Материнский капитал переселенцам. Государственная программа переселения соотечественников в россию

Введение

1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

3. Права и обязанности лица, признанного беженцем

4. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца

Заключение

Использованная литература

Введение

Мигрант - такой же человек, как все россияне и, следовательно, на него распространяются положения Конституции РФ и других законов страны. Однако, некоторые из правовых актов непосредственно посвящены вынужденным мигрантам.

Разделение мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев происходит прежде всего по принципу гражданства: вынужденный переселенец - это гражданин России, а беженец - нет.

Замысел законодателей состоял в том, чтобы каким-то образом отделить мигрантов - граждан недавно единого государства от беженцев-иностранцев. Предполагалось, что в соответствии с Законом о гражданстве РФ приезжающие в Россию соотечественники быстро и легко примут российское гражданство, что даст им право получить статус вынужденного переселенца. Мигранты же из дальних стран, не имея российского гражданства, смогут претендовать только на статус беженца.

1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ "О беженцах").

Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

Вынужденный переселенец - гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").

Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.

2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.

Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);

7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.

В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).

Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Разница статуса вынужденного переселенца в сравнении с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев - нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам - нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев - учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.

Когда я стал готовить правовую часть проекта, то понял, что ни один человек из развитых стран к нам не поедет. Российское миграционное законодательство излишне жесткое. В миграционной политике должны учитываться истинные цели переселенцев: в случае их участия в возрождении российских деревень и весомого вклада в развитие экономики России, государство должно давать соответствующие преференции и гарантии приезжающим иностранцам; создать такие условия, которые бы, наоборот, сделали получение разрешения на временное проживание (РВП) максимально простым и удобным.

Обратимся к истории. Со времен Екатерины Великой до Николая Второго в Россию из Европы перебралось более 7 миллионов человек. В основном это были немцы, голландцы, австрийцы. «Российские немцы» входили в первую десятку народов страны по численности (в 1908 - 3 млн. 70 тыс. чел., в 1990 г. - 2 млн. чел., в 2003 г. - чуть более 500 тысяч чел) Например, перед русско-японской войной доля генералов немецкого происхождения в генералитете Русской Армии составляла 21, 6 %. На 15 апреля 1914 г. среди 169 "полных генералов" было 48 немцев (28,4 %), среди 371 генерал-лейтенанта - 73 немца (19,7 %), среди 1034 генерал-майоров - 196 немцев (19%) (Ю. Веремеев. Немцы в русской армии накануне и в годы Первой Мировой войны ). Более 30 процентов переселенцев в США были германцами.

Обратимся к опыту Германии, которая за последние 40 лет приняла более 9 миллионов трудовых мигрантов. Здесь лица, имеющие право на получение убежища, и переселенцы получают разрешение на пребывание сроком на три года с неограниченным доступом на рынок труда. Они имеют право на воссоединение с членами семьи. Если соответствующее заявление подается в течение трех месяцев с момента признания Федеральным ведомством по делам миграции и беженцев, тогда даже не приходится доказывать, что переселенец может обеспечить содержание членов своей семьи. Через три года или пять лет выдается постоянный вид на жительство, если выполнены дополнительные условия, такие как обеспечение средствами к существованию и определенный уровень владения немецким языком. В США, страну-лидер по иммиграции, каждый год прибывает около 1 000 000 человек. Семья переселенцев получает пакет социальной помощи от государства, а нетрудоспособные и пожилые члены семьи - пенсию. Оказывается материальная помощь, проводится бесплатное медицинское обследование, предоставляется медицинская страховка, бесплатные курсы по изучению английского языка. В 1970 году в США проживали 205, 1 млн человек, сейчас 325 350 377человек - за 47 лет страна выросла на 120 млн человек. Эти темпы прироста народонаселения должны мобилизовать российских бюрократов.

