Преамбула к закону о монетизации льгот. Перечень льгот для различных категорий

Принятие Государственной Думой РФ ФЗ № 122 » О монетизации льгот…» привело к увеличение смертности среди граждан РФ, которые раньше получали льготы, нарушению основных положений Конституции РФ, к умалению прав и законных интересов человека и гражданина, к ухудшению материального положения граждан- инвалидов, к ограничению и лишению права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (п.1. ст. 27 Конституции РФ), при этом были сохранены льготы в натуральном виде депутатам, сенаторам, чиновникам.

05. 08. 2004 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят ФЗ № 122 « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , именуемый в дальнейшем ФЗ № 122 « О монетизации льгот»

08. 08. 2004 года ФЗ № 122 « О монетизации льгот» был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

22. 08. 2004 года ФЗ № 122 « О монетизации льгот» был подписан Президентом РФ Путиным В. В.

В какие рекордные сроки был подписан этот «антиконституционный» закон

В 2004 году был принят ФЗ № 122 » О монетизации льгот

По информации из СМИ., тогда когда закон проходил слушанья в Государственной думе и Совете федерации, к зданию Государственной думы и Совету Федерации подвозили на автобусах бабушек и дедушек с Мосфильма, которые » активно поддерживали» этот закон за деньги, которые им раздавали после акции » народной любви» к этому закону

По мнению многочисленных граждан - инвалидов, с большой уверенностью, можно сказать, что действующий на тот период времени Президент России В. В. Путин не читал этот закон, когда подписывал, а ведь Президент – гарант конституционных прав граждан.

С принятием ФЗ № 122 » О монетизации льгот..» нарушены основные положения Конституции РФ.

По мнению граждан – инвалидов материальное положение их, после вступления ФЗ № 122 в силу, значительно ухудшилось.

В соответствии с абзацами 2, 8 преамбулы ФЗ № 122 « О монетизации льгот»:

— абзац 2 – « В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан , обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями которым предоставляются компенсации в соответствии с принципом разграничения полномочий между Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой»;

— абзац 8 – « Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина»

Полагаю, что ст., ст. 56 , 63 , п., п. 5, 6 ст. 154, п., п. 82. , 108 ст. 156 Федерального закона № 122 « О монетизации льгот», в установленном порядке следует признать недействующими по следующим основаниям:

Первое. Нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с п.1 ст. 7 Конституции РФ - « Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

В соответствии с п. 25 ст. 63 (п.. п. 1, 2 , 3 ст. 28 1 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ) ФЗ № 122 « О монетизации льгот» денежная компенсация льгот инвалидам с 1 – 3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности установлена в размере от 800 руб. до 1400 руб.

Инвалидам установлена денежная компенсация. за ранее получаемые льготы, которая не обеспечивает фактические расходы на поддержание здоровья, проезда во всех видах транспорта для жизнеобеспечения, о достойном уровне жизни приходится только мечтать.

Сохранены льготы в натуральном выражении для таких категорий граждан: депутатам и сенаторам Федерального Собрания РФ, судьям Конституционного суда, детям – сиротам, Героям СССР и России.

В соответствии с проектом закона « О монетизации льгот Президента РФ » , который вносился в Государственную Думу Федерального Собрания, согласно которого компенсация бывшему Президенту РФ предполагалась в размере 7 млн. 200 руб. ежегодно. Но Федеральное Собрание РФ и Президент Путин В. В. поступили » мудро» оставили бывшему Президенту Ельцину Б. Н. льготы в натуральном виде.

А компенсация инвалиду 2 –й группы со 2-й степенью ограничения способности к трудовой деятельности составляет 12 тыс. рублей в год. , что в 600 раз меньше чем компенсация бывшему Президенту РФ.

ФЗ № 122 « О монетизации льгот» нарушает основной конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.

Нормы ст. 56 , 63 , п., п. 5, 6 ст. 154, п., п. 82. , 108 ст. « О монетизации льгот» нарушают права инвалидов с 1-3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности на получение компенсации , соответствующей фактической, реальной стоимости , ранее получаемых, льгот, для обеспечения жизнедеятельности и поддержания здоровья, и получение равной компенсации со всеми категориями льготников.

Второе. Размер компенсации за, ранее получаемые льготы, ухудшает материальное положение инвалидов, снижает жизненный уровень, подрывает и ухудшает здоровье.

