Понятие и виды хозяйственных правоотношений. Понятие и виды хозяйственных отношений отграничение хозяйственных отношений от других видов правоотношений - хозяйственное право библиотека русских учебников

Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами права общественное отношение, которое возникают в сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.

Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений выделяют:

Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности;

Отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;

2) По взаимоположению сторон:

Горизонтальные;

Вертикальные;

3) По сфере действия:

Внутрихозяйственные;

    внешнехозяйственные;

4) По областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

Правоотношения в области промышленности;

Правоотношения в области сельского хозяйства;

Правоотношения в области транспорта;

Правоотношения в области капитального строительства;

Методы правового регулирования хозяйственных отношений

Методы правового регулирования хозяйственных отношений - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений соответственно их свойствам и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.

Метод предписаний предусматривает право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.

Метод автономных решений разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений по согласию сторон, любая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне.

Тема 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.

3. Правовое регулирование малого предпринимательства.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию предприни­мательской деятельности” от 23.07.98 г.

Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хо­зяйственной деятельности субъектов предприниматель­ской деятельности (далее - контролирующие органы), про­водят плановые и внеплановые выездные проверки.

Плановой выездной проверкой считается проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта предприни­мательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по место­нахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводит­ся такая плановая выездная проверка.

Внеплановой выездной проверкой считается провер­ка, которая не предусмотрена в планах работы контроли­рующего органа при наличии хотя бы одного из следую­щих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом пред­принимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязатель­ной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законода­тельства должностными лицами контролирующего орга­на при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предпри­ятие,

Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте “е”, проводятся только органами го­сударственной налоговой службы и органами контроль­но-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Вышестоящий контролирующей орган может по собст­венной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предприни­мательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.

Контролирующие органы, которые имеют право про­водить плановые и внеплановые выездные проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности С.П.Д.:

а) органы государственной налоговой службы - отно­сительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, нена­логовых платежей;

б) таможенные органы - относительно уплаты ввоз­ной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в мо­мент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государст­венной контрольно-ревизионной службы и органы госу­дарственной налоговой службы в пределах их компетен­ции - относительно бюджетных займов, займов и креди­тов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,

Плановые выездные проверки проводятся всеми кон­тролирующими органами одновременно в день, определен­ный органом государственной налоговой службы. Поря­док координации проведения таких проверок устанавли­вается Кабинетом Министров Украины.

1. Согласно указанию XXV съезда КПСС <Новый пятилетний период, в

который вступает советское общество, будет характеризоваться еще более

крупными масштабами хозяйственного и культурного строительства>. (*1).

Хозяйственные отношения чаще всего определяются как отношения в области

хозяйства(*2) или в области социалистического хозяйства(*3).

Термин <хозяйство> многозначен. Наиболее часто он употребляется в

трудах основоположников марксизма- ленинизма, в решениях съездов партии

и в постановлениях Пленумов ЦК КПСС как синоним производства.

Именно в таком смысле он употреблен, например, в известном указании

В.И.Ленина, что <для нас все в области хозяйства есть публично-

правовое, а не частное>(*4).

Вместе с тем термину <хозяйство> придаются и другие значения. Наряду с

народным хозяйством как совокупностью отраслей производства и труда

упоминается мировое хозяйство; хозяйством называются отрасли

производства или труда (например, коммунальное хозяйство, жилищное

хозяйство); отдельные предприятия и организации (колхоз, совхоз);

противопоставляются друг другу натуральное и товарное хозяйство.

Как известно, производство имеет две стороны - производительные силы и

производственные отношения. При определении хозяйственных отношений как

отношений в области хозяйства имеется в виду сфера производственных

отношений. Последняя трактуется нами также широко, как область

производства в

(**1) <Материалы XXV съезда КПСС>, Политиздат, 1976, стр. 236-237.

(**2) См., например, <Научно-практический комментарий к Основам

гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик>,

Госюриздат, 1962, стр. 8.

(**3) И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид гражданско-

правового договора (<Сборник статей Барнаульского юридического

факультета>, изд-во Томского университета Томск, 1971, стр. 56).

(**4) В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 44, стр. 398.

собственном смысле распределения, обмена и потребления(*5). Эта точка

зрения издавна утвердилась в нашей литературе(*6).

Имеется и иная точка зрения, соотносящая рассматриваемую категорию

общественных связей только со сферой обращения, экономического оборота.

Однако слабость данной позиции обнаруживается всякий раз, как только

общие положения, обращаясь к существующим в действительности

хозяйственным связям. При этом они оказываются вынужденными причислять

к хозяйственным отношениям связи, явно выходящие за рамки

экономического оборота.

2. Многие хозяйственные отношения представляют собой общественную форму

хозяйственной деятельности(*7). Эта деятельность может выражаться в

производстве товаров либо в продвижении их от производителей к

потребителям, в оказании услуг за вознаграждение, в совершении

действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей(*8).

Таковы, например, действия исполкома местного Совета народных

депутатов, совершаемые им для удовлетворения своих потребностей в

благоустроенных служебных помещениях, транспортных средствах, предметах

оргтехники, оборудования, мебели и инвентаря(*9).

Представление о различии хозяйственной и нехозяйственной деятельности

может быть получено, например, путем сравнения так называемого

охранного договора на передачу состоящего на государственной охране

памятника архитектуры во временное безвозмездное пользование с охранно-

арендным договором на передачу аналогичного объекта в возмездное

пользование государственной, кооперативной или общественной

организации(*10).

