Культура безопасности в биологической энергетике. Гордон Б.Г

И.В.Волкова, Е.В.Калинина, О.Н.Осадчая, Е.Ю.Витвинская, НПЦ «Прогноз-Петербург»

Понятие «Культура безопасности» возникло в процессе работы Международной Консультативной группы по ядерной безопасности (International Nuclear Safety Advisory Group – INSAG), вошло в научно-техническую терминологию и получило дальнейшее развитие после публикаций доклада этой группы «Итоговый доклад послеаварийной обзорной конференции по Чернобыльскому реактору».

В современной философской, социологической, психологической, культурологической мысли существует множество определений культуры. Большинство из них можно свести к следующему определению: «Культура – это, прежде всего, система принятых в социуме ценностей». Культура безопасности является частью общечеловеческой культуры и частью культуры страны, она имеет непосредственное отношение к культуре организации и к человеку, его личности. Система ценностей человека – это своеобразный «стержень личности», оказывающий существенное влияние на иные личностные особенности и качества, в том числе профессионально важные.

Можно выделить следующие определения культуры безопасности, изначально сформулированные для атомных станций, но применимые и для других организаций:

«Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности…, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». (INSAG-4) (МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ГРУППА ПО ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Культура безопасности, Серия Безопасность № 75-INSAG-4, МАГАТЭ, Вена (1991)).

«Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности… является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность». (ОПБ –88/ 97) .

Культура безопасности и приверженность ей персонала являются проблемой № 1 не только в Ядерной Энергетике, но и во всех областях человеческой жизнедеятельности, потенциально опасной для значительного количества людей.

Любой вид человеческой деятельности связан с опасностью. Персонал, работающий в области производства, использования, хранения, транспортировки и переработки радиоактивных веществ и материалов, в области производства радиоактивного топлива и атомной энергии, в сфере переработки радиоактивных отходов обеспечивает безопасность использования атомной энергии для решения стоящих перед Россией народнохозяйственных, медицинских, научных и оборонных задач. При этом перед персоналом стоит задача обеспечить такую безопасность, которая могла бы восприниматься обществом как полная.

Приоритет безопасности основан на приоритете жизни и здоровья людей перед экономическими соображениями. Во всем мире в целом все предприятия ядерного топливного цикла, в том числе и атомные станции, увеличивают естественный радиоактивный фон лишь на 0,03%. Однако данная величина не является константой и может существенно меняться при смене приоритетов, изменении отношения к необходимости поддержания и повышения существующего уровня безопасности. И в отличие, к примеру, от предприятий гражданской авиации, цена ошибки человека здесь может быть многократно выше.

Ядерная и радиационная безопасность включает защиту людей от вредного влияния радиоактивных веществ и ионизирующих излучений, а также защиту от аварий в атомных установках. Поэтому требования ядерной и радиационной безопасности относятся ко всем областям использования атомной энергии.

Ядерная и радиационная безопасность требует от персонала не только выполнения разработанных ранее инструкций и процедур, но и постоянного поиска путей её дальнейшего совершенствования с целью уменьшения риска до минимального уровня практически недостижимого события. Эта направленность на безопасность и пути её совершенствования, приоритет безопасности в сознании людей по отношению к другим ценностям должна сочетаться с соответствующим уровнем теоретической и практической подготовленности персонала, четким знанием работниками профессиональных требований к ним и своих должностных инструкций, а также необходимыми для профессиональной деятельности личностными и психофизиологическими качествами работников.

Организация, в свою очередь, обеспечивает приверженность её работников культуре безопасности, заявляя о своей приверженности культуре безопасности, анализируя свой соответствующий задачам безопасности опыт и принимая меры по её совершенствованию, модифицируя организационную структуру в соответствии с реализацией задач безопасности, обеспечивая её соответствующими материальными и людскими ресурсами.

Культура безопасности состоит из следующих основных компонентов:

– необходимых рабочих условий в организации, атмосферы, в которой работает человек, что, в целом, относится к ответственности управляющей иерархии (как показывает опыт эксплуатации АС, этот компонент, отражающий позицию руководства, является решающим для формирования культуры безопасности);

– позиции персонала на всех уровнях, собственного состояния человека и его действий, что во многом определяется созданными в организации условиями и является реакцией работника на них, во многом вытекает из них.

Таким образом, культура безопасности определяется основными ценностями организаций, использующих атомную энергию: безопасность и составляющий её «человеческий фактор».

Выделяют три фундаментальных принципа безопасности: принцип управления, принцип глубокоэшелонированной защиты и технические принципы. В свою очередь, имеется три фундаментальных принципа управления:

Внедрение принципов культуры безопасности;

Ответственность эксплуатирующей организации;

Обеспечение нормативного регулирования и проверка всей деятельности, связанной с безопасностью.

Внедрение принципов культуры безопасности в настоящее время включает в себя задачи поддержания и совершенствования культуры безопасности на предприятиях, которые, в свою очередь, требуют решения следующих задач:

Определения критериев обеспечения культуры безопасности.

Определения принципов обеспечения культуры безопасности.

Определения того, как реализованы и реализуются эти критерии и принципы и какими ресурсами и возможностями необходимо обладать для решения проблем.

Определения того, какой должна быть практика выявления дефицитов культуры безопасности, внедрения корректирующих мер и как она реализуется.

Рассмотрим критерии оценки профессиональной деятельности в области приверженности культуре безопасности, выделенные нами в рамках создания модели компетенции персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала атомных станций) в сфере культуры безопасности (КБ).

Но сначала нам необходимо определить основные понятия.

Компетенция – устойчивое базовое качество работника, которое побуждает его воспринимать информацию, думать и вести себя в рабочих и иных ситуациях определенным образом в течение достаточно длительного периода времени, что обеспечивает определенный уровень эффективности его профессиональной деятельности. Компетенцию представляет комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника; это качество работника, которое проявляется в его поведении и позволяет ему с необходимым уровнем успешности решать профессиональные задачи. В основе компетенции могут лежать: ценности, мотивы и установки, Я-концепция и иные профессионально важные личностные качества, психофизиологические особенности, знания, умения и навыки. Различают два уровня компетенций: глубинные и поверхностные, и две категории компетенций: пороговые и дифференцирующие.

Глубинные компетенции – это компетенции, определяющие личностные характеристики работника. К ним относятся компетенции на уровне системы ценностей, мотивации, Я-концепции и иных личностных качеств работника. Сложность развития глубинных компетенций заключается в том, что человек стремится сохранить свой образ Я, свою систему мотивов и ценностей, свою модель поведения и реагирования, сформировавшиеся у него в течение множества лет, начиная с детства. Кроме того, сложность воздействия на глубинные компетенции определяется также тем, что личностные качества, в т.ч. профессионально важные, базируются на индивидных особенностях человека, к которым относятся темперамент и психофизиологические свойства. Предварительное психолого-психофизиологическое обследование специалиста до его вступления в должность с целью исключения тех претендентов, система ценностей и профессионально важные качества которых (т.е. их глубинные компетенции) противоречат должностным требованиям, способствует повышению надежности и безопасности работы персонала и снижению дальнейших существенных и не всегда оправданных затрат на психокоррекцию, переподготовку и обучение работников. Таким образом, отбор персонала рекомендуется проводить по наличию, в первую очередь, необходимых для успешной работы глубинных компетенций. А при планировании развития персонала на глубинные компетенции необходимо обращать особое внимание.

Целенаправленное развитие соответствующих требованиям профессии глубинных компетенций осуществляется с целью совершенствования профессиональной деятельности работника от эффективного до наилучшего уровня. Оно проходит в форме индивидуальной и групповой психокоррекции специалистов в направлении их личностного развития («личностного роста»).

Поверхностные компетенции – компетенции, которые относительно просто развить. К ним относятся компетенции на уровне знаний, умений и навыков. Поверхностные компетенции базируются на глубинных компетенциях, которые и обеспечивают стремление человека, побуждают его к использованию полученных знаний и сформированных умений и навыков. Целенаправленное развитие поверхностных компетенций осуществляется в процессе подготовки и переподготовки специалиста, его участия в тренингах, семинарах, выполнения самостоятельных упражнений, прослушивания лекций.

