Образование рф в каком году. В каком году образовалась российская федерация

Декларацию о суверенитете России Верховный Совет РСФСР принял в 1990 г. С распадом СССР (декабрь 1991 г.) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью.

Россия в 1992-1993 гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

Россия против Грузии: деградированная постколониальная ситуация

Кроме того, южные границы Абхазии и Южной Осетии становятся более функциональными, стремятся окостенерить их и консолидировать последствия дизъюнкции на территории Грузии. Власти в Тбилиси остановили динамику фрагментации на юге, но их решения, похоже, ускорили сокращение национальной территории на ее северном фланге. Несмотря на поддержку автономистов Абхазии и Южной Осетии, которая была задумана как инструмент поддержания влияния России на Южном Кавказе, власти Москвы всегда выступали против допроса неосязаемость границ, которые были включены в соглашения, подписанные после конфликтов ранних лет.

Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения- в 10-15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.

Это решение, которое для многих наблюдателей похоже на ответ на признание суверенитета Косово, все же, кажется, дает кредит на требования независимости Северного Кавказа, в том числе чеченский, и, таким образом, представляет собой риск со стороны России.

В этом смысле он подчеркивает интенсивную волю России изменить геополитические балансы на Кавказе. Однако, с точки зрения России, это движение политического отступления является частью более глобальной динамики снижения влияния России на Кавказе. В этой южной окраине российского поселения население «русской» национальности уменьшается, а число людей уменьшается.

В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество поддерживает президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.

В результате связи были ослаблены, тем более что поставки независимости Чечни и Северного Кавказа и исламистских сил в значительной степени прошли через территорию Грузии. В этом контексте регулярно возникала межгосударственная напряженность, особенно в связи с обменом инфраструктурой и расчленением советских институтов. Однако «республиканизация» промышленности или транспорта, осуществляемая в соответствии с принципом присвоения новым независимым странам оборудования, присутствующего на их территории, однако быстро породила международные соглашения.

21 сентября 1993 г. президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2-3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ президент объявил чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло произошедшее как трагедию.

С другой стороны, военное поле было элементом разногласий из-за геостратегического положения Грузии. Кроме того, в стране находилось несколько важных объектов, а Тбилиси был местом советского военного командования для Закавказья. Чтобы разрешить много споров с Грузией, Россия неоднократно прибегала к давлению и санкциям, не исключая возможности применения силы.

Более принципиально, социальные и экономические совпадения, унаследованные от царского и советского прошлого, тем не менее подразумевают, что лидеры России и Грузии будут сотрудничать в обновленных рамках постсоветского геополитического перехода. Россия остается одним из основных экономических партнеров Грузии, а крупные российские компании имеют интересы в стране, особенно в секторе электроэнергетики. С другой стороны, большая и растущая часть грузинского населения живет постоянно или временно в России, что соответствует классическим образцам постколониальных конфигураций.

12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской в точном смысле слова республикой Россия не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению президента Государственная Дума), выносить импичмент президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.

Во время основных эпизодов напряженности положение этого населения было ослаблено дискриминационными мерами правительства и враждебностью ксенофобских и расистских предрассудков российского населения. В любом случае диаспора обеспечивает значительные денежные переводы, которые вносят экономическую зависимость по отношению к бывшей метрополии и ставят под сомнение место Грузии в глобализованном пространстве между Севером и Югом. В этом смысле, хотя и менее огласку, чем геополитические расхождения, он лежит в основе переопределения отношений между Россией и Грузией.

На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила Коммунистическая партия Российской Федерации Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от произошедших в октябре событий.

Суверенизм или ирредентизм? Абхазия и Южная Осетия сталкиваются с Россией

Несмотря на признание независимости Южной Осетии и Абхазии, вопрос о среднесрочной привязанности грузинских отколовшихся регионов к Российской Федерации остается открытым из-за продолжающейся интеграционной динамики на их границе Северный. С геостратегической точки зрения они предусматривают российскую военную помощь и постоянную парковку в этой структуре российской армии на Южном Кавказе. В дополнение к военному измерению прогноз России на южном краю Кавказа принял форму общин граждан Российской Федерации, сформированных в результате массового распределения российских паспортов жителям Осетии.