Как в том, так и в другом случае распоряжается ими управление (отдел)

культуры исполкома местного (областного, районного) Совета народных

депутатов. Однако безвозмездное пользование памятником архитектуры

исключает, как правило, возможность использования его, а также

прилегающего земельного участка и охранной зоны для каких-либо

хозяйственных целей, например,

(**5) Иногда отмечают, что <собственно хозяйствование не выходит за

рамки сферы производства и сферы обращения> (см. <Систематизация

хозяйственного законодательства>, изд-во <Юридическая литература, 1971,

(**6) См., например, С. С. Алексеев, Гражданское право в период

развернутого строительства коммунизма, Госюриздат, 1962, стр. 56.

(**7) Различие понятий <хозяйственные отношения> и <хозяйственная

деятельность> отмечено, в частности, в работе О. С. Иоффе, Развитие

цивилистической мысли в СССР, изд-во ЛГУ, 1975, стр. 100-102. а их

взаимосвязь - в статье В.В.Лаптева <Понятие хозяйственного

законодательства и пути его совершенствования> (<Советское государство

и право> 1976 г. № 7, стр. 74).

(**8) Ранее мы не усматривали в этих действиях осуществление

хозяйственной деятельности (см. В. Г. Вердников, А. Ю. Кабалкин,

Гражданско- правовые формы товарно-денежных отношений, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 109). (**9) См. п. 1 постановления

материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов

депутатов трудящихся> (СП СССР 1971 г. № 5, ст. 37).

(**10) См. В. С. Мартемьянов, Местные Советы и их исполнительные

органы как юридические лица, изд-во <Юридическая литература>, 1975,

стр. 81 и сл.

для выращивания сельскохозяйственных культур. Сданный же в аренду

объект может быть использован как для культурных, научных, так и для

хозяйственных нужд. Равным образом, и деятельность самого управления

(отдела) культуры в первом случае не является хозяйственной, а во

втором - носит характер хозяйственной деятельности.

Ф. Энгельс писал: <По отношению к товарам с длительным периодом

изнашивания представляется, стало быть, возможность продавать их

потребительную стоимость по частям, каждый раз на определенный срок, то

есть отдавать ее внаем>(*11).

Хозяйственной деятельностью наряду с отчуждением товаров и сдачей их

внаем является также оказание услуг за вознаграждение. К. Маркс

отметил, что <рабочий сам может покупать труд, т.е. товары,

доставляемые в форме услуг...>(*12).

Приведенные положения были сформулированы на основе анализа товарного

производства при капитализме, однако они не утратили своего значения и

в условиях социалистического хозяйства.

Следует признать хозяйственной и деятельность местных Советов народных

депутатов, а также их управлений и отделов по удовлетворению своих

потребностей в помещениях, инвентаре, иных вещах и услугах.

3. Хозяйственную деятельность на современном этапе осуществляют как

социалистические организации, так и граждане, вследствие чего

хозяйственные отношения не могут рассматриваться по своему субъектному

составу только как отношения между организациями. Этот взгляд

общепризнанным, ни преобладающим. В обоснова- ние его нередко ссылаются

на хозяйственные мероприятия Советского государства по обслуживанию

потребностей граждан, которые осуществляются социалистическими

организациями по договорам розничной купли-продажи, найма жилого

помещения и др(*14). Услуги, оказываемые в таких случаях гражданам, в

некоторых нормативных актах прямо названы хозяйственными услугами(*15).

Следует отметить также, что ведение социалистического хозяйства

немыслимо без применения труда рабочих, служащих, колхозников, то есть

вне социалистических трудовых и внутриколхозных отношений, которые в

(**11)К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 18, стр. 266.

(**12) К. Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. 26. ч. 1, стр. 413.

(**13) См., например, <Государство. Право. Экономика>, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 382.

(**14) См., например, С. Н. Братусь, Предмет и система советского

гражданского права, Госюриздат, 1963, стр. 153.

(**15) См. подп. <а> п. 1 постановления Совета Министров СССР от 19

декабря 1969 г. <О мерах по дальнейшему развитию материально-

технической базы и улучшению бытового обслуживания населения> (СП СССР

1970 г. № 1, ст. 5).

Из числа советских юристов, обосновавших это положение, можно назвать

С. Н. Братуся и И. А. Танчука(*16).

В рамках социалистической экономики находят определенное место

общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением

хозяйственной деятельности отдельными гражданами, как таковыми(*17).

Так, наряду с государством, потребительской кооперацией и колхозами

торговлю (которая представляет собой одну из отраслей хозяйства)

осуществляют и отдельные граждане, прежде всего колхозники. Личное

подсобное хозяйство играет еще заметную роль в производстве мяса и

Хозяйственной деятельностью занимаются граждане и в качестве членов

семьи. Указанная деятельность представляет собой одну из сторон

семейной жизни при социализме, социалистических семейных отношений.

Имеется точка зрения, согласно которой хозяйственными отношениями

должны быть признаны отношения между одними лишь государственными

организациями(*18). Несколько шире определяют круг возможных участников

государственными и другие хозяйственные организации(*19).

Наиболее широко распространено мнение, что участниками хозяйственных

отношений могут быть все социалистические организации, но только они, а

отнюдь не граждане(*20). Последние, хотя и пользуются хозяйственными

услугами социалистических организаций, но сами никакой хозяйственной

деятельности не ведут. Однако никто из сторонников того взгляда, что

хозяйственные связи возникают только между социалистическими

организациями, не выдвигают требования, чтобы обе стороны

хозяйственного отношения осуществляли при этом хозяйственную

деятельность. И это понятно, ибо выдвижение такого требования повлекло

бы за собою необоснованное исключение из числа хозяйственных связей

ряда отношений по поставке, по капитальному строительству, по

перевозкам и др.

