Прием на работу белорусов. Прием на работу гражданина беларусии

Избирательная система и

1. Понятие и социальная функция выборов.

2. Международные избирательные стандарты и источники избирательного права России

3. Избирательное право: понятие, принципы.

4. Избирательные системы современности: понятие, виды.

5. Избирательный процесс: понятие, основные стадии.

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган –парламент наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей1.

Политические выборы в современном их понимании стали проводиться в буржуазном обществе. Идея таких выборов впервые была высказана в армии Кромвеля в ходе Английской буржуазной революции в 17 веке. Компромисский характер революции не позволил не только решить, а даже поставить этот вопрос на сколько-нибудь реальную основу.

Спустя сто с лишним лет новые силы победили во Франции, что нашло юридическое отражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1789 году. В ней сформулирован принцип свободных выборов, прошедший сложную временную трансформацию.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни и представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.» . Выборы – это способ формирования соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, а также способ занятия определенных государственных должностей, обеспечивающие представительный характер выбираемым органам и лицам.

Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов1.



Отметим, что коллегией управомочных лиц, как правило, избираются: в ряде стран – президент (членами парламента); премьер-министр (членами парламента); судьи высших судов; генеральный прокурор; иные должностные лица. Также с помощью выборов обычно: формируются ученые советы ВУЗов; избираются ректоры; избираются руководящие органы политических партий, коммерческих и общественных организаций, иные органы и руководители1.

В Конституции Российской Федерации обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти в России является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления2.

Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Они составляют новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками.

Каковы же основные цели выборов? C учетом зарубежного и отечественного опыта к ним относят:

а) придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности);

б) смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых);

в) смена конкретных лиц у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. Руководством правившей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М.Тэтчер был избран более молодой Д.Мэйджор, который продолжил ее политику);

г) определение ориентиров на будущее (всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития);

д) селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие);

е) определение конкретной личности из нескольких кандидатов, которая будет занимать государственную должность1.

Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно – правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

Формирование государственных и муниципальных органов путем выборов является одной из наиболее значимых ценностей современной цивилизации. За многовековую всемирную историю развития демократических институтов в различных странах выработались определенные стандарты, соблюдение которых позволяет утверждать, что выборы достаточно точно отражают волю народа. Следует отметить, что хотя проведение выборов в органы власти было явлением достаточно распространенным практически во все исторические периоды развития государства, признание демократических принципов избирательного права смогло утвердиться только в 20 веке. Эти принципы были воплощены в международно–правовых документах1.

В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта часть Конституции России представляет собой общую инкорпорацию определенных норм международного права в национальное законодательство России.

Основными источниками международных стандартов в области прав человека, касающихся свободных и справедливых выборов, можно назвать следующие.

Прежде всего это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года2.

Гражданские и политические права, изложены во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 году и вступившем в силу в 1976 году3.

Участниками этого Международного пакта являются 127 государств, что делает его международным инструментом с самым большим количеством участников, гарантирующим право на свободные выборы4.

В статье 25 пакта закрепляется право каждого гражданина, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.’’

К числу основных источников универсальных международных избирательных стандартов относятся также Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года1, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года2, международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 25 декабря 1965 года3.

В этих документах обращено внимание на недопустимости дискриминации в отношении прав женщин при участии в выборах. Более того, государства взяли обязательство принимать специальные меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами.

Другие международные документы в области прав человека, касающиеся свободных и справедливых выборов, такие, как резолюция ГА ООН, различных органов ООН, Совета Межпарламентского Союза и другие, то они, в отличие от названных ранее, не являются источниками международных избирательных стандартов, так как не несут юридических обязательств, а могут рассматриваться лишь как рекомендации служить основой для разработки соответствующих договоров, конвенций в области прав человека4.

Избирательное законодательство России представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации. Данные акты составляют источники избирательного права.

Источники избирательного права образуют определенную систему, в которой каждый вид источников имеет свое функциональное значение. При этом различные источники избирательного права имеют разную юридическую силу. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации

Особенностью Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, по сравнению с Конституцией 1978 года является отсутствие специального раздела,Избирательная система’’.

Федеральными законами регулируется проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан России. Последняя задача решается Федеральным законом от 12 июня 2002 года,Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации’’1.

Среди актов федерального избирательного законодательства следует отметить: Федеральный закон от 26.11.1996 года,Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления’’2;

Федеральный закон от 20.12.2003 года,О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации’’3;Федеральный закон от 10.01.2003 года,О выборах Президента Российской Федерации’’4.

