Человеческое сознание. Отличительные признаки сознания

На втором этапе развития психологии как науки, в то время, когда основным методом научных изысканий являлась интроспекция, термины ʼʼпсихикаʼʼ и ʼʼсознаниеʼʼ были почти неразделимы. Психологи изучали свою психику и сознание впроцессе сознательного самонаблюдении за тем и другим. Сегодня наука не только не раскрыла тонкие механизмы сознания (такое положение имеет место и в понимании остальных психических процессов), но и не смогла дать точного определœения того, что представляет собой сознание. Точного определœения сознания нет, но бывают даны метафорические, образные попытки определœения сознания. К примеру, определœение сознания как ʼʼсветлого пятна или узкого луча света͵ переметающегося по бесконечному миру памятиʼʼ или ʼʼсознания как состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ прерывается, когда мы засыпаем или оглушены сильным ударом по головеʼʼ (Цит. по 1, с.21).

Кстати говоря, последнее определœение наталкивает на мысль определœения сознания через перечень состояний, при которых человек ощущает наличие измененного сознания. К таким состояниям относятся не только сновидения, но и гипноз, ощущения, возникающие в ходе медитации, некоторых форм психотренинга и психотерапии, при применении ряда наркотических веществ и пр.
Размещено на реф.рф
Наиболее грубые изменения состояния сознания возникают при локальных повреждениях подкорковых структур мозга и характеризуются разной степенью оглушенности, дезориентирования и помрачения сознания, нарушениями сна и появлением галлюцинаций, переплетающихся со сном и реальностью. Такие состояния сознания изучает трансперсональная психология (см. п.5.6).

Важно подчеркнуть, что в сознание попадает только очень небольшая часть тех чувств, мыслей, образов, которые хранит в памяти или переживает человек в любой момент времени. Сознание постоянно игнорирует множество событий, которые тем не менее как-то обрабатываются на уровне восприятия и фиксируются в памяти подсознания. В результате при крайне важно сти мы можем извлечь из подсознания огромное количество событий, на которые мы, по нашему мнению, не обратили внимание, хотя они и были в поле нашего восприятия. Особенности содержания и взаимосвязи сознания – подсознания – бессознательного с точки зрения З. Фрейда мы рассмотрели в п.5.1.

Сегодня одним из часто используемых является следующее определœение сознания.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, благодаря чему достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания можно определить, во-первых, как наблюдение за собой и внешним миром, определœение своего состояния и событий внешнего мира. В сознание человека включено определœенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Вторая функция сознании связана с планированием наших действий и контролированием исполнения этих планов, ᴛ.ᴇ. состоит в формировании целœей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Работа сознания тесно связана с процессами рефлексии, то есть мыслительными актами, направленными на анализ, понимание. осознание себя: собственных мыслей (в том числе и неявных, скрытых в подсознании), эмоциональных состояний, переживании, попытках взглянуть на себя со стороны как своими глазами, так и глазами других людей.

Выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе груда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко ).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1)биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это бывают операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в какой-либо ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всœех этих мирах.

Резюмируя современные представления о сознании, можно отметить следующее:

Эпицентром сознания является сознание собственного ʼʼЯʼʼ.

Сознание :

1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии, 5) свое личное сознание.

Структура сознания включает в себя два слоя. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя , поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Выраженное в слове значение содержит :

1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание человека" 2017, 2018.

  • - Сознание человека

  • - Сознание человека

    знать: · понятие о сознании человека; · предпосылки и условия возникновения и развития сознания; · структуру сознания; сознание и бессознательное. Соотношение сознания и бессознательного Согласно 3. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в... .


  • - Язык и сознание человека

    Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения... .

    Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, в результате чего достигается познание и преоб­разование окружающего мира, если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала... .


  • - Сознание человека и его общественная природа

    Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Прежде чем дать определение этому понятию, обратим внимание на то, что история развития человека - качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего... .


