Свобода от вмешательства в профессиональную деятельность. Право на образование и академическая свобода. Смотреть что такое "академические свободы" в других словарях

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья о равной защите от четырнадцатой поправки к Конституции защищает учителей в государственных школах от дискриминации по признаку расы, пола и национального происхождения. В этом законе предусматривается, что любой работодатель является незаконной практикой по трудоустройству для дискриминации личности по признаку расы, цвета кожи, религии, пола или национального происхождения личности.

Преподаватель, подвергшийся дискриминации, имеет несколько причин, хотя доказательство в некоторых из этих случаев может быть затруднено. Однако, чтобы преуспеть в этом деле действия, учителю необходимо доказать, что школа имела намеренное намерение дискриминировать.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Учителя в государственных школах имеют ограниченные свободы в классе для обучения без неоправданных ограничений содержания или предметов для обсуждения. Эти свободы основаны на правах на свободу выражения мнений в рамках Первой поправки Билля о правах. Однако понятие академической свободы весьма ограничено. Содержание преподавателя должно соответствовать и соответствовать обязанностям преподавателя, и учитель не может продвигать личную или политическую повестку дня в классе. Факторы, такие как возраст, опыт и уровень учащихся, влияют на широту который суд признает академическую свободу учителя.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

Смотреть что такое "академические свободы" в других словарях

В этом случае участвовал учитель, работа которого была прекращена, когда он написал в местную газету редакционную критику, касающуюся работодателя учителя. Верховный суд постановил, что школа неконституционно ограничил права первой поправки преподавателя говорить по вопросам, имеющим общественное значение. Основываясь на Пикеринге и подобных случаях, учителя обычно пользуются правами на свободу выражения, хотя существуют некоторые ограничения.

Учителя не могут существенно нарушать образовательные интересы школы района, а также учителя могут подорвать авторитет или отрицательно повлиять на рабочие отношения в школе. Как и права на свободу выражения, преподаватели государственных школ пользуются правами на свободу ассоциации на основе положения Первой поправки, которое предоставляет гражданам право на мирные собрания. Эти права обычно позволяют учителям государственных школ вступать в профессиональные, трудовые или аналогичные организации, баллотироваться на государственную должность и аналогичные формы ассоциации.

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

Однако от учителей может потребоваться обеспечить, чтобы участие в этих мероприятиях полностью зависело от их обязанностей перед школой. Преподаватели могут осуществлять свои религиозные права, хотя существуют определенные ограничения на такие права. Такое существование ограничений особенно актуально для государственных школ, поскольку государственные школы ограничены в преподавании религии в соответствии с положениями о создании первой поправки. Так, например, учитель свободен быть практикующим христианином, но учитель не может проповедовать христианство в классе.

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Преподаватели имеют ограниченные права на личную неприкосновенность частной жизни, хотя суды часто будут поддерживать дисциплинарные меры, принимаемые школьным округом, когда личная жизнь учителя влияет на целостность школьного округа или на эффективность обучения преподавателя. учителя могут быть прекращены с его или ее должности за такие действия, как прелюбодеяние или иное сексуальное поведение вне брака, и суды будут не решаться отменить решения школьного совета.

В соответствии с этим законом возраст не может быть единственным фактором, когда школьный округ прекращает работу учителя. Если учитель взимает школьный округ с возрастной дискриминацией, школьный округ несет ответственность за то, чтобы показать, что на его решение повлиял какой-то фактор, отличный от возраста.

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

В соответствии с этим законом школьный округ не может уволить или понизить положение беременного учителя на основе ее беременности, а также не может ли район отказывать в работе или отказывать в продвижении беременному учителю по причине ее беременности.

Академическая свобода, свобода учителей и студентов в преподавании, изучении и изучении знаний и исследований без необоснованного вмешательства или ограничения права, институциональных правил или общественного давления. Его основные элементы включают свободу учителей в вопросе любого предмета, который вызывает их интеллектуальную озабоченность; представить свои результаты своим ученикам, коллегам и другим; публиковать свои данные и выводы без контроля или цензуры; и преподавать так, как они считают профессионально подходящими.

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

Для учащихся основные элементы включают свободу изучать темы, которые их интересуют, и формировать выводы для себя и высказывать свое мнение. По словам его сторонников, обоснование научной свободы, определяемое таким образом, заключается не в комфорте и удобстве учителей и учеников, а в интересах общества; т.е. долгосрочные интересы общества лучше всего обслуживаются, когда образовательный процесс ведет к развитию знаний, а знание лучше всего развивается, когда запрос свободен от ограничений со стороны государства, церкви или других учреждений или специальных лиц, группы по интересам.

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Фонд академической свободы был заложен средневековыми европейскими университетами, хотя их факультеты периодически встречались, чтобы осуждать по религиозным мотивам сочинения коллег. Охраняемые папскими быками и королевскими хартиями, университеты стали юридически самоуправляющимися корпорациями, имеющими свободу организовывать свои собственные факультеты, контролировать прием и устанавливать стандарты для окончания.

Аналогичным образом, в 18 и 19 веках вновь возникшие национальные государства Европы представляли собой главную угрозу автономии университетов. Профессора подчинялись правительственным полномочиям, и им было разрешено преподавать только то, что было приемлемо для правительства. Так началось напряжение, которое продолжалось до настоящего времени. Некоторые штаты допускали или поощряли академическую свободу и приводили пример для последующей эмуляции.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

Например, Лейденский университет в Нидерландах обеспечил большую свободу от религиозных и политических ограничений для своих учителей и студентов. Академическая свобода никогда не ограничена. Общие законы общества, в том числе в отношении непристойности, порнографии, а также клевету, применяются также к академической дискуссии и публикации. Учителя более свободны, чем вне их дисциплин. Чем более высококвалифицированные преподаватели, тем больше свободы они могут получить: преподаватели университетов, как правило, менее ограничены, чем учителя начальной школы.

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Точно так же студенты обычно получают свободу, когда они двигаются через академическую систему. Учителя в небольших городах обычно могут ожидать большего вмешательства в своих учителей в крупных городах. Академическая свобода подлежит контракту во время войны, экономической депрессии или политической нестабильности.

В странах без демократических традиций академическая свобода может быть необоснованно предоставлена ​​и неравномерно распределена. Несмотря на свои сильные традиции академической свободы, Германия испытала практически полное затмение такой свободы в период правления нацистов. Однако эта история иногда была омрачена.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что сторонники мер, известных как «кодексы речи», защищали их по мере необходимости для защиты меньшинств и женщин от дискриминации и преследований, противники утверждали, что они неконституционно нарушают права учащихся на свободу слова и учителя и фактически подрывают академическую свободу. Многие из этих консервативных критиков считали, что коды сводились к юридическому исполнению узкого круга «политически правильных» идей и выражений.

Кто отвечает за академические и социальные результаты этого метода обучения? Другие вопросы касались роли университета в спорных общественных проблемах. Программы обучения с неправительственными организациями и введение общинного обслуживания побудили группы интересов оспаривать подразумеваемое спонсирование университета по различным социальным и политическим причинам. Несмотря на эти проблемы, академическая свобода в Соединенных Штатах по-прежнему решительно поддерживалась толкованиями Верховного Суда в отношении конституционных свобод слова, печати и собраний.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Александр Воль, юрист и писатель в Вашингтоне, судья Верховного суда, Верховный суд и директор по связям с общественностью Американской федерации учителей. Мнения, выраженные в этой статье, являются его собственными. Сделать решение стать учителем непросто. Работа связана с долгими часами и относительно низкой оплатой труда в сложной рабочей среде. Даже те расширенные летние каникулы - при условии, что вторая работа не нужна, - исчезают, поскольку круглогодичное школьное обучение принимается более школьными округами.

Тем не менее, даже перед лицом этой невзгоды преподавание является одной из самых полезных профессий, которые человек может выбрать. Формирование будущих поколений, вдохновляющих, стимулирующих и обучающих студентов к любви к обучению - неважно. Тем не менее, свободы, которые учителя имеют на работе - что и как они могут учить, что они могут делать и сказать, какие организации, с которыми они могут присоединиться, даже то, что они могут носить, находятся под пристальным вниманием и растущими проблемами.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Даже будучи слишком большими школьными классами, нехваткой жизненно важных школьных принадлежностей и небезопасными или нездоровыми школьными зданиями, они также должны бороться с юридическими ограничениями или проблемами в отношении своих основных свобод в школьной среде и за ее пределами. Все это может существенно повлиять на качество и способность преподавать.

