Что будет с трудовыми мигрантами в россии. Китайцы могут русский не изучать? От пленных немцев до турецких строителей

Обратитесь к юристу прямо сейчас

Задать вопрос юристу
Трудовая миграция - вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социально-культурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др.
Различают внутреннюю трудовую миграцию (в пределах одного государства) и международную - с пересечением государственной границы.

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации - Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.
Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носит трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени. Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься или занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм:

  • реализация права граждан на свободу перемещений;
  • содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда;
  • повышение благосостояния трудящихся;
  • защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.
Общее понятие трудящегося-мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно (ежедневно или реже) пересекать государственную границу, сезонные рабочие, «моряки», рыбаки - лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта. К трудящимся-мигрантам конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму, но которые являются трудящимися-мигрантами, занимающимися вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору по найму, и которые обеспечивают за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любых иных трудящихся-мигрантов, работающих не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства.
Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.

Причинами международной трудовой миграции являются:

Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.

Международная трудовая миграция является распространенным явлением - по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов. Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль, и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие масштабы. Международные мигранты - это работники различных квалификаций. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают и работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета.
Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:

  1. миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;
  2. миграция на определенное время для всех видов занятости;
  3. временная миграция для трудоустройства на определенный срок.
Разрешается въезд мигрантов для заполнения сезонных рабочих мест, для выполнения работ в рамках определенного проекта вплоть до его завершения, например, в сфере строительства, а также лиц, оказывающих услуги, студентов и учащихся.

Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.

Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались.

В этой статье мы будем рассматривать вопросы, касающиеся иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008; далее - Федеральный закон № 115), это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом или безвизовом порядке, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, но получившие миграционную карту. Страна выезда не имеет значения - это может быть как страна, входящая в состав СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Исключение составляют только граждане Республики Беларусь, которые в соответствии с двусторонними соглашениями между странами не относятся к категории иностранных граждан.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления им трудовой деятельности:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008);
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008);
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

Документы, предоставляемые при трудоустройстве

Рассмотрим перечень документов, которые должен предъявить иностранный гражданин при трудоустройстве.

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Миграционная карта

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая - выдается на руки иностранному гражданину.

Обратите внимание!

Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания

Иностранный гражданин обязан представить работодателю отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания. В этом документе должны четко читаться личные данные самого иностранного гражданина, наименование принимающей стороны, дата окончания срока временного пребывания, печать органа миграционной службы либо отделения почтовой связи, принявшего уведомление. Если уведомление направлялось по почте, о чем будет свидетельствовать печать отделения почтовой связи, то работнику кадровой службы следует самостоятельно проверить правильность исчисления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, поскольку в данном случае возможны ошибки при заполнении принимающей стороной бланка уведомления. При подаче уведомления непосредственно в орган миграционной службы эти ошибки сразу исправляются, работники же почты этого не делают. Если уведомление о постановке на миграционный учет по месту пребывания подавалось принимающей стороной непосредственно в орган Федеральной миграционной службы, то форма отметки на отрывной части уведомления должна соответствовать утвержденному виду (приказ ФМС России от 07.07.2008 № 181).

Следует обратить внимание на то, что в качестве принимающей стороны может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку работодатель также может быть как физическим, так и юридическим лицом, немного остановимся на том, как определить, кто является принимающей стороной для конкретного иностранного гражданина.

Обратите внимание!

Если работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина, то наименование и реквизиты принимающей стороны, указанные в уведомлении о постановке на миграционный учет, совпадают с наименованием и реквизитами работодателя, указанными в экземпляре трудового договора или трудовой книжке работника-иностранца.

