Электронный научный архив УрФУ: Эмиграция по религиозным мотивам: советские пятидесятники в поисках «лучшей доли. Эмиграция в сша по религиозной линии

— (Александр) Всем привет! С вами Хвастович Александр, ведущий проекта «Америка для успешных» и блога «Hvastovich Live». Со мной прекрасная Анжелика.

— (Анжелика) Здравствуйте!

— (Александр) В общем, как я вчера и обещал, записывая видео про религию, я там упомянул про визу, про которую мало, кто знает, это виза R-1, религиозная. И я думаю, Анжелика нам подробнее расскажет немножко.

— (Анжелика) Всех поздравил с Новым годом с Рождеством, а я нет, поэтому можно чуть поздравить. Исполнения всех желаний, кто хочет встретить Новый год, чтобы встретил его в США, те, кто хотел этого. Чтобы все желания исполнялись. И конечно, с Рождеством Христовым.

И теперь по тематике – наша религиозная виза. Что сказать? Как обычно, виза мало известная в России. В России все знают только про визы, где нужно много денег вкладывать. Но мы поговорим о визе религиозной, у которой есть двойные намерения. Что для нас немаловажно. Раньше эту визу можно было получить просто в Консульстве. Может быть, пару лет назад, 3 года назад. А сейчас, чтобы её получить, нужно ходатайство от церкви. То есть, чтобы американская церковь пригласила человека.

Кого можно приглашать? В принципе, это три категории. Естественно, священнослужители, люди, которые служат в церкви. Люди, которые посвятили свою жизнь церкви, монахи и прочие товарищи. И самая интересная категория – это работники, связанные с церковью. Не обязательно, чтобы это было связанно что-то духовно, это может быть работа при церкви. Работа с детьми, кто-то в хоре поёт, может быть, детский сад при церкви, и человек занимается детским садом. То есть, не обязательно связанная с тем, чтобы служить.

— (Александр) Допустим, иконописец – это при церкви такое может быть?

— (Анжелика) Самое главное, чтобы человек был частью церкви последние 2 года.

— (Александр) А как они на это доказательную базу будут проверять? Что значит – два года при церкви?

— (Анжелика) Должно быть письмо от главы религиозной организации, а которую входит наш клиент, о том, что он последние два года является частью церкви, и всегда положительная характеристика, на что хватит фантазии, что действительно есть. Чем занимается человек, как он себя проявил, что он дал церкви.

— (Александр) Ок, давай тогда уточним немножко о том, что такое церковь? То есть, если я, допустим, занимаюсь какими-то нестандартными практиками шаманизма, могу ли я?

— (Анжелика) Нет.

— (Александр) Нет. Значит, какие церкви, кто?

— (Анжелика) Церкви, которые признаны tax free в Америке. То есть, должна быть своя символика, должны быть свои правила. В общем, это общеизвестные – синагоги, мечети, православные церкви, это могут быть евангелисты, пятидесятники. Крупные организации, у которых есть свои правила, свои молитвы, то, что их объединяет. И, конечно, обязательно, ещё раз повторю, tax free в Америке.

— (Александр) А если прихожанин просто хочет приехать и молиться в другом храме заграницей? Под это R-1 попадает или нет?

— (Анжелика) R-1 – это рабочая религиозная виза, то есть человек едет с целью работать в церкви.

— (Александр) То есть у него, по сути, будет разрешение на работу, и он сможет работать в церкви. А как насчёт того, чтобы подзарабатывать, например, работать официантом вечером?

Переехать в США сложно, но есть категории людей, которым это доступно:

— Инвесторы. Достаточно вложить от 1 миллиона долларов и через 2 года все члены семьи получат статус постоянного жителя США (виза EB-5 ).

— Также можно открыть филиал существующей компании в Америке или же купить готовый бизнес в США (от $100 000). Это даст право на получение рабочей визы L-1, которую можно обменять на грин-карту.