Отношения являются хозяйственными и тогда, когда одна социалистическая

организация осуществляет хозяйственную деятельность в интересах другой

организации на началах возмездности. Такое положение имеет место, как

правило, в случаях участия в хозяйственных отношениях управлений

(отделов) исполкомов

(**16) См. С. Н. Братусь, Правовое регулирование социалистическою

производства (<Советская юстиция> 1966 г. № 1, стр. 4-5), И.А.Танчук,

В.П.Ефимочкин, Т.Е.Абова, Хозяйственные обязательства, изд-во <Юри

дическая литература>, 1970, стр. 25.

(**17) См. В. П. Грибанов, О. С. Иоффе, Пути развития советского

хозяйственного законодательства. (<Правоведение> 1975 г. № 6, стр. 47,

(**18) См. И. Е. Красько, Понятие и признаки хозяйственных

отношения в СССР, Харьков. 1974, стр. 29.

(**19) <Систематизация хозяйственного законодательства>, изд-во

<Юридическая литература>, 1971, стр. 67.

(**20) См., например, И. В. Федоров, Природа и характерные черты

отношений, регулируемых хозяйственным договором (<Вопросы советского

государства и права>, <Труды>, т. 224, серия юридическая, изд-во

Томского университета, Томск, 1974, стр. 248).

местных Советов народных депутатов, которые, даже при переводе их на

так называемый хозяйственный расчет, выступают в качестве

услугополучателей, лишь немногие из них, например отделы капитального

строительства, сами оказывают услуги другим организациям за

вознаграждение.

В хозяйственных отношениях могут участвовать не только социалистические

организации, но и производственно- хозяйственные комплексы,

представляющие совокупность организаций вместе со своим органом

управления, например, производственное управление исполкома местного

Совета народных депутатов(*21).

4. В области социалистического хозяйства складываются отношения и по

осуществлению хозяйственной деятельности и по руководству ею(*22). Эти

два вида общественных отношений существенно отличаются друг от друга.

Отношения по осуществлению хозяйственной деятельности являются

имущественными отношениями, участники которых находятся в равном

положении. К числу таких отношений принадлежат, например, подрядные

отношения по капитальному строительству, по проектированию, по

выполнению научно- исследовательских, опытно- конструкторских и

технологических работ, отношения по энерго- или водоснабжению.

Отношения по руководству хозяйством являются организационными. В них

может наличествовать или отсутствовать имущественный элемент. Он

имеется, например, в отношениях по созданию местных централизованных

фондов и распоряжению ими(*23), а отсутствует, например, при

установлении плановых заданий по поставке продукции и товаров,

распределение которых планируется местными Советами народных депутатов,

их исполкомами, управлениями и отделами.

Высказаны и иные точки зрения, отличающиеся от приведенной тем, что они

базируются на признании хозяйственными отношениями только одного вида

являются лишь имущественные отношения(*24).

В социалистическом хозяйстве, как в каждом функционирующем организме,

складываются не только отношения координации, но и отношения

субординации, которые, как нам представляется, нельзя исключить из

числа хозяйственных связей, хотя они складываются не а базисе, а а

(**21) См. В. В, Лаптев, Субъекты хозяйственного права (<Советское

государство и право> 1975 г. № 4, стр. 80-81).

(**22) См. <Хозяйственное право>, учебник, под ред. проф. В. В.

Лаптева, изд-во <Юридическая литература>, 1970, стр. 18, И. И. Конник,

Социалистическая экономика и механизм ее функционирования, изд-во

<Мысль>, 1974, стр. 114.

(**23) Подробно об этом см. В. С. Мартемьянов, Вопросы гражданского

права в деятельности местных Советов депутатов трудящихся, изд. ВЮЗИ,

М., 1971, стр. 38 и сл.

(**24) См. И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид

гражданскоправового договора (<Сборник статей Барнаульского

юридического факультета>, изд-во Томского университета, Томск, 1971.

стр. 45); В. А. Язев, Хозяйственные связи торговли с промышленостью,

изд-во <Экономика>, 1974, стр. 31.

что отношения по осуществлению хозяйственой деятельности и по руко

водству ею образуют единый вид общественных отношений(*25).

Наиболее дегально разработавший эту точку зрения проф. В. В. Лаптев

признает, что в ходе социалистического хозяйствования складываются

разнообразные отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности, удовлетворению материальных потребностей людей как

участников процесса воспроизводства.

Вместе с тем он считает хозяйственными не все указанные отношения, а

только отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности(*26). Тем самым термину <хозяйственные отношения>

придается условное значение. Однако непременным условием правильного

формирования соответствующего понятия должна служить подлинная

однородность охватываемых им отношений.

Между тем еще никем не доказано, что отношения по осуществлению

хозяйственной деятельности однородны с отношениями по управлению ею.

Попытка установить данное обстоятельство выражается в утверждении, что

как в тех, так и в других отношениях имеются (правда, в различном

количественном соотношении) и имущественный и плановоорганизационные

элементы, и в приведении примера, с целью показать справедливость этого

положения.

Так, имущественный элемент хозяйственного отношения между органом

хозяйственного руководства и предприятием, возникающий при установлении

плана, проявляется, по мнению проф. В. В. Лаптева, в имущественном

показатели хозяйственной деятельности, которая представляет собой

использование в хозяйственных целях определенного имущества.

Нетрудно заметить, что в приведенных рассуждениях однородность двух

видов хозяйственных отношений доказывается путем подмены одного из них

Ведь использование имущества в хозяйственных целях имеет место не при

установлении плановых заданий и не в рамках отношений между планово-

регулирующим органом и предприятием, производственным объединением или

иной хозяйственной организацией, а позднее - в процессе выполнения

плановых заданий и в других отношениях - в тех, которые складываются

между самими исполнителями указанных заданий(*27).