Чтобы Россия развивалась, крепла, имела возможность защищаться, происходил рост благосостояния населения, повышался размер прожиточного минимума, на её территории должно проживать как минимум 250-400 миллионов человек (а лучше значительно больше). В нашем случае, с населением в 90 млн чел., России тяжело защищать свои границы, а в будущем это будет практически нереально. Невозможно развивать бизнес, оказывать существенное влияние на мировую культуру, политические, экономические процессы в мире при столь малочисленном населении. Количество прописанных душ населения не может служить мерой оценки человеческого ресурса. Озвученная цифра в размере 146 млн чел. на момент 2017 г. не находит подтверждения в реальности (Росстат предлагает нам неверные цифры - учитывать нужно не людей, зарегистрированных в стране в соответствии с наличием свидетельства о рождении и паспорта, а фактически проживающих на территории РФ. Многие зарегистрированные граждане давно обосновались за рубежом на постоянной основе).

В качестве одного из шагов по принятию мер для выхода из демографического кризиса предлагаю создать частный Фонд помощи переселенцам при Федеральной миграционной службе. Я сам готов стать соучредителем и внештатным советником Фонда. На должность председателя рекомендую рассмотреть кандидатуры умнейших женщин России - Ольги Баталиной, Оксаны Дмитриевой, Ольги Щетининой. Мое убеждение - найти выход из демографического кризиса могут только женщины.

Финансирование Фонда будет осуществляться следующим образом. Предлагаю отчислять определенный процент с годового дохода состоятельных граждан России:

С 6 до 11 миллионов рублей - 2%,

С 12 до 17 миллионов - 3%,

С 18 до 20 миллионов - 4%,

Свыше 20 миллионов - 5% (например, в Германии после объединения ГДР и ФРГ с 1990-х годов по сегодняшний день физические лица страны платят 5% - налог солидарности - от любого вида получаемого дохода в Фонд развития территории ГДР).

Россия должна установить квоту приёма иностранных граждан из развитых капиталистических стран до 100 000 человек в год и неограниченное количество граждан русского происхождения. Необходимо предоставить переселенцам следующие льготы: каждому члену семьи - по 10 кубов леса (семье из 5 человек - 50 кубов), каждой семье переселенцев - бесплатно 50 соток земли. Кроме того, государство гарантирует новым гражданам год освобождения от всех налогов и обязательное медицинское страхование.

Фонд будет оплачивать:

Легализацию иностранцев (все формальности, справки, переговоры, пошлины);

Обучение русскому языку и профессиональное обучение.

А также оказывать помощь в открытии бизнеса и устройстве на работу.

Предлагаю ознакомиться с законодательной частью РФ по приему переселенцев, приведенную ниже. На мой взгляд, она перегружена бюрократизмом. Например, во многих других странах мира переселенцам при покупке недвижимости на определенную сумму (даже в Евросоюзе) предлагают постоянный вид на жительство или даже гражданство со всеми преференциями. Можно заранее предположить, что на определенном этапе реализации мер по стабилизации демографического кризиса страны законодательная база в области российской миграционной политики будет подлежать изменениям.

I. Что дает разрешение на временное проживание в РФ?

Разрешение на временное проживание иностранного гражданина (РВП) дает иностранцу право временно проживать на территории России и осуществлять трудовую деятельность в стране. Простыми словами, иностранец с РВП имеет право легально жить и работать в Российской федерации до получения вида на жительство в России или гражданства.

II. Права граждан с РВП

Если у иностранного гражданина есть РВП в России, то:

  • Он может свободно въезжать на территорию России и выезжать из страны.
  • Он может легально трудиться в России.
  • Иностранец с РВП может зарегистрировать свою фирму или ИП.
  • Также РВП дает право на бесплатную медпомощь и посещение поликлиник по месту проживания.

При этом есть и ограничения:

  • Работать иностранец с РВП в России может исключительно в том регионе РФ, на который ему было выдано его разрешение на временное проживание.
  • Иностранный гражданин не может отсутствовать в России более полугода, в противном случае РВП иностранца может быть аннулировано. При этом учитываются только непрерывное количество дней отсутствия на территории РФ, а не суммарное количество дней, когда иностранный гражданин выезжал из России.

III. Срок действия РВП

Иностранному гражданину РВП выдается на срок до 3 лет, таким образом, срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Возможности продлить РВП после трех лет нельзя.

