Референдум в российской. Референдум в российской федерации

Референдум (от латинского - «должное быть сообщенным») - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще­государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Референдум - один из важней­ших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители - депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Одна­ко значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выноси­мые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения.

Референдум – голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против», - определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три: референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российской федерации, местный референдум.

В соответствии со статьёй 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением не допускается.

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Конституция Российской Федерации, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом во­просы проведения общероссийского референдума регламентируются Феде­ральным законом «» от 12 июня 2002 г.

Референдум субъекта Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации. Сегодня данный вид референдума фактически закреплён всеми конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, во многих субъектах Федерации приняты законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с проведением в субъектах Российской Федерации референдумов.

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их поведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

В основе института референдума в Российской Федерации лежат политические права и свободы человека и гражданина. Поэтому все виды референдумов заняли прочное место в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Проведение референдума предполагает реализацию комплекса конституционных прав и свобод. В целом же можно сказать, что референдум - это институт, относящийся к системе прав и свобод человека и гражданина, и в этом качестве он обладает высокой гуманитарной ценностью. Законодательство о референдуме подтверждает юридический характер данного института, его особое место в системе права среди институтов конституционного права как его под отрасли.

Закон "О референдуме Российской Федерации " определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действую­щим законам и другим вопросам государственного значения. Законом регламентируется характер вопросов, выноси­мых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы (ст. 9):

1) изменения статуса субъектов РФ

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государствен­ной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Пре­зидента, Государственной Думы или досрочного формиро­вания Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, использования и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введение, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, и также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспече­нию здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Таким образом, закон ограни­чивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституцион­ные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

Также, следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданина на участие в управлении делами государства, которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.При проведении референдума Российской Федерации действуют общие прин­ципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически об­щими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме - не случайно они закреп­лены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично.

Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мне­ний и убеждений или отказу от них. В референдуме имеет право участвовать каждый граж­данин Российской Федерации, достигший на день проведе­ния референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за преде­лами территории Российской Федерации, обладает всей пол­нотой прав на участие в референдуме. Не имеет права уча­ствовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум в соответствии со ст. 14 Закона не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) резуль­татов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

В соответствии со ст. 12 Закона референдум Российской Федерации назначает Прези­дент Российской Федерации.

Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голо­сование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Ука­за. Проведение выборов Президента РФ, федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местного са­моуправления одновременно с проведением референдума не допускается.

Для проведения голосования и подсчета голосов граж­дан, имеющих право на участие в референдуме образуют­ся участки референдума. Эти участки образует глава мест­ной администрации по согласованию с соответствующей тер­риториальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме из рас­чета не более 3000 граждан на каждый участок референду­ма.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных законов.

Закон устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).

Законом введено понятие "регистрация участников референдума"(статья 17). Согласно пункту 8 статьи 22 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этих функций.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека могут быть ограничены Федеральным законом только в той части, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в пункте 6 статьи 18 Закона применительно к проведению референдума включено положение о том, что при их проведении военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в списки не включаются, если они не являлись жителями данного муниципального образования на момент призыва (пункт 6 статьи 18).

Граждане Российской Федерации, общественные объе­динения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федера­ции, за или против участия в нем, за или против законопро­екта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Таким образом, необходимо отметить, что законодатель вводит необходимые меры защиты, чтобы избежать использования института референдума в неблагоприятных для народа целях.

Что касается финансирования организации и проведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законе закреплен принцип исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствия бюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующими комиссиями кредитов банков (пункты 4 и 5 статьи 46 Федерального закона).

В бюллетенях для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его запол­нения.

На основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Федерации и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума Российс­кий Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащих­ся в них данных Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Центральная комис­сия референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Комиссия при­знает решение принятым, если за него в целом по Россий­ской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум вы­носились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голо­сов, то все варианты считаются отклоненными.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 61 закрепляет юридическую силу решения, принятого на референдуме. Принятое на референдуме решение и итоги голосова­ния в целом по Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию (обнародованию) Центральной комис­сией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ,

Решение, принятое на референдуме Российской Феде­рации, является общеобязательным и не нуждается в до­полнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.


