Сколько стоят партии? Кто идет в депутаты

16 ноября 2016 года депутаты нового созыва от четырех фракций внесли в Государственную Думу законопроект о повышении финансирования политических партий со 110 до 152 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией.

По вопросу финансирования своих партий депутаты легко пришли к обоюдному согласию, и к их удовольствию законопроект был принят ими же в рекордно сжатые сроки. Все бюрократические процедуры законодательного процесса уложились в один месяц вместе с подписанием закона Президентом РФ и опубликованием в официальных источниках. Закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

В пояснительной записке к законопроекту написано без всякого стеснения, что эти изменения в закон о партиях «необходимы в первую очередь для оказания государственной поддержки тем политическим партиям, представительство которых в Государственной Думе сократилось по результатам выборов депутатов». Как известно, объем финансирования политической партии зависит от того, сколько голосов она получила на выборах, а не от того, сколько мест заняла в парламенте. Но принимая новый закон о выборах, партии понимали, что им придется серьезно подвинуться для того, чтобы Единая Россия свободнее себя чувствовала в Думе. И видимо, это компромиссное решение о повышении финансирования партий созрело заранее, став одним из условия своеобразного договора, если не сказать сговора, парламентских партий.

Единственное «разумное», хотя и не самое правдоподобное, объяснение для повышения финансирования партий содержится в самом начале пояснительной записки к законопроекту. Там сказано, что «государственное финансирование политических партий… направлено на снижение зависимости политических партий от частных жертвователей, делает их финансирование более прозрачным, а также позволяет усилить взаимодействие партий с избирателями». Насчет снижения зависимости от «частных жертвователей» (читай - лоббистов) - сомнительный довод. Насчет усиления взаимодействия с избирателями - вообще не видно связи. Голосов избирателей партии получили меньше, а денег им за это дали больше почти на 30% - так зачем же взаимодействовать с избирателями? Надо просто вносить изменения в закон о партиях для «сохранения на текущем уровне размера государственного финансирования».

И ничего, что на реализацию закона только в 2017 году понадобится 6952433,8 тыс. рублей (для тех, кто путается в нулях, поясним, что речь идет почти о семи миллиардах). Правительство РФ тоже согласно на это. Свою позицию оно даже никак не аргументирует - надо, значит надо. Очевидно, что деньги были заложены в бюджет на 2017 год, иначе Правительство РФ должно было бы дать отрицательное заключение. Получается, депутаты уже ничего даже не придумывают, чтобы как-то прикрыть простое «хотим больше денег».

Сколько денег они получали ранее, уже посчитал Алексей Навальный (рис. 1).

Рис. 1. Объем финансирования партий, набравших 3% и больше, с момента прошлых выборов (по данным А.Навального)

Если это суммарные данные за 5 лет, то для получения представления о средних объемах годового финансирования надо эти данные разделить на пять. Однако это было бы некорректно, потому что депутаты шестого созыва тоже меняли размер финансирования партий, причем дважды: в 2012 и 2014 годах. И если сейчас финансирование увеличилось на 27%, что тоже немало, то Дума шестого созыва увеличивала финансирование более чем в два раза каждый раз (рис. 2).

Глядя на рис. 2 хочется пожелать себе и всем читателям, чтобы в новом году динамика роста наших зарплат хоть как-то коррелировала с темпами роста цены на наши голоса на выборах.

Было бы логично, чтобы ставки финансирования партий тоже хоть с чем-то коррелировали и хоть как-то обосновывались самими депутатами и Правительством РФ, ответственным за бюджет. Например, логично было бы ввести индексацию ставки финансирования партий на размер инфляции. И если нам обещают инфляцию на конец 2016 года в пределах 6%, то пусть финансирование партий меняется также в пределах 6%. С другой стороны, динамика роста ставки финансирования партий может свидетельствовать о том, как на самом деле обесцениваются деньги, на взгляд самих депутатов. И это более правдивый показатель, чем данные Центробанка об инфляции. Тогда мы отчетливо увидим, что за 2001–2008 годы рубль обесценился в 4 раза, после кризиса 2008 года - еще в 2,5 раза, потом еще. А за 15 лет рубль обесценился в 30 раз. Похоже на правду? Если анализировать ценность голосов избирателей, то даже фальсификация выборов приобретает новое, экономическое, звучание.