Выдача РВП иностранному гражданину осуществляется:

  • в пределах регламентированной законом квоты на выдачу разрешений на временное проживание в России;
  • без учета квоты при наличии оснований для получения РВП

IV. Как получить квоту на РВП?

Чтобы встать в очередь на РВП в выбранном регионе, иностранный гражданин должен подать заявление на получение РВП в России в госорганы или их представительства в этом регионе, и собрать все необходимые документы для подачи.

Решение о выдаче квоты на РВП будет приниматься после того, как иностранный гражданин подаст все документы на получение РВП в общем порядке.

При этом подача заявления еще не гарантирует иностранцу факт получения РВП, однако если сотрудники госорганов приняли заявление на РВП, это значит, что квоты на РВП в данном регионе еще не исчерпаны.

V. Когда можно подавать документы на РВП?

Подавать заявление и остальные документы на РВП нужно как можно раньше, сразу после начала нового года, начиная с 1 января. Поскольку квота устанавливается ежегодно и исчерпывается она всегда по-разному в зависимости от субъекта РФ, поэтому, чем ближе к началу года, тем больше неисчерпанных квот на РВП есть в регионе.

Однако стоить учесть, что для сбора остальных документов на РВП требуется определенное время, в том числе на сдачу экзаменов, прохождение медкомиссий и пр. Поэтому рекомендуется начинать готовить документы для подачи на РВП заранее, минимум за месяц до предполагаемой даты подачи документов на разрешение на временное проживание в России.

VI. Сроки рассмотрения разрешения на временное проживание по квоте

В первую очередь, сроки рассмотрения заявления на получение разрешение на временное проживание в России по квоте сотрудниками ГУМВ МВД (ФМС) зависят от того, в каком порядке иностранный гражданин прибыл на территорию России - в визовом (по визе) или безвизовом (без визы).

Если иностранный гражданин прибыл в РФ по визе, то согласно закону, заявление на получение РВП на рассмотрении находится до 6 месяцев после сдачи документов на РВП.

Если же иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке, то согласно закону, срок рассмотрения заявления на РВП составляет 60 дней.

VII. Дактилоскопия для РВП

Как уже говорилось выше, после того, как прошение о разрешении на временное проживание в России будет рассмотрено, иностранного гражданина оповестят о решении по телефону или в письменном виде.

В случае положительного решения о выдаче, иностранному гражданину нужно будет пройти дактилоскопию на РВП.

Проводится дактилоскопия при получении РВП, то есть иностранному гражданину, который пришел за штампом РВП в паспорт, необходимо будет на месте сдать отпечатки пальцев.

VIII. Экзамены на разрешения на временное проживание

Для того чтобы получить разрешение на временное проживание в России иностранный гражданин должен подтвердить знание русского языка

Таким образом, тестирование на РВП содержит в себе 3 блока:

  • тестирование по русскому на РВП;
  • тесты на РВП по истории;
  • тесты по основам законодательства.

То есть, сдача экзамена на РВП заключается в прохождении комплексного тестирования, которое состоит из 3х модулей: русский язык, история России, основы законодательства.

IX. Медкомиссия для РВП

Пройти медкомиссию на РВП необходимо каждому иностранному гражданину, подающему заявление на выдачу разрешения на временное проживание в России.

Медкомиссия на РВП для детей также обязательна, если вы подаете заявление на выдачу разрешения на временное проживание для ребенка.

Чтобы в ГУВМ МВД получить бланк направления на медосмотр на РВП, иностранному гражданину необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт (документ, удостоверяющий личность);
  • нотариально заверенный перевод паспорта (документа);
  • копию миграционного учета;
  • копию миграционной карточки.

По результатам прохождения медкомиссии на РВП иностранному гражданину выдается заключение о состоянии его здоровья:

  • Справка медицинского освидетельствования;
  • Сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
  • Медицинская справка для РВП и сертификат также предоставляются в госорганы.

X. Анализы и медосмотр на РВП

Медкомиссия для получения РВП включает в себя осмотр терапевтом, фтизиатром, дерматовенерологом и психиатром-наркологом.

