Деформация правосознания юридическая психология. Понятие причины, и виды деформации правосознания

Деформации подвержены все без исключения сферы правового сознания. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в саму ткань их правовой идеологии.

Деформация правового сознания предполагает искажение правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие‑то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно легких формах или, напротив, принимать крайне опасный характер.

Выделяют следующие формы деформации: инфантилизм, нигилизм, фетишизм, перерождение правового сознания.

Правовой инфантилизм – наиболее легкая форма искажения правового сознания, выражается в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок. Пробелы в правосознании населения – широко распространенное явление. Причем здесь имеется в виду не столько неполнота правовых знаний, сколько выпадение из целостной системы ее существенных элементов, и прежде всего отсутствие позитивного отношения к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Эта форма деформации проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права, в стремлении руководствоваться не правом, а своими желаниями и интересами.

Отрицание требований закона может иметь различные мотивы и по‑разному проявляться (открыто, скрыто).

Известна также такая форма деформации правового сознания, как правовой фетишизм . Этот термин заимствован в юриспруденцию с сохранением религиозно‑мифического смысла. В основе такой формы деформации правосознания лежит отношение к праву как к идолу, которому следует слепо поклоняться. Тем самым право выводится из состава социальных инструментов и приобретает самодостаточный характер. В свою очередь, закон государства наделяется магической силой, перед которой должны склониться все общественные потребности. История политико‑правовой мысли знает массу таких примеров – попыток обожествить право.

Правовому фетишизму должно противостоять правовое сознание, основанное на идеях социальной ценности права. Бесспорно, право является ценнейшим приобретением человечества, но и оно должно подчиняться общим законам диалектики, должно жить в унисон с обществом.

Феномен перерождения правового сознания отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости и т. п. Данная форма выражается в совершении преступлений.



Причины деформации и перерождения правового сознания кроются в самом обществе. В качестве одной из причин негативного отношения к праву часто называют недостатки самого законодательства. В первую очередь речь идет о противоречивости, изменчивости, неполноте правового регулирования. Наиболее разрушительное воздействие на правомерное поведение и соответствующее правосознание оказывают преобразования, недостаточно полно меняющие оценку того или иного поведения. Так, например, в конце XX – начале XXI века в нашем государстве произошла переоценка не столько правовых, сколько социальных установок. Место коллективизма занял индивидуализм, патриотизма – глобализм. Предпринимательство из состава преступления стало почетным видом деятельности. Такие изменения коснулись не точечных предписаний, а самой правовой идеологии. Одни граждане легко восприняли такие изменения, другие – тяжело. Это как минимум два варианта правосознания с точки зрения устойчивости и мобильности.

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. . Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

Истоки правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет свои исторические корни. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от кочевников. Ордынское иго усугубило ситуацию, способствуя отставанию русских земель от Европы. Под воздействием необходимости свержения ордынского ига происходил процесс форсированной централизации русских земель, опиравшейся не на прочные предпосылки, как это было в Европе, а на едва наметившиеся тенденции интеграции. Это, в свою очередь, приводило к ликвидации вассально-дружинных и формированию княжеско- подданничсских отношений, к укреплению деспотизма. Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного права, лишавшего массу людей прав и свобод, к репрессивному законодательству, несовершенству правосудия, произволу чиновников. Все это не могло не способствовать негативному отношению людей к закону. Уже с периода Московского государства имеется немало документов, свидетельствующих о том, что закон, правовая норма отнюдь не были альфой и омегой для государственных чиновников в решении различных вопросов. Адекватной была и реакция российских подданных.

Одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране — с начала XX в.). В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.

В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол. Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти.

Укреплению духа правового нигилизма способствовало и концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества.

В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, не- отлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.

В настоящее время ситуация начинает меняться к лучшему. Прекращается война законов, многое делается для укрепления российской государственности, позитивные моменты присутствуют во всех сферах общественного развития. В конституционном законодательстве правовой нигилизм отсутствует. Действует принцип разделения властей.

