естественные производительные свойства того или иного земельного участка.

В результате этого проекты внутрихозяйственного землеустройства, как правило, не осваивались, так как не могли обеспечить достижения нереальных показателей.

С введением частной собственности на землю внутрихозяйственное землеустройство должно проводиться в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.

Современное внутрихозяйственное землеустройство должно решать такие вопросы:

* организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

* разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Основной задачей внутрихозяйственной организации территории хозяйств с различными формами землевладения является создание таких форм организации земли и производства, которые обеспечили бы полное, рациональное и эффективное использование каждого участка земли, а также создание благоприятных условий для:

1. Внедрения научной организации труда.

2. Производительного использования сельхозтехники.

3. Сохранения и повышения плодородия почв.

4. Ликвидации последствий эрозии и предотвращения эрозионных процессов.

5. Сохранения существующих и создания новых культурных ландшафтов.

6. Ликвидации обезлички в использовании земли.

7. Создания условий для внедрения научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства.

8. Улучшения условий труда, быта и отдыха людей.

Следовательно, с организационно-хозяйственной точки зрения, внутрихозяйственная организация территории -- это система мероприятий по территориальной организации производства сельскохозяйственных предприятий с различной формой собственности, обеспечивающая рациональное использование земли, труда и техники, сохранение и повышение плодородия почв.

Значительное влияние на внутреннее устройство сельскохозяйственных предприятий оказала и оказывает интенсификация сельскохозяйственного производства, которая обеспечивает на базе внутрихозяйственной организации территории применение комплексной механизации, химизации и мелиорации.

Изменение земельного строя России, введение частной собственности на землю и различных форм хозяйствования на селе вносят коренные изменения в содержание внутрихозяйственной организации территории.

Различие участков по биологическим, почвенно-климатическим и экологическим условиям обусловили потребность в совершенствовании методики внутрихозяйственной организации территории и в пересмотре всей системы землеустройства с учетом перехода на ландшафтную основу.

Современная внутрихозяйственная организация территории (или внутрихозяйственного землеустройства) должна прежде всего обеспечить:

1. Наилучшие организационно-территориальные условия для внедрения научно обоснованных систем земледелия и ведения хозяйства на ландшафтной основе.

2. Оперативное управление земельными ресурсами независимо от форм собственности.

3. Осуществление комплекса природоохранных мероприятий, сохраняя экологическое равновесие на прилегающих ландшафтах.

4. Высокую эффективность использования каждого гектара земельных угодий.

С этой целью при проведении внутрихозяйственной организации территории сельскохозяйственных предприятий производят размещение производственных подразделений и хозяйственных центров, внутрихозяйственных дорог и других инженерных сооружений, угодий и севооборотов, устройство севооборотов, плодово-ягодных насаждений и естественных кормовых угодий.

5. Устройство территории угодий (сенокосов и пастбищ).

Каждая из перечисленных составных частей призвана решить сложный комплекс вопросов.

Структура проекта внутрихозяйственной организации территории состоит из следующих составных частей и элементов:

1. Размещение производственных подразделений и хозцентров (включая вопросы установления состава и размеров подразделений, размещения хозцентров, земельных массивов, производственных подразделений, а также специализации и развития сельскохозяйственного производства).

2. Размещение внутрихозяйственных дорог и других инженерных сооружений (решает вопросы размещения внутрихозяйственных дорог, общехозяйственных объектов, инженерного оборудования территории).

3. Организация и размещение угодий и севооборотов (здесь решаются: трансформация, улучшение и размещение угодий; установление состава и соотношения угодий).

4. Устройство территории севооборотов (установление типов, видов, количества и площади севооборотов; размещение севооборотных массивов и закрепление их за подразделениями; полей севооборотов и рабочих участков; полезащитных лесных полос; полевых дорог; полевых станов и источников водоснабжения).

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений (размещение пород и сортов деревьев, кварталов и бригадных участков (клеток), дорог, защитных лесополос, хозцентров, водных источников, оросительной сети; ягодников; питомников).

6. Устройство территории сенокосов и пастбищ (закрепление пастбищ за фермами и группами скота; организация пастбищеоборотов и размещение их полей; гуртовых и отарных участков; загонов; летних лагерей; скотопрогонов; водных источников и водопойных пунктов; организация сенокосооборотов и устройство их территории -- полей, дорог и т. д.).

В окончательном виде проект внутрихозяйственной организации территории состоит из двух частей:

1. Графическая часть (проект организации территории, почвенная карта, план современного состояния, карта-схема предшественников, карта крутизны склонов и эрозии почв, ландшафтная карта, рабочий чертеж и др.).

2. Пояснительная записка (задание на проектирование, поясняющий текст, материалы рассмотрения и утверждения, технико-экономическое обоснование, основные экономические показатели).

При этом установился определенный порядок проведения внутрихозяйственной организации территории, который заключается в следующем:

1.Оформление заказа на проведение работ.

2.Проведение подготовительных работ.

3.Проведение корректировки планово-картографического материала с использованием геодезических инструментов.

4.Установление и восстановление границ землепользования.

5.Составление, рассмотрение и утверждение задания на проектирование.

6.Составление проекта внутрихозяйственной организации территории.

7.Рассмотрение, согласование и утверждение проекта.

8.Перенесение проекта в натуру.

9.Оформление и выдача документов заказчику.

10.Составление рабочих и технорабочих проектов по осуществлению мероприятий проекта.

Список использованной литературы

1) А.С.Чешев, В.Ф.Вальков «Основы землепользования и землеустройства»Учебник для вузов. Издание 2-е, дополненное и переработанное. - «МарТ», 2002г.

2) Земельный Кодекс РФ.

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 19.12.2010

    Основная землеустроительная документация. Схема землеустройства административного района, её содержание. Землеустроительный проект, особенности составления, содержание. Общее понятие про авторский надзор, его содержание. Задачи землеустроительной службы.

    презентация , добавлен 04.05.2012

    Технология выполнения работ по землеустройству, вопросы организации и планирования землеустроительных и земельно-кадастровых работ. Получение, обработка и хранение кадастровой информации. Содержание и особенности составления проектов землеустройства.

    отчет по практике , добавлен 08.11.2010

    Сущность внутрихозяйственного землеустройства и план размещения производственных подразделений сельскохозяйственных центров. Проектирование границ землепользования и размещение усадьбы крестьянского хозяйства. Аграрноландшафтное зонирование территории.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2015

    Функции земли в обществе. Представление о земле, ее возможностях и функциях в процессе общественного развития. Технологический и социально-экономический аспекты землеустройства. Государственный характер землеустройства. Понятие о геодезических съемках.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Перечень работ по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Подготовка к составлению проекта межхозяйственного землеустройства. Образование несельскохозяйственных землепользований, оформление ходатайства о выделении участка.

    шпаргалка , добавлен 11.01.2011

    Распределение подразделений, хозяйственных центров и дорожной сети сельскохозяйственного предприятия. Размещение севооборотов и полезащитных лесных полос. Оценка сенокосов и пастбищ. Анализ экономической эффективности внутрихозяйственного землеустройства.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Основания для проведения землеустройства. Порядок установления границ населенных пунктов и иных объектов землеустройства. Особенности составления карты (плана) посёлка Ковалёвка Рассветовского сельского поселения Аксайского района Ростовской области.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2016

    Особенности земельного строя в России. Системы технико-экономических показателей, применяемые в землеустроительных исследованиях. Виды межевания и землеустройства в дореволюционный период. Деградация земель: понятие, виды, причины и последствия.

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

Лекция №4. Виды землеустройства. Формы землеустройства

Землеустройство проводят по всœей территории страны. Им охвачены земли независимо от их целœевого назначения, формы собственности и характера использования. При этом цели и задачи землеустройства, его содержание бывают различными.

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями(сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками и др.
Размещено на реф.рф
в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ территориально- административных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимом и др.

Вместе с тем, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределœения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает, в первую очередь отдельные землевладения, их группы. Так как земли используют отдельные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, постоянные отводы земель, а также их перераспределœение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения землевладений и землепользований, что обусловливает одновременное проведение землеустройств группы хозяйств.

Но землеустройство не может ограничиться только образованием или организацией землевладений и землепользований. Другая главная задача землеустройства состоит в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населœения продовольствием, а промышленности –сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие базовых факторов производства-земли, труда, материально-технических ресурсов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в первом случае, при землеустройстве организуют землевладения или землепользования предприятий в целом или их взаимосвязанных групп, образующих определœенные системы, во втором случае территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, землеустройство делят на два вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя всœе виды работ по перераспределœению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределœении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства:

Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделœения положены принципы различия в целœевом назначении различных категорий земель(земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях(главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют крайне важно сть выделœения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целœей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделœение, представляется следующим образом:

Разновидность МХЗ Формы МХЗ
1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователœей сельскохозяйственных предприятий. образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы камерческих и не коммерческих организаций, КФХ; упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхоз предприятий с устранением неудобств в распашке земель(чересполосицы, вклинивание, вкрапливание)
2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения. 1.За счёт земель сельхоз назначения 2.За счёт земель населœенных пунктов 3.За счёт земель промышленности, транспорта͵ энергетики, информатики, телœевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения
3) Образование земельных фондов различного целœевого назначения. 1.Фонд перераспределœения земель 2.Фонд для наделœения земельными участками: беженцев, переселœенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас. 3.Для предоставления земель казачьим обществам 4.Для продажи на конкурсах и аукционах 5.Прочие земельные фонды
4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом. 1.Особо-охраняемые территории 2.Территории традиционного природопользования 3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности 4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта͵ источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры 5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.
5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований. 1.Муниципальных образований и сельских округов 2.административных районов, субъектов РФ 3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного. Его проводят только после того, как будут решены всœе вопросы последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство включает землеустроительные мероприятия по рациональной организации территории, улучшению использования и охране земель, и его существование отличие в границах уже сформированных землевладений и землепользований.

Главная цель - повышение эффективности использования земель. Основная задача- территориальная организация производства. Результат также выражается в отграничении на плане и на местности отдельных участков земли, но границы имеют не правовое, а хозяйственное значение и выражают производственную целœесообразность для использования земли в конкретных целях.

При внутрихозяйственном землеустройстве организуется каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделœений, хозяйственные центры, дороги, угодья и севообороты, обустраивается их территория.

Единство межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства:

Последовательное достижение общей цели

Зонирование территории определœение целœевого назначения

Формирование землепользования

Организация землепользования

2. Единая принципиальная основа осуществления землеустроительных мероприятий

3. Экономическое, правовое и техническое содержание землеустроительных мероприятий

4. Взаимосвязь и последовательность осуществления землеустроительных мероприятий.

Различия между межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством:

Различные объекты землеустройства.

Внутрихозяйственное землеустройство производится только тогда, когда сформирован объект.

Межведомственный и ведомственный характер землеустройства.

Правовое обоснование.

Необходимо отметить, что на практике существует еще один вид землеустройства- участковое. Данный вид реализуется через рабочие проекты землеустроительных мероприятий на конкретных земельных участках. Но данный вид пока не получил научного признания.

Лекция №4. Виды землеустройства. Формы землеустройства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция №4. Виды землеустройства. Формы землеустройства" 2017, 2018.