В соответствии с п. 25 ст. 63 ФЗ № 122 « О монетизации льгот» денежная компенсация льгот инвалидам с 1 – 3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности установлена денежная компенсация в размере от 800 руб. до 1400 руб.

Исходя из реального положения и фактических расходов инвалидов на обеспечение своей жизнедеятельности и поддержание здоровья, вышеназванная компенсация, компенсирует не более 10 % затрат на жизнеобеспечение и поддержание здоровья.

При установлении размера компенсаций для разных категорий инвалидов, должен быть сохранен основной конституционный принцип: сохранение и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Должен быть государственный подход к соблюдению вышеназванного конституционного принципа

Учтены, при подсчете затрат только два вида льгот: проезд в городском транспорте и медикаменты. Не учтены, ранее получаемые льготы: саноторно- курортное лечение, проезд в железнодорожном и воздушном транспорте, протезирование и др.

А, размер компенсации составляет всего 1000 рублей.

Разве может, предоставленная государством компенсация, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие инвалида.

Государством, не выполняются, ранее принятые социальные программы: по строительству жилья для инвалидов, обеспечения, равного доступа инвалидов к местам общего пользования и др.

Третье. Нормы Федерального закона № 122 « О монетизации льгот» нарушают и умаляют права и законные интересы граждан- инвалидов

В соответствии с абзацом 8 преамбулы ФЗ № 122 2 О монетизации льгот» –

« Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина»

Ст. 56 , 63 , п., п. 5, 6 ст. 154, п., п. 82. , 108 ст. 156 Федерального закона № 122 « О монетизации льгот» вступают в противоречие не только с Конституцией РФ, но и основными положениями преамбулы вышеназванного Федерального закона.

Четвертое. С вступлением в силу ФЗ № 122 » О монетизации льгот..» нарушается конституционное право граждан – инвалидов на свободное передвижение по территории РФ и выборе места жительства

В связи с разграничением полномочий по финансированию льготников, часть категорий граждан, которые получают льготы, отнесли к федеральным льготникам, а других к региональным. Инвалиды отнесены к федеральным льготникам. Кроме того, во многих субъектах действие этого федерального закона приостановлено на полгода, в частности в Хабаровском крае, в Москве и других субъектах РФ федеральные льготники имеют право бесплатного проезда на всех видах транспорта, а также имеют другие льготы.

Граждане РФ, которые раньше получали льготы, лишены права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (п.1. ст. 27 Конституции Российской Федерации)

Согласно, п.1 ст. 19 Конституции РФ – « Все равны перед законом и судом »

Железная дорога перестала предоставлять льготникам 50 % скидку по проезду в поездах, а вместе с тем, по наблюдениям многих граждан, которым приходилось ездить в поездах, к примеру в поезде Москва – Благовещенск, в зимний период, от 40 – 60 % посадочных мест пустуют, а в осеннее- летний период и весенне- летний период от 10 до 25 % посадочных мест пустует. И получается, что зимой 4 плацкартных вагона локомотив везет пустые, а весной, осенью и летом по 1 – 2 вагона. Железная дорога терпит убытки, но льготников упорно не перевозит, потому, что есть рекомендации для вступления России в ВТО: Россия много тратит на социальные нужды.

Кроме того, в связи с введение компьютеризации, билеты продаются в кассах и пассажир садится в поезд согласно указанному в билету месту. А бывает случаи, что пожилой человек купил билет на верхнюю полку. А на нижних полках едет молодеешь пьет пиво, а чтобы уступить место инвалиду или пенсионеру что- ты, им же надо пиво пить.

ОАО » Российские железные дороги» выдали инвалидам проездные карточки для проезда на пригородных поездах, за это им огромное спасибо от большой армии льготников. Но очень бы хотелось бы, чтобы руководство железных дорог рассмотрело вопрос о бронировании при продаже билетов в плацкартные вагоны, хотя бы по 6 мест в каждом плацкартном вагоне для пенсионеров и инвалидов.

Ведь в электропоездах есть места для инвалидов и пассажиров с детьми

К каким трагическим последствиям привело принятие ФЗ № 122 » О

Монетизации льгот»

Первое. Увеличение смертности среди граждан РФ, которые раньше получали льготы.

По мнению специалистов, причины высокой смертности и низкой продолжительности жизни наших граждан – это стрессы, связанные с социально-экономическими переменами в жизни людей, это бедность населения России.

После принятия ФЗ № 122 » О монетизации льгот» увеличилась смертность от сердечно- сосудистых заболеваний.