Поэтому солидаризирующийся в основном с В. В. Лаптевым И. А. Танчук

должен был стать на путь отграничения всех хозяйственных отношений

между социалистическими организациями от отношений с участием

граждан(*28). При этом хозяйственные отношения, в узком смысле,

выделяются им из всех отношений в области социалистического хозяйства

уже не по признаку сочетания в них имущественною элемента с

властно-организационным, что можно рассматривать как косвенное

признание непригодности данного признака в качестве основания деления.

Понятие и система ХП

ХП – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права. Хоз деят-ть – «один из видов эк деят-ти, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами гос власти и управления, а также хозяйствующими Sbами» Под системой ХП понимается логическое последовательное и внутренне согласованное расположение норм и институтов ХП.

ХП РФ - это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Эти нормы группируются по институтам.

Институт ХП - совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах ХП, так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.

Источники ХП

Основой правового регулирования ХД является Конституция РФ 1993 г.: в ней – отраслевые принципы, а также гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Основные начала хоз деят-ти закреплены в ГК РФ , там же – нормы о статусе хоз обществ и товариществ и всех основных договорах в сфере предпринимательства.

Законы, содержащие общие для предпринимательства нормы : об ООО, о банкротстве, о рекламе, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о защите прав потребителей и др. Законы специального характера : о банках, о гос регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ. Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. В особенности – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Иные источники : 1) правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ; 2) нормы международного права и обычаи делового оборота. Не считаются источниками , но используются в правоприменительной практике: нормы морали и нравственности; судебная практика и ее обобщения, сделанные высшими судебными органами.

3.Хоз отношения: понятие, структура, виды.

Хоз. отношения - урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деят-ти, тесно с ней связанной деят-ти организационно-имущественного характера, а также отношения по гос регулированию предпринимательской деят-ти.

Эти отношения подразделяются на две группы : 1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель); 2) некоммерч отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления). Вместе эти группы образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности сторон, как правило, возникают из договора. Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д.

В эту группу отношений включены отношения по гос регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деят-ти, правового регулирования ценообразования и т.д.

4.Граждане как Sbы ХП.

Sbы хоз правоотношений –участники, наделенные взаимными правами и обязанностями. Виды : физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); ЮЛ; гос-во. Физические лица как Sbы правоотношений должны: а) быть индивидуальны; б) обладать правоспособностью и дееспособностью.

Средства индивидуализации : его внешний облик, имя (Ф.И.О.) и его место жительства (место, где преимущественно или постоянно проживает гражданин). Под своим именем гражданин заключает сделки, а место жительства имеет значение для определения подсудности гражданских дел. Ряд юр фактов (актов гражданского состояния), касающихся гражданина, подлежит гос регистрации в органах записи актов гражданского состояния (рождение, смерть, заключение брака, развод, усыновление (удочерение) и т. д.). Правоспособность - способность лица иметь гражданские права и обязанности; возникает с рождением и прекращается со смертью. Дееспособность -способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности; возникает в полной мере лишь с момента достижения совершеннолетия. Виды дееспособности: с шести до 14 лет – дееспособность малолетних; с 14 до 18 лет – частичная дееспособность; с 18 лет – полная дееспособность.

5.Понятие и виды ЮЛ .

ЮЛ – орг-ия, кот имеет в собственности, в хоз ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имение приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущ. права, нести обязанности и быть истцом в суде.

Виды : По степени участия труда и капитала – объединение лиц (хозяйственные товарищества) и объединение капиталов (хозяйственные общества). По порядку создания имущественной базы – корпорации (добровольные объединения) и учреждения (дочерние предприятия). По форме собственности на свое имущество – государственные, муниципальные и частные . В зависимости от организационно-правовой формы – хозяйственные товарищества и общества , кооперативы , унитарные предприятия (государственные и муниципальные), учреждения , финансируемые собственником, некоммерч орг-ии. В зависимости от цели – коммерч (основная цель их создания – получение прибыли) и некоммерч (основная цель их создания – выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением прибыли).

6.Средства индивидуализации хозяйствующих Sbов и их продукции.

ЮЛ – орг-ия, кот имеет в собственности, в хоз ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущ. права, нести обязанности и быть истцом в суде

ЮЛ имеет наименование. Под фирменным наименованием следует понимать наименование ЮЛ, кот позволяет отличать его от других участников гражданского оборота. Исключительное право на фирменное наименование возникает при регистрации ЮЛ. Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму ЮЛ и отличительный элемент, например, закрытое акционерное общество «Незабудка».

К средствам индивид. продукции относятся : товарные знаки. товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Товарные знаки могут быть различных видов : словесные, изобразительные, объемные, комбинированные. Товарные знаки могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании. Для приобретения исключительных прав на товарный знак необходимо его зарегистрировать в Патентном ведомстве.

7.Создание и прекращение ЮЛ .

Возникновение ЮЛ – это создание и его гос регистрация. Способы создания : 1. Распорядительный порядок. ЮЛ возникает на основе распоряжения публично-правового органа. 2. Разрешительный порядок. Для образования ЮЛ необходимы разрешение компетентного органа гос власти и последующая гос регистрация. 3. Нормативно-явочный порядок . Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деят-ти определенных видов ЮЛ.. В настоящее время наиболее распространен в России и др странах. 4. Явочный порядок (договорно-правовой ). ЮЛ создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве ЮЛ при отсутствии факта его гос регистрации

Прекращение ЮЛ осуществляется распорядительным и добровольным способами.

В зависимости от юр последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей). Реорганизация осуществляется пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием. В зависимости от способа реорг-ии она оформляется либо передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании), либо разделительным балансом (при разделении, выделении). Ликвидация ЮЛ в связи с его банкротством происходит в соответствии с основанием, порядком и последствиями установления банкротства, содержащимися в ГК (ст. 65 ГК) и Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди: 1. удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью. 2. производятся выплаты работникам ликвидируемого ЮЛ. 3. удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвид-ого ЮЛ. 4. погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды 5. производятся расчеты с др кредиторами.

