Принят новый устав красноярского края. Устав Красноярского края: основные идеи и положения

Тема: «Устав края: основные идеи и положения».

Цель : Формирование гражданского самосознания учащихся через знакомство с содержанием нового Устава объединенного Красноярского края.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с содержанием Устава края и основами законотворческой деятельности на основе статей Устава.
  • Создать представление о принципах формирования и деятельности краевой власти, об основных направлениях социально-экономического развития края.
  • Получить опыт анализа, исследования, решения конкретных общественных проблем.
  • Приобрести навыки работы с публицистическими правовыми документами.

Оборудование и материалы :

  • Текст нового Устава.
  • Презентация об истории объединения края, символы края, краткая информация об Уставе. (Приложение )
  • Демонстрационное оборудование.
  • Выставка литературы об объединенном Красноярском крае.
  • Рабочая тетрадь для учащихся «Устав края – наши возможности».

Используемые технологии: Личностно-ориентированная технология, технология развитие критического мышления на уроке.

Используемые приемы:

  • «Фишбоун» - прием анализа проблемных ситуаций.
  • Синквейн – прием художественной письменной рефлексии.

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуализированная, индивидуальная.

Сценарий урока

«Устав – это базовый, основополагающий документ, который является фундаментом для всей региональной правовой системы. Устав края предопределяет перспективы нашей жизни в будущем» (А.В. Усс)

Вступительное слово учителя, который говорит о целях и задачах урока, о форме организации деятельности учащихся, о порядке работы.

Группа «ПОЛИТОЛОГИ» работает в течение всего урока и объясняют термины политологического значения (индивидуализированные задания)

Конституция - основной закон страны.

Демократия – форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником государственной, политической власти.

Представительная демократия – это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Эта форма демократии находит выражение в парламентаризме.

Непосредственная (прямая демократия ) – это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц (сход, собрание, выборы, референдум).

Избирательное право – право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Активное избирательное право – право избирать и нести ответственность за последствия своих действий. Наступает с 18 лет.

Пассивное избирательное право – право быть избранным. С 21 года в Государственную думу, с 35 лет – президентом.

Мажоритарная избирательная система – процедура определения голосования, при которой избранным считается кандидат, набравший большинство голосов.

Пропорциональная система представительства – это система, при которой нет единого победителя, т.к. она основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством получаемых ею депутатских мест. Чем больше голосов получает партия, тем больше ее членов становятся депутатами.

Смешанная избирательная система соединяет в себе элементы мажоритарной и пропорциональной, когда одна половина кандидатов избирается по мажоритарной, а другая – по пропорциональной.

Признаки правового государства:

1) Верховенство закона – все государственные органы, должностные лица, граждане, общественные объединения должны подчиняться требованиям закона. Законы должны быть правовыми.
2) Соблюдение и охрана прав и свобод человека.
3) Принцип разделения властей.
4) Взаимная ответственность государства и гражданина.

Часть 1. Информационная справка о Красноярском крае

1 группа. Учащиеся получили опережающее задание и подготовили информацию о Красноярском крае и символах Красноярского края.

1. Общая информация о Красноярском крае. Слайды 3-6.

Красноярский край образован постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 года. В его состав вошли 32 округа и района, выделенные из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев.

Сегодня в составе края 581 муниципальное образование: 17 городских округов, 44 муниципальных района, 36 городских поселений, 484 сельских поселения.

Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ создан по постановлению ВЦИК от 10 декабря 1930 года. Первоначально назывался Таймырским национальным округом и входил в Восточно-Сибирский край. С образованием 7 декабря 1934 года Красноярского края включен в его состав. В 1977 году переименован в

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. В 1992 году в соответствии с Федеративным договором получил статус самостоятельного субъекта РФ. В апреле 2005 года на референдуме жители округа поддержали объединение с Красноярским краем и Эвенкией

Эвенкийский округ создан по постановлению ВЦИК от 10 декабря 1930 года. Первоначально назывался Эвенкийским национальным округом и входил в Восточно-Сибирский край. С образованием 7 декабря 1934 года Красноярского края включен в его состав. В 1992 году в соответствии с Федеративным договором получил статус самостоятельного субъекта РФ. В апреле 2005 года на референдуме жители округа поддержали объединение с Красноярским краем и Таймыром.

2. Официальные государственные символы края: герб, флаг. Слайды 9, 10.

Герб Красноярского края утвержден законом Красноярского края от 12 февраля 1999 года № 5-296 «О гербе Красноярского края», флаг Красноярского края – законом от 27 марта 2000 года № 10-701 «О флаге Красноярского края».

Почему лев, лопата и серп?

Лев – царь зверей, символизирует власть, силу, мужество, храбрость.

Орудия труда в лапах льва указывает на исторически главные занятия населения Красноярья: лопата – для земляных работ и строительства, серп – эмблема земледелия.

Орденские ленты на пьедестале свидетельствуют о том, что Красноярский край был награжден дважды орденом Ленина – 23 октября 1956 года и 2 декабря 1970 года и орденом Октябрьской революции – 5 декабря 1984 года. Красный щит и полотнище флага такого же цвета, какими были щиты гербов Красноярска и Енисейской губернии XIX века.

Красный цвет – символ мужества, храбрости, неустрашимости.

Часть 2. Необходимость принятия нового Устава. Объединение Красноярского края

«О предпосылках принятия нового Устава» . Слайды 7, 8.

Кому было выгодно объединение Красноярского края с Таймыром и Эвенкией?

Объединение края социально-экономический проект, который выгоден как федеральной, так и региональной власти. Объединение края – проект, направленный на улучшение социальной ситуации. Инвестиционные проекты, предусмотренные объединением, дают возможность развития региона в плане увеличения рабочих мест, развития социальной инфраструктуры.

В объединении заинтересованы все территории, что показал референдум 2005 года. За объединение проголосовало большинство населения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

Почему стало необходимо принять новый Устав?

Устав Красноярского края 1996 года не распространялся на территорию Таймырского и Эвенкийского автономных округов. У округов были свои уставы. После объединения в один край появилась необходимость, прежде всего юридическая, принять устав, который будет действовать на всей территории нового, объединенного края.

Часть 3. Устав – основной закон Красноярского края

Беседа с классом (фронтальная форма): «Что такое Устав?»

Устав Красноярского края – основной закон края. Слайд 11 . Рабочая тетрадь, стр. 3, 5.

Устав Красноярского края – основной закон региона, отражающий как общее, так и особенное в политике, экономике, социальной сфере.

Устав – это учредительный документ. Он является правовым актом, который оформляет единый, объединенный край - юридически. Он обладает высшей юридической силой по отношению к законам края. Ему должны соответствовать правовые акты всех краевых органов власти.

Устав края, в отличие от законов края, принимается Законодательным Собранием края не простым большинством, а квалифицированным – не менее двух третьих состава.

Устав края имеет свой предмет регулирования. В нем закреплены

  • Формы непосредственной демократии населения (референдум, выборы, т.д.)
  • Система, правила формирования и деятельности органов государственной власти края.
  • Формы их взаимодействия между собой и органами местного самоуправления, их компетенция, принципы работы.

Устав края – это наша краевая конституция.

Какие новые положения содержатся в Уставе?

Новое в Уставе – раздел о ценностях и принципах. Слайд 13 , рабочая тетрадь, стр. 5.

Какова структура Устава Красноярского края?

Слайд 12 , рабочая тетрадь, стр. 8.

Вывод

Новый Устав Красноярского края, принятый 5 июня 2008 года, включает положения, которые соответствуют сегодняшнему времени, обусловлены современным федеральным законодательством, достижениями науки и управления и сложившимися правилами работы.

Часть 4. Кому и зачем нужен Устав края?