  • - Сознание человека

    Сознание – высшая форма психического отражения. Это опосредованное отражение действительности в ее объективных свойствах и отношениях. Опосредованность – получение информации через что-то или кого-то. Происхождение понятия «сознание»: &... .


  • - Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

    Большей глубиной; большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности - труду; способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной реальности мышлению); возможностью передачи сознания (наличием особого... .


  • Движение Сознания является самым сложным движением в Природе. Оно выросло из движения неживой природы, управляемым Пространством, движения жизни, управляемого информационным полем Земли, и само является своеобразным «Покоем», управляющим движением биомассы через проявление эмоций и силы воли.

    В любом многоклеточном организме осуществляется многоуровневый процесс управления. Чем сложнее организм, тем многограннее программа управления, обеспечивающая сложное взаимодействие различных анатомических структур.

    Сознание человека

    Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

    Сознание у человека появилось как некоторая «автономная область» в общей программе управления жизнью. Программа, представляющая сознание, развивалась постепенно, от простого к сложному. Элементы разумности наблюдаются, например, у всех млекопитающих.

    Сознание человека нельзя сравнивать с врожденным инстинктом насекомого. У новорожденного есть возможность превратиться в Гомо Сапиенс, в человека-волка, человека-тигра и др., в зависимости от того, каким содержанием наполнить программу сознания. Ребенок, сознание которого формировала волчица, быстро погибает в обществе людей из-за неспособности к обучению и постоянного сильнейшего стресса.

    Предпосылки появления сознания у человека

    Анатомические предпосылки появления сознания у человека связаны с гармоничным, развитием обоих полушарий головного мозга. В равной степени хорошо отражается эмоциональное настоящее и опыт давно прошедшего. У «снежного человека», например, может быть эмоциональное пространство сознания шире, чем у человека разумного, но очень слабая логическая память. Появляются большие возможности в использовании информационного поля Земли и небольшие способности к труду. У других человекообразных обезьян информационное поле сознания оказалось не способно к заметному развитию.

    Палеонтологические исследования показывают, что предпосылки для появления сознания человека формировались несколько миллионов лет.

    Развитие сознания у человека

    Сознание человека могло постепенно развиваться в местности, где атмосфера постоянно насыщена большим количеством аэронов. Благоприятен в этом отношении, например, Тибет, благословенная страна. Именно атмосфера благоприятствует проявлению сверхспособностей буддийских монахов.

    Попадая в организм, электроны «растворяются» в нем и насыщают клетки и энергоинформационное поле. Все энергетические центры становятся плотнее, увеличиваются в размерах.

    Следующим фактором анатомического и информационного развития сознания могли быть особенности половых отношений мужчины и женщины. По мнению Ф. Энгельса, в первобытном обществе господствовала полигамия. Поэтому в репродуктивных органах привлекательной женщины всегда мог присутствовать избыток информационной энергии мужчин, которую мог воспринимать развивающийся плод, что могло привести к анатомическим «отклонениям» от нормы. Несомненно, у древних до появления религии господствовал культ секса . Тантристы, например, используют секс для развития сверхсознания. Ритуальные действия во время секса могут привести к состоянию нирваны.

    Мыслеформы или слова

    В первобытном обществе люди больше использовали мыслеформы, чем слова. В наше время также происходит обмен мыслеформами, мыслеобразами. Мысли и чувства воспринимаются собеседниками как энергоинформационный сгусток, причем люди разного уровня интеллектуального развития воспринимают эту информацию в разном обличии. В Индии, например, мыслеобраз воспринимают в основном в виде божества, в Европе - в образе животных, интеллектуально продвинутые воспринимают мысли как энергетические пакеты.

    На почитаемую беременную женщину в древности мог изливаться поток положительной информационной энергии, при этом какая-то часть усваивалась плодом.

    Таким образом, нужно признать, что ведущую роль в становлении и формировании сознания человека играла женщина. Матриархат возник не на пустом месте.