Россия в 1994 -1996 гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г.- прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.

Юг и Абхазия. Неоднозначный принцип этого двойного гражданства недавно был подтвержден, несмотря на независимость. Во всяком случае, закрепление Абхазии и Южной Осетии в российском мире, как правило, заявляет о себе благодаря усилению интеграции двух кавказских территорий в российское пространство. Между Россией и Абхазией открытие границы следует за блокировкой. Российские власти начали работу по обновлению транспортной инфраструктуры и содействию гражданскому и военному обороту. В результате возобновилась прибрежная железная дорога, соединяющая Абхазию с российской сетью.

Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994-1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.

В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.

В аналогичной перспективе, благодаря возрождению аэропорта Сухуми, недавно созданная «национальная» авиакомпания управляет регулярными маршрутами в города Северного Кавказа, несмотря на оппозицию со стороны грузинских властей. Интегративная динамика также обусловлена ​​готовностью российских инвесторов использовать туристический потенциал Абхазии. Эти элементы свидетельствуют о том, что признание независимости регионов Грузии Россией объявляет территориальные рекомпозиции, которые ставят вопрос о переходе от фактической независимости к фактической интеграции в пределах Российской Федерации.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом - Россия» - партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.

Россия в 1996-1999 гг. Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А. Зюгановым победил Б. Н. Ельцин. Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999 г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин - С. В. Кириенко - Е. М. Примаков - С. В. Степашин - В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента - с другой, имели в эти годы конфликтный характер.

Глобальное геополитическое соперничество: Кавказ в основе новой «холодной войны»?

На практике Россия не соответствует архетипу демократии. Но Грузия также отошла от намерений, проявленных г-ном Саакашвили по его прибытии в главу государства. Со своей стороны, Россия, которая оспаривает расширение западных надгосударственных организаций, родившихся во время «холодной войны», имеет желание сохранить доминирующее положение в своей бывшей империи - «ближнее зарубежье» - и выступает против устремлений центрифуг, влияющих на Кавказ и Восточную Европу.

Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.

Но только грузинское правительство выразило поддержку краткосрочному членству в организации. Россия борется с этой перспективой, которая завершит геополитический сдвиг в Грузии и позволит западным державам увеличить свое присутствие на полях. Однако российские власти не были враждебно настроены на установку военных баз США, Франции или Германии в Центральной Азии в рамках войны в Афганистане. Как бы то ни было, Грузия пользуется значительной военной и военной поддержкой со стороны США благодаря поддержке усилий в области вооружений и подготовке офицеров и солдат.

Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получили движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество - вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.

Однако, несмотря на военную оккупацию своей территории, Грузия решила покинуть эту организацию. Более того, в масштабах постсоветского геополитического пространства страны Балтии наряду с Украиной проявили активную поддержку Грузии и режима Саакашвили; С другой стороны, второй блок, объединяющий республики Центральной Азии и Белоруссии, принял пророссийскую позицию, не признавая, однако, независимость Южной Осетии и Абхазии в силу своей позиции по Косово.

Шеварднадзе, поддерживая поддержку со стороны Запада, также знаменует приход во власть поколения, сформированного в Европе и Соединенных Штатах, в основном в рамках государственных программ и приобретенных доминирующими идеологиями в этих странах. Поэтому эти события оказались угрозой стабильности правительственной команды и геополитической базы России. В отличие от Украины, ее действия в Грузии, однако, ограничены, потому что оппозиционные партии выступают за сближение с Западом, мнение, широко распространенное населением.

Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.

Между Каспийским морем и Средиземноморьем: конкурирующие маршруты для углеводородов

В результате изоляции кавказских и среднеазиатских месторождений контроль экспорта каспийских углеводородов на Кавказе стал, таким образом, основным элементом новой «Большой игры», хотя добыча нефти и газа в Азербайджан, Казахстан и Туркменистан имеют тенденцию к увеличению. Два экспортных маршрута пересекают Кавказ с востока на запад: один берет северный предгорье, который расположен в России, и ведет к Понтийскому побережью в Новороссийске и Туапсе; другой проходит вдоль южного склона Большого Кавказа и делит после Тблисси на ось, ведущую к грузинским портам Черного моря, и ось, достигающая турецкого порта в Средиземном море Джейхан.