Прием анализа проблемной ситуации «Фишбоун» (групповая форма)

Учащиеся познакомились с выдержкой из статьи Вадима Рязанцева, менеджера центра «Аргиш». Статья опубликована 30 июня 2008 года на сайте «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Лыыоравэтльан» (рабочая тетрадь, стр. 6, 7).

Работа в группах

1.Учащиеся вместе записывают формулировку проблемы, которая поднята в статье Вадима Рязанцева.
2. Выделяют причины возникшей проблемы.
3. Записывают аргументы, подтверждающие мысли.
4. Путем анализа причин и аргументов делают вывод.

- Какое противоречие указывается в данной статье?

- Какие проблемы ставит перед нами автор статьи?

- Какие и чьи действия помогут решить эту проблему?

- Нужен ли особый закон, который поможет решить названную проблему?

- Возможно ли принятие такого закона в рамках нового Устава Красноярского края?

- На какие статьи из 1 раздела об основных ценностях и принципах Устава должны опираться законодатели?

Учащиеся выбирают статьи из раздела 1 и обосновывают свой выбор.

Вывод

Статьи раздела 1 Устава Красноярского края (ценности и принципы) предусматривают возможность решения сложных проблем с учетом интересов различных сторон, направлены на поиск компромиссов между интересами экономического развития и сохранения культурного наследия региона.

Часть 5. Содержание 4 раздела Устава «Государственная власть края» (групповаяформа)

«Политологи» делают обзор всех глав раздела. Рабочая тетрадь, стр. 8

Глава 2. Что составляет систему органов государственной власти края? Как образуются и действуют органы государственной власти края? Слайд 17 , рабочая тетрадь, стр.10.

Синквейн. Ключевое слово «Власть»

Группа «Народ»

Предлагаются вопросы.

  • Глава 1. Как граждане края осуществляют государственную власть? Какие формы прямой демократии закреплены в Уставе? Слайд 16 , рабочая тетрадь, стр. 9

Синквейн, Ключевое слово «Народ».

Группа «Законодательная власть»

  • Глава 3. Каковы состав и структура Законодательного собрания? Каковы его полномочия и порядок деятельности? Слайд 18 . Рабочая тетрадь, стр. 11.

Синквейн. Ключевое слово «Законотворчество».

Законодательное собрание является однопалатным постоянно действующим и единственным органом законодательной власти Красноярского края. Выборы депутатов проводятся по смешанной системе: 26 депутатов избираются по мажоритарной системе, 26 – по пропорциональной системе.

Срок полномочий: 5 лет.

Группа «Губернатор»

  • Глава 4. Каковы полномочия Губернатора края? Как он ими наделяется? Слайд 19 , рабочая тетрадь, стр. 14.

Синквейн. Ключевое слово «Губернатор».

1. Высшее должностное лицо.
2. Законодательное собрание наделяет полномочиями Губернатора сроком на 5 лет по представлению Президента РФ.
3. Руководит органом исполнительной власти, формирует правительство.
4. Определяет основные направления экономической и социальной политики в крае. (Совместно с Законодательным собранием.)
5. Представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти и при осуществлении внешнеэкономических связей

6. Обнародует, либо отклоняет законы, принятые Законодательным собранием (право «вето»)

Группа «Правительство края»

  • Глава 5. Какова структура правительства края? Каковы полномочия членов правительства? Слайд 20 , рабочая тетрадь, стр. 14.

Синквейн. Ключевое слово «Правительство».

1. Высший исполнительный орган государственной власти края.
2. Организует исполнение Устава, законов и договоров края.
3. Ответственно перед Законодательным собранием по вопросам исполнения законов.
4. Члены назначаются из граждан РФ. Высшие должности согласовываются с Законодательным собранием.
5. Министерства – органы исполнительной власти, осуществляющие управление полномочиями в определенных областях.

Выводы урока

  • Ценности и принципы Устава расширяют возможности для законодательной инициативы.
  • Четко прописана компетенция всех ветвей власти.
  • Предусматривается возможность усиления взаимосвязи власти и граждан.

Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.

Устав Красноярского края принят во втором (окончательном) чтении на очередной сессии Законодательного собрания.

Как сообщил 5 июня агентству "Интерфакс" пресс-секретарь председателя Законодательного собрания Красноярского края Владимир Корецкий, за принятие документа единогласно проголосовали все 47 присутствовавших на сессии депутатов.

"Принятие нового Устава Красноярского края стало необходимым в связи с объединением региона с Таймыром и Эвенкией. Документ определяет основные принципы функционирования органов власти региона, его административно-территориальное устройство. Ныне действующий Устав был принят в феврале 1996 года", - отметил Владимир Корецкий.

Председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко рассказал, что для включения в проект Устава было предложено более 300 поправок и почти ни одной не было отклонено. Он поблагодарил разработчиков и депутатов, которые участвовали в работе над проектом нового Устава и отметил, что он базируется на 13-летнем опыте предыдущего главного документа края. Клешко подчеркнул, что в новом Уставе существенно расширен первый раздел - «Основные ценности и принципы». В проекте устава также представлена система исполнительной власти, в которой обозначены полномочия губернатора как высшего должностного лица и расписана организация работы краевого парламента. «Принятие устава - это окончание лишь одного из этапов работы, теперь нужно формировать пакет документов регламентирующих деятельность правительства, Заксобрания и других структур власти края», - сказал Клешко.

Спикер парламента Александр Усс отметил, что устав формировался в жестких спорах, «теперь мы имеем четкий государственнический документ», пишет "Лаборатория новостей".«Это исторический момент для всего края», - подытожил Усс.

Напомним, край был официально объединен полтора года назад, однако устав нового субъекта до настоящего времени не был принят. По данным "Независимой газеты", недовольство задержкой с принятием устава уже начали проявлять полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин и администрация президента РФ. "Второй момент связан с подковерными интригами в исполнительной власти края, - отмечает 6 июня корреспондент газеты. - Чиновники прекрасно понимают, что такие реформы чреваты перераспределением обязанностей и привилегий, поэтому последние месяцы живут и работают в серьезном напряжении". «Задержка с принятием устава понятна, - высказался в интервью "Независимой газете" политолог Андрей Копытов. - Речь идет о политическом и экономическом векторе развития края на долгие годы, поэтому так долго и шли дискуссии на эту тему. Надеюсь, последняя редакция устава будет реально работающим документом».

Архив

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О КОНЦЕПЦИИ УСТАВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Законодательное Собрание Красноярского края постановляет:

1. Рабочей комиссии продолжить работу над проектом Устава Красноярского края в соответствии с разработанной концепцией, с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения на сессии и передать его Законодательному Собранию края до 20.11.94 г.

2. Проект Устава Красноярского края представить для первого чтения на очередную (декабрьскую 1994 года) сессию .

Председатель

Законодательного Собрания края

С.В.ЕРМАЧЕНКО

Приложение

к постановлению

Законодательного Собрания края

КОНЦЕПЦИЯ

УСТАВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Главные моменты содержания Устава могут быть сгруппированы в предлагаемые тематические разделы. Эти разделы способны послужить основой при разработке структурных частей проекта Устава.

О ПРЕАМБУЛЕ

Должно быть подчеркнуто, что положения Устава опираются на идеи демократического и основанного на правовых началах государственного и общественного устройства края.

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ

Необходимо зафиксировать признание в крае принципов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, народовластия, разделения властей и их самостоятельности, законности и верховенства права, а также социальной ориентированности политики государственной власти края, поддержки ею мер, способствующих экономическому, культурному, социальному и т.д. прогрессу края, и проведения в крае эффективной природоохранной и ресурсосберегающей политики, политики поддержки исторических, культурно - этнических традиций в крае, образовательных и других потребностей коренных малочисленных народов и др.

О КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ в СОСТАВЕ РФ

Следует зафиксировать вхождение края в состав РФ на основе Конституции РФ и Федеративного договора; подчеркнуть гарантии этого статуса: невозможность его изменения, как и невозможность изменения границ края без согласия края; установить механизм изменения границ края, в соответствии с которым должно быть принято соответствующее решение Законодательного Собрания и проведен референдум населения "переподчиняемой" территории (при этом границы края, являющиеся и внешними границами автономных округов, входящих в край, могут быть изменены в случае, если решение об этом будет принято и в округе в установленном его уставом (законом) порядке); закрепить наличие символов края - герба, флага; указать на г. Красноярск как на административно - политический центр (столицу) края; описать конкретные вытекающие из Конституции РФ правомочия края как государственно - территориального образования в составе РФ и т.д.

ОБ АВТОНОМНЫХ ОКРУГАХ в СОСТАВЕ КРАЯ

Требуется указать на положения, прямо вытекающие из Конституции РФ, а именно: на вхождение округов в состав края, на построение их отношений с краем на договорной основе (возможно предусмотреть конструкцию, согласно которой Договор об основах отношений округа и края является составной частью Устава округа и Устава края), наконец, оказание органами государственной власти края содействия округам в их развитии. Кроме того, необходимо привести нормы об обладании гражданами, проживающими в округах, всеми правами, которыми обладают граждане, имеющие местожительство на территории края. Эти права (право избирать и быть избранным в органы государственной власти края и др.) не могут быть ограничены актами государственной власти автономных округов.

При наличии юридически оформленного соглашения органов государственной власти автономных округов на включение в Устав края положений, которые будут регламентировать взаимоотношения округа и края более детально, соответствующие нормы должны быть конкретизированы. в частности, возможно разграничить предметы ведения края и округов, выделив находящиеся в исключительном ведении края (деятельность органов государственной власти края по этим вопросам охватывают в полной мере и территорию округов); находящиеся в исключительном ведении округов; находящиеся в совместном ведении края и округов; находящиеся в "конкурирующем ведении" края и округов.

О РЕФЕРЕНДУМЕ, ВЫБОРАХ, НАРОДНОЙ ИНИЦИАТИВЕ

Необходимо установить, что право голосования на краевых референдумах и выборах и право подписания подписных листов в поддержку народной инициативы принадлежит лицам, имеющим местожительство на территории края и обладающим согласно законам РФ правом голосования на выборах в Федеральное Собрание РФ; закрепить основные принципы голосования на краевых выборах и референдумах: прямое, тайное, на равных основаниях. в исключение из принципа равенства "веса голоса" каждого избирателя должно быть установлено, что выборы в краевое Законодательное Собрание на территории автономных округов могут проводиться в условиях, при которых от автономного округа депутат делегируется в Собрание меньшим числом избирателей, чем депутат, избранный от избирательных округов, образуемых на иной территории края. Пассивным избирательным правом на краевых выборах должны обладать избиратели, достигшие ко дню выборов возраста 21 года (кандидаты в депутаты Законодательного Собрания) и 30 лет (кандидаты на должность губернатора края) и имеющие местожительство на территории края не менее одного года. (Вариант - кандидат на должность губернатора края должен обладать пятилетним домицилием на территории края).

Следует предусмотреть, что краевые референдумы могут проводиться по вопросам, входящим в компетенцию края, кроме вопросов финансовых (бюджетных, налоговых и т.п.). Назначаются краевые референдумы Законодательным Собранием по его инициативе, а также по требованию губернатора края или по требованию, выдвинутому в порядке народной инициативы не менее чем ста тысячами граждан.

Необходимо установить, что представление законопроектов в Законодательное Собрание края в порядке народной инициативы, как и внесение проектов на рассмотрение губернатора края в этом же порядке, может осуществляться от имени не менее пятнадцати тысяч граждан.

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ КРАЯ

Должно быть закреплено правило, согласно которому депутаты Законодательного Собрания избираются на четырехлетний срок с переизбранием через каждые два года половины состава Собрания (в первом избранном на четырехлетний срок Собрании через два года пройдут перевыборы половина депутатов Собрания - ... Выборы депутатов Собрания от территорий автономных округов проводятся по мажоритарной системе: территория каждого из автономных округов образует одномандатный округ. Выборы депутатов от остальной территории края проводятся по пропорциональной системе - в трех - пятимандатных округах. (Вариант - часть депутатов должна избираться в многомандатном округе, образуемом на всей территории края, по партийным спискам).

Следует исходить из того, что депутаты Законодательного Собрания работают в нем на постоянной основе и получают за это вознаграждение. Должна быть предоставлена возможность применения к депутату дисциплинарных мер за уклонение от работы, нарушение работы Собрания, включая такие меры, как лишение вознаграждения и даже депутатских полномочий (последнее применяется при вынесении решения голосами не менее 2/3 от общего числа депутатов).

У Законодательного Собрания края должно быть в течение года три сессионных периода не менее чем по три месяца каждый (начинаться они должны соответственно в третий понедельник сентября, второй понедельник января, третий понедельник апреля). Во время сессионного периода проводятся плановые заседания Собрания и заседания чрезвычайные (внеплановые). Заседания созываются председателем Собрания, при этом он обязан созвать чрезвычайное заседание по требованию не менее 1/3 части от общего установленного числа депутатов Собрания, а также по требованию губернатора края. Вне сессионного периода также могут созываться чрезвычайные заседания по заранее фиксированной повестке дня.

Правило кворума на заседаниях Собрания может быть установлено следующим образом: заседание правомочно, поскольку решение по рассматриваемому вопросу может быть принято голосами участвующих в заседании депутатов.

Необходимо предусмотреть, что закрытые заседания могут проводиться на основании решения Собрания. Предложение о принятии такого решения должно вноситься не менее чем 1/3 частью от общего числа депутатов или губернатором края. Вопросы о финансах следует рассматривать только на открытых заседаниях.

Голосование на заседаниях Собрания открытое. По требованию не менее 1/4 части от общего числа депутатов по вопросу о персональном назначении (избрании), освобождении от должности и т.п. необходимо проводить тайное голосование.

Компетенция Законодательного Собрания должна быть закреплена таким образом, чтобы Собрание сосредоточилось на законотворческой и контрольной деятельности. Нормативные решения (законы) могут приниматься Собранием по определенному кругу вопросов (бюджету, порядку проведения краевых выборов и референдумов, построению системы самоуправления на территории края и др.), закрепленных в Уставе края, а также по кругу вопросов, отнесенных к ведению Собрания законодательными актами РФ; индивидуальные же акты (постановления) принимаются по вопросам организации собственной работы, а кроме того - по вопросам, рассмотрение которых опять-таки отнесено к ведению Собрания в силу прямых указаний Устава края или законодательных актов РФ.

Правотворческой инициативой в Собрании следует наделить его депутатов (в указанных в Уставе случаях инициатива может принадлежать только группам депутатов определенной численности), губернатора края, а также граждан, вносящих проект в порядке народной инициативы. Законы должны приниматься в двух, по крайней мере, чтениях, каждое из которых предполагает постатейное обсуждение и должно пройти в разные дни. По требованию не менее чем 1/4 части от общего числа депутатов и требованию губернатора края обсуждение любого вопроса или голосование по нему может быть перенесено на срок до одного месяца. Законы и постановления принимаются Собранием голосами большинства от общего числа депутатов. Постановления по процедурным вопросам могут в соответствии с Регламентом Собрания приниматься голосами большинства от участвующих в заседании депутатов.

Принятые Собранием законы направляются на подпись губернатору края. Губернатор края может мотивированно отказаться от подписания закона и направить его в Собрание на новое рассмотрение. Вето губернатора края преодолевается, если закон будет принят в первоначальной редакции Собрания голосами не менее чем 2/3 от установленного для Собрания депутатов.

Собрание должно создавать несколько постоянных комитетов законодательных предложений и контроля по отдельным отраслевым и функциональным направлениям. Собрание может создавать временные комиссии для подготовки предложений по отдельным вопросам. Собрание образует контрольно - счетную палату.