2. Гpaждaнин Pecпyблики Koнгo Aбoбo Эймoc c цeлью oбyчeния в PФ в 1993 гoдy пpиexaл в г. Бeлгopoд, гдe пocтyпил нa кypcы pyccкoгo языкa пpи Бeлгopoдcкoм Гocyдapcтвeннoм Унивepcитeтe. В 1994 гoдy oн зaкaнчивaeт дaнныe кypcы и пocтyпaeт нa физикo-мaтeмaтичecкий фaкyльтeт тoгo жe BУЗa. Пocлe пoлyчeния диплoмa o выcшeм oбpaзoвaнии в 1999 гoдy oн пocтyпaeт в acпиpaнтypy тoгo жe yнивepcитeтa. В 2002 гoдy нa выбopax opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния г. Бeлгopoдa oн peшил выдвинyть cвoю кaндидaтypy нa пocт глaвы мecтнoгo caмoyпpaвлeния, oднaкo в избиpaтeльнoй кoмиccии eмy былo oткaзaнo в peгиcтpaции в cвязи c тeм, чтo oн являeтcя гpaждaнинoм инocтpaннoгo гocyдapcтвa. Aбoбo Эймoc oбжaлoвaл oткaз в peгиcтpaции в cyд.

1). Moгyт ли инocтpaнныe гpaждaнe избиpaтьcя в opгaны гocyдapcтвeннoй влacти и мecтнoгo caмoyпpaвлeния?

В соответствии со ст. 12 Федерального закона „“от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Избирательный кодекс Белгородской области (п. 3 ст. 4) также допускает, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

2). Kaкoe peшeниe в дaннoй cитyaции пpимeт cyд и пoчeмy?

Постоянно проживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин получивший вид на жительство (ст. 2 Закона „О правовом положении иностранных граждан в РФ ). Образовательное учреждение, пригласившее иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данном образовательном учреждении, содействует его своевременной регистрации по месту пребывания, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения (ст. 17). Поэтому этот гражданин вряд ли имеет вид на жительство. Кроме того, Конго не является участником международного договора Российской Федерации, в соответствии, с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления (закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”). Таким образом, суд вправе принять решение об отказе его регистрации на пост главы местного самоуправления.


3. Гpaждaнин Moлдoвы K. был зaдepжaн по пoдoзpeнию в coвepшeнии пpecтyплeния нa 15 чacoв. По иcтeчeнии этoгo cpoкa cлeдoвaтeлeм был нaлoжeн apecт нa 40 днeй, кoтopый в пocлeдyющeм был пpoдлeн cyдьeй дo 12 мecяцeв.

K.C. oбжaлoвaл дaннoe peшeниe в cyд.

Oбocнoвaнa ли жaлoбa K.C. нa нapyшeния eгo кoнcтитyциoнныx пpaв? Ecли дa, тo кaкиe нopмы Koнcтитyции были нapyшeны?

Жалоба обоснована, т. к. нарушено право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) . Арест, заключение под стражу допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Следователь правомочен только ходатайствовать перед судом о заключении под стражу. Кроме того, в соответствии со ст. 96 УПК РФ если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания уведомляются посольство или консульство этого государства.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу не поступит в течение сорока восьми часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается (ст. 94 УПК).

Hopмaтивныe aкты и литepaтуpa

1) Koнcтитyция PФ. - M, 1993.

2) Фeдepaльный Koнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ» oт 10 oктябpя 1995 г. N 2-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 27.09.2002 N 5-ФКЗ) // CЗ PФ. -1995. - №2.

3) Фeдepaльный зaкoн «Oб ocнoвныx гapaнтияx избиpaтeльныx пpaв гpaждaн и пpaвa нa yчacтиe в peфepeндyмe» oт 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, ред. от 27.09.2002 // CЗ PФ. - 2002. - № 24.

4) Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в РФ“от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 11.11.2003)

5) Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo PФ. - M., 2001.

6) Дoмpин A.H. Фeдepaльнaя интepвeнция: ocoбeннocть пpaвoвoгo peгyлиpoвaния в зapyбeжныx cтpaнax. //Oчepки кoнcтитyциoннoгo пpaвa инocтpaнныx гocyдapcтв: / Oтв. peд. Д.A. Koвaчeв. - M., 1999.

7) Koзлoвa E.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccии.- M., 2002.

8) Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. –М.: издательство БЕК, 2000.

9)Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления Ст. 3 Конституция РФ 1993 г. М.: 2013. С. 4..

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации - являются референдум и свободные выборы» Там же..

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710., референдум -- это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» - «то, что должно быть сообщено». Означает он голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. Монография. М.: 2007. С. 6..

Как элемент конституционной системы страны референдум закреплен в Конституции РФ (ч. 2 ст. 3), где он вместе с выборами характеризуется в качестве, высшего непосредственного выражения власти народа. Принципиальные основы организации и проведения всероссийских, региональных и местных (муниципальных) референдумов определены ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Положения данного закона развиваются в законодательных актах об отдельных видах референдумов. Порядок организации и проведения всероссийских референдумов установлен ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710..