Пороговые компетенции – компетенции, обеспечивающие минимально достаточный уровень эффективности работника для его профессиональной деятельности. Пороговые компетенции не позволяют выделить наилучших профессионалов из группы средних. Например, полный отказ от алкоголя как средства снятия напряжения на рабочем месте является одной из пороговых компетенций, однако он не позволяет разграничить средних и лучших работников.

Дифференцирующие компетенции – компетенции, которые отличают лучших исполнителей от средних: для оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности – с точки зрения уровня приверженности работников культуре безопасности.

В процессе проведенной нами работы был составлен перечень компетенций персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала АС) в сфере культуры безопасности.

Перечень компетенций представляет собой описание набора компетенций в общей форме. Компетенции представлены в виде шкал, разработанных для описания поведения персонала в рамках широкого спектра проявлений приверженности КБ в профессиональной деятельности работников.

В перечень вошли 19 объединенных в группы (кластеры) наиболее распространенных компетенций, которые описывают деятельность руководителей и технических специалистов, демонстрирующую уровень их приверженности культуре безопасности.

Перечень представлен на Таблице № 1.

Таблица № 1

№ п/п

Компетенции

Кластеры
1
Ориентация на достижения в сфере безопасности (ОДБ)

Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)
2
Стремление к определенности в вопросах КБ (СО)
3
Инициативные действия в области КБ (ИД)
4
Поиск информации, способствующей повышению КБ (ПИБ)
5
Воздействие на окружающих с целью развития КБ (ВОЗД)

Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)
6
Организационное знание (ОЗН)
7
Построение отношений (ПО)
8
Понимание окружающих (ПОНИМ)
9
Стремление к развитию других (СРД)

Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)
10
Директивность в области развития КБ (ДИР)
11
Работа в команде (РК)
12
Лидерство в команде (ЛК)
13
Аналитическое мышление (АМ)

Когнитивные компетенции (ККК)
14
Системное мышление (СМ)
15
Экспертные знания в области КБ (ЭКСП)
16
Самоконтроль и саморегуляция (СКС)

Личная эффективность (КЛЭФ)
17
Уверенность в себе в области безопасности (УВС)
18
Гибкость (ГИБК)
19
Преданность КБ (ПКБ)

Опишем основные кластеры:

Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)

Данный кластер включает в себя компетенции, описывающие стремление работника к достижению высоких стандартов безопасности и степень прилагаемых им усилий в этом направлении, проявление личной заинтересованности в повышении уровня КБ как своего, так и своих коллег.

Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)

В общем виде кластер «Влияние» отражает стремление и способность работника воздействовать на других для достижения определенных целей. При этом надо отметить, что мотивация власти, питающая эффективное поведение данного типа, обычно рассматривается в связи с достижением чего-то хорошего для организации в целом или для других людей. Таким образом, данная компетенция оценивается положительно, только если в конечном итоге действия работника имеют желательный эффект для организации; если же работник добивается своей цели за счет других людей или за счет своей организации, то его действия по данному кластеру оцениваются отрицательно.

В нашем случае кластер «Влияния в сфере КБ» выражает намерение повлиять на окружающих (убедить, уговорить, впечатлить и т.п.) с целью общего совершенствования КБ, развития мотивации безопасности, формирования высокого уровня приверженности КБ. Эффективность такого влияния во многом достигается за счет хорошего понимания чувств и мотивов других людей, умения налаживать контакты в различных сферах, знания ключевых людей в своей организации и во внешнем мире, которые принимают решения в сфере КБ.

Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)

Управленческие компетенции по развитию культуры безопасности персонала реализуют ряд особых намерений по развитию КБ у других, направляют других и руководят их действиями, структурируют командную работу и сотрудничество в этом направлении, что т.о. позволяет повысить уровень безопасности выполнения работ и способствует формированию того или иного уровня приверженности у персонала. Входящие в данный кластер компетенции показывают, насколько руководящий состав осуществляет направленную на развитие КБ у сотрудников деятельность и поощряет высокую личную вовлеченность в процесс развития КБ на АС, а также активность каждого сотрудника в деятельности по развитию приверженности к безопасности и умение сотрудничать в этом деле.

Когнитивные компетенции (ККК)

Когнитивные (познавательные) компетенции обеспечивают самостоятельное осознание работником проблемы или сложившейся ситуации, осмысление ее на глубоком уровне и разработку планов, направленных на улучшение ситуации в сфере КБ или на решение конкретных проблем в данной области.

Развитость компетенций, входящих в данный кластер, не зависит непосредственно от уровня интеллекта работника (хотя определенных уровень IQ может быть пороговым требованием для компетенций данного кластера). В большей степени развитость когнитивных компетенций определяется тем, насколько успешно работник владеет умением применять свои когнитивные способности в рабочих ситуациях. Развитость у работника навыков наблюдения и/или поиска информации способствуют развитию у него данной группы компетенций, что проявляется в склонности к самостоятельному осознанию сложившейся ситуации или проблемы и способности увидеть её причины, особенности протекания, возникшие и возможные в будущем последствия на более сложном и глубоком уровне, нежели это видят другие.

Эти компетенции позволяют предотвратить ошибки по незнанию, связанные с неточной диагностикой ситуации и, как следствие, принятием неверного решения, а также грамотно продиагностировать коренные причины события или инцидента.

Личная эффективность (КЛЭФ)

Компетенции, входящие в кластер «Личная эффективность», отражают определенный аспект зрелости работника в отношении к окружающим его людям в рабочей обстановке и к своей работе в целом. Эти компетенции контролируют эффективность исполнения работником своих функций, когда дело касается непосредственных трудностей, возникающих на пути достижения цели и давления со стороны среды, касающихся не только безопасности его действий, но и всей деятельности в целом.

Модель компетенций включает не только описание кластеров компетенций, но и отдельных компетенций, их стандартные признаки и измерение, а также взаимосвязь с другими компетенциями.

Приведенный перечень компетенций является основой для определения группой экспертов базовых и дифференцирующих компетенций для конкретных должностей, добавления уникальных компетенций, выработки оптимального уровня развитости каждой компетенции (т.к. более высокий уровень далеко не всегда способствует наилучшему исполнению работы), а также определения, какие компетенции являются препятствием для эффективной профессиональной деятельности с точки зрения приверженности КБ.

В результате этой работы строится профиль «идеального работника, приверженного КБ» для разных должностных позиций; сравнивая профиль конкретного работника с «идеальным» профилем, можно сделать вывод о том, насколько у данного работника развита приверженность КБ.

Выводы:

Оценка профессиональной деятельности с использованием компетенций является одним из современных методов прогнозирования уровня исполнения работы. Метод компетенций эффективен для решения задач отбора, подбора, подготовки и развития персонала.

Сформированный благодаря методу компетенций перечень критериев оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности является основой для выделения индивидуальных показателей приверженности работников АС культуре безопасности.