8.Коммерч ЮЛ: виды, общая характеристика правового положения .

Коммерч орг-ии выделяются по двум признакам: 1) основная цель - извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности; 2) право распределять полученную прибыль между своими участниками (членами). Законодатель наделил коммерч орг-ии общей правоспособностью, то есть правом осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом. Причем независимо от того, закреплен ли конкретный вид предпринимательской деятельности в уставе коммерческой орг-ии. Виды : Хозяйственное товарищество - коммерч организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности. А)Полное товарищество Б) Товарищество на вере (коммандитное)

Хозяйственное общество: АО (коммерч организация, уставный капитал кот разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу, Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деят-ю общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.): - ЗАО, -ОАО; ООО (уставный капитал разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале, ОДО (уставной капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества). Производственный кооператив (коммерч орг-ия, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.), Унитарное предприятие (орг-ия, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям),): Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, Унитарное предприятие на праве оперативного управления. Хозяйственное партнёрство (в управлении деят-ю орг-ии принимают участие участники партнёрства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнёрством).

9.Некоммерч орг-ии: виды, общая характеристика правового положения.

К некоммерч относятся орг-ии, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль м/у уч-ами. Такие орган-ии могут заниматься предприн-ом лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Некомерч. орг-ии создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других общественно полезных целей, а также удовл. духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и интересов граждан и организаций и т.п. Ст. 50 перечисляет организационно-правовые формы, в которых могу создаваться некоммерч. орган-ии: потребительские кооперативы, общественные и религиозные орг-ии (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Закон конкретизирует правовое положение неком. орг-ий, порядок их создания, деятельности, прекращения, а также устанавливает такие новые для российского законодательства и практики формы неком. орг-ий, как неком. партнерства и автономные неком. орган-ии.

Деньги и ценные бумаги.

Статья 140. Деньги (валюта)1. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.2. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке.Деньги являются особым Obом гражданского права. Они могут быть предметом некоторых гражданско-правовых сделок: договоров займа, дарения, кредитных договоров. Чаще всего они являются законным средством платежа в возмездных договорах. Деньги представляют собой движимое имущество и относятся к категории делимых вещей. Статья 141. Валютные ценностиВиды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.Право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях.Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.Виды ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

15.Виды прав на имущество.

В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат гос регистрации.

Право собственности - право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе.

16.Право собственности: понятие, содержание, формы.

Собственность – это эк категория, отражающая отношения между людьми по поводу вещей. Признаки: общественное, имущественное, волевое отношение Понятие «право собственности» рассматривается в двух смыслах: в Obивном смысле – совок-ть правовых норм, регулирующих отношения между людьми по поводу вещей. Эти нормы образуют подотрасль гражданского права. В Sbивном смысле – закрепленную за собственником возможность осуществлять свои полномочия в своих интересах, не противореча закону.Содержание права собственности – это три правомочия собственника: владение – фактическое обладание вещью (различают законное и незаконное владение, титульное владение, добросовестное и недобросовестное владение); пользование – право на извлечение из вещи ее полезных свойств в процессе личного или производственного потребления; распоряжение – право определять юридическую судьбу вещиОбязанности собственника при осуществлении его прав: – принимать меры, предотвращающие ущерб жизни и здоровью граждан и окружающей среде; – воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам; – воздерживаться от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить другим лицам вред; – воздерживаться от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить другим лицам вред; – в определенных законом случаях допускать ограниченное пользование своим имуществом другими лицами. Право собственности может быть ограничено только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Понятие «форма права собственности» употребляется как в Конституции РФ, так и в других законодательных актах. Однако определение этого понятия в законодательстве отсутствует.Форма права собственности – особенность правового режима Obа применительно к определенным видам Sbов гражданского права.Формы права собственности: частная (она подразделяется на собственность граждан и юридического лица); государственная (публичная) (Sbами ее являются Российская Федерация, ее Sbы, а также города федерального значения Москва и Санкт-Петербург); муниципальная (Sbами ее являются муниципальные образования, в которых имеются органы самоуправления: города, поселки и т. д.).

Право общей собственности.

Общая собственность – принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам.Ob общей собственности – индивидуально-определенная вещь (дом), совокупность вещей (наследственная масса) или имущественный комплекс (предприятие). Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, кот не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия – по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.Виды общей собственности: долевая – общая собственность, в кот каждому сособственнику принадлежит определенная доля; совместная – общая собственность, в кот доли ее сособственников заранее не определены, но могут быть выделены при ее разделе. Общая собственность является долевой, если иное не установлено законом. Так, законом установлена совместная собственность на общее имущество супругов, а также членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Перевод имущества из режима совместной собственности в режим долевой допускается по усмотрению сособственников, а в обратном порядке – только в случаях, предусмотренных законом.Юридическая природа доли в общей собственности состоит в том, что участнику принадлежит доля в праве на общее имущество, а не доля имущества (реальная доля) или доля в стоимости имущества (идеальная доля).Вид права собственности – указание на то, какое количество Sbов владеет одним и тем же Obом. Так, если вещью владеет один Sb, то это будет право личной собственности, а если этой вещью владеют несколько Sbов, то это будет право общей собственности. Право общей собственности, в свою очередь, делится на две разновидности: право совместной собственности и право долевой собственности.

18.Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право ХВ и ОУ – это вещные права ЮЛ по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (ЮЛ) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем.Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение ЮЛ, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте. Sbы (носители) этих прав – только ЮЛ, существующие в форме предприятия и учреждения. Sbы права ХВ – государственные и муниципальные предприятия, а Sbы права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.Различия между правом ХВ и правом ОУ: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.Право ХВ – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие

на праве ХВ не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли. Право ОУ – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у Sbа права ОУ свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.Особенности полномочия распоряжения имуществом у Sbов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

19.Основания возникновения права собственности.