    Наверное, здесь уместно отметить, что философы раннего христианства основной причиной появления Сознания считали воздействие на женщину энергоинформационного поля Земли. Несомненно, внешнее влияние всегда присутствует. Как и все живое, человек связан с информационным полем Земли.

    Шри Ауробиндо Гхош свидетельствует, что вся живая и неживая Природа на Земле связана с информационным полем. Через медитацию он развил в себе способность видеть информационную энергию и, более того, ее основу. С точки зрения строения внешнего информационного поля, по его представлениям, все люди делятся на четыре вида независимо от национальности, места проживания, возраста и пола.

    Развитию сознания способствуют свойства, присущие инфор­мационному полю человека и всего живого. Рожденное живое существо имеет «чистую» информационную структуру, на ней записано немного информации. Новорожденный способен запол­нять свою память целыми блоками информации. При этом не очень важно, от кого эта информация. Например, цыпленок, сразу после рождения, увидев человека, принимает его за родителя. Новорожденный человечек, сразу после появления на свет, впи­тывает каждой порой кожного покрова информационное поле матери. Информационное поле недавно умершего здорового чело­века также может быть усвоено новорожденным. Это явление по­служило основой для появления легенды о переселении душ умерших. Появлению этой легенды способствовало еще одно свойство информационного поля человека.

    Жизнь после смерти

    Под воздействием внешних факторов, в том числе чужеродных программ, и внутреннего состояния организма человек может впадать в своеобразное состояние «анабиоза». При этом возникает ощущение, что сознание существует независимо от организма и подчиняется желаниям своего «Я». Момент перехода сопровождается ощущением выхода всего объема информационного поля, совпадающего с формой и объемом тела, начиная с ног, душа как бы воспаряет над телом и плавает над ним. Это свойство было известно всем народам еще в доисторические времена. Об этом свидетельствуют египетские мумии, захоронения кочевых народов. Древние почему-то верили, что их души временно покидают свои тела и обязательно вернутся в них, а человек воскреснет. Эта вера живет и в наши дни. Сейчас это называется «жизнь после смерти». На самом деле это не жизнь, а своеобразное состояние сна. Видятся не реальные предметы, а их воображение. Информационное поле не совсем покидает тело, а «конденсируется», наверное, в древних структурах головного мозга. Клеточные структуры сохранят свои программы и жизнь, тело в целом представляется бесчувственным. Если в этом процессе происходит «стирание» части информационного поля, то человек довольно быстро умирает, а может вообще не выйти из состояния «жизни после смерти».

    Человек-зомби

    Колдуны Африки хорошо разбирались в информационном поле человека. Они могли убить здорового молодого человека, выждать несколько дней, пока программа сознания получит необратимые изменения, и оживляли человека. При этом получали тупого послушного раба, т.е. челоавека-зомби.

    Программы саморазвития у детей

    В некоторых случаях у детей могут возникнуть программы саморазвития. Например. Мальчик трех лет в уединении постоянно видел голубую падающую Землю. У него появлялось неодолимое желание ее спасти. Он часами удерживал Землю от падения, сосредоточившись на процессе втягивания голубого цвета в сердечный энергетический центр. Таким образом, он, когда никто не мешал его занятиям, работал несколько лет. В результате вырос человек, умеющий предвидеть и предотвращать стихийные бедствия на Земле и многое другое, - член многих иностранных академий наук.

    Другой пример. У ребенка на третьем году жизни могут быть вполне сформировавшиеся связи собственного информационного поля с внешним. Зрение и слух вдруг, самопроизвольно были отключены от обычной работы и перед глазами возник образ места, а в ушах, из этого места, послышались угрожающие звуки. Также самопроизвольно зрение и слух вернулись в нормальное состояние. Через полтора — два месяца мальчик «случайно» избежал смерти. Подсознание задолго до события точно указало источник опасности. На этом и других аналогичных примерах создается впечатление, что события в живой Природе сначала проигрываются на информационном уровне, а затем реализуются в материальном мире.