Председатель Собрания избирается из числа депутатов на срок до времени начала работы Собрания в новом (после переизбрания половины депутатов) составе. Заместитель председателя Собрания избирается на срок полномочий председателя, выполняет его поручения и замещает председателя в случае его отсутствия или невозможности выполнения последним его функций.

В числе оснований досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания должны быть предусмотрены принятие решения об этом на краевом референдуме, а также сокращение состава Собрания более чем на 1/3 часть от общего установленного для Собрания числа депутатов (в многомандатных округах выборы взамен выбывших депутатов невозможны).

ОБ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ

Требуется установить, что исполнительная власть края будет осуществляться администрацией, возглавляемой губернатором края на основе единоначалия. Законодательное Собрание края не вправе создавать по собственному усмотрению краевые исполнительные органы, не входящие в руководимую губернатором края администрацию.

Губернатор края должен избираться на краевых выборах сроком на пять лет (другой вариант: на четыре года с проведением выборов во время переизбрания половины депутатов).

Губернатор края самостоятельно определяет структуру администрации и назначает своего первого заместителя, заместителей руководителей органов администрации. Но первый заместитель губернатора края должен быть утвержден Законодательным Собранием.

В Уставе края требуется указать направления работы администрации края (ее функции): разработка и осуществление краевого бюджета; распоряжение и управление собственностью края; обеспечение установления межрегиональных и международных отношений края и т.п. Необходимо специально указать исключительные полномочия губернатора края, как-то: представляет край в федеральных органах, на международных и межрегиональных переговорах; назначает представителей края на данные переговоры; образует, реорганизует и ликвидирует органы администрации и др.

В числе оснований досрочного прекращения полномочий губернатора края должно быть предусмотрено вынесение об этом решения на краевом референдуме, а кроме того - нарушение губернатором правил несовместимости его должности, утрата им избирательного права на краевых выборах (выезд на проживание за пределы территории края, признание недееспособным и др.), а также признание губернатора в установленном порядке ограниченно дееспособным, длительное неисполнение губернатором своих обязанностей.

Следует установить, что губернатор края издает указы (нормативные акты) и распоряжения. Его заместители, руководители органов администрации издают приказы и распоряжения.

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

И АДМИНИСТРАЦИИ

В числе полномочий Собрания, его депутатов и органов Собрания по контролю за деятельностью администрации и влиянию на эту деятельность устанавливаются право депутатского запроса и депутатской интерпелляции; право Собрания требовать отчета или доклада от должностных лиц администрации; право Собрания создавать комиссии депутатского расследования; право Собрания потребовать присутствия на своих заседаниях и выступления на них должностных лиц администрации края; право Собрания выражать недоверие губернатору края и другим должностным лицам администрации. За выражением недоверия губернатору края должно последовать назначение референдума по вопросу о прекращении полномочий губернатора. в случае, если этот референдум будет признан несостоявшимся либо предложение о прекращении полномочий губернатора будет на референдуме отвергнуто, полномочия самого Собрания прекращаются досрочно. Должностные лица администрации освобождаются от должности в случае, если недоверие будет им выражено Собранием дважды. Губернатор, его первый заместитель, заместители, руководители органов администрации вправе присутствовать на заседаниях Собрания и его органов, выступать на них вне очереди, губернатор может требовать переноса обсуждения и голосования, налагать вето на законы, принятые Собранием, вносить в Собрание или поддерживать проекты в качестве срочных, требовать назначения референдума по вопросу о доверии Законодательному Собранию (итоги референдума имеют последствия, "зеркальные" последствия референдума о досрочном прекращении полномочий губернатора).

Использование ряда перечисленных прав законодательной и исполнительной власти должно быть обусловлено наличием определенных обстоятельств и протекать в рамках специальной процедуры.

О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Необходимо указать, что судебные органы, действующие на территории края, являются частью федеральной судебной системы и что их организация и порядок деятельности определяются законодательством РФ. Данные органы в пределах своей компетенции защищают законодательство края.

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Должны быть закреплены принципы государственной службы: учреждение должностей и замещение их в установленном порядке, равный (с оговорками) доступ к государственным должностям, гласность и открытость процедур выдвижения, обсуждения и назначения должностных лиц, состязательность претендентов на должности, политическая независимость служащих при осуществлении должностных обязанностей и их защищенность от протекционизма и других неправомерных действий, гарантии и ответственность служащих.

Необходимо сформулировать правила несовместимости должностей и занятий для должностных лиц органов государственной власти края, а также депутатов Законодательного Собрания.

О СОБСТВЕННОСТИ и ФИНАНСАХ КРАЯ

Надо зафиксировать положение о том, что общий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в краевой собственности, устанавливается законами края. Законами края утверждается бюджет, внесение в него изменений, положения о внебюджетных фондах. Право распоряжения и управления имуществом, находящимся в краевой собственности, закрепляется за администрацией края. Проекты всех финансовых законов и законов об управлении имуществом рассматриваются либо по представлению губернатора, либо при наличии его заключения.

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ

УСТРОЙСТВЕ и МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

В Уставе должны фиксироваться лишь принципиальные моменты организации местного самоуправления: осуществление его через институты непосредственной демократии и муниципальные (общинные) органы, подконтрольность исполнительных муниципальных органов представительным, построение местного самоуправления с учетом местных традиций, возможность поручения органам самоуправления отдельных функций государственной власти и другие подобные положения. Достаточно подробно следует именно в Уставе определить формы и пределы контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти края.

О ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ и ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Требуется сформулировать правила, позволяющие осуществить плавный переход от сегодняшних государственной и правовой систем края к системам, предусмотренным Уставом края.

