Индивидуальное правосознание. Правосознание (индивидуальное, групповое, общественное)

Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое).

От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических норм и эффективность реализации правовых предписаний.

Естественная «теория справедливости. приоритет соответствие человеческого поведения не властным установлениям, а законам самой природы, бытия.

Ильин «концепция здорового правосознания» – Правосознание-воля человека к соблюдению права и закона, воля к лояльности своего поведения волю к законопослушанию.

Марксистко-Ленинская теория Правосознание форма политического сознания.

Современные ученые рассматривают правосознание как одну из форм общественного сознания – только правовые явления и восприятие с помощью юридических категорий

Соловьев Правосознание – ориентация на идеал правового государства который имеет безусловный характер и в данный момент определяет практическое поведение человека

Правосознание отождествляется с правом

Правосознание – система правовых чувств эмоций взглядов оценок и других проявлений

Функции правосознания: оценочная (анализ и оценка элементов прав системы и правовой жизни обзества),регулятивная(воздействие на повед людей, определение их ориентиров, целей,установок) , прогностическая (прогноз правового развития права и его действия, др юр феноменов), познавательная (обширный комплекс знаний о правовой действительности)

51. Структура правосознания и его функции.

Правосознание – психическое отношение к правовой действительности. Совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и др правовым явлениям.

Предмет правосозн – право и правовая действительность.

Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента: Правовая идеология, Правовая психология. Информационный элемент(познавательные процессы, т.е. теория, учения) Субъектный элемент. Волевой и целевой момент. Оценочный момент.

Правовая идеология - правовые ценности, согласованные в обществе.

Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.

Правовая психология - это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы.

Включает следующие элементы:

общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное-представления, взгляды, эмоции одного человека. Групповое-особенности представлений о праве определённой социальной группы. В силу того, что в стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции можно говорить об общественном правосознании.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают обыденное и теоретическое правовое сознание. Обыденное складывается стихийно, самопроизвольно, присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой жизни общества лишь эпизодически. Это отражение правовых явлений на основе повседневного опыта. Теоретическое формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на значительно более глубоком уровне.

Функции правосознания: оценочная (анализ и оценка элементов прав системы и правовой жизни обзества),регулятивная(воздействие на повед людей, определение их ориентиров, целей,установок) , прогностическая (прогноз правового развития права и его действия, др юр феноменов), познавательная (обширный комплекс знаний о правовой действительности).

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.

Структура правосознания. Как следует из приведенного выше определения, правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии.

Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

52. Деформации правосознания и пути их преодоления.

Деформация правосознания – искаженное, неадекватное представление о праве и правовой действительности.1.Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма иска­жения правосознания, заключающаяся в недоинформированности, недостаточности правовых знаний (пробельность правосозна­ния). 2.Правовой нигилизм – отрицание ценности права, осознанное игнорирование тре­бований закона. Два основных направления юридического нигилизма-пассивная и активная форма. Для пассивной формы характерно непризнание позитивной роли права, безразличное к нему отношение. Активному свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Это наиболее распространенная форма деформации право­сознания. 3.Самой тяжелой формой деформации правосознания является феномен его перерождения . Это крайняя степень искажения. От правового нигилизма перерожденческое пра­восознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосозна­ние основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и не связанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. 4.Правовой идеализм – (правовой фетишизм) – преувеличение роли и значения права в жизни общества, стремление решить при помощи правовых средств неправовые задачи.5. релятивизм. Толкование неправильно. 6.субъективизм. признание права, но отрицание обязанности.

Возможными путями преодоления деформированности правосознания юристов могут быть:

1.Четкое определение и упорядочение социального и правового статуса работников юридических профессий.

2.Создание специальной государственной системы ма­териального и морального стимулирования работников юри­дических профессий для работы.

3.Воспитание в соответствии с идеалами и принципами правового государства.

4.Изменение оснований и порядка юридической ответ­ственности

6.Укрепление режима законности

7.Наличие реальных механизмов отстаивания прав и свобод, их многообразие

8.Совершенствование правовой системы, т.е. минимизация подзаконных актов

9.Правовое воспитание 10.Пропаганда правомерного поведения 11.Повышение авторитета судебной и ПВО системы

53. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления, социальная опасность.

Правовой нигилизм – отрицание ценности права, осознанное игнорирование тре­бований закона, исключающее, однако, преступный умысел (пассивный), включая преступный умысел – активный). Это наиболее распространенная форма деформации право­сознания.

Два основных направления юридического нигилизма-пассивная и активная форма. Для пассивной формы характерно непризнание позитивной роли права, безразличное к нему отношение. Активному свойственно осознанно враждебное отношение к праву.