    Процесс переработки сознания

    В некоторых обстоятельствах сознание может ощутить процесс переработки поступающей извне информации. На самом нижнем этаже подсознания царит невообразимая разноголосица сигналов, шум, грохот, визг. На следующем этаже сквозь шум проникают обрывки образов. Далее нечто похожее на сновидения. При «нормальном» состоянии сознания кухня обработки остается за бортом восприятия и мы ясно и четко воспринимаем внешний, окружающий нас мир.

    Почему все люди разные?

    Сознание отдельного человека воспитывается и образуется, поэтому оно у всех неодинаковое и зависит от родителей, места рождения, условий существования и от других факторов. Сложнейшая осциллирующая система сознания у всех по-разному, в разных объемах, взаимодействует с волновыми и колебательными процессами собственного информационного поля и информационного поля Земли. Поэтому все люди разные.

    Ощущение собственного Я выделяет человека из движения жизни, при этом создаются возможности для изобретения новых видов движения. Возникает возможность и необходимость трудовой деятельности, научной, политической, интеллектуальной, что в принципе неосуществимо для других видов движения жизни.

    Коллективный принцип существования

    В Природе наблюдается коллективный принцип существования живого. Деревья, травы, рыбы, птицы, млекопитающие обра­зуют сообщества - леса, луга, стаи, стада и т.д.

    Примером высокоразвитого и лучше других изученного сообщества может служить жизнь таких насекомых, как термиты, муравьи, пчелы. У пчел, например, общее жилище, общий «желудок», биологически закрепленное разделение труда, идеальный «симбиоз» с растениями. Если отдельная пчела обладает обычными для насекомых инстинктами, то в коллективе наблюдается относительно «высокоорганизованный разум». Пчела, например, владеет «языком общения» и с помощью движения, своеобразного «танца» сообщает точное направление движения, расстояние и обилие медоносного взятка. Этот разум образуется в жилище обитания роя и создается путем структуризации информационного поля Земли, построения своеобразного эгрегора. Справедливость этой догадки подтверждает то обстоятельство, что нельзя устанав­ливать ульи под линиями высоковольтных передач.

    Сообщества людей тоже структурируют информационное поле Земли и образуют эгрегоры. Разные эгрегоры, а также планеты Солнечной системы, Галактики могут оказывать различные влияния на эмоциональное состояние людей, но не более того. Таким образом, общественная жизнь людей досталась им в наследство от раннего стадного существования. Жизнь в обществе усложнялась по мере роста знаний о природе и совершенствования орудий труда.

    Основное противоречие современного общества, как в масштабе планеты, так и в жизни отдельного государства, возникает в процессе совместного труда и присвоения его результатов, и кроме того, якобы в ограниченном количестве ресурсов жизнеобеспечения на планете.

    Процессы управления обществом

    Процессы управления обществом стали невообразимо сложными и противоречивыми. Действия правительства любого государства всегда направлены на ограничение свободы движения сознания индивида. При этом, направление движения общества, выбранное правителями, всегда не совпадает с действительно необходимым. Это объясняется «зашоренностью», отчуждением правителей от народа, несовпадением интересов различных слоев общества, иллюзией управления.

    Например, директор управляет предприятием, а правит хозяин, президент управляет страной, а правят олигархи, транснациональные компании, правительства иностранных государств.

    Двадцатый век − век истребления российского народа

    Создается впечатление, что внутри Российской Федерации и за ее пределами существуют влиятельные силы, стремящиеся развалить государство. Они под разными предлогами препятствуют его укреплению и, наверное, хорошо понимают, что оно стоит на грани развала.

    По-видимому, падение «Третьего Рима» началось с коронации Николая Второго. Двадцатый век был веком истребления российских народов. Две Мировые войны, гражданская, «локальные» военные конфликты, классовая борьба, «перестройка» привели к уничтожению цвета нации, ее наиболее развитой интеллектуальной части.