Фальсифицировать выборы выгодно даже чисто по деньгам. И рис. 3 показывает, кому это было выгодно в первую очередь.

Рис. 3. Финансирование партий в 2017 году

Из рис. 3 видно, что Единая Россия только в 2017 году получит более 4 млрд. рублей. То есть за пять лет это более 20 млрд. рублей. Но 152 рубля за голос - не предел, эта сумма также может вырасти. Партия «Яблоко», хотя и набрала более одного миллиона голосов, не преодолела трехпроцентный барьер, поэтому теперь денег от государства не получит вовсе. Финансирование КПРФ, действительно останется примерно на том же уровне, что и ранее. А вот ЛДПР от нового закона существенно выиграет в деньгах.

Одновременно с законопроектом о финансировании партий та же группа депутатов внесла законопроект об увеличении числа помощников депутатов и сенаторов с пяти до семи и фонда оплаты их труда с 165064 рублей до 231084 рублей в месяц. Надо быть справедливым и признать, что если помощников реально станет больше, то их зарплата не изменится и останется на уровне 33000 рублей. Но поскольку депутат или сенатор сами определяют, сколько реально будет помощников, то может увеличиться и зарплата помощников. Рост числа помощников депутатов объясняется выборами по смешанной системе и увеличением объемов работы в регионах. Увеличение объема финансирования партий, по сути, также связано со смешанной системой, которая заведомо привела к тому, что партии меньшинства получили еще меньше голосов (но им за это пообещали больше денег). Очень дорого обходится стране эта смешанная система!

Работы у помощников стало больше также из-за того, что депутатов обязали лично рассматривать обращения граждан и отвечать на них. Остается только догадываться, какой был смысл раньше обращаться к депутатам лично, если они не были обязаны лично отвечать на обращения.

Почему теперь депутатам потребуется не пять, не шесть, не восемь, а семь помощников, пояснительная записка не объясняет. Были какие-то расчеты или нет, неизвестно. Как рассчитана нагрузка на помощников, тоже неизвестно. Не исключено, что никак, навскидку.

При этом также нет объяснений, почему членам Совета Федерации тоже нужно будет больше помощников из-за этой дурацкой смешанной системы. Неужели она и им прибавит работы?

Общий объем бюджетных ассигнований, необходимый для реализации закона, составит в 2017 году 781952,6 тыс. рублей. Это примерно в 10 раз меньше, чем потребовалось на дополнительное финансирование партий. Видимо, поэтому Правительство РФ и на это дало свое безоговорочное согласие. То есть и это уже было учтено в бюджете на 2017 год.

Эти два закона ярко демонстрируют, на что у государства есть деньги, точнее, на что депутаты готовы направить те деньги, которые есть у государства. Не на население, не на здравоохранение, не на пенсии, а на себя любимых. Это и понятно: ну как себе откажешь в подарках к новому году? Хотелось бы предложить, чтобы такого рода изменения, явно выгодные депутатам, имели какие-то законодательные ограничения. Например, увеличение срока полномочий депутатов распространялось не на действующих депутатов, а на депутатов последующих созывов. Теоретически подобное ограничение возможно и для финансовых вопросов. Хотелось бы видеть финансово-экономическое обоснование с расчетами, а не с цифрами, взятыми неизвестно откуда. Но вообще нас устроило бы, если бы депутаты заботились о народе не меньше, чем о себе.

Избирательная кампания по выборам депутатов Думы города Бийска все активнее набирает обороты. Все сведения о кандидатах, поступающих в нашу редакцию от городской избирательной комиссии, регулярно публиковались на сайте сайт.