Использование данного метода для оценки профессиональной деятельности в области приверженности КБ позволяет прогнозировать реальную приверженность специалиста ценностям культуры безопасности с достаточно высокой точностью за счет:

Во-первых, использования критериальных выборок (этот метод сравнивает людей, которые являются наилучшими работниками с точки зрения приверженности культуре безопасности, со средними в области приверженности КБ работниками, чтобы определить характеристики, связанные с успехом в данной деятельности);

Во-вторых, определения оперантных мыслей и поведения, причинно связанных с успешным результатом деятельности с точки зрения приверженности КБ.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»

1. Причины аварии на Фукусиме-1

Не так давно в Японии был представлен окончательный доклад парламентской комиссии, которая занималась расследованием обстоятельств катастрофы на АЭС «Фукусима-1», произошедшей в марте 2011 года. Согласно выводам, которые содержатся в данном документе, авария на станции произошла по вине человеческого фактора. Так в частности критике подверглись органы, осуществляющие надзор над атомной энергетикой, правительство страны, а также непосредственно компания - оператор станции «Фукусима» Токийская энергетическая компания (TEPCO). По мнению составителей доклада, все они действовали безответственно, в результате чего пострадали люди и японское общество. Катастрофе на АЭС «Фукусима-1» предшествовало мощное землетрясение и последовавшее за ним цунами. В эпицентре землетрясения магнитуда толчков составляла 9-9,1 балла. Землетрясение стало самым сильнейшим за всю историю Японии. Жертвами данной природной катастрофы стали около 18 тысяч человек, а экономический ущерб от нее превысил 300 млрд долларов. Непосредственно на АЭС «Фукусима-1» в результате расплавления топливных сборок в атмосферу попало значительное количество радиации. Станцию было решено вывести из эксплуатации, вокруг нее была образована 30-км зона отчуждения, из которой эвакуировали более 80 000 человек. Ожидается, что на ликвидацию последствий аварии и вывод станции из эксплуатации потребуется около 30 лет.

В конце июня 2012года акционеры Токийской энергетической компании одобрили выделение финансовой помощи в размере 1 трлн. иен (около 12,6 млрд. долларов) на ликвидацию последствий ядерной катастрофы. Общая же сумма выделенных средств, которая была предоставлена правительством Японии с момента аварии, составила 3,5 трлн. иен (около 44,1 млрд. долларов).

Непосредственно в момент землетрясения 3 работающих на станции энергоблока были остановлены действием системы аварийной защиты станции, которая сработала в штатном режиме. При этом уже через час на станции было полностью прервано электроснабжение (в том числе и от резервных дизельных электростанций). Предположительно причиной этому стало сильное цунами, которое последовало вслед за землетрясением. Волна цунами в районе нахождения станции могла составлять до 15 метров. Электроснабжение являлось необходимым условием для отвода остаточного тепловыделения реакторов. Сразу же после потери резервных дизельных электростанций компания-оператор станции TEPCO заявила японскому правительству об аварийной ситуации, которая сложилась на АЭС. С этого момента на территории станции начались работы по борьбе с последствиями аварии, которые были сфокусированы на решении проблемы электроснабжения аварийных систем. Для этого на АЭС было решено доставить мобильные силовые установки, которые должны были заменить собой вышедшие из строя дизельные установки. На первый взгляд, основной причиной произошедшей трагедии могут показаться землетрясение с неожиданно мощным по силе цунами, а также оборудование, вышедшее из строя. Если говорить по-другому, то технические неполадки на АЭС в результате серьезной природной катастрофы. Но при ближайшем рассмотрении обстоятельств аварии было установлено, что далеко не последнюю роль в катастрофическом развитии событий на АЭС «Фукусима-1» сыграл человеческий фактор, а также проблемы организации аварийных работ в чрезвычайной ситуации. Согласно выводам японского парламента виновниками произошедшей на станции аварии стали: Токийская энергетическая компания, власти страны и японский менталитет. И если предъявлять претензии к менталитету достаточно затруднительно, так как это понятие не является конкретным, то к владельцу станции и к правительству страны предъявить их вполне возможно. В отчете Федеральной инспекции по ядерной безопасности Швейцарии подчеркивается, что персонал АЭС в момент аварии на станции не всегда имел доступ к верной информации о фактическом состоянии оборудовании и возникновении тех или иных проблем, что в свою очередь вело к ошибочным оценкам ситуации на местах и принятию неверных решений. При этом самая первая ошибка, по всей видимости, была сделана сразу же после первых подземных толчков, когда японская метеорологическая служба объявила предупреждение о возможном возникновении цунами с высотой волн до 3 метров. Данный сигнал тревоги, который, как выяснилось позже, не мог предвидеть все масштабы развившейся природной катастрофы, на АЭС был оставлен без должного внимания со стороны служб контроля безопасности. По видимому, они не предприняли никаких должных мер в связи с угрозой цунами, что стало ошибкой, которая повлекла за собой неисправимые последствия.

Анализ специалистов показал, что человеческий фактор играл главную роль не только в момент предупреждения несчастного случая, но и в рамках дальнейшего выбора стратегии, для того чтобы овладеть ситуацией. По одной из гипотетических причин ухудшения ситуации на станции, эксперты Федеральной службы безопасности Швейцарии назвали нехватку персонала. В тот момент, когда сразу несколько реакторов «Фукусимы-1» вышли из строя, остающиеся на станции сотрудники физически не смогли решать проблемы, которые одновременно появлялись в разных местах станции. Все это вместе с отсутствием четкой стратегии поведения в рамках возникшей ЧС, а также распределения обязанностей, привело лишь к еще большему сумбуру на АЭС. По мнению японских парламентариев, и работников TEPCO и чиновников подвел традиционный японский менталитет, которым восторгаются в России и во всем мире. По мнению японских депутатов, данная авария была «сделана в Японии», а ее корни необходимо искать в японской культуре. Так как японцы достаточно послушны, преданно придерживаются заданной программы и не подвергают действия власти сомнению. Комиссия, в состав которой было включено 10 человек, была создана в декабре 2011 года и за прошедший период времени смогла проделать колоссальный объем работы. Возглавил комиссию профессор Йотаро Хатамуры из Токийского университета. В работе над составлением итогового доклада члены комиссии использовали анкеты и опросы практически 13 тысяч человек, в том числе 1 100 человек из числа бывшего руководства компании-оператора станции ТЕРСО и руководства страны. На это члены комиссии потратили 900 часов. Помимо этого парламентская комиссия изучила и близлежащие к «Фукусиме» АЭС, которые получили в результате удара цунами меньше повреждений.

Депутатам удалось выяснить, что ни государственные контролирующие органы, ни сотрудники компании TEPCO, даже не рассматривали цунами в качестве вероятной версии ядерной катастрофы. В отчете говорится, что руководство энергетической компании и государство действовали неправильно, поддерживая ошибочные решения со стороны друг друга, вместо того, чтобы подумать о компетентности тех людей, кто принимал данные решения. При этом предыдущие 2 расследования причин данной катастрофы возложили всю вину за произошедшее на природные катаклизмы, решив, что цунами было настолько сильным, что станция, как бы хорошо она не была укреплена, просто не могла выдержать натиск стихии. В настоящее время эксперты полагают, что TEPCO и власти Японии не только не подготовились к возможным природным бедствиям, но и не считали нужным сообщить о повреждении ректора №1 во время первых подземных толчков. Подвергается критике и деятельность бывшего премьер-министра страны Наото Канна, которые не доверял Токийской энергетической компании и постоянно вмешивался в процесс ликвидации последствий аварии на станции, требуя дополнительных уточнений и докладов. По мнению экспертов комиссии, его вмешательство в процесс «вызвало хаос в системе управления и командах персоналу». В результате аварии на АЭС «Фукусима-1», которая началась 11 марта 2011 года, на станции полностью расплавились топливные стержни сразу на 3-х реакторах. Обширные территории Японии были подвергнуты радиоактивному загрязнению. В настоящее время все поврежденные энергоблоки уже приведены в состояние холодной остановки, идут подготовительные работы по извлечению из них ядерного топлива. По планам компании ТЕРСО, со временем над поврежденными блоками должны будут появиться бетонные защитные саркофаги, которые будут препятствовать выбросу радиации в атмосферу Земли

Более 70% японцев выступают за отказ от ядерной энергетики

Более 70 процентов японцев выступают за отказ от ядерной энергетики после прошлогодних событий на АЭС "Фукусима-1". Таковы результаты опроса общественного мнения, проведенного главным японским телеканалом NHK. Самая крупная часть респондентов - 43 процента - выступила за уменьшение числа АЭС в стране. При этом в пользу полного отказа от мирного атома высказались 28 процертов опрошенных.

Более 70 процентов японцев выступают за отказ от ядерной энергетики после прошлогодних событий на АЭС "Фукусима-1". Таковы результаты опроса общественного мнения, проведенного главным японским телеканалом NHK.