Инвалид, пенсионер живет ежедневно в стрессах: в поликлинику очередь надо в 6 утра занять, частники в автобус не пускают, в аптеке очереди, от цен на продукты голова кружится. По телевизору, тоже такие картинки, которые вызывают стресс и тревогу

Продолжительность жизни мужчин в России – 57 лет. Мужчины не доживают до пенсионного возраста.

Пенсионеры, остались один на один со своей бедой: лишили льгот, пенсия мизерная, цены растут, не так, как считает правительство, а темпами 10 – 20 % в месяц, а то и в один день.

Второе. Граждане РФ, которые раньше получали льготы, лишены права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (п.1. ст. 27 Конституции РФ)

В связи с правовым беспределом, который устроили Президент, Правительство, Федеральное собрание РФ, приняв к исполнению рекомендации Всемирного банка, необходимые для вступления России в ВТО и приняв по этим рекомендациям ФЗ № 122 » О монетизации льгот» , пенсионеры не имеют возможности даже съездить к своим близким, посетить могилы своих родителей, а все потому, что лишены право льготного проезда в поездах.

Инвалидам, пенсионерам остается, только жить там, где его застали » реформы для народа» и дожидаться своей смерти.

Во всех регионах разные условия предоставления льгот. А почему нельзя разработать единый проездной билет для всех регионов РФ, чтобы инвалиды, пенсионеры, спокойно могли приехать в другой регион и получить право бесплатного проезда на транспорте.

Меры по защите конституционных прав граждан РФ

Для восстановления социальной справедливости, восстановления демократии в России и защите конституционных прав граждан РФ, считаю, необходимо, общественным организациям, которые реально отстаивают права граждан, добиваться следующего:

1. Отмена ФЗ № 122 » О монетизации льгот.. » ;

Население страны уменьшается (высокая смертность и низкая рождаемость) , но растут доходы нуваришей- олигархов за счет государства. Все выстроенные в последнее время дворцы возле городов и в самих городах, принадлежащие бизнесменам и чиновникам, это неоплаченные налоги и взятки.

Коррупция . Нужна системная и широкомасштабная борьба с коррупцией, а не точечные удары по неугодным. Не трудно посчитать, сколько стоит такой дворец(рыночная стоимость) и каковы доходы бизнесмена или чиновника. Декларации все сдают, цена недвижимости известна, и считай, дебет с кредетом и получим сальдо в виде неоплаченных налогов и взяток.

Инфляция. Умные головы в правительстве мучаются проблемой, как снизить инфляцию. И вот уже который год не справляются с этой бедой нашего правительства. А вопрос то решается, очень просто. Запретить чиновникам, заниматься бизнесом. Чиновники должны обслуживать свой народ, а не свой бизнес. В каждом виде товаров и услуг от 10 до 30 % состоит доля взяток, которые оплачены чиновникам. Чиновники выбрасывают денежную массу на рынок и как, следствие – инфляция.

Безопасность граждан . В частные руки перешли такие монополии, как Газовая и нефтенная промышленность, Энергетика, Аэрофлот, Железные дороги и другие. Новые хозяева бывших госмонополий не особенно беспокоятся о восстановлении основных средств. Посмотрите, на каких мы самолетах летаем, на каких вагонах нас перевозят. Износ основных средств очень высокий, в результате аварии на транспорте гибнут сотни и тысячи людей. Пример Иркутск. Подвижной состав железных дорог изношен, вагоны, даже после капитального ремонта не отвечают требованиям безопасности. На потребительском рынке товаров и услуг, более 50 % некачественных товаров и подделок. А все почему. Бизнесмены и чиновники ставят своей целью ежеминутное, ежечасное обогащение. Потому. что знают, если сейчас не урвут свое, то их или посадят или выгонят. Многие чиновники контролируют потоки товаров и услуг и совершенно, не заботясь о безопасности граждан.

Развитие институтов гражданского общества. . Демократия – это власть народа. Что у нас получается. Мы платим налоги. Мы доверили власти распоряжаться нашими деньгами, надеясь на какие- то дивиденты, улучшения материального благосостояния, поддержание достойного уровня жизни и безопасности и защиту наших гражданских прав, а вместо этого за свои же деньги получаем унижение и угнетение от этой власти, разворовывание наших денег, дискриминацию по социальному положению, за счет наших денег укрепляем экономику США, лишаемся льгот, по рекомендациям инициаторов вступления России в ВТО.