  • Также необходимо будет сдать следующие медицинские анализы на РВП:
  • Анализ крови на ВИЧ-инфекцию и сифилис;
  • Клинический анализ крови;
  • Анализ мочи на наличие психотропных веществ;
  • Общий анализ мочи;
  • Сделать флюорографическое обследование грудной клетки.

Медкомиссия для РВП также должна подтвердить, что у иностранного гражданина не найдено следующих инфекционных заболеваний:

  • Лепра,
  • ВИЧ-инфекция,
  • Туберкулёз,
  • Наркомания,
  • Инфекций, передающихся половым путем.

В случае выявления этих болезней на медосмотре на РВП, иностранному гражданину будет отказано в выдаче РВП.

Размещаю свое мнение с надеждой, что каждый, кто согласен с выводами этой статьи, подпишет соответствующую петицию с обращением в Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ, которая будет опубликована в середине марта. У читателя есть время подумать и принять решение. Это должна быть масштабная государственная программа с привлечением экспертов Министерства экономического развития, Министерства финансов, Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы и др.

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ДУШИ И РАЗУМА ЧИТАЙТЕ КНИГИ АЛЕКСАНДРА ПОТЁМКИНА

Книги можно купить на сайте Издательского Дома "ПоРог "
или заказать по телефонам 8-800-250-63-76, 8-495-611-35-11

Могут ли переселенцы рассчитывать на временное или постоянное жильё? Эта тема обросла легендами. Некоторые уверены, что в России им дадут квартиру, стоит лишь переехать и получить гражданство. Другие, наоборот, не берут даже самой малой помощи - просто потому, что не знают о ней.

Возможно вам будет интересно:

Почему так получается, и может ли на самом деле переселенец рассчитывать на жильё? И если да, то на каких условиях?

Жильё для переселенцев: кому положено?

На что может рассчитывать приезжий человек, зависит от причины его переезда и от того, в какую область он отправляется. Многое зависит от региона и социального статуса иностранного гражданина.

Помощь может предоставляться на разных основаниях:

  1. Людям, которые покинули свою страну по собственному желанию, просто чтобы сменить место жительства на Россию.
  2. Вынужденным переселенцам и беженцам, кого условия в родном краю заставили срочно переехать.

В первом случае некоторые могут рассчитывать на получение "подъёмных", а иногда и на жильё. Но сейчас подобная помощь предлагается всё реже. Получит человек её или нет, зависит от выбранных города и области: у каждого из них своя политика в отношении новых граждан РФ. Кроме того, в качестве жилья часто предоставляются плохие дома в полузаброшенных деревнях. Хотя они действительно оформляются в собственность.


Но больше интереса сейчас к вопросу, есть ли жильё для переселенцев, которые вынужденно покинули свою страну. Это важно как для тех, кто уже пересёк границу, так и для тех, кто только собирается в Россию. Их права и возможности в РФ регулируются законодательством. Например:

  1. ФЗ №4530-1 "О вынужденных переселенцах".
  2. ФЗ №4528-1 "О беженцах".
  3. Ст. 108 Жилищного кодекса РФ, кратко объединяющая эти законы.

У переселенцев действительно есть возможность получить жильё, но временное, и это не всегда просто. Часть препятствий на пути к получению беженцы могут устранить сами, часть совсем от них не зависит.


Где искать общежития для мигрантов?

Территориальный орган ГУВМ МВД прописывает порядок очерёдности получения беженцами временных помещений для проживания. Это делается в соответствии:

  • с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845;
  • и Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 275.

Именно в Миграционную службу нужно обратиться, чтобы узнать, какие общежития для мигрантов предоставляются, и как получить право проживания там. Сразу заселиться удаётся не всем.

Лагеря для беженцев: временное пристанище

Несмотря на существование законов о беженцах и вынужденных переселенцах, на практике они используются только тогда, когда начинается поток мигрантов в страну. В такие периоды людей много, и быстро расселить такое количество приезжих почти невозможно.