Самая крупная часть респондентов - 43 процента - выступила за уменьшение числа АЭС в стране. При этом в пользу полного отказа от мирного атома высказались 28 процертов опрошенных. В то же время, 21 процент граждан Японии полагает, что число атомных реакторов в стране необходимо оставить на прежнем уровне. Увеличение их количества поддержали лишь 2 процернта респондентов.

Согласно данным опроса, наиболее настороженно к ядерной энергетике относятся жители Японии старше 60 лет. Среди них за отказ от мирного атома выступили 78 процетов. В то же время, среди опрошенных в возрасте от 20 до 30 лет этот показатель оказался заметно ниже - 53 процента.

2. Отказ Европы от ядерной энергетики

Европа отказывается от атомной энергетики. К 2030 году Германия отключит последнюю АЭС; страна рассчитывает на альтернативные источники энергии - ветер, солнце и биотопливо. Инвестиции в энергореформу составят около триллиона евро. Вслед за Германией и Швейцарией Италия отказалась от возобновления программы атомной энергетики. В Италии состоялся референдум, в ходе которого подавляющее большинство участников - около 95% - высказались против возобновления программы атомной энергетики. Швейцария приняла историческое решение о выходе из атомной энергетики. Отказ Германии и Швейцарии от АЭС поставил Италию в непростое положение. Дело в том, что до этого Италия импортировала электроэнергию, произведенную на атомных электростанциях этих стран. Единственным выходом из этой ситуации для Италии будет развитие электростанций, работающих на природном газе. Причем газовых электростанций в Италии уже большое количество. Швейцарское издание Tages Anzeiger Zürich даже не исключает возможности Италии превратиться в экспортера электричества на европейском рынке. Если такая возможность будет реализована, то Италия не сможет обойтись без российского газа. Поэтому повальный отказ европейских стран от атомной энергетики может сыграть на руку Газпрому и подтолкнуть Россию активизировать усилия по строительству газопровода "Южный поток", по которому, как планируется, голубое топливо будет поступать, в том числе, и в Италию.

3. Культура безопасности

Внедрение культуры безопасности. Чтобы развеять эти сомнения убедить людей что развитие ядерной энергетики может быть более экологически чистым. На всех предприятиях следует внедрить, воспитывать культуру безопасности.

Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомной станции, ЯОК, и других ядерных объектов является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящих к самосознанию ответственности и контролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

Культура безопасности является симбиозом 2-х понятий safety and Security.

4. Safety

меры физических и технических мер по защите и обеспечении надежности ядерных объектов, защита, учет и контроль. Проектирование и конструирование безопасности объектов.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производственная деятельность ядерно-опасных объектов (ЯОО) на территории страны без обеспечения надежной системы физической защиты (СФЗ) ядерных материалов и установок, в том числе энергетических, запрещена. Защита объектов данной категории - комплексная задача, которая решается с учетом современных угроз и научно-технических достижений в области безопасности. Ее актуальность обусловлена необходимостью пресечения на ранних стадиях возможных диверсионно-террористических акций и любого вида вмешательства в технологический процесс посторонних лиц и неквалифицированного персонала. Под системой физической защиты ЯОО принято понимать совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны и службы безопасности, нацеленных на обеспечение внутриобъектового режима по ряду направлений: оперативному (в данной статье не рассматривается), радиационному, химическому и экологическому.

Радиационное направление учитывает научно обоснованные допустимые уровни радиоактивного излучения. Благодаря СФЗ вероятность возникновения аварий, обусловленных приведенными выше угрозами, практически сведена к минимуму. Исключаются также отдаленные последствия облучения для настоящего и будущего поколений. Химическое принимает во внимание допустимые концентрации вредных веществ, удерживаемых на разумно низком уровне, риски возникновения аварий в химических подразделениях (цехах) ЯОО и исключение прямого и косвенного воздействий этих веществ на окружающую среду и человека, а экологическое - разумный уровень риска вредного антропогенного и биологического воздействия на окружающую среду и минимизацию угроз здоровью населения.

При создании СФЗ обеспечивается зональность, равнопрочность и адаптивность составных частей, принимаются меры по надежному функционированию ее главной технической составляющей - комплекса инженерно-технических средств физической защиты (КИТСФЗ) на базе автоматизированной интегрированной системы безопасности.

Современные КИТСФЗ, как правило, характеризуются наличием «распределенного интеллекта» (для сохранения работоспособности во внештатных ситуациях), сквозным управлением средствами и системами безопасности, а также контролем оборудования жизнедеятельности АЭС.

Общий состав технических средств системы физической защиты ядерных объектов.

Создание системы физической защиты атомной станции предусматривает:

анализ уязвимости объекта, моделирование потенциальных угроз, оценку эффективности существующей СФЗ;

разработку концепции безопасности объекта, обеспечивающей повышенную диверсионную устойчивость (защиту от «внешних» и «внутренних» нарушителей), контроль и учет доступа, радиационный контроль выноса и вывоза ядерных материалов, а также проноса оружия и взрывчатки;

определение первоочередных задач по защите мест хранения, ликвидации и утилизации ядерных материалов и изделий;

комплексное обеспечение информационной безопасности СФЗ;

организацию системы связи, в том числе на этапах транспортировки ядерных материалов и изделий, обеспечение помехоустойчивости и защищенности радиоканалов и проводных средств;

разработку, изготовление и поставку технических средств и систем физической защиты (сигнализационных, видеонаблюдения, управления доступом, связи и других), программно-математического обеспечения;

планирование и организацию производства строительных и монтажно-наладочных работ, их материально-технического обеспечения, привлечение подрядных предприятий и взаимодействие с концерном «РОСЭНЕРГОАТОМ», руководством и службами АЭС и территориальными органами, осуществляющими надзор за безопасностью ЯОО;

приемо-сдаточные испытания и ввод КИТСФЗ в эксплуатацию;

обучение персонала службы безопасности;

анализ результатов эксплуатации, подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию СФЗ и укреплению безопасности объекта.

Требования к СФЗ регламентируются международными соглашениями, федеральными законами Российской Федерации, в частности, законом «Об использовании атомной энергии», постановлениями Правительства Российской Федерации, межведомственными и отраслевыми нормативными документами «Концепцией построения системы физической защиты ядерных материалов и установок», «Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов в Российской Федерации».

Для проверки эффективности функционирования СФЗ АЭС регулярно проводятся учения, в ходе которых оценивается уровень ее организации и состояния, надежность технических средств и подсистем КИТСФЗ, профессионализм действий руководства станции и служб, ответственных за обеспечение ее безопасности, в том числе подразделений силовых структур.

5. Security. Человеческий фактор

Работа с персоналом направлена на достижение и поддержание культуры безопасности и необходимой квалификации кадров, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии. Она обеспечена соответствующими ресурсами, организационной структурой управления и системой управления качеством, необходимыми законодательной, нормативно-правовой и методологической базами. Согласно данным МАГАТЭ, не менее 60% происшествий на объектах использования атомной энергии во всем мире происходит по вине персонала.

Как невозможно приказом остановить или ускорить технический прогресс, так нельзя моментально изменить сознание людей, их морально-психологический облик. Но именно это сейчас необходимо обществу: недостаточно изобрести и научиться использовать новые технологии и технические средства, люди должны ясно понимать, как их применять с минимальной опасностью для себя и окружающих.

6. Инновации в атомной отрасли

Система подготовки кадров

Работа с персоналом основана на отечественном и международном опыте. Ее основные цели следующие:

обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;

формирование необходимых знаний и навыков перед допуском работника АЭС к самостоятельной работе, в том числе специальных, нужных для допуска к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;

сохранение необходимых знаний и опыта, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;

совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;

систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности.

Надежность персонала (человеческого фактора) - основа культуры безопасности.

7. Эволюция культуры безопасности

Раньше культура безопасности представляла из себя вопрос физической и технической защиты решаемый узкой группой специалистов.

Сейчас это вопрос общей эффективности работы АЭС, решаемая всем персоналом.

