Роль социальной нормы в моей жизни. Примеры социальных норм в обществе

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

верны ли следующие суждения о социальных нормах. А.В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Традиции и обычаи являются

разновидностями социальных норм

1. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце,

подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен

снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин

старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно

проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны первыми

приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном

транспорте наказывается штрафом

какому понятию соответствует следующее определение "набор конкретных функций,который должен выполнять человек в социальной группе?" 1)социальная норма

2)социализация 3)социальная мобильность 4)социальная роль

1. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права:

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственностидисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Соц. контроль – это способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

В системе обеспечения соц. контроля важное место принадлежит соц. санкциям как реакции общества или соц. группы на поведение личности в соц. значимых условиях. Соц. нормы, выражающие требования, предписания наряду с определением типа поведения обычно содержат соц. санкции, т.е. соц. последствия того или иного поведения, которые вытекают из установок данной социокультурной системы. Соц. санкции – это оперативное средство соц. контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований соц. норм и ролей.

По своему характеру соц. санкции могут быть правовыми, моральными, религиозными и др.; по сфере применения – политическими, экономическими, духовно-идеологичесикми и др.; по содержанию – позитивными и негативными; по форме закрепления – формальными, закрепленными в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международные и внутригосударственные.

15. Теории социального развития и социальных изменений.