В связи с этим тех, у кого нет возможности куда-либо заселиться, миграционная служба временно направляет в лагеря для беженцев. Подобные места - вовсе не альтернатива жилью, а единственная помощь, которую могут оказать до получения комнаты. Лагеря создаются с единственной целью: чтобы те, кому пока некуда идти, могли находиться в хоть сколько-нибудь пригодных для жизни условиях.

Всегда ли сначала отправляют в лагерь?

Находиться в таких местах приходится далеко не всем. Каждая ситуация зависит от ряда факторов:

  • Региона в целом и его загруженности беженцами. У каждой области - свои возможности для расселения, своё количество жилплощади, которую можно предоставить. Распределение переселенцев также неравномерно. Например, большая часть приехавших из Украины расселилась по Донецкой области, за счёт чего места явно не хватало.
  • Наличия документов и скорости получения нужных справок. Бумажная волокита - это вынужденная мера; властям нужно отчитываться. Многое зависит и от того, спешит ли человек оформить необходимые справки или откладывает на потом. Без них он мало на что может рассчитывать.
  • Статуса мигранта. О себе нужно заявить в Миграционной службе, чтобы признали беженцем или вынужденным переселенцем. Без этого человек остаётся простым приезжим и никаких привилегий не имеет.

Как попасть в центр временного размещения вынужденных переселенцев?

Лагерь является крайней мерой. Также его организация возможна не в любом климате и не в любое время года. Поэтому чаще до официального получения временного жилья мигрантов направляют в центр временного размещения вынужденных переселенцев или беженцев.

Стоит понимать значения понятий "вынужденный переселенец" и "беженец".

  1. Первый вынужденно переезжает из одной области в другую, но в пределах РФ, либо является бывшим гражданином России, но волей обстоятельств должен вернуться.
  2. Второй - мигрант другой страны.

Права на получения временного жилья и льгот у этих категорий почти одинаковые. А вот список документов для получения статуса - разный. Также отличаются первоначальные возможности. У кого-то есть родственники с жильём, поэтому ему отказывают. Другие могут получить место для проживания в связи с инвалидностью или особым социальным статусом. Ситуаций очень много, у всех свои нюансы.

Потому и получается, что один человек приехал и сразу заселился в общежитие всей семьёй. Другой приезжает и месяцами не может получить хотя бы койко-место. Для ускорения процесса нужно иметь на руках хотя бы базовую схему действий. А это сложно, учитывая, что люди находятся в незнакомом городе, обременены постоянной борьбой за выживание.

Как ускорить процесс получения жилья?

Для улучшения ситуации зачастую достаточно базовой консультации юриста. Взглянув на документы, он оценит перспективы и распишет план действий. Далее, если у человека есть время и капля упорства, он справится сам.


Если этого нет, лучше нанять специалиста. Его услуги кажутся дорогими. Но, если сопоставить их с ежедневными затратами на жильё, а также с отсутствием льгот, картина предстаёт в другом свете. Зачастую получается, что это намного выгодней.

Какой бы выбор ни был сделан, важно скорее получить все нужные справки. Это станет главным шагом к упрощению сложной ситуации.


Данный вопрос волнует многих, задают его часто. Стандартный ответ "В каждом регионе по-разному, уточняйте у инспектора" надоел до смерти, поэтому я решила собрать данные по регионам самостоятельно, обратившись к знающим людям.

Хочу поднять тему, связанную с программой переселения. Как вы считаете, обязательно ли жить 3 года в регионе вселения? Или это требование можно обойти, отказавшись от подъемных и т.д.?


В результате обсуждения выяснилось, что больше всего люди боятся того, что у них отнимут российский паспорт. Страх глупый, но широко распространенный.

Почему? Откуда это идет? Как выглядит реальное положение дел?

Несколько цитат, отлично показывающих реальное отношение людей к данной проблеме:

Мое мнение, уже как гражданина РФ: жить нужно там, где есть работа, пусть государство задает вопросы работодателям, почему они строят заводы в Подмосковье, а не у меня в Нижнем Новгороде, где люди тоже кушать хотят. По поводу "забрать гражданство"(подача ложных сведений - практически единственный законный повод это сделать)...Думаю, любой более-менее опытный юрист разнесет эту версию в суде в пух и прах. Да и чтобы этим заниматься, у сокращенного штата бывшего УФМС нет ни возможностей, ни желания. Вывод - получил паспорт - свободен.