Основания возникновения права собственности (титулы собственности) – определенные юридические факты, которые делятся на: первоначальные – не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь и производные – при которых право собственности основывается на праве предшествующего собственника (чаще всего по договору с ним).Первоначальные основания возникновения права собственности: изготовление новой вещи; переработка, спецификация; обращение в собственность общедоступных вещей; приобретение права собственности на бесхозяйное имущество; находка вещи; задержание безнадзорных животных и содержание их; обнаружение клада; приобретательская давность.Производные основания возникновения права собственности: национализация; приватизация; приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорг-ии и ликвидации; обращение взыскания на имущество собственника по обязательствам; реквизиция; конфискация и т. д Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи (в основном). Передача вещи осуществляется следующими способами: вручением самой вещи или символической передачей ее (например, вручение ключей от квартиры ее покупателю); сдачей вещи на почту для ее отправки (например, при отправке посылки, бандероли); сдачей вещи в транспортную организацию для доставки другому лицу. Если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности возникает с момента такой регистрации. В процессе передачи вещи риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (собственник – тот, кто владел ею в момент ее гибели). На собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

20.Основания прекращения права собственности.

Право собственности прекращается: при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме ряда случаев, предусмотренных законом (обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка; реквизиция; конфискация).

Защита права собственности.

Право собственности - совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам. Способы защиты права собственности – совокупность предусмотренных законодательством гражданско-правовых средств, применяемых в связи с нарушением права лица владеть, пользоваться или распоряжаться своим имуществом. Защита права собственности осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами. В зависимости от характера нарушенных правомочий собственника способы защиты права собственности подразделяются на: -вещно-правовые – непосредственно связаны и направлены на защиту прав собственности -виндикационные – требование невладеющего собственника к незаконно владеющему несобственнику о возврате вещи в её натуральном виде. Основаниями для предъявления В.иска должны быть следующие условия: -истребуемое имущество должно находиться в фактическом обладании другого лица; -предметом иска могут быть только индивидуально-определённые вещи и вещи, обладающие родовыми признаками; -необходимо, чтобы имущество, которого лишился собственник, не утратило своих основных свойств и качественных характеристик; -невладеющий собственник и незаконный владелец не должны быть связаны договорными обязательствами; -негаторные – требование владеющего своим имуществом собственника об устранении препятствий осуществлений его правомочий (владение, пользование, распоряжение); -иск о признании права собственности -обязательственно-правовые – защита имущественных прав собственника, возникающих в результате заключения договора; -способы, связанные с восстановлением права собственности – имеет свою специфику: восстановление права собственности происходит по решению суда; -способы защиты права собственности принудительно изъятого имущества – мы имеем право на возмещение убытков и возмещение стоимости изъятого имущества; -способы самозащиты – мы можем путём предъявления иска защитить свои права собственника.

22.Понятие, формы и виды сделок.

Сделка – правомерное действие граждан и ЮЛ, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Виды:1) по количеству участвующих сторон:а) односторонние (для совершения необходимо выражение воли одной стороны);б) двусторонние (выражение воли двух сторон);в) многосторонние (выражение воли трех и более сторон);2) по наличию встречного предоставления за исполнение обязанностей по сделке:а) безвозмездные (одна сторона обязуется передать что-либо другой стороне без получения за это встречного удовлетворения: дарение);б) возмездные (порождает правоотношение, в силу которого каждая из сторон вправе требовать от другой определенного имущественного предоставления: поставка, подряд);3) по моменту совершения:а) консенсуальные – сделка считается совершенной с момента достижения соглашения между сторонами: поставка, аренда;б) реальные (требуется достижение соглашения и одновременно передача имущества: заем, хранение);4) по значению цели:а) каузальные, к их числу относятся почти все сделки (цель в них прямо выражена: купля-продажа);б) абстрактные (основание не указывается, цель совершения не ясна: вексель).Кроме того, существует деление сделок на срочные (момент ее действия и прекращения не определяется) и бессрочные (определен момент вступления сделки в действие либо момент ее прекращения).Форма сделки – способ выражения воли сторон к совершению сделки. Существуют устная и письменная формы. Несоблюдение формы сделки влечет ее недействительность. Устно могут совершаться любые сделки в случае, когда:1 ) законом или соглашением не установлена письменная форма;2) сделки исполняются при самом их совершении (за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, а также сделок, для которых несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность);3) сделка совершается во исполнение письменного договора и имеется соглашение сторон об устной форме исполнения.В остальных случаях сделки должны заключаться в письменной форме . Необходима письменная форма, если сделку заключают между собой ЮЛ или граждане (если сумма превышает 10 минимальных размеров оплаты труда). Обязательному нотариальному удостоверению подлежат:1) в случаях, указанных в законе (договор ренты, дарения). Сделки, связанные с землей и недвижимым имуществом, подлежат государственной регистрации;

2) если это предусмотрено соглашением сторон.

Недействительные сделки.

Недействительная сделка – в кот хотя бы один из указанных ниже признаков имеет дефект.

признания сделки недействительной: такая сделка не порождает юридических последствий. Иногда недействительной оказывается не вся сделка, а какое-либо из ее условий. В этом случае недействительность части сделки не порочит всю сделку в целом, если можно предположить, что она была бы совершена и без ее недействительной части.То есть признание недействительной части сделки не влечет недействительности прочих ее частей.В общем случае основным последствием является восстановление первоначального имущественного положения сторон, кот достигается путем двусторонней реституции , – возвращение сторонами друг другу всего полученного по сделке в натуре или в деньгах.