04.05.2012 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении некоммерческим организациям (НКО) одного миллиарда рублей на социально-значимые проекты в 2012 году, сообщает официальный сайт Кремля. Деньги будут выделяться «организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества» на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов. Эксперты считают, что в списке - лишь «близкие к Кремлю» организации.

Как отмечает Полит.ру , управление делами Президента до 15 июня 2012 должно заключить с рядом перечисленных в указе НКО договор о предоставлении субсидий, при этом деньги должны быть перечислены им не позднее 9 ноября 2012 г.

В списке указано всего шесть НКО (по мнению экспертов, «близких к Кремлю»): автономная некоммерческая организация «Институт общественного проектирования» (60 млн рублей), региональная общественная организация «Институт проблем гражданского общества» (170 млн рублей), межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление» (170 млн рублей), общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд» (260 млн рублей), фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (240 млн рублей) и общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» (100 млн рублей).

Исходя из опыта прошлых лет по распределению грантов, надо отметить одну тенденцию, что гранты получают приближенные и лояльные к власти НКО.

Поэтому и получается, что инвалиды собирают милостеню у метро и в переходах, благо у нас люди добрые и подают бедным инвалидам на жизнь. Также и свои права инвалиды в основном защищают сами. Спасение дух утопающих, дело рук самих утопающих.

Фото: Инвалид , безрукий, человек, воин, солдат, десантник, ветеран, афганец, ноги, руки, деньги, подаяние, милостыня, паперть , асфальт, дорога, тротуар, прохожие, свитер, берет, форма, плитка, лужа, костыли, репортаж.

Андрей Баринов, Санкт- Петербург

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

Для замены натуральных видов преференций для ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других категорий граждан в 2005 году была предложена монетизация льгот. Данное решение было закреплено законодательно и вызвало определенное недовольство в обществе. Согласно новому закону, деньги на компенсацию натуральных льгот пропорционально разделяются между местными и региональными бюджетами. Причиной такого решения стало то, что к 2005 году в Российской Федерации насчитывалось около 200 категорий, которые получали около 120 льготных услуг, что в совокупности составляло около 103 млн. граждан.

Согласно нормативным документам, монетизация льгот — это полноценная замена натуральных преференций на денежную компенсацию. Нормативную базу под это решение подвел Федеральный Закон № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. В нем указываются основные понятия и
механизмы данного процесса:

  • этот законный акт вносит изменения в текст более чем в 150 других законов и сам по себе не является системным нормативным актом;
  • закон состоит из 156 статей, некоторые из них уже утратили свою силу;
  • ввел ответственность за введение дополнительных льгот – их оплачивает учредитель;
  • при распределении ответственности за финансирование преференций или скидок был закреплен принцип работы с конкретной категорией граждан, а не отдельным видом льгот;
  • новый акт оставил в силе предыдущие законы. (те, кто стали в очередь на жилье до 01.01.2005 года, получают ее из центрального бюджета, позже – региональными властями, в согласованном порядке).

Согласно новому закону заниматься выплатами монетизированных льгот должен Пенсионный Фонд РФ, а их сумма должна прибавляться к пенсии. Если у человека есть право на получение нескольких льгот, денежные выплаты предоставляются только по одной из них. Сумма компенсации индексируется вместе с пенсией, в соответствии с действующим коэффициентом.

Поскольку сам Закон № 122 называется очень длинно и запутанно, для упрощения было введено название «Закон о монетизации». Сам термин «монетизация» в тексте этого документа не встречается ни разу, поскольку является неофициальным новообразованием без соответствующей лингвистической базы.

Претенденты на льготы и денежные выплаты

Монетизация, как замена льгот денежной компенсацией, распределяется на наименее социально защищенные категории граждан и людей, имеющих особые заслуги для страны. Все они делятся на федеральные – финансируемые из центра, и региональные – деньги на которые поступают из региональных бюджетов. К категории , одинаково финансируемых на территории всей страны,
относят:

  • пенсионеров по возрасту;
  • ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  • несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем;
  • кавалеров определенных комплектов наград и Героев СССР;
  • членов семьи погибшего участника боевых действий;
  • ликвидаторов атомных аварий, получивших облечение;
  • Героев Социалистического Труда.