8. Этапы жизненного цикла АЭС и соблюдение культуры безопасности на этих этапах

Этап Маркетинг - Необходимость АЭС.

Энергия - один их основных видов ресурсов, необходимых людям.

Если людям необходимо иметь другие источники

Энергии, кроме органического ископаемого топлива, то единственными источником, способным внести основной вклад в энергетику до конца нашего столетия, является деление ядер.

Энергетика XXI века: ставка на ядерные технологии

По самым осторожным оценкам, в XXI веке общее энергопотребление на планете удвоится. Мировое сообщество всерьез озабочено проблемой возможного дефицита энергоресурсов и поиском наиболее эффективных источников энергии.

Как показано на рисунке, в базовом сценарии МЭА спрос на энергию увеличится с 2005 г. более чем в полтора раза к 2030 г. и почти удвоится к 2050 г. И хотя мировой финансово-экономический кризис явно понизит эти прогнозы, такой тренд роста энергопотребления является заведомо тупиковым.

Динамика мирового энергопотребления и прогноз роста народонаселения позволили международной группе специалистов смоделировать несколько возможных сценариев развития атомной энергетики и ее роли в структуре мирового энергопроизводства. Наиболее корректным можно считать так называемый "умеренный" сценарий, в соответствии с которым ядерной энергетике отводится в основном роль поставщика электроэнергии. Величины развития ядерной энергетики по этому сценарию соответствуют мощности АЭС 2000 ГВт (45EJ) в 2050 году и 5000 ГВт (140EJ) в 2100 году.

Учитывая результаты существующих прогнозов по истощению к середине - концу следующего столетия запасов нефти, природного газа и других традиционных энергоресурсов, а также сокращение потребления угля (которого, по расчетам, должно хватить на 300 лет) из-за вредных выбросов в атмосферу, а также употребления ядерного топлива, которого при условии интенсивного развития реакторов-размножителей хватит не менее чем на 1000 лет можно считать, что на данном этапе развития науки и техники тепловые, атомные и гидроэлектрические источники будут еще долгое время преобладать над остальными источниками электроэнергии. Уже началось дорожание нефти, поэтому тепловые электростанции на этом топливе будут вытеснены станциями на угле.

Нефти требуется замена

Ученые отмечают, что, по крайней мере, в ближайшие 30-40 лет углеводородное сырье сохранит за собой статус наиболее востребованного источника энергии. Однако известно, что освоенные месторождения иссякают, а разведка новых требует все больших инвестиционных вложений. Следствием надвигающегося кризиса неизбежно станут изменения в инфраструктуре производства энергии, обусловленные как экономическими (повышение цен на нефть и газ и их изменчивость), так и природоохранными факторами. Экологические последствия использования ископаемого топлива становятся все более угрожающими: атмосферные выбросы ведут не только к деградации окружающей среды и ухудшению здоровья населения, но и к глобальным изменениям, таким, например, как изменение климата.

Чтобы существенно продвинуться по пути наращивания производства энергии, ослабить парниковый эффект, мировое производство ядерной энергии должно вырасти в 4-5 раз. В свою очередь, ядерные приоритеты порождают ряд новых проблем, таких, как обеспеченность реакторов дешевым сырьем, утилизация отходов, обеспечение технической безопасности.

На ряде объектов ядерной энергетики и ядерно-топливного цикла (Уиндскейл в Великобритании, Кыштым на Урале, американская АЭС «Три-Майл-Айленл», Чернобыльская АЭС), произошли тяжелые аварии, которые явились следствием переоценки «зрелости» технологии на этапе ее ускоренного развития. Тем не менее, ядерная энергетика смогла продемонстрировать свою жизнеспособность, экологическую привлекательность и возможность безопасного и конкурентоспособного обеспечения энергопотребностей общества.

Основным фактором конкурентоспособности атомной энергетики и успехов использования ядерной энергии в других сферах явился промышленный, научно-технический и кадровый потенциал, созданный при разработке ядерного оружия. Ядерная энергетика, как и любая другая современная сложная технология, воплощенная в технику, используемую человеком, связана с определенным риском для отдельной личности, общества и окружающей среды.

На 1 этапе жизненного цикла АЭС - маркетинга, т.е необходимость самих АЭС - это мониторинг общественного мнения.

Для этого необходимо исследовать общественное мнение по 5-ти аспектам:

) отношение к атомной энергетике как к энерготехнологии;

) отношение к строительству новых АЭС;

) отношение к новому строительству поблизости от места проживания;

) оценка экологичности АЭС;

) оценка вероятности аварий на АЭС

Проектирование и разработка.

В настоящее время в мире действуют 442 ядерных реактора, которые "съедают" порядка 68 тыс. тонн урана в год. В последнее десятилетие потребности в уране на 40-45% обеспечивались в основном складскими запасами, а объемы годового производства составляют порядка 35-38 тыс. тонн. По оценкам экспертов, за предыдущие 15 лет в мире израсходовано около 250 тыс. тонн складского урана.

За атомной энергетикой - будущее. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, предусматривается удвоение мощности атомных электростанций. При этом только для вновь строящихся станций потребуются не менее полутора тысяч человек персонала ежегодно. Это открывает широчайшие возможности трудоустройства.

Проектирование АЭС - вопрос, который всегда относился к особо актуальным и важным. Ведь несмотря на то что атом уже давно научились использовать в мирных целях, страшные последствия катастроф на АЭС продолжают сотрясать мир. Из всемирно известных таких ЧС следует назвать аварию на Чернобыльской и совсем недавно потрясшую мир ЧС на японской АЭС « Фукусима-1»

Целью проектирования атомных электростанций является создание наиболее рационального проекта. Основные требования, которым должны отвечать здания АЭС:

удобство для выполнения основного технологического процесса, для которого предназначены (функциональная целесообразность здания);

надежность при воздействии окружающей среды, прочность и долговечность (техническая целесообразность здания);

экономичность, но не в ущерб долговечности (экономическая целесообразность).

эстетичность (архитектурно-художественная целесообразность);

Компоновку АЭС создает коллектив проектировщиков разных специальностей.

На данном этапе развития, когда истощаются запасы органического топлива и резко растут цены на этот вид энергоносителей, а возобновляемые источники энергии, в силу особенностей их использования, не могут обеспечить базовую нагрузку в энергосистемах, человечество не может обойтись без атомной энергетики. Единственным путем ее успешного развития является постоянное подтверждение абсолютной безопасности.

Одним из основных последствий этих аварии явилось осознание всеми членами сообщества необходимости серьезного переосмысления требований к безопасности, как к базовому условию дальнейшего развития атомной энергетики, в сторону их ужесточения. В очередной раз стало очевидным, что экономия в этой сфере может обернуться в любой момент грандиозными, и не только экономическими, потерями. С другой стороны, как показывает история, аварии на АЭС, в конечном счете, оборачиваются прогрессом для всей мировой атомной энергетики, поскольку в каждом отдельном случае делается глубокий анализ подробной информации о произошедшем и предпринимаются соответствующие меры для предотвращения подобного в будущем. Так, например, после аварии на ЧАЭС проблемам обеспечения безопасности на АЭС учеными, конструкторами, и другими специалистами атомной отрасли было уделено особое внимание, в результате их взаимодействия уровень безопасности современных АЭС был повышен на три порядка.

Уроки, которые могут быть идентифицированы из предварительного рассмотрения аварии на АЭС Фукусима-1, обусловлены недостатками проекта этой станции, который был разработан в 60-х годах прошлого столетия.Япония не единственная страна, в которой работают реакторы устаревших конструкций. Правда, Германия и Швейцария решили полностью отказаться от ядерной энергетики и закрыть в течение ряда лет все АЭС, а самые старые - уже сейчас. Но в США - несколько десятков реакторов, функционирующих более 30 лет, и 23 из них имеют ту же конструкцию, что и старые реакторы «Фукусимы-1». У некоторых из них в ближайшие годы истекает срок эксплуатации, и неизвестно, продлят ли его регуляторы.