Рабочая комиссия

Законодательного Собрания края

Законодательное Собрание Красноярского края, выражая волю проживающих в крае граждан Российской Федерации к сохранению и укреплению государственно-территориального, экономического, социального и культурного единства края, основываясь на идеях демократической и правовой организации государственной власти края и его общественного устройства, проявляя уважение к истории, традициям и культуре народов и этнических общностей, проживающих на территории края, учитывая уникальность его географического положения, разнообразие природных богатств и необходимость их рационального использования в интересах всего населения края и будущих поколений его жителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, принимает настоящий Устав с целью реализации учредительных полномочий Красноярского края как полноправного субъекта Российской Федерации и провозглашает его государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни Красноярского края.
Раздел I.Основные ценности и принципы
Статья 1
1.Красноярский край - демократическое, правовое, социальное, культурное, светское, основанное на уважении прав и свобод человека и гражданина государственно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта.
2.Красноярский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами края.
Статья 2
1.В крае гарантируется признание и осуществление всех коллективных и индивидуальных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.
2.Государственная власть края обязана осуществлять социально-экономическую и административную политику, направленную на обеспечение достойной жизни всего населения края, создавать условия для действенной беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина на территории края, не допуская дискриминации в зависимости от национальности, языка, религии, пола, общественного, имущественного или должностного положения, а также других обстоятельств.
3.Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми способами, не запрещенными законом.
4.Каждый вправе обращаться в государственные органы края с просьбой о помощи и защите своих прав и свобод.
5.Органы государственной власти края при решении вопросов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, обязаны осуществлять свою деятельность в порядке и формах, прямо предусмотренных федеральными законами и законами края.
6.Решения и действия органов государственной власти края могут ограничивать права и свободы человека и гражданина только в той мере, в какой эти действия и решения не противоречат требованиям федеральных законов.
7.Органы государственной власти края в соответствии со своей компетенцией вправе требовать от каждого выполнения его обязанностей, установленных правовыми актами.
8.Настоящий Устав и иные правовые акты края могут связывать предоставление и использование отдельных предусмотренных в них прав и обязанностей с местом постоянного жительства гражданина на территории края, если это не противоречит федеральным законам.
Статья 3
1.Государственная власть края осуществляется для достижения общего блага и реализации общей воли граждан Российской Федерации, проживающих на территории края.
2.Граждане осуществляют государственную власть края непосредственно - путем свободного голосования и опосредованно - через систему демократически формируемых органов государственной власти края.
3.Государственная власть края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
4.Гражданам гарантируется участие в осуществлении государственной власти края ее органами с использованием установленных форм доведения своих предложений и требований до сведения органов государственной власти края, в том числе через публичные слушания, народные обсуждения и иные правовые механизмы, предусмотренные настоящим Уставом и законами края.
5.Органы государственной власти края ответственны перед гражданами и подотчетны им, их действия осуществляются под общественным контролем. Органы государственной власти края должны обеспечить получение гражданами необходимой, достаточной и достоверной информации о своей деятельности, а также разъяснять гражданам свои решения и действия.
6.Органы государственной власти края в соответствии со своими полномочиями обязаны создавать благоприятные условия для участия граждан в осуществлении государственной власти края и обеспечивать действенность этого участия.
Статья 4
Государственная власть края осуществляется на основе принципов приоритета государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, федерализма, сочетания интересов Красноярского края с интересами Российской Федерации.
Статья 5
1.Государственная власть края осуществляется на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти.
2.Органы законодательной и исполнительной государственной власти края, органы судебной государственной власти края взаимодействуют в установленных федеральными законами и законами края формах в целях эффективного управления развитием края и в интересах его населения.
Статья 6
1.Местное самоуправление в крае организуется в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства края, в пределах своих полномочий самостоятельно, его органы не входят в систему органов государственной власти края.
2.Органы государственной власти края содействуют развитию местного самоуправления на территории края, взаимодействуют с органами местного самоуправления в формах, установленных федеральными законами и законами края.
Статья 7
1.В крае устанавливается верховенство права.
2.Органы государственной власти края осуществляют свои полномочия посредством принятия правовых актов.
3.Все органы государственной власти края, граждане, а также иные субъекты права подчинены нормам права, которые могут отменяться, приостанавливаться в действии или официально толковаться исключительно по тем же правилам и в той же форме, которые использовались для принятия соответствующих правовых норм.
4.Органы государственной власти края и иные субъекты права равны перед законом. Гражданам и негосударственным организациям обеспечивается защита от произвола органов государственной власти края.
5.Лица, нарушившие правовые нормы, несут ответственность в соответствии с правовыми актами.
6.Укрепление правопорядка и борьба с правонарушениями является задачей государственной власти края и местного самоуправления в крае.
Статья 8
1.В крае поощряется хозяйственная инициатива, защищается право собственности, поддерживается добросовестная конкуренция, гарантируется свобода договоров, проводится политика частно-государственного партнерства в интересах устойчивого социально-экономического развития края.
2.Органы государственной власти края в пределах своей компетенции участвуют в экономической деятельности и регулируют ее исходя из общих интересов населения.
3.Органы государственной власти края содействуют установлению партнерства между работодателями и работниками и их объединениями.
Статья 9
1.Охрана и улучшение окружающей среды являются задачей государственной власти края.
2.Природные ресурсы на территории края не могут использоваться в ущерб интересам населения края.
3.Природные объекты, имеющие краевое, всероссийское и мировое значение либо представляющие собой уникальные памятники природы, сохраняются для будущих поколений.
4.Решения о реализации мероприятий, в экологической безопасности которых существуют обоснованные сомнения, могут приниматься только после их всесторонней экспертизы, гласного обсуждения и с учетом мнения заинтересованного населения.
Статья 10
1.В крае создаются условия для реализации способностей и социального прогресса граждан, обеспечивается социальная защита наиболее нуждающимся в ней людям.
2.В крае оказывается поддержка семье, детству, материнству, воспитанию, образованию, здравоохранению, культуре, науке, искусству, физкультуре и спорту.
3.Органы государственной власти края в соответствии с федеральными законами обеспечивают реализацию конституционных прав на труд, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 11
1.Общественная, в том числе политическая деятельность в крае осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия и многопартийности.
2.Политическое многообразие является основополагающим принципом общественной и государственной жизни в крае.
3.В крае гарантируются права оппозиции, закрепленные законами края.
4.Государственная власть края не вмешивается в соответствующую закону деятельность общественных объединений, оказывает поддержку развитию институтов гражданского общества в крае.
5.Органы государственной власти края взаимодействуют со средствами массовой информации на основе принципов свободы массовой информации и недопустимости злоупотребления ею, а также открытости власти.
Статья 12
В крае оказывается содействие сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край, в том числе через развитие национально-культурной автономии, защищаются права коренных малочисленных народов на сохранение самобытности, языка, обычаев, исконной среды обитания, традиционного природопользования, хозяйствования, промыслов, образа жизни, коллективного участия в общественной жизни, самоуправления.
Статья 13
1.В крае проводится политика, направленная на интеграцию всех территорий края, организацию единого краевого экономического и социального пространства, создаются условия для эффективного развития всех регионов края, оказывается справедливая помощь территориям с недостаточным уровнем социально-экономического развития.
2.Органы государственной власти края участвуют в формировании и осуществлении государственной политики в отношении Крайнего Севера, предпринимают необходимые меры с целью поддержания систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры северных территорий края.
Статья 14
1.Положения настоящего раздела Устава закрепляют основные ценности и принципы организации государственной власти и гражданского общества в крае и являются основополагающими.
2.Никакие другие нормы настоящего Устава не могут быть истолкованы и применены в противоречие с положениями настоящего раздела.
Раздел II.Конституционно-правовой статус Красноярского края в составе Российской Федерации
Статья 15
1.Статус Красноярского края определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
2.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации край имеет равные, наряду с иными субъектами Российской Федерации, права.
3.Статус края может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и края в соответствии с федеральным конституционным законом.
4.Изменение статуса, наименования и границ края, а также его объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть произведены только на основе решения, принятого на краевом референдуме, если иное не будет предусмотрено федеральным законодательством.
Статья 16
Государственная власть на территории края осуществляется от имени Российской Федерации и от имени края в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных Конституцией Российской Федерации соответственно за Российской Федерацией и краем.
Статья 17
1.На территорию края распространяются суверенитет и полномочия Российской Федерации.
2.Федеральные правовые акты, принятые в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, имеют прямое действие на территории края.
3.Федеральные органы государственной власти осуществляют свои полномочия на территории края непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.
4.В случаях, предусмотренных федеральными правовыми актами, вопросы организации и деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти решаются совместно с органами государственной власти края.
Статья 18
Конституционно-правовой статус края как субъекта Российской Федерации порождает наличие у края собственных Устава, законов, территории, населения, системы органов государственной власти, предметов ведения и полномочий, имущества, официальных государственных символов и других признаков статуса государственно-территориального образования.
Статья 19
1.Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край обладает всей полнотой государственной власти.
2.Полномочия органов государственной власти края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральными законами, а также принятыми на их основе настоящим Уставом и законами края.
3.Полномочия органов государственной власти края по предметам собственного ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются настоящим Уставом и законами края в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
4.В ведении края находится:
а) административно-территориальное устройство края;
б) установление системы органов государственной власти края в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, порядка их организации и деятельности; формирование органов государственной власти края;
в) имущество, находящееся в государственной собственности края, и управление им;