Наряду с этим, органы центральной власти на законодательном уровне принуждают регионы участвовать в программе монетизации социальных льгот. Чтобы стимулировать этот процесс, им гарантируется федеральная субвенция в размере 40% от выплат, причитающихся льготникам. Такая политика не позволит местным властям перевалить расходы, связанные с предоставлением услуг определенным категориям граждан на коммерческие структуры. Организовывая бесплатный проезд, власти обязательно должны оплатить его транспортной организации, с которой заключен договор. Причем расчет должен осуществляться не послаблениями в налоговой сфере или другими вариантами, а именно деньгами.

Местные власти могут расширять федеральный список категорий льготников, но обязаны самостоятельно их финансировать. В такой список включаются многодетные семьи, дети-инвалиды, матери-одиночки и другие категории. Порядок и размер выплат компенсаций в этом случае решаются в каждом регионе самостоятельно. Нередко это приводит к тому, что на местах количество льгот наоборот, сокращается и работают только федеральные программы.

Перечень видов льгот

Некоторые компенсации по льготам выплачиваются в денежной форме уже давно. Это специальные пенсии, разнообразные пособия, к ним относят и материнский капитал. К ним прилегают, и налоговые льготы для отдельных категорий населения, и особые условия кредитования. Такие выплаты легко контролируются, а их монетизация не вызывает нарекания. В Федеральном Законе № 122 вводится монетизация льгот в РФ для других преференций, проконтролировать которые гораздо сложнее. Сегодня к ним добавлено еще четыре вида льгот:

Основная проблема состоит в том, что получатели данных льгот изначально находятся в неравном положении, поэтому пользуются ими по-разному. Один человек пользуется городским транспортом ежедневно, а другой, по состоянию здоровья, в отсутствие желания или причин не пользуется льготой. В этом случае начисление единой денежной выплаты к финансовому пособию, которую подразумевает монетизация льгот, помогает снять эту проблему.

После внедрения в работу Единой Государственной информационной системы соцобеспечения, ситуация с выплатами компенсаций должна кардинально улучшиться. Система создается для того, чтобы все граждане, получающие льготы были персонифицированы. Все виды и суммы помощи будут контролироваться, что позволит справедливо распределять выплаты и пособия.

Перечень льгот для различных категорий

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Пенсионеры

Законом о монетизации предусмотрен перечень льгот для пенсионеров, единый для всех регионов России:

  • бесплатное передвижение в городском транспорте;
  • компенсация стоимости лекарств – полная или частичная;
  • уменьшение тарифов на коммунальные услуги.

Некоторые регионы предлагают дополнительные преференции. В Москве пенсионеры дополнительно пользуются правом:

  • бесплатного выезда врача на дом;
  • ежегодного получения путевки на санаторное лечение;
  • бесплатных услуг стоматолога.

В регионах пенсионеры получают дополнительные деньги на поездки в центральный город. В Подмосковье пенсионер, которому необходимы поездки в Москву для лечения ежемесячно получает монетизацию в 1000 рублей.

Ветераны труда

Эта категория пользуется тем же пакетом льгот, что и пенсионеры. Единственным отличием является больший процент компенсаций. Если обычный пенсионер имеет преференцию по ЖКХ в 25%, то ветеран труда получит 50%. Дополнительная льгота – частичная компенсация стоимости билета на проезд, но она не работает летом.

Ветераны боевых действий

Данная категория относится к лицам, имеющим заслуги перед государством, которым выплачивает ежемесячная денежная выплата. Дополнительно они имеют право на утвержденный перечень льгот, в том
числе:

  • налоговые преференции;
  • обеспечение нуждающихся лиц жильем;
  • оплата 50% занимаемой жилплощади, распространяется и на членов семьи;
  • медицинская помощь в специализированных учреждениях;
  • обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний.

При монетизации льгот они добавляются к единой ежемесячной выплате и другим пособиям, которые получает ветеран боевых действий.

Многодетные семьи

Согласно законодательству, многодетность устанавливается региональными властями, обычно в эту категорию попадают семьи с тремя и более детьми. Основанием для получения статуса является
соответствующее удостоверение, после чего можно получить льготы, подлежащие монетизации:

  • предоставление бесплатных путевок в детские лагеря;
  • бесплатный проезд в городском транспорте для детей и одного из родителей;
  • возврат стоимости лекарств;
  • процент снижения тарифов на ЖКХ.

В регионах могут предоставляться дополнительные преференции:

  • выплаты компенсаций при увеличении стоимости потребительской корзины;
  • бесплатный городской телефон;
  • увеличение процента снижения стоимости комуслуг в зависимости от количества детей.

Матери-одиночки


Основная масса льгот, предоставляемых матерям-одиночкам, относятся к их работе.
Им предлагаются щадящие графики работы и преимущества при сокращении или увольнении. Денежную компенсацию можно получить за:

  • медикаменты для ребенка, не достигшего трехлетнего возраста;
  • путевки в детские лагеря отдыха.

В некоторых регионах матерям-одиночкам предлагают частичную оплату детских садов.

Инвалиды

В законодательстве выделено три группы инвалидов, в зависимости от тяжести функциональных нарушений в организме. Для каждой из групп предусмотрен свой перечень льгот, подлежащих монетизации.

I группа имеет право на:

  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта;
  • один раз в год бесплатный проезд до места лечения для инвалида и сопровождающего;
  • путевки на санаторное лечение в течение первых трех лет после присуждения инвалидности;
  • получение лекарств и других средств по рецепту врача на основании медико-социальной экспертизы;
  • бесплатную установку зубных протезов;
  • зачисление в учебные заведения вне конкурса и обучение за государственный счет;
  • предоставление протеза или ортопедической обуви.

ІІ группа:

  • бесплатный проезд на городском транспорте;
  • одноразовую неоплачиваемую поездк к месту лечения;
  • льготное предоставление медикаментов и других средств, согласно медико-социальной экспертизе, для инвалидов со статусом безработного – скидка на лекарства в 50%;
  • частичную оплату ортопедической обуви;
  • бесплатное зубопротезирование;
  • зачисление на учебу вне конкурса.

ІІІ группа:

  • одноразовую годовую скидку 50% на проезд во всех видах транспорта;
  • инвалиды со статусом безработного получают 50% скидки на лекарства;
  • частичную скидку на приобретение ортопедической обуви.

При получении социальных услуг, предусмотренных законодательством, инвалид может заменить их выплатой монетизацией.

Дети-инвалиды

Эта категория лиц получает социальное пособие до достижения совершеннолетия. Дополнительно им полагает пакет социальных услуг, многие из которых распространяются на лиц, ухаживающих за
инвалидами. Преференции для детей инвалидов:

  • бесплатное получение лекарств по рецепту;
  • право на зачисление в дошкольные учебные или реабилитационные заведения;
  • бесплатный проезд в городском транспорте с сопровождающим;
  • бесплатное получение вспомогательных средств.

Лица, ухаживающие за детьми-инвалидами, имеют льготы по месту работу и более раннему выходу на пенсию.

Оформление монетизации льгот

Чтобы оформить рассматриваемую выше преференцию, нужно собрать пакет необходимой документации и предъявить по месту требования.

Перечень документов

Согласно законодательству, замена определенного перечня социальных услуг может заменяться ежемесячной выплатой только по желанию самого льготника. Чтобы сделать это, в
Пенсионный фонд необходимо подать пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • справку на получение соответствующей льготы;
  • заявление на монетизацию льготы.

На основании этих документов производится начисление, после чего сумма компенсации будет прибавлена к ежемесячной денежной выплате. Нужно знать, что монетизировать можно только бесплатные льготы, по определенному перечню.

Заявление

Этот документ составляется вместе с сотрудником Пенсионного фонда, но заявителю необходимо знать, что в нем должно быть указано:

  • полное наименование госучреждения, куда подается документ;
  • имя и инициалы заявителя;
  • адрес;
  • социальные услуги, от которых решено отказаться;
  • дата и подпись.

Действительным будет только документ, написанный без ошибок и помарок.

Сроки монетизации

Заявление об отказе от социальных услуг необходимо подать до конца текущего года на заменяющую их монетизацию. Это даст возможность получать деньги на протяжении следующего календарного года. По истечении этого времени можно вернуться к получению натуральных льгот. Но для этого снова нужно будет обратиться с заявлением в пенсионный фонд.

Заключение

Реакция на ФЗ № 122 не была однозначной, что связано с особенностями социального обеспечения в различных регионах. Жители городов устроили многочисленные протесты, в то время как сельские жители восприняли эту реформу вполне благосклонно. Это понятно, поскольку бесплатный проезд в общественном транспорте для горожан более выгоден в натуральной форме, в то время, в селе предпочитают, чтобы им компенсировали деньги.

Опыт внедрения реформы показывает, что некоторые ветераны боевых действий, пенсионеры по возрасту, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС вообще лишились многих льгот, переданных на региональное финансирование.