Субъекты РФ принимают собственные законы о региональных и местных референдумах. Регулирование местных референдумов осуществляется также в уставах муниципальных образований.

В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные конституцией и/или законом условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на поставленный вопрос либо посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (так называемый народный выбор, встречающийся довольно редко).

Референдум, будучи институтом непосредственной демократии, может быть использован как противовес представительной демократии или как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему. Это может иметь место, когда право назначения референдума входит в дискреционные (осуществляемые по собственному усмотрению) полномочия главы государства либо правительства.

Референдум, как и свободные выборы, является формой непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, а значит, формой непосредственной демократии, или «высшим непосредственным выражением власти народа», -- указывается в ст. 3 Конституции РФ. Референдумы проводятся в соответствии с теми же принципами, которые относятся к проведению выборов, т. е. по процедуре проведения референдумы являются прямыми, всеобщими, равными и проводятся при тайном голосовании, так же как и выборы. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день проведения референдума 18 лет, кроме лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъектов Российской Федерации; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских (федеральных) референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т. д. Согласно Федеральному закону РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также вопросы о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов.; 2) формирования состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, вопросы о персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; 3) избрания, утверждения, назначения либо вопросы о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; 4) принятия или изменения соответствующего бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум как непосредственное народное волеизъявление имеет, конечно, преимущество перед представительной демократией, в частности, парламентским способом решения общественных и государственных проблем. Однако преимущество это - не абсолютное, о нем можно говорить лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, выносимый на референдум вопрос должен быть вполне доступным для понимания рядового избирателя. Как правило, решение, принимаемое путем референдума, - это прежде всего политическое решение, хотя и облачаемое в определенную юридическую форму. Во-вторых, до референдума оно должно быть обстоятельно разъяснено через средства массовой информации избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных последствий. При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен и довольно сложный законопроект вплоть до проекта конституции Нудненко Л.А. Законодательство о выборах и референдумах: детализация и совершенствование // Российский юридический журнал. 2012. № 1. С. 55..

Понятие референдума. Право на участие в референдуме. В мировой практике референдум – ϶ᴛᴏ осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 373

некᴏᴛᴏᴩых важнейших случаях (например принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума – желание государственной власти получить одобрение какого-то ϲʙᴏего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Нужно помнить, такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными». К примеру, таковыми были в 70– 80-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход кᴏᴛᴏᴩых не носит обязательного характера К примеру, в Швеции в 1956 г в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но несмотря на ϶ᴛᴏ, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума будет плебисцит, кᴏᴛᴏᴩый применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По ϲʙᴏей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария) В данных случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер. В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон. Стоит заметить, что он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что ϶ᴛᴏ право не безусловно, так как Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все ϶ᴛᴏ предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е гг. в стране прохо-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 374

дили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как ϲʙᴏеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью.

Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно ϶ᴛᴏму Закону, референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со ϲʙᴏбодными выборами будет высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.

Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение.о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на референдум. Среди них вопросы:

1) изменения статуса субъектов РФ;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также оϲʙᴏбождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 375

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Право на участие в референдуме. При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически общими будут основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме – не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Отметим, что каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме будет ϲʙᴏбодным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению ϲʙᴏих мнений и убеждений или отказу от них.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения ϲʙᴏбоды по приговору суда.

Назначение референдума. Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ.

Стоит сказать, что каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 376

общественное объединение, устав кᴏᴛᴏᴩого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта РФ, на территории кᴏᴛᴏᴩого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об ϶ᴛᴏм Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов РФ, кᴏᴛᴏᴩые инициативная группа указала в ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ. При этом основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

С момента получения регистрационного свидетельств» инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст ϶ᴛᴏго законопроекта. Подписные листы передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории кᴏᴛᴏᴩого собирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона, принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию ϲʙᴏего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия РФ проверяет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие всех поступивших документов требованиям Фе

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 377

дерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со ϲʙᴏим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об ϶ᴛᴏм палаты федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. В случае если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. В ϶ᴛᴏм случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ. Решение об ϶ᴛᴏм принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд Российской федерации с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее решение, кᴏᴛᴏᴩое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в кᴏᴛᴏᴩом определяет дату его проведения, при ϶ᴛᴏм голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъ-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 378

ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается. Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией попроведению референдума. При ϶ᴛᴏм вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления)

Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать ϲʙᴏю работу (в т.ч. и в выходные дни) таким образом, ɥᴛᴏбы обеспечить ϲʙᴏевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме образуются участки референдума. Эти участки образует глава местной администрации по согласованию с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума.

