Идея раскольникова и ее крушение. Сочинение "нравственная смерть и духовное возрождение раскольникова"
Преступление Раскольникова, его причины и смысл
Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».
Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.
Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.
Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.
Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.
"Нравственная смерть и духовное
возрождение Раскольникова в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание».
Мастерство писателя
в раскрытии драмы «падшего человека»"
Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его
произведения проникнуты духом православия. В них доказывается
неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных
законов и законов божественных, христианских. А главная идея
его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский
пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении
к новой жизни, жизни в любви и добродетели.
Идея возможности воскресения «падшего» человека является
основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название
несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости
расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло
всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует
закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления,
которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.
Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между
добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости,
ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос
света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если
Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со
злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней
между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между
началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает
почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский
с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед
читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная
в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет
бедного студента, а затем, набирая все большую и большую
силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую
немедленного воплощения в жизнь.
Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека,
не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой
части романа, развертывает перед читателем картину постепенного
превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу
- становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «... да неужели
ж, неужели я в самом деле возьму топор...» Доброе начало не
могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит
свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться.
Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения,
но только когда сам человек захочет этого.
Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось
преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит
о Страшном Суде и о прощении смиренных: «... потому их приемлю,
разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам
не считал себя достойным сего...», «И прострет к нам руце Свои
и мы припадем... и все поймем... Господи, да прийдет Царствие
Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит
Раскольникова к идее «сверхчеловека».
Второе предостережение - это сон. Достоевский умело использует
символику снов для реализации идеи романа. Сон - пророчество,
в котором показана безжалостная идея - «Миколка, добивающий
лошадь» и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным.
И в то же время во сне показана вся мерзость убийства.
После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести
и добра, но... поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому
доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не
может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор
студента с военным, слышит, что старуха будет одна). Происходит
окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает
себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть.
Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная,
главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого
греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.
И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа.
Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень
важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница
и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву
можно назвать величайшими христианскими страницами романа.
Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова
после преступления до его полного возрождения.
В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее
непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения!
Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они
не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит
границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает
уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только
Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова!
Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает
читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между
Раскольниковым и Лазарем очевидна.
«Соня, читая строку: ".. .ибо четыре дня, как во гробе" энергично
ударила на слово "четыре"». Это замечание Достоевский выделяет
не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через
четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу
становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова.
А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был
здесь, не умер бы брат мой!» - так же значимы для Раскольникова,
то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил
бы преступления, не умер бы нравственно.
Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении
всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том,
что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота
могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга.
Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно
под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи.
И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется,
что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое
преступление, и ты воскреснешь!»
По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения
души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо-
тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский
вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по
своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено
смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа,
она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми
отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества
и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает
ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон.
И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь
воскресения Раскольникова.
В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские
добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь
к людям, жертвенность. Судьба Сони - это подтверждение в жизни слов
Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут
в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения.
Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь
- великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла
воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать
на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но
любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой
Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский
- писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском
участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую
кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды:
«как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило
его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. <...> Они оба были бледны
и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного
будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Любовь... Именно теперь наказание за преступление из непонятного
страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь
в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову
открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских
ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста,
обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий
в Меня, если умрет, оживет!» - претворяются в жизнь: Раскольников
окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви!
Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная
в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель
включает в свой роман и дополнительные художественные средства:
цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение
приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до
мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание
» нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром
Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения
Тип работы: Реферат Предмет: Литература русская Страниц: 20Оригинальная работа
Выдержка из работы
Томас Манн, рассуждая о феномене Ф. М. Достоевского, указывал на особое значение преступления в структуре произведений писателя и на то, что многие его герои-идеологи в той или иной мере причастны к преступлению.
В «Исповеди Ставрогина», опубликованной позднее выхода романа «Бесы», герой признается в содеянном им преступлении — растлении ребенка. Герой романа «Униженные и оскорбленные» князь Валковский не совершает убийств и насилий, но в основе внутренней структуры его характера лежит преступная порочность.
Полный таинственности сюжет ранней повести Достоевского «Хозяйка» строится на тайном преступлении, связавшем старика Мурина с красавицей Катериной. Преступлением завершается самый пронзительный роман писателя «Идиот», героиня которого Настасья Филипповна, символизирующая собой красоту, призванную спасти мир, на протяжении всего хода событий произведения живет в ожидании трагической смерти и в конце концов гибнет от руки Рогожина, также предчувствовавшего свое преступление.
Основным сюжетным событием, вокруг которого строится действие итогового романа писателя, становится убийство старика Карамазова /сайт, 11/.
В структуре сюжета другого не менее известного романа Ф. М. Достоевского определяющую роль играет преступление, совершенное его главным героем Родионом Раскольниковым.
Но тема преступления и наказания за содеянное не исчерпывается историей убийства старухи-процентщицы и ее беременной сестры. Пронизано тайной страшных деяний прошлое еще одного героя произведения — Свидригайлова.
Введение 3
1. Преступление Родиона Раскольникова 5
2. Ф. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека 11
Заключение 18
Список литературы 20
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Русская идея // Бердяев Н. А. Самопознание: Соч. М.; Харьков, 2003.
2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. Л., 1973. Т. 6.
3. Ильин И. А. Кошмар Н.А. Бердяева. Необходимая оборона / Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.
4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996.
5. Ильин И. А. Отрицателям меча // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.
6. Кудрявцев Ю. Г. Бунт или религия (о мировоззрении Ф. М. Достоевского. М., 1969.
7. Мотылева Т. Достоевский и зарубежные писатели XX в. // Вопр. литературы. 1971. № 5.
8. Писарев Д. Щ. Борьба за жизнь // Ф. М. Достоевский в русской критике: сб. ст. М., 1956.
9. СелезневЮ.И. Достоевский. М., 1990.
10. Соина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф. М. Достоевского // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 5: (сб. науч. тр.). — Новосибирск, 2005
11. Соловьев С. М. Изобразительные свойства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979.
12. Тарасов Б. Н. Два пути Родиона Раскольникова: Закон Я и «закон любви» // Литература в шк. — 1999. — № 1.
Заполнить форму текущей работойИЛИ
↓
Другие работы
Название | Тип | |
---|---|---|
Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание». Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода. Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик. Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении. Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.
«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления. Центральным образом романа является Родион Раскольников - молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния. Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья. Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «...людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна. Раскольникова волнует вопрос: «...вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны - не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть. Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, - морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся. Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что... уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить». Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно. Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку - такой же «парии общества», как он, - Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня - глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни. Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит. «Закон, правда и человеческая природа взяли свое», - писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией. Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла. Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». |