Полная информация для избирателей, включая схемы округов и расположение избирательных участков, размещена в разделе «Выборы-2017» на официальном сайте города Бийска. Здесь же можно изучить весь политический расклад: какие партии участвуют в нынешних выборах, и кто поименно вошел в их списки. Это очень важный момент, ведь отдавая голос за конкретное избирательное объединение, человек должен понимать, за кого именно он голосует.

Об особенностях нынешней избирательной кампании и о том, насколько спокойно она проходит, наше интервью с председателем городской избирательной комиссии Ниной Богуславской.

— Нина Васильевна, выборы в Бийске будут проходить по смешанной системе. Как это будет выглядеть на практике? Сколько бюллетеней избиратель получит на своем избирательном участке, и как ему в них разобраться?

— Представительный орган местного самоуправления – Дума города Бийска состоит из 30 депутатов. 15 мандатов получают кандидаты, набравших наибольшее количество голосов избирателей при голосовании по одномандатным округам, то есть когда мы голосуем за конкретного человека, и 15 мандатов распределяются пропорционально набранному количеству голосов между избирательными объединениями, которые представлены политическими партиями. Таким образом, избиратель получит на руки два бюллетеня: по одному он будет голосовать за партию, и по второму – за кандидата-одномандатника.

— Будет ли к бюллетеню избирательного объединения прикладываться список лиц, которые непосредственно входят в то или иное объединение? Другими словами, когда человек будет ставить галочку напротив определенной партии, будет ли он видеть, кому конкретно он тем самым дает зеленый свет?

— Нынешняя кампания отличается именно тем, что партийные списки состоят из общемуниципальной части, в которую входят всем известные кандидаты, а так же территориальных групп, соответствующих номеру одномандатного округа, в которой конкретные люди, в случае победы избирательного объединения, войдут в состав Думы. По такой системе в Алтайском крае выборы проходят только в Бийске, Барнауле и Рубцовске, причем у нас в Бийске – в первый раз.

Со списком территориальной группы, которая идет непосредственно по каждому округу, можно заранее ознакомиться в разделе «Выборы-2017» в рубрике «Партии». Также данные списки будут представлены и на информационных щитах на избирательных участках. Так что безликости не будет, люди будут видеть, за кого они отдают свой голос, отдавая предпочтение какой-то партии.

— Какие партии участвуют в выборах?

— В нынешних выборах участвуют 4 избирательных объединения, выдвинутых парламентскими политическими партиями, это «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Единая Россия». Одной партии, которая также заявляла о себе, было отказано в регистрации на основании проверки подписных листов. Кроме кандидатов по муниципальным спискам, на сегодняшний день зарегистрировано 90 кандидатов по одномандатным округам, выдвинутых как парламентскими партиями, так и не парламентскими: «Яблоко», «Великое Отечество» и «Партией пенсионеров за социальную справедливость» в Алтайском крае, так и выдвинутых в порядке самовыдвижения. Напомню, что все кандидаты, как самовыдвиженцы, так и от избирательных объединений, не относящихся к парламентским партиям, для регистрации собирали подписи избирателей.

— Какое количество подписей необходимо было собрать?

— Эта цифра варьировалась от количества избирателей на округе, на котором кандидат выдвигался. Она должна быть не менее 0,5% от общего числа избирателей, проживающих на округе. В среднем, для регистрации необходимо было собрать от 53 до 62 подписей.

— Нина Васильевна, для большинства избирателей, депутат, все-таки должен быть всесторонним образчиком. Было время, когда в городскую Думу преимущественно выбирались руководители учреждений и предприятий, имеющие определенный багаж опыта и знаний. Кто сегодня идет в Думу? Есть ли какие-то жесткие требования по образованию? Или, элементарно, по отсутствию той же судимости?

— Для того, чтобы выдвинуться кандидатом в депутаты в представительный орган власти, законом не предусматриваются ограничения ни по возрасту (кроме не достижения на день голосования 18 лет), ни по уровню образования, ни по месту работы. Среди зарегистрированных кандидатов много молодежи, но есть и люди пенсионного возраста. Образование тоже у всех разное: есть и с высшим, и со средне-специальным, а есть и просто окончившие только школу. Есть с погашенной судимостью…

На начальном этапе от кандидата требуется, конечно же, умение работать с документами, умение читать законы, правильно заполнить заявление и предоставить полный пакет документов.