    Люди, не сумевшие грамотно управлять «социалистическим» строем, решили, что они хорошо будут управлять совершенно неизвестным им капиталистическим.

    Зашоренные коммунистические правители оказались неспособными решить коренные вопросы теории К. Маркса. Народ за семьдесят лет не получил ни средства производства, ни власти, вследствие этого произошло отчуждение идеологии.

    Получается так, что общественная жизнь, общественное сознание развивается, как и все в живой природе, методом проб и ошибок. В общем хаосе событий пробивает себе дорогу какая-то закономерность. С точки зрения опасных тенденций в общепланетном масштабе нужно отметить возможность техногенного загрязнения среды обитания до критического уровня, уничтожения всего живого на Земле в огне ракетно-ядерной войны, осложнения взаимодействия с информационным полем Земли вследствие освоения новых технологий. Нанотехнологии, «оживление умерших» потребляют энергию информационного поля Земли. В ответ информационное поле вместо морковки, возможно, будет анни­гилировать людей, как наиболее информационноемкие объекты. Информационное поле может быть быстро израсходовано при массовом производстве продуктов на его основе, тогда должно погибнуть все живое. Возможны и другие непредвиденные неблагоприятные варианты. Например, сознание ушедших из жизни людей может формировать агрессивные НЛО. Ограбление людей с помощью войны или «рыночных отношений» тоже неблагоприятный вариант развития общественного сознания.

    Положительные достижения общественного сознания бесспорны, они хорошо известны всем. Например, один человек не может изготовить современное, более или менее сложное изделие (например, самолет, автомашину).

    Чтобы, как считают заокеанские теоретики, российские народы не растворились на бескрайних просторах нашей планеты к середине двадцать первого века и сохранилась их культура и самобытность, первоочередной задачей государства и общества должно стать воспитание и образование детей, каждого ребенка, независимо от социального положения родителей. Другими словами, расширение сознания человека от поколения к поколению.

    Развитие ребенка от зачатия до 12-14-летнего возраста должно находиться под неустанной заботой и контролем государства и общества.

    Для начала можно было бы насыщать воздух в классах аэронами, питьевую воду структурировать на нейтрализацию болезненных состояний, пищевые минерально-витаминные добавки должны быть растительного происхождения. Минеральные соли и химические витамины почти не усваиваются в организме потому, что их валентные электроны не структурированы, слишком энергичны и не поддаются управлению в организме человека.

    Развитие сознания у ребенка

    Обучение должно идти от эмоционального блока к логическому, а не наоборот . Эмоции будоражат большой объем информационного поля, увеличивая пространство для запоминания. Информационное пространство школьников нужно заполнить сведениями о тех профессиях, которые могут встретиться в будущем на жизненном пути. В этом случае взрослому человеку будет значительно легче выходить из различных критических ситуаций. Он не будет бояться любых профессий, и легче будет приспосабливаться к любым изменениям состояния общества.

    Учебные группы и учителя должны формироваться с учетом психологической, информационной совместимости, чтобы не подавлять подсознание ребенка, не формировать подсознательных программ отторжения обучения. Что на каждом шагу наблюдается в наше время. Отношение учителя к ребенку формирует такие программы у последнего. Таким образом, взрослый человек перекладывает свои проблемы на хрупкие плечи ребенка.

    Через некоторое время высказанные здесь идеи могут оказаться слишком простыми или даже наивными. Возможно, обучение детей будет производиться совсем другими методами. Например, известны случаи, когда некоторые люди вдруг начинают понимать и разговаривать на иностранных языках, которых раньше они не изучали. Пример Тимура Фрунзе, сына героя гражданской войны, показывает, что ничего чудесного в этом нет. Возможно, используя подсознание, в будущем знания в память будут вноситься бло­ками, минуя контроль сознания. Наша память размещается на уровне всех клеток организма. Например, ученик может «мгновенно» перейти на уровень мастера, если начнет пользоваться еще «не остывшим» инструментом последнего. Надо «только» разгадать механизм запоминания и воспроизводства информации.