Новый президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округов и назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.

В конкурентной борьбе новая инфраструктура увеличивает пропускную способность и разрабатывает новые маршруты экспорта. Укрепляя независимость Азербайджана и Грузии, с одной стороны, и подтверждая влияние западных держав и компаний на Кавказе, с другой стороны, инаугурация этой альтернативной оси трансформируется региональных геополитических балансов, в ущерб России, которая видит свою ограниченную роль в транзитной стране. Однако южнокавказские нефтепроводы не были объектом военных действий России во время августовской войны.

С другой стороны, нестабильность, порожденная конфликтом, угрожает геоэкономическому положению Грузии. Аналогичным образом, появились сообщения о том, как построить через Армению Каспийско-средиземноморский газопровод, маршрут которого изначально планировался для транзита через Грузию. Последние фактически заключили соглашения с Ираном и Китаем о развитии южных и восточных путей открытия. В результате, хотя экспорт в Иран и через него составляет лишь небольшую часть добычи в Каспийском регионе, Китай теперь выступает в качестве крупного игрока в Центральной Азии.

В 2000-2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.

Восточный экспорт углеводородного сырья находится на подъеме в результате нефтепровода, связывающего казахстанские месторождения с китайской границей, в то время как строится крупный газопровод для поставки Синьцзяна из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Со своей стороны Россия благодаря своей приверженности и своей военной победе подтверждает свою позицию в «ближнем зарубежье» против американских и европейских наклонностей. Но геополитический разрыв с Грузией кажется устойчивым, тем более, что условия признания независимости Абхазии и Южной Осетии позволяют колониальной власти посягать на де-факто на территории Грузии.

Процесс распада . Парад суверенитетов (принятие деклараций о независимости), ГКЧП (все органы исп. власти СССР, действовавшие на территории РСФСР, перешли в непосредственное подчинение президента РСФСР; 23.08. был издан указ Ельцина о приостановлении деятельности КП РСФСР; 24.08. Горбачев сложил с себя полномочия Ген. Секретаря.), подписание «Беловежского» и «Алма-атинского» соглашений.

С точки зрения Соединенных Штатов и Европейского Союза, подчеркивая формы экономической взаимозависимости, основанной на энергии, конфликт угрожает отношениям с Россией, не допуская реального продвижения их влияния на Кавказе и в Центральной Азии. Кроме того, обращение к войне отражает отказ от распространения политической и территориальной модели, поддерживаемой европейскими властями, которая опирается на сотрудничество, переговоры и мир. С другой стороны, боевые действия, жертвы, осетинские и грузинские беженцы вновь погрузили население Кавказа в кризис независимости, возродив призрак постсоветского хаоса.

Причины распада . Согрин – все многонациональные империи долго не существуют. Моска – старение и смерть нации, правящий класс не способен реорганизоваться в соответствии с нуждами нового времени, не поступают молодые мозги, исчезает идеалообразующая система. «Циркуляция и революция элит» - там, где действует замкнутая полит. элита, возникает оппозиция, ставящая перед собой цель – радикальное изменение власти. Зубов – внутри СССР сосуществуют индустриальный (Прибалтика) и традиционный (Азия) уклады общества, в силу того, что СССР – восточно-западное гос-во. Перепелкин – ресурсный голод, экстенсивное развитие хозяйства, предполагающее большое использование одних и тех же ресурсов. Черников – подавление личности, растворение ее в коллективе, люди превращаются в массу; проблема национального самоопределения, пренебрежение развитием социокультурного этноса. * двойственная позиция Запада.

# СССР был обречен, его распад – неизбежен, т.к. началось разрушение тоталитарной системы (1953-1991), конструкция СССР – нонсенс, когда одно гос. образование (республики) входят в другое (союз).