Состав федеральных законов, являющихся источниками избирательного права, не исчерпывается собственно избирательными законами. Кроме них при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления должны применяться и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.

Эти федеральные законы, которыми регулируются отдельные институты избирательного права (статус общественных объединений, деятельность СМИ, ответственность за нарушение избирательных прав граждан и др.), упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов Российской Федерации устанавливают порядок выборов Толька в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

В составе законодательства субъектов РФ, регламентирующего выборы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, первое место занимают конституции республик и уставы других субъектов. В этих актах содержатся нормы о выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и глав исполнительной власти субъектов РФ.

В настоящий период система избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации, как правило, состоит из законов о выборах законодательного органа государственной власти, о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах глав местного самоуправления. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Отдельные субъекты Российской Федерации (Республика Башкортостан, Вологодская, Воронежская, Свердловская области) провели кодификацию собственного избирательного законодательства.

Одной из особенностей избирательного права является широкое распространение подзаконных нормативных актов и индивидуально-правовых актов избирательных комиссий. Избирательные комиссии не занимаются правотворческой деятельностью. Вместе с тем некоторые избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации) имеют право издавать подзаконные нормативные акты (инструкции, положения, постановления и некоторые иные решения), которыми определяется порядок единообразного применения законодательства о выборах.

Особенностью нормативных актов избирательных комиссий является то, что они по общему правилу обязательны только для нижестоящих избирательных комиссий. Вместе с тем очевидно, что на их содержание ориентируются и другие участники избирательного процесса. Задачей данных нормативных актов является формирование единообразной практики применения избирательных законов1.

На федеральном уровне – избирательное законодательство не кодифицировано, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. Конституция России пока не дает оснований для принятия единого кодифицированного нормативного акта о выборах федеральных органов государственной власти и высших должностных лиц в форме так называемого,избирательного кодекса’’. Возможно в недалеком будущем использование такой прогрессивной правовой формы, при выполнении ряда предварительных конституционно-правовых условий, представляется более предпочтительным и отвечающим интересам правовой гармонизации общества.

Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой.

Избирательное право – это институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативах правовых актах, которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия – выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право упорядочивает процесс воспроизводства на демократической выборной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления. В силу того, что избирательным правом регулируются наиболее важные отношения по поводу осуществления государственной власти, составляющие предмет конституционного права, оно является частью конституционного права.

На современном этапе государственно – правового развития сложились политические, формально-юридические и практические основания рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института1.

Избирательное право принято также рассматривать как гарантированное государством право граждан участвовать в выборах. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – прямое или косвенное право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии и др.) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия граждан в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица.

Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права оно реализуется прежде всего самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться избранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводится целый ряд действий как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса – начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчете голосов и установления результатов выборов.

На основе международных документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание. Их соблюдение придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Серьезные отступления от этих принципов или их нарушение приводят к подрыву доверия к выборам и результатам голосования.

Принцип всеобщности (или отсутствие какой-либо дискриминации) заключается в том, что граждане могут избирать и быть избранными по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений и др.Однако всеобщее избирательное право, в особенности пассивное, ограниченно рядом дополнительных условий или цензов, связанных не только с возрастом, но и с гражданством, рождением, проживанием и другими факторами.

В Российской Федерации всеобщее избирательное право означает, что гражданин России достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, Конституцией РФ установлено, что Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 35 лет (ст.81); депутатом Государственной Думы – гражданин России, достигший 21 года (ст.97).

Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными две категории граждан России: признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это правило, записано в ч.3 ст.32 Конституции РФ действует с ноября 1991 года. До этого, согласно Закону РСФСР от 27 октября 1989 года

Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР’’1, в выборах не участвовали наряду с психическими больными гражданами, признанными судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы с санкции прокурора и находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.

Современное избирательное законодательство России содержит норму в соответствии с которой при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока (ч.7 ст.20 ФЗ,Об основных гарантиях…’’).

Прямое избирательное право – право граждан непосредственно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально созданной для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, собравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой избирательной коллегией, а постоянно действующими органами (избрание президентов парламентами в Греции, Турции и других странах).

Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мозамбике. В настоящее время она существует в Китае.