    Общество и пенсионеры

    Должно быть изменено отношение к пенсионерам. Нельзя под видом заботы выбрасывать их из общества. Назначение человека как биологического вида создавать новое движение в Природе. Этим он может заниматься до самого последнего дня жизни. В Союзе - это была привилегия генсеков. Общество должно быть устроено таким образом, чтобы каждый человек в нем мог работать всю жизнь.

    Партия пенсионеров в наше время могла бы попытаться организовывать специальные предприятия, где пенсионеры могли бы заниматься посильным трудом и зарабатывать дополнительные средства к существованию, а общество обеспечивать нужной продукцией.

    Вообще, любая политическая партия, по-видимому, должна доказывать правильность своих идеологических установок прямой производственной деятельностью, в условиях господствующих в обществе отношений. При такой организации общества, может быть, кризисные ситуации будут протекать плавно, слаженнее.

    Можно попробовать осуществить бескризисное развитие общества, если попытаться использовать идею В.И. Ленина (Ульянова) о том, что государством должен управлять каждый член общества. Технические средства для этого имеются. Средства связи и соответствующие программы можно создать и усовершенствовать. Дело за «малым». Надо согласие отчужденного от народа правительства, а также его умение использовать полученную информацию на пользу всего общества.

    Сознание человека влияет на информационное поле земли

    Сознание человека может оказывать непосредственное воздействие на информационное поле Земли. Инструментом манипуляции информационной энергией являются воля человека и мыслеформы, то есть зрительные представления и логические конструкции.

    Через поверхность кожи в мозг также могут поступать импуль­сы от поглощенных электронов или фотонов, при этом возникает способность кожного ощущения цвета и видения внутренних ор­ганов и другие сверхнормальные способности. Взаимодействие сознания с информационным полем изучается учеными многих стран. Некоторые явления классифицированы. Например.

    Телепатия - экстрасенсорное восприятие или передача мыслей и психического состояния другого человека. Рядовое явление в повседневной жизни людей. Редкие случаи, связанные с большими расстояниями и чрезвычайными ситуациями, объясняются свойством информационного поля, обеспечивающим перемеще­ние сигнала в заданную мыслеформой точку. Мыслеобраз — фантом, проходя по информационной среде сквозь любые преграды, достигает заданного места назначения. С другой стороны, экстрасенсы считают, что родственники и друзья связаны неразрывающимися информационными нитями.

    Ясновидение, предвидение, ретроспекция - способность медиума видеть прошлые события.

    Информационное поле - удивительная среда. В ней надолго, по человеческим меркам, остаются следы от энергетических воздействий. Эти следы - фантомы, мыслеформы и всякая всячина - живут своей жизнью, опережающей реальные события и сохраняющей события прошлых лет. Проникая через поверхность кожи, они могут восприниматься сознанием, могут записываться в памяти человека, а потом, через некоторое время, в определенных обстоятельствах «всплывать» в сознании.

    Вторая группа паранормальных явлений связана с силовыми проявлениями информационных полей. По-видимому, Шри Ауробиндо, или кто-то из его группы ввел термин: сознание - сила. Волевое усилие сознания человека может структурировать информационное поле Земли, при этом можно наблюдать различные «чудесные» явления.

    Левитация - способность человека парить в воздухе.

    Телекинез - перемещение предметов мысленным усилием.

    Полтергейст - спонтанное перемещение предметов в доме.

    Мы живем в мире «спящего» «законсервированного» движения, поэтому у нас нет реального представления о возможностях «живого». Судя по проявлениям НЛО, левитация, телекинез, полтергейст можно считать незначительными силовыми проявле­ниями живого электромагнитного движения. По-видимому, мыслеобраз трансформирует энергоинформационное поле по заданной программе.

    Материализация - возникновение предмета в условиях эксперимента. В наше время в Индии и России есть люди, способные сжимать информационное поле до состояния, когда оно воспри­нимается как твердое вещество. Не вызывает возражения и дематериализация таких предметов, т.е. переход их в нормальное состояние. В природе материализованное НЛО вещество быстро исчезает, в полтергейсте - тоже.