Таким образом, если на работу устраивается иностранный гражданин, для которого прежний работодатель являлся принимающей стороной, нужно иметь в виду, что при увольнении из прежней организации работник был также снят и с миграционного учета. В этом случае, прежде чем заключать с таким работником трудовой договор, нужно проверить сроки его пребывания на территории Российской Федерации. Возможно, что, перед оформлением на работу, работодателю необходимо посоветовать иностранному гражданину совершить выезд и новый въезд в Российскую Федерацию, поскольку находиться в стране с имеющимися документами миграционного учета он уже не имеет права.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Прекращение трудового договора производится в том случае, если работник уже приступил к работе на момент подачи уведомления в ФМС России, аннулирование трудового договора - если день начала работы еще не наступил. Основанием для расторжения трудового договора является пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора», датой прекращения трудовых отношений - дата получения от ФМС России отказа в приеме уведомления.

Если работодатель направил уведомление в ФМС России в день заключения трудового договора, а в соответствии с графиком сменности работник приступает к работе только на следующий день, то в случае получения от ФМС России отказа в приеме уведомления по причине подложного разрешения на работу, трудовой договор может быть аннулирован. Никаких штрафов со стороны ФМС России на работодателя в этом случае налагаться не должно, по крайней мере Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административного наказания для работодателей в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, предоставившим подложное разрешение на работу, а кроме того, миграционное законодательство не вменяет в обязанности работодателю предварительную проверку подлинности разрешения на работу. Однако все-таки проявить определенную бдительность работнику кадровой службы следует.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие сведений об иностранном гражданине, указанных в разрешении на работу, паспортным данным. Это и правильность написания фамилии, имени и отчества, и правильность самих паспортных данных. Следует также обратить внимание на фотографию, размещенную в разрешении на работу, и ее соответствие внешности того человека, который оформляется на работу.

Кроме того, целесообразно время от времени интересоваться в миграционной службе, не исчерпана ли квота на выдачу разрешений на работу по вашему региону (субъекту Российской Федерации). Если квота уже исчерпана, дополнительно ее не увеличивали, а к вам на трудоустройство пришел иностранный гражданин, у которого разрешение на работу было выдано после окончания квоты, то, скорее всего, оно подложное.

Размеры квот устанавливаются Правительством РФ на календарный год и в случае необходимости их дополнительно увеличивают, исходя из потребностей работодателей. Так, на 2009 год размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утвержден постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 835. Если разрешение на работу имеет непригодный к использованию внешний вид - испачкано, деформировано и др., - оно подлежит замене. Обязанность по замене разрешения на работу, пришедшего в негодность по внешним признакам, также возлагается на иностранного гражданина, как и обязанность по его первоначальному получению.

Документы об образовании

Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.

Заключение трудового договора

При наличии всех необходимых документов работодатель заключает с иностранным гражданином трудовой договор. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что иностранный гражданин вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ему выдано разрешение на работу, и только в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.

Обратите внимание!

Разрешение на работу выдается в том субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин поставлен на миграционный учет. Как правило, именно в этом субъекте Российской Федерации и разрешается трудовая деятельность.

Однако в ряде случаев разрешение на работу может быть выдано для осуществления трудовой деятельности в двух субъектах Российской Федерации, например в Москве и Московской области. Это удобно, если организация, на работу в которую устраивается иностранный гражданин, имеет несколько филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений, расположенных как в Москве, так и в Московской области.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность (профессия), указанная в разрешении на работу иностранного гражданина, то можно либо внести изменение в штатное расписание, либо принять иностранца внештатно, либо заключить с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение определенного объема работ.

Срок трудового договора

До сих пор много споров вызывает вопрос о сроке трудового договора с иностранным гражданином. Существует два мнения, каждое из которых подкреплено весьма весомыми доводами.

Часть работодателей считает, что с иностранным гражданином необходимо заключать только срочный трудовой договор . В пользу этого довода они приводят, прежде всего, ограниченность срока действия разрешения на работу как документа, дающего согласно Федеральному закону № 115-ФЗ право на осуществление временной трудовой деятельности . Косвенным подтверждением служит тот факт, что на срочном трудовом договоре настаивает миграционная служба при получении уведомления о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности.