Достоинство косвенных выборов в том, что в вышестоящие инстанции избираются более грамотные и профессиональные депутаты (поскольку они избираются профессионалами) из ’’своего круга, - нижестоящими депутатами. Однако в силу этого ослабляется связь с избирателями, поскольку многоступенчатые выборы искажают их волю и не всегда выбор коллегии профессионалов (часто с бюрократическим менталитетом) совпадает с выбором простых людей1.

Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов и должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о применении той или иной системы выборов – это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, национальной спецификой2.

Принцип равного избирательного права . Этот принцип является одним из элементов справедливости выборов. Концепция равного избирательного права традиционно выражается формулой “один человек – один голос”.

Этот принцип отражен в действующей Конституции РФ и избирательном законодательстве, суть которого состоит в следующем:

1) избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос. В законах закреплено важнейшее положение, обеспечивающее равное избирательное право – гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке;

3) все граждане участвуют в выборах на равных основаниях (равным правом стать инициатором выдвижения кандидата, участвовать в предвыборной агитации);

избирательные округа по выборам равны между собой по количеству избирателей.

Следующим принципом избирательного права является тайное голосование . Это голосование, при котором исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Это одна из гарантий действительно свободных выборов. Достигается это рядом организационных гарантий и правил, устанавливаемых законодательством о выборах. Избирательные бюллетени не нумеруются, для заполнения бюллетеней избирателям предоставляется специально оборудованные кабины или комнаты, в которых не допускается присутствие посторонних лиц. После заполнения бюллетени опускаются в ящики, исключающие

возможность доступа к бюллетеням до окончания времени голосования и начала подсчета голосов.

Тайное голосование представляет собой давно признанный механизм, обеспечивающий изоляцию избирателей от запугивания. В основе требования, касающегося проведения выборов путем тайного голосования, лежит Всеобщая декларация прав человека, которая гласит, что выборы "" должны проводиться путем тайного голосования или же посредством других различных форм, обеспечивающих свободу голосования” (ст.21 п.3). В Международном пакте о гражданских и политических правах это положение развивается далее, и решительно заявляется, что выборы должны проводиться “ при тайном голосовании” (ст.25). Эта норма проистекает из убеждения международного сообщества в том, что для того, чтобы выборы были действительно свободными, соответствующая процедура должна гарантировать, что то, как проголосовал или как будет голосовать любой избиратель, является его абсолютной привилегией. Это требование касается всего, начиная с составления избирательных бюллетеней и кабин для голосования и заканчивая правовыми положениями, устанавливающими, что ни один голосующий не может быть принужден каким – либо юридическим или государственным органом объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать.

Принцип свободного участия в выборах применяется в большинстве стран и означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без государственного принуждения. Не допускаются любые формы воздействия на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Поскольку выборы – это информационная атака на избирателя, подлинно свободный характер выборов подразумевает ограничение информационно – психологического воздействия, которое обеспечивается: плюрализмом мнений (которые уравновешивают друг друга); запретом давления на избирателя, угроз, шантажа и т.д.; запретом подкупа избирателей; запретом проводить агитацию за день до выборов и в день выборов; запретом контролировать волеизъявление избирателей1.

Добровольное участие в выборах также гарантируется ответственностью должностных и иных лиц, препятствующих выражению граждан своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов (ст.141 УК РФ, глава 5 КоАП Российской Федерации).

К универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти относятся открытость и гласность . Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа. Каждый избиратель в ходе избирательной компании имеет право искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков; составе избирательных комиссий; местонахождении и времени их работы; итогов регистрации; сведений о кандидатах, их доверенных лицах; предвыборных программах кандидатов и избирательных объединений; итогах голосования и результатах выборов. Эти сведения публикуются в печати, оглашаются по радио и телевидению, в других средствах массовой информации.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов.

Гласность предполагает не только объективное освещение избирательной кампании, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов.

Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательностью официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

Принцип обязательности выборов основан на политико – правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статьях 8,9,10 Федерального Закона “Об основных гарантиях и избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”:

Выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ст.9);

Изменения (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается (ч.2 ст.8);

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Если они не назначат выборы, а также в случае их отсутствия, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Если избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, то выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст.10).

Принцип периодичности выборов связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.

Этот принцип позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические партии считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего политического курса или в своей способности должным образом скорректировать его и т.д.

Таким образом, периодичность проведенных выборов является одним из необходимых условий демократичности и легитимности формируемых через избирательный процесс государственных институтов.

Принцип альтернативности выборов является нормативным начальным и конечным условием проведения избирательных кампаний и юридического признания их результатов. Собственно понятие “ альтернативность выборов’’ было введено в юридический оборот определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу Читинской областной Думы. Конституционный Суд квалифицировал альтернативность в качестве важнейшего условия подлинно свободных выборов, обеспечивающего избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления1.

Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права является гарантия избирательных прав граждан Российской Федерации. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов. Введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективного политического права граждан – качественно новый шаг на пути развития современного избирательного права.

4. Избирательные системы современности: понятие виды.

В научной литерату­ре термин "избирательная система" употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов пуб­личной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избирае­мых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система право­вых норм представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная си­стема регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), также обычаями и традициями данного общества1.

Понятие «избирательная система» может применяться как в узком, так и в широком смысле. В первом смысле это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. Как отмечает аме­риканский исследователь К.Боун, «избирательная система, как минимум, включает в себя три аспекта: определение того, что представляет собой один голос (какие действия может предпринять избиратель), порядок суммирования голосов (то есть в национальном масштабе или по округам различных видов) и правило переведения доли полученных голосов в рас­пределение мандатов»2.

Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершен­но различными. Поэтому политические силы нередко борют­ся между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и оши­биться).

В узком смысле слова говорят об избирательной системе, когда выделяются мажоритарная, пропор­циональная, смешанная избирательные системы.

Мажоритарная система является старейшей из всех существующих избирательных систем от франц. majorite – большинство. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого округа обычно избирается один депутат (то есть 1 округ - 1 депутат). Иногда от одного округа избирается большее число депутатов.

В зависимости от количества избирателей, минимально необходимого для избрания депутата, выделяются следующие разновидности указанной системы: мажоритарная система относительного большинства; мажоритарная система абсолютного большинства;

мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства -самый распространенный вид мажоритарной системы. В настоящее время в "классическом" виде ее применяют 43 страны (как правило, англоязычные).

При ее применении избранным считается тот кандидат, который в округе набрал больше число голосов, чем его соперники (причем данная система требует от кандидата набрать обязательный минимум голосов, например 50% +1 голос от числа голосующих либо иное обязательное количество голосов; единственное требование - получить голосов больше, чем лично каждый соперник).

В ряде стран применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Ее главные отличия от аналогичной системы относительного большинства

в том, что:

Для избрания от округа необходимо набрать не простое большинство (то есть больше, чем другие кандидаты), а обязательно абсолютное (то есть 50% + 1 голос) большинство голосов от принявших участие в выборах избирателей;

Если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства (50% + 1 голос), проводится 2-й тур, в котором, как правило, участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1-м туре;

Победителем (из двух оставшихся кандидатов) во 2-м туре обычно считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;

Существует также еще один вид мажоритарной системы - мажоритарная система квалифицированного большинства, предъявляющая крайне высокие требования ко­личества голосов, необходимых для избрания (например, до 1993 г., чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было набрать 65% (почти 2/3 голосов). Как правило, в демократических странах подобное большинство с 1-го раза получить практически невозможно, и данная система применяется крайне редко.

Пропорциональная избирательная система является наряду с мажоритарной наиболее распространенной при проведении выборов. Суть данной системы в том, что:

Партии выдвигают так называемые "партийные списки", в которых указываются как сами кандидаты от данной партии, так и их очередность на получение мандатов;

Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов);

Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются междуеекандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке. Впервые данная система была предложена в ходе Великой французской революции, а впервые применена через 100 лет после нее -на выборах 1889г. вБельгии.

В отличие от мажоритарной системы применяемой обычно в крупных государ­ствах, где конкурируют, как правило 2 ведущие партии, пропорциональная изби­рательная система хороша для небольших по территории государств с развитой многопартийностью (то есть имеющих не 2, а 5 - 10 примерно равных по силе партий). Например, в настоящее время она применяется в Эстонии, Латвии, ряде скандинавских стран, при выборах "нижней" палаты парламента в Польше, Че­хии, до 1993 г. - в Италии.

Несмотря на то, что во многих странах мажоритарная (США, Великобритания и др.) и пропорциональная (Эстония и др.) избирательные системы применяются "в чистом виде", ряд государств пошел по пути их комбинирования, а также использования нетрадиционных избирательных систем.

Комбинирование (объединение) мажоритарной и пропорциональной систем имеет смысл потому, что, во-первых, каждая из них имеет свои достоинства, а во-вторых, их совместное применение значительно нейтрализует недостатки каждой из них. В зависимости от соотношения элементов мажоритарности и пропорциональности смешанные избирательные системы могут быть симметричными и асимметричными.

При использовании симметричной смешанной системы половина членов парламента избирается по мажоритарной системе, а половина - по пропорци­ональной (то есть обе системы на равных влияют на формирование парламента), Такой порядок, в частности, принят при избрании Государственной Думы России, Верховной Рады (парламента) Украины, Великого Народного Собра­ния Болгарии.

Асимметричная смешанная система предполагает неравное соотношение эле­ментов мажоритарности и пропорциональности. Например, при выборах Госу­дарственного Собрания Венгрии 176 депутатов избираются по мажоритарной система, 210 -по пропорциональной (здесь имеется слабая асимметрия, по­скольку равенство систем нарушено незначительно); при выборах Парламента Грузии 85 депутатов избираются по мажоритарной системе, 150 - по пропорци­ональной (депутатов, избранных от партий, почти в 2 раза больше депутатов, избранных по округам,-сильная асимметрия).

В настоящее время наметилась стойкая тенденция (особенно в странах, не­давно начавших строить свою государственность) не отдавать предпочтение какой-либо системе "в чистом виде", а использовать именно смешанную изби­рательную систему, В очень многих современных государствах она применяется при избрании "нижней" палаты парламента.

В ряде стран при выборах применяютсянетрадиционные избирательные

системы. Как правило, это усложненные пропорциональные системы с раз­личными нововведениями, смягчающими их недостатки, но делающими их отличными от "классической" пропорциональной системы. Нередко такие систе­мыименуют модифицированными или полупропорциональными . К ним чаще всего

относятся:

- система единственного непередаваемого голоса (ограниченный вотум);

Кумулятивный вотум;

Панаширование1.

В Российской Федерации задолго до сентября 1993 г. была оче­видна задача серьезного обновления российской избиратель­ной системы. Основной проблемой, которую предстояло решить, была демократизация избирательной системы. При этом необ­ходимо было отказаться как от отдельных устаревших норм, так и целого ряда институтов советской избирательной системы, неприспособленных для выборов в условиях многопартийности.

При выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. была использована смешанная избирательная система. В Положе­нии о выборах депутатов Государственной Думы было уста­новлено, что одна половина депутатов Государственной Думы избирается на основе системы пропорционального представи­тельства, а другая - на мажоритарной основе. Из возможных модификаций пропорционального представительства была выбрана технически наиболее простая, когда избирательными объединениями (партиями, движениями иих блоками) составляются связанные (то есть не допускающие возможности из­менений в очередности кандидатов) общефедеральные списки кандидатов. По такой системе вся страна представляет собой единый общефедеральный 225-мандатный избирательный округ, по которому и производится распределение депутатских мандатов между избирательными объединениями, перешагнувшими 5%-й барьер поддержки избирателей по всей России1.

Избирательная система, использованная при выборах в Государственную Думу в 1995, 1999 и 2003 году в основных чертах повторила избирательную систему, применявшуюся при выборах в 1993 году.

5. Избирательный процесс: понятие и основные стадии.

Избирательное право и избирательный процесс тесно связаны с политической сферой функционирования государства и общества. Если избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, то избирательный процесс как форма реализации субъективного политического права отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии.

Введение и использование в научном, законотворческом, правоприменительном и международно-правовом словаре наряду с традиционным понятием «организация и проведение выборов» нового понятия «избирательный процесс», понимаемого как технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур, представляются оправданными. Понятие «избирательный процесс» является по своему содержанию и объему более широким и включает, наряду с организационно-технологическими и информационно-финансовыми аспектами, некоторые новые аспекты, отражающие современные социально-политические и социокультурные основания и условия осуществления избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления1.

Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, используется в широком и узком значении и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного раскрытия (развертывания) в виде последовательности стадий избирательного процесса. В широком смысле термин «избирательный процесс»поглощает содержание термина «избирательная кампания» как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле «избирательный процесс» как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Понятие «избирательный процесс», включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводится к нему, поскольку охватывает ряд стадий, действий и процедур за формально временными рамками последней. Демократический избирательный процесс – это часть политического процесса и режима, установленного в стране, и непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии, образующих социально-политическую и социокультурную инфраструктуру реализации избирательных прав граждан. Кроме того, до начала конкретной избирательной кампании необходимо совершить ряд важных действий и процедур, благодаря которым избирательный процесс является не только юридической техникой реализации голосования, но и институтом, обеспечивающим политическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность власти1.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законом избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц.

Итак, рассмотрим основные стадии избирательного процесса.

Федеральное избирательное законодательство, закрепляя основные гарантии избирательных прав и свобод граждан, обеспечивает на всей территории Российской Федерации соблюдение единых демократических избирательных стандартов и их реализацию при проведении различных видов выборов.

Характеристику данного вида источников избирательного права следует начать с Конституции РФ. Основной закон России занимает ведущее место среди источников права, так как имеет высшую юридическую силу, регулирует наиболее важные стороны общественной жизни и является базой для формирования всего законодательства. Необходимо отметить, что в Конституции РФ 1993 г. отсутствует специальная глава об избирательном праве и избирательной системе, как это было, например, в конституциях советского периода. Вместе с тем, нормы Конституции РФ закрепляют основные принципы избирательного права, которые затем конкретизируются и детализируются в федеральном избирательном законодательстве и в других источниках избирательного права.

Рассмотрим данные положения Конституции РФ более подробно.

Во-первых, Конституция РФ закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя принцип народовластия, устанавливая, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ).

Во-вторых, Конституция РФ закрепляет и гарантирует избирательное право в субъективном смысле, т. е. право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав. К ним относятся лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией РФ (за исключением ограничений пассивного избирательного права для кандидатов в Президенты РФ и депутаты Государственной Думы). Все ограничения избирательных прав граждан не должны противоречить Конституции РФ.

В-третьих, Конституция РФ определяет основные требования, предъявляемые к выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Но следует отметить, что только применительно к выборам Президента России закреплены принципы избирательно права (ч. 1 ст. 81). Конституция РФ устанавливает также требования, предъявляемые к гражданам, обладающим пассивным избирательным правом, т. е. к кандидатам в Президенты РФ и в депутаты Государственной Думы. Согласно ч. 2 ст. 81 Основного закона для кандидата в Президенты РФ установлен возрастной ценз - не моложе 3 5 лет и ценз оседлости - постоянное проживание в Российской Федерации не менее Шлет. Согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ не моложе 21 года и имеющий право участвовать в выборах (в данном случае следует вспомнить положения ст. 32 Конституции РФ, о которых уже говорилось выше).

В-четвертых, Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства. Ст. 71 устанавливает, что вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе и избирательных прав) отнесены к ведению Российской Федерации. К ее исключительному ведению отнесены также вопросы формирования федеральных органов государственной власти.

В-пятых, в самой Конституции РФ установлен механизм защиты конституционных норм, в том числе и норм, закрепляющих избирательные права граждан и гарантии их реализации.

В-шестых, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Это положение позволяет включить в число норм избирательного права России, обладающих высшей юридической силой, нормы-принципы, содержащиеся в международных источниках. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приоритетными являются правила международного договора.

В международных договорах содержатся международные избирательные стандарты, которые должны определять содержание национального законодательства. Речь идет об обязательствах государств предоставить своим гражданам право на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, не посягать на эти права и обеспечивать их реализацию. Так, избирательное законодательство РФ основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих возможности граждан избирать и быть избранными на подлинных периодических выборах, проводимых на принципе всеобщего избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Конституционный Суд РФ, являясь органом конституционного контроля, часто основывает свои выводы на принципах, закрепленных в этих международных правовых актах. Конституционный Суд РФ играет особую роль в правовой охране Конституции РФ и обеспечении ее соблюдения.

В практике его деятельности затрагиваются вопросы содержания принципов избирательного права и механизмов их реализации, вопросы назначения выборов, выдвижения кандидатов, определения итогов голосования и другие, возникающие в ходе избирательного процесса. Решения Конституционного Суда РФ также являются источниками российского избирательного права и влияют как на правотворческую, так и на правоприменительную деятельность в данной сфере. Они оказывают существенное влияние на развитие избирательной системы и избирательного законодательства, а тем самым на развитие демократического процесса российской государственности.

В системе избирательного законодательства РФ, безусловно, центральное место занимает Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее - ФЗ «Об основных гарантиях...»). Данный Закон является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом. Он не только устанавливает и регулирует гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, Закон содержит четко и логически выстроенную схему всех стадий избирательного процесса, раскрывает содержание каждой стадии, каждой избирательной процедуры, а также закрепляет систему правовых средств, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан.

Следует отметить, что в случае противоречия между федеральным или региональным законом о выборах и ФЗ «Об основных гарантиях...» будут применяться нормы последнего. Такое же правило действует и в случае отсутствия в законодательстве субъектов РФ необходимого нормативного правового акта.

В системе федерального избирательного законодательства следует выделить федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти. Это Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федера- ции» . Основываясь на положениях Основного закона и ФЗ «Об основных гарантиях...», эти акты содержат нормы, детально регулирующие порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, начиная со стадии назначения даты выборов и заканчивая регламентацией порядка обжалования нарушений избирательных прав граждан и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о выборах.

Среди актов федерального избирательного законодательства отметим также Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»3, который был принят с целью восполнения пробелов в регулировании порядка проведения муниципальных выборов.

Кроме того, к источникам избирательного права федерального уровня следует отнести Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Данные нормативные правовые акты устанавливают не только основные принципы проведения выборов соответствующих органов и должностных лиц, но и регламентируют некоторые стороны самого избирательного процесса.

Вышеназванные законы являются источниками избирательного права и входят в систему избирательного законодательства. Предметом их регулирования являются избирательные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов. Но кроме этих законов при проведении выборов в органы государственной власти федерального и регионального уровня, а также и местного самоуправления должны применяться и другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права. Среди них следует назвать, например, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Политическим партиям принадлежит важная роль в избирательном процессе. Именно они являются избирательными объединениями и имеют право выдвигать кандидатов (списки кандидатов).

Избирательное законодательство РФ включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: информационного, финансового, уголовного, административного законодательства ит. д. Так, например, нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливают ответственность за избирательные правонарушения. И следует отметить, что сочетание санкций, установленных избирательным законодательством, с мерами административных взысканий и уголовных наказаний за нарушение избирательных прав граждан и процедуры выборов способно обеспечить эффективное функционирование института ответственности в избирательном праве.

Граждане РФ наделены большим количеством прав в отношении выбора органов власти, формирования состава структур местного самоуправления и даже внесения изменений в Конституцию страны. С точки зрения содержания законов, регулирующих выборы в России, наша страна - одна из наиболее демократических в мире. Конечно, нам далеко до Швейцарии с ее прямой демократией, но государство дает россиянам все ресурсы для полноценного народного управления страной.

Что такое избирательное право

Избирательное право - это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый - это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй - когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права - наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России - все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) - лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право - это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

в России

Избирательное право - это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два - мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат - это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ - это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ - это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример - рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Выборы в Госдуму

Российская система избирательного права подразумевает несколько разных Один них - избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного голосования. В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проголосовать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован. Получив такой-то процент голосов, партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет. Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты голосования (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход голосования на локальных участках - в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей. Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель. Во-первых, он следит за корректностью подсчета голосов. Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против». Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги голосования, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

Что такое прямая демократия

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в (в том числе на Руси в виде народного вече).

Сейчас прямая демократия встречается разве что на уровне небольших коллективов (скажем, при выборе старосты в университетской группе). Есть элементы прямого народного правления и в некоторых муниципалитетах, например, в израильских кибуцах, в швейцарских кантонах (плюс в рамках проходящих в Швейцарии национальных референдумов).

Пример прямой демократии в Швейцарии

Рассмотрим швейцарскую модель прямой демократии. Вот пример, когда гарантированное институтами прямой демократии избирательное право - это инструмент влияния на национальную политику. Недавно в стране проводился референдум, где решался вопрос об ужесточении иммиграционной политики. За то, чтобы принять более строгие законы, проголосовало 78,8% швейцарцев. В итоге осенью 2015 года потенциальным мигрантам будет сложнее натурализоваться в этой европейской стране: будут, например, созданы особые лагеря для проверки личностей беженцев. по признанию ряда аналитиков, показал остальному миру, насколько эффективна и близка народу, его настроениям прямая демократия, а также то, насколько широкими могут быть избирательные права граждан.

История швейцарского народовластия, как считает большинство историков, берет отсчет с XVI века. Тогда появились органы самоуправления под названием «ландсгемайнде», контролировавшие жизнь местных общин. Право голоса имели только мужчины, обладающие правом носить с собой оружие. Следующий шаг к появлению прямой швейцарской демократии - первый референдум, состоявшийся в мае 1802 года. Тогда была утверждена конституция Гельветической республики.

Сейчас любой гражданин Швейцарии может, во-первых, голосовать, а во-вторых - инициировать общенациональное обсуждение того или иного законопроекта, внесение изменений в текущие акты, кодексы или даже Конституцию страны. Правда, понадобится собрать немалое количество подписей для того, чтобы инициатива была зарегистрирована. Конкретное их количество зависит от типов референдума. В Швейцарии их два - факультативный (для него нужно 50 тысяч подписей) и обязательный (100 000 подписей).

Такое различие объясняется просто: факультативный референдум - это обычно процесс против принятого парламентским путем закона, то есть для инициирования факультативного референдума должны возникнуть определенные условия, а обязательный референдум - это процесс «с чистого листа», для которого соблюдения особых условий не требуется.

Выборы президента России

Россия, как считают многие эксперты - президентская республика. То есть должность главы государства здесь не номинальна (как, например, в ФРГ), президент де-юре и де-факто сосредотачивает в своих руках огромные властные полномочия, и потому российское избирательное право наделяет процедуру выбора главы государства рядом особых признаков, отличающих данный процесс от избрания, скажем, депутатов Госдумы.

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз - 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.

Если на выборах в Госдуму одна и та же партия может занимать хоть все 450 мест сколько угодно раз подряд, то президентом России можно стать только два раза кряду. Есть мнение, что ограниченное количество переизбраний главы государства может воспрепятствовать авторитаризму. Смена личностей на должности президента, как полагают некоторые политологи, - условие мирного, законного поведения оппозиции, у которой всегда есть шанс выставить на выборах своего кандидата и победить. В противном случае оппозиция может устроить государственный переворот. Конституция России позволяет одному и тому же человеку занимать президентский пост трижды, четырежды и большее количество раз, но только не дважды подряд.

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Выборы главы государства в России могут быть признаны несостоявшимися в нескольких случаях. Во-первых, если на участки пришло менее половины от избирателей. Во-вторых, если Центризбирком выявил большой процент нарушений при подсчете голосов. В-третьих, выборы аннулируются, если более чем на 25% участков итоги голосования недействительны.

Президент России может быть избран в первом туре, если наберет более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, то назначается второй тур, в котором достаточно набрать простое большинство голосов.

Избирательное законодательство - совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением избирательных прав граждан.

Указанные законы и иные нормативные правовые акты являются источниками избирательного права. См. Избирательное право, .

В структуре избирательного законодательства выделяются:

1. федеральное избирательное законодательство;

2. региональное избирательное законодательство;

3. муниципальные нормативные акты, содержащие предписания избирательного права.

. 2013 .

Смотреть что такое "Избирательное законодательство" в других словарях:

    Подотрасль конституционного права. В формально юридическом смысле представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, опосредующих реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в и и… … Российское избирательное право: словарь-справочник

    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) В объективном смысле: совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И.п. организуются и проводятся избирательные кампании, а… … Энциклопедия юриста

    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И. п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на основе И. п.… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) в объективном смысле подотрасль конституционного права, представленная совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе проведения выборов. Источниками И.п. в этом значении являются: Конституция РФ,… …

    См. Избирательное законодательство … Российское избирательное право: словарь-справочник

    Избирательное право субъективное - Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Действующее российское законодательство даёт более широкую трактовку… … Википедия

    Избирательное право - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных и судебных органов власти. Избирательное право обычно регламентируется Конституцией и специальными законами о выборах. Оно определяет порядок… … Политология. Словарь.

    избирательное право - конституционное право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в выборные государственные и муниципальные органы, участвовать в референдуме. * * * ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ… … Энциклопедический словарь

    РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Р.и.п. гарантируется закреплением в законодательстве следующих требований: каждый избиратель имеет один голос, голоса избирателей равны;… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Субъективное избирательное право - Субъективное избирательное право право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Действующее российское законодательство даёт более широкую… … Википедия

Книги

  • На подступах к федеральным выборам - 2016. Региональные и местные выборы в России 13. 09. 2015 г. , Любарев Аркадий Ефимович, Кынев Александр Владимирович, Максимов Андрей Николаевич. Настоящее издание подводит итоги работы Комитета гражданских инициатив по мониторингу избирательных кампаний, голосование в рамках которых состоялось 13 сентября 2015 года. Основное внимание… Купить за 287 руб
  • На подступах в федеральным выборам - 2016. Региональные и местные выборы в России 13 сентября 2015 года , А. Кынев, А. Любарев, А. Максимов. Настоящее издание подводит итоги работы Комитета гражданских инициатив по мониторингу избирательных кампаний, голосование в рамках которых состоялось 13 сентября 2015 года. Основное внимание…