Механизм реализации конституции рф. Особенности механизма реализации конституции рф

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

Обладание высшей юридической силой.

Особый порядок принятия.

Закрепленность основополагающих для государства норм права.

Обладание повышенным механизмом охраны.

Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

Духовно-мировоззренческая.

Идеологическая.

Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

Информационная.

Воспитательная.

Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Соблюдение.

Исполнение.

Использование.

Применение.

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

Организация деятельности субъектов реализации.

Контроль над деятельностью субъектов реализации.

Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

Обязывание.

Дозволение.

Запрещение.

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

Президент Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания.

Государственная дума РФ.

Правительство РФ.

Законодательные органы субъектов РФ.

Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

Неприкосновенность личности.

Свобода совести.

Свобода собраний.

Свобода слова.

Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

Государственного Совета

Государственной Думы

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Республик

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 - общественное устройство

Глава 2 - государственное устройство

Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

социалистических республик

Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы государственного управления союза советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Ценность Основного закона определяется, прежде всего, эффективностью регулирования общественных отношений, степенью воплощения конституционных предписаний в жизнь. Однако на практике указанные качества конституций превращаются в благое намерение.

Такие конституции или их отдельные положения придают конституции характер фиктивной. Реальность конституции должна выражаться в создании необходимых условий и предпосылок её всестороннего и беспрепятственного осуществления. Претворение в жизнь конституционных предписаний - эта проблема многоаспектна. Мы остановимся лишь на основных государственно-правовых формах её реализации.

Что означает само понятие - "реализация конституции"? Обратите внимание, наряду с понятием "реализация конституции" в юридической литературе используется термин - "действие конституции", который во многих случаях рассматривается чуть ли не как синоним "реализация". На самом деле, следует иметь в виду значительное смысловое различие между этими понятиями. Конституция действует на протяжении всего времени, пока она остается в силе, т.е. это постоянный фактор государственно-правового развития общества. Так, Конституция (Основной закон), принятая 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями, прекратила действовать со дня принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Об этом прямо сказано в ч.1 раздела II "Заключительные и переходные положения".

Что же касается реализации Конституции, то это целеустремленная деятельность компетентных органов - государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений - по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности. Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах. Такими государственно-правовыми формами являются: 1) организация исполнения конституционных норм; 2) непосредственное осуществление конституционных норм путем их использования и соблюдения; 3) применение мер воспитания, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм и санкций за их неисполнение; толкование конституционных норм.

Первая форма реализации конституционных норм - Организация исполнения конституционных норм. - К числу форм организации проведения в жизнь конституционных норм следует отнести издание на основе конституции нормативных актов, детализирующих и конкретизирующих конституционные нормы с целью установления порядка их использования и соблюдения, а затем и применения. Это, отнюдь, не противоречит конституционному положению о том, что Конституция Российской Федерации - непосредственно действующее право (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Все конституционные положения наделены одинаковой юридической силой, но не все они реализуются одинаково.

Во-первых, в Конституцию Российской Федерации включена определенная часть правовых норм, которые применяются прямо, без дополнительного правового механизма, т. е. непосредственно со ссылкой на соответствующую статью Конституции. Они имеются в различных главах Конституции: при характеристике принципов основ конституционного строя, статуса личности, организации и деятельности государственных органов и некоторые другие. Однако в силу того, что Конституция - особый закон, наделенный важными политическими и идеологическими функциями, прямо применяемые положения не могут составлять и поэтому не составляют преобладающую часть конституционного текста.

Во-вторых, регулятивное действие Конституции и её норм проявляется в полной мере только в едином комплексе с другими нормами, закрепленными в текущем законодательстве. Это свойство Конституции проявляется уже в том, что в ней содержатся статьи, в которых предписывается необходимость издания законов, раскрывающих её содержание. Статьи такого рода можно разделить на две группы: к первой группе относятся статьи Конституции, в которых говорится о необходимости принятия федеральных конституционных законов. Таких требований в Конституции - 15;

подавляющее большинство таких федеральных конституционных законов

уже приняты. Ко второй группе следует отнести принятие по указанным в Конституции вопросам федеральных законов. В Конституции названы только наиболее значимые для данного периода развития государства вопросы, которые должны быть урегулированы в первую очередь. Например, в ч.3 ст.36 установлена необходимость принятия федерального закона, в котором были бы определены условия и порядок пользования землей; в ч.4 ст.81 указано на необходимость принятия федерального закона о выборах Президента Российской Федерации и т.

Д. Многие из названных в Конституции требований принятия федеральных законов также уже выполнены.

Вторая форма реализации конституционных норм - это непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения. Общая особенность конституционных норм состоит в том, что они реализуются не только и не столько в правовых отношениях, но в таком правомерном поведении субъектов их реализации, которое не порождает правовых отношений.

Использование конституционных норм - это такая форма их реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволения. Характерная черта данной формы реализации в том, что она предполагает активное правомерное поведение субъекта. Однако в отличие от исполнения она касается субъективных прав, причем прав на "своё", собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей, например, использование избирательного права и др.

Соблюдение - это такая форма реализации конституционных норм, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы реализации в том, что она находит свое проявление в пассивном поведении субъектов, которые не совершают действий, запрещенных конституционными нормами, т. е. выполняют возложенные на них обязанности. Например, каждый

Подробнее смотреть об этом стр. 24 настоящего учебного пособия.

обязан платить установленные законом налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст.58 Конституции РФ).

Третья форма реализации конституционных норм - это применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм. Под воздействием норм Конституции складывается убеждение граждан Российской Федерации в необходимости эффективного личного участия в решении задач, которые стоят перед государством. Аксиологический (ценностный) аспект воздействия Конституции на поведение человека связан с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентаций и установок. А для этого граждане, в особенности студенты, должны знать Конституцию своего государства и с уважением относится ко всему, что составляет её содержание.

Толкование Конституции Российской Федерации. - Конституция Российской Федерации ввела институт толкования Конституции специально уполномоченным на то государственным органом - Конституционным Судом Российской Федерации (п.5 ст.125 Конституции РФ). В данном случае речь идет об официальном толковании, имеющим особую юридическую силу и являющимся обязательным для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать ту или иную конституционную норму, допустимо ли её расширительное толкование, что создает условия для более правильной реализации соответствующих норм Конституции.

В ч.5 ст.125 Конституции РФ четко определено, по чьей инициативе Конституционный Суд может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования, Конституция относит Президента Российской Федерации, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Особое значение имеет разъяснение смысла и содержания конституционных норм, обращенное к представительным, исполнительным государственным органам и отдельным должностным лицам.

Конституционный Суд Российской Федерации за время своей работы с 1995 г. и на конец 2002 г. 14 раз рассматривал дела о толковании тех или иных положений Конституции Российской Федерации 1993 г. Одним из первых было толкование статей 103 ч.3, 106 ч.2 и 5, 107 ч.3, 108 ч.2, 117 ч.3 и 135 ч.2. Рассмотрев дело о толковании соответствующих статей Конституции, Конституционный Суд установил, что понятие "общее число депутатов" Государственной Думы следует трактовать как конституционно определенный её состав в 450 депутатов.

При изучении соответствующих разделов курса "Государственное (конституционное) право Российской Федерации" преподаватели будут рекомендовать студентам и другие постановления Конституционного Суда, которые имеют непосредственное отношение к пониманию существа изучаемых государственно-правовых институтов.

Основная форма реализации Конституции РФ - ее соблюдение. Это важнейшее требование, предъявляемое к осуществлению Конституции, как бы присутствует в любой форме реализации . Речь идет о соблюдении, понимаемом в широком смысле. Такое понимание было раскрыто, в частности, Л.С. Явичем, который считал, что когда «речь идет о конституционных принципах, то на первый план выступает их соблюдение, которое в данном случае предполагает не только воздержание от нарушения этих принципов, но и активное претворение их в жизнь, неукоснительное руководство ими во всех сферах деятельности государства и общественных организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан» .

Вместе с тем соблюдение как особая форма реализации, понимаемая традиционно в узком смысле, означает такое правомерное поведение субъекта правоотношения, которое предполагает пассивное воздержание от запрещенных нежелательных действий. Правовые нормы, акцентируя необходимость такого воздержания, устанавливают конкретные запреты. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Основного закона РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия быть также подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Часть 3 ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Исполнение конституционных норм - близкая к соблюдению, но не тождественная ей форма реализации Конституции, означающая обязательное (императивное) осуществление субъектами правоотношений активных действий по воплощению в жизнь требований, установленных в Основном законе государства и общества. Круг лиц и характер деятельности по исполнению конституционных норм весьма разнообразен. Это могут быть действия политической, социальной, экономической, организационно-правовой и иной направленности. Исполнение зачастую требует действий, сопровождаемых их юридическим (документальным) подкреплением.

В форме исполнения реализуются нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан и иных лиц (ст. 57-59 Конституции РФ); обязательства государства перед обществом и гражданами (ст. 2,7, 8,12 и др. Конституции РФ); обязанности государственных органов (ч. 4 ст. 78; ч. 2 ст. 80; ч. 2 ст. 87; ст. 88 Конституции РФ). При этом исполнение осуществляется как в общих, так и в конкретных правоотношениях. К примеру, в соответствии со ст. 57-58 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В ст. 2 Конституции РФ установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Осуществление этого обязательства требует целого комплекса активных и пассивных действий органов государственной власти. Государство берет на себя обязательства по социальной защите людей, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности; не только признает, но и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ).

В качестве примера обязанностей органов государственной власти, реализуемых в форме исполнения, можно привести также некоторые конституционные полномочия Президента РФ как общего, так и конкретного характера. В соответствии с п. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

(ст. 80). Эти обязанности Президента РФ имеют общий характер. Примером конкретных обязанностей являются положения ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, согласно которым в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Использование конституционных норм представляет собой такую форму реализации конституционных положений, когда субъекты правоотношений совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им конституционные права. В форме использования реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы. Данная форма реализации может быть как активной, так и пассивной, но чаще всего это активная форма реализации конституционных норм.

В отличие от исполнения использование подразумевает возможность действия правореализующих субъектов по их усмотрению. Однако усмотрение не является абсолютным. Так, использование гражданами их прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае же невозможности достижения согласованного решения он может передать разрешение спора только на рассмотрение соответствующего суда, а не в какой-либо другой орган.

Использование права для государственных органов означает в большинстве случаев одновременно обязанность. Такова сущность реализации государственно-властных полномочий. Вместе с тем имеются и права, реализуемые по усмотрению органов государственной власти в форме использования. Так, ст. 104 Конституции РФ устанавливает круг субъектов права законодательной инициативы, воспользоваться которым может каждый из них по своему усмотрению в любое время. Однако использование такого права предполагает соблюдение целого ряда формальных и процедурных требований, установленных в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Использование конституционных прав является индикатором активности граждан в политической, социальной, духовной и иных сферах. В частности, пассивность граждан в использовании их политических прав (например, уклонение от участия в выборах и референдуме) является их своеобразной негативной оценкой деятельности органов власти, сигнализирует о потере доверия со стороны населения к представителям власти и ставит перед последними задачу устранения причин массового неиспользования конституционных прав в политической сфере. Слабое использование людьми их социальных и культурных прав может быть обусловлено отсутствием либо недостатком необходимых условий. Поэтому именно использование прав как никакая другая форма нуждается в создании надежной системы гарантий.

Применение конституционных норм - особая форма реализации. Речь идет о тех случаях реализации конституционных норм, когда для их осуществления необходимо вынесение компетентными органами соответствующих правовых актов.

С.С. Алексеев определяет применение права как властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань системы права включаются индивидуальные предписания, выражающие поднормативное регулирование 1 . В.В. Лазарев подчеркивает, что применение права - это «властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль заданным процессом» .

По своей сущности применение конституционных норм может быть одновременно выражено в форме исполнения, соблюдения или использования, однако по своему содержанию оно шире и охватывает, как правило, не одну, а разные стороны реализации конституционно-правовых отношений.

По форме применение конституционных норм представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией их осуществления в определенных правоотношениях, конкретных организационно-правовых формах. Применение конституционных норм сопровождается возникновением (изменением, прекращением) конституционных правоотношений, переводом их из общего состояния в конкретные юридические связи.

Применение выполняет две основные функции: позитивное регулирование посредством издания нормативных или индивидуальных актов, обеспечивающих включение конституционных предписаний в общественную практику; охрана и защита Конституции.