— Все с этой задачей справились?

— Скажем так, — не сразу…

— Выходит, что избирателям нужно самим скрупулезно вникать, какой опыт и знания стоят за той или иной фамилией… И последний вопрос, Нина Васильевна, когда начнут работать избирательные участки?

— На этой неделе мы передаем участковым избирательным комиссиям первые списки избирателей, а уже на следующей они поквартирно разнесут пригласительные, где будут указаны адреса и номера телефонов УИК. Каждый избиратель может обратиться в свою участковую комиссию по любому вопросу, в том числе, сверить свои данные в списке избирателей.

С 30 августа по 9 сентября на избирательных участках будет проходить досрочное голосование для тех избирателей, кто по каким-то уважительным причинам не сможет в день голосования прибыть на избирательный участок.

— Спасибо за интервью, будем вместе с городской избирательной комиссией держать наших избирателей в курсе всех предвыборных дел.

Беседовала Ирина Ильченко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Полным ходом проводится подготовка к проведению важнейшей избирательной компании этого года. 10 сентября, в Единый день голосования, избирателям района предстоит избрать депутатов Законодательного Собрания края 6-го созыва. А избирателям из Канеловского и Новоясенского сельских поселений еще и глав этих муниципальных образований. О подготовке к выборам, о новшествах и особенностях сентябрьских выборов – в интервью с председателем Территориальной избирательной комиссии (ТИК) Староминская С.А. КУЗЬМЕНКО.

Светлана Анатольевна, чем выборы депутатов ЗСК нового созыва отличаются от предыдущих?

Во-первых, уменьшилась численность депутатских мест в ЗСК со 100 до 70. Теперь 35 депутатов будет избрано по одномандатным округам, 35 - по партийным спискам. Главным изменением для нашего района стало то, что станица Староминская на период выборов депутатов ЗСК официально определена центром Степного одномандатного избирательного округа № 18. Границы этого округа – это территории Кущевского, Староминского и Щербиновского районов Краснодарского края. Это означает, что весь состав ТИК Староминская на этих выборах одновременно будет исполнять полномочия и функции окружной избирательной комиссии. Помимо итогов голосования по нашему району, мы на основе протоколов ТИК, входящих в округ, установим итоги выборов в целом по избирательному округу № 18 и определим избранного депутата.

Это очень большая ответственность! Именно на нашу комиссию возлагаются в этом году полномочия по организации всех этапов избирательной кампании: выдвижение, проверка документов и сведений, представленных кандидатами, официальная регистрация кандидатов, контроль за законностью формирования и целевым расходованием ими средств своих избирательных фондов, контроль за проведением кандидатами предвыборной агитации и т.д. Также ТИК «Староминская» будет вести работу на территории района по организации всех установленных избирательным законодательством процедур. Это и подготовка избирательных участков ко дню голосования, и информирование избирателей о ходе подготовки к выборам, о кандидатах и политических партиях, организация обучения членов участковых избирательных комиссий, наблюдателей. Вплоть до организации работы всех избирательных участков непосредственно в день голосования 10 сентября, подсчета голосов и установления итогов выборов по Степному одномандатному избирательному округу…

Давайте уточним: одномандатный – значит, по этому округу выбирается один депутат ЗСК?

Совершенно верно. Но на выборах будет еще один бюллетень - с перечнем политических партий, участвующих в выборах. Таким образом, избиратели Староминского района получат два избирательных бюллетеня и смогут проголосовать за кандидата в депутаты ЗСК по одномандатному округу, а также за политическую партию, представленную партийным списком кандидатов.

В целом, процедура выборов будет аналогичной той, что была в прошлом году на выборах нового состава Государственной Думы РФ: кандидаты по избирательному округу и политические партии, представленные своими списками кандидатов?

Именно так, однако избиратели, проживающие в Канеловском и Новоясенском сельских поселениях, придя на свои избирательные участки, получат на руки еще и третий бюллетень по муниципальным выборам главы сельского поселения, в который будут внесены фамилии зарегистрированных кандидатов на должности глав этих сельских поселений. Таким образом, новоясенцы и канеловчане выберут не только депутатов ЗСК, но и руководителя органа исполнительной власти поселения.

Назовите, пожалуйста, основные календарные даты и этапы сентябрьских выборов.

Все этапы выборной кампании будут самым подробным образом отражены в Календарном плане, который мы опубликуем. А в дальнейшем в СМИ будут опубликованы также все важнейшие решения, принятые территориальной и окружной избирательной комиссией. Все начинается с момента принятия решений о назначения выборов. Нынешний состав ЗСК должен принять решение о назначении выборов до 10 июня, а на местном уровне Советы Канеловского и Новоясенского сельских поселений - до 25 июня. С этих дат, собственно, и начинается отсчет выборной кампании. Дальше все будет происходит в строгом соответствии с нормами, установленными избирательным законодательством – выдвижение, проверка сведений, представленных кандидатами для выдвижения и регистрации, сама регистрация кандидатов и их доверенных лиц, агитационный период… И непосредственно день голосования, назначенный на воскресенье, 10 сентября.

Летние месяцы в избирательном плане обещает быть жаркими. А чем еще будут отличаться выборы-2017?

Новые функции центра избирательного округа диктуют и новые задачи. Помимо выполнения всех избирательных процедур, это и организация обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий, и новые задачи по информационному и техническому сопровождению выборов. С этого года на территории станицы Староминской образован новый избирательный участок № 47-22, помещение которого будет располагаться в спорткомплексе «Витязь», сформирован состав участковой избирательной комиссии № 47-22, назначен ее председатель. Образование нового избирательного участка связано с активной жилой застройкой и ростом числа жителей (а значит, и избирателей) в южном микрорайоне станицы. При этом также останется и будет функционировать избирательный участок № 47-12 на базе СОШ № 9.

Однако главным нововведением в ходе этих и последующих выборов, стало решение, принятое в конце мая Госдумой, об отмене открепительных удостоверений. Напомню, что ранее открепительные удостоверения были необходимы тем избирателям, которые по объективным причинам были вынуждены голосовать не по месту своей регистрации, а по месту временного пребывания или фактического нахождения (например, в связи с командировкой, вахтовой работой, поездкой в отпуск, семейными обстоятельствами). Многие избиратели в таких ситуациях забывали или попросту не могли заранее получить открепительное удостоверение в избиркоме по месту жительства, где они внесены в списки избирателей. И, следовательно, не участвовали в голосовании.

Теперь открепительные удостоверения отменяются, и избирателю, находящемуся в день голосования на территории нашего района, но зарегистрированному в другом районе, крае, обрасти, достаточно будет прийти с паспортом в территориальную или участковую избирательную комиссию нашего района и написать заявление с просьбой включить его в список избирателей. Соответственно, избиратели, зарегистрированные на территории нашего района и по каким-то причинам выехавшие за его пределы, смогут обратиться также в территориальную или участковую избирательную комиссию по месту своего фактического нахождения и написать заявление с просьбой включить его в список избирателей. Но сделать это нужно будет не позднее 9 сентября, до 14 часов этого дня по местному времени, чтобы в единой базе данных избирателей он был зарегистрирован только один раз – по месту подачи заявления и планируемого голосования. При этом из списка избирателей по месту своей постоянной регистрации он будет обязательно исключен, поэтому сможет проголосовать только один раз, воспользовавшись своим Конституционным правом.

По муниципальным выборам для выезжающих избирателей остается процедура досрочного голосования, которая начинается за 10 дней до дня голосования.