Однако в общественной психологии действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется. В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми» и т. д. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об этом свидетельствует высокий уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений.

Проблема правового нигилизма является одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:

  • обеспечение должного качества принимаемых законов;
  • соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;
  • улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;
  • улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Однако все эти специальные средства могут дать положительный эффект лишь в случае позитивного развития нашего общества в социально-экономической и политической сферах (динамичное развитие экономики, улучшение жизненного уровня населения, совершенствование демократии, укрепление стабильности политического режима и т. д.).

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

Понятие, признаки и виды правосознания.
Структура правосознания
Функции правосознания
Роль правосознания в правотворческой и правореалезующий деятельности
Деформация правосознания, понятие и виды; правовой нигилизм. Особенности и пути преодоления

Подходы к пониманию правосознания:
Философско-гносиологический
Социологический
Формально-логический
Структурно-функциональный

Философско-гносиологический подход позволяет показать связь правосознания с другими формами общественного сознания, а так же понять отношение правосознания к правовой действительности и к бытию в целом.
Социологический – раскрывает место и активную роль правосознания в правовой системе общества. В первую очередь в процессе правотворчества и реализации права.
Формально-логический – преследует цель выявить содержание и объем юридических понятий (правосознания, правовой психологии, правовой идеологии, правовых установок…). Изучает с двух сторон: с одной стороны определяет строение и основные цели правосознания, связи между ними; с другой позволяет выделить относительно обособленную и субъективную реальность.
Правосознание – это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений.., в которых выражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
Признаки:
Одна из форм общественного сознания
Правосознание состоит из различных компонентов (идей, взглядов, эмоций…), которые отражают различные формы правовой действительности.
Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права (индивиды, социальные группы, общества в целом)
Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему.
В отдельные моменты развития общества, правосознание может выступить в качестве формы права
Правосознание ориентирует субъектов права в социально юридических ситуациях т.е. позволяет сделать соответствующий выбор того или иного варианта поведения
Виды правосознания:
По субъекту (по носителю):
- индивидуальное правосознание
- групповое правосознание (правовые представления, чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев, общества, профессионального сообщества)
массовое (характерно для нестабильных временных объединений людей)
- общественное (правосознание страны, народностей, наций, континентов)
По уровню:
- обыденное правосознание. Формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей. Их конкретного жизненного опыта. Правовые знания в этом случае носят поверхностный, отрывочный характер. Наибольшую роль в формировании обыденного правосознания играют чувственные отражения.
- профессиональное правосознание. Правосознание данной категории субъектов осуществляет юридическую деятельность, которая требует специальной правовой подготовки, навыков, опыта действий применительно к конкретной ситуации. Юристы практики обладают узкой специальностью.
- научное правосознание. Складывается на основе всесторонних и глубоких правовых обобщений, содержание такого правосознания составляет правовая идеология т.е. научные теории, учения и.т.д.
По направленности:
- ретроспективные (формируются в процессе создания истории права)
- адекватное (обращено к действующему праву)
- перспективное (отражает отношение субъекта к желаемому праву)
По степени осознанности правовых явлений:
- правосознание с преобладанием сознательного, рационального мышления
- правосознание с преобладанием бессознательного – преобладание чувственного

Структура правосознания – это строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его деятельность.
Элементы структуры: 1) правовая идеология (эмоции, концепции, конструкции, идеи, категории, понятия, принципы); 2) правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы и т.д.); 3) поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).
Правовая установка – это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Правовая ориентация – совокупность правовых установок, которые непосредственно формируют программу деятельности индивида или общности в юридически значимых ситуациях.
Функции правосознания
Виды функции:
- познавательная
- оценочная
- регулятивная
Познавательная включает в себя определенные суммы знаний, которые являются результатом мыслительной деятельности и выражающиеся в понятии правовая подготовка.
Оценочная функция вызывает определенные определенные эмоциональные отношения личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни, на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации. С точки зрения индивида, группы или общества ценным является то, что служит желаемым объектом.
Регулятивная функция осуществляется по средствам правовых установок и ценностно-правовых ориентации включающих в себя все иные источники правовой активности. Результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта в виде правомерного или противоправного поведения.