В свою очередь недостатки проекта обусловлены недостаточным уровнем знаний о характеристиках природных явлений в районе размещения площадки АЭС, знаний о процессах протекания запроектных аварий с тяжелым повреждением ядерного топлива, а также несовершенством нормативной базы.

На 2 этапе для поддержании культуры безопасности можно привести пример российские требования безопасности, которые на сегодняшний момент являются самыми жесткими в мире.

Принцип глубокоэшелонированной защиты и планирование защитных мероприятий.

Принцип глубокоэшелонированной защиты представляет собой систему мер, обеспечивающую всестороннюю защиту атомной станции. Планирование защитных мероприятий - это комплекс мер, который исключает радиоактивное загрязнение местности, и облучение людей. Фактически зона эвакуации, при достигнутом уровне безопасности не выходит за пределы площадки станции.

Принцип самозащищенности реакторной установки.

Принцип самозащищенности реакторной установки обеспечивается за счет подбора нейтронно-физических характеристик реактора, предусматривающих самостоятельное прекращение реакции деления в любой нештатной ситуации вне зависимости от действий оператора.

Российский энергетический реактор ВВЭР- самозащищенный реактор. Физика ректора обеспечивает самозащищенность на основе естественных обратных связей - «отрицательные коэффициенты реактивности».

Барьеры безопасности.

Наличие не менее четырех независимых барьеров безопасности препятствует распространению радиации за пределы площадки станции.

Двойная защитная оболочка реактора - контайнмент - состоит из двух контуров - внутренней и наружной оболочки. Радиоактивные среды удерживаются внутри контайнмента. Толщина внутренней оболочки составляет 1200 мм высокопрочного армированного напряженного железобетона. Изнутри эта оболочка облицована сталью толщиной 6 мм. Внутренний свободный объем контайнмента составляет 75 000 кубических метров (свободный объем реакторов Фукусимы был в 20 раз меньше). Внутри контайнмента находится бак с запасом борированной воды, которая может использоваться при возникновении нештатной ситуации для охлаждения реактора. Внешняя оболочка имеет толщину 800 мм и защищает реактор от внешних воздействий. Она выдерживает падение самолета, смерч и ураган, обледенение, наводнение, террористические атаки.

ВВЭР - двухконтурный реактор. Двухконтурная схема принципиально более безопасная, чем одноконтурная: в первом контуре нет пара, поэтому риск «оголения» топлива и его перегрева принципиально ниже.

Многократное дублирование каналов безопасности.

Каждый из четырех каналов безопасности имеет собственный дизель-генератор. Конструкция и расположение дизель-генераторов предусматривают работу в условиях затопления или наводнения.

На случай выхода из строя перечисленных выше систем безопасности российские ВВЭР оснащены системой управления запроектными авариями. Эта система включает: систему удаления водорода (с пассивными рекомбинаторами); систему защиты первого контура от превышения давления; пассивную систему отвода тепла через парогенераторы; пассивную систему отвода тепла от защитной оболочки; устройство локализации расплава (ловушка расплава).

Система удаления водорода. Система представляет собой комплекс каталитического окисления водорода с образованием воды и предназначена для предотвращения возникновения гремучей смеси, способной разрушить контайнмент. Эффективность работы системы удаления водорода повышается с ростом температуры.

Система защиты первого контура от превышения давления включается автоматически и не требует участия оператора.

Пассивные системы отвода тепла обеспечивают отвод избыточного тепла в случае остановки реактора при отсутствии внешнего энергоснабжения. Работают за счет естественной циркуляции и не требуют вмешательства оператора. Не содержат вращающихся деталей.

Уникальной особенностью ВВЭР российского производства является наличие ловушки расплава. Ловушка расплава представляет собой жаропрочный тигель весом 250 тонн для защиты шахты реактора в случае расплава активной зоны. Обеспечивает локализацию расплава и предотвращает выход радиоактивных элементов за пределы герметичной оболочки при любых сценариях.

Так, например, наличие комплекса мер безопасности, включая наличие ловушки расплава, позволило МАГАТЭ признать Тяньванскую АЭС (Китай) самой безопасной в мире. Балтийская и белорусская АЭС являются копиями Ленинградской АЭС-2, прототипом которой, в свою очередь, является Тяньванская АЭС.

Применение пассивных систем безопасности.

Пассивные системы безопасности не требуют источников энергии и не содержат вращающихся элементов. При полной потере внешнего энергоснабжения пассивные системы безопасности обеспечивают остановку реактора и отвод остаточного тепловыделения за счет естественных законов природы.

Концепция безопасности, предусматривающая не только средства предотвращения аварий, но и средства управления последствиями запроектных аварий, обеспечивающие локализацию радиоактивных веществ в пределах гермооболочки.

В случае тяжелой аварии предусматривается наличие специальных устройств, которые даже в случае самой тяжелой аварии не позволяют радиоактивным веществам выходить за пределы защитной оболочки.

Культура безопасности на всех этапах жизненного цикла.

Культура безопасности на всех этапах жизненного цикла предусматривает выбор площадки, консервативный принцип проектирования, систему подготовки кадров, систему независимого надзора и т. д. вплоть до вывода станции из эксплуатации. Культура безопасности - это внутренняя психологическая и квалификационная готовность и способность персонала станции к обеспечению ее безопасной эксплуатации. Безопасность станции имеет наивысший приоритет.

Собственные силы и средства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на каждой АЭС.

Существующие нормативы предусматривают наличие на каждой станции собственных подразделений гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, в обязанность которых входит обеспечение безопасности при возникновении нештатных ситуаций (На АЭС Фукусима таких подразделений не было. Государственная система реагирования оказалась перегруженной ликвидацией последствий землетрясения и цунами и не смогла эффективно обеспечить безопасность станции в условиях катастрофических разрушений, в том числе и инфраструктуры пожарных служб).

Собственные силы и средства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций представляют собой штатную структуру, находящуюся в постоянной боевой готовности оперативно предотвратить последствия любой аварии. Штатная структура подобного рода является уникальной особенностью российских проектов.

Собственные подразделения ГО и ЧС на каждой АЭС оснащены необходимыми техническими средствами, в том числе резервными источниками питания и резервными насосами. Технические средства на энергоблоке для подключения внешних источников питания и внешних насосов (штуцеры) разнесенные на разные стороны энергоблока. Убежища и средства защиты персонала имеются на площадке каждой АЭС. Убежища оснащены резервными системами управления энергоблоком.

После чернобыльской катастрофы на всех российских АЭС предусмотрены внешние разъемы для подключения источников энергии и электроснабжения (этого не было на Фукусиме). Нормативы предусматривают дублирование таких разъемов на разных сторонах энергоблоков, что также является дополнительной мерой безопасности.

Принцип выбора площадки АЭС в местах, где отсутствуют запрещающие факторы.

Принципы выбора площадки предусматривают запреты на строительство и эксплуатацию атомных станций в местах, не соответствующих нормативным требованиям (по российским нормативам строительство станции на том месте, где располагалась японская станция Фукусима, запрещено).

О состоянии защищенности АЭС с реакторами нового поколения ВВЭР-1000, ВВЭР-1200 в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Проектные решения по безопасности для энергоблоков АЭС с ВВЭР нового поколения направлены на создание АЭС с повышенным уровнем безопасности, чтобы общий риск от эксплуатации АЭС был настолько мал, насколько это разумно достижимо (принцип ALARA). При этом должны, безусловно, выполняться требования действующих в России нормативных документов по безопасности, а так же рекомендации МАГАТЭ, EUR и других международных организаций.

Планирование.

На этапе планирования необходимо учитывать все преимущества и недостатки постройки ее в регионе, а так же возможности и потребности.

Позволит ли постройка АЭС решить вопрос тепло- и электроснабжения региона (а возможно и регионов).

Преимущества АЭС сводятся к следующему: можно строить в любом районе независимо от его энергетических ресурсов; атомное топливо отличается необыкновенно большим содержанием энергии (в 1 кг основного ядерного топлива - урана - содержится энергии столько же, сколько в 25 000 т угля <#"justify">За качеством борются на всех этапах качества. По аналогии обеспечения качества на всех этапах нужно воспитывать и применять культуру безопасности. В этом случае мы избавимся от негативного восприятия.