В некоторых случаях возможна односторонняя реституция – возвращение в первоначальное состояние только невиновной стороны, а подлежащее возвращению виновной стороне взыскивается в доход государства, а также недопущение реституции – взыскание в доход государства полученного обеими сторонами по сделке.Сторона, умышленно совершившая заведомо недействительную сделку, наряду с обязанностью возвратить контрагенту полученное от него по сделке, подвергается воздействию ряда гражданско-правовых санкций :1) для сделок, совершенных с недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами, – виновная дееспособная сторона (заведомо знавшая об их недееспособности) обязана возместить потерпевшей понесенный той реальный ущерб от исполнения сделки;2) для сделок, совершенных под влиянием заблуждения, – сторона, виновная в возникновении заблуждения, возмещает другой стороне реальный ущерб, понесенный той от последствий этого заблуждения: исполнения сделки либо от признания ее недействительной;3) для сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя с другой стороной, стечения тяжелых обстоятельств, – виновная сторона обязана возместить потерпевшей понесенный той реальный ущерб от исполнения сделки; имущество, причитающееся по сделке потерпевшей стороне от виновной, обращается в доход РФ;4) для сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности, – имущество, причитавшееся по сделке виновной стороне (либо обеим виновным сторонам), обращается в доход РФ.

Стороны обязательств.

Сторонами обязательства являются кредитор и должник.Должник - лицо, кот обязано совершить в пользу другого лица или лиц (кредиторов) определённое действие или воздержаться от его выполнения.Кредитор - лицо, в пользу которого исполняется обязательство. В качестве каждой из сторон могут участвовать одно или одновременно несколько лиц (п. 1 ст. 308 ГК)*(1118). Как и всякое относительное правоотношение, обязательство устанавливается между строго определенными лицами. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п. 3 ст. 308 ГК). Участники гражданского оборота не могут своим соглашением возложить обязанность на третье лицо помимо его воли. Это в полной мере соответствует общегражданскому принципу, в соответствии с кот граждане и ЮЛ свободны в установлении своих прав и обязанностей (ст. 1 ГК)*(1119). Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства. Так, заключение договора в пользу третьего лица порождает у третьего лица право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (ст. 430 ГК).

Неустойка.

Неустойка- определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.Договорная неустойка-устанавливается самими сторонами. Законная-устанавливается законом. Стороны соглашением не могут уменьшить размер законной неустойки, но могут увеличить размер. Основания возникновения обязанности по уплате неустойки совпадают с основаниями возложения на должника гражданско-правовой ответственности. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несёт ответственности за нарушение обязательства.Штраф-однократно взыскиваемая неустойка, определяемая в твёрдой денежной сумме либо в процентах к определённой величине. Пеня-неустойка, взыскиваемая нарастающим итогом за каждый день просрочки с исполнением обязательства.Зачётная неустойка-возмещение убытков, не покрытых неустойкой .

Штрафная-возмещение убытков и выплата неустойки.

Исключительная-устраняет право на взыскание убытков.

Альтернативная-взыскиваетсяили убыток или неустойка.

При взыскании неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

30.Залог: понятие, виды .

Залог – способ обеспечения исполнения обязательства, позволяющий залогодержателю получить удовлетворение за счет заложенного имущ. преимущественно перед другими кредиторами этого должника. Залог регулируется ГК РФ, законами: «О залоге» и «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Предмет залога – вещи и права треб-ия. Стороны залога – залогодатель и залогодержатель. Форма договора о залоге должна быть письмен., а в отношении ипотеки – нотариально удостоверенной и зарегистрир-ой. Виды залога различают по следующим основаниям:

по месту нахожд. заложенного имущ-ва: твердый залог – без передачи имущ-ва, разновидностью твердого залога является залог товара в обороте; заклад – с передачей заложенного имущ-ва, разновидностью заклада явл. залог в ломбарде;

по предмету залога (залог имущ-ва и залог прав);

по степени связанности заложенногоимущ-ва с землей – залог движимого имущ-ва и залог недвижимого имущ-ва (ипотека).

Порядок обращения взыскания – требование залогодержателя удовлетворяется из стоимости продажи заложенного недвижимого имущ-ва либо по решению суда, либо на основании нотариально удостоверенного соглашения, а движимого – без обращения в суд.

31.Удержание – предоставленная законом возможность кредитора не передавать должнику вещь, принадлежащую ему, в случае неисполнения им обязат-ва до момента его исп-ия.

В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляет функции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местах действуют органы государственной исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, другие центральные органы. Итак, в народном хозяйстве составляются управленческие отношения между этими органами и предприятиями. Эти отношения регулируются административным правом, т.е. являются административным правоотношением.

В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношения относительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируются природоресурсовими областями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п.. Итак, они являются субъектами финансового правоотношения.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они за своей экономической природой не являются хозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственному (специальному) понимании, а именно: хозяйственными есть отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образовываются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предмет регулирования, состоят лишь из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами есть:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированное как юридическое лица;

государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управление и т.п.);

структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

физический лица, официально зарегистрированные в статусе предпринимателей;

государственное и общественное учреждения и организации, которые є потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лица которой действуют ее органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединения в них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловлено тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирование хозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и их контрагентами есть "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, т.е. общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

За приведенными признаками хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Итак, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, которые действуют лишь относительно юридических лиц, их структурных подразделов, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. Т.е. предмет хозяйственного права вужчий за предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной области, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной областью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.

Так, за характером правоотношения различают:

Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг);

Отношения относительно управления (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:

Горизонтальные, участники которых равноправные;

Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.