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое, или модификация в структуре общества. Понятие "Социальное изменение" не содержит оценочного компонента, т.е безразлично к направленности. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социальные изменения могут касаться количества элементов в системе (размер социальной группы, ее численность и т.д) и собственно подсистем (число подразделений, социальных групп, социальных институтов), их взаимосвязи (социальные связи, взаимодействия, обмен), функций, окружения системы (изменения природных условий, геополитическое положение, изменения в других странах). Среди источников выделяют: внешние по отношению к социальной системе (природные, биологические, психологические), так и внутренне присущие ей - теории социального конфликта определяют решающую роль конфликта, марксизм причиной. В связи с анализом социального изменения для социологии характерно разделение на социальную статику и социальную динамику, которое было введено О. Контом. Последствием такого противопоставления стало разделение типов исследовательских процедур на синхронные, в которых общество рассматривалось во временной статике, и диахронные - включающие переменную времени и акцентирующиеся на социальном изменении. Дальнейшее развитие понятия получило в рамках системной модели общества (теория систем, функционализм, структурный функционализм). Концепция основывалась на следующем положении: анализируются различные временные моменты в состоянии одной системы. С позиции системного анализа различают: 1) изменения внутри системы, когда имеют место отдельные социальные изменения, не отражающиеся на других элементах, - в этом случае целостность системы в целом сохраняется; 2) изменения самой системы, при котором социальное изменение охватывают систему в целом и затрагивают все ее компоненты, - в результате сама система переходит в качественно иное состояние. Тесная связь различных социальных изменений отражена в понятии "социальный процесс", предполагающем взаимосвязь и непрерывность социальных изменений Перенос акцента на процессуальность социальной реальности является одной из тенденций современной социологии. Общество рассматривается не как стабильное состояние, претерпевающее дискретные социальные изменения, а как процесс, как поле взаимодействия, структурация. "Онтологически общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность предполагает собой просто динамику" (П. Штомпка). 41. Стадии развития личности и механизмы социализации.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация - это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны - передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны - их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации - те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии - ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, - что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей - формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
1. Роль социальных норм в жизни общества Вопросы:Мы едем в автобусе и оплачиваем проезд. Почему?При встрече мы здороваемся друг с другом. Зачем?Мы покупаем новый холодильник и читаем инструкцию по его использованию. С какой целью? Поведение человека в обществе регулируется различными нормами.Таких норм много и они регулируют разные виды отношений между людьми.Это упорядочивает жизнь людей! Общественные отношения- это отношения между людьми и социальными группами.
Норма- в переводе с латинского означает «руководящее начало, правило, образец». Выделяют социальные и несоциальные нормы.Социальные нормы- это правила поведения,которые регулируют отношения между людьми и социальными группами, которые изни общества. НОРМЫНЕСОЦИАЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ(правила дорожного движения, рукопожатие при встречи)ТЕХНИЧЕСКИЕ(инструкция к телевизору) ЕСТЕСТВЕННЫЕ(нормы гигиены) СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫНОРМЫ ОБЫЧАЕВНОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ МОРАЛИНОРМЫ КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙПРАВОВЫЕ НОРМЫНОРМЫ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙРЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫНОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Соблюдение всех видов норм важно для жизни и здоровья человека! Вопросы:Можно ли громко слушать музыку поздно вечером или в ночное время?Допустимо ли ставить машину на тротуаре? Можно ли взять чужой телефон без спросу? ВыводСоциальные нормы являются регулятором отношений между людьми, играют важную роль в разрешении конфликтов, учитывают мнения и интересы людей. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМрегулируют сложившиеся типичные ситуации в общественных отношениях;повторяются в аналогичных ситуациях, рассчитаны на многократное использование;направлены на все общество в целом, на всех людей;имеют регламентированный порядок реализации. НОРМЫ ОБЫЧАЕВ:МифыОбычаиРитуалыТрадицииОбряды Ритуал- это правило поведения, имеющее четко определенную внешнюю форму символического поведения. Обряды – это символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека, но, в отличие с целью воспитания. Это свадьбы, обряды погребения, праздники. Традиции - один из норм обычаев. Это идеи, ценности и формы поведения людей, которые передаются от поколения к поколению. Мифы-нормы, содержащие сказочные и былинные образы. Например: мифы Древней Греции, былины Древней Руси. Вывод:В первобытную эпоху нормы обычаев регулировали все отношения между людьми, но в процессе развития общества появлялись иные нормы. НормыРелигиозные нормыМоральные нормыПравовые нормыНормы гражданских отношенийНормы экономических отношений Деловые нормыНормы политических отношенийНормы культурных отношенийМежнациональные отношения Религиозные нормы – появились в эпоху первобытности, это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни.Моральные нормы- это правила поведения людей, которые регулируют общественные отношения с позиции нравственности.Правовые нормы - регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в государстве. Являются составной частью системы социальных норм,не должны им противоречить. Нормы гражданских отношений – возникают по поводу конкретного имущества, товара, например права на жизни здоровье, честь и достоинство.Нормы экономических отношений –правила поведения людей, которые складываются по поводу отношений собственности, производства, обмена, распределения товаров и услуг.Деловые нормы-правила, которые складываются в повседневной деловой деятельности. Эти нормы отражают порядок поведения сотрудников. Нормы политических отношений- правила поведения людей, складывающиеся в политической сфере. Возникают в результате развития политической деятельности и борьбы за власть разных партий и их лидеров.Нормы культурных отношений -отношение к прекрасному в любом проявлении(к искусству.) Межнациональные отношения – отношения между отдельными народами. Они охватывают все сферы общества. Размышляем над пройденнымСтр. 11 Домашние задание:§ 1, вопросы после параграфаЗадания для самостоятельной работы стр. 11Проект на темы: «Роль социальных норм в жизни моей», «Обычаи, ритуалы, обряды и традиции в моей семье».(проект оформить можно в виде презентации или плаката с рисунками и фотографиями)

Важнейшей частью соц. культуры являются соц. ценности и нормы. Каждое конкретное общество, помимо общечеловеческих ценностей и норм, имеет и свои специфические представления о том, что нужно, важно, а что нет. В этом находит свое выражение национальное, профессиональное своеобразие культуры данного общества, соц. или иной группы. Соц. ценности – продукт соц. взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного соц. явления удовлетворять потребности, интересы личности, соц. группы или общества в целом и происходит его оценка. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем признается добром, а что злом. Поведение людей в обществе, соц. группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности.

Соц. ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Соц. ценности отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Категорию «соц. ценности» ввел М. Вебер. Будучи главным элементом соц. регуляции, соц. ценности определяют ее общее, стратегическое направление.

В системе соц. регуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последующего элемент – соц. нормы. Соц. нормы производны от соц. ценностей и основываются на них.

Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот. ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.