Другая часть работодателей, в том числе и автор данной статьи, считает, что срочный трудовой договор должен или может быть заключен с иностранным работником по основаниям, не связанным со сроком действия разрешительных документов, а следовательно, в большинстве случаев должен быть бессрочным. Ссылка в данном случае идет на ст. 59 ТК РФ, которая содержит перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Как следует из данной статьи, «наличие у работника ограниченного во времени разрешения на осуществление какой-либо деятельности не является основанием для заключения с ним срочного трудового договора по этому виду деятельности». На вопрос о том, как же поступать в случае окончания срока разрешения на работу, отвечает пункт 9 ст. 83 ТК РФ: «истечение срока действия… специального права… если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору». Другими словами, если работник своевременно не переоформил разрешение на работу, то трудовой договор прекращается в соответствии с указанным основанием днем окончания действия разрешения на работу. Право на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства в определенной степени можно считать специальным правом, поскольку оно является не гарантированным, как для граждан этого государства, а приобретенным при наличии дополнительных условий.

В пользу довода о заключении трудового договора на неопределенный срок говорит следующее: если работник переоформил разрешение на работу на новый срок до истечения срока действия нынешнего разрешения, у работодателя нет причин для увольнения такого работника. Однако Трудовой кодекс РФ не предполагает пролонгации срочного трудового договора на новый срок . В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. Иными словами, даже если работник имеет на руках разрешение на работу, дающее ему право работать в занимаемой должности еще год, работодатель все равно обязан его уволить, а потом заключить с ним новый трудовой договор, опять-таки на срок действия разрешения на работу, произвести все необходимые расчеты, связанные с увольнением, сделать запись в трудовую книжку, оформить все документы на увольнение и новый прием, снова внести запись в трудовую книжку. Не слишком ли мы усложняем себе работу? К тому же единственным условием продления срочного трудового договора является его переход в статус бессрочного при наличии продолжающихся трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Что же касается условия временности трудовой деятельности иностранного гражданина, то надо сказать, что сам факт нахождения иностранца в России является временным и не связан только лишь с его работой. Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть не только продлен свыше 90 суток при заключении трудового договора с работодателем, но и сокращен, например в случае административного выдворения (депортации) иностранного гражданина из страны. Само собой, в этом случае трудовой договор обязательно должен быть прекращен, независимо от того, срочный он или нет. Однако, безусловно, принимая сам факт временности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации, мы, тем не менее, не ставим это условием, определяющим срок действия трудового договора.

Требования органов миграционного учета об обязательном заключении с иностранными работниками срочных трудовых договоров не имеют достаточных оснований, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы распространяются только на контроль за соблюдением работодателями правил привлечения иностранной рабочей силы . Порядок заключения трудового договора регламентируется исключительно трудовым законодательством.

В любом случае, каждый работодатель должен сам принимать решение, какой трудовой договор будет заключен с иностранным гражданином - срочный или бессрочный.

Особенности взаимоотношений между работодателем и работником-иностранцем

Итак, трудовой договор заключен, и работодатель своевременно уведомил об этом Федеральную миграционную службу, Службу занятости и Федеральную налоговую службу. Отрывные части уведомлений с отметками о получении хранятся у работодателя. На работника-иностранца оформляется трудовая книжка - при условии, что он впервые поступает на работу в Российской Федерации. Если же иностранный гражданин и ранее осуществлял трудовую деятельность в России, он обязан предоставить работодателю трудовую книжку установленного образца. Впрочем, если трудовая книжка у него по каким-либо причинам отсутствует либо имеется, но в плохом состоянии, по заявлению работника ему заводится новая трудовая книжка. Работнику-иностранцу присваивается табельный номер, ведется учет его рабочего времени, ему начисляется заработная плата, как и работнику-россиянину, и уплачиваются налоги.