г) краевой бюджет, краевые налоги и сборы;
д) краевые программы социально-экономического, государственно-политического и иного развития края;
е) внешнеэкономические связи, международные и межрегиональные отношения края;
ж) организация государственной гражданской службы края;
з) бюджетно-финансовая, организационная и иная поддержка территорий края, в особенности территорий, относящихся к районам Крайнего Севера;
и) иные вопросы в соответствии с предписанием пункта 1 настоящей статьи.
5.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край принимает в соответствии с федеральными законами Устав, законы и иные нормативные правовые акты края, а также осуществляет распорядительную и исполнительную деятельность в пределах и порядке, определенных федеральными законами и правовыми актами края.
6.До издания соответствующих федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты края приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
7.Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край принимает Устав, законы и иные нормативные правовые акты, а также осуществляет распорядительную и исполнительную деятельность в порядке, определенном законами края.
8.В случае противоречия нормативного правового акта края, принятого на основании пункта 5 настоящей статьи, нормам федерального законодательства действует федеральный закон.
9.В случае противоречия нормативного правового акта края, принятого на основании пункта 7 настоящей статьи, федеральному закону действует нормативный правовой акт края.
Статья 20
1.Органы государственной власти края участвуют в осуществлении полномочий федеральных органов государственной власти в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти края.
2.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти края могут передавать осуществление части своих полномочий в порядке и на условиях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
Статья 21
Споры по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти края разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 22
1.Край осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними экономические и иные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.
2.Край в лице органов государственной власти края может участвовать в объединениях (ассоциациях) экономического и иного взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Статья 23
1.Край вправе выступать в качестве субъекта международных и внешнеэкономических связей, заключать международные и внешнеэкономические соглашения с государственными и административно-территориальными образованиями иностранных государств, другими участниками международных отношений, участвовать в деятельности международных организаций в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
2.Вместе с другими субъектами Российской Федерации и федеральными органами государственной власти край участвует в деятельности по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнению Российской Федерацией ее международных договоров.
Статья 24
1.Край имеет свои официальные государственные символы - флаг и герб.
2.Описание, художественно-графическое изображение и порядок применения (использования) официальных государственных символов края утверждаются уставными законами края.
3.Законом края могут быть установлены природные, архитектурные, культурно-исторические и иные символы края.
Статья 25
В крае могут учреждаться почетные звания и награды края, а также премии, стипендии и иные знаки отличия края. Основания и порядок присуждения (присвоения) почетных званий и наград устанавливаются законом края, премий, стипендий и иных знаков отличия - законом или принимаемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актом края.
Статья 26
1.День края ежегодно отмечается 7 декабря в качестве общекраевого праздника в память об образовании Красноярского края.
2.Законодательное Собрание и Губернатор края вправе устанавливать иные торжественные и памятные даты края, к которым могут быть приурочены официальные, торжественные или праздничные мероприятия.
Статья 27
Государственным языком в крае является русский. Иные языки проживающих на территории края народов употребляются в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 28
1.Административно-политическим центром края и местом пребывания Законодательного Собрания края, Губернатора края и Правительства края является город Красноярск.
2.Статус города Красноярска как административно-политического центра края определяется законом края.
Раздел III.Территориальное устройство края
Статья 29
1.Территория края является составной частью территории Российской Федерации и обладает внутренним единством и целостностью. Территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования.
2.Территория края есть установленная в границах края часть земной поверхности, включающая сушу, внутренние воды и недра.
Статья 30
1.Границами края признаются его границы, существующие на момент принятия настоящего Устава, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации.
2.Границы края с субъектами Российской Федерации изменяются по соглашению края с соответствующим субъектом (субъектами) Российской Федерации, утверждаемому Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3.Согласие края на изменение его границ должно быть выражено путем принятия закона края о внесении изменений в настоящий Устав в соответствии с выраженной на краевом референдуме волей граждан, проживающих на территории края.
Статья 31
1.Для целей осуществления местного самоуправления на территории края образуются муниципально-территориальные единицы - муниципальные образования: городские округа, муниципальные районы, поселения (городские и сельские).
2.Поселения (городские и сельские) входят в муниципальные районы с сохранением своей самостоятельности в качестве муниципальных образований.
3.Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, установление их административного центра, границ муниципальных образований и их изменение осуществляются законами края в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными законами.
4.Муниципально-территориальное деление на территориях административно-территориальных единиц с особым статусом - территориях бывших Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов устанавливается законом края с учетом предписаний федерального конституционного закона.
5.В соответствии с федеральными законами и в предусмотренном ими порядке муниципальным образованиям на территории края может быть присвоен особый статус.
Статья 32
1.Для целей осуществления государственной власти территория края делится на административно-территориальные единицы: районы, краевые города, районные города, поселки, сельсоветы (целостные системы административно несамостоятельных территориальных единиц - поселков, сел и других населенных пунктов), закрытые административно-территориальные образования.
2.Районные города, поселки и сельсоветы объединяются в административно-территориальном отношении в районы.
3.Краевые города могут делиться на административно-территориальные единицы - районы в городах. Отдельные населенные пункты в административно-территориальном отношении могут входить в состав краевых городов.
4.Перечень административно-территориальных единиц и территориальных единиц на территории края, за исключением закрытых административно-территориальных образований, устанавливается законом края.
5.На территории края могут образовываться территории со специальным статусом. Специальный статус территориям может придаваться путем образования специальных административно-территориальных единиц или придания этого статуса административно-территориальным единицам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
6.С целью эффективной защиты прав коренных малочисленных народов по предложению соответствующих представительных органов местного самоуправления районам, поселкам и сельсоветам, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, может быть присвоен статус национальных административно-территориальных единиц.
7.С целью организации административного управления в отдельных областях и сферах на территории края могут быть образованы специальные административные округа и зоны, границы которых возможно определять с учетом или без учета административно-территориального деления края, установленного в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.
Статья 33
1.Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы являются административно-территориальными единицами с особым статусом, гарантирующим учет интересов данных территорий органами государственной власти края в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами края.
2.Интересы указанных административно-территориальных единиц обеспечиваются путем учета их особого статуса в принимаемых органами государственной власти края нормативных правовых актах.
3.Территория указанных в пункте 1 настоящей статьи административно-территориальных единиц с особым статусом сохраняется неизменной в границах, существующих на момент принятия настоящего Устава.
Статья 34
1.Вопросы административно-территориального устройства края (образования, упразднения, объединения, разделения, выделения, присоединения, придания и изменения статуса, установления и изменения границ административно-территориальных и территориальных единиц, территорий с особым статусом, административных округов и зон, установления и перенесения административных центров административно-территориальных единиц, территорий с особым статусом, административных округов и зон) решаются путем принятия законов края. Указанные законы края принимаются по представлению или при наличии заключения Губернатора края.
2.Административно-территориальное деление края устанавливается и изменяется с учетом муниципально-территориального деления.
3.Органы государственной власти края решают вопросы административно-территориального устройства в отношении территорий закрытых административно-территориальных образований, а также вопросы наименований административно-территориальных единиц в пределах и порядке, определенных федеральными законами.
Раздел IV.Государственная Власть Края
Глава 1.Непосредственное осуществление гражданами государственной Власти Края и их участие в ее осуществлении органами государственной Власти Края
Статья 35
1.Право непосредственного осуществления государственной власти края и участия в ее осуществлении законодательным и исполнительными органами государственной власти края принадлежит гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом на краевых выборах в соответствии с федеральным законом, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
2.Участие граждан в осуществлении государственной власти края в форме краевых выборов, краевых референдумов и в иных предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом и законами края формах является неотъемлемой частью народовластия в крае.
Статья 36
1.Краевые референдумы проводятся для принятия решений по вопросам, находящимся в ведении края или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
2.Вопросы, выносимые на краевой референдум, не должны содержать формулировки, предполагающие ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина или гарантий реализации таких прав и свобод, а также противоречащие предписаниям Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
3.На краевые референдумы не могут быть вынесены вопросы, прямо исключенные из числа допустимых для референдумов Федеральным законом.
4.Краевой референдум назначается Законодательным Собранием края по инициативе граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в краевом референдуме, в порядке, установленном федеральным законом и законом края.
5.Назначение краевого референдума по определенным вопросам является обязательным, если это предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.
6.Голосование на краевых референдумах свободное, личное, тайное, проводимое на равных для голосующих основаниях.
7.Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна отвечать требованиям, установленным федеральным законом.
8.Содержание вопросов, по которым проводится краевой референдум, а также комментарии и разъяснения по ним органов государственной власти края и иных заинтересованных субъектов должны быть доведены до сведения граждан через средства массовой информации.
9.Решение, принятое на краевом референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на краевом референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо оспорено в судебном порядке.
Статья 37
1.На краевых выборах избираются депутаты Законодательного Собрания края и Губернатор края.
2.Депутатом Законодательного Собрания края может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший ко дню голосования 21 года.