От редакции:

Любые выборы – это масса нюансов, законодательных новшеств. Впервые на выборах этого года в крае будут опробованы некоторые технические новшества - применение технологии изготовления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом (QR-кодом) и ускоренного ввода данных протоколов в государственную автоматизированную систему «Выборы».

Большой объем работы предстоит выполнить не только организаторам выборов, но и другим участникам избирательного процесса: наблюдателям, кандидатам, политическим партиям. Территориальной избирательной комиссией совместно с органами местного самоуправления запланированы различные мероприятия с молодежью, в первую очередь 18-летними избирателями нашего района, которые впервые придут на избирательные участки. Большое внимание будет уделено информированию избирателей, а также обеспечению реализации избирательных прав избирателей с ограниченными физическими возможностями. Специально для всех избирателей Староминского района будет открыт телефон «горячей линии», где каждый сможет задать интересующий его вопрос о ходе избирательной кампании. Сейчас по всем вопросам можно обратиться по телефону ТИК Староминская 5-66-44. Также актуальную информацию можно найти на Интернет-странице ТИК Староминская на сайте администрации МО Староминский район.

Обо всем важном и значимом в части организации и проведения выборов мы будем и дальше информировать читателей «СН».

В. Широкобородов. Фото М. Поповой.

В России существует многопартийность и на сегодняшний момент зарегистрировано 77 формирований. Наш рейтинг политических партий расскажет об организациях, которые имеют реальный вес в российском обществе.

Единая Россия

Единая Россия

Главная организация страны под руководством Д.Медведева и В. Путина, возглавляющая рейтинг партий России на сегодня. Она имеет реальную власть, так как обладает большинством в парламенте, а также органах власти на местных и региональных уровнях.

Основные идеологические составляющие - центризм, прагматизм и консерватизм.

Коммунистическая


Прямая наследница КПСС, насчитывающая более 160 тыс. членов. Руководитель - Г. Зюганов. Патриотизм, коммунизм и обновленный социализм - вот главные постулаты этой левой политической партии.

Сегодняшние коммунисты выступают за сотрудничество с православной церковью, выступая против проникновения в Россию новых сект.

Либерально-демократическая


Партия русских националистов во главе с бессменным лидером - В.Жириновским. Прямая наследница одноименной партии СССР, созданной еще в 1989 году.

Самая популистская партия из всего рейтинга, но по другому и не может быть с таким руководителем. При этом организация придерживается не либерально-демократических взглядов (как можно было бы судить по названию), а националистически-патриотических. Позиционирует себя как оппозиция, но не все политологи с этим согласны.

Либерально-демократическая партия всегда получает во время выборов представительство в Нижней палате парламента.


Партия социал-демократов (эсеров) под руководством С. Миронова. Это левоцентристская организация, на сегодняшний момент находящаяся в жесткой оппозиции к власти, хотя в некоторых вопросах ее политика совпадает с государственной.

Сотрудничает с коммунистами.


Партия названа в честь первых букв фамилий лидеров - Г. Явлинского, Ю. Болдырева и В. Лукина. Голосует за европейские ценности, равенство между мужчинами и женщинами, в защиту экологии.

Находится в оппозиции к правительству Путина и никто из ее членов (кроме И.Артемьева) не входит в руководство страны.


Партия, которая с 2003 года меняла название, преобразовывалась, распускалась и вновь восстанавливалась. Ее руководитель - Алексей Журавлев, а неофициальный лидер - Д. Рогозин, вице-премьер России.

Политическая ориентация - умеренный национализм, контроль за ресурсами, поддержка внешней политики России. В 2006 году насчитывала 135 тыс. членов и являлась второй по численности, после Единой России.


Еще одна социал-демократическая партия под руководством Г.Семигина. В свое время откололась от КПРФ. Насчитывает более 85 тыс. человек.

С 2011 года ее союзником является пропутинский Общероссийский народный фронт.


Левая партия, альтернатива КПРФ, которая до 2012 года существовала, как некоммерческая организация. На выборы 2016 года представила программу с «говорящим названием «10 сталинских ударов по капитализму» с предложениями широкой национализации, возврата смертной казни и запретом повышения пенсионного возраста.