Работник-иностранец как налогоплательщик

В бухгалтерию обязательно должны быть поданы сведения о статусе работника-иностранца как налогоплательщика (ст. 207 Налогового кодекса РФ), поскольку это влияет на размер налоговой ставки, устанавливаемой для налогообложения физических лиц (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

При подсчете времени нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации в расчет принимаются периоды, подтвержденные документами, а именно: отметками в паспорте о пересечении границы, отрывными частями уведомлений о постановке на миграционный учет, записями в трудовой книжке, экземплярами договоров гражданско-правового характера или трудовых договоров. При этом работнику кадровой службы следует помнить о сроках пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Так, если согласно отметкам в паспорте иностранный гражданин находился в Российской Федерации более трех месяцев, но при этом у него нет документа, подтверждающего его право находиться в стране, то, скорее всего, этот период или его часть, превышающую 90 суток с момента въезда, он находился на территории Российской Федерации с нарушением порядка миграционного учета, то есть нелегально. Думается, что период нелегального нахождения в Российской Федерации вряд ли следует учитывать при определении статуса работника как налогоплательщика.

Оформление страхового полиса обязательного медицинского страхования

На работников-иностранцев работодатель обязан оформить страховой полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в рамках заключенного договора со страховой компанией (ст. 7 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008) Страховой полис ОМС позволяет работнику-иностранцу обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения. При этом скорая медицинская помощь оказывается работнику-иностранцу бесплатно, а плановая медицинская помощь, в том числе нахождение в стационаре, - на платной основе . На время лечения работнику-иностранцу, имеющему полис ОМС, выдается листок нетрудоспособности (ст. 1 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности»; в ред. от 27.10.2007), который подлежит оплате на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»).

При заключении трудового договора с работником-иностранцем ему должно быть вменено в обязанность уведомить работодателя в случае наступления временной нетрудоспособности, особенно если работодатель выступает в качестве принимающей стороны. Дело в том, что принимающая сторона обязана подать сведения о снятии иностранного гражданина с миграционного учета, если он отсутствует в месте пребывания более двух дней (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; в ред. от 23.07.2008). Поскольку отсутствие в месте пребывания, а в данном случае - в месте выполнения работы, может быть расценено работодателем как убытие из места пребывания, требование о своевременном извещении работодателя о заболевании отвечает, прежде всего, интересам самого работника.

Оформление отпуска

При оформлении отпуска работнику-иностранцу также необходимо получить у него сведения о предполагаемом выезде из Российской Федерации. Если работник планирует выехать из Российской Федерации, он должен быть снят принимающей стороной с миграционного учета и снова поставлен на учет по возвращении из отпуска по новой миграционной карте. Лучше всего информацию о выезде из Российской Федерации получить от работника в письменном виде , например, в тексте заявления о предоставлении отпуска работник укажет «Отпуск буду проводить на территории Российской Федерации» либо «Отпуск буду проводить за пределами Российской Федерации». Если работник, несмотря на предоставленную информацию, все же выехал за пределы Российской Федерации, то при постановке его на миграционный учет по новой миграционной карте у работодателя - принимающей стороны могут возникнуть проблемы с ФМС России, поскольку были нарушены требования миграционного законодательства о сроках подачи уведомления об убытии иностранного гражданина. Для работодателя - принимающей стороны это грозит штрафом, но поскольку работодатель был введен работником в заблуждение (есть заявление!), требование об уплате штрафа может быть предъявлено к самому работнику.

Направление в командировку

При направлении работника-иностранца в командировку в другой субъект Российской Федерации необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 97. В соответствии с п. 1 указанного постановления общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Однако данное ограничение действует в отношении тех работников, работа которых по условиям договора не носит разъездной характер. При разъездном характере работы общая продолжительность командировок в другие субъекты Российской Федерации увеличивается до 60 календарных дней.

Если длительность конкретной командировки превышает двое суток, иностранный гражданин в связи с убытием в командировку должен быть снят с миграционного учета по месту пребывания. При этом с собой в качестве документов, подтверждающих легальность его нахождения на территории Российской Федерации, ему нужно взять копию отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, а также миграционную карту. После возвращения из командировки принимающая сторона вновь ставит работника на миграционный учет, при этом к уведомлению о прибытии в место пребывания можно приложить копию командировочного удостоверения с отметками о прибытии и убытии в место командировки.

Продление срока пребывания

Как уже было отмечено, срок временного пребывания в Российской Федерации ограничен 90 сутками со дня въезда в Российскую Федерацию. При заключении трудового договора срок временного пребывания может быть продлен, но не более чем на один год с момента въезда. Для продления срока пребывания иностранный гражданин должен представить принимающей стороне, а она в свою очередь - органу, осуществляющему миграционный учет, документы, подтверждающие трудовую деятельность.

К таким документам относятся:

  1. заверенная работодателем копия трудового договора;
  2. заверенные копии отрывных частей уведомлений о привлечении иностранной рабочей силы;
  3. заверенная копия разрешения на работу и миграционной карты;
  4. ходатайство работодателя, подтверждающее факт наличия трудовых отношений на момент продления срока пребывания.

Обратите внимание!

Полный перечень документов, необходимых для продления срока пребывания в связи с трудовой деятельностью, следует узнать в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту фактического нахождения принимающей стороны.

При продлении срока пребывания на оборотной стороне миграционной карты и на отрывной части уведомления о прибытии в место пребывания делается соответствующая отметка, в которой указано, до какой даты иностранный гражданин может находиться в данном субъекте Российской Федерации.


Положение о Федеральной миграционной службе (утверждено указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928; в ред. от 02.09.2008).

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546).

Многие компании сегодня активно используют труд мигрантов — жителей ближнего зарубежья. Некоторые даже посылают «вербовщиков» в страны бывшего СНГ, и те привозят в Россию целые бригады строителей, продавцов, работников ЖКХ. Чтобы у организации не было проблем с законом, этих рабочих нужно легализовать — оформить им разрешение на работу и заключить трудовой или гражданско-правовой договор.

Временно пребывающим в РФ считается иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон N 115-ФЗ).

В безвизовом порядке в Россию, как правило, приезжают граждане стран бывшего СНГ: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Узбекистана. Более подробно о том, для граждан каких стран предусмотрен безвизовый режим, можно посмотреть в письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд. В частности, без визы могут приезжать в РФ граждане Бразилии, Венесуэлы, Израиля, Гватемалы.

Для приема на работу «безвизовых» иностранцев работодатель не обязан оформлять приглашение на въезд в Россию и получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13, п. 9 ст. 13.1, п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Однако нужно помнить, что трудиться в России иностранец может только на основании разрешения на работу. Без этого документа работодатель не вправе допустить иностранца к работе (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб.;

— для компаний — от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Доля мигрантов в бизнесе

На каждый год правительство РФ устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта. Поэтому компаниям с такими видами деятельности, прежде чем принимать на работу иностранцев, нужно определить, сколько человек они могут трудоустроить. На 2014 г. допустимая доля иностранных работников составляет (постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1191):

— для розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво — в размере 15% общей численности работников;

— для розничной торговли фармацевтическими товарами, торговля в палатках и на рынках, прочая розничная торговля вне магазинов — 0%;

— для прочей деятельности в области спорта — 25%.

За несоблюдение этих пропорций полагается (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ):

— руководителю компании — штраф в размере от 45 000 до 50 000 руб.;

— организации — штраф от 800 000 до 1 000 000 руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.

Для белорусов и казахов — льготные условия

Между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключено Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (вступило в силу с 1 января 2012 г. на основании решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9). Этот документ предусматривает определенные привилегии для граждан Республики Беларусь и Казахстана при найме на работу в РФ:

— на них не распространяются ограничения по защите национального рынка труда;

— им не нужно иметь разрешение на работу;

— о заключении и расторжении договора с такими мигрантами работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС и занятости.

Документы для разрешения

Разрешение на работу «безвизовый» иностранец может получить самостоятельно либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Представителем может быть и будущий работодатель.

Для получения разрешения на работу потребуются следующие документы (п. 2, 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

  1. Заявление о выдаче разрешения на работу по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370.
  2. Трудовой или гражданско-правовой договор (при наличии).
  3. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Как правило, это паспорт (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
  4. Миграционная карта с отметкой пограничников о въезде иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему миграционной карты. Если миграционная карта не представлена, орган ФМС все равно обязан принять заявление. В этом случае сотрудники миграционной службы сами проверят соответствующие сведения (подп. 2 п. 3, п. 5 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу в размере 2000 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Эту квитанцию можно и не предоставлять — главное, чтобы пошлина была уплачена. ФМС проверит факт уплаты пошлины при помощи Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Если выяснится, что она не уплачена, заявление не примут.
  6. Документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. В Перечень входят: ВИЧ-инфекция, лепра, туберкулез, а также инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема венерическая), шанкроид).

Сертификат об отсутствии ВИЧ должен содержать:

— паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; N паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);

— сведения о планируемом периоде пребывания в РФ;

— информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования (Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.95 N 1158).

  1. Доверенность на подачу документов от работника, оформленную на сотрудника компании.

Если работник будет трудиться в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, для получения разрешения на работу потребуется также документальное подтверждение, что работник владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня. Для этого пригодится какой-либо из следующих документов (п. 8.1, 8.2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;

— документ об образовании, полученном в иностранном государстве. Данное образование должно быть признано в РФ, а документ легализован и переведен на русский язык (ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;

— документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 г.

Важно. Подтверждение владения русским языком не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным (п. 8.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Эти документы нужно отдать в территориальный орган ФМС России. Специалисты миграционной службы рассмотрят заявление, проверят документы и не позднее десяти рабочих дней со дня их принятия примут решение (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Оформление на работу

На трудовые отношения с участием иностранных граждан распространяются правила, установленные ТК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами (ст. 11 ТК РФ). Поэтому оформлять на работу иностранца нужно в том же порядке, что и российского гражданина, с учетом некоторых особенностей. Для заключения договора с иностранцем потребуются:

— миграционная карта;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка российского образца. Если работник впервые заключает трудовой договор в России, трудовой книжки у него нет. Поэтому придется ее оформить;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Этот документ нужно требовать с работника, если он уже получал его у прежнего работодателя. В случае, когда иностранец устраивается на работу в России впервые, и с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не меньше шести месяцев в общей сложности в течение года, то работодатель обязан оформить на него свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Для тех, с кем заключен договор на срок меньше шести месяцев, свидетельство не обязательно;

Внимание! Нельзя принимать на работу иностранцев, не достигших 18 лет (п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

— разрешение на работу (если работник его уже получил). Обратите внимание, на территории какого субъекта РФ выдано разрешение — только в этом регионе иностранец имеет право работать (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Нельзя, к примеру, принимать на работу в Москве иностранца, получившего разрешение на работу в Иваново.

К сведению. Вне пределов региона вправе трудиться только иностранцы определенных профессий при направлении в командировку и при разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Эти профессии перечислены в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. К ним относятся машинисты (бетоноукладчика, бульдозера, катка и т.д.), артисты, геологи, матросы. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать десяти календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку. А при разъездной работе — не более 60 календарных дней.

Отметим, что договор можно заключать и до получения разрешения. В этом случае имеет смысл предусмотреть, что он вступает в силу только с момента получения иностранным гражданином разрешения на работу. Ведь без него нельзя допускать к работе иностранцев, временно пребывающих на территории РФ — так сказано в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. При наличии договора его нужно представить в ФМС вместе с заявлением на получение разрешения (подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Срок действия разрешения

При представлении договора разрешение на работу выдается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Россию. Если же договор не представлен, разрешение выдадут только на 90 суток (или меньше) (п. 1 ст. 5, п. 1.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Эти сроки могут быть продлены по заявлению мигранта. Для этого он должен не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в орган ФМС следующие документы (п. 4 ст. 5, п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— заявление о продлении срока действия разрешения на работу;

— трудовой или гражданско-правовой договор;

— сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу, по форме, утв. приказом ФМС от 20.07.2010 N 223;

— документы, подтверждающие отсутствие наркомании и инфекционных заболеваний, предусмотренных Перечнем и сертификат об отсутствии ВИЧ;

— документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Продлевать разрешение до бесконечности нельзя. В любом случае срок временного пребывания мигранта в России должен быть не более одного года со дня въезда в РФ (п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Если срок действия разрешения на работу не продлен, безвизовый иностранец вправе пребывать на территории России 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Такое правило действует с 1 января 2014 г. Напомним, раньше максимальный срок пребывания составлял 90 дней без каких-либо дополнительных ограничений. Поэтому многие иностранцы выезжали на день за пределы РФ, получали отметку о пересечении границы и возвращались на работу — еще на 90 дней.

Сообщение в инстанции

Заключив трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, компания должна об этом сообщить (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— в территориальный орган ФМС России, выдавший разрешение на работу;

— в орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения.

Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 2 Приложения N 6 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147, формы уведомлений утверждены этим же приказом).

В эти же органы надо отправлять сообщения о расторжении трудового (или гражданско-правового) договора, а также о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (подп. «м» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

За неуведомление грозит штраф (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.;

— для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Сегодня в России проживают миллионы работающих мигрантов – в основном выходцев из стран бывшего СССР. А существовала ли трудовая миграция в советскую эпоху? Конечно, только не в таких масштабах и формах, как в наши дни.

От пленных немцев до турецких строителей

Как мы знаем, в советские годы страна состояла из 15 союзных республик. Поэтому гастарбайтерами могли называться только граждане других государств. Само слово «гастарбайтер» означает «иностранный рабочий». Так называли советских пленных, угнанных в Германию, чтобы безвозмездно работать на производстве и на частных хозяев.

После войны на территории СССР был широко распространен труд пленных немцев. Они занимались в основном восстановлением разрушенных зданий и объектов инфраструктуры. Впоследствии большинство их смогли вернуться к себе на родину.

В 70-80-е годы на московских заводах АЗЛК и ЗИЛ работало на конвейере много вьетнамцев. С ними заключали договора на четыре или на шесть лет, которые не могли быть расторгнуты по инициативе наемного сотрудника. Нанимать вьетнамцев было выгодно: трудились они добросовестно, почти не употребляли спиртного, а также скупали товары советского ширпотреба, не пользовавшиеся особым спросом у местного населения. После распада Советского Союза вьетнамские гастарбайтеры стали нелегально работать по всему СНГ.

Также в перестроечные годы на работу в Советский Союз стали приезжать турки, которые занимались в основном строительством. Возникла и китайская диаспора…

В конце 80-х в Советском Союзе появились первые беженцы. Они приезжали из республик, где начались беспорядки и гонения на граждан иных национальностей – из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. В основном мигрировали в славянские республики – Россию и Украину.

В начале 90-х 80% беженцев приезжали в Россию из Таджикистана, Грузии и Азербайджана. Это были как коренные жители республик, так и представители русскоязычного населения.

В результате активных процессов внутренней и внешней миграции городское население практически во всех бывших советских республиках стало многонациональным, особенно в столицах союзных республик. Кроме того, до перестройки практически во всех городах «братских» республик существовала русская языковая среда. В 90-е годы русские школы в этих республиках стали повсеместно закрываться, появились националистические тенденции. В итоге русскоязычному населению ближнего зарубежья, количество которого на момент переписи 1989 года составило 25,3 миллиона, жить стало не очень комфортно.

Стали приезжать в Россию и украинцы, белорусы, молдаване – после распада СССР у них на родине стало трудно прожить из-за тяжелой экономической ситуации. В 1992 году в России была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), занимающаяся регистрацией вновь прибывших граждан, которые теперь считались иностранцами.

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:
  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия — страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится и . Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших , составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2019 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть , среди которых ведущее место занимают , и .

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ФМС.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2019 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;
  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2019 году.