1 2 . Губернатором края может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с федеральным законом и достигший ко дню голосования 30 лет.
3.Голосование на краевых выборах свободное, личное, прямое, тайное. Организация краевых выборов должна обеспечивать возможно равные условия для всех избирателей и всех кандидатов.
4.Краевые выборы назначаются Законодательным Собранием края.
5.Избранный Губернатор края может быть отозван избирателями в порядке, установленном законом края.
Статья 38
1.Граждане могут осуществлять краевую народную инициативу в соответствии с законом края путем внесения проектов правовых актов на рассмотрение Законодательного Собрания края, Губернатора края, Правительства края.
2.Проект в порядке краевой народной инициативы может быть внесен, если получит поддержку не менее пяти тысяч граждан, проживающих на территории края.
3.Поддержка краевой народной инициативы необходимым числом граждан должна быть подтверждена собранными в установленном законом края порядке их подписями.
4.Сбор подписей для осуществления краевой народной инициативы проводится в поддержку оформленного в виде правовых предписаний проекта.
5.Если по внесенному в порядке народной инициативы проекту Законодательное Собрание края, Губернатор края или Правительство края вправе принять решение по существу, они обязаны сделать это в двухмесячный срок со дня получения текста названного проекта. Отклонение проекта или его части должно быть мотивировано.
Статья 39
1.Для выявления мнения граждан, проживающих на всей территории края или на части этой территории, по вопросам, находящимся в ведении края, и учета этого мнения при принятии решений органами государственной власти края Законодательным Собранием края по собственной инициативе или инициативе Губернатора края могут назначаться опросы граждан. Порядок проведения опросов граждан устанавливается законом края.
2.Содержание вопросов, по которым проводится опрос, а также комментарии и разъяснения по ним органов государственной власти края и иных заинтересованных субъектов должны быть доведены до сведения граждан через средства массовой информации.
3.Результаты опроса граждан доводятся до сведения с помощью средств массовой информации.
4.Результаты опроса граждан носят рекомендательный характер.
Статья 40
1.Для профессионального обсуждения вопросов, находящихся в ведении края, Законодательным Собранием края по собственной инициативе или инициативе Губернатора края могут проводиться публичные слушания с участием представителей органов государственной власти края и ученых, специалистов, независимых экспертов, представителей заинтересованных организаций и общественности.
2.Порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается законом края. Федеральным законом и законом края может быть предусмотрено обязательное проведение публичных слушаний по определенным вопросам.
3.Публичные слушания проходят открыто, результаты обсуждения доводятся до сведения граждан с помощью средств массовой информации.
4.Материалы (резолюции, обращения и т.п.) публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Статья 41
1.Вопросы, находящиеся в ведении края, могут выноситься на народное обсуждение граждан Законодательным Собранием края, Губернатором края, Правительством края. На народное обсуждение могут быть вынесены проекты нормативных правовых актов, программ развития края или отдельных отраслей экономики (сфер социальной жизни) края и иные вопросы, требующие учета мнения населения.
2.Порядок организации народного обсуждения и учета мнения населения устанавливается законом края. Законом края может быть предусмотрено обязательное проведение народного обсуждения по определенным вопросам.
3.В народном обсуждении граждане имеют право участвовать непосредственно, в том числе на собраниях, а также через общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации и в иных формах.
4.Содержание вынесенных на народное обсуждение вопросов, а также комментарии и разъяснения по ним органов государственной власти края и иных заинтересованных субъектов должны быть доведены до сведения граждан через средства массовой информации.
Статья 42
1.Каждый имеет право на обращение в органы государственной власти края и государственные органы края.
2.Органы государственной власти края, иные государственные органы края обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, дают письменный ответ по существу обращения, принимают в максимально короткие сроки меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина в соответствии с федеральными законами и законами края.
3.В случаях, предусмотренных законом края, сведения об обращениях граждан в органы государственной власти края, государственные органы края и об ответах на обращения могут быть доведены до сведения граждан через средства массовой информации.
Статья 43
Для обсуждения вопросов, находящихся в ведении края, привлечения к ним внимания органов государственной власти края, средств массовой информации, общественности, а также в целях сбора подписей, предвыборной и иной агитации, выдвижения обращений в органы государственной власти края и местного самоуправления в качестве публичных массовых мероприятий в соответствии с федеральными законами и законами края могут проводиться собрания граждан, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.
Статья 44
1.Порядок осуществления государственной власти края гражданами и их участия в ее осуществлении органами государственной власти в предусмотренных в настоящей главе формах определяется федеральными законами и законами края, а в предусмотренных ими случаях - муниципальными актами.
2.Органы государственной власти края обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в Законодательное Собрание края и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
Статья 45
1.Для обеспечения взаимодействия граждан, проживающих на территории края, с органами государственной власти края и органами местного самоуправления, в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в соответствии с законом края создается Гражданская ассамблея Красноярского края.
2.Порядок образования Гражданской ассамблеи Красноярского края определяется законом края.
Глава 2.Система и правовой статус органов государственной Власти Края. Государственная гражданская служба края
Статья 46
1.Система органов законодательной и исполнительной власти края устанавливается краем самостоятельно в настоящем Уставе в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.Органы судебной власти края создаются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.
3.В систему органов государственной власти края входят:
законодательный (представительный) орган государственной власти Красноярского края - Законодательное Собрание Красноярского края;
высшее должностное лицо Красноярского края - Губернатор Красноярского края;
высший орган исполнительной власти Красноярского края - Правительство Красноярского края;
иные органы исполнительной власти Красноярского края;
мировые судьи Красноярского края.
4.Государственными органами края являются:
Избирательная комиссия Красноярского края;
Счетная палата Красноярского края;
Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае.
5.Система органов государственной власти края и иных государственных органов края, предусмотренная в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, может быть изменена в пределах, допускаемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, путем внесения поправок в настоящий Устав. Закон края о внесении таких поправок вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Законодательного Собрания края, принявшего закон края о внесении указанных поправок.
6.Законом края могут быть образованы иные государственные органы края, если образование таких органов допускается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Уставом.
Статья 47
1.Органы государственной власти края образуются и действуют исходя из единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе принципов верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов края, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, народовластия, федерализма, парламентаризма, компетентности, ответственности и иных принципов, закрепленных федеральными законами и настоящим Уставом.
2.Органы государственной власти края формируются краем самостоятельно.
3.Участие федеральных органов государственной власти в формировании органов государственной власти края допускается только в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
Статья 48
1.Полномочия органов государственной власти края устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем принятия нового Устава края или внесения соответствующих поправок в настоящий Устав, а также путем принятия новых федеральных законов и законов края либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие законы.
2.Никакой орган государственной власти края не должен осуществлять полномочия, принадлежащие другим органам, за исключением случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах и настоящем Уставе.
Статья 49
1.Споры между Законодательным Собранием края и Губернатором края, Законодательным Собранием края и Правительством края о компетенции разрешаются в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
2.Споры между Законодательным Собранием края и Губернатором края, Законодательным Собранием края и Правительством края по вопросам осуществления их полномочий, не относящимся к числу вопросов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, разрешаются с помощью созданных на паритетной основе согласительных комиссий.
3.При недостижении согласия в ходе работы согласительных комиссий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, споры, носящие правовой характер и подведомственные судебным органам, могут быть переданы на рассмотрение соответствующих судов в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Статья 50
Органы государственной власти края и их должностные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном федеральными законами, настоящим Уставом, законами и иными правовыми актами края.
Статья 51
1.Финансирование деятельности органов государственной власти края осуществляется за счет средств краевого бюджета, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.Расходы на содержание органов государственной власти края, иных государственных органов края, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 46 настоящего Устава, определяются в краевом бюджете отдельно от других расходов.
Статья 52
1.Для непосредственного исполнения полномочий Красноярского края, полномочий органов государственной власти края и иных государственных органов края настоящим Уставом и законами края в соответствии с федеральными законами устанавливаются государственные должности края.
2.Порядок замещения государственных должностей края и требования к лицам, замещающим эти должности, полномочия, гарантии устанавливаются законами края на основе федеральных законов и настоящего Устава.
3.Не может быть учреждена государственная должность края без определения ее функций и компетенции.
4.Лицам, замещающим государственные должности края, предоставляются правовые гарантии и социальные гарантии на основе федеральных законов, а также дополнительные гарантии в соответствии с законами края.
Статья 53
1.Государственной гражданской службой края является профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы края (государственных гражданских служащих края) по обеспечению исполнения полномочий Красноярского края, полномочий органов государственной власти края, иных государственных органов края и лиц, замещающих государственные должности края.
2.Должности государственной гражданской службы края учреждаются в соответствии с законами края в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа края либо лица, замещающего государственную должность края.
Статья 54
1.Каждый гражданин Российской Федерации с учетом его способностей и квалификации имеет право претендовать на замещение должностей государственной гражданской службы края в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами края.
2.В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы края входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные требования должны быть прямо связаны с характером, задачами и функциями соответствующей должности.
3.Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности государственной гражданской службы края или замещение гражданским служащим другой должности по этой службе осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено федеральным законом.
4.Конкурс на замещение должности государственной гражданской службы края должен проводиться так, чтобы всем претендентам были обеспечены равные возможности и их пригодность к работе на данной должности получила справедливую оценку.