12. Принципы культуры безопасности

Что бы развеять негативные сомнения - убедить людей, что развитие ядерной энергетики может быть экологически более чистым, на всех этапах следует внедрять и воспитывать культуру безопасности.

Для обеспечения и повышения культуры безопасности я скоррелировал принципы культуры безопасности с менеджмента качества (всеобщего управления качества) и попытался адаптировать их.

Ориентация на потребителя.

Предоставления достаточного уровня энергии при должном уровне безопасности.

Лидерство.

Внедрение КБ сверху, непосредственное руководство руководителя по внедрению культуры безопасности, лидирующая роль руководителя.

Обучение руководителей является одним и важнейших направлений, ведь именно они ответственны за формирование в коллективе атмосферы открытости и взаимоуважения, способствующей эффективной культуре безопасности. Руководители организаций, особенно в России, имеют существенное влияние на формирование культуры безопасности. В основе понятия «культуры» лежат схожие представления о реальности и менталитете.

На практике это означает, что организация руководствуется определенными методами работы и моделями поведения, которые руководители считают наиболее важными и полезными в достижении поставленных целей.

Даже самые разумные и рациональные подходы к созданию культуры окажутся нереализованными, если руководитель организации лично не занимается их активным внедрением. Одна из основных функций руководителя - создание определенной организационной культуры и моделей поведения на предприятии. Для развития и укрепления культуры основные ее положения должны быть декларированы руководством, а их реализация поощряться.

Вовлечение персонала.

Персонал должен думать об обеспечении безопасности.

Для персонала понятие культура безопасности состоит из следующих элементов:

знания и компетентность, обеспечиваемые подготовкой;

персональное осознание приоритета и важности безопасности;

мотивация поступков и действий с постоянным самоконтролем;

надзор и контроль выполнения работ, влияющих на безопасность;

открытость в эксплуатационной деятельности;

укрепление доверия общественности к безопасной эксплуатации АЭС.

Коротко эти элементы перечислены в определении термина «культура безопасности»: Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомной станции является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящих к самосознанию ответственности и контролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

Процессный подход.

Процессный подход впервые был предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они, во-первых, рассматривали эти функции как независимые друг от друга, во-вторых, не ориентированные на управление бизнес-процессами предприятия.

Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятием понимается ориентация деятельности предприятия на бизнес-процессы, а системы управления предприятия на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия. При этом системы качества предприятия обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия.

В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.

Для культуры безопасности процессный подход это обеспечение КБ в каждом процессе, т.е на всех этапах жизненного цикла.Культура безопасности на всех этапах жизненного цикла предусматривает выбор площадки, консервативный принцип проектирования, систему подготовки кадров, систему независимого надзора и т. д. вплоть до вывода станции из эксплуатации.

Системный подход.

Системный подход - это подход, при котором любая система(объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь и объединенных одной целью.

Внешняя среда включает в себя:

общество (население).

поставщики.

потребители.

персонал.

Система учитывает все элементы. Границы системы определяются целью ее существование и функционирования. А целью является обеспечение и поддержание культуры безопасности на всех этапах жизненного цикла АЭС. Системный подход подразумевает учет всех внутренних и внешних связей. Как одно решение отразиться на всех остальных элементах системы. Учет всех взаимосвязей с внешним окружением.

Именно поэтому системный подход необходимо применять к культуре безопасности АЭС.

6. Постоянное улучшение.

Что бы удовлетворять растущую потребность в энергетике при должном уровне безопасности, уровень культуры безопасности на АЭС не должен останавливаться на достигнутом.

Чтобы отвечать современным угрозам безопасности, необходимо:

проводить анализ всех несоответствий, которые возникают при эксплуатации АЭС.

Выявлять причины несоответствия безопасности.

разрабатывать и внедрять корректирующие действия.

Пример: строительство ректоров РБМК (реактор большой мощности канальный) в настоящее время не планируется, в связи с его недостатками, которые послужили причинами аварии на ЧАЭС, а так же разрывов каналов на блоках ЛАЭС и ЧАЭС. Закладка новых или достройка существующих недостроенных блоков РБМК в России в настоящее время не планируется. Например, принято решение о строительстве Центральной АЭС с использованием ВВЭР-1200 на месте Костромской АЭС, на которой изначально планировалось установить РБМК. Также по «психологическим» причинам было принято решение не достраивать 5-й энергоблок Курской АЭС, несмотря на то, что он уже имел высокую степень готовности - оборудование реакторного цеха смонтировано на 70 %, основное оборудование реактора РБМК - на 95 %, турбинного цеха - на 90 %.

Дальнейшее исследование несоответствий и дальнейшее улучшение и внедрение новых мер безопасности (постоянное совершенствование).

Принятие решений основанных на фактах.

Принятие решений должно осуществляться в связи с четко обозначенной потребностью и последствиями в случае невыполнения решения.

Пример-1: В связи с тем, что мировых запасов урана при современном потреблении (потребность ядерной энергетики уране лишь на 60 % удовлетворяется сырьем) хватит примерно на такой же срок что и запасы нефти.

Как выход - необходимо проектирование и строительство новых реакторов ВВЭР-1000 (водно-водяной энергетический реактор).

Реактор энергетический <#"justify">13. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Деятельность организации по поддержанию высокой культуры безопасности должно находить поддержку и поощрение извне. Стимулирование культуры безопасности - это общенациональное дело, и вклад в него должен исходить от разных уровней власти и широких слоев населения.

фукусима авария энергетика топливо

14. Источники культуры безопасности

Без реальных источников развития Культуры безопасности ее принципы соблюсти будет невозможно.

Участие персонала в национальных и международных семинарах и конференциях по этой или смежной тематике.

Методология и программы подготовки МАГАТЭ.

Руководящий состав предприятия как образец следования принципам безопасности.

Преподавание ядерной безопасности и её культуры в ВУЗах в качестве обязательного курса.

Периодическая подготовка и переподготовка персонала на предприятиях.

Гибкая система управления с учетом оценки рисков и уязвимости.

Вывод

Культура безопасности это один из показателей качества ядерной отрасли.

Культура безопасности подразумевает не только техническую грамотность и профессионализм людей, связанных с сохранностью ядерных материалов, но и их желание следовать установленным нормам, правилам, мерам и процедурам, творчески и инициативно подходить к проблемам безопасности в чрезвычайных ситуациях, включая умение предугадывать возникновение тех или иных проблем или обстоятельств - что особенно важно в условиях достаточно ограниченной возможности специалистов предсказать характер новых угроз. Совершенствование культуры безопасности включают комплекс управленческих, организационных и других мер. Культура безопасности подразумевает не только техническую грамотность и профессионализм людей, связанных с сохранностью ядерных материалов, но и их желание следовать установленным нормам, правилам, мерам и процедурам, творчески и инициативно подходить к проблемам безопасности в чрезвычайных ситуациях, включая умение предугадывать возникновение тех или иных проблем или обстоятельств - что особенно важно в условиях достаточно ограниченной возможности специалистов предсказать характер новых угроз. Совершенствование культуры безопасности включают комплекс управленческих, организационных и других мер.

Важность понимания принципов культуры безопасности является приоритетным направлением на всех этапах жизненного цикла ядерных объектов.

Список литературы

1.#"justify">2.#"justify">.#"justify">..#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">20.#"justify">21.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://www.armscontrol.ru


Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли зна­ния - культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чер­нобыле. В последующем документе консультативной группы - «Основные принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безо­пасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это та­кой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдель­ных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объ­екта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяе­мое их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциа­льно опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, кото­рые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности


Глава 4

обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безо­пасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели. Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреп­лении культуры безопасности . Отчет ¹ 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена, 1998 г.) определяет три таких этапа:

1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным обра­зом основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рас­сматривается как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопас­ности.

