План понятие пособии и их классификации. Понятие пособий и их классификация

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления.

Одним из них является классификация социальных пособий по их целевому назначению. В данном случае выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств. К числу первых относятся, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице, а к числу вторых - пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка.

Другим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие на ребенка, его размер определяется в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц; единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; его размер определяется в твердой сумме и выплачивается оно единовременно. Иногда выделяют периодические пособия: они устанавливаются на определенный период - период временной нетрудоспособности и т.д.

Вполне правомерна классификация социальных пособий и по ряду иных критериев. В зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия, различают, например, пособия, выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований. В зависимости от контингента граждан - получателей пособий различают, к примеру, пособия для всех и пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения. Так, пособие по временной нетрудоспособности наемным работникам выплачивается за счет средств государственного социального страхования, а такое же пособие гражданам, проходящим военную и некоторую другую службу, - за счет бюджетных ассигнований; пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка - пособия для всех, а пособие по беременности и родам - для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу (военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д.). Для учебных целей представляется целесообразной классификация пособий по смешанным критериям: по видам пособий и их целевому предназначению и значимости. По первому критерию выделяются пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице, а по второму - пособия, иные денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством. В таком порядке они излагаются в настоящем учебнике.



Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, - за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Есть «скрытые» пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу. Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины и пособиями по беременности и родам. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей. Первое правило касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Второе правило предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Третье правило устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

Четвертое правило устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Помимо социальных пособий, граждане получают различные компенсационные выплаты, некоторые из них предназначены детям и семьям с детьми. Они рассматриваются в отдельной главе этого раздела. Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране. До 1 января 2001 г. в качестве социального стандарта использовался размер минимальной заработной платы. Он всегда был ниже прожиточного минимума, подсчитанного по самым низким оценкам, более чем в 10 раз, и превратился в своеобразный расчетный показатель, снижающий реальный уровень социальных выплат. Потребительская ценность пособий и компенсационных выплат, исчисляемых на основе законсервированного и крайне низкого минимального размера оплаты труда, в условиях постоянного роста цен на товары и услуги постоянно снижалась. Кроме того, соизмерение их размеров с этим социальным стандартом явилось тормозом для повышения самой минимальной оплаты труда, в связи с чем в последнее время было принято решение о переориентации при определении размера социальных выплат с данного социального стандарта на другой.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» предусмотрено, что впредь размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что с 1 января 2001 г. размеры социальных выплат определяются исходя из базовой суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

Контрольные вопросы:

1.Что понимается под пособием? Каковы признаки, отличающие данную выплату от иных выплат по системе социального обеспечения?

2.Назовите критерии, по которым классифицируются пособия.

3.Укажите виды пособий: а) ежемесячных; б) периодических; в) единовременных.

4.Какие виды пособий предоставляются в порядке обязательного

социального страхования?

5.Какие виды пособий выплачиваются за счет бюджетных ассигнований?

6.Какие пособия установлены для всех граждан, а какие для определенных категорий граждан?

7.Каковы основные обязанности получателей пособия?

8.Какие применяются методы определения размеров пособий, в чем
их недостатки?

9.Какие установлены сроки для обращения за пособиями?


Пособия - денежные выплаты, производимые гражданам ежемесячно, единовременно, либо периодически с целью возмещения утраченного им заработка, либо с целью оказания материальной поддержки.
Видов пособий много, но они классифицируются:

1.по сроку выплаты:

· ежемесячные (пример: на детей до 16 лет; по безработице);

· единовременные :

· в связи с рождением ребенка;

· на погребение;

· мед. работникам, заразившихся ВИЧ инфекцией;

· гражданам, пострадавшим в связи с терроризмом;

· гражданам в связи с поствакцинальным осложенинием

2.по целевому назначению:

· пособия, которые выплачиваются с целью полного или частичного утраченного заработка:

· пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, которые суммируются с прошлым заработком;

· пособия по безработице, которыя частично суммируется с заработком;

· пособие за время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, которая призвана частично возместить утраченный заработок

В данном случае выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств.

3.в зависимости от финансового источника, за счет средств которого пособия выплачиваются:

· различные пособия, которые финансируются за счет средств ФСС (страховые пособия):

· по временной нетрудоспособности;

· по беременности и родам;

· женщины, ставшие на учет в ранние сроки беременности;

· по уходу за ребенком до 1,5 лет;

· на погребение в случае смерти работника.

Этими пособиями обеспечиваются только те лица, которые работают по труд. договору, либо на иных основаниях не по труд. договору, но в период этой работы подлежат обязательным страховым взносам (адвокаты, старатели и т.д.)

· пособия, финансируемые за счет средств субъектов всех уровней:

· пособия при рождении ребенка

· пособие на ребенка до 16 лет, если в семье средне душевой доход не превышает прожиточного минимума в данном регионе.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

· Пособие по временной нетрудоспособности;

· Пособие по беременности и родам;

· Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

· Единовременное пособие при рождении ребенка;

· Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

· Ежемесячное пособие на ребенка;

· Единовременные пособия на граждан из числа детей-сирот;

· Пособие по безработице;

· Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся ВИЧ человека при исполнении своих служебных обязанностей;

· Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

· Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

· Ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;

· Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

· Единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;

· Единовременное пособие вынужденным переселенцам;

· Единовременное пособие беженцам;

· Пособие на погребение.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Общие правила, касающиеся всех видов пособий ,которые предоставляются гражданам, имеющим детей:

1. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

2. Обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

3. Излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

4. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране.

Термин «пособие» в юридических словарях и энциклопедиях раскрывается как денежная помощь, оказываемая лицам, испытывающим экономические затруднения. Для определения правовой природы этой помощи принципиальное значение имеют такие юридические факты как выявление оснований для ее предоставления и субъекта, юридически обязанного эту помощь предоставить. Денежных выплат, называемых законодателем пособиями, достаточно много, однако не все они регулируются нормами права социального обеспечения. Так, например, выходное пособие при увольнении работника по основаниям, указанным в законе, никакого отношения к сфере социального обеспечения не имеет и регулируется нормами трудового права.

Согласно Конституции РФ социальные пособия устанавливаются законом (п. 2 ст. 39). В соответствии с данным конституционным положением в России реформирована система пособий, приняты новые законы, которые регулируют выплату различных видов государственных пособий: гражданам, имеющим детей; безработным; в связи с наступлением смерти и др.

Главным определяющим фактором для отнесения пособия к системе социального обеспечения является гарантированность данной денежной выплаты государством, которое законодательным путем закрепляет: 1) основание для ее предоставления; 2) условия, с которыми связано право на ее получение; 3) размер данной денежной выплаты; 4) финансовый источник, за счет средств которого она будет выплачиваться; 5) соответствующий компетентный орган, который обязан обеспечить гражданину реализацию его права на государственное пособие. Таким образом, все пособия, предоставляемые гражданам по системе социального обеспечения , носят государственный характер.

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, социальной структуре общества.

В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, на частичную компенсацию материальных потерь наиболее нуждающимся группам населения, на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу. Однако действия государства не смогли предотвратить кризис в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой.



Поэтому в настоящее время назрела необходимость внесения коренных изменений в социальную политику, направленных, прежде всего, на выработку новых механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, гарантированность предоставления пособий, заменяющих основной источник средств существования, на уровне не ниже прожиточного минимума.

Пособия – это гарантированные государством денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств существования – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств существования (к заработку или пенсии).

Классификация пособий

Видов пособий по системе социального обеспечения достаточно много, но они могут быть классифицированы по различным критериям. Одним из основных таких критериев является их целевое назначение . По целевому назначению выделяются две группы пособий. К первой группе относятся пособия, полностью или частично компенсирующие утраченный заработок . Эти пособия предоставляются в рамках такой организационно-правовой формы социального обеспечения как обязательное социальное страхование. Напомним, что обязательное социальное страхование – представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан. Обеспечение по обязательному социальному страхованию осуществляется посредством страховых выплат (или иных видов обеспечения) при наступлении страхового случая. Страховыми случаями, при наступлении которых работающим гражданам предоставляются пособия, признаются: заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до полутора лет (ст.7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»). Во всех указанных выше случаях (кроме рождения ребенка) возникает необходимость компенсировать утраченный заработок. С целью его полного или частичного замещения, застрахованным назначаются соответствующие пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Размер названных пособий соизмеряется с размером того заработка, для замещения которого они назначаются. Ко второй группе относятся пособия, предоставляемые с целью дополнительной материальной помощи . Размеры таких пособий не соизмеряются с заработком, устанавливаются государством в фиксированном размере и могут быть адресованы как застрахованным, так и любому гражданину как члену общества. В качестве примера таких пособий можно привести единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на погребение и другие.



Классификация пособий может быть произведена и по продолжительности их выплаты. По данному критерию выделяют пособия: единовременные, ежемесячные, периодические. Названные выше виды пособий являются примером единовременных пособий. К их числу также относятся, например, пособие женщинам из числа работающих, вставших в медицинских учреждениях на учет в ранние сроки беременности; пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Ежемесячными являются пособия: по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; по безработице. Примером периодического пособия служит пособие по временной нетрудоспособности (на период временной нетрудоспособности); пособие по беременности и родам (на период дородового и послеродового отпуска).

В качестве самостоятельного критерия классификации пособий по системе социального обеспечения является и источник их выплаты: различают пособия, выплата которых финансируется из внебюджетных фондов, и пособия, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета.

Выше уже говорилось, при наступлении каких именно страховых случаев у застрахованных возникает право на получение того ли иного пособия, назывались и виды этих пособий. Отличительным признаком пособий, предоставляемых застрахованным за счет средств внебюджетных фондов, является соизмерение их размера с размером того заработка, который они возмещают полностью либо частично.

Размеры пособий, назначаемые гражданам как членам общества, с заработком не соизмеряются, поскольку право на эти пособия не зависит от того, работает ли лицо, претендующее на получение государственного пособия в случаях, указанных в законе, или не работает. Именно поэтому источником финансирования их выплаты являются средства федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Покажите отличие пособий по системе социального обеспечения от иных денежных выплат, также называемых пособиями.

2. Раскройте основные признаки государственного пособия.

3. В чем состоит отличие пособия от пенсии?

4. Каковы критерии классификации пособий?

5. Назовите пособия, предоставляемые с целью возмещения утраченного заработка.

6. Перечислите страховые случаи, при наступлении которых назначаются указанные пособия.

7. Какие виды пособий предоставляются с целью оказания материальной поддержки?

8. Приведите примеры ежемесячных, единовременных и периодических пособий.

9. Укажите виды пособий, выплата которых финансируется за счет средств Фонда обязательного социального страхования.

10. Какие виды пособий предоставляются каждому как члену общества и финансируются за счет средств федерального бюджета?

Глава 17. ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

§ 1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности и круг лиц, обеспечиваемых данным пособием

§ 2. Право на пособие и сроки его выплаты

§ 3. Размер пособия по временной нетрудоспособности

§ 4. Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности

План :

1. Понятие и классификация пособий в праве социального обеспечения.

2. Пособие по временной нетрудоспособности.

3. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

4. Компенсационные выплаты.

Литература :

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 06.04.2015) "О погребении и похоронном деле"

Федеральный закон от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О Порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (ред.29.12.2012г).

Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Пособие - это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

Отличие пособий от пенсий:

1) срок выплаты. В отличии от пений - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются временной помощью;

2) целевое назначение выплаты. Цель пособия - полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок или компенсировать разовые дополнительные расходы. Пенсии призваны быть основным и зачастую единственным постоянным источником средств к существованию;

3) круг лиц, имеющих право на выплаты. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия на всех: их получают как работающие, так и не работающие граждане, в том числе и пенсионеры.

Классификация пособий:

1) по целевому назначению :

Пособия, компенсирующие заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине - временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок;

Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов - при рождении ребенка, на погребение. Размеры этих пособий не зависят от того, имеется ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер. Такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными;

Пособия, которые должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода - пособие по безработице.

2) по срокам выплаты :

Единовременные пособия - женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;


Ежемесячные пособия - по уходу за ребенком до полутора лет, по безработице;

Пособия периодические (которые выплачиваются в течение определенного периода) - по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

3) по источникам выплат :

Пособия, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней;

Пособия, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования;

Пособия, выплачиваемые за счет средств государственного ПФР.

Некоторые виды пособий могут выплачиваться различным категориям получателей из различных источников. Так, пособие на погребение может быть выплачено за счет средств ПФР, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ.

(В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.)

4) Виды пособий по кругу лиц:

Пособия гражданам, имеющим детей;

Пособия безработным;

Пособия временно нетрудоспособным;

Пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

Пособия вынужденным переселенцам;

Пособия беженцам;

Пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

Пособия для граждан из числа детей-сирот;

Методы определения размеров пособий

Действующее законодательство не содержит единого порядка определения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.

1) Определение размеров пособий исходя из твердой денежной суммы. Таким образом, определяются, как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.) - единовременное пособие при рождение ребенка, пособие на погребение и др.

В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (денежном выражении).

При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливались ежегодно федеральным законом. Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 100 руб. в месяц, а с 1 января 2007 г. размеры отдельных видов пособий были увеличены в два раза. Но при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.

2) Определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия. Таким способом определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия.

К числу таких пособий относятся:

Пособие по временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% среднего заработка получателя пособия;

Пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам;

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан;

Пособие по безработице для отдельных категорий безработных граждан, назначаемое в размере от 45 до 75% заработка получателя пособия.

Введение 3
Глава 1. Общие теоретические положения о социальном обеспечении 5
1.1. Понятие и виды социального обеспечения 5
1.2. Понятие социальных пособий и их классификация 7
Глава 2. Характеристика отдельных видов наиболее значимых социальных пособий 18
2.1. Проблемы правового регулирования пособия по уходу за ребенком 18
2.2. Виды и условия выплаты пособия и компенсаций, связанных с материнством, отцовством и детством 25
2.3. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал 30
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что происходит кардинальное реформирование системы социального обслуживания, меняется подход к порядку оказания социальных услуг, вступили в действия новые нормативные акты, определяющие порядок назначения страховых и накопительных пенсий. Изменения, которые произошли в социальной сфере в последние два года, затронули самые незащищенные слои населения и огромное количество людей в плане пенсионного обеспечения.
За последнее время вновь активизировались дискуссии по поводу реформирования отдельных элементов социального обеспечения. Эксперты признают неэффективность этой системы в целом, но их рекомендации касаются лишь отдельных сторон реформирования социального обеспечения, хотя в комплексном реформировании нуждается вся система в целом.
Государству еще предстоит анализировать место социального обеспечения в воспроизводстве совокупного капитала (в том числе человеческого капитала), трезво оценивать возможности социального обеспечения, функционирующего в режиме перманентного кризиса экономики, причины хронического дефицита средств на пенсионное, медицинское и социальное страхование, вспомоществование широкому кругу населения, живущему в условиях нищеты и бедности.
Актуальной также является проблема не рыночных (по своей природе административно-командных) форм управления социальным обеспечением, а также устранить накопившиеся в социальном обеспечении деформации, без устранения которых новый этап реформирования окажется в очередной раз не эффективным.
Целью настоящей работы является законодательство, регулирующего различные виды соц. обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Проанализировать понятие и виды социального обеспечения;
2. Рассмотреть понятие и виды социальных пособий;
3. Охарактеризовать страховую и накопительную пенсии;
4. Определить особенности пособий в сфере защиты семьи, материнства и детства.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с назначение и выплатой социальных пособий.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, определяющие основы социального обеспечения. а также основные принципы и правила на которых базируется современная система социального обслуживания.
Методами в работе являются теоретический и сравнительный анализ, обобщение, индукция, структурно-логический метод, диалектический метод познания и т.д.
Тема настоящей работы достаточно хорошо представлена в ряде учебников по праву социального обеспечения. Такие авторы как Захарова Н. А. , Буянова М.О., Борисов А.Н., Кобзева С.И., Кондратьева З.А., Галаганов В.П., Дементьева И. В. И др. определяют не только проблемы, которые возникали ранее в сфере социального обеспечения, но и сейчас выделяют отдельные вопросы, требующие решения в связи с произошедшим реформированием системы социального обслуживания, пенсионного обеспечения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка нормативно правовых актов, литературы.

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Конвенция Международной организации труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.) // МОТ. Конвенции и Рекомендации. Женева, 1991. Т. 1. С. 1055.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. N 21. ст. 1929.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи»// Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. N 29. ст. 3699.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (1 ч.). ст. 18.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».2016.

Специальная литература
7. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
8. Буянова, М. О. Право социального обеспечения: учебное пособие Кнорус, 2013.
9. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник Кнорус, 2015.
10. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения: практикум: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования Академия, 2014 .
11. Дементьева, И. В. Право социального обеспечения: для студентов вузов Феникс, 2015.
12. Захарова, Н. А. Право социального обеспечения: учебное пособие ОМЕГА-Л, 2015.
13. Зобова Е.П. Детские пособия: практика применения // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. N 3. С. 67 — 72.
14. Петрухина Т. Детские пособия: версия 2016 // Практическая бухгалтерия. 2016. N 3. С. 16 — 19; Расчет. 2016. N 3. С. 52 — 55.
15. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 3. С. 403.
16. Сотникова Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации: правовые вопросы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. , 2007. С. 8.
17. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. М.: Деловой двор, 2015. С. 87.
18. Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В. Труд женщин: особенности регулирования: М.: Редакция «Российской газеты», 2015. С. 35.

Общий объем: 36

Год: 2017