Наташенька Антонова
Мои знакомые по программе переселения уехали в Челябинск. В течении 8 месяцев они получили гр.РФ. И как им объяснили в отделе гражданства: "если вы не брали подъёмные, то вы как гр.РФ (уже) можете жить и регистрироваться в любом городе, районе РФ." Это было в прошлом году по осени. А вот как сейчас обстоят дела мне не известно.

С одной стороны понятна позиция государства. Что вроде как это целевая программа для региона, целевые деньги из бюджета, дополнительные штатные клетки специалистов по труду и миграции в органах исполнительной власти и прочие затраты. А "транзитники" выбиваются из этой системы и не оказывают положительного влияния на экономику региона. Портится вся статистика, не достигаются целевые показатели (особенно в приграничных регионах). И региональная программа проваливается. Иногда даже закрывается. Либо ужесточаются до абсурда требования.
С другой стороны. Тут более масштабная миграционная проблема. ПП - осталась единственным способом славянину (да и любому из представителей коренных народов России) вернуться на историческую родину и получить родное гражданство. И этот фактор рушит всю суть ПП. Неэтично со стороны государства не оставить русскому больше вариантов для возвращения на родину и получения гражданства... а потом спрашивать с него почему он не живет 3 года в неудобном ему месте. В Казахстане, например, к моменту распада СССР находились около 40% русских. Большинство из них оказались теперь уже в чужой стране не по своей воле. Это в основном 1) потомки политзаключенных, народов раскулаченных и прочих когда-то по каким-то надуманным причинам считавшихся неблагонадежными и сосланных в "тюрьму народов" 2) офицеры из многочисленных воинских частей и полигонов 3) приехавшие по призыву родины покорять Целину и оставшиеся жить. (т.е. в основном интеллигенция) Ни один из них бы не остался тут по своей воле, если бы ему сказали что в 91 году это будет чужая страна.
И сейчас эти люди не могут вернуться на родину. Терпят кучу унижений, чтобы хотя бы через программу соотечественников вернуться Домой.
Если бы русским давали их родное гражданство, которое мы заслуживаем, каким-то иным более простым способом. Тогда бы ПП работала как надо. Как и аналогичная действующая "программа повышения мобильности трудовых ресурсов".
Позиция инспекторов тоже понятна. У них статистика, показатели по ПП, за которые они получают по шапке. И единственный инструмент, который у них есть в распоряжении - словами запугивать переселенцев "на время рассмотрения категорически нельзя выезжать из региона/страны", "нельзя 3 года выезжать из региона, ни-ни, даже в отпуск ни в коем случае". И такие методы отчасти работают. Но дальше разговоров в коридорах обычно такая "официальная" позиция не озвучивается. Ни один инспектор письменно под этим не подпишется, ибо сам понимает, что это блеф.

Что касается моего мнения - я считаю, что в данной ситуации новоиспеченного гражданина РФ нужно удерживать не кнутом - пугая лишением гражданства, какими-то штрафами, судами (слышала и такое, мол, на вас инспекторы время тратили, служба занятости время тратила, мы на вас рассчитывали, а вы свинья) - а пряником, создавая такие условия, чтобы человеку не хотелось куда-то уезжать за лучшей жизнью.

К счастью, большинство регионов настроены лояльно, в пример приведу письмо из Оренбургской области, получила я его в июне, то есть, не так давно. (

Государственная программа «Материнский капитал» является уникальной в своем роде. Достаточно серьезная сумма (в 2018 году - 253 026 рублей) способна решить множество проблем граждан, переехавших из соседних стран. Необходимо выяснить только один вопрос: положен ли им этот вид госпомощи. Давайте заглянем в законодательство и проясним, как иностранцам получить сертификат в 2019 году.

Кому положен маткапитал

Все условия получения и использования госпомощи семьям с детьми изложены в Федеральном законе № 256-ФЗ от 29.12.2006 (с дополнениями и изменениями, принятыми в последующий период). В указанном документе содержится однозначное правило, не допускающее интерпретаций. Оно состоит в том, что госпомощь семьям с детьми положена исключительно гражданам Российской Федерации.

Следовательно, иностранцам необходимо принять это гражданство. Только после этого они обретут право на маткапитал. Но и это еще не все условия. Согласно законодательству сертификат выдается на второго и последующих детей, появившихся после 01.01.2007, при условии:

  • родители являются гражданами РФ;
  • ребенок является подданным России.
Внимание! Иностранец может получить маткапитал, если он воспитывает маленького гражданина РФ.

Это бывает, когда второй родитель малыша имел российский паспорт, но не может обратиться за маткапиталом по следующим причинам:

  • умер;
  • лишен права на воспитание дитя;
  • признан без вести отсутствующим.
Скачать для просмотра и печати:

Получит ли переселенец сертификат


Граждане, переезжающие в Россию по программе переселения, подпадают под условия для иных иностранцев. Претендовать на сертификат они смогут только после того, как получат паспорт. Кроме того, нужно оформить гражданство и для детей.

Для этого нужно обратиться в Федеральную миграционную службу (ФМС) по месту нахождения. Специалисты изучат документы и разъяснят, как получить гражданство.

Если подданство имеется, но не оформлено, то тоже необходимо отправиться в ФМС. При себе следует иметь нотариально заверенные копии удостоверений личности. На их основании служащие:

  • проверяют все информацию;
  • ставят в свидетельстве о рождении детей отметку о подданстве.
Внимание! Все документы должны быть на русском языке. Если они заполнены на языке иного государства, следует оформить официальный перевод.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как получить маткапитал гражданам Казахстана

Первое условие все то же - наличие российского гражданства. При этом от первичного отказываться необязательно. Российский паспорт выдают гражданам иных стран.

После оформления подданства, следует обратиться в ближайшее отделение Пенсионного фонда России (ПФР). При себе иметь следующие документы:

  • копию паспорта (страницы с фото и пропиской);
  • копию свидетельства детей о рождении с пометками о российском подданстве (если требуется с переводом на русский язык);
  • СНИЛС;
  • если нет прописки, то свидетельство о временной регистрации.
Внимание! Для получения сертификата допустимо, чтобы только второй ребенок имел российское гражданство.

Как оформить сертификат гражданам Украины и иных стран

Никаких исключений российское законодательство для иностранцев не делает. Сертификат на госпомощь выдается только владельцам паспорта РФ, воспитывающим подданных этой страны. Следовательно, необходимо сначала:

  • получить паспорт;
  • сделать отметки в свидетельствах детей о рождении (смотрите выше).
Внимание! Если метрика выдавалась повторно, то придется написать объяснительную записку.

Порядок приема документов на маткапитал


Оформлением данного вида помощи занимаются отделения ПФР:

  1. Нужно прийти на прием к специалисту с пакетом документов (перечислены выше). Следует иметь на руках все оригиналы для сверки.
  2. Придется заполнить заявление. Рекомендуется делать это с помощью работника ПФР, чтобы не наделать ошибок.
  3. Специалист внимательно изучит все бумаги.
  4. Если все правильно, то заявление будет принято.
  5. На руки заявителю выдается отрывной корешок (от бланка), на котором ставится дата приема документов, данные специалиста.
Внимание! Ответ придет в письменной форме на адрес, указанный в заявлении.

Могут ли отказать в предоставлении госпомощи


В законе описаны все условия участия в программе «Материнский капитал». Если гражданин им не отвечает, то ему направляется отказ. Частыми причинами такого решения бывают:

  • недостоверные сведения;
  • сертификат уже выдавался;
  • лишение родительских прав на детей;
  • отмена усыновления в судебном порядке;
  • заявитель совершил преступное деяние в отношении своих детей.

Переселенцы могут получить отказ дополнительно по таким причинам:

  • не подтвержден факт получения гражданства;
  • не предоставлен перевод документов, оформленных на иностранном языке;
  • бумаги с переводом оформлены неправильно (не заверены нотариально).
Совет. Внимательно проверьте все бумаги перед тем, как передавать их в ПФР.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.