2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и до­стигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенство­вания, в который каждый может внести свой вклад.

На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в со­ответствии, например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12, и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источни­ками опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимо­стью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредст­вом руководящих указаний с использованием компетентных специалистов по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен пола­гать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значитель­ной мере навязано ему другими лицами.


Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той, которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разрабо­тать некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего пони­мания и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рис­ков, включая документально оформленные правила и процедуры, которые определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стреми­ться (рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут раз­деляться всеми. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.

Культура отчетности . Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, име­ется хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все собы­тия, которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректи­рующим мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников, так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут

Человеческий фактор играл решающую роль во многих авариях, но проблемы, обусловленные им, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания - культуры безопасности, направленной на повышение мотивационной надежности персонала.

Недостаток культуры безопасности явился одной из главных причин аварии на Чернобыльской АЭС. Культура безопасности предполагает высокую квалификационную и психологическую подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности объекта является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самоосознанию ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ.

Термин «культура безопасности» был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В последующих документах культура безопасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению «культура безопасности - это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Это определение распространяется на любые потенциально опасные объекты и технологии. По другому определению, культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа людей, которые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.

Культура безопасности является составной частью общей культуры производства и представляет собой совокупность видов деятельности администрации и поведения персонала, направленных на обеспечение безопасности потенциально опасных производств и объектов. Предприятия с потенциально опасными производствами и объектами должны проводить политику, показывающую, что обеспечение безопасности обладает высшим приоритетом перед остальными видами деятельности предприятия.

Культура безопасности предприятия должна основываться на следующих принципах:

осознание каждым работником важности и значения обеспечения безопасности;

ответственность каждого работника, реализуемая через понимание и неукоснительное выполнение должностных инструкций;

высокий уровень знаний и компетентности руководителей, обеспечивающих подготовку персонала и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности;

регулярное осуществление надзора и контроля за состоянием ответственных за безопасность предприятия систем и за подготовкой персонала.

Культура безопасности обеспечивается через систему подготовки кадров и повышения квалификации, экологическое образование. Организации, как правило, проходят несколько этапов в развитии культуры безопасности. 1.

Безопасность - это производное от соблюдения требований и основывается на правилах и регламентах. На данном этапе безопасность рассматривают как технический вопрос, а соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считают достаточным для обеспечения безопасности. Улучшения достигают главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности объекта и внедрения систем и процедур контроля за источниками опасности. Эти усовершенствования диктуются необходимостью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством руководящих указаний. Персонал склонен полагать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной мере навязано ему другими лицами. 2.

Второй этап предусматривает разработку организацией некоего связанного с безопасностью заявления с изложением своего понимания безопасности и четким указанием его целей, в качестве которых рассматриваются хорошие показатели безопасности. Должны быть установлены ясные процедуры достижения этих целей, а также правила, которые определяют, что можно делать и что делать нельзя. 3.

Безопасность рассматривают как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад. Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться. Его достижение - процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделять все. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.

Совершенствование - это непрерывный процесс, требующий самокритичного, открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей оценки себя на их фоне. Важное значение имеет участие всех работников в этом процессе.

В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение следующих требований: в организации должно существовать четкое распределение обязанностей и ответственности; информационное обеспечение должно быть непрерывным и высокоприоритетным процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения получены и поняты; необходимо препятствовать чрезмерной инициативе в создании недоступных для понимания рекомендаций по возможным усовершенствованиям. Руководство организации и надзорные органы должны устанавливать приоритеты и разрабатывать реалистичные планы усовершенствований с адекватным ресурсным обеспечением и постоянным контролем.

Таким образом, в процессе повышения культуры безопасности организации проходят несколько этапов, стремясь к высшему уровню, который характеризуется реальной приверженностью делу обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным и установленным при участии самих работников.

Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры безопасности - обеспечить приверженность этому делу руководства организации. Подтверждением этого является то, что руководители высшего звена выделяют время и ресурсы на безопасность и выступают в качестве примера для своих сотрудников.

Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко определены, просты и годны к ежедневному применению. Персонал должен быть вовлечен в разработку и совершенствование процедур, четко понимать последствия их несоблюдения. Руководителям подразделений необходимо быть бдительными, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность и отрицание способствуют формированию низкой культуры, которую впоследствии будет сложно повысить.

Важно побуждать работников к принятию ими консервативных решений в вопросах безопасности. Необходимо поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов, как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к некоторому замедлению производства. Всем сотрудникам необходимо постоянно напоминать о том, что отказы на потенциально опасном объекте могут иметь серьезные последствия для них, их коллег и населения.

Культура отчетности. Сбои и «почти оплошности» рассматривают в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми следует пользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, существует стимул к тому, чтобы расследовать все события, которые могут оказаться поучительными, в целях установления их причин и обеспечения своевременной обратной связи. «Почти оплошности» очень важны, поскольку представляют большее разнообразие и объем информации для изучения, чем аварии.

Необходимо мотивировать работников к представлению сообщений даже о незначительных проблемах. Здесь возникает вопрос

об отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то, что к этим сообщениям отнесутся с вниманием, а они и их коллеги не будут наказаны. При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать отрицательное влияние на безопасность.

«Почти оплошности» представляют собой богатый источник информации для исследования риска аварий и система представления сообщений о них имеет важное значение. Такую систему необходимо поддерживать в атмосфере доверия; с извлеченными уроками следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика должна стать предметом критического разбора всеми сотрудниками в организации. Важно научить сотрудников конструктивно бороться с небезопасной практикой. Незначительные отступления от безопасной практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В совокупности эти отступления могут впоследствии привести к более значительному инциденту или аварии. Это является важной причиной для активного стремления к устранению недостатков, которые по отдельности могут показаться не слишком существенными.

Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события - от «почти оплошностей» и до отказов, влияющие на безопасность, начинаются с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния технологического процесса на объекте. Они нередко носят скрытый характер и проходят незамеченными или же расцениваются как обычные и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе происходит новый, более значительный, отказ. Поэтому сведение до минимума имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии объекта является важным в деле предупреждения более серьезных событий.

Минимизация скрытых недостатков требует понимания персоналом того, почему использованы конкретные системы безопасности и требования с точки зрения их вклада в обеспечение безопасности. Работники не только должны быть аттестованы и опытны в своих областях, но и способны бороться с потенциально небезопасной практикой работ и выявлять недостатки, где бы они их не встречали.

Отказ от борьбы с недостатками со стороны руководства не только исключает возможность устранения конкретного отмеченного недостатка в работе, но и способствует формированию культуры, при которой нарушения, недосмотры и «кратчайшие пути» становятся нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности включает следующие стадии:

самоуверенности, формируемой в результате хороших показателей в прошлом, восхваления на основе независимых оценок и неоправданного самодовольства;

самоуспокоенности; на этой стадии на объекте начинают происходить незначительные события и проводятся неадекватные самооценки их значимости. Контроль начинает ослабевать, а самодовольство приводит к отсрочке программ модернизации;

отрицания; факт отрицания нередко проявляется, когда число Незначительных событий продолжает расти и начинают происходить более существенные инциденты. Однако преобладает вера в то, что это все еще изолированные случаи. Негативные выводы по результатам внутренних проверок отвергают как безосновательные, а программы анализа причин не применяют. Корректирующие меры реализуют не систематически, а программы модернизации являются неполными;

опасности, возникающей, когда происходит несколько потенциально серьезных инцидентов, но руководство и персонал упорно продолжают отвергать критику, исходящую от внутренних проверок и надзорных органов. Считается, что результаты проверок предвзяты, а критика в адрес объекта несправедлива. Как следствие, надзорные органы нередко молчат и опасаются давать негативные оценки и/или вступать в конфронтацию с руководством;

коллапса; на этой стадии проблемы стали ясны всем сторонам. Руководство объекта чувствует себя подавленно и, как правило, должно быть заменено. Нередко возникает необходимость дорогостоящей программы модернизации.

Важно обнаружить снижение уровня безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.