    Телепортация - паранормальное перемещение объекта или человека на большие расстояния или перенос предметов через преграды или экраны.

    В отношении реальных, а не материализованных объектов возникают сомнения в осуществимости телепортации. Принципиальное возражение состоит в том, что сознание - продукт электромагнитного движения на данном этапе развития вряд ли может манипулировать ядерными силами, тем более, если предмет целиком транспортируется через Пространство. Пространство на много порядков глубже ядерных сил.

    Движение сознания, выделившись из движения жизни, будет развиваться. Однако, пути усложнения движения неизвестны. По-видимому, в этом направлении могут быть использованы «свободные» информационные ниши: «Пространство», «Вакуум» и другие. При таком развитии сознания следующая принципиальная ступенька усложнения движения может заключаться в трансформации Пространства в новые несуществующие в наше время виды материи.

    Представлена только часть феномена сознание - информационное поле. В действительности взаимодействие Сознания и информационного поля Земли намного разнообразнее.

    высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое запечатлевается в продуктах культуры.

    Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию.

    При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.

    В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. - мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт С. как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственно переживание им системы своих отношений к реальности.

    С. - сложное системное образование, имеющее разл. уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчетливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального человека по его самоотчетам и по характеру ориентации в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчетливые знания, к потере или подмене предметов мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются эксперим. психологией. В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания). ограниченный круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С. Нейрофизиол. основа этого феномена получила свое объяснение в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Наблюдаются также разл. степени ясности С. - от состояний, характеризуемых как озарение, внезапное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотношении с разл. формами неосознаваемой психич.деятельности.

    С. возникает, функционирует.н. развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-ист. практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

    Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является ее сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему ее убеждений, они реализуются с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб. рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.

    Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

    Дарина Катаева

    Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои , анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

    Что такое сознание?

    Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в . Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

    Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

    На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

    Главные характеристики сознания

    Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

    Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

    Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

    Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
    . Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
    Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и .
    Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

    Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

    Сознательные и бессознательные действия

    Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

    К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

    Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

    Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

    Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

    Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

    В решении сложных и .
    При необходимости .
    В момент психологической или психической угрозы.
    По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

    Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

    Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

    Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

    Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых , причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

    Сознание и самосознание

    Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

    Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

    Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

    Как владеть сознанием и подсознанием

    Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

    Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

    Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

    17 марта 2014, 11:48

    Каждому человеку постоянно в голову приходят разнообразные мысли, но откуда они берутся? Почему мысли нельзя остановить, и принадлежат ли они человеку вообще? Ум (сознание) - это человек? Или человек - это нечто большее, чем ум? Чтобы ответить на эти вопросы, приглашаю вас в путешествие в мир человеческого существа и его тайн.

    Что такое сознание?

    “Любой человек скажет: «Я управляю своим сознанием. Это же моё сознание. Что хочу, то и делаю». Мы много об этом говорили. Вот сядь с ручкой и листком бумажки и записывай всё, что оно тебе показывает и рассказывает. А потом прочитай и посмотри: ты ли этого хотел? Заказывал ли ты эти мысли? Заказывал ли ты эти желания? И почему всё это происходит”.

    Из передачи «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ»

    Человек - это не его мысли и не его сознание. От природы в нас заложено два начала: Животное (материальные тело и сознание) и Духовное (Душа и Личность). В действительности, человек - это Личность, т.е. Личность - это тот, кто ты есть на самом деле. От Души к Личности постоянно идёт жизненная сила, а Личность уже выбирает, куда её перенаправлять, т.е. какому из двух начал ей отдать внимание. И что Личность выбирает, то она и усиливает своим вниманием.

    Сознание — это посредник между Личностью и этим материальным миром. Благодаря сознанию мы общаемся, видим, слышим, огорчаемся или наслаждаемся этим миром. Мысли в виде картинок в голове и озвученных слов, эмоции, желания, привычки, ощущения физического тела — это всё элементы работы сознания человека.

