Уголовное право. Уголовное право России: понятие, предмет и метод. Задачи и функции уголовного права

Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука уголовного процесса, как и правовая наука в целом, ничего не предписывает, не дозволяет и не запрещает; она изучает, исследует соответствующие правовые явления.

Автор этих строк пишет, кроме того, учебник не криминологии, а «социокриминологии», потому что он на самом деле социолог. Поэтому он принимает к сведению непримиримость различных парадигм и разных субдисциплины, собранных за знаменем криминологии. Быстрая эволюция биомедицинских научных исследований и их влияние на понимание этиологии и лечение проблем психического здоровья, которые значительно перекрывают антиобщественное поведение, привели к возникновению биологической парадигмы. психосоциальной как основы для изучения и вмешательства в клиническую криминологию.

Предметом науки уголовного процесса являются:

– сущность и назначение уголовного процесса, принципы его организации и осуществления;

правовое положение в производстве по уголовным делам суда (судьи), прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя, а также иных участников процесса, на которых распространяется деятельность этих лиц и органов;

Результаты исследований в области нейробиологии и поведенческой генетики особенно красноречивы в отношении полезности этой парадигмы для полного устранения делинквентного явления. На самом деле, это два разных интеллектуальных вселенных, которые не встречаются, о чем не говорится в их научных публикациях. Это знания, которые не являются кумулятивными, они сопоставлены и не интегрированы. За фасадом криминологии мы сразу находим логическое и фатальное разделение между двумя совершенно разными научными и профессиональными мирами: социальными науками и науками личности.

– нормы действующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;

– сама уголовно-процессуальная деятельность, т. е. содержание процессуальных действий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального действия, так и всего процесса с момента его начала и до конца;

И ясно, что этот раздел фактически встречается повсюду в западном академическом мире, особенно в другой стране, иногда служащей образцом из-за существования «школ криминологии»: Бельгии. Безопаснее говорить о криминологических подходах. Я стремился создать профессиональное училище, - вспоминает он. . Таким образом, французские ссылки на великую междисциплинарную гармонию криминологии, практикуемой за рубежом, по существу являются мифическими, а не нереальными. Мари-Андре Бертран, почетный профессор криминологии Университета Монреаля, делает вывод о том, что криминология стала чем-то вроде машины для выпускников. первого цикла, которые практикуют судебное разбирательство, назначенное преступным аппаратом.

– уголовно-процессуальные отношения, возникающие между органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судом (судьей) и другими участниками уголовного процесса;

– история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных его институтов и норм;

– изучение уголовного процесса зарубежных стран.

Криминология - прикладная наука, а не фундаментальная наука

Дело слышится: для наших коллег из Квебека очень ясно, что криминология - это прикладная наука, а не научная дисциплина. Это не потому, что они криминологические исследователи, что они могут обучать «криминологов», но наоборот: это потому, что они должны обучать людей, которые будут иметь профессиональный титул «криминологи», что они выставляются вместе под лейблом «криминология», несмотря на их неприводимые парадигматические оппозиции. Как только проблема профессиональной подготовки исчезла, большинство криминологов Квебека становятся психологами, социологами, юристами, историками и т.д.

Методом науки уголовного процесса, прежде всего, является диалектика как общий для всех отраслей знания способ познания объективной действительности. Данный метод обуславливает изучение уголовного процесса в его историческом развитии в неразрывной связи с конкретными условиями действительности, с развитием государства и права. Главное внимание при этом уделяется исследованию состояния организации и осуществления деятельности по раскрытию преступлений, изобличению и наказанию виновных в их совершении лиц. Такой подход к изучению проблем уголовного процесса способствует максимальному раскрытию закономерностей его развития, своевременному обнаружению и закреплению всего нового, прогрессивного, устранению отрицательного, противоречивого. Тем самым наука уголовного процесса содействует совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.

И если мы хотим внимательно посмотреть на сочинения сторонников институционализации криминологии во Франции, то на самом деле такая же ситуация преобладает. Действительно, практикующие, а также несколько десятков ученых, которые пилотируют или участвуют в криминологических крещеных учениях, очевидно, не разделяют общую парадигму или даже общее определение «криминологии», если нет, снова как прикладная наука, то есть определяется ее практической завершенностью. Это тройная клиника: судебная, терапевтическая, образовательная по Лойк Виллербу, профессор психопатологии в Университете Ренна 2.

Наука уголовного процесса пользуется также специальными методами изучения правовых явлений: конкретно-социологическим (например, при изучении и обобщении следственно-судебной практики), методом сравнительного правоведения (при изучении уголовного процесса зарубежных государств) и др.

Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.