Подавляющее большинство учителей хорошо выполняют свою работу и без вмешательства со стороны администраторов или внешних организаций. Многие относятся к вопросам владения или перевода из одной школы в другую. Дисциплины, поведение или проблемы дискриминации, связанные с участием учителей, учеников и даже родителей, также являются общими. Свобода говорить, выражать отдельные религиозные взгляды в классе или из класса или собираться вместе со временем, так же, как и для общества в целом. Правительство, в виде школьных советов или других официальных органов, иногда стремится ограничить действия учителей и учеников.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Право на образование – одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.

Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных. Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.

Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 года содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.

С правом на образование тесно связана академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным. Можно сказать, что академическая свобода – это проявление и продолжение права на распространение информации, свободы мысли и слова. Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми. Различные взгляды, выражаемые преподавателями, побуждают учащегося самостоятельно мыслить и самостоятельно формировать свои убеждения.

Именно поэтому тоталитарные режимы, используя всеобщее образование для воспитания всего общества в желательном для правящей верхушки духе, не допускают свободы преподавания. А значит, тщетно было бы искать данную свободу в социалистических конституциях. Разумеется, свобода преподавания имеет свои пределы, установленные в конституциях. Они сводятся к запрещению внушать учащимся идеи, пропагандирующие насилие, презрение или ненависть к другим людям или народам.


Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.

Согласно ст. 7 Основного закона для Германии все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.). Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Разрешение должно быть дано, если частные школы по своим целям обучения и оборудованию, а также по научной подготовке своих преподавателей не уступают публичным школам и не требуют различать учеников по имущественному положению их родителей. В разрешении следует отказать, если экономическое и правовое положение преподавателей недостаточно гарантировано. Частная народная школа допускается только в случае, если управление образования признает наличие в этом особого педагогического интереса или если она по ходатайству управомоченных на воспитание лиц учреждается как общая школа, конфессиональная или неконфессиональная, и в общине нет публичной школы такого типа. Сохраняется отмена подготовительных школ.

Такое обширное регулирование содержит германская конституция. Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, – бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.

Однако во многих конституциях право на образование по-прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:

«Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.

Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».

Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством.

Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения. Это своеобразная гарантия для малолетних или несовершеннолетних лиц от равнодушия или легкомыслия родителей, которые не заботятся об образовании и воспитании своих детей, что чревато негативными последствиями не только для них, но и для общества. Асоциальное поведение нередко коррелируется с отсутствием или низким уровнем образованности.

Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где части вторая – четвертая § 1 ст. 24 в редакции 1988 года установили:

«Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.

Сообщество организует образование, которое является нейтральным.

Нейтральность предполагает,в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».

Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».

Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.

Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (ст. 59), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования.» Однако в предшествующей главе «Культура», определяющей государственную политику в данной области, образованию отведены пять статей (ст. 39–43). Примечательно, что они следуют за ст. 38, в которой буквально сказано следующее: «Государство ликвидирует во всех областях образ жизни старого общества и всесторонне утверждает новый, социалистический образ жизни». Роль образования в достижении этой цели очевидна и определяет содержание указанных пяти статей.

Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». В последующих статьях сказано, что государство добивается опережающего развития дела народного образования и подготовки национальных кадров, тесно сочетает общее образование с техническим, обучение – с производительным трудом. Оно вводит для всего подрастающего поколения, не достигшего трудоспособного возраста, всеобщее обязательное 10-летнее полное среднее образование и обучает всех учащихся бесплатно. Государство развивает систему стационарного образования и различные формы образования без отрыва от производства; студентам вузов и учащимся техникумов выплачивается стипендия. Государство осуществляет обязательное годичное дошкольное образование для всех детей в детских яслях и садах за счет государственных и общественных средств.

Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.