Создана в поддержку сельского хозяйства и предпринимателей России. Руководитель К.Бабкин. За 6 лет организация приобрела вес в политических кругах.

Выступают против уменьшения дотаций сельскому хозяйству и требуют снижения цен на энергоносители.


Партия находится в оппозиции к текущему экономическому курсу страны, но не к Президенту.

16 ноября 2016 года депутаты нового созыва от четырех фракций внесли в Государственную Думу законопроект о повышении финансирования политических партий со 110 до 152 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией.

По вопросу финансирования своих партий депутаты легко пришли к обоюдному согласию, и к их удовольствию законопроект был принят ими же в рекордно сжатые сроки. Все бюрократические процедуры законодательного процесса уложились в один месяц вместе с подписанием закона Президентом РФ и опубликованием в официальных источниках. Закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

В пояснительной записке к законопроекту написано без всякого стеснения, что эти изменения в закон о партиях «необходимы в первую очередь для оказания государственной поддержки тем политическим партиям, представительство которых в Государственной Думе сократилось по результатам выборов депутатов». Как известно, объем финансирования политической партии зависит от того, сколько голосов она получила на выборах, а не от того, сколько мест заняла в парламенте. Но принимая новый закон о выборах, партии понимали, что им придется для того, чтобы Единая Россия свободнее себя чувствовала в Думе. И видимо, это компромиссное решение о повышении финансирования партий созрело заранее, став одним из условия своеобразного договора, если не сказать сговора, парламентских партий.

Единственное «разумное», хотя и не самое правдоподобное, объяснение для повышения финансирования партий содержится в самом начале пояснительной записки к законопроекту. Там сказано, что «государственное финансирование политических партий… направлено на снижение зависимости политических партий от частных жертвователей, делает их финансирование более прозрачным, а также позволяет усилить взаимодействие партий с избирателями». Насчет снижения зависимости от «частных жертвователей» (читай - лоббистов) - сомнительный довод. Насчет усиления взаимодействия с избирателями - вообще не видно связи. Голосов избирателей партии получили меньше, а денег им за это дали больше почти на 30% - так зачем же взаимодействовать с избирателями? Надо просто вносить изменения в закон о партиях для «сохранения на текущем уровне размера государственного финансирования».

И ничего, что на реализацию закона только в 2017 году понадобится 6952433,8 тыс. рублей (для тех, кто путается в нулях, поясним, что речь идет почти о семи миллиардах). Правительство РФ тоже согласно на это. Свою позицию оно даже никак не аргументирует - надо, значит надо. Очевидно, что деньги были заложены в бюджет на 2017 год, иначе Правительство РФ должно было бы дать отрицательное заключение. Получается, депутаты уже ничего даже не придумывают, чтобы как-то прикрыть простое «хотим больше денег».

Сколько денег они получали ранее, уже посчитал Алексей Навальный (рис. 1).


Рис. 1. Объем финансирования партий, набравших 3% и больше, с момента прошлых выборов (по данным А.Навального)

Если это суммарные данные за 5 лет, то для получения представления о средних объемах годового финансирования надо эти данные разделить на пять. Однако это было бы некорректно, потому что депутаты шестого созыва тоже меняли размер финансирования партий, причем дважды: в 2012 и 2014 годах. И если сейчас финансирование увеличилось на 27%, что тоже немало, то Дума шестого созыва увеличивала финансирование более чем в два раза каждый раз (рис. 2).


Глядя на рис. 2 хочется пожелать себе и всем читателям, чтобы в новом году динамика роста наших зарплат хоть как-то коррелировала с темпами роста цены на наши голоса на выборах.