Вывод: условия многодисциплинарности фундаментальных исследований

Он предполагает действительно разделять минимум общих концепций объекта своей науки и способ практиковать исследования. И, на самом деле, кажется, что это не может существовать иначе, чем искусственным и чисто теоретическим путем, если вы находитесь в масштабе совокупности гуманитарных наук. С практической и конкретной точки зрения производства знаний многодисциплинарность, очевидно, существует только устойчиво и коллективно на промежуточном уровне дисциплинарной группировки, социальных наук, с одной стороны, и наук о индивидуальной психике - с другой. Мы будем рады говорить о частичной или региональной многодисциплинарности, никоим образом не глобальной.

Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей ознакомить с достижениями данной науки, добиться уяснения норм уголовно-процессуального права, порядка их реализации, привить студентам практические навыки применения соответствующих правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях.

По общему признанию, всегда можно сопоставить знания, полученные в этих региональных многодисциплинарных областях, особенно в целях обучения. Это то, что делают криминологические программы, когда они хотят представить своей аудитории все области знаний, связанные с их объектами. Но этого сопоставления недостаточно для создания научной дисциплины с точки зрения фундаментальных исследований. Криминология, таким образом, может быть только полем изучения фундаментальных наук, который существует где-то еще, - так же пишут координаторы настоящего «Международного криминологического обзора».

Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.

И когда он существует на административном уровне, он применяется как прикладная наука. Поэтому, в зависимости от страны, это существование как прикладной науки более или менее институционализировано. Он также более или менее контролируется научным и академическим сообществом перед лицом государственного аппарата, который логически и регулярно искушал рассматривать исследования как просто техническую помощь, на службе доминирующей идеологической и уголовной базы в это время. история. Это то, что происходит во Франции, на фоне эпистемологических дискуссий, которые эта статья только что исследовала.

Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Ему будет посвящена другая работа. Информационный бюллетень Французской ассоциации криминологии, 5, 6. Политология, 1. Описание курса: расширенный курс по винным законам, единственный на национальном уровне, задуманный и организованный на университетском уровне, теперь находится в четвертом издании с целью предоставления специализированной подготовки с теоретической, методологической и прикладной точки зрения. через систематическое рассмотрение дисциплины винного сектора. В частности, темы, охватываемые учебным курсом, дают конкретные знания по предмету, позволяющие оператору, в основном юристу, а также экономисту, технику или агрономам, приобретать необходимые инструменты для решения юридических проблем в области с практической точки зрения, также в свете последних судебных решений и правильного применения действующих правил с особым учетом наиболее противоречивых проблемных аспектов этого вопроса.

К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

Глава I. Понятие, предмет, метод, система, задачи уголовного

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

Четвертое издание курса, после успеха первых трех, обновляется, чтобы реагировать главным образом на потребности, продиктованные новыми правилами, определяемыми в ЕС и внутренними, и, в частности, будет заниматься дисциплиной качества, системой санкций и международного рынка.

Директор курса: Филиппо Донати, Андреа Симончини Место проведения: Вилла Руполи - Пьяцца Индипенденца 9 - Флоренция. Существует 5 дополнительных мест бесплатно, как для всего курса, так и для отдельных модулей, зарезервированных для административного и технического персонала Университета. Существует 5 дополнительных мест, доступных бесплатно, как для курса, так и для отдельных модулей для научных сотрудников, а также для личного исследователя и преподавателя, принадлежащих департаментам, которые утвердили курс.

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ НАУКА 1.1. Понятие гражданского процесса (судопроизводства). Цель, задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства Дореволюционные процессуалисты определяли гражданский процесс «как

Есть 100 мест для аудиторов, зарегистрированных в Реестре дипломированных бухгалтеров и экспертов по бухгалтерскому учету. Регистрационный взнос: 650 евро. Плата за прослушивание для аудиторов: 650 евро. Сокращенный регистрационный взнос для выпускников, обучающихся в течение 28-летнего возраста: 400 евро предусматривается 10, предусмотрено 10, предусмотрено 10, предусмотрено 10.

Управление конфликтом в посредничестве и на других путях правосудия: новый профессионал

Описание курса: курс в трех разных изданиях направлен на обучение профессионального посредника также в целях запроса на аккредитацию в посреднических организациях и в качестве профессионального обновления. Содержание и условия обучения предлагают уважение к текущей дисциплине в области обучения гражданскому и коммерческому посредничеству. Участие в курсе соответствует действующему законодательству в отношении аккредитации посредников.

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Установление декрета: Регистрация: за 15 дней до начала мероприятия - заявка. Курс не будет активирован, если число учащихся меньше 10 для каждого издания и каждого отдельного модуля. Регистрационный взнос: 500 евро и 90 евро. Сокращенный регистрационный взнос для выпускников, обучающихся в течение 28-летнего возраста: 250 евро всего курса 3 предусмотрены 3 предусмотрены 3 дополнительных места предоставляются бесплатно для технических сотрудников университета, Для сотрудников университетской больницы есть 3 дополнительных свободных места.

