Финансовое право представляет. А

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Участники финансовых правоотношений, которым адресованы данные предписания, не находятся в полном подчинении от органов, выдающих властные предписания, а зависят от них лишь по линии финансовой деятельности. Такой метод способствует своевременному и полномасштабному поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансово-кредитными органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов.

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение. Это связано с постоянным повышением уровня самостоятельности отдельных участников финансовых правоотношений от государства и ярко проявляется в бюджетных и налоговых правоотношениях. Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

  • 1. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагающий использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества. В конечном счете реализация этого принципа отражается на частных интересах личности.
  • 2. Принцип федерализма , согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ (в рамках Конституции РФ).
  • 3. Принцип единства финансовой политики и денежной системы , являющийся необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране (единая валюта, единый центр эмиссии и т.п.).
  • 4. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ, распространяющей федеральное финансовое законодательство на каждый из субъектов РФ в равной мере. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
  • 5. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирован Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
  • 6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положения Конституции РФ, характеризующего Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства.
  • 7. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. На нем основано распределение функций в области финансовой деятельности. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. "б" ч. 1 ст. 114). Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
  • 8. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.
  • 9. Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).
  • 10. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
  • 11. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.
  • 7. Финансовая деятельность государства
  • 8. Понятие и значение финансового контроля
  • 9. Понятие и виды методов финансового контроля
  • 10. Государственный финансовый контроль
  • 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
  • 14. Понятие, роль и функции бюджета
  • 15. Бюджетное устройство рф: организация, принципы построения
  • 16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
  • 17. Понятие и значение бюджетной классификации
  • 18. Понятие и стадии бюджетного процесса
  • 3) Утверждение бюджета:
  • 19. Бюджетное финансирование
  • 20. Внебюджетные средства
  • 22. Характеристика налоговых правоотношений
  • 23. Права и обязанности налогоплательщиков
  • 24. Права и обязанности налоговых органов
  • 25. Характеристика налогов и сборов в рф
  • 26. Характеристика акцизов
  • 28. Понятие и виды кредитных организаций
  • 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг
  • 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
  • 31. Органы управления кредитной организации
  • 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации
  • 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации
  • 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы
  • 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации
  • 36. Организационно-правовой статус цб рф
  • 37. Цели деятельности и функции цб рф
  • 38. Указания, положения и инструкции цб рф
  • 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф
  • 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов
  • 41. Организация денежного обращения. Денежно-кредитная политика цб рф
  • 42. Банковские операции и сделки цб рф
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф
  • 44. Валютное регулирование в рф
  • Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
  • 45. Правовое регулирование финансов предприятий
  • 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений
  • 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
  • 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов
  • 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права
  • 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности
  • ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    1. Понятие, предмет, метод финансового права

    Финансовое право находится в ведении РФ.

    В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

    Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

    Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние .

    Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

    К предмету финансового права относятся:

      отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);

      между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;

      между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

    По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

    Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

    Предметом регулирования финансового права являются финансы.

    Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

    1. в зависимости от функций финансовой деятельности :

      мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,

      распределения финансовых ресурсов государства,

      использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      эмиссии денежных знаков;

    2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают :

      с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,

      между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

    3. по экономическому критерию :

      финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,

      нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

    4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам :

      бюджетные,

      возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

      налоговые,

      неналоговые,

      отношения по государственному внутреннему долгу,

      по сметно-бюджетному финансированию,

      по государственному внебюджетному финансированию,

      по бюджетным кредитам,

      по государственному страхованию,

      по денежному обращению и расчётам,

      по валютному регулированию.

    Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

    Существует 2 метода финансового права:

      административно-правовой метод , т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;

      гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

    Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:

      императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);

      диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

    Страница 1 из 3

    Финансовое право как отрасль права

    Финансовое — это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью , финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими:

      • состоит из нормативных предписаний, определяющих поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности (в сфере финансовой деятельности государства);
      • обладает формальной определённостью;
      • обладает системностью;
      • внешняя форма выражения - законодательство (финансовое);
      • обязательность.

    Финансовое право состоит из нормативных предписаний , которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности — в сфере финансовой деятельности государства. Например, ст. 3 НК РФ представляет собой предписание, устанавливающее обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган налоговые декларации и т.д. По своему содержанию эти предписания являются финансовыми, касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, регулирования доходов местных бюджетов, контрольной деятельности ЦБ РФ и т.д.