Формы проявления правового нигилизма в обществе:

1.Прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает.

2. Массовое неисполнение норм права значительной частью населения

3.Распространение антиправовой психологии (например, эстетизация преступности)

4.Распространение настроений в обществе, оправдывающих преступность

5.Война законов (например, противоречие ФЗ и субъектов ФЗ)

6.Нарушение норм права в угоду целесообразности

8.Массовое нарушение прав и свобод Человека государственно-властными структурами.

На уровне конкретных правоотношений нигилистические настроения принимают опасные и социально разрушительные формы. Ввиду тесных связей, существующих между правовой культурой, правосознанием и правовым поведением, представление о ненужности, бессилии и нравственной бесплодности права превращается в устойчивую установку массового сознания, формирующую на практике соответствующее поведение. Более того, обратное влияние правового поведения на правосознание в этом случае проявляется в отсутствии адекватной социальной оценки противоправного поведения, а также в оценке неадекватной, нигилистической в своих корнях, которая выражается в абсолютном или полуосуждающем одобрении противоправного поведения и даже восхищении практикующими его индивидами. Именно правовым нигилизмом, возобладавшим в сознании части населения, объясняется массовый интерес к быту криминальной среды, распространенность блатного жаргона или его элементов на всех уровнях социальной жизни, в том числе и на тех, где он совсем уж неуместен.

54. Понятие о правовой культуре. Основные концепции правовой культуры.

Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законом, др юрид феноменами.

В юриспруденции сложилось два основных варианта понимания правовой культуры. С одной стороны, можно говорить о последней как о совокупности правовых явлений вообще; таким образом, правовая культура любого общества включает в себя законодательство, юридические учреждения, юридическую практику, правовое сознание. С другой стороны, правовая культура рассматривается как определённый уровень развития индивидуального, группового или общественного правосознания.

  • Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
  • Общественное сознание выступает комплексным духовным явлением, обладающим внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическая, нравственная, религиозная). В зависимости от характера человеческих отношений – общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного, правового сознания.

    Правосознание форма общественного сознания, в которой находят свое отражение – идеи, теории, доктрины, научная школа, взгляды, мнения, эмоции, переживания, общества по поводу права, законности, справедливости. В правосознании формируется представление общества о том, каким должно быть право, какой нужен закон. Общественное правосознание всегда внутренне противоречиво, так как различные слои, группы, классы могут иметь только им присущие представления, суждения. В общественном правосознании выделяется 2 уровня: правовая идеология, правовая психология.

    Правовая идеология представляет собой совокупность теорий, доктрин, научных правовых школ, взглядов, в которых находят отражение научные представления, система теоретических взглядов на право, закон, законность, справедливость.

    Правовая психология – совокупность переживаний, чувств, эмоций, мнений людей, общества по поводу права, законности, справедливости.

    К психологическим свойствам каждого отдельного гражданина относятся самооценка личности, стыд и совесть. Самооценка личности – способность человека критически оценивать свое поведение с позиций норм, действующего права. У порядочных людей неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, то есть внутренне сознание неудовлетворенности совершенным поступком. Но только лишь одна совесть побуждает любого гражданина к нравственному правомерному поведению. Элементы, входящие в структуру правосознания, как правило, объединяют в 3 большие группы: идеологические, психологические, поведенческие.

    1)К идеологическим элементам относятся правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения. Через эту группу элементов обеспечивается правильное понимание людьми деятельности государства по созданию и осуществлению права, содержание прав и свобод граждан по укреплению законности и правопорядка.



    2) К психологическим элементам относятся правовые чувства, эмоции, настроения, переживания. Анализ этой группы элементов позволяет ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения, поэтому воспитания граждан в духе уважения к закону должно строиться с учетом воздействия на данную группу элементов.

    3) К поведенческим элементам относят правовые мотивы, поведения, установки, готовность к действию. Эта группа элементов формируется под воздействием первой и второй групп элементов.

    Так, ведущая идея (например идея законности) формирует у людей, такие взгляды, представления, убеждения, которые способствуют воспитанию законопослушных граждан. Совершению ими правомерных действий. В случае, если эта идея проводится эффективно, как в деятельности государственных органов, так и должностных лиц, то в этом случае осуществляется положительные воздействия на правовые чувства граждан. В общественной деятельности роль правосознания огромна. Правосознание также играет большую роль в правотворчестве и в реализации права. Так правосознание членов парламента непосредственно отражается на принимаемых ими законах и иных правовых актах, а правосознание должностных лиц и граждан – на соблюдении, исполнении и применении норм права. Правосознание имеет различные формы проявления, которые обычно называют видами правосознания.