— Известные спортсмены, музыканты, писатели и прочие экстраординарные люди могут переехать

The author considers religious emigration in the late USSR with reference to Pentecostals (Christians of Evangelical Faith), focusing on the external and internal motives of emigration, measures taken by the authorities, and the attitude towards emigrants in the Protestant community. The author refers to public documents (analytical notes and reports of the Council for Religious Affairs), the ego-documents of believers (memoirs, letters, and statements), and documents of human rights organisations. The author describes the eschatological foundations of the theology of Pentecostals which underlay emigrational sentiments. She also singles out common reasons for emigration (violation of believers’ rights, the incompatibility of a religious worldview and communist ideology, economic and everyday difficulties), as well as ones typical of Pentecostals (the absence of a legitimate union and the prophecy about Exodus). The Pentecostal emigrants followed the same pattern of action as other refuseniks, and their belief was kept up by religious rhetoric and support from foreign adherents of the same faith. As regards the Soviet religious community, its attitude to emigrants varied from support (petitions to protect them, donations) to disciplinary measures (exclusion from the community, penitence). The authorities resorted to a variety of measures to combat emigrantion (provocations, support of certain individuals, and pressure on family members). Their attitude to emigrants was an indicator of loyalty among registered communities or those seeking authorisation. The author concludes that the Pentecostal emigration movement did not succeed, becoming a mass one as late as the 1980s, after the socio-political situation in the country had changed. During the Cold War years, the Soviet government only allowed individual families to leave the country, using potential emigrants as proof of the fact that it respected civil rights and international treaties.
Исследование проблемы религиозной эмиграции пятидесятников (христиан веры евангельской) в позднем СССР включает характеристику внешних причин, внутренних мотивов и стратегий эмиграции, действия властей по отношению к потенциальным эмигрантам, а также отношение к выехавшим в протестантской среде. В статье используются документы органов власти (аналитические записки и отчеты уполномоченных по делам религий), эгодокументы верующих (свидетельства, воспоминания, письма и заявления) и документы правозащитных организаций. Раскрываются эсхатологические основания пятидесятнической теологии, лежащей в основе эмиграционных настроений. Выделяются как общие причины эмиграции (нарушение прав верующих, несовместимость религиозного мировоззрения и коммунистической идеологии, экономические и бытовые трудности), так и присущие только пятидесятникам (отсутствие легитимного самостоятельного органа и неотвратимость исполнения пророчества). Верующие эмигранты придерживались тех же действий, что и прочие «отказники», убеждение дополнялось использованием религиозной риторики и поддержкой иностранных единоверцев. В советской религиозной среде отношение к эмигрантам варьировалась от поддержки (подписания писем в защиту, сбора пожертвований) до применения дисциплинарных практик (исключения из общины, покаяния). Органы власти применяли различные стратегии для борьбы с эмигрантами (провокации, поощрение отдельных лиц, давление на членов семей). Отношение к эмиграции было проверкой на лояльность внутри зарегистрированных или желавших получить легитимность общин. Сделан вывод о неуспешности эмигрантского пятидесятнического движения, ставшего массовым только в конце 1980-х гг. после изменения общественно-политической ситуации. В условиях холодной войны советское правительство, разрешая выезд только отдельным семьям, использовало потенциальных эмигрантов в качестве подтверждения соблюдения гражданских прав и международных соглашений. авг 10 2016 Подробности

В каждой стране проживают представители многих религиозных конфессий. Однако не все государства либерально относятся к некоторым религиям. В связи с этим, определенная категория граждан подвергается ограничениям религиозного характера, что является прямым нарушением прав человека. А, как известно, подобного рода преследования дают право обращаться лицу в миграционные службы иностранных государств с просьбой о предоставлении убежища.

Особенности получении статуса беженца по религиозным убеждениям

Даже в случае явной угрозы для вас, как для представителя определенных религиозных сообществ, въезд в иностранное государство вы сможете осуществить не сразу. Дело в том, что в каждой стране установлена определенная квота на принятие беженцев из-за границы. Стоит отметить о тенденции ежегодного уменьшения квот на предоставление убежища.

В США, к примеру, законы выделяют 2 типа беженцев:

  1. Те, кто попросил об убежище, находясь в стране своего постоянного проживания.
  2. Те, кто сначала прибыл в США, а затем подал прошение на получение статуса.

И хотя указанные категории подпадают под совершенно разные квоты, шансы получить одобрение от американских миграционных органов совершенно одинаковы.

В рамках рассмотрения вашего дела вы должны будете предоставить реальные факты, исчерпывающие доказательства того, что вам действительно угрожают и притесняют в религиозном плане. Помимо этого, будьте готовы еще и к тому, чтобы доказать свою принадлежность к тому или иному религиозному течению!

Шансы получить статус беженца по религиозным убеждениям

Ранее вероятность получения убежища по причине религиозных притеснений в стране вашего проживания была не больше, чем по любым другим предпосылкам. Сейчас, когда вопрос религии остро стоит во многих странах мира, в частности арабского пространства, получить убежище стало значительно проще.

Согласно официальным данным, примерно 44% заявителей с первого раза получают убежище и еще около 17% приобретают статус по решению суда. Ранее общая цифра удовлетворительных ответов не превышала 21%.

Таким образом, если вы испытываете трудности в стране вашего проживания по причине религиозных притеснений, вовсе не обязательно терпеть ограничения, вы можете жить свободно в любом другом государстве! Каждый человек имеет равные права, независимо от его национальности, социальной и религиозной принадлежности. Таковыми являются основные положения международного права.

Ребята и девушки, сразу честно предупреждаю, что это не для всех, а только для «служителей культа», как раньше выражались. Впрочем, может быть среди моих читателей действительно есть люди, связавшие свою жизнь и работу с религией. Тогда это Вам.

Соединенные Штаты Америки во времена железного занавеса, отрезавшего страны соцлагеря от остального мира, казались русскому человеку оазисом в пустыни, раем на земле и Эльдорадо одновременно.

Какие только способы не изыскивали люди, чтобы уехать туда навсегда, оставив позади семью, друзей, работу. Сейчас вопрос с эмиграцией в США решается намного проще, хотя подводных камней на этом пути осталось предостаточно.

Один из способов обосноваться в США надолго - это получить рабочую религиозную визу типа R-1. Виза это является неиммиграционной, но в дальнейшем может помочь ее держателю получить вид на жительство.

Кто претендует

Многократная рабочая религиозная виза R-1 выдается по приглашению религиозной организации, зарегистрированной в США. Соискатель должен въезжать на территорию США с рабочей целью в зависимости от своего статуса: для проведения церковных обрядов, исполнения обязанностей духовного лица или выполнения каких-либо работ для церкви в частности и конфессии в целом. На получение религиозной визы могут претендовать:

  • люди, получившие профессиональное религиозное образование;
  • священнослужители, раввины, пасторы (духовные лица);
  • работники церкви, не имеющие сана или религиозного образования, - солисты церковного хора, миссионеры, методисты, религиозные переводчики, преподаватели в церковных школах, персонал больницы под патронажем церкви;
  • приверженцы церкви, для которых религия стала призванием и образом жизни, - монахи, монахини, духовные браться и сестры.

На визу R-1 не могут рассчитывать недуховные проповедники и обслуживающий персонал церкви: разнорабочие, распространители листовок, уборщики, сторожа, клерки, сборщики подаяний.

Важно понимать, что религиозная виза выдается, так сказать, по призванию, а не по формальному месту работы. Деятельность соискателя должна быть напрямую связана с исповедуемой конфессией. Так, например, расклейщик церковных объявлений или распространитель религиозных листовок не может считаться претендентом на визу R-1.

Требования к соискателям

На момент подачи документов на религиозную визу соискатель должен быть членом спонсирующей его религиозной общины в течение по крайней мере двух лет, а сама община должна быть признана в США некоммерческой религиозной организацией и освобождена от уплаты налогов.

Для получения визы R-1 требуются следующие основные документы :

  • оригинал загранпаспорта;
  • фотография 5х5 см;
  • номер утвержденной петиции I-129 от работодателя;
  • квитанция об оплате консульского сбора;
  • распечатанная страница принятого заявления по форме DS-160 (заполняется онлайн на сайте посольства).

Также могут потребоваться :

  • справка из внутренней налоговой службы США о том, что приглашающая организация освобождена от уплаты налогов;
  • лист из приглашающей организации в США за подписью уполномоченного представителя, подтверждающий ее связи с организацией или конфессией за рубежом и продолжительность членства в это организации соискателя, с указанием названия и адреса приглашающей организации, характера деятельности в ней соискателя и договоренности о вознаграждении.