    Для финансового права, как и для других отраслей права (для этой отрасли в особенности), характерна формальная определенность . Эта формальная определенность проявляется в четкости, однозначности и лаконичности законодательных предписаний. Например, ст. 6 БК РФ дает четкие и лаконичные определения наиболее важных бюджетных категорий: бюджета, дефицита бюджета, дотации и т.д. Так, бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и и местного самоуправления». Формальная определенность — важнейший признак финансового права, благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и обязанности, несут ответственность.

    Финансовое право представляет систему норм . Эту систему характеризует высокая степень ее внутренней организации всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты.

    Внешняя форма финансового права выражена в его законодательстве. Финансовому праву, как и другим отраслям российского права, присуща специфическая форма выражения — финансовое законодательство, которое представляет собой весь комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной, так и , содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России и другие законы и подзаконные акты (Положение о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 859, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, другие акты Правительства РФ по вопросам финансовой деятельности, а также нормативные приказы и инструкции Минфина России, ЦБ РФ и т.д.).

    Нормативные предписания в области финансовой деятельности государства обязательны для тех, кому они адресованы, хотя в большинстве случаев и юридические лица подчиняются им добровольно. Однако если субъекты финансово-правовых отношений нарушают нормативные предписания, обязательность финансового права выражается в применении к ним мер государственного принуждения. Так, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе изымать при проведении налоговых проверок у налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении им налогового правонарушения.

    Юридические особенности финансового права :

      1. свой ;
      2. общий метод правового регулирования, но со своими особенностями;
      3. только ему свойственная система.

    2.1. Предмет финансового права и методы финансово-правового регулирования.

    2.2. Финансовое право в системе права Украины. Наука финансового права.

    2.3. Система и источники финансового права.

    Предмет финансового права и методы финансово-правового регулирования

    Отрасль права является относительно самостоятельным подразделением системы права, состоящий из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид однородных общественных отношений, отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью и автономностью.

    Любая отрасль права характеризуется самостоятельным предметом и методом правового регулирования, т.е. элементам, по которым можно различать отрасли права в системе права. Метод правового регулирования объединяет объективные и субъективные элементы, имеет относительно предмета дополнительный производный характер и является юридическим критерием выделения отраслей права.

    В теории права имеется позиция, согласно которой предмет и метод правового регулирования составляют отраслевой юридический режим регулирования общественных отношений, то есть целостную систему регулятивного воздействия, которой свойственны специфические приемы регулирования, особый порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, специфика санкций, способы их реализации, а также действие единых принципов, общих положений, распространяющихся на определенную совокупность норм. Каждая отрасль права с юридической точки зрения выделяется в правовой системе именно таким режимом регулирования.

    Публичное право как право организации государственного управления требует от соответствующих субъектов сознательно способствовать интересам, тогда как частное право дает возможность человеку стремиться к достижению своих индивидуальных целей и направлено только на установление таких ограничений индивидуальных действий, в результате которых эти действия способствовали бы общим интересам.

    Финансовое право является публичной отраслью права, поскольку сфера регулирования финансов требует проведения сложного, однако очень важного разграничения между необходимыми государственными расходами и определением способа надлежащего получения доходов, между различными субъектами.

    Законы, применяемые в финансах, отражают государственную политику. Основными нормативными актами в сфере финансов является БКУ и ежегодный закон о государственном бюджете - план действий государства, предоставляет полномочия конкретным участникам финансовых отношений на мобилизацию, распределение или использование фондов средств. В свое время одной из предпосылок выделения отрасли права были названы политическую заинтересованность государства в самостоятельном регулировании комплекса общественных отношений, имеющих определенное единство.

    Предмет и метод финансового права. Предмет правового регулирования является качественно однородным видом общественных отношений, на который влияют нормы определенной отрасли права, для которых характерны следующие черты: 1) жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) волевые, целеустремленные (разумные) отношения; 3) устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) отношения поведения, по которым можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). Итак, предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере финансовой деятельности государства.

    По П.М. Годме, финансовое право - отрасль публичного права, предметом которого являются нормы, регулирующие государственные финансы. В отношениях, связанных с формированием и расходованием средств централизованных и децентрализованных фондов, "необходимых государству для выполнения ее функций, всегда оказывается властно-организующая роль государства в распределении и перераспределении НД и ВВП. Именно поэтому такие отношения имеют денежный характер.

    Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Например, приобретение товаров через торговую сеть является предметом регулирования гражданского права - хоть и имеют денежный характер. Однако, если торговая фирма по результатам предпринимательской деятельности рассчитывает и уплачивает налог в бюджет соответствующего уровня, такие отношения становятся уже финансовыми, поскольку происходит мобилизация ресурсов в централизованный фонд средств. Аналогично: выдача кредита (для заемщика) является гражданским правом, а порядок регулирования выдачи (для банка) - финансовым.