Применение как способ организации осуществления конституционных норм должно иметь публичный характер, так как оно затрагивает непосредственные права и обязанности людей и других субъектов правоотношений.

Акты правоприменения могут издавать как государственные, так и общественные органы (например, органы общественного самоуправления). В России практика издания правоприменительных актов общественными органами не получила широкого распространения.

Результатом применения конституционных норм является принятие нормативного правового либо индивидуального правового акта: закона, акта органа исполнительной власти, судебного решения. Примерами правоприменительных актов являются федеральный закон об утверждении федерального бюджета; издание Президентом РФ указа о назначении федерального министра или руководителя федерального ведомства; принятие Государственной Думой постановления об амнистии; вынесение Конституционным Судом РФ постановления о соответствии Конституции РФ отдельных положений закона или иного нормативного правового акта, являющегося предметом конституционного контроля; вынесение органами юстиции решений о регистрации общественного объединения и т.п. Цель правоприменительного акта - создание правовых условий для реализации конституционных норм.

В свете рассматриваемого особого внимания заслуживают вопросы применения Конституции РФ судами общей юрисдикции. После вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Верховный Суд РФ принял ряд постановлений, направленных на применение судами общей юрисдикции российской Конституции как акта прямого действия. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Пленум определил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности когда а) закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Среди судей и ученых-юристов нет единства в решении вопроса о том, как следует поступить в случае, если при рассмотрении дела суд придет к выводу о несоответствии того или иного закона Конституции РФ. Одни считают, что в этом случае суд не вправе рассматривать дело по существу, а должен обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом. Существует и противоположная точка зрения: если суд пришел к убеждению, что примененный или подлежащий применению закон противоречит Конституции РФ, то он не применяет этот закон, но и не обращается в Конституционный Суд РФ, а решает дело сам, руководствуясь Конституцией РФ. Дополнительным аргументом в пользу такого решения вопроса, по мнению В.М. Лебедева, служит то, что обязательное предварительное обращение судей в Конституционный Суд РФ будет нарушать принцип прямого действия. Очевидно, что Конституционный Суд не может превратиться в единственный орган, который вправе применять Конституцию напрямую 1 .

По мнению В.О. Лучина, Конституционный Суд РФ не обладает монополией на прямое (непосредственное) применение конституционных норм. Лишение судов общей юрисдикции возможности самостоятельно применять Конституцию РФ на практике может привести к нарушению прав и свобод человека. В таком случае суды будут вынуждены приостанавливать производство и ждать, пока из КС не придет ответ на запрос. Это, правда, не означает, что во всех случаях без исключения суд вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии того или иного закона Конституции РФ. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если есть неопределенность, то необходимо обращаться в КС РФ. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела .

Большинство судей Конституционного Суда РФ твердо придерживаются точки зрения о прерогативе КС РФ в применении норм Конституции РФ с точки зрения определения конституционности принимаемых нормативных правовых актов. Эта точка зрения была обозначена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции Российской Федерации. В своем Постановлении Конституционный Суд РФ определил, что по смыслу ст. 125-127 суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ст. 125 акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. При этом обязанность обратиться в КС РФ с запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

В Постановлении от 16.06.1998 Конституционный Суд уточнил также, что ст. 125-127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ. Такие полномочия могут быть установлены федеральным конституционным законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального закона, перечисленные в ст. 125.

Данное решение КС РФ получило широкий резонанс. Не все судьи Конституционного Суда согласились с этим Постановлением. К решению были приложены два особых мнения - Н.В. Витрука и Г.А. Гаджиева. Как отметил Витрук, в Постановлении КС РФ от 16.06.1998 нет четкого ответа на вопрос, какие суды в настоящее время могут проверять на соответствие Конституции РФ и, следовательно, признавать недействующими и теряющими свою юридическую силу следующие нормативные акты:

  • 0 федеральные нормативные акты ниже уровня постановлений Правительства РФ (нормативные акты федеральных министерств и ведомств и др.);
  • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения, строго определенного федеральными законами в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения в порядке нормоконтроля.