Для получения визы для мужа/жены и детей, сопровождающих соискателя, необходимо предоставить оригиналы документов, подтверждающих родственные связи с ним (свидетельство о рождении детей, свидетельство о заключении брака).

Права и обязанности

Виза R-1 выдается сроком на пять лет и дает право неоднократно въезжать в страну и выезжать из нее, однако первое посещение США по этой визе не должно превышать 30 месяцев. Впоследствии длительность пребывания может быть увеличена еще на 30 месяцев.

После двух лет действия религиозной визы можно подать документы на получение Green Card. В этом случае соискателю нужно доказать, что в течение двух лет он работал в религиозной организации на полной ставке наемным сотрудником или волонтером и планирует продолжать свою деятельность в дальнейшем на территории США.

На религиозную визу можно подавать прошение и второй раз при условии, что после окончания действия первой соискатель прожил за пределами Соединенных Штатов не менее года.

Поскольку виза R-1 относится к рабочим визам, у нее есть много общего с визой H-1B. Она дает право работать в не менее 20-ти часов в неделю и возможность сменить работодателя. Правда, новый наниматель все равно должен быть религиозной организацией.

В этом случае новый работодатель должен отправить петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США (USCIS) для получения разрешения на работу, а предыдущий работодатель - известить USCIS о прекращении сотрудничества с сотрудником-иностранцем. Работать за пределами религиозной организации-работодателя или ее филиалов по визе R-1 нельзя.

Что касается образования, то оно само по себе не может быть основанием запрашивать религиозную визу. Но её обладатели, уже находясь в США, могут начать или продолжать обучение. Но только религиозное и только параллельно с работой.

Членам семьи держателя основной религиозной визы выдаются визы категории R-2. По ней они могут находиться в США без права на трудовую деятельность у них нет. Но у детей есть неоспоримое преимущество: они могут посещать любые учебные заведения США - школы и колледжи - без получения дополнительной студенческой визы F-1.

R-2 – это дополнительная виза, поэтому период нахождения ее держателей в Соединенных Штатах не может превышать периода нахождения в ней владельца основного документа.

Как получить

Получение религиозной визы происходит в несколько этапов. Первый этап - забота потенциального работодателя. Он должен подать петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США. Делать это лучше по крайней мере за 6 месяцев до самой поездки, так как оформление всех документов может занять какое-то время. Если петиция была одобрена, можно приступать к следующему шагу - подготовке к интервью в консульстве.

Для подачи заявки на собеседование в консульство необходимо сделать следующее:

  1. Заполнить заявление по форме DS-160 в электронном виде и распечатать его (заявление должно быть заполнено на английском языке латинскими буквами).
  2. Оплатить консульский сбор в размере 190 долларов США через банк ВТБ-24, на почте России или с помощью банковской карты Visa или MasterCard (при отказе в выдаче визы сбор возвращен не будет).
  3. Позвонить в консульство и записаться на интервью.

При себе на интервью нужно иметь: номер одобренной петиции I-129 или ее распечатанный вариант, распечатанную страницу принятой анкеты по форме DS-160, загранпаспорт, срок которого превышает время планируемого визита в Америку на 6 месяцев, фото 5х5 см, квитанция об оплате консульского сбора и документы о принимающей религиозной организации (название и адрес, справка из налоговой службы США об освобождении от уплаты налогов, контракт о выполняемой работе и другие документы, которые могут подтвердить вашу причастность к деятельности организации).

Соискателям, окончившим профессиональное религиозное учебное заведение, следует принести аттестат. Общее правило для получения каких бы то ни было виз: лучше взять с собой больше документов, чем меньше - пригодиться может все, что угодно. Поэтому любые доказательства принадлежности к конфессии или конкретной религиозной организации будут только плюсом.

Для путешествия с детьми к стандартному пакету документов нужно добавить свидетельство о рождении ребенка, российские паспорта обоих родителей и нотариально заверенное разрешение второго родителя на выезд ребенка в США.

На собеседовании соискателям на визу R-1 не нужно доказывать тесную привязку к месту жительства вне Соединенных Штатов. Важно, чтобы у консула осталось четкое впечатление, что возвращение на родину после окончания срока действия визы - это реальное намерение.