Правосознание служит корректирующим началом при принятии НПА, при этом законодатель учитывает те взгляды и отношения, которые существуют в обществе. Правовые нормы в свою очередь оказывают воздействие на формирование правильных представлений о правовых признаках, нормах, отношениях, ответственности.
Правосознание управляет деятельностью людей в различных видах общественных отношений. Это выражается в побуждении к действию через принуждение или стимулирование и в установлении гражданского поведения, запрещения выхода за определенные рамки.
Регулирует при разрешении юридического дела принятие юридических актов, правовые отношения, при этом в правосознании представителей правоохранительных органов вырабатываются образцы поведения в таковых ситуациях.
С помощью правосознания производится оценка субъектами права результатов своей деятельности и принятых ими решений. Если в результате оценки поведения правоохранительными органами признано противоправным, то оно признается нарушением законности.

Деформация правосознания – это его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.
Виды деформаций правосознания:
- правовой инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.
- Правовой фетишизм – это гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении тех или иных задач.
- Правовой нигилизм – это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права.
- Перерождение правосознания – это крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона.

Формы выражения правового нигилизма:
- прямое умышленное нарушение действующих правовых предписаний. Издание противоречивых НПА, подмена законности политической или практической целесообразностью.
- Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях.
- Нарушение прав человека, особенно права на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество.

Меры борьбы с правовым нигилизмом:
- повышение правосознания через систему юридического всеобучения .
- Обеспечение системности законодательства, т.е. своевременное устранение из него противоречий и пробелов.
- своевременное совершенствование действующего законодательства.
- Совершенствование деятельности и структуры правотворческих и правоприменительных органов (Улучшение эффективности процедуры деятельности, контроля за исполнением решений, совершенствование юридической деятельности).

Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в течение XX века, приводят автора к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания. Едины исследователи проблемы лишь в одном – в негативном, отрицательном характере деформации правового сознания граждан России.

Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Учитывая, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям, автор предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания.

Относительная деформация правового сознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.

Таким образом, деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Назрела необходимость формулирования общей теории деформации правового сознания и ее отдельного компонента – деформации правового сознания граждан России.

Виды деформации правового сознания в современном российском обществе таковы.

В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления. которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления– Наиболее распространенные из них в современной России – это правовой инфантилизм. правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.

Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, заключающийся в недостаточной сформированности и пробелъности правовых взглядов, знаний, ус­тановок, представлений. Правовой инфантилизм проявляется прежде всего в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний». Можно выделить два вида пробельности правосознания: 1) «первичная» пробельность, когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности, 2) «вторичная» пробельность, которая характеризуется либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ее припоминания и получения данной информации.

Правовой нигилизм – следующая и весьма распространенная форма де­формации правового сознания граждан России.

Среди отечественных ученых нет единого подхода к пониманию его сущности. Одни относят к нему все факты негативно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с соверше­нием преступлений и иных правонарушений. Другие к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требований закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла. Будем исходить из того, что правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений. Такой подход дает возможность выделить важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от других форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Характерные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма.

Правовой фетишизм – еще одна форма проявления деформации правового сознания граждан России. Правовой фетишизм - форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

Самой тяжелой формой деформации правового сознания является фено­мен его перерождения, под которым П.П. Баранов понимает случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива. Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.

Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

Социальная опасность различных видов деформации правового соз­нания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности правового нигилизма, фетишизма и инфантилизма.

Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.

Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы дефор­мации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам. Структурная их взаимосвязь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.

Правовая культура.

Категория "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определенное "качество" правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, "устройство" правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д" насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической - правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России - правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и дух строю права и свободы человека.