За сферой действия правоотношение делилось на:

Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделами;

Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), что возникают между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:

В области промышленности;

В области сельского хозяйства;

В области транспорта;

В области капитального строительства;

В сфере приватизации;

В сфере антимонопольного регулирования;

В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

2. Субъекты хозяйственного права

3. Правовой статус хозяйственных обществ

4. Правовой статус хозяйственных объединений

1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства

Базовымпонятием в хозяйственном праве и законодательстве является понятие хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность это общественно полезная деятельность членов общества и их объединений по производству и реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг, а также по обеспечению их производителей необходимыми ресурсами.

В зависимости от цели и способа организации и осуществления хозяйственная деятельность может быть двух видов – непредпринимательской и предпринимательской (коммерческой).

Непредпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется с целью удовлетворения определенных общественных потребностей независимо от прибыльности (получение прибыли от такой деятельности играет второстепенную роль; например, деятельность НИИ, экспериментальных предприятий и учреждений, финансируемых за счет государства).

Предпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск с целью получения прибыли.

Принципы предпринимательской деятельности:

1) свободный выбор деятельности (но в рамках закона);

2) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей изготовленной продукции, установление цен (монополизм, конкуренция, демпинг);

3) свободное распоряжение прибылью;

4) свободный наём работников;

5) привлечение на добровольных началах имущества и средств юридических лиц и граждан.

Хозяйственная деятельность осуществляется путем вступления ее участников в хозяйственные отношения.

Хозяйственные отношения это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в среде непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства (организации) такой деятельности.

Признаки хозяйственных правоотношений

Структура хоз.правоотношений:

1. Объект – материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения (продукция, услуги, работы и др.).

2. Субъекты – участники хозяйственных правоотношений – физические и юридические лица, их объединения, государство в целом и государственные образования.

Юридические факты – жизненные обстоятельства (действия и события), с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (например, заключение договора).

Хозяйственные правоотношения регулируются на основе определенных методов (путь к чему-либо ).

Методы – это используемые законодателем способы правового оформления хозяйственных правоотношений в соответствии с их особенностями.

Методы хозяйственно-правового регулирования :

1. Метод предписаний (императивный) – предусматривает право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником) в отношении подчиненного ему субъекта (решение зарегистрировать предприятие, выдать лицензию и др.);–

2. Метод автономных решений (диспозитивный)– позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно юридически значимые решения; -.

3. Метод координации – обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласованию сторон путем компромисса.

4. Метод рекомендаций – предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений (рекомендаций) по поводу организации деятельности (примерные уставы, типовые договора и др.).

Виды хозяйственных правоотношений:

I. По характеру правоотношений:

1) отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности;

2) отношения по руководству хозяйственной деятельностью.

II. По взаимному положению сторон:

1) горизонтальные – участники правоотношений равноправны (например, при заключении договоров);

2) вертикальные – одним из участников правоотношений выступает орган хозяйственного руководства, в т.ч. собственник имущества.

III. По сфере действия:

1) внутрихозяйственные – возникают внутри хозяйственной организации между структурными подразделениями;

2) меж(внешне)хозяйственные – возникают между самостоятельными субъектами.

IV. По отраслям народного хозяйства и сферам управления:

1) правоотношения в сфере промышленности;

2) правоотношения в сфере сельского хозяйства;

3) правоотношения в сфере транспорта;

4) правоотношения в сфере капитального строительства.

Хозяйственное право (как отрасль права) – это система правовых норм, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и руководству ею с применением различных методов правового регулирования (ученые считают, что это: самостоятельная отрасль, не самостоятельная отрасль, комплексная отрасль). В структуру отрасли хозяйственного права входят:

    институты (банкротства, антимонопольного регулирования и др.),

    подотрасли (предпринимательское право, корпоративное право, инвестиционное право).

Предметом (основными вопросами) хозяйственного права как науки является:

1) изучение истории становления и развития системы правового регулирования хозяйственных отношений в Украине и за рубежом;

2) выявление закономерностей, тенденций, пробелов правового регулирования хозяйственных отношений;

3) обобщение правоприменительной практики;

Хозяйственное право (как учебная дисциплина ) – это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования.

Общий курс хозяйственного права включает Общую и Особенную части .

Общая часть содержит в себе материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности, независимо от сферы этой деятельности. Например, темы:

1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства.

2. Субъекты хозяйственного права.

3. Правовое регулирование отношений собственности.

4. Хозяйственный договор.

5. Хозяйственно-правовая ответственность.

Специальная часть хозяйственного права содержит материал о правовом регулировании хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни. Например, темы:

1. Правовое регулирование банкротства.

2. Правовое регулирование антимонопольной деятельности.

3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

4. Источник (форма) хозяйственного права – это официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования.

Виды источников хозяйственного права :

1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным воздействием (торговые обычаи, деловые обыкновения (начинать переговоры с представления себя и фирмы) ). В Украине правовые обычаи используются редко, в основном в сфере внешнеторговых сделок (например, обычай, по которому нарушение внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела).

2. Правовой (юридический (судебный или административный )). В Украине сходство с прецедентом имеет судебная практика.

3. Нормативно-правовой договор – соглашение двух или нескольких субъектов, устанавливающее права и обязанности как общие правила поведения. Подразделяется на виды:

а) внутригосударственные нормативные договоры – коллективные договоры, уставы предприятий и др.;

б) межгосударственные (международные) нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и др.).

4. Нормативно-правовой акт – это официально принятый компетентными органами документ, содержащий правовые нормы и регулирующий хозяйственно-правовые отношения. К ним относятся:

1) Конституция Украины – Основной Закон государства;

2) законы – нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу (кодексы, законы);

3) подзаконные акты (Указы Президента, Постановления ВРУ, постановления и распоряжения КМУ, приказы министра, нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Это основной источник права в романо-германской правовой семье.