Нельзя не согласиться с Витруком и в том, что в данном Постановлении КС РФ не снята неопределенность относительно того, могут ли признавать нормативные акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям (уставам) и, следовательно, теряющими юридическую силу лишь органы конституционного судопроизводства, подразумевая под ними только конституционные (уставные) суды или суды общей юрисдикции, которые могут быть наделены конституциями (уставами) субъектов РФ таким полномочием и осуществлять его в форме особого, конституционного судопроизводства.

Как полагает Витрук, исходным при решении вопросов о полномочиях судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке нормативных актов на соответствие Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, а также на соответствие подзаконных актов актам большей юридической силы в порядке нормоконтроля должны быть конституционные положения о праве граждан на судебную защиту.

Весьма резонны и замечания Г.А. Гаджиева, который в определенных аспектах занимает близкую позицию. Он, в частности, отмечает, что результатом толкования ст. 125 Конституции РФ не может быть ограничение полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке в порядке административного судопроизводства конституционности таких подзаконных актов, как нормативные акты федеральных министерств, ведомств, нормативные акты министерств и ведомств субъектов РФ. Признавать неконституционными и недействующими такие подзаконные акты, - отмечает Гаджиев, - суды не только вправе, но и обязаны по жалобам частных лиц в порядке прямого применения конституционного положения о праве на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). В отличие от формулировки этого права в других конституциях, в которых, как правило, устанавливается право на судебную защиту в порядке, определяемом законом, в ст. 46 Конституции РФ оговорка «в порядке, определяемом законом», отсутствует, что и дает право (и обязанность) судам проверять конституционность подзаконных актов в порядке абстрактного нормоконтроля на основании действующего гражданского процессуального законодательства.

Степень реализации конституционных норм свидетельствует о масштабах расхождения между юридической и фактической Конституцией. Невысокая степень расхождения свидетельствует об эффективности Конституции и ее норм. Особым состоянием реализации Конституции является конституционный кризис. Как отмечает Лучин, «конституционный кризис - это системный кризис всех основных сфер общественной жизни, проявляющийся в девальвации Конституции, резком расхождении ее с общественной практикой; функционировании социально-экономических, политических, государственно-правовых институтов с существенным отступлением от требований Конституции; разрушении единого конституционно-правового пространства; длительном бездействии или ненадлежащем действии конституционных и иных правовых норм, массовом безнаказанном их нарушении, достигающем критических величин» .

Наличие конституционного кризиса - свидетельство того, что действующая Конституция не способна выполнять возложенные на нее задачи. Требуются радикальные меры либо по ее обновлению, либо по совершенствованию механизма ее защиты. Конституционный кризис в России весной-летом 1993 г. вынудил к принятию новой Конституции РФ, в то время как проблемы соблюдения действующего Основного закона в период с 1993 по 1999 г. на уровне субъектов РФ заставили Президента РФ укрепить институты защиты Конституции РФ введением дополнительных мер конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований, расширением прав полномочных представителей Президента РФ по контролю за конституционностью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Раскройте понятие и виды реализации Конституции Российской Федерации.
  • 2. Охарактеризуйте основные формы реализации Конституции Российской Федерации.
  • См.: Лебедев В.М. Интервью // Ваше право. 1996. № 6.
  • См.: Лучин В О. Указ. соч. С. 70.
  • Лучин В. О. Указ. соч. С. 407-408.

Понятие и основные формы (способы) реализации Конституции

Понятие «реализация» трактуется неоднозначно. Наиболее многочисленная группа ученых считают таковую определенным, строго обусловленным процессом осуществления правовых предписаний в поведении субъектов права; претворения, воплощения действующих норм права в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан). Другие реализацию права рассматривают как конечный результат, достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий. Третья группа ученых определяет реализацию как поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, т.е. практическую деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Несмотря на различия в трактовках, ученые едины в том, что реализация права - это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний и воплощения этих предписаний в поведении людей.