Есть 3 дополнительных свободных места для исследовательских стипендиатов и личного исследователя и преподавателя, принадлежащих департаментам, которые утвердили курс. Описание курса: Цель курса - проанализировать новые правила судебных решений в отношении ответственности за здоровье.

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Недавнее уголовное законодательство. Аспирантура по правовым и уголовным делам

Указ о регистрации надписей Регистрация: за 15 дней до начала курса - заявка. Курс не будет активирован, если количество учащихся меньше 10. Регистрационный взнос: 300 евро. Описание курса: Курс направлен на углубление знаний о последних законодательных и судебных решениях в области материального и процессуального уголовного права, таких как, среди прочего, те, которые касаются предписаний и вымирающих положений преступления, медицинской ответственности, уличного убийства, корпоративные правонарушения и т.д.

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. Уголовное право: предмет и метод; система и задачи; наука уголовного права Уголовное право: как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему

Юридические профессии и юридическое оформление

Для студентов, обучающихся на курсах доктора флорентийского университета, имеется 15 мест. Для технического и административного персонала университета имеется 2 дополнительных свободных места. Для сотрудников университетской больницы предусмотрено 5 дополнительных свободных мест. Есть 15 дополнительных мест, которые можно бесплатно зарезервировать для стипендиатов и личного исследователя и преподавателя из департаментов, которые утвердили курс. Описание курса: Помимо предоставления более строго технико-правовых указаний, мы хотели бы предоставить инструменты для опрокидывания общего места: что язык права всегда избыточен, искусственен, неясен и, прежде всего, что он обязательно должен быть для внутренней конституции, Но обратное верно: «нет юридической мысли, если это не ясно, все, что является неясным, может принадлежать, возможно, другим наукам, но не закону!»; и как таковой он должен быть выражен в ясной и проницательной форме.

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

Лекция 2 Муниципальное право – наука и учебная дисциплина 2.1. Понятие, предмет, методология и источники науки муниципального праваНаука муниципального права является большей по объему, чем одноименные отрасль права и учебная дисциплина, поскольку включает все знания об

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Рассматривалось как система норм уголовного законодательства, которая определяла преступность и наказуемость деяния.

В настоящее время уголовное право рассматривется как:

  1. отрасль права;
  2. наука;
  3. учебная дисциплина.

Уголовное право как отрасль права

Уголовное право как отрасль права входит в общую России, оно обладает чертами и принципами, присущими праву Российской Федерации в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.). Как и для других отраслей права, основой уголовного права выступает Конституция Российской Федерации. Вместе с тем уголовное право отличается от других отраслей права, так как имеет свои особенные предмет и метод регулирования, свои задачи.

Предметом уголовно-правового регулирования выступают общественные отношения, к которым относятся:

  1. охранительные уголовно-правовые отношения;
  2. регулятивные уголовно-правовые отношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Регулятивные уголовно-правовые отношения складываются на основе управомочивающих норм, определяющих права участников общественных отношений на причинение вреда при наличии определенных обстоятельств: состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т. д.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Метод уголовного права специфичен, он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания.

Методом охранительных уголовно-правовых отношений является императивный (административно-командный): установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания.

Для регулятивных уголовно-правовых отношений характерен диспозитивный метод: наделение определенными правами (например, правом на обоснованный риск, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения и т. д.).

Таким образом, уголовное право - это совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Являясь отраслью права, уголовное право имеет сходные черты с некоторыми другими отраслями. Наиболее тесно оно связано с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Замечание

В общей теории права существует точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоя­тельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, админис­тративное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения. Поскольку право диктует исходящие от государства обще­обязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санк­ция в принципе не может применяться за нарушение, напри­мер, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Система уголовного права. Общая и Особенная части

Система права - это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Структурные элементы системы права:

  • норма права (материальная или процессуальная);
  • подинститут права;
  • институт права;
  • подотрасль права;
  • отрасль права.

Таким образом, уголовное право слагается из соответствующих норм права, подинститутов и институтов.

Институт уголовного права - это система взаимосвязанных уголовно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность сходных общественных отношений или какие-либо их компоненты. Они различаются между собой по объему и содержанию. Например, одним из наиболее крупных институтов уголовного права выступает институт наказания, меньшим по объему является институт соучастия и т. д.

Основным содержанием уголовного законодательства являются четыре института:

  1. уголовный закон;
  2. преступление;
  3. наказание;
  4. освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Они, в свою очередь, систематизированы в Общей и Особенной частях УК и делятся на более дробные институты и входящие в них нормы.

