Смягчение наказания по коап рф. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Другие обстоятельства, которые могут повлиять на возможность снижения наказания

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции. Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме. Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

При выборе должностными лицами вида и размера наказания важно установить наличие предусмотренных ст. 4.2 и 4.3 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Они способствуют правильному определению меры наказания, влияют на выбор конкретного его вида и размера в пределах санкции конкретной статьи Кодекса или иного предусматривающего ответственность закона.

Представляется, что к обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения, законодатель отнес лишь те, которые влияют на уровень общественной опасности правонарушения или правонарушителя. Данные обстоятельства должны быть распознаны, вычленены и должным образом зафиксированы должностными лицами. Следовательно, к смягчающим и отягчающим относятся обстоятельства, лежащие вне состава правонарушения, но прямо или косвенно касающиеся проступка и совершившего его правонарушителя.

Включение в общие правила наложения административных наказаний необходимости учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств объясняется чисто практическими соображениями: законодатель стремится обеспечить объективную, полную и всестороннюю оценку.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • - совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим КоАП РФ, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, наличие факта раскаяния, признания, возможного оказания помощи правоприменительному органу при осуществлении производства по делу свидетельствует о стремлении загладить и искупить свою вину и, следовательно, заслуживает смягчения административного наказания.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда заключается в полном или частичном устранении физических или моральных последствий административного правонарушения. С определенной долей условности это поведение можно сравнить с отказом от совершенного правонарушения. Добровольное выполнение указанных действий виновного, естественно, заслуживает снисхождения при определении вида и размера наказания.

Добровольное возмещение ущерба может проявляться как в материальном, так и в моральном плане. Виновное лицо может компенсировать причиненный ущерб деньгами, личным трудом, покупкой испорченной вещи или предмета. Возможно также возмещение ущерба в моральном плане - принесение извинений в письменной или устной форме.

Следует отметить ту особенность, что некоторые смягчающие обстоятельства, названные в законе, могут толковаться должностными лицами органов внутренних дел расширительно либо, напротив, ограничительно. Так, признак «добровольное возмещение причиненного ущерба» подменяется неравнозначным признаком «возмещение ущерба». В итоге ответственность смягчается в ситуациях, когда ущерб возмещен виновным не по своей инициативе, а в результате мер, принятых органами административной юрисдикции. При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует руководствоваться положением, что возмещение ущерба проявляется в добровольном, инициативном, без напоминаний со стороны третьих лиц, возмещении потерпевшему причиненного ущерба. Анализ правоприменительной практики свидетельствует об игнорировании в ряде случаев выяснения обстоятельств ущерба. При решении вопроса о выборе вида и размера предполагаемого наказания в обязательном порядке следует выяснить, было ли возмещение ущерба полным или частичным.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это - кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателя с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Необходимо учитывать, что несовершеннолетний правонарушитель из-за недостатка жизненного опыта порой не способен осознать вредные последствия своего противоправного поведения, дать им объективную оценку. Не вызывает сомнения, что в данном случае нет нужды налагать на него административное наказание как на взрослого нарушителя. Действия и решения должностных лиц органов внутренних дел должны преследовать прежде всего воспитательные, а не репрессивные цели. К тому же при решении вопроса о применения наказания к несовершеннолетнему следует использовать педагогические приемы в общении с подростками. Законодатель предусмотрел рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, специальными органами административной юрисдикции - комиссиями по делам несовершеннолетних. При рассмотрении дела об административном правонарушении, комиссия по делам несовершеннолетних, в целях определения необходимой меры воздействия принудительно-воспитательного характера на несовершеннолетнего, должна учитывать его возраст, устойчивость психики и др. факторы. Например, если несовершеннолетний имеет заработок, то на него может быть возложена обязанность загладить причиненный вред. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Забота государства и общества о материнстве и детстве обусловливают смягчающее воздействие этого обстоятельства. Состоянию беременности присущи психическое изменение в поведении, повышенная раздражительность, критическая оценка окружающего мира, что способствует, в ряде случаев, ослаблению контроля над собой. К тому же вызванные действиями и решениями органов правоприменения переживания беременной женщины могут отразиться на физическом и психическом здоровье будущего ребенка. Основанием применения смягчающего обстоятельства в данном случае, в первую очередь, являются явные признаки беременности, а в других - наличие подтверждающего документа (справка женской консультации, выписка из истории болезни или амбулаторной карты и пр.).

В правоприменительной практике следует руководствоваться здравым рассудком, и «вообще при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных женщинами, имеющими детей дошкольного, даже и школьного возраста, необходимо избирать такую меру ответственности, которая не отрывала бы мать от детей и сильно не отражалась на материальном положении семьи» См.: Комментарий к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях/Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1983. С. 72..

Содержательная часть п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП России не конкретизирует, находится ли ребенок при матери или в другом месте, что на практике вызывает определенного рода трудности. Например, во время проведения специальных мероприятий сотрудниками милиции в ночное время в г. Москве задерживаются женщины за занятие проституцией (ст. 6.11). Во время рассмотрения протоколов за совершение указанных административных правонарушений не единичны случаи заявлений женщин о наличии у них детей. Разбирательство же по делу позволяет установить, что дети находятся на фактическом содержании бабушек (дедушек), причем как в городах Российской Федерации, так и ближнего зарубежья. Представляется, что наличие малолетних детей как смягчающее вину обстоятельство, должно применяться только в случаях личного, фактического воспитания матерью своего ребенка.

В практической деятельности важно помнить, что данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Анализ правоприменительной практики (г. Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Волгоградская и Калужская обл.) свидетельствует, что смягчение административной ответственности применяется при совершении правонарушений:

  • · бывшими сотрудниками органов внутренних дел;
  • · ветеранами войны и труда;
  • · инвалидами и участниками боевых действий в «горячих точках»;
  • · многодетными родителями.

В КоАП предусмотрены обстоятельства, отягчающие ответственность за совершенные административные правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях не дает юридического определения отягчающего обстоятельства. Представляется, что под ним следует понимать сведения о нежелательных для общества особенностях совершения правонарушения, а также данные о личности виновного, представляющие общественную опасность, свидетельствующие о чрезмерно высокой степени вредности и устойчивой установке нарушителя на противоправное поведение.

В данном случае применяется более суровое административное наказание в повышенном размере. При этом нельзя выходить за рамки наказания, предусмотренного санкцией конкретной статьи Кодекса об административных правонарушениях или иного законодательного акта.

Ст. 4.3 КоАП дает исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых предполагает наложение более сурового наказания за совершенное административное правонарушение. К ним относятся:

  • - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • - повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6;
  • - вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц;
  • - совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Из текста статьи 4.3 КоАП РФ следует, что перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, претерпел некоторые изменения в сравнении с КоАП РСФСР. В частности, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление, не указывается в числе обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Игнорирование требований уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение свидетельствует о стойком нежелании лица отказаться от нарушения установленного в обществе порядка поведения, устранить возможные его вредные последствия. Отказ выполнить законные требования о прекращении противоправного поведения свидетельствует о неуважении к обществу, явной, направленной против окружающих агрессивности. Устойчивая противоправная ориентация правонарушителя заслуживает адекватного административного наказания в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

В то же время следует помнить, что содержательная часть рассматриваемой нормы КоАП предусматривает: правом требования прекращения противоправного поведения обладают только компетентные лица, наделенные определенными властными полномочиями. Во всех остальных случаях невыполнение требований прекратить противоправное поведение не может рассматриваться как отягчающее ответственность обстоятельство.

При этом важно помнить, что в ряде случаев неисполнение требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения может образовать самостоятельный состав административного правонарушения (напр.: неповиновение законному распоряжению работника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы - ст.19.3; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - 19.4).