В категорию «действие» вкладывается весьма широкий смысл. Проф. В.О. Лучин, говоря о близости и одновременно различии рассматриваемых категорий по отношению к конституционным нормам, верно подметил, что «действие» - это по существу проявление всех свойств и качеств конституции, выражающих ее способность оказывать влияние на поведение социальных субъектов. «Действие» - не всегда реализация Конституции, но в любом случае предполагает юридическую возможность такой реализации, готовность оказывать фактическое влияние на общественные отношения. «Реализация» же начинается, когда «действием» Конституции воспользовались соответствующие субъекты и ее регулятивное влияние находит свой объект. Понятием «реализация» охватывается определенный процесс, система средств и мер, направленных на претворение в жизнь действующей конституции, достижение предусмотренных в ней социальных целей.

Формы реализации права - это обусловленные природой юридических норм способы их осуществления в фактическом правомерном поведении субъектов. Многообразие норм права, способов их формулирования в законе, субъектов, к которым они обращены, сфер, в которых происходит их реализация, определяет и многообразие форм реализации права.

Конституционное законодательство отличается особым многообразием форм, поскольку к источникам отрасли относится основной закон государства - конституция. Сформулированные в Конституции России, конституциях и уставах субъектов, федеральных конституционных и федеральных законах и других нормативно-правовых актах нормы только тогда реализуются; когда они воплощаются в действительность в сознательно-волевых поступках (действиях) людей.

Существуют различные классификации форм реализации Конституции.

В зависимости от характера реализации права выделяется непосредственная форма, т.е. не требующая посредников (нормы, обладающие свойством прямого действия), и правоприменительная (реализация субъектами субъективных прав и юридических обязанностей с участием правоприменительных органов).

Данные общетеоретические позиции приобретают большое научное и практическое значение при исследовании форм реализации конституционных предписаний. Юридический механизм действия Конституции имеет многообразные формы реализации, что позволяет выбирать из всего правового арсенала способы наиболее оптимального поведения, наиболее экономичные и эффективные средства для достижения конкретных социальных целей. Причем традиционные формы приобретают специфические черты и между ними устанавливается иное соотношение, чем в процессе реализации других правовых норм. Различные формы реализации конституционных норм отражают особенности правореализующих действий, обусловленных содержанием конституционных норм. Тогда как формы непосредственной реализации (соблюдение, исполнение, использование) акцентируют особенности в характере фактического поведения субъектов права, применение выступает и как один из способов целенаправленного упорядочения такого поведения, организации осуществления конституционных норм. Самостоятельной формой реализации является обеспечение специально уполномоченными государственными органами соответствия законов и иных нормативных актов Конституции Российской Федерации. Это основная форма осуществления конституционных норм в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Правореализационные формы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это проявляется в деятельности государственных органов. Так, формируя персональный состав Правительства, Президент Российской Федерации использует предоставленные ему Конституцией полномочия и исполняет возложенную на него обязанность по формированию этого органа, соблюдает требования о составе правительства и издает указ как акт применения конституционных норм.

Формы реализации Конституции имеют особое процессуальное регулирование, от которого зависит эффективность их реализации.

Во-первых, прямое действие, предусмотренное ст. 15 Конституции Российской Федерации, является важнейшим процессуальным (более, нежели материальным) принципом реализации Конституции, требующим разработки специального механизма осуществления.

Во-вторых, первая глава, обладая более высокой юридической силой по сравнению с иными главами Конституции, создаёт процессуальный запрет на формирование любых норм, противоречащих основам конституционного строя России (ст. 16 Конституции РФ).

В-третьих, системность конституционного законодательства объективно обусловила и многоуровневость процессуальных норм (при разнообразии юридической силы их источников), обеспечивающих реализацию. Так, процессуальные нормы института гражданства, обеспечивающие реализацию ст. 6 Конституции, регулируются Федеральным законом «О гражданстве РФ», а также рядом подзаконных актов Президента РФ. Процессуальные гарантии местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ) содержатся как в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления», так и в законах субъектов РФ, а также в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Это обусловливает необходимость системного комплексного анализа процессуальных норм, институтов, которые в ряде случаев формируются в подотрасли конституционного права.

В-четвертых, процесс толкования Конституции РФ, осуществляемый Конституционным Судом РФ, также вносит свою позитивную лепту в процессуальный механизм реализации основ конституционного строя, способствуя укреплению конституционности тех правовых норм, в отношении которых выявились пробелы законодательных процедур.

В-пятых, известные юридической науке традиционные формы (соблюдение, исполнение, использование и применение) реализации конституционных норм следует рассматривать в единстве материального и процессуального содержания.