    Правосознание может быть общественным, групповым, индивидуальным, обыденным, профессиональным. Общественное правосознание выражает правовые воззрения общества в целом. На его основе складывается правосознание групповое (правовые воззрения группы лиц – трудового коллектива, семьи и так далее) и индивидуальные правосознания – правовые воззрения каждого гражданина (ученого, рабочего, студента и так далее).

    О профессиональном правосознании говорят применительно к юристам, которые в силу своей профессии связаны с претворением правовых установлений в жизнь. Профессиональное правосознание готовится посредством специального обучения (в юридических колледжах, на юридических факультетах в вузах), а также посредством соответствующей работы в правоохранительных органах (в органах МВД, прокуратуры, судах). Уровень и качество профессионального сознания во многом может определять качество и эффективность работы юриста и таким образом профессиональное сознание может определять работу всей системы соответствующих государственных органов.

    Правосознание тесно связано с правовой культурой и правовым воспитанием. Под правовой культурой понимается все то, что связано с правовой жизнью общества, то есть совокупность права, правосознание, правопорядка, законности, справедливости и другое. Роль правовой культуры во всех сферах деятельности общества огромна, поэтому ставится задача постоянно повышать уровень правовой культуры, что достигается посредством правового просвещения, распространения знаний в государстве и праве, воспитанием у людей чувства уважения к закону, в борьбе с проявлениями правового нигилизма.

    Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.

    Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть отвечают ли они тем или иным требованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

    Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

    Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

    Таким образом, можно определить основные функции правосознания::

    1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

    2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

    3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

    1.2 Структура и основные виды правосознания

    Структура правосознания - это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могут служить: теория о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей и т.д.

    В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к действующему праву (например, неприятие беззакония, чувства справедливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения.

    Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов.

    В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло в привычку людей. Например, сложившиеся в обществе нравственные ценности служат ориентиром поведения. Подвижной частью правовой психологии можно считать настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию.

    Важнейшее звено правовой психологии - самооценка личности, то есть умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отношения к ним.

    Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это - две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии .

    С учетом изложенного правосознание можно определить как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.

    С точки зрения уровня правосознания в нем можно выделить обыденное и теоретическое (научное) правосознание. Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом субъекта (имеющейся у него информацией о правовых нормах, способах разрешения правовых ситуаций и т.д.), а также обычаями, традициями, стандартами поведения, которыми он руководствуется. Это правосознание нельзя отождествлять с правовой психологией, так как оно включает и некоторые идеологические компоненты. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривает только отдельные факты правовой действительности, а не всю их сумму. Оно не способно проникнуть в сущность права, это своего рода здравый смысл в правовой сфере. Вместе с тем, непосредственно определяя поступки множества людей, это правосознание имеет громадное социальное значение. В отдельных случаях оно раньше, чем юридическая теория, поднимается до осмысления необходимости соответствующих преобразований в сфере права. С развитием общества обыденное правосознание все более обогащается за счет распространения теоретических знаний, повышения уровня научного осознания явлений правовой действительности.

    Правосознание на теоретическом уровне характеризуется, прежде всего, тем, что оно концептуализировано, т.е. выступает в виде различных теорий и концепций. Теоретическое правосознание включает концепции о сущности права и взаимодействии его с иными социальными явлениями, о роли механизма правового регулирования в обществе и т.д. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворческой деятельности, служить совершенствованию юридической практики . Теоретическое правосознание складывается на основе глубоких правовых исследований и обобщений, знания закономерностей существования и развития механизмов социально-правовой действительности.

    К теоретическому правосознанию можно отнести и профессиональное правосознание юристов, сущность и особенности которого конкретизируются в содержании правовой психологии и правовой идеологии этой группы населения. Профессиональная подготовленность для юриста имеет определяющее значение, так как от уровня его подготовки (компетентности) во многом зависит и применение правовых норм в юридической практике, и отношение населения к правоприменительной системе.

    Классификацию видов правосознания можно сделать, исходя из того, кто является носителем правосознания. Различают индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное правосознание. Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования и т.п. предопределяют и отличия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно может быть передовым, у других, напротив, отсталым. Групповое правосознание отражает специфику соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливают единообразное восприятие действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах. В результате складывается свойственное именно данному коллективу правосознание.

    Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившегося в обществе в целом. Общественное правосознание рассматривает право как социальную ценность, которая должна служить и действительно служит интересам всех и каждого.