    Для понимания, что человек - это не сознание, можно привести ассоциативный пример с театром . Личность — это зритель, а «артисты на сцене» — это и есть сознание. И вот “артисты” показывают тебе, как Личности, различные сценки: они рассказывают, что тебе нужно в жизни, чтобы ты был счастливым; спорят друг с другом, доказывают свою точку зрения; показывают тебе различные фантазии, выставляя тебя победителем в спорах, супергероем, ещё кем-то. Они показывают тебе то, чего в реальности не произошло, перекручивая всё до неузнаваемости, что по сути является магией . Т.е. “артисты на сцене” предлагают и навязывают тебе, как зрителю, жить их жизнью. И чем ярче картинка, тем больше внимания вкладывается Личностью в этот иллюзорный “театр в голове”. А это финансирование для “артистов”. Т.е. “артистами” делается всё для того, чтобы вызвать в тебе эмоцию, привлечь твоё внимание. И убежать от этих “артистов ” не получится.

    Но это не означает, что человеку не нужно развивать своё сознание.

    “Не развивать сознание — это значит уравняться с сознанием обезьяны, т.е. иметь слаборазвитое сознание”.

    Сущность сознания — быть инструментом для коммуникации в этом трёхмерном мире. Без сознания человек не сможет общаться, мыслить, даже банально знать, что его телу нужно покушать. Поэтому без сознания жить в материальном мире — невозможно, но оно, как и любой инструмент, должно выполнять свои функции и быть хорошо развито. Чем шире твой кругозор, тем больше ты понимаешь, тем больше в тебе заложено для понимания этого трёхмерного мира, и тогда можно легко прийти к тому, что материальный мир произошёл из Духовного мира.

    “Если ты развиваешься, как Личность, то хорошо обученное сознание - это только в помощь, это не во вред... Хорошо развитое сознание облегчает понимание этого мира, улучшает коммуникацию с другими людьми”.

    Из передачи “СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ”

    К сожалению, у большинства людей в современном обществе, сознание превратилось из удобного инструмента в диктатора. И теперь не Личность контролирует сознание, а сознание контролирует Личность и навязывает ей свои приоритеты.

    Просто Личности необходимо рационально вкладывать своё внимание, и именно в то, что нужно самой Личности, а не в то, что навязывает ей сознание, т.е. “ артисты” в голове.

    Исследования учёных и их высказывания о сознании

    Официальная психология считает, что сознание связано с мозгом человека, и это есть сам человек. Это ошибочное предположение вводит в заблуждение общество и влечёт за собой серьёзные последствия для будущих поколений.

    Сознание - это не мозг человека, и самое важное, что сознание не есть самим человеком. Данный факт уже подтвержден многими нейрофизиологами и другими людьми, которые изучают этот вопрос, да и хотя бы наблюдают за собой.


    Исследовательская группа учёных во главе с Сэмом Парниа (Sam Parnia) проводила эксперимент в течении 4,5 лет с участием 2060 пациентов в 15 больницах. Учёные собрали доказательства того, что сознание человека по-прежнему работает, даже если всё остальное тело (в том числе и мозг, как орган) уже могут считаться мёртвыми.


    Чарльз Скотт Шеррингтон (британский ученый в области физиологии и нейробиологии) в своей книге «Человек и его природа» (1946г.) писал, что «мозг сотрудничает с психикой», рассматривая мозг и психику (под “психикой” он понимал именно сознание), как независимые и отделённые друг от друга, связанные лишь по принципу взаимодействия.


    Уайлдер Грейвс Пенфилд (канадский нейрохирург американского происхождения) в результате многолетнего изучения деятельности мозга пришёл к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов». (Penfield W. The mystery of the mind. Princeton, 1975. P. 25-27).


    Использованные источники:

    1. А.Новых “АллатРа”
    2. Передача “СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ”

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .