Указы президента связанные с семейным правом. Источники права

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Источники семейного права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В системе отраслей права семейное право занимает важное место. Будучи одним из важнейших правовых институтов, семейное право базируется на целостной системе источников права, которые обладают своей формой и содержанием. Источники семейного права требуют пристального внимания со стороны юриспруденции и нуждаются в постоянной актуализации.

Система семейного права РФ

Все нормы семейного права находятся и функционируют в рамках определенной системы. Данная система давно и активно изучается юристами и правоведами, так как является важной составляющей регулирующей институт семьи, как один из важнейших институтов современного общества. К понятию системы семейного права обращались многие правоведы. Традиционно в юридической литературе под источниками семейного права понимают форму внешнего выражения и закрепления семейно-правовых норм. Однако наиболее лаконичное и четкое определение было предложено Пчелинцевой Л.М.:

Система семейного права – это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности .

Система семейного права в РФ формировалась достаточно давно, соответственно имеет корни в дореволюционной России. В дохристианской Руси регулирование семейных отношений опиралось на традиции, затем появились первые законодательные акты в данной сфере. Первоначально они не были разработаны русскими.

Доподлинно известно, что после принятия христианства на Руси первым "законом" в сфере семейного права являлся Номокан или Кормчая книга. Это собрание норм византийского семейного права, состоящее в основном из канонических правил и светских постановлений византийских императоров .

Эволюция системы русского права продолжилась в Своде канонического права 1551 г. и в Соборном Уложении. Отдельно следует отметить, что принятие Соборного Уложения – это большой шаг в развитии права в России. Этот свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года.

Если говорить о нормативных актах более узкой направленности, то здесь нужно обратить внимание на указы Петра I от 1714 -1722 гг. Затем был принят Свод законов Российской империи конца XIX – начала XX в где книга 1 том Х носил название "О правах и обязанностях семейственных". Он регулировал семейные отношения вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Характеристика современных источников семейного права РФ

В настоящее время семейное право обладает устоявшейся системой ключевых источников, каждый из которых нужно рассмотреть подробно с целью выявления особенностей.

Источники семейного права Российской Федерации

Важным источником семейного права является Конституция Российской Федерации . В ней закреплены основные права и обязанности гражданина РФ, в том числе право на свободу и волеизъявление. Семейные отношения – это одно из прав каждого человека. Создание полноценной семьи важно для развития и процветания гражданского общества. Любые отклонения в системе семейных отношениях приводят к деградации и развитию девиаций.

Ключевым источником семейного права является "Семейный кодекс Российской Федерации" или сокращенно СК РФ. Действующая редакция Семейного кодекса РФ включает в себя 170 статей, 21 главу, 8 разделов. Нормы семейного права могут быть объединены в следующие структурные элементы:

  1. Институт брака
  2. Права и обязанности супругов.
  3. Детско-родительские правоотношения.
  4. Алиментные обязательства членов семьи.
  5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  6. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Семейные взаимоотношения на правовом уровне регулируются не только Конституцией и СК РФ, но и Указами Президента РФ. Соответственно Указы Президента РФ являются источниками семейного права . В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2012 года .

Постановления Правительства РФ также являются источниками семейного права и имеют важное значение в регулировании отдельных вопросов семейных правоотношений. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы семейного права, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ .

На региональном уровне к источникам семейного права относят нормативно-правовые акты субъектов , которые регулируют семейные отношения. Законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно-правового регулирования, в случаях представленных на рисунке ниже.

Важное место в системе источников семейного права занимают международные правовые акты . Большинство из них содержат морально-этические нормы, закрепленные на законодательном уровне. К числу международных актов относящихся к источникам семейного права следует отнести следующее:

  1. Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г.
  2. Конвенции ООН "О правах ребенка" от 20 ноября 1989 г.
  3. Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

Важное место в системе нормативно-правового регулирования семейных отношений занимают Постановления пленума Верховного суда РФ. Хотя они и не относятся к числу источников семейного права, их роль как актов трактования норм семейного права нельзя преувеличить. Они позволяют регулировать судебную практику и снижают вероятность юридической ошибки. Судебная практика и обзоры судебных решений не являются источниками права в Российской Федерации, но неотделимо с ними связаны.