Устав Красноярского края о роли культуры Ст. 1 Красноярский край - демократическое, правовое, социальное, культурное, светское, основанное на уважении прав и свобод человека и гражданина государственно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта. Ст. 2 В крае гарантируется признание и осуществление всех коллективных и индивидуальных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права. Ст. 10 В крае создаются условия для реализации способностей и социального прогресса граждан, обеспечивается социальная защита наиболее нуждающимся в ней людям. 2. В крае оказывается поддержка семье, детству, материнству, воспитанию, образованию, здравоохранению, культуре, науке, искусству, физкультуре и спорту.


Основные понятия Культура, развитие культуры Под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества». Гуманитарная культура, представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла. Культура по существу поставлена в один ряд с жизнью. Культура не должна рассматриваться как балластная нагрузка на бюджет. Культура - это источник, питающий все стороны жизни общества. Региональная культурная идентичность Культурная политика




В контексте современных тенденций культура становится ресурсом новой экономики и действующим агентом развития, источником нового мышления Культура здесь должна выступать в качестве организующего начала социальной и духовной жизни общества, ресурса формирования привлекательности территорий и развития человеческого потенциала ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ГОДЫ


« Последние четыре года мы активно наращивали экономические мускулы, создавали на территории «точки роста», добивались очевидной инвестиционной привлекательности региона, чтобы приступить к решению главной задачи – повышению качества жизни людей. Именно эта задача сегодня определяет стратегию развития края» и формулирует цели и задачи культурной политики. А.Г. Хлопонин «В чем состоит работа по повышению качества жизни? Предлагаю обратить особое внимание на две вещи - совершенно необходимые для каждого, живущего в Красноярском крае. Во- первых, это здоровье и здоровый образ жизни. Во-вторых, благоустройство и комфортная среда проживания в городах и других населенных пунктах». Л.В.Кузнецов


Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на гг. Красноярский край - единое социально-культурное пространство, обеспечивающего продвижение творческих инициатив, как основы устойчивого и динамичного развития края. Региональная культурная идентичность Сибири в масштабе России - неразгаданный ресурс цивилизационной будущности, стратегическое социально-культурное преимущество, позиционирующее Россию в мире.


Факторы развития культуры Красноярского края 1.Культурное наследие Красноярского края 2.Исторический опыт в культурном развитии края 3.Сибирский характер 4.Поликультурность 5. Креативная среда5. Креативная среда, инновации 6. Институты и инфраструктура культуры 7. Жизненные перспективы 8. Культурная8. Культурная интеграция 9. Региональная культурная идентичность 10. Управление культурой


Вопросы для работы в группах: 1.Каков уровень развития культуры Красноярского края по заданному параметру? (10-балльная шкала) 2.Каков общий уровень развития культуры края? 3.Каковы проблемы развития культуры Красноярского края? 4.Каковы основные условия стратегии развития Красноярского края как «культурного локомотива»?


Шкала экспертных оценок Статус культурного развития Уровень развития культуры Ниже среднегоСреднееВыше среднего Культурный «локомотив» Культурная провинция 456 Культурный застой 123


Культурное наследие Красноярского края Историко-культурные и природные комплексы, памятники истории, культуры и природы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства


Исторический опыт в культурном развитии края Реализация значимых социально- культурных проектов определивших облик края История жизнедеятельности меценатов, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры региона, а также известных творцов – художников, писателей, хореографов, архитекторов, творческих коллективов




Поликультурность Многообразие культур с уникальными традициями, представленными во всех видах искусства Самобытность малых народов Севера и других народностей, населяющих территории края Высокий уровень толерантности в вопросах межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия Сосуществование нескольких субкультур в рамках общества на равных условиях


Креативная среда Пространство которое способствует личностному развитию и проявлению индивидуальности Сеть креативных площадок, платформ, инкубаторов, кластеров, «кварталов» в сфере культуры, где производятся новые культурные смыслы, знаки, символы и ценности Место жительства, где можно не только работать, но и просто комфортно жить, с удовольствием проводить свободное время


Институты, инфраструктура Развитие и поддержка профессионального искусства, системы художественного образования, воспитания и досуга Создание системы обмена опытом в области сохранения культурного многообразия с использованием для этого современных компьютерных технологий, всемирной сети Интернет и полиграфических изданий об объектах культурного наследия Красноярского края


Повышение доступности профессионального искусства, художественного образования, культурных ценностей и информации для граждан Красноярского края независимо от места жительства Сформированность образа культуры в общественном сознании как стратегического ресурса экономического развития региона


Жизненные перспективы Университеты мирового уровня, обучение в них задаёт энергию творческого развития личности и профессионализма Качественное начальное и среднее профессиональное образование Мощные инвестиционные проекты социально- экономического развития, создающие рабочие места для креативных профессий Молодежь связывает свои планы на будущее качество жизни с регионом


Управление культурой Стратегия культурной политики нацелена на формирование единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив, как основы устойчивого и динамичного развития края Культурная политика нормативно закреплена (законы, программы и т.д.) Общественно-государственное соуправление Качество реализации культурных прав жителей региона возрастает


Культурная интеграция Создание проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества Интеграция культуры Красноярского края в международные информационные культурные сети Использование современных мировых достижений в развитии культуры Красноярского края


Многоточие вместо точки… Темы для дискуссии Культурный «локомотив»: возможности и опасности культурного статуса Культура Красноярского края: баланс традиций и инноваций Значение молодежных субкультур для становления региональной культурной идентичности красноярцев


Материалы Уставного урока подготовлены по заказу Министерства образования и науки Красноярского края при участии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Руководитель проекта: А.М. Клешко, заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Авторский коллектив: Е.Г. Пригодич, Е.Ю. Долгодворова, О.Г.Зелова С.Н. Бордукова Э.А.Кармацкая 2010год.