88.правовое воспитание Чтобы успешно организовать правовоспитательную работу, прежде всего, необходимо понять, что такое правового воспитание. Сразу же необходимо оговориться, что единого понимания термина «правовое воспитание» сегодня нет. Одни под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие считают, что правое воспитание - это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Между тем правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является правовое просвещение, обучение основам права.

Но это не только обогащение знаний воспитуемого о праве, законе, правовой деятельности, но и целенаправленное воздействие на сознание с целью формирования у человека опыта поведения в соответствии с действующей правовой нормой. Саади говорил: «Кот научился наукам, но не применяет их, похож на того, кто вспахал, но не сеет».

Важная составная часть правового воспитания - формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека. Сухомлинский писал: «Воспитание только тогда становится творением человека, когда бурные страсти владеют юными сердцами».

Строгое следование требованиям правовой нормы - это результат внутренней борьбы «за» и «против» и чтобы человек с честью вышел из этой борьбы, необходимы такие волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. У человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным.

Известный педагог А. Детерович отмечал, что воспитание можно считать законченным тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой воли самого себя образовывать, знает способы и средства, как этого достичь.

В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий.

Личность - это не зеркало, пассивно отражающее воздействие внешнего мира. Исследования ученых показывают, что в развитии личности воздействие внешних факторов приобретает свою значимость только тогда, когда они преломляются в индивидуальных позициях человека, в его отношении к этим факторам, а также в практической реализации этого личностного отношения в его действиях и поступках.

На практике внимание педагога, воспитателя нередко концентрируется лишь на организации внешнего воздействия на личность- процесс же внутренней переработки этих воздействий часто выпадает из их поля зрения. Между тем очень важно знать, как молодой человек осмысливает, переживает внешнее воздействие, как реагирует на него.

Следует помнить, что формирование такой психологической готовности - это не стихийный процесс, а результат повседневного направляющего воздействия субъектов воспитания.

Развитие человека нельзя сводить к усвоению социального опыта, к простому пополнению знаний, умений, навыков. Развитие находит своё выражение, прежде всего, в качественном изменении психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Этот процесс не всегда идёт правового обучения восходящей, без конфликтов и противоречий. Воспитательное воздействие правового обучения разному преломляется через призму индивидуального сознания и личного опыта человека, через различные отношения его с предметами и явлениями окружающей действительности, к другим людям.

Эти воздействия не всегда согласованы. Нередко они действуют в противоположном направлении. Отсюда противоречивость правового воспитания.

В практике нередки случаи несогласованности в действиях различных субъектов правового воспитания, между общественным мнением и личными интересами воспитуемого, между желанием правильно поступать и возможностью действовать в соответствии с желаниями, между внешними требованиями и внутренними стремлениями воспитуемого, между целенаправленным и стихийным влиянием окружающей среды. Преодоление этих противоречий занимает большое место в сложном процессе формирования личности и во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя.

Правовое воспитание - это многофакторный процесс. Его эффективность зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Правовое воспитание человека, в том числе и молодого, происходит, во-первых, под влиянием материальных условий жизни общества, и существующих общественных отношений, и бытовых условий, и естественной среды, и, наконец, наследственности, т. е. факторов независимых от воли людей, а во-вторых, -сознательной деятельности человека, выражающейся в воспитательном воздействий семьи, детского сада, школы, колледжа, лицея, вуза, общественных объединений, органов самоуправления граждан, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений и т. д.

Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с пеленок и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период- молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности - дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определенное о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причем в различных условиях, в различной обстановке.

Правовое воспитание - процесс многоступенчатый.

На первой ступени молодые люди усваивают правовое поведение в семье, в образовательном учреждении, в обществе. На второй они усваивают правовые знания, получают представление о правовой действительности. На третьей ступени у них вырабатываются умения, навыки действовать в соответствии с полученными знаниями. На четвертой ступени идет преодоление негативного и формирование уважительного отношения к праву, положительных чувств. На пятой ступени идет формирование волевой готовности действовать в соответствии с полученными знаниями, навыками, убеждениями.