Вместе с тем монетизация льгот имеет и большие преимущества. Прежде всего — это возможность выбора для каждого конкретного человека. Если он может обойтись без положенной ему по закону бесплатной социальной услуги, льготник обращает ее в деньги, а при желании может снова воспользоваться ею.



Государственная помощь, предоставляемая определенным категориям граждан, делится на несколько видов. По разным причинам некоторые льготники пользуются только частью привилегий, а некоторые не оформляют дополнительные преференции вообще. Исходя из этой ситуации, правительством было принято решение дать возможность людям заменить их на денежную компенсацию.

Что такое монетизация льгот

Официальная льготная политика Российского правительства дает право гражданам, получающим федеральные или региональные льготы, заменить их на денежное пособие. Система предоставления социальной помощи гражданам за долгие годы своего существования требовала изменений, и для реализации этих решений у руководства страны были такие причины:

  • оформление помощи ложным ;
  • отсутствие адекватного финансирования;
  • хищение средств из бюджета и ненадлежащий контроль за ними;
  • неравноправие в пользовании натуральными привилегиями.

Не все население страны одобрило такие перемены. Негатив вызвали такие моменты, как небольшой размер компенсаций: объем бюджета, который предназначается для социальной помощи, распределяется равномерно между всеми получателями, и для некоторых эта сумма получается мизерной. Кроме того, отдельные категории потеряли возможность многократного использования некоторых видов послаблений – выделяемый объем пособия не покрывает их.

Тем не менее, монетизация льгот имеет и положительные стороны, причем как для государства, так и для населения. Среди них выделяют следующие моменты:

  • уменьшение коррупции;
  • обеспечение равноправного использования всеми льготниками;
  • при небольших пенсиях у граждан появляется возможность ожидать дополнительных финансовых поступлений;
  • уменьшение расходов из бюджета (особенно местного);
  • снижение уровня бедности в селах;
  • улучшение развития бизнеса (вместо борьбы за госдотации).

ВНИМАНИЕ! Чтобы монетизировать помощь, человек подает заявление на отказ от нее. Льготники самостоятельно и добровольно решают, какой вид пособия заменить на финансовую поддержку.

Правовые основы монетизации льгот

Процедуру предоставления помощи в виде денежного эквивалента регулирует ФЗ № 122 от 22.08.2004. Законом № 178-ФЗ предусмотрен список услуг, от которых человек может отказаться.

Региональные власти самостоятельно принимают решение по поводу наличия и порядка предоставления социальных льгот на местах, но и на федеральном уровне доступны способы замены дополнительных пособий. В первую очередь это единовременные денежные выплаты.

Кто вправе монетизировать льготы

Заменить помощь на денежные средства могут далеко не все категории граждан. Право на монетизацию, в соответствии с ФЗ №178 , предоставляется:

  • матерям-одиночкам;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • людям с ограниченными возможностями (с любой группой инвалидности);
  • ветеранам ВОВ и участникам боевых действий;
  • работающим на военных объектах в период войны;
  • врачам и учителям из сельской местности;
  • детям-инвалидам;
  • людям пенсионного возраста.

В настоящее время проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будет вестись персонализированный учет всех льготников с указанием суммы и вида помощи, которой воспользовался человек.

Перечень льгот, которые можно заменить денежной компенсацией

Возможность монетизации касается не всех видов льгот. Замена на денежные выплаты доступна в отношении:

  • лекарственного обеспечения;
  • компенсации проезда в транспорте;
  • оздоровления на базах отдыха санаторного и курортного типа.

Эта денежная замена разрешена гражданам на . Однако в регионах имеют полное право принять решение о дополнительных замещениях пособий (льготы по налогу на землю, путевки в детский лагерь и т.д.).

Пенсионный возраст не является причиной для получения федеральных привилегий. Чтобы воспользоваться набором социальных услуг, нужны дополнительные условия, дающие на это право: инвалидность, участие в боевых действиях и т.д.

ВАЖНО! Запрещенные к денежной замене на федеральном уровне льготы не могут быть монетизированы в соответствии с региональными программами. В то же время любые привилегии местного масштаба дозволено менять без ограничений.

  • человек оплачивает в полном объеме полученные услуги ЖКХ;
  • государство делает возврат 50% на карту банка.

Если у пенсионера нет никаких дополнительных оснований для льгот, то он вправе воспользоваться компенсацией на капитальный ремонт. Если его возраст превысил 70 лет, то возвращается половина стоимости, а после 80 лет – 100%.

Как оформить компенсацию вместо льгот

Чтобы оформить отказ от льгот для замены на финансовые выплаты, гражданину придется обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства. Человек вправе отказаться от пользования всеми льготными услугами или только их частью. Для этого предоставляются такие бумаги:

  • заявление;
  • пенсионное свидетельство и паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • свидетельство, подтверждающее право на набор соцуслуг;
  • справку из ПФР об имеющихся льготах.

Могут понадобиться и другие документы: это зависит от вида льгот и категории, под которую попадает обратившийся гражданин. Сотрудники в региональных представительствах проконсультируют заявителя при обращении по поводу этих подробностей.

В заявлении необходимо конкретно указать, от какого вида помощи будет оформляться отказ. Подать его нужно до 1 октября текущего года, в противном случае обращение рассматриваться не будет.

ВНИМАНИЕ! Если возникает желание или необходимость вернуть помощь обратно, нужно снова обратиться с просьбой в управление ПФ.

Оформление бумаг на замену проводится каждый год. Направить их можно, помимо личного визита в ПФ, и при помощи многофункционального центра. Граждане, которые желают воспользоваться помощью своих представителей, оформляют на них доверенность, обязательно заверяя у нотариуса.

В 2004 году был принят 122-й федеральный закон, известный как закон о монетизации льгот. Натуральные льготы были заменены денежными выплатами, и это вызвало недовольство больших групп людей.

В условиях болезненных реформ 1990-х годов натуральные льготы выручали старых и больных людей, так как они могли бесплатно пользоваться городским, а часто и пригородным транспортом, получать бесплатно большую часть лекарств и оплачивать только 50% услуг ЖКХ, а также не платить многие налоги. Отмена льгот вызвала наиболее активный протест именно в этих группах населения. Многочисленные митинги протеста проходили почти во всех городах.

Массированная критика правительства вынудила его пересмотреть ряд положений еще на стадии законопроекта. Прежние предложения правительства предполагали уменьшение затрат на социальные льготы. Теперь пришлось увеличивать общий объем социальных выплат.

Движение протеста против отмены натуральных льгот набрало к концу июня такую силу, что его трудно было остановить даже очень большими уступками со стороны правительства.

В августе 2004 года новый закон был принят Советом Федерации и подписан президентом.

Закон о монетизации льгот вступал в действие с 1 января 2005 года. Однако он был столь сложен и плохо проработан, что высказывались опасения о возможности его реализации.

Как и предполагалось, в январе 2005 года начались трудности с реализацией положений закона. В отделах социального обеспечения и в местных пенсионных фондах образовались большие очереди. Много проблем возникло на городском общественном транспорте. Это привело к новым массовым акциям протеста. Основное недовольство вызвала малая сумма компенсации, а также полная неподготовленность реформы.

Уже в январе 2005 года, когда был введен в действие закон, упал рейтинг правительства, сократилась поддержка президента. Народным неГрафик 25

Смертность в России

Палитра мнений

Диаграмма 36

Миграция в Россию в 2000-2006 гг. 1

Палитра мнений

Н. Шмелев: «Социальная политика явила себя в печально известном законе 122, который родился вне научных и практических данных, уже проверенных в других социально ориентированных государствах. Этот закон основан на незнании жизни людей в собственной стране, он создан лишь по схемам, таблицам и графикам» 1 .

Д. Медведев: «Выступления на улице - нормальная реакция возмущенных людей. Если хотите, прямое и не всегда приятное доказательство существования гражданского общества. Ничего сверхъестественного в них нет. Другое дело, что это серьезный сигнал власти: механизмы, заложенные в законе, не срабатывают в должной мере... »

довольством поспешили воспользоваться оппозиционные политические партии. В Государственной думе активно обсуждался вопрос о возможности отставки правительства.

По поручению В. Путина правительство взяло процесс урегулирования ситуации под свой контроль. Там, где у региональных властей не хватало денег на эти цели, они получили дотации из федерального центра.

Для того чтобы сбить волну недовольства, президент настоял на повышении пенсионных выплат всем категориям пенсионеров. К весне 2005 года в большинстве регионов страны ситуация стабилизировалась. Правительство признало свою вину, но при этом оно посчитало, что ее должны разделить и некоторые губернаторы.

После того как была решена проблема льготного проезда на транспорте, правительство сосредоточило свое внимание на обеспечении льготников бесплатными лекарствами. Решить эту задачу удалось гораздо быстрее и без каких-либо массовых протестов.