Общая часть уголовного кодекса

В Общей части законодатель:

  • провозглашает задачи уголовного законодательства и его принципы;
  • указывает основание уголовной ответственности, определяет действие закона во времени и в пространстве;
  • формулирует понятие преступления и выделяет категории преступлений, формы и виды вины, называет общие условия уголовной ответственности (возраст, вменяемость), закрепляет перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, дает понятие и характеристику стадиям совершения преступления, соучастию в преступлении;
  • определяет цели наказания, устанавливает систему наказаний, предусматривает порядок назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Особенная часть уголовного кодекса

Особенная часть включает в себя нормы, в которых содержится описание отдельных видов преступлений и установленных за их совершение наказаний. Нормы классифицированы по разделам, которые в свою очередь состоят из глав.

Наука уголовного права, ее содержание и задачи

Предмет науки уголовного права включает:

  1. комментирование, иначе - доктринальное толкование уголовного закона;
  2. разработку рекомендаций для законодательства и правоприменительной практики;
  3. изучение истории уголовного права;
  4. сравнительный анализ отечественного и зарубежного права;
  5. разработку социологии уголовного права, т.е. изучение реальной жизни уголовного закона посредством измерения уровня, структуры и динамики преступности, изучения эффективности закона, механизма уголовно-правового регулирования, обоснованности и обусловленности уголовного закона, криминализации (декриминализации) деяний;
  6. исследование международного уголовного права.

Предмет уголовного права определяет содержательную специфику его метода. Понятием "метод" охватываются методология и познания. Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность, содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью. В диалектическом материализме - это учение о единстве и борьбе противоположностей как источнике развития, о всеобщем взаимодействии количества и качества материи, формы и содержания явлений и понятий, объективного и субъективного, возможности и действительности, причинности и иных видов детерминации и др. Например, диалектическое учение о детерминации находит применение в исследовании причинной связи между преступным действием (бездействием) и вредными последствиями, в исследовании наличия факта соучастия. Диалектика перехода возможности в действительность обосновывает законодательность и правоприменение норм о стадиях совершения преступления, исследование и на преступление.

Методика в уголовном праве представляет собой систему приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

Основными методами являются:

  1. юридический;
  2. уголовно-статистический;
  3. социологический;
  4. системный;
  5. сравнительно-правоведческий (компаративистский);
  6. историко-сравнительный и др.

Подробнее

Юридический метод включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Юридико-технический метод широко используется в нормотворчестве. Система Кодекса и каждая его статья должны отвечать определенным правилам конструирования диспозиции и санкции норм, чтобы быть четкими, ясными, логически последовательными. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным.

Уголовно-статистический метод - это познание качественного своеобразия уголовно-правовых явлений и понятий посредством количественных показателей. Этим методом проводится обобщенно-количественное измерение, например, норм, их диспозиций и санкций, структуры наказуемости, .

Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц - работников правоохранительных органов, населения, и др. - по различным аспектам уголовного права

Системный метод обязывает проводить исследования уголовно-правовых явлений и понятий как систем, т.е. целостного множества, состоящего из подсистем и элементов. Этот метод используется в законотворчестве, правоприменении и теории конструирования, познании, применении таких системных институтов, как уголовный закон, принципы права, преступление, вина, соучастие, освобождение от уголовной ответственности и наказания. Принципу системности должно отвечать расположение в тексте Кодекса разделов, глав, норм. Макросистемой является УК в целом. Микросистемой - норма, диспозиция которой описывает состав преступления, а санкция - вид и размер наказания.

Сравнительно-правоведческий (компаративистский) метод используется при сопоставлении кодексов различных правовых систем и государств. Он плодотворен и в законодательстве, и в правоприменении, и в науке.

Историко-сравнительный метод значим для восприятия прошлого опыта законодательства и правоприменения.

Все более широкое применение в законодательной, практической, научной и преподавательской деятельности стали находить математические методы, например, моделирование и кибернетические методы. Последние предполагают использование кибернетического инструментария для обработки различного рода информации: уголовно-статистической, социолого-правовой, обобщений судебной, следственной, прокурорской практики. Давно внедряются кибернетические методы и в вузовское обучение юристов, а также в справочную, законодательную, практическую, научно-исследовательскую деятельность.

Уголовное право как наука , являясь составной частью юридической науки, представляет собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном праве, его институтах и путях развития. Предмет науки уголовного права намного шире предмета уголовного права как отрасли права. Он охватывает не только действующее законодательство и практику его применения, но и историю становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки также входит изучение зарубежного уголовного законодательства.

Уголовное право как учебная дисциплина

Уголовное право как учебная дисциплина - это преподаваемая по определенной программе в учебных заведениях юридического профиля система знаний, расположенных в формально-логической и юридически обоснованной последовательности в виде относительно самостоятельных тем и вопросов, охватывающих: