Процедура наблюдения применяется ко всем должникам кроме. Как проходит процедура банкротства

Факт того, что организация или частное лицо является неплатежеспособным, подтверждается признанием банкротства в судебном порядке. Однако желающие признать свои долги списанными должны давать себе отчет в том, что процедура присвоения статуса банкрота представляет собой многоступенчатый процесс. Нормы, прописанные в , устанавливают, что получить статус банкрота может лишь то лицо или организация, которые не просто испытывают временные финансовые затруднения, а в принципе потеряла способность выполнять свои обязательства даже при стандартном ведении дел. Для выявления сданного фактора предназначена процедура наблюдения при банкротстве, которая является обязательным для любого заявителя и представляет собой первоначальный этап . Рассмотрим более подробно, в чем заключается данная стадия.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве?

Процедуру наблюдения можно охарактеризоваться как реабилитацию, которая включает в себя меры по восстановлению платежеспособности организации.

Для того чтобы реализовать предполагаемые процедурой наблюдения мероприятия привлекается внешний управляющий. Он назначается судом и представляет собой замену имеющихся управленцев компании в подавляющем большинстве вопросов. Данному управляющему передаются в полном объеме полномочия по управлению имеющимся имуществом и по принятию решений касательно дальнейшей деятельности организации. Что касается руководства компании, то они сохраняют за собой возможность решать узкий спектр вопросов. Например, без согласия управляющего может быть проведена сделка на сумму менее пяти процентов общей стоимости активов организации. Также они не могут проводить реорганизацию предприятия и инициировать создание филиалов.

Отметим, что при наблюдении деятельность фирмы продолжается, поэтому работники остаются на своих рабочих местах и продолжают выполнять свои функции.

Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве

Можно выделить две основные цели, на реализацию которых направлено осуществление наблюдения:

  • оставить компанию на рынке для того чтобы она продолжала свою хозяйственную деятельность и после экономического восстановления осуществила погашение имеющихся долгов;
  • принять решение об осуществлении ликвидации юридического лица в том случае, если меры по улучшению ее экономического состояния не принесут желаемых результатов, поэтому единственным способом удовлетворить запросы кредиторов является реализация имущества должника.

Для выполнения одной либо второй цели проводится ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:

  • сохранение имущества, которое числится на балансе организации;
  • провести , в котором оказалась компания;
  • собрать информацию о выставляемых должнику требованиях, упорядочить их и оформить в виде реестра, после чего оповестить кредиторов о начатой в отношении должника процедуре банкротства в виде первоначального этапа наблюдения;
  • организация собрания кредиторов и его проведение.

По итогам выполнения всего комплекса мер необходимо сделать вывод о том, возможно ли спасение платежеспособности организации, или необходимо рассматривать вариант о ее ликвидации.

Таким образом, сложно недооценить важность позиции и поведения внешнего управляющего, ведь именно от него зависит, как будет организована деятельность компании во время реализации процедуры наблюдения. Оптимальный результат достигается в том случае, если поставленные управляющим цели соответствуют интересам как самой фирмы, так и ее кредиторам.

Следует подчеркнуть, что за свою работу внешний управляющий получает гонорар, размер и источник которого указывается в подаваемом заявлении на банкротство и утверждается арбитражным судом.

Сроки, в течение которых осуществляется наблюдение при банкротстве

Согласно действующим нормам законодательства максимальный срок, на который устанавливается проведение процедуры наблюдения, составляет семь месяцев.

При окончании срока, который отведет на осуществление мер по наблюдению при банкротстве, назначенное управляющим лицо представляет специальный отчет. Он должен содержать в себе следующую информацию:

В качестве приложения к отчету выступает протокол о проведении собрания кредиторов.

Далее на основе представленных данных судом принимается решение о дальнейших действиях по отношению к должнику. В том случае если все долги были погашены, дело о банкротстве объявляется закрытым. Промежуточное выступающее следствием процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление направлено на дальнейшее восстановление экономических показателей деятельности компании с целью приобретения возможности погашения имеющейся задолженности перед кредиторами. При невозможности реализации данного мероприятия по упрощенной процедуре производится переход к финальной стадии –

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику, за исключением случаев возбуждения дела по заявлению должника, когда наблюдение вводится с даты принятия этого заявления арбитражным судом к своему производству. В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника , определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры - установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Данная процедура позволяет, с одной стороны, определить фин. состояние должника, с другой - сохранить его имущество.

Наблюдение проводит временный управляющий, по итогам этой процедуры он должен представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда и т.д. Кроме того, именно анализ финансового состояния должника дает временному управляющему возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Ведь может оказаться и так, что у должника имеется дебиторская задолженность, взыскание которой позволит погасить все требования кредиторов; следовательно, временный управляющий может предложить меры по ее взысканию. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

На стадии наблюдения, по общему правилу, управление должником - юридическим лицом осуществляют те же лица, что и до начала дела о банкротстве. Руководитель может быть отстранен от должности только по ходатайству временного управляющего, если имели место нарушения закона. При этом обязанности руководителя возлагаются на его заместителя или другого сотрудника, а не на временного управляющего.

Помимо анализа финансового состояния должника, временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения. На первом собрании кредиторов должно быть решено, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов (это может быть сам арбитражный управляющий или специализированный реестродержатель, т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор), кто будет назначен следующим арбитражным управляющим. Вместе с тем кредиторы могут принять на этом собрании решение о заключении мирового соглашения.

Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду, который может с ним не согласиться и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.

Наблюдение прекращается: с момента введения финансового оздоровления или внешнего управления; признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства; утверждения мирового соглашения.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству (при подаче заявления конкурсным кредитором и уполномоченным государственным органом – по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя) (информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете»).

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд).

Последствия, наступающие с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству);

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника);

4) запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ц/б.

Определение арбитражного суда направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника (руководитель должника и иные органы управления осуществляют свои полномочия с ограничениями – могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки (связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; связанные с получением или выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника).

Органы управления должника не вправе принимать решения (о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, ФПГ).

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий (обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, уведомить кредиторов о введении наблюдения, созвать и провести первое собрание кредиторов).

По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований ФЗ о банкротстве (исполнение обязанностей должника возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника).

Анализ финансового состояния должника проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника (временный управляющий подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства).

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность; включаются в реестр на основании определения арбитражного суда).

Временный управляющий определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в нем.

Компетенция первого собрания кредиторов (принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание его членов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить их кандидатуры).

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (с момента принятия любого из указанных решений процедура наблюдения прекращается).

«У страха глаза велики», — гласит народная мудрость. И она полностью применима, когда речь заходит о банкротстве.

А почему бы не начать банкротство?

Представим себе компанию, которая в кризисный год опустилась на дно долговой ямы. В дверь настойчиво стучатся кредиторы и налоговая инспекция. Но руководитель упорно сопротивляется мысли о том, что настало время приступить к банкротству. Он ищет легкие пути – держатся наплаву за счет дружественных займов или для .

Проблема таких руководителей заключается в нежелании познакомиться с последствиями введения банкротства и подготовиться к ним заблаговременно. Процедура эта кажется сложной и опасной. В итоге выбирают легкий, но далеко не самый надежный способ решения проблемы.

Между тем, банкротство — это обычная для предпринимательских отношений ситуация. Нет денег на погашение долга? Нужно попробовать восстановить платежеспособность, а не выйдет — распродать все имущество в интересах кредиторов.

Два с половиной десятилетия капитализма в России итожит качественно проработанный федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и основанная на нем обширная практика арбитражных судов. На рынке юридических услуг определился круг профессионалов, специализирующихся . Как зайти в банкротство и выйти из него без ущерба для участников, руководителей и имущества должника — на эти и другие вопросы уже давно найдены однозначные ответы.

Ну а сегодня мы расскажем о первой, очень важной, процедуре в рамках банкротного дела — о наблюдении и последствиях его введения для компании.

Приставы могут расслабиться

С того момента, как арбитражным судом введена процедура наблюдения, исполнение по открытым исполнительным производствам прекращается. А это значит, судебные приставы оставляют попытки «кошмарить» компанию.

Теперь все кредиторы, имеющие требования к должнику, должны подать в суд . Все равны, никто не может получить причитающееся ему раньше других.

Особую пикантность добавляет участие в наблюдении дружественных должнику кредиторов. Они могут поставить своего временного управляющего или организовать большинство на первом собрании кредиторов, определив дальнейший ход банкротства.

Временный управляющий: свой или чужой

Временный управляющий – это арбитражный управляющий, назначенный на время процедуры наблюдения. Вкратце его обязанности таковы: вести реестр требований кредиторов, организовать первое собрание кредиторов, провести финанализ в отношении должника, обеспечить сохранность его имущества.

Отсюда – широкие права управляющего, о которых — ниже.

Запрос информации

Для решения поставленных задач управляющему требуется информация о должнике. В связи с этим непосредственно после введения наблюдения ему в обязательном порядке должны быть предоставлены перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до наблюдения.

Впоследствии руководитель должника должен ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества. При этом управляющему по его запросу предоставляется любая информация и документы, касающиеся деятельности должника.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий спрашивает у должника информацию и совместно с ним делает нужные должнику выводы;
  • недружественный управляющий спрашивает у должника всё и делает выводы, интересные кредиторам («своему» кредитору).

Ведение реестра кредиторов

Ведение реестра – не только некое фиксирование требований на бумаге. Это активные действия временного управляющего в судебном процессе. Он выступает в заседаниях, где рассматриваются поступившие требования, обладая правом заявлять возражения относительно их обоснованности, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий может закрыть глаза на недостатки «нужных» должнику требований и пристрастно отнестись к «лишним» требованиям;
  • недружественный управляющий сформирует реестр в интересах кредиторов («своих» кредиторов).

Обеспечение сохранности имущества

Помимо собирания информации об имуществе должника и проведения его описи, временный управляющий уполномочен давать согласие на совершение отдельных сделок должником в период наблюдения.

Без его письменного согласия нельзя заключить сделки (несколько взаимосвязанных сделок):

  • связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Более того, по ходатайству временного управляющего арбитражный суд может расширить список сделок, подлежащих одобрению управляющим, а также установить иные ограничения, направленные на обеспечение сохранности имущества. Так, например, на имущество может накладываться арест.

Если руководитель должника заключит указанные сделки без согласия управляющего, тот может их оспорить и внести на рассмотрение суда вопрос об отстранении этого руководителя от должности. К последней мере он вправе прибегнуть при любом нарушении руководителем Закона о банкротстве.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий разрешит «нужные» сделки, наладит конструктивные отношения с руководителем должника, подготовит выгодную должнику опись имущества;
  • недружественный управляющий обжалует сделки должника, добьется отстранения его руководителя, выявит хищения и сокрытие имущества должника.

Сменить директора в наблюдении?

Помимо прочего введение наблюдения накладывает определенные ограничения на корпоративные процедуры. Так, органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Но не надо думать, что Закон о банкротстве запретил всё. Участник общества в период наблюдения может продавать свою долю третьим лицам. (Есть небольшой риск, что налоговая будет отказывать в регистрации, но такой отказ успешно обжалуется.) Кроме того, должник может поменять директора.

Опасные сделки

Как указывалось выше, некоторые сделки в случае неполучения одобрения со стороны временного управляющего, могут быть признаны недействительными. Однако круг оспоримых сделок, запрещенных Законом о банкротстве, значительно шире.

Должник в наблюдении не может прекращать обязательства зачетом, выплачивать дивиденды, заключать договоры простого товарищества, выплачивать стоимость доли выходящему из общества участнику, предоставлять отступное. Все эти сделки может оспорить временный управляющий.

Если же заглядывать наперед, на процедуру внешнего управления или конкурсного производства, то в ходе них могут быть оспорены и другие сделки, заключенные в период наблюдения.

Какой вывод можно сделать по итогам данного краткого обзора наблюдения? Банкротство – процедура многофакторная, многостадийная. Неважно, кого вы представляете – кредитора или должника, — чтобы сделать ситуацию предсказуемой, задумываться о банкротстве надо заранее. И не просто задумываться, а обращаться к профессионалам. Варианты спасения есть всегда.

Высказывайте свое мнение и задавайте вопросы в комментариях — мы будем рады на них ответить.

Возбудить дело по факту признания банкротства юридического лица может широкий перечень граждан — начиная от управления или собственника предприятия и заканчивая кредиторами и сотрудниками организации. Судебное дело производится в 5 этапов, первым из которых является введение «наблюдения» . Проведение вышеуказанной процедуры регламентируется . Какие меры применяются на этапе наблюдения для поддержания предприятия на плаву, читайте далее в статье.

Когда применяется наблюдение при банкротстве предприятия?

Инициировать процедуру можно, подав соответствующее исковое заявление, принятие которого осуществляется в течение 5 дней. Проверка обоснованности обращения производится минимум через 15 и максимум через 30 дней после принятия заявки. Если поданное заявление о признании несостоятельности юридического лица признается арбитражным судебным органом обоснованным, то вводится наблюдение. Законность оснований признается, если выявлены следующие признаки банкротства:

  • сумма долговых обязательств достигла отметки в 300 тысяч рублей;
  • просрочка по существующим задолженностям составляет 3 месяца.

Наблюдение при банкротстве юридического лица является неотъемлемой частью судопроизводства по делу о неплатежеспособности. Во время прохождения вышеуказанного этапа преследуются следующие цели:

  • обезопасить имущество предприятия от дальнейшего разорения;
  • исследование финансовой устойчивости должника;
  • опровергнуть или подтвердить факт фиктивного или предумышленного банкротства.

Процедура наблюдения является подготовительным этапом для принятия решения о дальнейшей судьбе юридического лица. По ее итогам запускается или полная ликвидация предприятия, или совершается переход на следующий этап — финансовая санация, если советом кредиторов будет признано рентабельным подобное решение.

Как проводится?

При назначении уполномоченным судебным органом наблюдения при банкротстве предприятия начинается анализирование ситуации. Процедура проводится в следующем порядке:

  • все заинтересованные лица ставятся в известность об инициировании расследования по факту несостоятельности юридического лица — банковские учреждения, налоговая, судебные приставы, также делается соответствующая публикация в газете «Коммерсантъ»;
  • судом назначается временный управляющий, который производит все необходимые на этапе наблюдения мероприятия;
  • анализ финансовой ситуации на предприятии;
  • оформление специального реестра с требованиями кредиторов, указывающими на признаки банкротства — указывается размер задолженностей;
  • проведение за 10 дней до официального окончания первичной стадии собрания займодавцев.

На собрании на этапе наблюдения при банкротстве предприятия решается на какую стадию переходит дело о несостоятельности в зависимости от сведений, представленных временным управляющим. Это может быть — финансовая санация, внешнее управление или открытие конкурсного производства, если финансовый крах организации признан официально.

Срок проведения процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица — максимум 7 месяцев . По завершению вышеуказанного этапа временный управляющий передает в суд результаты работы, оформленные в документальном виде.

Функционирование предприятия во время наблюдения

Руководителем первоначального этапа при банкротстве назначается временный управляющий, в обязанность которого вменяется выполнение следующих задач:

  • исследование показателей финансового состояния предприятия;
  • осуществление мероприятий по сохранению имущества должника;
  • анализирование сделок юридического лица для принятия решения об их обжаловании;
  • предоставление заключения о вероятности вернуть организации платежеспособность и рентабельность осуществления последующих процедур.

Назначение временного управляющего при банкротстве предприятия не заменяет руководство предприятия, но осуществляет контроль за его деятельностью с целью предотвращения окончательного банкротства. Стадия наблюдения характеризуется нижеприведенными запретами:

  • без согласия временного управляющего нельзя брать займы/кредиты, закладывать или продавать имущество, подписывать соглашения. Самостоятельно провернуть сделку можно, если ее сумма менее 5% от балансовой цены активов;
  • запрещена передача дивидендов акционерам;
  • выпуск и реализация ценных бумаг;
  • изменение состава учредителей;
  • запрещено осуществление реорганизации предприятия.

На стадии наблюдения во время банкротства юридического лица прекращается начисление неустоек за просрочку платежей и снимается арест с имущества должника .


Руководство организации должно в срок до 15 дней предоставить временному управляющему всю имеющуюся в наличии бухгалтерскую документацию и список имущества за 3 предшествующих года. Также каждый месяц должен предоставляться отчет об изменениях, произошедших в составе имущества.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры наблюдения признаются:

  • юридическое лицо, выступающее в качестве должника;
  • временный управляющий;
  • займодавцы.

Каждый из вышеуказанных лиц обладает своими правами и обязанностями. Должнику вменяются следующие привилегии и обязательства:

  • вправе инициировать процедуру банкротства;
  • проводить дальнейшую работу с учетом различного рода ограничений;
  • при необходимости обжаловать действия и постановления временного управляющего;
  • изучить заключение уполномоченного лица, назначенного на стадии наблюдения;
  • обязан передавать на руки всю необходимую бухгалтерскую отчетность;
  • не чинить препятствия в деятельности управляющего;
  • нести расходы;
  • проводить сделки с разрешения руководителя операции на этапе наблюдения при банкротстве;
  • не проводить реорганизацию предприятия, не открывать новые филиалы, не начислять дивиденды учредителям, не продавать ценные бумаги и т. д.

Временный управляющий:

  • обладает правом обладать доступом ко всем документам должника;
  • контролировать деятельность предприятия и руководства;
  • получать плату за проделанную работу за осуществление наблюдения при банкротстве юридического лица;
  • уклониться от обязанности быть управляющим;
  • отстранить руководителя от должности;
  • оспаривать сделки;
  • обязан обеспечивать неприкосновенность активов при банкротстве;
  • анализировать платежеспособность предприятия и контролировать руководство;
  • собирать информацию о кредиторах;
  • вести реестр долговых обязательств;
  • информировать заинтересованных лиц о начале стадии наблюдения;
  • осуществлять собрание кредиторов;
  • предоставлять отчет о проделанной работе суду.

Кредиторы также имеют определенные права и обязанности при наблюдении за деятельностью организации вследствие инициирования процедуры банкротства:

  • вправе начать судебный процесс по признанию неплатежеспособности юридического лица;
  • принять участие в организованном управляющем собрании и изучить результаты его работы;
  • объявлять о внесении своей кандидатуры при формировании реестра;
  • апеллировать решение суда;
  • обязаны предоставить доказательную базу при инициировании судопроизводства о банкротстве;
  • передавать подлинную информацию.

Возможность вернуть платежеспособность юридическому лицу обсуждается на собрании кредиторов. При выявлении шанса добиться положительной динамики в деятельности предприятия утверждается переход на новый этап, который поможет выйти организации из банкротства. Процедура наблюдения прекращается, начиная с вышеуказанного момента.

Правовые последствия

Отчет временного управляющего подвергается глубокому анализу со стороны суда. На его основании последствиями процедуры наблюдения при несостоятельности организации могут быть:

  • переход на стадию финансового оздоровления;
  • на внешнее управление;
  • если отсутствуют предпосылки для исправления ситуации банкротства на предприятии, то назначается конкурсное производство. Это значит, что все имущество должника будет распродано на аукционе и за счет вырученных средств будут погашены существующие задолженности.

Финансовая дисциплина — важнейший элемент политики коммерческой компании. Одним из ее существенных следствий является деловая репутация предприятия, которая формируется в том числе благодаря сложившемся в бизнес-сообществе мнению об обязательности и дисциплинированности этой компании по отношению к партнерам и клиентам. Однако такой аспект деятельности предприятия имеет еще одно немаловажное следствие. Дело в том, что действующее российское законодательство предоставляет физическим и юридическим лицам достаточно широкий спектр прав и полномочий, направленных на защиту своих законных интересов, включая интересы финансового характера.

В этой связи коммерческая компания или физическое лицо, столкнувшись с неисполнением той или иной организацией взятых на себя финансовых обязательств, имеет полное право воспользоваться статьей 3 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, указанный раздел данного нормативно-правового акта определяет, что в случае, если юридическое лицо не выполняет взятых на себя финансовых обязательств в течение 3-х месяцев с наступления того момента, когда они должны были быть исполнены, такая организация может быть признана банкротом. Это, в свою очередь, влечет за собой применение к ней специальных мер, например, введение наблюдения.

При этом процедура признания коммерческой компании несостоятельной предполагает, что заинтересованное лицо, в качестве которого и может выступить кредитор, должно подать соответствующее исковое заявление в арбитражный суд. К такому исковому заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие неплательщика перед кредитором и факт просрочки причитающегося последнему платежа.

Рассмотрев все документы, представленные заявителем, арбитражный суд должен будет сделать вывод о правомочности его претензий. Если они будут признаны таковыми, в отношении компании, продемонстрировавшей признаки финансовой несостоятельности, будет инициирована . В таком случае арбитражный суд также должен будет принять решение по поводу мер, которые должны быть применены по отношению к должнику.

Меры, которые могут быть применены по отношению к компании, имеющей признаки несостоятельности

Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает несколько вариантов таких мер, каждый из которых обладает специфическими особенностями, обусловливающими целесообразность их применения в конкретной ситуации. В частности, к числу таких мер относятся:

  • процедура финансового оздоровления, в ходе которой для предприятия, продемонстрировавшего признаки финансовой несостоятельности, разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей;
  • , в рамках которой полномочия по осуществлению руководства организацией передаются компетентному специалисту — внешнему управляющему. Его функция заключается в восстановлении платежеспособности предприятия в течение временного периода, определенного арбитражным судом;
  • процедура конкурсного производства, предполагающая реализацию имущества компании-должника на торгах, чтобы при помощи вырученных средств удовлетворить финансовые претензии кредиторов;
  • , которая включает в себя с целью выработки стратегии дальнейшей деятельности предприятия и обеспечения законных прав и интересов кредиторов.

Кроме того, в случае, если между должником и кредитором или кредиторами будет достигнута договоренность о сроках и порядке удовлетворения финансовых требований, удовлетворяющая все заинтересованные стороны, они могут заключить мировое соглашение, отражающие все существенные аспекты достигнутых договоренностей.

Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение фактически представляет собой один из самых мягких инструментов, который может быть применен арбитражным судом по отношению к предприятию, продемонстрировавшему признаки банкротства. Тем не менее решение о его введении накладывает существенный отпечаток на повседневную рабочую деятельность компании, поскольку ключевые последствия введения процедуры наблюдения в отношении нее достаточно важны.

Так, во-первых, в числе этих последствий — введение ограничений в отношении предъявления финансовых претензий к компании, имеющей признаки банкротства, со стороны кредиторов. Если до того, как судом было вынесено соответствующее решение, такие требования могли подавать в любой форме, удовлетворяющей стороны, то после его вынесения кредитор, желающий получить причитающиеся ему денежные средства, должен соблюсти специальную процедуру, прописанную в статье 71 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, подобные финансовые требования должны направляться одновременно 3-м адресатам: в арбитражный суд, самому должнику и внешнему управляющему, которому поручено ведение . Кроме того, указанные требования должны быть сопровождены полным комплектом документов, подтверждающим их обоснованность.

Как известно, в некоторых случаях действующее законодательство допускает погашение финансовых обязательств коммерческой компании посредством зачета встречных однородных требований со стороны такой компании по отношению к кредитору. Вместе с тем следует иметь в виду, что такой механизм должен быть скорректирован с учетом требований статьи 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». Погашение таких требований со стороны кредитора не допускается в случае, если в процессе их удовлетворения нарушается установленная законом , то есть нарушаются права других кредиторов.

Ограничения и изменения в ходе наблюдения, касающиеся деятельности компании

Ограничения, которые могли быть наложены на имущество компании, продемонстрировавшей признаки банкротства, до вынесения решения о введении наблюдения, подлежат существенному пересмотру. Так, если в отношении такой компании были возбуждены исполнительные производства, они должны быть приостановлены. Аресты, наложенные на имущество, должны быть сняты, а процедуры взыскания денег с компании-банкрота, подлежат временному прекращению по заявлению кредитора или кредиторов.

Одним из последствий введения процедуры наблюдения в отношении коммерческого предприятия является значительное ограничение прав его бенефициаров. Такие ограничения прямо вводятся статьей 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, учредители или участники такого предприятия не вправе в течение этого временного периода вывести свои деньги из уставного капитала компании, получить дивиденды, распределить между собой прибыль, а в некоторых случаях — даже изъять принадлежащее им имущество.

Изменение полномочий руководства компании в ходе наблюдения

При этом собственно процедура введения наблюдения в связи с наличием на коммерческом предприятии не влечет за собой отстранения его руководства от своей деятельности.

При этом с момента введения процедуры наблюдения процесс его работы должен быть несколько скорректирован. В частности, на совершение значимых сделок, например, тех, которые предполагают приобретение или передачу крупных объемов активов, получение кредитов и подобные, теперь потребуется согласие внешнего управляющего.

Кроме того, существует ряд решений, которые с момента введения процедуры наблюдения в организации, продемонстрировавшей признаки несостоятельности, более не находятся в компетенции ее руководства. К ним, например, относятся решения, связанные с изменением организационно-правовой формы компании. Так, руководители в период реализации наблюдения не вправе реорганизовывать компанию, создавать ее филиалы и представительства, заключать договоры товарищества, принимать решение об участии в каких-либо ассоциациях и принимать другие подобные решения. Кроме того, под запретом для них находятся решения, связанные с распределением прибыли, выплатой дивидендов, привлечением капитала путем эмиссии ценных бумаг и другие.

Наконец, необходимо иметь в виду, что Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» требует наличия достаточно интенсивного взаимодействия между руководством компании, имеющей признаки несостоятельности, и внешним управляющим, ответственным за реализацию процедуры наблюдения. Так, в течение временного периода, не превышающего 15 дней с момента его назначения, руководитель организации должен предоставить ему все документы, необходимые специалисту для изучения финансового и хозяйственного состояния предприятия. Кроме того, впоследствии он ежемесячно должен информировать его об изменениях, связанных с составом принадлежащего предприятию имущества.

Кроме того, руководитель предприятия должен поставить в известность о произошедших изменениях всех учредителей и участников организации. Сделать это пункт 4 статьи 64 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» рекомендует посредством предложения о проведении общего собрания. На нем руководство организации сможет сообщить всем заинтересованным лицам необходимую информацию о новом порядке функционирования предприятия в связи с введением наблюдения, а также внести предложения по улучшению финансовой хозяйственной ситуации, например, посредством введения финансового оздоровления или применения других инструментов.