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за первое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 Кодекса годичный срок. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что наложенное административное наказание не возымело должного предупредительно-воспитательного результата, виновный не сделал правильных выводов для изменения противоправного поведения, а, следовательно, очередное строгое наказание должно предоставить ему такую возможность. Повторность совершения административного правонарушения свидетельствует об устойчивости антиобщественного поведения. При этом отягчающим обстоятельством признается только совершение однородного административного правонарушения, за которое нарушитель привлекался к административной ответственности. Например, гражданин совершил мелкое хулиганство (ст. 20.1) и был привлечен к административной ответственности; в данном случае только повторное совершение мелкого хулиганства в течение года может признаваться обстоятельством, отягчающим ответственность. Совершение же других административных правонарушений не является основанием для признания факта проступка отягчающим обстоятельством.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. Законодательством об административных правонарушениях это обстоятельство предусмотрено с целью ограждения подростков от разлагающего влияния взрослых правонарушителей. Характерной особенностью является то, что в данном случае имеется в виду лишь совершеннолетний правонарушитель, то есть достигший 18-летнего возраста. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения усиливает административную ответственность, независимо от того, в какой форме оно осуществлялось: обман, уговоры, угрозы, использование зависимого положения и др. При этом следует учитывать, что в КоАП содержатся юридические составы, в диспозиции которых вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве квалифицирующего признака (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ - ст.6.10).

Совершение административного правонарушения группой лиц. Отягчающее значение данного обстоятельства объясняется повышенной общественной опасностью и значительными вредными последствиями административного правонарушения, содеянного группой лиц. При этом имеется в виду разовое, спонтанное объединение усилий нескольких лиц для совершения одного и того же правонарушения. Оно представляет повышенную, нежелательную для общества опасность, так как совершается, как правило, по предварительному сговору. По общему правилу групповым признается правонарушение, совершенное более чем двумя лицами, действующими совместно. В данном случае протокол об административном правонарушении составляется в отношении каждого субъекта. Очевидно, что размер ответственности этих лиц устанавливается индивидуально в зависимости от степени участия каждого из них в совершении административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, как и в прежнем КоАП, остается в числе условий, влияющих на усиление административной ответственности. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, наряду со стихийными бедствиями, непосредственно указанными в данной статье, относятся:

  • - попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти;
  • - вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • - чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф и иных бедствий, повлекшие (способные повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Как правило, при указанных обстоятельствах люди часто оставляют без присмотра дома, имущество. Правонарушитель знает об этом и использует беспомощность людей, их растерянность, панику, страх в своих противоправных интересах. Совершение правонарушения при подобных обстоятельствах указывает на пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, к элементарным требованиям морали, что, несомненно, должно заслуживать повышенную административную ответственность в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому законодателем предусмотрены и самостоятельные юридические составы, в диспозиции которых указанные условия являются квалифицирующими признаками (нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ст.20.6).

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Повышенная наказуемость за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения преследует цель ограничить, а в идеале - может быть даже искоренить наиболее распространенные условия совершения правонарушений. Под состоянием опьянения следует понимать наличие в организме алкоголя или наркотических средств. Проблема употребления спиртных напитков в последнее время приобрела особую актуальность, в том числе и по причине ее усугубления в подростковой среде.

Не вызывает сомнения, что обозначенная проблема уже давно из чисто криминологической переросла в социальную, имеющую, к сожалению, реальную возможность сыграть свою негативную роль в демографическом неблагополучии нашего общества в недалеком будущем.

Изложенные факты послужили основанием для того, чтобы отнести совершение правонарушения в состоянии опьянения к обстоятельствам, отягчающим ответственность. При этом поведение правонарушителя направлено также на оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, что не должно проходить незамеченным для правоприменительного органа. Рассматриваемое обстоятельство должно быть подтверждено актом медицинского освидетельствования или показаниями свидетелей. Освидетельствование производится как с использованием технических средств, так и путем направления данных лиц в медицинские учреждения в порядке, установленном КоАП РФ. В то же время орган (должностное лицо), налагающий административное наказание, в зависимости от характера правонарушения и личности правонарушителя, может не признать рассматриваемые обстоятельства отягчающими. Это означает, что признание условия, указанного в данной статье в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, является правом лиц, уполномоченных налагать административные наказания.

Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является квалифицирующим признаком (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8), невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - ст.12.26).


[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 4] [Статья 4.2]

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.


1 комментарий к записи “Статья 4.2 КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность”

    Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

    Комментарий к статье 4.2

    1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматри-вающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.
    2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.
    3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.
    4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой ста-тьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.
    5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правона-рушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по уст-ранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.
    6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим администра-тивную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).
    7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.
    8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятель-ством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.
    9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.
    10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Добавь к себе

1. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень общественной опасности проступка и применение менее суровых санкций к правонарушителю. По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания, когда наличие признаков состава административного правонарушения уже выявлено. Первым из них является раскаяние физического лица, совершившего правонарушение. Раскаяние означает негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном мировоззрении, характеризующем его негативное отношение к правонарушению. Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

К смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. При оценке этих признаков следует иметь в виду следующее:

а) предотвратить причинение вредных последствий физическое лицо может только в случае добровольного или вынужденного отказа от совершения правонарушения, т.е. до его совершения;

б) поскольку иным способом предотвратить общественно опасные последствия правонарушения невозможно, лицо не может быть признано виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка; административное производство по делу в этом случае исключается (см. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП);

в) в отличие от вышеуказанных особенностей предотвращения вреда от правонарушения, возмещение вреда, причиненного проступком, или его устранение возможны только в случае уже совершенного административного правонарушения. Добровольность возмещения или устранения общественно опасных последствий означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

В соответствии с данной статьей в этом случае подразумевается физическое или юридическое лицо, вина которого в совершении проступка установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания: должностное лицо или орган при назначении административного наказания обязаны учесть возмещение виновным ущерба или причиненного вреда;

г) применительно к п. 2 ч. 1 комментируемой статьи общественно опасные последствия проступка отождествляются КоАП с моральным, телесным (физическим) вредом или имущественным ущербом, причиненным правонарушителем физическому лицу, либо материальным ущербом или моральным вредом, причиненным юридическому лицу (см. комментарий к ч. 1 ст. 25.2).

Несовершеннолетний, совершивший административный проступок, чаще всего не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение противоправных действий несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (об особенностях статуса несовершеннолетних правонарушителей см. комментарий к ст. 2.3).

При рассмотрении правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим: судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

2. В отдельных, редких случаях противоправное действие физического лица может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, квалифицируют совершение правонарушения в состоянии аффекта в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

Важнейший признак аффекта - сиюминутная реакция лица, необычное психоэмоциональное состояние субъекта и внезапность его действий, могущих привести к причинению вреда.

Термины affectio, affectus в римском праве употреблялись для обозначения понятий "воля", "намерение", "склонность". Чувственный акт, основанный на осознанной эмоциональной взаимности, также отражался в содержании этих терминов. Так, термин affectio можно понимать как любовь или иные чувственные проявления, но уже не основанные на любовном влечении (например, расположение, пристрастие). Некоторые романисты все же отмечают различие этих двух синонимических терминов, употребляемых в источниках римского права. Например, affectus, по мнению чешского романиста Милана Бартошека, означал "возбужденное состояние", а в более поздние периоды развития римского права - и "действие в таком состоянии". Историк права, профессор Варшавского университета Федор Дыдынский в своей работе 1890 г. основным фактором affectus (affectio) называл любое психоэмоциональное проявление, основанное на волевых или чувственных реакциях человека. Милан Бартошек истолковывал affectus как особую реакцию на внешние проявления субъекта, действующего часто противоправно, основываясь на внезапно возникшем чувстве негодования или возбуждения, отражающем его негативную реакцию на происходящее.

Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Комментарий к статье 4.2 КоАП РФ:

1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение - это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).