Если реализацию права определить как процесс воплощения правовых предписаний (норм права) в жизнь всеми субъектами конституционного права, то такое воплощение осуществляется с учетом многообразия законов, действующих в государстве. Системность конституционного законодательства объективно обусловила и многоуровневость процессуальных норм.

Как отдельную классификацию выделяют классификацию форм реализации законодательства на основе существующих чрезвычайно разнообразных форм действия законов. По сути, вопрос о реализации конституционного законодательства переходит в проблему правового регулирования не с точки зрения институционализации, а по существу оценки формы бытия этих институтов, выраженных в определенных законах.

В Конституции Российской Федерации (ст. 15) названы следующие формы реализации: соблюдение, применение, прямое действие. Данные формы разнопорядковые: выше рассматривалось их соотношение с категорией «реализация» закона как процессуальной составляющей. В то же время применение и соблюдение находятся на разных ступенях иерархии реализации. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования теоретиков права, выделяющих «применение» в качестве более высокой формы реализации, которая осуществляется государством (органами).

Учитывая целевую управленческую функцию любого закона, сущность которого рассмотрена ранее, при его реализации существует проблема обратной связи, без которой не будет «работать» закон. Поэтому охрана закона (массива законодательства) в отдельных срезах конституционной ответственности должна быть обязательно включена в систему форм реализации конституционного законодательства. При этом особенностью конституционного права является создание не столько конкретных санкций на уровне нормы права, сколько системы законодательства о конституционной ответственности высших должностных лиц в единстве позитивного и негативного аспектов.

Вышесказанное позволяет выделить на уровне реализации законов следующие ее формы: действие закона, применение закона, охрана закона.

Одной из важных форм является реализация конституционного законодательства путём достижения конституционного режима в стране, она определяется в науке как состояние конституционализма. Это особый уровень, который напрямую не зависит от количества и качества принятых законов. Те многочисленные правоотношения и правовые состояния, которые возникли в результате реализации норм, институтов и законов, можно «смести одним махом», как показали события 1993 г. в России. Наработанная законодательная база, система парламентаризма и многие другие результаты реализации конституционного законодательства обвалились, показав преимущества политико-юридических процессов перед законотворческими и правоприменительными.

Поэтому формой реализации конституционного законодательства на высшем уровне всей страны является достижение целей конституционализма, выраженного в определенных показателях.


Структура и содержание действующей Конституции РФ. Концептуальные особенности Конституции РФ Механизм реализации Конституции РФ.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы, и последовательность их расположения. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом.

При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина, о чем уже говорилось ранее. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В проектах Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы беспредметным. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина на задний план, уже во второй статье закрепив признание их высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Президент. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Местное самоуправление. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения» .

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть), в качестве приложения в нее включался Федеративный Договор.

В структуре Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующих изменениях структуры.

Изменено название первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» - это не простая замена терминов «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

Последовательно и четко отражен в структуре Конституции принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти).

Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе России.

Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, наличие которого и в прежней Конституции уже являлось неоправданным.

В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не включает в свой текст Федеративный Договор, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

В целом, по своей структуре Конституция 1993 г., в отличие от прежней, стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела - явление нередкое. В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу данной Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Механизм реализации Конституции предусматривает систему, включающую в себя функции Конституции, субъекты и объекты, формы и способы осуществления ее норм и институтов.

Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений).

1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты) ; установление нормативных принципов для всех отраслей права.

2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством).

3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни).

4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина).

5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).

Субъекты реализации Конституции: народ, государство,

Территориально-государственные образования, нации, этнические и национальные группы; общественно-политические организации; граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты реализации Конституции: общество, его социальные, экономические, политические структуры; государственные органы и общественные организации, граждане и другие участники социальной жизни.

Формы реализации Конституции;

1) Исполнение - обязательное совершение предусмотренных Конституцией действий либо воздержание от запрещенных действий.

2) Применение - разрешение уполномоченными на то субъектами конкретных юридических дел.

Способы реализации Конституции.

1) Обязывание - необходимость обязательного исполнения правовой нормы

2) Дозволение - предоставление возможности исполнить предписание правовой нормы