# Его можно было спасти введя чрезвычайное положение с помощью войск.

# Его можно было спасти дав больше прав и ответственности республикам.

Образование суверенного государства Российской Федерации.

РФ образовалась поэтапно в результате мирного демонтажа СССР. Этапы:

§ 12.06.1990 – 21.12.1991. I съезд народных депутатов РСФСР состоялся с 16.05. по 12.06., на нем была принята Декларация о суверенитете РСФСР. Съезд в нарушение К СССР признал верховенство К и законов РСФСР на всей территории российской республики, все союзные законы подлежали приостановлению. СССР передает в ведение органов РСФСР 4 союзных строительных министерства. В РСФСР образуется МВД, на TV открыт новый канал «Советская Россия». Россия делает шаги к рыночным отношениям: закон о земельной реформе, о крестьянских и фермерских хозяйствах, предпринимательстве. 17.03.1991 – референдум ~ 70% опрошенных за сохранение СССР и столько за введение поста Президента. 12.06.1991 Ельцин на выборах Президента набирает 57% голосов. 18.08.-22.08. 1991г – путч (читай выше о ГКЧП).

§ 22.12.1991 – 12.12.1993. появляются коммунистические партии различной направленности. 01.1992 представители большинства партий подали заяву в Конституционный суд об оценке конституционности указов Ельцина о КПСС. 05.1992 Конституционная комиссия, возглавляемая Ельциным, подала встречный иск о конституционности существования КПСС. Решение Конст. Суда: указы Ельцина о запрете КПСС являются правомочными; граждане, примыкавшие к коммунистической идеологии имеют право на объединение по тер. признаку; запретить создание КП на предприятиях и в армии. Те же шаги к рыночным отношениям (12.1991 – решение о приватизации малых предприятий), ваучеры и все такое, к чему это привело мы знаем (индекс инфляции – 3000%). В июле появляются такие партии, как ЛДПР, Свободная Россия, Партия Отечества, «Наши». В м/народной политике в 04.1993 утверждается концепция приоритета отношений с развитыми западными странами и со странами ближнего зарубежья (бывшие республики СССР, Восточная Европа). Присоединение РФ к НАТО.

§ 12.12.1993 – 2.07.2003. Россия называется РФ. Все сферы жизни общества приводятся к соответствию с К РФ (читай в вопросе № 66).

Образование Содружества Независимых Государств.

С весны 1991 года идут разговоры о распаде СССР и создании нового государства. Всякие соглашения в 12.1991г. СНГ имеет не четкую организационную структуру, образовалась на фоне разрыва всех связей и сокращения ВВП. Конфедерация, по Кашо, добровольное образование современных гос-в для достижения определенных целей, которое само не является гос-вом. Члены конфедерации сохраняют за собой свой суверенитет и право выхода из конфедерации. Решение органов конфедерации являются не обязательными. Она обычно не стабильна и распадается.

Две концепции: государственно-правовая (наличие учредительного договора, в котором определяется роль гос-в и устанавливается объем правосубъектности членов и структур; сохраняется суверенитет финансовой и налоговой систем; м/у членами конфедерации устанавливаются отношения, регулируемые м/народным правом; члены должны изменить свой конституционный статус и стать частью целого) и международная концепция (конфедерация – полит. союз гос-в, основанном на м/народном договоре, м/у 2 и более гос-вами; стремление достичь общие цели (обеспечить обороноспособность); ее члены становятся участниками м/народных отношений; конфедерация не является субъектом м/народного права сама по себе и не обладает суверенитетом).

В общем, гос-правовая концепция говорит о гос-ве, а м/народная – м/народном договоре.

Бердникова: СНГ – м/народный союз гос-в. Несколько учредительных документов, в которых указывается, что это не гос-во и не надгосударственное образование, и которые не определяют юр. статус СНГ. Не заложены интегрирующие принципы, противодействующие принципы центробежным тенденциям. Нет гарантий выполнения договоров. Все институты СНГ аморфны. СНГ – полит. союз на бумаге.