Разумеется, резкой грани между этими ступенями нет. Не у всех они одинаково развиваются и протекают. Правовоспитательной работе присущ концентризм, т. е. постоянное возвращение к пройденному с последовательным расширением и углублением знаний, умений, убеждений, чувств, волевой готовности.

Правовоспитательный процесс нельзя рассматривать как одностороннее целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. В правовоспитательном процессе участвуют две стороны: с одной стороны воспитатель, с другой - воспитуемый. Причем, оба являются активными участниками этого процесса. Если воспитатель выступает, как активная сторона, а воспитуемый, как пассивная, воспитательный эффект будет самый низкий. Необходимо чтобы, в этом процессе активно участвовали и воспитатель и воспитуемый. Воспитательный процесс будет тогда высоко эффектным, когда воспитуемый не только воспринимает то, что ему передается, но и сам стремится к познанию, к практическому применению своих знаний.

В тоже время правовое воспитание нельзя рассматривать как процесс с двумя участниками: воспитателем и воспитуемым. Правовоспитательный процесс - это широкий фронт воспитательного воздействия, в котором участвуют и педагог и родители, и общественность и окружающие, т. е. вся социальная среда.

Правовое воспитание - это организационная работа. А. С. Макаренко говорил: «Воспитательная работа - есть, прежде всего, работа организатора». Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от координации усилий, организованных действий различных участников правовоспитательного процесса.

Процесс воспитания обязательно включает организацию жизни и деятельности молодых людей, создание правильных отношений в молодежном коллективе привлечение родителей и общественности к воспитанию порастающего поколения. Организаторами правового воспитания молодежи выступают государство, органы самоуправления граждан, руководители образовательных учреждений, воспитатели, учителя.

Правовое воспитание молодежи - это деятельность, устремленная в будущее. В процессе правового воспитания подрастающего поколения решаются задачи не столько сегодняшнего дня, сколько перспективные. Выше уже говорилось, что за молодежью будущее, от нее зависит, будет ли у нас построено правовое государство, гражданское общество. Поэтому формируемые в процессе правового воспитания молодежи качества должны опережать достигнутый уровень духовного и морального развития нашего общества. Однако не следует отрываться и от реальной жизни, от текущих задач, решение которых обеспечивает решение перспективных задач.

В статье затронута проблема деформации правосознания: от того, как личность воспринимает, усваивает правовые предписания, зависит направленность и выбор варианта правового поведения, определяется готовность действовать согласно усвоенным правовым ценностям (сформированной ценностно-мотивационной установке).

Термин «деформация» в своем буквальном толковании означает «изменение формы, искажение чего-либо» .

Как справедливо отмечает В.Н. Кудрявцев,

«любая деформация в правовой сфере действия индивида (поведения, правосознания, правовой культуры и т.д.), вызванная социальными и психологическими причинами, с его стороны часто приводит к противоправному поступку» .

Впервые идея негативного правовым нормам и ценностям сознания была сформулирована в юридической науке в советский период А.Р. Ратиновым и И.И. Карпецом.

По их мнению, «одной из конкретных, ближайших и непосредственных причин, порождающих преступление и отличающих его от иных антиобщественных поступков, является разрушение или пробельность правовых ценностей в юридическом сознании индивида, которое выражается либо в правовом инфантилизме – несформированности и пробельности правового сознания, либо в правовом негативизме – активной правовой тенденции личности» .

Эта идея положила начало новому направлению в юриспруденции – изучению правосознания законопослушных граждан и преступников, в ходе которого она получила определенное эмпирическое подтверждение. В частности, были обнаружены существенные различия правосознания названных категорий лиц на оценочном и регулятивном уровнях его формирования.
Общее понятие дефектов правосознания встречается и у А.И. Долговой.

По ее мнению, «дефектность правосознания заключается в несформированности (пробельности) или искаженности основных его структурных элементов – правовых взглядов, убеждений и установок, когда какие-либо из этих элементов в структуре правосознания отсутствуют (сформированы недостаточно) или сформированы достаточно, но неправильно, т.е. страдает их содержательная сторона: правовые взгляды, представления и убеждения противоречат действующему законодательству» .

В случаях, когда предписания норм права воспринимаются личностью только как внешние, а иногда и чуждые требования, наблюдается либо формальное, либо безразличное отношение к правовым предписаниям либо отрицательная эмоциональная реакция на правовые явления. Во всех случаях создается реальная угроза неисполнения юридических обязанностей, совершения преступления. В такой ситуации деформация индивидуального правового сознания проявляется в дефектах его познавательных, эмоциональных или поведенческих компонентов.

Они могут выражаться в незрелости правовых взглядов и представлений (рациональный компонент) и в отсутствии положительных правовых чувств, настроений и убеждений (эмоциональный компонент). Наиболее ярко дефекты правосознания проявляются в поведенческом компоненте при совершении правонарушений как специфической форме выражения противоречий между общественным и индивидуальным правовым сознанием на стадии реализации права.
Можно выделить несколько последовательных стадий процесса деформации правосознания.

Первая стадия затрагивает информационно-познавательный уровень правовой установки. На этой стадии создаются возможности для когнитивного диссонанса, т.е. расхождения между старыми стереотипами и новой информацией, воспринятой субъектом в качестве значимой, важной, ценной, требующей рассмотрения.

Вторая стадия
процесса деформации затрагивает оценочный уровень правовой установки. Так как диссонанс переживается как неприятное, возникает стремление избавиться от рассогласованности и восстановить привычный порядок.
А сделать это можно только:

  • а) добавив новые правовые знания.
  • б) изменив ранее существующие.
Поэтому возникает необходимость в оценке двух противоположных информаций, в урегулировании их противоречий.

Третья стадия связана с регулятивным уровнем правовой установки. Индивид сопоставляет рассогласованные элементы и приводит их в систему, находя им место в своих представлениях о должном, ценном, правильном. В тех случаях, когда регулятивный уровень нарушен и процесс деформации не дает возможности адекватно сопоставлять подобные противоречия, субъект может перестроить свои представления о ценностях, отбросив старые представления как не соответствующие действительности. На их месте возникают другие ценности, которые не соответствуют правовым. На этом уровне возникают отношения к ценностям и нормам права, а также специфическая правовая активность, выражающаяся в поведении, как с положительным, так и с деформированным уклоном.
По мнению А.В. Грошева,

под дефектами правосознания в широком смысле следует понимать содержащиеся в массовом правосознании любые статически значимые отклонения от идеи научно-теоретического правового сознания, изложенные в государственно-правовой доктрине, законодательстве и правовой науке .
Дефекты правосознания в узком смысле слова – это функциональные нарушения (дисфункции) в структуре общественного, группового и индивидуального правового сознания, выражающиеся в несформированности, искаженности или неустойчивости основных его структурных элементов и оказывающие криминогенное влияние на поведение личности, социальных групп в юридически значимых ситуациях.

Представляется обоснованной позиция В.Р. Петрова, который различает:
относительную и абсолютную деформации правосознания . Относительная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в обществе правовой действительности . Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией .

Нужно отметить, что деформация правосознания – это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному).

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным дать следующее определение деформации правосознания: это негативное социальное явление, для которого свойственны такие изменения его состояния, которые искаженно отражают реальную общественную и личную правовую действительность и выражают негативное отношение к действующей системе права, законности и правопорядку в целом.

Деформации правосознания в переживаемый Россией переходный период развития общества возникают вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок, норм и традиций, сознательных и правовых образов субъектов правовых отношений.

Затянувшийся кризис в стране, сопровождающийся перманентным падением производства, обнищанием миллионов людей, социальным расслоением общества, разрушением традиционных устоев и ценностей жизни, разгулом преступности, неопределенностью государственного устройства, региональным сепаратизмом, коррупцией и бюрократизацией чиновничества, размывает правовую систему общества, деформирует массовое сознание, доминирующими особенностями которого стали разочарование в реформах, правовой нигилизм, тревога, беспокойство, растерянность, обостренное ощущение большинством населения своей социальной отверженности.