    Взаимодействие права и правосознания имеет сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование того или иного отношения к действующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственным источником и двигателем правотворческой деятельности в обществе. Принимая юридическую норму, законодатель не только руководствуется своим правосознанием, но и учитывает наличный уровень правосознания масс, их представления о должном, справедливом, законном. Вместе с тем от уровня правосознания субъекта зависит его восприятие законодательства, конкретной правовой нормы (то, как он понимает ее цели, конкретные требования и т.д.). Высокий уровень правосознания граждан - гарантия того, что цели, требования правовой нормы, законодательства в целом будут восприняты адекватно.

    Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. С позиций уровня развития правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

    Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке и доктрине, государственно-правовой идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах, таких как политика, мораль, искусство, религия и т. д.

    Как видим, общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

    Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т. е. свои нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор -- это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

    Индивидуальное правосознание является результатом усвоения человеком группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт -- вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

    Обыденное правосознание - самое распространенное, так как им обладают практически все граждане. У профессиональных юристов элементы обыденного правосознания также присутствуют, но доминирует все же тот тип правового мышления и сознания, который связан с их деятельностью в сфере публичного (уголовного, административного и т. д.), или частного (гражданского, хозяйственного и т. д.) права.

    Профессиональное правосознание юриста - это научно обоснованная стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по глубине освоения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах прав, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного. правосознание юридический государственный

    Наиболее высокоразвитой формой правосознания -- научным правосознанием, обладают представители юридической элиты -- ученые-правоведы, деятельность которых предполагает глубокие знания по истории государства и права, философским аспектам права, современным проблемам правовой политики и международных отношений.

    сознание нигилизм правовой культура

    Формы общественного сознания класифицируются, на политические, нравственные, национальные, эстетические, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание .

    Правосознание - это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и новый этап состояния общественного сознания.

    Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

    • 1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражения в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
    • 2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, чести, достоинства .

    Особенности казахстанского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования, безусловно, необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы, судебные решения и так далее оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной, в частности, в правосознании.

    Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию как одной из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения, теория права выделяет и изучает структуру правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризует два пласта - правовая идеология и правовая психология (концепция А.Б. Венгерова) .

    Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов.

    Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

    Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

    Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство, удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии. Психологическая структура играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям. Прежде всего, это касается установившихся форм брачно-семейных, имущественных отношений, положительное отношение к которым сохраняется, как бы те или иные «революционные» правовые решения ни старались их разрушить. Тщетные усилия социалистического права в борьбе с местными обычаями в Средней Азии свидетельствуют о этом .

    В этом регионе национальная психология формировала негативное отношение к основным сегментам социалистического права, которое пыталось сокрушить привычку «покупать» жену (калым) и другие устоявшиеся обычаи. Впрочем, и попытки сокрушить обычай «покупать» мужа (приданное) в Западной Украине также не имели успеха, хотя такие обычаи не относились формально к противоправным, но осуждались в официальном правосознании как противоречащие равенству полов - важному конституционному принципу социалистической правовой системы.

    Иными словами, в этой рациональной сфере человеком накапливается известная сумма знаний об объективном мире, навыки, умения, которые необходимы для повседневной деятельности каждого и образуют ее осознанную основу. Сфера эта - эмпирического происхождения.

    В обыденном правосознании, кроме того, выделяется эмоциональная область. Это - психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках.

    Обыденное сознание очень ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника - индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей, то есть становиться теоретическим. Теоретический уровень правосознания включает систему научных знаний общечеловеческого характера, более или менее объективно отражающих юридическую действительность .

    Теоретический уровень правосознания в свою очередь многослоен. В нем выделяется профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология.

    Многочисленные эмпирические обследования показывают, что различные профессиональные группы правоведов неодинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор - иначе, чем адвокат, следователь - иначе, чем эксперт-криминалист, юрисконсульт банка - иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее юридическое образование. Столь пестрое многообразие правосознаний объясняется тем, что, казалось бы единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.

    Собственно теоретический уровень правосознания по идее должен быть тождествен системе научных понятий, духовно воспроизводящих функционирующую и развивающуюся юридическую систему. В действительности теория не является единой, включая в себя борьбу взглядов, различные научные школы и так далее.

    Наконец, теоретический уровень предстает в виде идеологии. Она не есть обязательный элемент правосознания и является, как правило, лишь в тоталитарных политических режимах, когда требуется поставить теорию на службу захватившей власть социально-политической группировке. Обладание властью требует ее легитимации, в том числе и в духовной сфере. Выполняя эту задачу, идеология приспосабливает теорию, деформируя и "подгоняя" ее к непосредственным нуждам господствующей клики, и превращает ее в орудие идеологической обработки массового сознания.

    Возможны самые разные классификации правосознаний. Наиболее распространенная - классификация по его субъектам .

    Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное, групповое и общественное.

    Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и так далее.

    Общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

    Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый их них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор - это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

    Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.