    В финансовых отношениях интересы государства представляют органы, наделенные властными полномочиями Министерство финансов, Государственное казначейство, ГНСУ, НБУ и тому подобное. Другим участником финансовых отношений могут быть как государственные органы, организации, учреждения (например, бюджетные организации), так и субъекты предпринимательской деятельности и граждане. Определяющим условием для отнесения таких отношений именно к финансовым является наличие деятельности по мобилизации, распределения или использования централизованных и децентрализованных фондов. Например, финансовые отношения возникают при установлении бюджетной, налоговой, денежно-кредитной системы страны; составления, рассмотрения и утверждения актов о бюджете; распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы; выполнения государственного и местных бюджетов; сбора налогов, сборов, других обязательных платежей; финансирования и кредитования; обязательного государственного имущественного и личного страхования и тому подобное.

    Метод финансово-правового регулирования - совокупность средств воздействия со стороны государства на участников финансово-правовых отношений. Основным методом финансового права является метод властных предписаний (указаний), который по структуре органически целостной системой непрерывного воздействия на участников финансово-правовых отношений в целях реализации ими своих функций.

    Метод властных предписаний свойственный публичным отраслям права - конституционному, административному и уголовному. Однако в каждой отрасли он применяется в зависимости от предмета правового регулирования. Поскольку финансовое право связано с финансовой деятельностью государства, метод властных предписаний является органической системой, олицетворяет целостность юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений, юридический статус их субъектов, распределение прав и обязанностей между ними, установление санкций за нарушение предписаний финансовых правовых норм и порядок их применения.

    Метод властных предписаний проявляется в содержании конкретных финансовых правоотношений и в составе их участников. Властные предписания касаются обеспечения финансовой деятельности государства: определение размера и порядка взимания налогов, других обязательных платежей в бюджеты различных уровней; определение полномочий распорядителей бюджетных средств; установление порядка распределения компетенции между участниками бюджетных отношений; осуществление бюджетных трансфертов; порядка использования финансовых ресурсов, в т. ч. путем сметно-бюджетного финансирования; правового обеспечения государственного долга; осуществления денежно-кредитной деятельности и тому подобное.

    Для государственно-властных предписаний в сфере финансовой деятельности характерны категоричность и оперативная несамостоятельность, потому что финансы влияют на стабильность функционирования государства и обеспечения суверенитета.

    Категоричность. Например, неуплата своевременно налога влечет за собой в любом случае обязанность применения санкций со стороны государства через уполномоченный орган - ГНСУ. При применении взыскания наличие субъективной вины, в отличие от административных или уголовных отношений, не имеет значения. Совершение правонарушения автоматически влечет за собой применение установленных санкций.

    Оперативная несамостоятельность. ГНСУ не имеет права выбирать тот или иной вид санкции за совершенное правонарушение в сфере налоговых отношений - за каждое из них предполагается конкретная санкция, размер которой или очередность применения не могут быть изменены. К праву частичной оперативной самостоятельности относится принятие уполномоченным органом решения на основе норм, содержащих гибкие неконкретные понятия и выражения. Субъект применения финансово-правовой нормы сам выясняет смысл и назначение общих понятий.

    Метод властных предписаний лучше комментировать на примере регулирования налоговых отношений, поскольку действующее законодательство подходит к вопросу налогов довольно строго.

    Другие методы ФП - метод субординации, метод согласования, метод рекомендации и тому подобное. Особенно это касается сферы муниципальных финансов, в которой органы местной власти и самоуправления получают больше самостоятельности в реализации своих полномочий, в т. Ч. И в финансовой сфере. Однако основным методом финансового права является метод властных предписаний.

    Процесс формирования и "шлифовки" в государстве финансового права происходит постоянно. Подтверждением этого является нормо-творческая деятельность парламента Украины, в частности принятие БКУ, законов в сфере денежно-кредитной системы Украины, закрепленные на уровне законов компетенции специальных финансовых органов, рассмотрение проекта Налогового кодекса и тому подобное.

    Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.

    Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.

    Правовое регулирование различных областей государственной деятельности

    • Конституционное право .

    Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.

    • Административное право .

    Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.

    • Финансовое право .

    Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.

    Научный аспект финансового права

    Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.

    Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.

    Понятие финансового права

    Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

    Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

    Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

    Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

    Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

    Предмет финансового права

    Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.

    Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

    В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

    Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

    Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

    Группы финансовых отношений

    Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:

    • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
    • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
    • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
    • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
    • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
    • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

    Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

    Методы финансового регулирования

    Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

    Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей. А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.

    Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.

    Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

    Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

    Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.

    Развитие финансового права

    Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику. Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют. Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.

    Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш