В каких странах есть смертная казнь? Реалии современности. Смертная казнь и ее виды в настоящее время

Главной новостью сегодняшнего дня несомненно стал расстрел министра обороны КНДР по обвинению в государственной измене. Министра расстреляли в военном училище из зенитного орудия. В этой связи хотелось бы вспомнить о том, какие виды смертной казни существуют на сегодняшний день в мире.

Смертная казнь - лишение человека жизни от имении государства, от имени власти, от имени церкви или веры - высшая мера наказания, которая на сегодняшний день является запрещённой во многих странах мира. А там, где она разрешена - применяется лишь за чрезвычайно тяжкие преступления. Хотя существуют страны (например Китай), где смертная казнь до сих применяется достаточно широко за гораздо меньшие правонарушения, такие как: взяточничество, сутенёрство, подделка денежных знаков, сокрытие налогов, браконьерство и другие.

В российской и советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания», а в более поздние времена «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, но применяется в виде исключения как наказание за особо тяжкие общеуголовные и государственные преступления.

На сегодняшний день в мире наиболее распространены 6 различных видов смертной казни.

1. Расстрел.

Вид смертной казни, при котором умерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия. На данный момент самый распространённый из всех остальных методов.

Расстрел производится, как правило, из ружей или винтовок, реже из другого ручного огнестрельного оружия. Количество стрелков обычно от 4 до 12, но может быть разным, по ситуации. Иногда для облегчения совести смешивают боевые патроны с холостыми. Таким образом никто из стрелков не знает, был ли именно он тем, кто произвёл смертельный выстрел.

Согласно законодательству Российской Федерации расстрел является единственной формой смертной казни. Хотя законодательно смертная казнь у нас в стране не отменена, соблюдается лишь мораторий на неё, вызванный международными обязательствами, связанными со вступлением России в ПАСЕ. Реального приведения смертного приговора в исполнения не было с 1996 года.

В Белоруссии расстрел является также единственным методом исполнения смертной казни.

До 1987 года расстрел был официальным методом исполнения смертной казни в ГДР.

В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в одном штате - Оклахоме; кроме того, теоретически могут быть расстреляны 3 человека, приговорённые к смертной казни в штате Юта до законодательной отмены здесь расстрела, так как данный закон не имеет обратной силы.

В Китае, где на сегодняшний день приводится в исполнение наибольшее число смертных приговоров, стреляют в затылок из автомата стоящему на коленях осуждённому. Власти периодически устраивают публичные показательные расстрелы осуждённых государственных чиновников-взяточников.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 18 стран.

2. Повешение.

Вид смертной казни, заключающийся в удушении петлёй под воздействием тяжести тела.

Впервые убийство через повешение использовали древние кельты, принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу. О казни через повешение упоминает Сервантес в XVII веке.

В России повешение практиковалось в имперский период (например казнь декабристов, «столыпинские галстуки» и т. д.) и противоборствующими сторонами в годы гражданской войны.

Позднее повешение практиковалось в короткий период военного времени и первых послевоенных годов в отношении военных преступников и сотрудничавших с нацистами лиц. На Нюрнбергском процессе к смертной казни через повешение были приговорены 12 высших руководителей Третьего Рейха.

В наши дни американским правосудием был устроен показательный процесс лишения жизни Садама Хуссейна сэелементами реалити шоу, когда казнь транслировалась по многим ТВ каналам мира, что было неоднозначно оценено сообществом специалистов права.

Бывают осечки. В наше время, когда технология повешения «отработана», такое возможно. Когда в 1944 г. в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, составленный тюремным врачом, зафиксировал, что после того, как его сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут (в разных источниках указывается время больше). Еще пример. 16 ноября 1981 г. в Кувейте повесили строительного рабочего из Таиланда, но умер он только через 9 минут после падения в люк, потому что, как было сказано в медицинском заключении, его вес был недостаточным, чтобы произошел перелом позвоночника.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 19 стран.

3. Смертельная инъекция.

Способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов. Один из самых мучительных способов, ибо в зависимости от организма, состава яда смерть может наступить даже в течении 10-20 минут. Наказуемый подвершается мучительному процессу лишения жизни.

Применяемый в конце XX - начале XXI века способ был разработан в 1977 году судмедэкспертом Джеем Чапмэном и одобрен Стенли Дойчем. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены две трубки. Сначала приговорённому вводится препарат тиопентал натрия - обычно он используется (в меньшей дозе) для анестезии при операциях. Затем через трубки вводятся павулон, который парализует дыхательную мускулатуру, и хлорид калия, который приводит к остановке сердца. Техас и Оклахома вскоре приняли законы, разрешающие применение такой комбинации; первое применение произошло в Техасе в конце 1982 года. Вслед за ними сходные законы были приняты еще в 34 штатах США.

Смерть наступает в период от 5 до 18 минут после начала казни. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.

Сегодня смертельная инъекция в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 4 страны.

4. Электрический стул.

Приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры с эелементами понимания правосудия средневековья - избранная публика может присутсвовать и с соседнего помещения наблюдать за процессом лишения жизни.

Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги - в специальных зажимах ножек кресла. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменный ток с напряжением порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А.

Электрический стул был впервые использован в США 6 августа 1890 года в Обернской тюрьме штата Нью-Йорк. Уильям Кеммлер, убийца, стал первым человеком, казнённым таким образом. В настоящее время может быть применен в семи штатах - в Алабаме, Флориде, Южной Каролине, Кентукки, Теннесси и Виргинии по выбору осуждённого наряду со смертельной инъекцией, причём в Кентукки и Теннесси право выбрать использование электрического стула имеют лишь совершившие преступление ранее определённой даты.

Сегодня электрический стул в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют только в США.

5. Обезглавливание.

Физическое отделение головы от тела, совершается при помощи специального инструмента - гильотины или рубяще-режущих орудий - топора, меча, ножа.

Казалось бы, обезглавливание, как разновидность казни, давно кануло в лету, однако еще в первой половине 60-х годов XX века оно применялось в ГДР, потом, в 1966 году, единственная гильотина сломалась и преступников стали расстреливать. Этот вид казни долгое время был в силе во Франции.

В 1997 году во всем мире были обезглавлены примерно 125 человек.

Обезглавливание безусловно приводит к смерти мозга в результате резко прогрессирующей ишемии. Смерть мозга наступает в течение нескольких минут после отделения головы от тела. Рассказы о том, что голова смотрела на палача, узнавала своё имя и даже пыталась говорить, являются, с точки зрения нейрофизиологии, сильно преувеличенными. Голова теряет сознание через 300 миллисекунд после отсечения и необратимо останавливается почти вся высшая нервная деятельность, в том числе способность чувствовать боль. Некоторые рефлексы и судороги мышц лица могут продолжаться ещё несколько минут.

На сегодняшний день 10 стран в мире имеют законы, разрешающие обезглавливание в качестве смертной казни, однако, достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии. Большинство обезглавливаний в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, воинствующими исламистами в горячих точках, а также военизированными организациями и наркокартелями в Колумбии и Мексике.

В наши дни показательные (не редко - массовые) убийства людей в интернете демонстрируют бойцы ИСИС. Это становиться актуальностью Западного мира. Как известно, то головы отрезались и советским солдатам в Афганистане, а также Российским солдатам в Чеченской войне.

6. Побиение камнями.

Вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям.

В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира.

В ряде СМИ сообщалось о казни в Сомали 27 октября 2008 года девочки-подростка по решению исламистского суда после того, как по дороге из родного города Кисмайо к родственникам в Могадишо её предположительно изнасиловали трое мужчин. Согласно Amnesty International, осуждённой было всего тринадцать лет. В то же время канал BBC отмечал, что присутствовавшие при исполнении приговора журналисты оценили её возраст в 23 года, а осуждение 13-летней девочки за прелюбодеяние противоречило бы нормам исламского права.

16 января 2015 года было сообщено о побиении камнями боевиками организации Исламское государство Ирака и Леванта в захваченном ими иракском городе Мосул женщины, обвинёной в прелюбодеянии.

************************

Сегодня смертная казнь в мире вызывает у людей противоречивые чувства. Есть у неё как «поклонники», так и противники. У каждой стороны имеются свои доводы - зачастую весьма убедительные. В тех относительно демократических странах, где смертная казнь применяется, против неё проходят демонстрации протеста. В то же время известно, что более двух третей стран мира либо законодательным путём отменили смертную казнь, либо не применяют её. Недавно правозащитная организация «Amnesty International» опубликовала данные о смертной казни, свидетельствующие о том, что в 2012 году была возобновлена смертная казнь в Гамбии, Индии, Японии и Пакистане. Отмечен и резкий рост казней в Ираке в 2012 году по сравнению с 2011-м. Вместе с тем общее число смертных казней в последнем десятилетии снижается.

Австралийский канал «Эс-би-эс», ссылаясь на данные «Amnesty International», отмечает, что в прошлом году в 21 стране было казнёно 682 человека, что на 2 человека больше, чем в предыдущем году. При этом в 2012 году число людей, приговорённых к смерти, снизилось на 10% - до 1722 человек (в 58 странах). В 2011 году к смерти было приговорено 1923 человека в 63 странах.

В материале отмечается значительное снижение количества казней по сравнению с их числом десятилетие назад.

Однако цифры не включают в себя тысячи людей, которые, как считает «Amnesty International», были казнены в КНР: там подобные показатели - государственная тайна.

Каждый год одни и те же страны входят в список «Amnesty International». Выделяется восьмёрка стран, где имеет место наибольшее число казней. В 2012 году в эту восьмёрку, пишет SBS, включены:

1. Китай. Это государство засекретило количество смертных казней. «Amnesty International», опираясь в своём мнении на надёжные источники, на сведения правозащитных организаций, оценивает общее число казней в Поднебесной более чем в тысячу: то есть в КНР казнят больше людей, чем в остальных странах мира, вместе взятых. Смертная казнь в КНР применяется за преступления, связанные с наркотиками, а также за экономические преступления.
2. Иран в 2012 году занял второе место в мире по числу казней. В основном там казнят за преступления, связанные с наркотиками. Отмечается также, что в июне прошлого года в ИРИ были казнены четыре человека за такое «преступление», как «вражда к богу и коррупция на земле». Смертная казнь применялась и к тем людям, которые были повинны в «прелюбодеянии», «содомии» и в религиозном преступлении, именуемом «отступничеством».
3. Ирак почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом.
4. Саудовская Аравия часто казнит людей публично - через обезглавливание. Обвиняемых здесь редко представляют адвокаты (даже формально), и их могут содержать под стражей на протяжении нескольких недель - на основе «признаний», полученных под пытками. Преступления, караемые смертной казнью, в Саудовской Аравии включают «колдовство» и грабёж в «отягчающей» форме.

На Иран, Ирак и Саудовскую Аравию, отмечает «Эс-би-эс», в 2012 году совокупно пришлось три четверти подтверждённых казней.
5. США . В этом государстве Коннектикут стал 17-м штатом, отменившим смертную казнь. Это было вызвано опасениями по поводу дискриминационного применения смертной казни, а также из-за вероятности вынесения ошибочных приговоров. 6. В Йемене были казнены два человека за преступления, совершённые ими до 18 лет.
7. Северная Корея. В этом государстве казни осуществляются как публично, так и тайно. Смертные приговоры могут быть вынесены за преступления, которые не караются смертной казнью согласно северокорейскому законодательству.
8. Судан, по имеющимся сведениям, применяет смертную казнь как средство против реальных или предполагаемых активистов оппозиции.

Подытожим. В тройку «лидеров» по числу смертных казней в 2012 году входят Китай, Иран и Ирак, причём последний почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом. Пятое место по числу казней в мире занимают Соединённые Штаты. Общее количество смертных казней во всём мире в последнее десятилетие уменьшается.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
- специально для topwar.ru

Уже почти 20 лет назад в нашей стране совершилась последняя смертная казнь как мера наказания, установленная Уголовным кодексом. Подавляющая часть общества и правящей элиты уверенны, что смертная казнь к нам больше не вернется, по-крайней мере в обозримом будущем.

Изменило ли как-то нас «огуманизирование» путем отмены высшей меры наказания? Ждет ли кто-то возрождения смертной казни в России?

«16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

Де-факто в России действовал мораторий на смертную казнь при отсутствии такого моратория де-юре. Приговоры к смертной казни перестали применяться: последний такой приговор приведён в исполнение 2 сентября 1996 года (по другим данным - 2 августа того же года).

Последним казнённым, по некоторым данным, стал серийный убийца Сергей Головкин, однако, если исходить из того, что последний смертный приговор был приведён в исполнение в сентябре, а не в августе 1996 г., то им мог оказаться и другой человек (официально имя последнего смертника не разглашается)».

Много лет в России действовал мораторий на смертную казнь, в 2009 году смертная казнь была отменена, то есть «19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ продлил мораторий на смертную казнь». При сегодняшней Конституции применение высшей меры наказания невозможно. Однако, как утверждают эксперты, отмена высшей меры наказания может быть не вечным решением:

«Уполномоченный по ПЧ заявлял, что «смертная казнь в России уже была отменена, в том числе и юридически», и «у нас есть полная отмена смертной казни»».

Официально смертная казнь по-прежнему закреплена в Уголовном кодексе РФ в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни (статьи 44 и 59). Но не может быть применена по причине ее запрета (действия двойного моратория) в нашей стране.

Пять статей УК РФ предусматривают наказание в виде смертной казни:

«Убийство» (ст. 105),

«Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст. 277),

«Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» (ст. 295),

«Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» (ст. 317),

«Геноцид» (ст. 357).

Статья 59. Смертная казнь

  1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
  1. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

2.1. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

  1. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

История применения смертной казни в нашей стране начинается с древнейших времен, официально ее как вид наказания закрепляли все правовые кодексы, лишь в 20-м веке было несколько попыток отмены смертной казни, но позже ее применение восстанавливали. Самый жестокий период, в который с особой кровожадностью и масштабностью осуществлялись смертные приговоры в нашей стране — это 17-18 века.

Соборное Уложение 1649 года и Устав Воинский Петра I — самые «свирепые» правовые кодексы.

«Соборное Уложение 1649г. — кодекс один из самых ярко иллюстрирующих все ужасы смертной казни и других мер наказания, апогей жестокости. Оно санкционирует страшные, отягчающие виды смертной казни (всего было 9 видов убийства) и выдвигает эту меру возмездия за правонарушения на первый план за ряд, утвержденных в предыдущих кодексах и абсолютно новых преступлений.

Уложение содержит порядка 60 случаев, предусматривавших высшую меру наказания. Это, не считая других суровых, жестоких наказаний, таких, как членовредительство, наказание кнутом, часто заканчивающихся летальным исходом. То есть, по сути, список эпизодов применения высшей меры наказания был намного шире, официально заявленного.

Следующим правовым кодексом, в котором продолжилось и усугубилось применение прежних жестоких уголовных наказаний, стал уже упомянутый Устав воинский Петра I.

Из 209 артикулов этого законодательства смертную казнь предусматривали – 123. К прежним видам смертной казни прибавился расстрел (аркебузирование).

Кроме того, суд мог установить форму наказания по своему усмотрению, ввиду отсутствия определенности формулировок наказаний, предусмотренных за то или иное преступление. В практике было членовредительство: отсечение рук, ушей, пальцев, вырывание ноздрей, клеймение. Целью этого было устрашение не только путем ужасных телесных мучений, но и тем, что осужденные становились изгоями общества».

Кстати, сразу о вопросе воспитательного эффекта смертной казни:

«В период Петра I публичные казни стали обычным явлением, общество того времени настолько привыкло к постоянным кровавым зрелищам, сознание и нервы его перестали воспринимать поражающее впечатление ужасающих экзекуций. Разные виды смертных и телесных наказаний перестали достигать той главной цели, которая преследовалась ими – то есть цели устрашения.

Общество стало до такой степени деморализовано, что казнить преступника, поглазеть от безделья на экзекуцию, даже быть казнённым самому – всё это не представляло собой ничего выдающегося на сером фоне нормального течения жизни. Война государства с «лихими», «воровскими» людьми, с «непочитателями» царских указов приобретала всё более и более актуальное значение, требуя усиления суровости и новых мер устрашения.

Смертная казнь получила характер рядовой, никого уже не устрашающей процедуры, которая только деморализовало и ввело общество в дегенеративное состояние».

По заключениям исследований ряда специалистов юридического профиля — как раз-таки демонстрирование казней, повсеместное их применение приводило общество еще в более худшее криминальное состояние.

То есть когда убивает государство — у обычных граждан встает вопрос «почему ему можно убивать, а мне нельзя? ведь государство само подает пример».

И, напротив, есть исследования, что на общество и его исправление влияет не устрашение мер наказания (хотя адекватная правовая организация, конечно, влияет, но проявляться она должна не в лужах крови), а повышение уровня образования, культуры, преобразование животной энергии в искусство и т.д. Ряд психоаналитиков (в том числе З.Фрейд) устанавливали, что в периоды активных войн и деградации общества (в качестве примера население какой-либо страны) — снижался культурный, образовательный уровень поколения. В общем, человека от животного иногда отличает немногое… И все-таки человек должен помнить, что он человек.

Вернемся к истории смертной казни в нашей стране. 20 век.

«Согласно Уголовному Уложению 1903 г., в начале 20 века смертная казнь применялась к лицам не моложе 17 и не старше 70 лет. Основным способом осуществления смертной казни, данный уголовный кодекс устанавливал – повешение. Приговоренные к высшей мере наказания лишались всех прав состояния и других прав.

Далее – несколько революций, гражданская война, Великая Отечественная, репрессии… Все эти события и, сопутствующие им голод, нищета, эпидемии болезней, массовые убийства унесли колоссальное количество человеческих жизней. Например, в гражданскую войну (1917-1923гг), расстрелы часто производились без разбору, людей казнили толпами, в том числе, женщин и детей.

Это было, в основном, внесудебным самоуправством революционеров. Убивали нередко зверски, изощренно, с издевательствами и позором, по сравнению с которыми расстрел казался довольно легким способом убийства.

В первой половине 20 века, после гражданской войны в России несколько раз предпринимались попытки отмены смертной казни, но через непродолжительное время ее вновь восстанавливали.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. сохранял применение высшей меры наказания и предусматривал свыше 30 составов преступлений, за которые назначался смертный приговор. Единственным способом исполнения смертного приговора стал расстрел.

В начале 90-х годов в уголовном законодательстве России, по-прежнему, сохранялись более 30 составов преступлений, регламентирующих применение смертной казни.

В этот период наметился новый подход к правовому регулированию исключительной меры наказания. Действующее законодательство требовало приведения правовых уголовных норм в соответствие с судебной практикой, так как, начиная с 1987 года, смертная казнь применялась только за тяжкие насильственные преступления (умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах).

В большинстве (92 – 98 %), действия осужденных квалифицировались по указанной ст. 102 УК РСФСР, остальные осуждались за бандитизм или за посягательство на жизнь работника милиции.

Как правило, во всех случаях эти преступления были связаны с убийством нескольких лиц.

В Конституции РФ 1993 года указывается, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч.2 ст.20).

УК РФ 1996 года сократил применение смертной казни до пяти составов преступлений».

Эти пять составов преступлений действуют и по сей день, но наказание заменяется на пожизненное либо долгосрочное тюремное заключение.

Если в 1960-х гг к смертной казни приговаривали по более чем 30 статьям, то в 90-е гг по 5, то есть постепенно применение высшей меры наказания сокращалось.

«В 1962 г. было осуждено к смертной казни 2159 человек, в 1983 г. - 488 человек. Всего за период 1962-1989 гг. судебными органами СССР было вынесено 24 422 смертных приговора, из них помиловано было 2355 лиц.

Начиная с конца 1980-х годов, Россия стала на путь постепенного сокращения применения смертной казни.

В 1992 г. к этому виду наказания было осуждено 159 человек (было казнено в указанном году 18 человек), в 1993 г. осуждено - 157 человек (казнено - 10 человек), в 1994 г. осуждено - 160 человек (казнено - 10 человек), в 1995 г. осуждено - 141 человек (казнено - 40), в 1996 г. осуждено - 153 человека (официальных данных о казненных нет), в 1997 г. осуждено 106 человек (не казнено ни одного), в 1998 г. осуждено 116 человек, в 1999 г. - 19″.

На 2010 год в колониях строгого режима находилось около 2000 человек. Сейчас их тоже примерно такое же количество.

«В 2013 году 73 осуждённых были приговорены к высшей мере - пожизненному лишению свободы.

По состоянию на 1 апреля 2014 года в России отбывают пожизненный срок 1874 осуждённых, свидетельствуют данные Федеральной службы исполнения наказаний.

Осуждённые содержатся в пяти специальных колониях, право на условно-досрочное освобождение у них появляется через 25 лет».

Заключенные, которым смертная казнь заменена пожизненным заключением содержатся в пяти российских тюрьмах:

ОЕ-256/5 «Вологодский пятак». Вологодская область, остров Огненный, пос. Новоозерово.

ОГ-98/18 в 2 километрах от поселка Харп в Ямало-Немецком автономном округе Тюменской области.

УЩ-349/56 на 200 мест. Свердловская область, Ивдельский р-н, пос. Лозьвинский.

ЮК-25/6 «Черный дельфин» в г.Соль-Илецке Оренбургской области.

ВК-240/2 «Белый лебедь». Пермский край, г.Соликамск

Все они осуждены по пяти, перечисленным выше статьям УК РФ 1996 г., предусматривающим смертную казнь. Подавляющее большинство, около 96 процентов, осуждены за убийство с отягчающими признаками (п.2 ст.105 УК РФ 1996 г.). Все заключенные – мужчины, и на момент осуждения находились в возрастных рамках от 18 до 65 лет.

2000 человек — это на самом деле очень мало… От общей массы заключенных в 850 тысяч (в 2010 году) и 671 тысячи человек в 2015 — это капля в море. По сути запрет смертной казни или ее возврат — вопрос политический, общественный. Простите за, возможно, циничность — погоды бы 2000 жизней (в основном маньяков, убийц, насильников) для нашей страны не сделали бы.

Особенно на фоне того, что у нас ежегодно от самоубийств погибает около 30 тысяч человек, столько же на автодорогах от аварий, в разы больше умирают по естественным причинам из-за заболеваний сердечно-сосудистой системы и пр.

Но именно этот небольшой нюанс — разрешение государству на убийство, пусть при этом незаконно убиваются сотни тысяч людей, но убийство, поддерживаемое демократическим государством, чья Конституция провозглашает человеческую жизнь высшей ценностью — развязывает руки для многих ранее не решавшихся на жестокость, государство само становится убийцей официально и подает пример.

Это цитаты из статьи, которую я писала о смертной казни в 2010 году:

«Все благопристойно, не мучительно, быстро. Наверно, за уровень цивилизованности приведения такого приговора в силу уже стоит похвалить общество. Цель — убрать и стереть с этого света и все, никакой внешней кровожадности. Я замечу: внешней…

Потому что внутренняя как была, так и осталась… Замаскировалась, спряталась. По Фрейду, ведь в развитом обществе можно жить, только подавляя и сдерживая свои животные инстинкты, переводя их в другие формы реализации.

Общество стало культурным, воспитанным, но внутри каждого удачно спрятан элемент животности, дикости и первобытности. А кто не прячет или не хочет его прятать, кто хочет жить животными инстинктами или не может подавить эту дикость в себе, кто от рождения своего «без тормозов» в мозгах, – тот и становится субъектом института смертной казни, дегенератом и ублюдком, серийным насильником, убийцей, террористом и т.д. Но, в любом случае, это следствие и продукт жизни все того же общества, государства и, в конце концов, результат… первородного греха и отступления людей от веры, от Бога.

Мораторий продлен. Дело не в религиозных и не в нравственных причинах. Делается это, скорее, в целях того, чтобы очередной раз показать активное стремление к установлению правового государства в России. Тонкий дипломатический ход для проявления всемогущества и великодушия государства, которое в силу своей гуманности не может позволить себе лишить жизни ни кого, ни при каких обстоятельствах.

Потому что жизнь является высшей ценностью, в силу этого благородное государство оставляет существовать даже тех, кто человеком не является по определению. И еще: «продление моратория на смертную казнь», даже с последующей отменой (почему бы сразу не отменить?) и отмена смертной казни не одно и то же. Стоящий пример проявления образцового демократического уважения власти к мнению 70 процентов сторонников восстановления высшей меры наказания…

«Если преступнику оставить жизнь, он может исправиться, покаяться. Если лишить его жизни, у него даже гипотетически такой возможности не будет», — из услышанного.

Оставление преступника в живых не может нести в себе никакой надежды на его исправление, покаяние, но продолжение его существования и пожизненного пребывания в тюремных условиях до своей биологической смерти имеет другой важный смысл.

Любой психиатр, общавшийся с осужденными за особо тяжкие преступления и совершившими крайне жестокие преступления, наблюдавший за ними, каждый такой врач, как изучавший всю их психику не только в теории, но и на практике, вынесет один и тот же вердикт: они обречены…

Убрать их или оставить жить – мало что изменит для них. Но, в случае, продолжения их существования – будет не запятнана кровью совесть многих подвластных государству людей, которые тем или иным образом связаны с вынесением вердиктов, приведением приговора в исполнение. Приговоренным, по-крайней мере, хотя бы, чисто для галочки, оставили жизнь для возможности исправления, не воспользовались – их проблемы, но эту возможность им предоставляли… И там, на высшем суде, это учтется.

Приведение приговора в исполнение ставит преступника в инертное, зависимое положение: исход его жизни уже за него кем-то решен, и он просто пассивно принимает чью-то волю. И это из него самого делает… жертву и, как бы, немного оправдывает: убийцей убийцы стало государство… Его убиение будет являться смягчающим обстоятельством.

А если даровать ему возможность хоть как-то досуществовать до конца дней своих, позиция его остается позицией дегенерата и на тот свет он уходит дегенератом и отвечать будет по полной за все свои «черные» и «злые» дела. Кроме того, нахождение постоянно в убогих условиях, лишение прихотей, возможности совершать преступления, пребывание в психически атрофированном и растительном состоянии, – несравненно большее наказание, чем просто выстрел и конец».

История из цикла «Не казните моего убийцу… История смертной казни в России — 5»:

«Маньяки из черного дельфина «:

В первом видео есть кадры об Александре Бирюкове, который получил «вышку» из-за того, что, будучи солдатом, убил пристававшего к нему командира роты. После выхода фильма его выпустили, скостив срок. На самом деле ведь есть и такие, кто по дикой случайности или ошибке провели десятилетия в тюрьме, рядом с громкими маньяками-убийцами.

И самое поразительное — матери ждут, любят и конченных людей…

И фразы, глаза, поведение заключенных говорит о том, что пожизненное заключение это ад длиной в жизнь. Никто не думает о наказании, когда совершает преступление, иногда все решают считанные секунды. «Вседозволенность порождает безнаказанность»… Если бы хоть часть тех, кто идет на убийства, изнасилования понимали, что их ждет за это — они бы остановились. Но у 99% уверенность, что их никогда не найдут.

После взгляда на жизнь осужденных на пожизненное заключение вопрос «что легче: смертная казнь или тюрьма длиной в жизнь?» — отпадает сам собой.

Во втором видео маньяки, которые вроде бы признаны вменяемыми (но здесь стоит сделать уточнение, потому что вменяемость не означает абсолютное психическое здоровье, она лишь означает способность отвечать за свои действия и осознавать их опасность), но по сути они являются психически пораженными. Ни у одного нет и доли раскаяния. Таких выпустить хоть через 25 лет — они не задумываясь повторят то же самое.

«Согласно данным Всероссийского социологического экспресс-опроса ВЦИОМ на июль 2001 года, сторонниками смертной казни за особо тяжкие преступления против личности являлись 72 % при 9 % противников. Согласно опросам ВЦИОМ, в 2004 году 84 % россиян выступали за ужесточение законодательства вплоть до введения смертной казни в вопросах борьбы с терроризмом. В 2005 году среди опрошенных ВЦИОМ смертную казнь в отношении террористов поддерживали 96 % при 3 % противников.

Из числа сторонников 78 % заявили, что «полностью поддерживают», а 18 % - что «скорее поддерживают». При этом, 84 % опрошенных россиян выразили свою поддержку отмены моратория на смертную казнь. В свою очередь, опрошенные жители Южного федерального округа РФ выразили свою поддержку смертной казни практически единодушно. В июне 2005 года, согласно опросам Аналитического Центра «Левада-Центр», сторонниками смертной казни являлись 65 % при 25 % противников.

Согласно сведениям Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, полученным на май 2002 года, сторонниками смертной казни среди судей являлись 89 % опрошенных.

В 2012 году социологами Фонда «Общественное мнение» был проведен опрос, в ходе которого было выяснено, что 62 % россиян желают ввести смертную казнь».

По-крайней мере, согласно опросам, но желание россиян восстановить смертную казнь немного поутихло…

Что касается применения смертной казни в других странах:

«Сейчас единственной европейской страной, которая использует смертную казнь в качестве высшей меры наказания, остаётся Белоруссия. В последний раз белорусские власти применили смертную казнь в середине апреля 2014 года, когда был расстрелян студент исторического факультета БГУ Павел Селюн, обвиненный в двойном убийстве.

Возвращение смертной казни обсуждается в Казахстане, её предлагают применять за терроризм и покушение на жизнь президента.

В пятёрке стран с наибольшим количеством приведения в исполнение смертных приговоров - Соединенные Штаты Америки. Чаще них казнят только в Китае, Иране, Ираке и Саудовской Аравии».

Например, «в 2008 году наибольшее количество смертных казней имело место в Китае (1718); в Иране число казнённых составило как минимум 346, в Саудовской Аравии - 102, в США − 37, в Пакистане - 36, в Ираке - 34. Всего в 2008 году были казнены 2390 человек в 25 странах».

Может ли смертная казнь быть необходимостью?

Помнится, сколько копий было сломано, чтобы добиться в нашей стране моратория на смертную казнь. Странное решение для страны, в которой происходит разгул преступности. Для того чтобы стимулировать рост преступности. Причем гуманные борцы забывали напомнить, что страна, на которую ориентировалась РФ в 90-х США, и по сей день не собирается отменять смертную казнь. Какие доводы не приводились? И не гуманно: нельзя лишать человека самого дорогого - жизни, и возможность трагической ошибки, и трудности профессии палача и многое другое. Удивительно, что эти либеральные вопли проникли и в головы наших батюшек, среди которых по статистике многие служили в силовых структурах. Теперь же их качнуло в другую сторону либеральный гуманизм. И статья одного из священников в оправдание смертной казни вызвала у многих негодование (https://www.ridus.ru/news/257777): "Пусть сам возьмет оружие и стреляет", "он никогда не общался с такой категорией заключенных"... Они забывают, что Церковь никогда не вмешивалась в дела государства, не выступала за отмену смертной казни и фактически за отмену наказаний. "Россия подписала Протокол №6 Европейской Конвенции по правам человека, которая гласит, что в мирное время никто не может быть подвергнут смертному приговору". - Читайте подробнее на FB.ru: "...Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Послание к Римлянам гл. 13, ст.4). Видите, Церковь призывает подчиняться начальству, в обязанности которого входит отмщение мечом делающего злое. Церковь же печаловалась о грешниках.
Как тут не вспомнить эпизод с готфом из жития святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива:
"– Окаянный убийца! Как ты не побоялся Бога и Страшного Суда Его и не устрашился клятвы, данной при гробнице святых мучеников, которых сделал ты поручителями и свидетелями своих обещаний? отчего ты не пощадил отроковицы, которую прельстил своею хитростью? Прими же казнь, заслуженную по делам твоим.
Воевода велел отсечь ему голову мечом. Боголюбивый епископ усердно просил воеводу, чтобы он не предавал готфа смерти, но оказал ему милость и оставил его в живых, дабы тот прославлял величие Божие. Но воевода отвечал епископу:
– Боюсь помиловать сделавшего такое великое злодеяние, чтобы не прогневать святых мучеников, которых оскорбил этот клятвопреступник.
И по повелению воеводы готф был обезглавлен."
Видите, власть, даже православная, должна выполнять свое назначение и даже может не прислушиваться к аргументам священнослужителей. Посмотрел я недавно 9 и 10 серию советского сериала "Рожденная революцией". В ней некоторые злодеи грабят ювелирный магазин на большую сумму, и следователь сообщает родственнице преступников, что по закону им светит смертная казнь. В сегодняшних подобных сериалах преступники, ничего не опасаясь, спокойненько, едва не захлебываясь в крови, лишают людей жизни даже по мелочам. Убивают и убивают. Ведь даже пожизненное для них под вопросом: могут выпустить и через 20 лет за примерное поведение. Для женщин вообще нет пожизненного, как не было и смертной казни в СССР в последние годы его существования. Известно, что смертная казнь в дореволюционное время применялась в Российской Империи крайне нередко, но никто и не думал ее отменять, и весьма полезно было для соблюдения законности оставить смертную казнь как исключительную. И не надо говорить, что она не будет иметь значения. Все хорошо знают, что преступники в СССР с большим трудом подвигались на "мокрое дело", тогда как другие преступления совершались довольно легко. Для многих рецидивистов тюрьма была домом родным и их не пугала перспектива "топтать зону".
Надо отметить, что для раскаявшегося православного человека, думающего о жизни будущей, предпочтительней понести наказание здесь на земле и не страдать долгие годы в заключении мук совести. Не знаю были ли зафиксированы подобные просьбы преступников в истории России.
Православная Церковь всегда прислушивалась к мнению святых отцов:
"Подобно тому пишет и Афанасий Великий: те, кто говорят, что не подобает судить творящих смертные грехи, суть служители ереси. Но если бы было так, как они утверждают, то праведный Ной не осудил бы нечестивого Хама быть рабом братьев своих (Быт. 9:20-27). Ведь и Моисей повелел изрубить мечом три тысячи человек, поклонившихся тельцу (Исх. 32:25 - 28), а собиравшего дрова в субботу повелел побить камнями (Чис. 15:32-36). Иисус Навин истребил Ахара со всем домом за воровство (Нав. 7:19-26). Финеес же убил Замврия за блуд (Чис. 25:6-8). И Самуил убил Агага царя пред Господом (1 Цар. 15:32-33). И Илия заколол у потока ложных пророков, как свиней (3 Цар. 18:40, 4). Елисей же осудил Гиезия за мздоимство, наказав проказою (4 Цар. 5:20-27). А Даниил осудил блудливых старцев по Закону Моисееву и казнил их (Дан. 13:60-62). Святой апостол Петр, получивший ключи от Царства Небесного, осудил Ананию с женой его, утаивших часть своих доходов, и они тотчас испустили дух (Деян. 5:1-11). И Павел предал сатане Александра кузнеца, Именея и Филита, чтобы научились не богохульствовать (1 Тим. 1:20; 2 Тим. 2:17).
Так судили праведные – и не были осуждены, но были избраны особо, на духовное служение". (Преподобный Иосиф Волоцкий "Просветитель" Слово № 13).
Почему для многих вопрос о смертной казни настолько прост и ясен? И они готовы не только указывать начальствующим, но входить в противоречие со святыми отцами. В этом мире все быстро меняется и особые, циничные злодейства могут потребовать адекватных мер. Да такие уже и на нашей памяти были... И непонятные штампы во главах современных батюшек, непонятно как сложившиеся, могут войти в противоречие с реальностью.

P.S. Перечитывая житие вмч. Пантелеймона нашел, что он буквально заставил воинов казнить себя, которые не хотели этого делать, угрожая, что в противном случае ", что они не получат "милости от Христа моего". В другой редакции говорится совсем резко, что "они не будут иметь с ним части в будущей жизни". Ели бы смертная казнь признавалась бы церковью делом однозначно недостойным, стал бы требовать вмч. Пантелеймон приведения ее в исполнение?

Мое почтение!
Тут у меня просто случился запланированный отпуск, да и заболел я чутка что-то, поэтому не серчайте на меня. Тема сегодняшней статьи не будет позитивной, ибо в свете недавних событий я решил написать все то, что знаю о смертной казни. Что это за события? Продолжайте читать и обо всем поведаю. Плюс дам совет для тех, кто живет в Китае.
Итак!

Что за событие?

Как вы наверняка знаете, в прошлом семестре я жил с турком. Мы с ним быстро нашли очень язык и хотя он уехал к себе домой, я с большой теплотой вспоминаю время, проведенное с ним.

Однажды субботним вечером он был очень грустным. На мой вопрос чем проблемы и могу ли я чем-то помочь он мне поведал следующее (дальше идет рассказ от его лица):

Есть у меня давняя подруга, которая в Китае может достать все, что твоей душе угодно. Даже наркотики. Жила она в Китае на те деньги, что зарабатывала будучи курьером. Работала она курьером около года, и доставляла посылки разным людям. Но в какой-то момент, один товарищ попросил ее отнести сумку с наркотиками, и если она выполнит просьбу, то получит 300$. Ничто не предвещало беды, пока ранним утром к ней не пришла группа полицейских и не изъяли сумку с товаром. Товара было много, около 20!!! кг гашиша. Товар изъяли, она сидит в тюрьме, а вытащить ее оттуда никому не дают. Даже турецкого посла и консула посылают на 3 буквы и не подпускают к ней. Никто не знает что с ней, как она себя чувствует и чем ей можно помочь. Боюсь, что в Китае ее ждет уже смертная казнь, а родители уже сходят с ума.

Выслушав эту историю я сразу сказал турку, что с ней уже придется попрощаться. Китай не церемонится с людьми, которые так или иначе связаны с наркотиками. Можно сделать циничный вывод, что жизнь турчанки оценена в 300 долларов.
На основании этого случая я задумался о смертной казни в Корее. И дальше я разберу все то, что знаю и разузнал.

За что дают?

Здесь такая щекотливая ситуация, которая заключается в том, что смертная казнь не применялась с 1997 года. По истечению 10 лет данное государство относится к тем, кто отменил данную высшую меру наказания.
И хотя ее не приводят в исполнение, можно найти несколько статей, по которым она выдавалась.
В общем, прошерстив интернет, я пришел к выводу, что к высшей мере наказания приговаривались люди по статьям:

1. Убийство.
2. Взяточничество в особо крупных размерах.
3. Убийство с целью мятежа.
4. Мятеж.
5. Шпионаж.
6. Оказание помощи врагу путем вербовки солдат.
7. Оказание помощи врагу путем уничтожения техники и оборудования.

Казнь, к слову, осуществлялась через повешение или через расстрел.

Согласно букве закона


Здесь будут приведены несколько пунктов, которые были представлены на одном из корейских сайтов. Перевод выполнен мной лично, поэтому и стилем будет написано соответствующим.
1. Пункт 66 в уголовном кодексе гласит, что смертная казнь проводится в тюремной камере через повешение.
2. Пункт 463 (проведение смертной казни) гласит, что решение о высшей мере наказания выносится министром юстиции.
3. Пункт 464 (подача протокола судебного процесса и подтверждение смертной казни), гласит что для подтверждения о вынесении высшей меры наказания протокол судебного процесса должен подаваться министру юстиции без промедления.
4. Пункт 465 (срок исполнения высшей меры наказания)
Приказ о смертной казни должен быть приведен в исполнении в течение 6 месяцев, со дня его утверждения.
В случае, когда приговоренный подает апелляцию или требует пересмотр дела, то эти процессы не оттягивают вышеуказанный срок (6 месяцев).
5. Пункт 466
Министр должен вынести решение о высшей мере наказания в течение 5 дней.
6. Пункт 467 (Участники в смертной казни)
На смертной казни должны присутствовать: начальник колонии, старший надзиратель и секретарь прокуратуры.
Никто не может явиться на место, где будет проводится смертная казнь без письменного разрешения начальника колонии или старшего надзирателя.
7. Пункт 468 (Протокол казни)
Начальник колонии, старший надзиратель, а также секретарь прокуратуры должны поставить на протоколе дату и свои подписи.
8. Пункт 469 (Приостановка смертной казни)
Исполнение смертной казни приостанавливается в случае если подсудимый/подсудимая имеет психические/физические проблемы, а также если последняя находится в положении.
Приговор приводится в исполнении по приказу министра после того, как подсудимый/подсудимая прошли восстановительный курс, а также после того, как последняя прошла роды.

Вот примерно с такими пунктами пришлось мне работать. Ей-богу, пока я с ними работал котелок мой кипел не на шутку. Оно и неудивительно, ибо с такой лексикой я незнаком не то что на корейском языке, но и на своем родном. К сожалению, я не могу проконсультироваться с одним моим знакомым, который изучает юриспрудению в Корее, ибо контактами мы как то забыли обменяться. Поэтому в переводе вполне могут быть ошибки, но мне кажется что они не слишком мешают понимаю вышесказанного.

Что на сегодняшний момент?

В ютубе я почему то наткнулся на 2х минутное видео, в котором были показаны 5 человек, к которым суд вынес высшую меру наказания. Кто-то убил свою жену и тещу, кто-то осуществил поджог, в котором погибли люди.
Но почему то даты датировались 2001, 2007, 2009, 2009, 2010 годами. Может быть это был вынесен лишь приговор, но не его исполнение? Обязательно проконсультируюсь со знающими людьми.
Последнее что я слышал, так это то, что нет-нет да просит корейский народ вновь ввести смертную казнь. Виной этому послужило то, что один молодой кореец, находясь в армии, убил нескольких своих сослуживцев. По его словам, он это сделал из-за дедовщины. Но словам его не верят, ибо он был уже почти «дедом».

Совет тем, кто в Китае

В Корее можно найти те или иные наркотики, это знает любой, кто живет в этой стране. Однако в Китае это еще легче несмотря на то, что здесь очень жестко с этим делом. Совет мой будет банален, но пренебрегать им не стоит. Не покупайте/не продавайте те или иные вещества, а также не соглашайтесь работать курьером и даже если ваш знакомый попросит отнести смку к другу, попросите его показать, что внутри. Доверяй, как говорится, но проверяй. Полиция ведь будет добывать ответы от вас, а не от вашего товарища, которого вы уже не найдете, в случае неудачи, а вот проблем будет много. Я думаю, что ваша жизнь стоит больше 300$ долларов, не так ли?

Послесловие
Друзья, у меня сейчас гости до 26го числа, поэтому писать статьи для меня в какой-то мере проблематично ввиду нехватки времени. Ухожу рано утром, а прихожу поздно вечером после «практики» китайского языка и различных экскурсий. Позже обязательно расскажу что да как. Немного забегая вперед могу сказать, что китайцы меня понимают и понимаю их даже я, пускай не все, но самую суть усваиваю.
На этом все!
Всем спасибо!
Всем поклон!

Смертная казнь в России в соответствии с Конституцией предусматривается Уголовным кодексом страны. Она выступает в качестве исключительного наказания за преступления особой тяжести против жизни. Обвиняемому предоставляется при этом право на разбирательство дела судом при участии присяжных. Последняя смертная казнь в России была осуществлена в 1996 году.

Уголовный кодекс

Смертная казнь в России назначается мужчинам, возраст которых 18-65 лет. В Уголовном кодексе присутствуют пять статей, положения которых предусматривают это наказание. Смертная казнь в России назначается по:

  1. Ст. 277 "Посягательство на жизнь общественных или государственных деятелей".
  2. Ст. 295 "Покушение на лицо, осуществляющее предварительное расследование или правосудие".
  3. Ст. 317 "Посягательство на сотрудников правоохранительных органов".
  4. "Ст. 357 "Геноцид".
  5. Ст. 105 "Убийство" (ч. 2).

Исключения

С принятием в 1997 году нового УК РФ существенно сокращено количество преступлений, наказанием за которые может выступать смертная казнь. В России она применяется только за неправомерные действия особой тяжести, посягающие на жизнь. В порядке помилования это наказание может быть заменено лишением свободы на 25 лет. Существуют разные виды смертной казни. В России единственным наказанием, лишающим жизни виновного, выступает расстрел. Эта мера не может применяться к женщинам любого возраста, а также мужчинам до 18 и после 65 лет. Не назначается смертная казнь в России лицам, выданным иностранным государством для совершения уголовного преследования, если данное наказание не предусмотрено по законам зарубежной страны или иным основаниям, если ее неприменение является условием выдачи.

Порядок исполнения

По ст. 186 УПК смертная казнь в России выполняется путем расстрела. Наказание приводится в исполнение непублично, к каждому осужденному в отдельности в отсутствии остальных виновных. В процессе выполнения присутствуют прокурор, врач, представитель учреждения, в котором осуществляется казнь. Наступление смерти фиксирует медик. После завершения казни составляется соответствующий протокол. Он подписывается участниками исполнения. По окончании процедуры в известность ставятся суд и один из родственников казненного (как минимум). Тело расстрелянного не выдается. О месте захоронения также не сообщается. Наказание должно исполняться учреждениями системы уголовного исполнения. По сложившейся практике все назначенные высшие меры, в том числе и последняя смертная казнь в России, были осуществлены в тюрьмах и следственных изоляторах.

Отсрочка или замена меры

В случае сомнений в нормальности психического состояния виновного его обследуют комиссией. Она состоит из трех медиков-специалистов. По результатам обследования оформляется протокол. В случае выявления психического расстройства, которое лишает возможности осужденного осознавать общественную опасность и характер бездействия или действия, руководить своим поведением, выполнение приговора приостанавливается. Протокол при этом направляется в судебную инстанцию. В соответствии с заключением медкомиссии осужденный освобождается от наказания по ст. 81, ч. 1, УК. Взамен ему назначается принудительная мера – лечение в психиатрической клинике. Учитывая тяжесть преступления и опасность, которую представляет осужденный для общества, пребывание в специализированном стационаре осуществляется под интенсивным наблюдением.

Освидетельствование

Оно проводится раз в полгода. Осужденный также обследуется комиссией медиков (психиатров). В случае отсутствия оснований для прекращения принудительного лечения в суд предоставляется заключение о его продлении. В первый раз решение о продолжении пребывания в стационаре принимается по окончании полугода с момента начала, в последующие разы – ежегодно. Если при применении принудительного лечения будут выявлены существенные изменения в состоянии здоровья виновного, которые дают основания для отмены или корректировки этой меры, освидетельствование осуществляется вне зависимости от истечения какого-либо срока.

Выздоровление виновного

По ст. 81, ч. 4, в случае излечения осужденного суд вправе постановить о применении назначенной смертной казни, если срок давности приговора не истек. По ст. 83, ч. 1, п. "г", он составляет для особо тяжких преступлений 15 лет. По окончании данного периода вопрос о применении давности решается судом. Инстанция вправе освободить осужденного от смертной казни либо заменить ее лишением свободы на конкретный срок.

Важный момент

Срок пребывания осужденного в психиатрическом стационаре засчитывается в период наказания. Суд не может назначать лишение свободы (взамен казни) более чем на 20 лет, при совокупности неправомерных проступков - более 25 лет, приговоров – более 30 лет. В случае если выздоровление произойдет по окончании указанных сроков, осужденный признается отбывшим наказание и подлежит освобождению по решению суда.

Мнение общественности

По данным ВЦИОМ на июль 2001 года отмена смертной казни в России поддерживалась 9% населения. При этом 72% выступали за ее применение. Согласно опросам порядка 84% граждан страны в 2004 году выступали за ужесточение положений законодательства и введение смертной казни в России в качестве меры борьбы против терроризма. В 2005 году применение этой меры к террористам поддерживалось 96% при 3%, выступающих против. При этом порядка 84% опрошенных выступали за отмену моратория и возвращение смертной казни в России. Жители ЮФО выразили поддержку применения наказания почти единодушно. В соответствии со сведениями социологического факультета в МГУ им. Ломоносова, которые были получены на май 2002 года, за то, чтобы вернуть смертную казнь в России, выступали 89% опрошенных. На июль 2005 года сторонников этого наказания было 65% при 25% противниках.

Сокращение случаев применения

16 мая 1996 года Президент Ельцин издал указ, в соответствии с которым предусматривалось постепенное сокращение применения высшей меры в стране. Это обусловлено было вхождением России в СЕ. Указом было предписано разработать для внесения в Госдуму проект закона о присоединении РФ к протоколу №6 Конвенции об обеспечении защиты свобод и прав человека. Этот протокол был подписан Президентом, но до настоящего времени не ратифицирован. В соответствии с законодательством РФ он не имеет юридической силы. При ратификации протокола наказание будет отменено. В соответствии с актом никто не может быть казнен или приговорен к казни. В качестве исключения в законодательстве может быть предусмотрено положение о том, что государство вправе применить наказание за действия, которые совершены во время войны или при ее неизбежной угрозе.

Смертная казнь в современной России

Сегодня в качестве альтернативы судами применяется пожизненное заключение или лишение свободы на 25 лет. Однако ряд экспертов отмечает, что указ Президента и постановление КС, обосновывающие эту замену, игнорируют федеральные законы, используя нормативные акты, обладающие меньшей силой и опирающиеся на нератифицированные мировые договоры. В начале 21 века статус казни принимал все более неопределенные очертания. Ссылаясь на требование большей части граждан применять высшую меру к опасным преступникам, Госдума опубликовала обращение к главе государства, в котором выразила сомнение по целесообразности ратификации протокола №6. Несмотря на спорность вопроса 19 ноября 2009 года конституционным судом было принято решение, в соответствии с которым в России отменена смертная казнь, и никакие судебные инстанции не могут выносить такой приговор. Однако многие эксперты считают, что резкое и абсолютно исключение высшей меры из УК не может принести положительных результатов.

История смертной казни в России (кратко)

Как мера наказания она упоминается в Правде (11 век). В некоторых летописях также сохранились свидетельства о применении казни к разбойникам. В Двинской грамоте по указу Владимира Мономаха в 1937 году высшая мера предусматривалась только за кражу в 3-й раз. Это дает повод предполагать, что такое преступление уже в то время считалось общественно опасным с вероятностью рецидива, и совершение злодеяния в третий раз вселяло опасение о повторении содеянного и в будущем. С середины 18 столетия отмечалось существенное сокращение применения казни в России. Императрица Елизавета заявляла, что в период ее правления это наказание не будет назначаться и исполняться. Однако отменить казнь полностью она не решилась, а лишь приостановила ее повсеместную реализацию.

Новый этап в реформировании исполнения наказаний отмечается после революции 1917 года. Временное правительство, пришедшее к власти, основываясь на прежней практике, стало разрабатывать новую концепцию. Возглавлявший в то время тюремное ведомство Жижиленко в своем приказе подчеркивал, что основной задачей наказания должно выступать перевоспитание лица, которое совершило злодеяние. Для достижения этой цели необходимо проявлять к заключенным гуманность, выражать уважение к их гражданскому достоинству. В 1917 году, 26 октября, был принят декрет, который отменял смертную казнь. Тем не менее уже 21 февраля следующего года актом СНК допускалось применение расстрела без суда, непосредственно на месте и за весьма широкий спектр деяний – за совершенные преступления неприятельскими агентами, погромщиками, спекулянтами, контрреволюционными агитаторами, хулиганами, немецкими шпионами. Эти почти безграничные полномочия были предоставлены ВЧК. Официально последняя казнь состоялась 2 августа 1996 года. Тогда был расстрелян серийный маньяк Головкин. Однако история смертной казни в России завершилась по данным ряда источников 2 сентября 1996 года.

Мораторий

2 февраля 1999 года КС РФ вынес постановление, в котором признавал неконституционность возможности вынесения смертного приговора без участия в разбирательстве дела присяжных. Этот запрет носил временный и только технический характер. Вопрос о непосредственном вынесении наказания и его применении нельзя было считать решенным, так как казнь осталась закрепленной в УК, в ст. 44 и 59. Порядок ее реализации установлен в гл. 23 Раздела VII УИК. При этом вопрос об отклонении ФЗ по ратификации протокола №6 или его принятии не рассматривался законодательными органами больше 10 лет.

Перспективы применения наказания

Относительно вопроса о дальнейшем назначении и исполнении либо замене казни лишением свободы пожизненно единого мнения у служащих исполнительной системы и отечественных законодателей нет. В экономическом плане более выгодным представляется заключение осужденного на продолжительный срок или до конца жизни. Это обусловлено тем, что виновный может получить профессию и исполнять трудовые обязанности на протяжении всего периода, установленного в приговоре, и приносить государству прибыль. Этим будет компенсироваться материальный и частично моральный вред от совершенного деяния. В пользу данного варианта выступает и возможность исправить или не допустить судебную ошибку посредством проявления гуманности и соответствия религиозно-нравственным и духовным принципам. Смертная казнь при этом становится экономически невыгодной и не позволяет ни в какой мере компенсировать тяжесть содеянного. Хотя некоторые эксперты предлагают использовать органы приговоренного после исполнения наказания для трансплантации.

В заключение

Проблема отмены казни достаточно сложна и многогранна. Она должна рассматриваться в широком контексте. При этом необходимо учитывать взаимосвязь духовно-нравственных, политических, правовых, социально-экономических факторов. Что касается вопроса об отмене высшей меры, то решение об этом должно приниматься постепенно, посредством повышения в обществе уровня цивилизованности. Важно, чтобы течение этого процесса было естественным и не предполагало принуждения. В этом случае в обществе не будет возникать желания в ряде практических ситуаций сразу же обращаться к этой исключительной мере.