Законы не соблюдаются открыто, цинично и безнаказанно.

Преступность захватывает все новые сферы влияния, в том числе в самых высших эшелонах власти, начинает действовать чуть ли не легально. Формируется в массовом сознании людей убеждение в возможности совершить преступление и не быть наказанным. Отсюда повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний.

Неисполняемость же законов – главный признак бессилия власти .

Такое непослушание – это результат низкого и деформированного правосознания и отсутствия правовой культуры.

Еще древнеримские юристы говорили, что бездействующий закон хуже отсутствующего .

Издание противоречивых, параллельных, взаимоисключающих правовых актов приводит к тому, что большое количество правовых норм не систематизировано и опровергает само себя.

И при этом велика область правового вакуума, в котором целые пласты общественных отношений никак правом не регламентируются. Весь этот беспорядок, неразбериха в законодательстве дает простор для злоупотребления и самоуправства должностных лиц и властных структур всех уровней. Примером тому следует назвать коррупционные скандалы в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ в 2005 г. и Министерстве финансов РФ в 2007 г.

Серьезной причиной и в то же время следствием деформирования правосознания и правовой культуры являются нарушения прав человека. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, способность права обеспечить порядок. Это не может не порождать отрицательное отношение к нему.

Переставая уважать право, даже законопослушные граждане начинают допускать мысли о необязательности и отсутствии необходимости в соблюдении правовых норм. Очень часто борьба за восстановление нарушенного права приводит к попиранию прав других личностей. Ничто так не показывает бессилие власти, как постоянное проявление силы.

Большая ответственность за рост деформации правосознания населения России (на который постоянно указывают ученые разных научных направлений) лежит непосредственно и на государстве. Как представляется, уважение к праву нельзя воспитать в условиях ослабления государственности и экономической невозможности обеспечить достойную жизнь людей, в том числе и состоящих на правоохранительной службе.

Сильное государство не тождественно тоталитарному, так как тоталитаризм – это, прежде всего, несвязанность правом аппарата государственного принуждения.

Современное видение сильного государства предполагает, что все его структуры опираются на право, обеспечивают права и свободы граждан и интересы общества в целом как необходимое условие решения экономических и социальных проблем.

А человек, вынужденный заботиться об элементарном выживании, далек от восприятия правовых ценностей – впрочем, как и от любой культуры, и любых воспитательных процессов, он утрачивает к ним интерес, заодно теряя и все нравственные ориентиры.

Проблемы деформации правосознания населения напрямую связаны с проблемами девиации и делинквентности граждан.

Здесь представляется возможным выделить следующие характерные черты:

  • 1. Противоречие между идеологическими, пропагандистскими лозунгами и реальным положением дел. Провозглашалось повышение уровня жизни людей и продвижение к социальному равенству. На деле же существовала уравниловка для масс и процветание для элиты. Это вело к падению авторитета власти, дезориентации и озлоблению людей. Несовпадение заверений сменявших друг друга реформаторов, что переход к рынку не ухудшит положение населения, и реалий нашей сегодняшней жизни вызывает новые разочарования.
  • 2. Отсутствие уважения к личности, нарушение властными структурами прав личности, недостаток гласности в политической жизни, попытки вновь вернуться к контролю над СМИ, особенно электронными.
  • 3. Нарушение законности, избирательность в применении законов, сохраняющееся «телефонное право», масштабы коррупции.
  • 4. Огромное число ограничений и предписаний (зачастую противоречащих друг другу и бессмысленных), пронизывающих всю общественную жизнь.
  • 5. Сохранение преимущественно запретительной («запрещено все, что не разрешено»), а не разрешительной («разрешено все, что не запрещено») практики регламентации поведения людей и социального контроля.