Было бы логично, чтобы ставки финансирования партий тоже хоть с чем-то коррелировали и хоть как-то обосновывались самими депутатами и Правительством РФ, ответственным за бюджет. Например, логично было бы ввести индексацию ставки финансирования партий на размер инфляции. И если нам обещают инфляцию на конец 2016 года в пределах 6%, то пусть финансирование партий меняется также в пределах 6%. С другой стороны, динамика роста ставки финансирования партий может свидетельствовать о том, как на самом деле обесцениваются деньги, на взгляд самих депутатов. И это более правдивый показатель, чем данные Центробанка об инфляции. Тогда мы отчетливо увидим, что за 2001–2008 годы рубль обесценился в 4 раза, после кризиса 2008 года - еще в 2,5 раза, потом еще. А за 15 лет рубль обесценился в 30 раз. Похоже на правду? Если анализировать ценность голосов избирателей, то даже приобретает новое, экономическое, звучание.

Фальсифицировать выборы выгодно даже чисто по деньгам. И рис. 3 показывает, кому это было выгодно в первую очередь.


Рис. 3. Финансирование партий в 2017 году

Из рис. 3 видно, что Единая Россия только в 2017 году получит более 4 млрд. рублей. То есть за пять лет это более 20 млрд. рублей. Но 152 рубля за голос - не предел, эта сумма также может вырасти. Партия «Яблоко», хотя и набрала более одного миллиона голосов, не преодолела трехпроцентный барьер, поэтому теперь денег от государства не получит вовсе. Финансирование КПРФ, действительно останется примерно на том же уровне, что и ранее. А вот ЛДПР от нового закона существенно выиграет в деньгах.

Одновременно с законопроектом о финансировании партий та же группа депутатов внесла законопроект об увеличении числа помощников депутатов и сенаторов с пяти до семи и фонда оплаты их труда с 165064 рублей до 231084 рублей в месяц. Надо быть справедливым и признать, что если помощников реально станет больше, то их зарплата не изменится и останется на уровне 33000 рублей. Но поскольку депутат или сенатор сами определяют, сколько реально будет помощников, то может увеличиться и зарплата помощников. Рост числа помощников депутатов объясняется выборами по смешанной системе и увеличением объемов работы в регионах. Увеличение объема финансирования партий, по сути, также связано со смешанной системой, которая заведомо привела к тому, что партии меньшинства получили еще меньше голосов (но им за это пообещали больше денег). Очень дорого обходится стране эта смешанная система!

Работы у помощников стало больше также из-за того, что депутатов обязали лично рассматривать обращения граждан и отвечать на них. Остается только догадываться, какой был смысл раньше обращаться к депутатам лично, если они не были обязаны лично отвечать на обращения.

Почему теперь депутатам потребуется не пять, не шесть, не восемь, а семь помощников, пояснительная записка не объясняет. Были какие-то расчеты или нет, неизвестно. Как рассчитана нагрузка на помощников, тоже неизвестно. Не исключено, что никак, навскидку.

При этом также нет объяснений, почему членам Совета Федерации тоже нужно будет больше помощников из-за этой дурацкой смешанной системы. Неужели она и им прибавит работы?

Общий объем бюджетных ассигнований, необходимый для реализации закона, составит в 2017 году 781952,6 тыс. рублей. Это примерно в 10 раз меньше, чем потребовалось на дополнительное финансирование партий. Видимо, поэтому Правительство РФ и на это дало свое безоговорочное согласие. То есть и это уже было учтено в бюджете на 2017 год.

Эти два закона ярко демонстрируют, на что у государства есть деньги, точнее, на что депутаты готовы направить те деньги, которые есть у государства. Не на население, не на здравоохранение, не на пенсии, а на себя любимых. Это и понятно: ну как себе откажешь в подарках к новому году? Хотелось бы предложить, чтобы такого рода изменения, явно выгодные депутатам, имели какие-то законодательные ограничения. Например, увеличение срока полномочий депутатов распространялось не на действующих депутатов, а на депутатов последующих созывов. Теоретически подобное ограничение возможно и для финансовых вопросов. Хотелось бы видеть финансово-экономическое обоснование с расчетами, а не с цифрами, взятыми неизвестно откуда. Но вообще нас устроило бы, если бы депутаты заботились о народе не меньше, чем о себе.