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. Предусмотрен особый порядок составления списков военно-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 379

служащих и других граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории ϲʙᴏего участка.

Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Отметим, что каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, кᴏᴛᴏᴩые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума – немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в нем, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей,

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям,

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям,

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума Российской Федерации.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 380

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Запрещается также проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума. Средства массовой информации, одним из учредителей кᴏᴛᴏᴩых будут государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо кᴏᴛᴏᴩые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум.

Голосование и определение результатов. В бюллетене, для голосования на референдуме точно воспроизводится текст. вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против», под кᴏᴛᴏᴩыми помещаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, кᴏᴛᴏᴩый предлагается отменить или изменить. Форма и текст. бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума.

На основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему субъекту Федерации и протоколов об итогах голосования участ-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 381

ковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. В случае если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Постановлением Центральной комиссии результаты голосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений Федерального конституционного закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В ϶ᴛᴏм случае Центральная комиссия вправе поручить ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок публикует (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ.

Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, будет общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. В случае если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Лица, препятствующие ϲʙᴏбодному осуществлению гражданином РФ его права на участие в референдуме путем

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 382

подкупа, обмена, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными законами.

1. Используя текст Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», а также монографическую и учебную литературу, опишите процедуру подготовки и проведения референдумов в Российской Федерации. Какие вопросы нельзя выносить на референдум?

Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов.

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения - референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме , составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию :

1) за или против проведения референдума Российской Федерации;

2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта , федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Наряду с проведением выборов, референдум является высшим проявлением народной воли. Для его проведения государство должно гарантировать принципы свободного выражения своего выбора. Данные правовые нормы регламентируются законом 5 ФКЗ. Он предписывает механизмы, по которым граждане могут воспользоваться своими правами, а также принципы, на которых основывается проведение соответствующих мероприятий.

Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

  • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
  • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
  • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
  • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении голосования;
  • списки участников референдума , порядок составления и ознакомления с ними по закону;
  • финансирование проводимого голосования, учреждение специальных фондов и отчетность;
  • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на голосование, агитация и условия ее проведения;
  • процедура голосования – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок голосования, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
  • подсчет голосов и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
  • опубликование итогов и юридическая сила принятого голосованием решения для принятия соответствующего закона;
  • рассмотрение нарушений , зафиксированных в ходе голосования;
  • ответственность за нарушения данного закона.

В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения . Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

Принципы проведения референдума регулируются статьей 2 Федерального конституционного закона под номером 5 и определяются следующими положениями:

  • всеобщее равное прямое волеизъявление граждан;
  • право участия не зависит от каких-либо признаков, происхождения или принадлежности;
  • каждый участник обладает равным количеством голосов;
  • в голосовании гражданин изъявляет свою волю по вынесенным вопросам или против них;
  • участие является добровольным, никто не вправе навязывать его насильно или условиями;
  • голосование является тайным, никто не имеет права наблюдать за заполнением бюллетеня.

Право на проведение референдума

Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям голосование инициируется:

  • двумя миллионами граждан Российской Федерации, поставившими свои подписи за проведение;
  • Конституционным Собранием;
  • федеральными органами государственной власти.

Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на голосование . К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

  • проект новой Конституции РФ;
  • правовой акт или вопрос, выдвинутый в соответствии с заключенным международным договором;
  • вопросы государственного значения при соблюдении предусмотренного порядка.

На референдум не выносятся следующие вопросы :

  • о смене статуса субъектов РФ, который уже закреплен в Конституции;
  • о пребывании на государственных постах временно замещающих лиц;
  • о прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ или Государственной Думы;
  • о составе государственных органов, а также об органах, сформированных согласно международным договоренностям;
  • о принятии чрезвычайных мер для обеспечения здоровья и безопасности граждан.

Скачать ФЗ 5

Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно . Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации голосования.

Изменения в ФЗ 5 «О референдуме в РФ»

Последние изменения в ФКЗ 5 были внесены 18 июня 2017 года . Они коснулись пункта 16 статьи 30 . Положение регулирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ – действия, которые она вправе совершать с целью реализации предписаний данного закона.

Внесенные поправки полностью изменили редакцию пункта 16, определяющего порядок доставки в комиссии документации, связанной с проведением голосования. Иных изменений в Закон о референдумах не вносилось.