А вообще, на интервью волноваться не стоит, ведь, отвечая на вопросы честно, запутаться сложно. Скорее всего, исход ситуации будет известен уже в конце собеседования. При точном соблюдении правил и норм поведения велика вероятность, что он будет положительным!

Высший суд Европейского Союза в Люксембурге подтвердил права беженцев, подвергающихся на родине преследованиям по религиозным мотивам. Теперь им будет легче получить убежище в странах Евросоюза, в том числе и в Германии.

Европейский суд в Люксембурге вынес 5 сентября решение: страны Евросоюза обязаны предоставлять убежище иностранцам, которые подвергаются дома преследованиям за публичные проявления своей религиозной принадлежности, если эти преследования будут признаны достаточно серьезными.

Кто в Евросоюзе может претендовать на статус беженца

Действующая директива Евросоюза о предоставлении статуса беженца предусматривает, что в ЕС должны в принципе давать этот статус гражданам третьих стран, если они у себя на родине подвергаются преследованиям по расовым, религиозным, национальным и политическим мотивам или из-за принадлежности к определенной социальной группе. Как преследования расцениваются действия, которые представляют собой грубые нарушения основных прав человека.

Все это - в теории. А на практике исход запросов о предоставлении убежища зачастую зависел от того, какие нарушения суды трактовали как «достаточно тяжкие». Например, когда речь шла о преследованиях по религиозным мотивам, суды, особенно в Германии, приводили такой аргумент: если лица, исповедующие запрещенную в какой-либо стране религию, не могут проявлять свою религиозную принадлежность открыто, то они ведь могут делать это в частном порядке, не привлекая внимания общественности.

Немецкие суды вынуждены разбираться в течениях ислама

Запрос, по которому было принято решение Европейского суда, поступил в Люксембург из Германии. Речь шла о предоставлении убежища двум беженцам из Пакистана, принадлежащим к ахмадийской мусульманской общине. Ахмадия - это обновленческое течение в исламе. Однако в Пакистане, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, ахмадитам запрещено называть себя мусульманами и отправлять свой религиозный культ. Нарушения караются лишением свободы на срок до трех лет.

Ахмад - второе имя пророка Мухаммеда. А основатель Ахмадии - Мирза Гулам Ахмад - провозглашал себя, среди прочего, перевоплощением пророка. Между тем кощунственные высказывания о пророке Мухаммеде в Пакистане могут повлечь за собой пожизненное заключение или даже смертную казнь.

Суды разных инстанций выносили в ФРГ прямо противоположные решения по делу двух пакистанских беженцев, пока Верховный административный суд Германии не обратился к Высшему суду Европейского Союза.

Угроза смертной казни - достаточно тяжкий вид преследования

Теперь Европейский суд внес некоторую ясность в практику применения закона. Во-первых, он указал, что свобода вероисповедания предполагает и право на публичное проявление своей религиозной принадлежности и открытое отправление религиозных обрядов.

Во-вторых, решающим фактором при решении вопроса о предоставлении статуса беженца является только жесткость преследований и тяжесть наказаний, которые грозят верующему. Представитель ахмадийской общины в Германии Мухаммед Дауд Майока указывает, что хотя до сих в Пакистане ни один смертный приговор в отношении ахмадитов не был приведен в исполнение, немало его единоверцев, приговоренных к высшей мере, сидят в камерах смертников, ожидая решения своей судьбы.

Новые критерии

Европейский суд сформулировал целый ряд критериев, с помощью которых впредь предстоит определять, можно ли расценивать преследования как «достаточно тяжкие». Правоведы, проанализировав все юридические тонкости, приходят к выводу: это решение серьезно защитило права лиц, добивающихся в странах ЕС убежища по религиозным мотивам.

Юрист неправительственной организации Pro Asyl Марай Пельцер (Marei Pelzer) в интервью католической радиостанции Dom Radio указывает, что раньше суды в Германии очень узко интерпретировали положения Женевской конвенции о статусе беженцев. Теперь предстоит пересмотреть многие старые решения. Кроме того, вновь прибывающие беженцы могут и в Германии публично проявлять свою религиозную принадлежность. Например, бывшие мусульмане из Ирака, принявшие христианство, смогут открыто исповедовать свою религию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.