Литература

  1. Пчелинцева Л. М. Семейное право России – М.: Норма, 2014.
  2. Рузакова О.А. Семейное право – М.: 2010.
  3. Указ Президента Российской Федерации N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2012 года
  4. Конституция РФ
  5. Семейный Кодекс РФ

Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).

Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

· брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);

· права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);

· права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

· алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);

· формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);

· применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).

Основным источником семейного права, "сердцевиной" всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ

Семейное законодательство - это система НПА, регулируемых семейные отношения, круг которых определен СК. Основными НПА в области СП являются: Конституция РФ – закрепляет основополагающие принципы; - провозглашает принцип государственной защиты семьи, ма­теринства и детства; - устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязательством родителей; - закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботится о нетрудоспособных родителях; - относит семейное законодательство к совместной сфере ве­дения РФ и Субъектов РФ. СК РФ от 29.12.95: определяет круг общественных отношений, регулируемых СП; регулирует базовые семейно-правовые отношения. ГК РФ (ч.1, 2, 3): регулирует личные неимущественные отношения; наследственные отношения; иные общественные отношения. Другие ФЗ и подзаконные акты РФ; законы Субъектов РФ и подзаконные акты Субъектов РФ. Особое место среди источников СП занимают меж­дународно-правовые акты, такие как: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах от 16.12.1966 г.; Международный пакт о гражданстве и политических правах от 16.12.1966 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.и др.

Основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям установлены ст. 4 СК. Из содержания этой статьи следует, что в регулировании возможности применения гражданского законодательства к семейным отношениям произошли значительные изменения. В ранее действовавшем законодательстве регулирование семейных отношений нормами гражданского законодательства допускалось только в случаях, прямо предусмотренных в законе (например, ст. 46 КоБС для определения правового режима совместно приобретенного имущества лицами, брак которых признан недействительным, отсылала к ст. 116-125 Гражданского кодекса РСФСР). В ст. 2 ГК РСФСР 1964 г. содержалось указание на то, что семейные отношения регулируются семейным законодательством. Субсидиарное (то есть дополнительное) применение гражданского законодательства к семейным отношениям в законе не упоминалось, а практически имело место, так как семейное законодательство не содержало в ряде случаев необходимых понятий и институтов (правоспособность и дееспособность граждан, обязательства, валюта денежных обязательств, надлежащее исполнение обязательства, срок исполнения, зачет встречных требований и т. д.). Возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к семейным отношениям впервые на законодательном уровне была отражена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и получивших силу на территории Российской Федерации с 3 мая 1992 г. в части, не противоречащей законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г., то есть с момента провозглашения суверенитета РФ. В п. 3 ст. 1 Основ гражданского законодательства отмечалось, что к семейным отношениям гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не урегулированы семейным законодательством. Новый Гражданский кодекс РФ семейные отношения в качестве предмета регулирования не называет. А вопрос о применении гражданского законодательства к семейным отношениям был решен в Семейном кодексе.

В ст. 4 СК закреплено важное положение о том, что к перечисленным в ст. 2 СКимущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи (то есть между супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами), не урегулированным семейным законодательством (ст. 3 СК), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Таким образом, гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. Однако в любом случае применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой. Закрепление в ст. 4 СК основания применения гражданского законодательства к семейным отношениям связано с усилением договорных начал в семейном праве. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. В ряде статей СК указаны конкретные нормы ГК, которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:

а) ст. 198-200 и 202-205 ГК - при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);

б) ст. 257-258 ГК - при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);

в) ст. 451-453 ГК - при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);

г) ст. 26 и 28 ГК - при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);

д) ст. 37 ГК - при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 СК);

е) п. 1 ст. 165 ГК - при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);

ж) п. 2 ст. 36 ГК - при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);

з) ст. 36-38 ГК - при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);

и) ст. 181 ГК при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК).

Кроме того, в отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию. В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях: применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст. 30 СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст. 44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п. 3 ст. 145 СК).

Для семейного права имеют также теоретическое и практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.). В связи с этим ряд авторов рассматривает ГК как самостоятельный источник семейного права. Однако здесь необходимо обратить внимание на то, что ст. 4 СКустановлена возможность применения к семейным отношениям гражданского законодательства только в тех случаях, когда это не противоречит их существу и отсутствуют необходимые нормы семейного законодательства. Указанное положение имеет принципиальное значение, поскольку позволяет избежать любых искажений сути отношений, входящих в предмет семейного права, в результате применения к ним тех или иных норм гражданского законодательства.

Исследованию проблемы соотношения гражданского и семейного законодательства при регулировании семейных отношений уделяется значительное внимание в юридической литературе последнего времени. При этом высказываются две различные точки зрения, что в немалой степени обусловлено принципиально противоположным подходом к месту семейного права в системе права (семейное право - самостоятельная отрасль права; семейное право - подотрасль гражданского права). Большинство авторов, стоящих на позиции существования семейного права как самостоятельной отрасли права, обоснованно полагают, что исходя из смысла ст. 4 СК применение норм гражданского права к семейным отношениям имеет субсидиарный характер. Это означает, что семейные отношения регулируются прежде всего нормами семейного законодательства, а гражданское законодательство применяется лишь к тем семейным отношениям, которые не урегулированы нормами семейного права, и лишь постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. С другой стороны, сторонники признания семейного права подотраслью гражданского права предлагают рассматривать соотношение гражданского и семейного законодательства как соотношение общих и специальных норм. На этой основе делается вывод о регулировании семейным законодательством лишь специальных черт семейных правоотношений, в той же части, в какой семейные правоотношения не обладают спецификой, они должны регулироваться гражданским законодательством.

На наш взгляд, определяющим началом в решении вопроса о соотношении гражданского и семейного законодательства является отношение к семейному праву как к самостоятельной отрасли права. Как уже отмечалось, в теории семейного права преобладает именно такой подход к семейному праву. Поэтому более предпочтительной является позиция, согласно которой гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, то есть в порядке субсидиарного применения. В этом же смысле высказывается и Брагинский М. И.: "...гражданские нормы применяются к семейным отношениям субсидиарно".

Аналогия закона и аналогия права при регулировании семейных отношений. Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией права - решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

Теоретически не исключается возникновение ситуации, когда какие-либо отношения между членами семьи окажутся не урегулированными не только нормами семейного, но и гражданского права, а соглашение сторон по существу возникшего между ними спора не будет достигнуто. При таких обстоятельствах в результате пробела в законодательстве будет весьма сложно разрешить подобный конфликт в пользу одного из членов семьи с учетом соблюдения прав всех заинтересованных лиц. Ранее семейным законодательством РСФСР порядок разрешения спора в таких случаях не предусматривался вследствие жесткой государственной регламентации разнообразных сторон семейных отношений, хотя ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (Далее - ГПК) допускала применение судами при рассмотрении гражданских дел, как аналогии закона, так и аналогии права к спорному правоотношению. Поэтому ст. 5 СК является новеллой в семейном праве. В ней предусмотрена принципиальная возможность применения при регулировании отношений между членами семьи аналогии (аналогии закона или аналогии права).

Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуации к спорным отношениям между членами семьи применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные (то есть близкие по характеру) отношения. В противном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, что разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений. От аналогии закона следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативно-правовом акте, регламентирующем определенное отношение, содержится указание о том, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений (так, не будет аналогией закона применение ст. 168-179 ГК, устанавливающих основания недействительности сделок, для признания брачного договора недействительным, в связи с тем, что п. 1 ст. 44 СК прямо отсылает к этим нормам ГК).

Если же отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, то есть из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных ст. 1 СК и ст. 1 ГК. Аналогия права применяется в крайнем случае при невозможности прибегнуть к аналогии закона. При использовании аналогии права необходимо обязательно учитывать принципы гуманности, то есть человеколюбия (от лат. - humanus), разумности (основанности на здравом смысле) и справедливости (беспристрастности, правильности, соответствия истине). Данное положение прямо вытекает из требований ст. 18 Конституции РФ, устанавливающей, что только права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов. Кроме того, оно отвечает смыслу Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международного пакта о гражданских и политических правах.

Применение аналогии закона или аналогии права входит в компетенцию суда, а не отдельных членов семьи по их желанию. При этом принятое по аналогии закона или аналогии права решение суда не должно находиться в противоречии с действующим законодательством РФ и основополагающими принципами российского права.

Закрепленная ст. 5 СК норма об аналогии закона или права при регулировании семейных отношений не имеет широкого применения на практике. Однако ее введение имеет принципиальное значение как для защиты прав и интересов членов семьи (суд не вправе отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретного закона), так и для совершенствования семейного законодательства в целом.

Главным источником любой отрасли права, в том числе и семейного, является Конституция Российской Федерации. Наряду с положениями, рассмотренными в § 2 настоящей главы, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по семейному законодательству издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время безусловно является Семейный кодекс, который определяет основные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений (см. § 2 настоящей главы).

Гражданский кодекс регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно и в Семейном кодексе есть гражданско-правовые нормы.

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует выделить Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»23. Нормы семейного права содержатся и в ряде других законодательных актов, например в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. № 857 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»24) и постановлениями Правительства Российской Федерации (например, постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье»25). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом либо другими федеральными законами.

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации»26, а также в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г.27

Согласно названным актам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Как указывалось выше, семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, а также автономными округами). В свою очередь акты субъек- тов Российской Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, ст. 13 СК).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению норм права, в том числе Семейного кодекса и других актов семейного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, этим актам не противоречащей.

Конституция РФ . В соответствии со ст. 72 п. «к» Конституции Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Семейный кодекс РФ - основной кодифицированный источник семейного права, вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Другие федеральные законы , принимаемые в соответствии с СК РФ. Например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др.

Подзаконные акты:

Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Семейному кодексу и иным федеральным законам (например, Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.);

Постановления Правительства Российской Федерации.Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы семейного права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно правового регулирования, в двух случаях:

1) когда вопрос отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших 16 лет). Соответственно, в разных субъектах Российской Федерации могут быть разные подходы к решению этих вопросов.

2) когда вопрос, непосредственно Семейным кодексом не урегулирован.

Разумеется, действие актов субъектов РФ распространяется лишь на подведомственную территорию.

Согласно ст. 3 Семейного кодекса нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу. В связи с этим, например, акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, т.к. противоречит федеральному законодательству.

Международные договоры . Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ, конкретизирован и в ст. 6 Семейного кодекса. Примерами наиболее важных многосторонних международных договоров в сфере семейного права, в которых участвует Российская Федерация, являются Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., Минская конвенция стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 г. и др..

11.3. Брак в семейном праве

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак

Условия заключения брака – это обстоятельства, наличие которых необходимо для заключения брака (ст. 12 СК РФ). Заключение брака не должно производиться, если имеют место обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, предусмотренные ст. 14 СК РФ.

д ля заключения брака необходимо :

1.Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак . Эта формулировка исключает однополые браки. Воля лиц, вступающих в брак, должна быть выражена лично, свободно, без какого-либо принуждения (угроз, насилия как физического, так и психического не только со стороны лиц, вступающих в брак, но и со стороны других лиц). В уголовном законодательстве прямо предусмотрена ответственность за принуждение женщины к вступлению в брак.

2.Брачный возраст . общий брачный возраст на территории Российской Федерации – 18 лет, в определенных случаях он может быть снижен до 16 лет. Снижение брачного возраста ниже 16 лет возможно только в тех субъектах РФ, где принят закон, устанавливающий для этого условия и порядок (в настоящее время такие законы приняты в 22 субъектах).

Верхний предел брачного возраста в Российской Федерации не установлен. Большая разница в возрасте также не является препятствием для вступления в брак.

3.Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит в другом зарегистрированном браке . Это условие соответствует принципу моногамного брака и является императивным.

4.Не допускается брак между близкими родственниками . К ним относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушка, бабушка и внуки; а также полнородные и неполнородные братья и сестры. При этом родство может быть и внебрачным. Это объясняется недопустимостью кровосмешения, гораздо более высоким количеством пороков развития у потомства из таких браков. Не является препятствием к заключению брака двоюродное (двоюродные братья и сестры) и более дальнее родство, а также отношения свойства (не запрещены браки между сводными братьями и сестрами).

5.Запрещены браки между усыновителями и усыновленными , что обосновано уже не медицинскими, а этическими соображениями, поскольку правоотношения между этими лицами юридически приравнены к отношениям между родителями детьми.

6.Не разрешается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства . Это обусловлено как медицинскими соображениями, так и невозможностью недееспособного лица дать осознанное согласие на вступление в брак, что ведет к несоблюдению принципа добровольности брачного союза. Данное положение не касается лиц, ограниченных в гражданской дееспособности.

Регистрация брака в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, по общему правилу по истечении одного месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака. Этот срок при наличии уважительных причин может быть уменьшен или увеличен не более чем на месяц руководителем органа записи актов гражданского состояния по совместному заявлению лиц, вступающих в брак.

Закон не называет исчерпывающего перечня таких причин: обычно к ним относятся беременность, рождение ребенка, фактическое создания семьи, длительная командировка, болезнь, призыв в армию и другие. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

Признание брака недействительным

Хотя брак не является сделкой, он может быть признан недействительным в судебном порядке (п.2 ст. 27 СК РФ). До тех пор, пока брак не признан недействительным судом, несмотря на наличие соответствующих оснований, брак считается действительным. Основаниями для признания брака недействительным являются:

1) отсутствие взаимного добровольного согласия на вступление в брак;

2) недостижение брачного возраста, если он не был снижен в установленном порядке,

3) близкое родство,

4) отношения усыновления,

5) недееспособность одного из супругов при вступлении в брак,

6) не расторгнутый предыдущий брак,

7) брак с лицом, скрывшим наличие у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания,

8) фиктивный брак.

Фиктивным признается брак, заключенный без намерения создания семьи (п.1 ст. 27 СК РФ). Это намерение может отсутствовать либо у одного из супругов, либо у обоих. Как правило, такой брак имеет целью получение права на жилплощадь супруга, российского гражданства либо преследует другие, как правило, корыстные цели. Брак может быть признан недействительным только судом.

брак, признанный недействительным, влечет аннулирование прав и обязанностей супругов, возникших с момента регистрации брака (в отличие от развода, при котором права и обязанности аннулируются с момента расторжения брака); к имуществу, приобретенному в период брака, применяются положения об общей долевой, а не совместной собственности; брачный договор признается недействительным; утрачивается право на алименты супруга, имевшего право на их получение.

Прекращение брака происходит в случаях:

1. смерти супруга,

2. объявления в судебном порядке супруга умершим,

3. расторжения брака.

В первых двух случаях не требуется какого-либо специального оформления прекращения брака.

Расторжение брака происходит в судебном или административном порядке.

В административном порядке брак расторгается в органах записи актов гражданского состояния, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и оба супруга согласны на расторжение брака, имущественный спор отсутствует.

Органы записи актов гражданского состояния не выясняют причин развода, их функции сводятся к регистрации расторжения брака. Основанием для расторжения брака является совместное заявление супругов; расторжение брака производится в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления. Этот срок не может быть изменен.

брак может быть расторгнут в органах записи актов гражданского состояния по заявлению только одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:

Признан судом безвестно отсутствующим,

Признан судом недееспособным,

Осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Расторжение брака в суде . брак может быть расторгнут в суде, если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети, а также при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака либо если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, например, отказывается подать заявление.

Возможность подачи искового заявления о расторжении брака ограничена для мужа в период беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Основанием для расторжения брака в суде является заявление одного из супругов. При взаимном согласии супругов на расторжение брака суд не выясняет причин развода, а ограничивается констатацией факта расторжения брака, а также принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей.

При отсутствии взаимного согласия суд должен установить, что сохранение семьи невозможно. Если суд не убежден в распаде семьи, то он может дать супругам время для примирения в пределах трех месяцев. Если же по истечении срока для примирения истец продолжает настаивать на разводе, суд обязан расторгнуть брак, независимо от того, убежден ли он в невозможности сохранения супругами семьи.

Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака

при отсутствии соглашения между супругами по этим вопросам либо если заключенное между ними соглашение нарушает интересы детей, суд обязан:

Определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

Определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на детей;

По требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

Правовые последствия расторжения брака

Расторжение брака влечет за собой прекращение личных и имущественных правоотношений супругов. Все, что приобретают супруги с момента вступления решения суда в законную силу, является их раздельной собственностью, в частности, для совершения сделок с недвижимым имуществом нотариально удостоверенного согласия другого супруга не требуется. При внесении записи в книгу актов гражданского состояния о расторжении брака супругу по его желанию может быть возвращена добрачная фамилия.

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.