Что такое земельное право определение кратко. Конспекты юриста

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие земельного права как самостоятельной отрасли права


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое

Земельное право">


Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли права отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в современный период в условиях формирования рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).

Понятие земельного права

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Земельное право как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения.

Земельное право - отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, защиты прав граждан и юр. лиц на землю и соблюдения установленного правопорядка в области земельных отношений.

Предмет земельного права

Предмет - общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Предмет - две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного , финансового, гражданского права и других отраслей.

Метод земельного права

Метод - способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений.

Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Метод земельного права – способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. Применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

1. Императивный (метод власти-подчинения) – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений.

Применяется к отношениям, которые складываются в сфере гос. управления землёй (ведение гос. земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для гос. и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

2. Диспозитивный – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Характерны согласования и рекомендации.

Следует отметить широкое применение диспозитивного регулирования земельных отношений. Применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

3. Применение получает также экономическое стимулирование участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в гос. или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Принципы земельного права

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека - регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости - собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека : при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю , согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы гос. власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов - все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ - изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли - использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории - правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение гос. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются ФЗми.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель - при определении режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан , согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Взаимодействие с другими отраслями права

Земельное право находится во взаимосвязи с иными отраслями. Кроме конституционного, существует тесная связь земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также экологического и природо-ресурсовых отраслей (водного, лесного, горного).

1. Конституционное право. Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции норм, регулирующих земельные отношения. Наряду со ст. ст. 9 и 72, большое практическое значение представляет ст. 36, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. Природо-ресурсовые отрасли права. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природо-ресурсными отраслями законодательства. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные ФЗ. К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Гражданское право. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности гос. регистрации и т.д. «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (ст. 3 ЗК РФ).

4. Градостроительное право. Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономич. и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

5. Административное право. Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по гос. управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом, в ходе гос. управления земельным фондом, гос. органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида гос. управления (ведение гос. земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).

ВВЕДЕНИЕ

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения Кодекс именуем земельными (п.1 ст. 3 ЗК РФ). В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации. В ней сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Земельное право – это отрасль права, объектом регулирования которой являются земельные отношения. Задачи земельного права раскрываются через определение сферы действия регулируемой данной отраслью права общественных отношений. Данные отношения определены в статье 3 Земельного кодекса РФ «Отношения, регулируемые земельным законодательством»:

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами». Для раскрытия вопроса о самостоятельности земельного права необходимо рассмотреть его сходство и отличие с другими отраслями. Поскольку самостоятельность той или иной отрасли права в целом определяют три элемента - предмет, метод правового регулирования и нормативно-правовая база, - то и соотносить отрасли права следует прежде всего по этим элементам. Необходимо учитывать и то, что все отрасли российской правовой системы теснейшим образом взаимосвязаны и порой весьма трудно провести между ними четкую границу. Последнее замечание особенно актуально для земельного права, т.к. реформирование социально-экономического, политического строя Российской Федерации определило появление абсолютно новых подходов к вопросу о месте земельного права в системе права России.

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права (как, впрочем, и всех иных отраслей). В ряде случаев оно регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это отношения по государственному и общественному устройству, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер.

Конституция РФ устанавливает руководящие начала земельной политики государства и его образований. Положения Конституции РФ являются общеобязательными правилами поведения, имеющими прямое действие, и важнейшее значение для земельного права имеют следующие нормы. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Развивая это конституционное положение, земельное законодательство содержит нормы, определяющие особый порядок изъятия и предоставления земель; регулирующие охрану и воспроизводство земель.

В настоящее время в Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах. Право граждан и их объединений иметь в собственности землю относится к конституционным правам и свободам человека и гражданина (ст. 35). Как известно, положения главы Конституции РФ, устанавливающей права и свободы человека и гражданина, могут быть пересмотрены лишь Конституционным собранием, что является гарантией неизменности частной собственности на землю.

Большое значение для земельного права имеют также нормы, закрепляющие, что такие вопросы, как земельное законодательство, разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), а условия и порядок пользования землей должны определяться на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

Административное право является «управленческим», поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельным фондом Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия. Но «управленческие» отношения, регулируемые земельным правом, и административные отношения имеют и отличия. Предметом административного права являются общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В отличие от административного земельное право определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны земель, а также специфических функций управления земельными ресурсами (землеустройство, учет земель и др.).

До издания Президентом РФ Указа «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и принятия Гражданского кодекса РФ вопрос о соотношении земельного права и гражданского права не вызывал существенных разногласий у цивилистов и аграрников, поскольку Гражданские кодексы РСФСР (1922 и 1964 гг.) прямо определяли, что земельные отношения должны регулироваться особым законодательством. С формированием нового гражданского законодательства, особенно с включением в ГК РФ главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», появилась позиция о поглощении земельного права правом гражданским .

Действительно, с введением многообразия форм собственности на землю, объявлением земельных участков недвижимостью и включением земли в рыночный оборот характер правового регулирования земельных отношений существенным образом изменился, хотя и нельзя признать земельное право отраслью частного права. Как писал О.А. Хауке еще в 1914 году, «резкое противостояние частного и публичного права чуждо русскому крестьянскому праву (крестьянское земельное право - своеобразная отрасль права, содержание которой составляют нормы о крестьянском землевладений и управлении. - Е.Б.). В последнем имеются чисто частноправовые и чисто публично-правовые институты, но, в общем, оно характеризуется тесным единением, слиянием институтов обоего рода». Приведенное высказывание в полной мере применимо и к современному земельному праву, которое представляет собой частнопубличную отрасль права.

Если обратиться к предметам обоих отраслей права, то можно заметить их точки соприкосновения. Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Предмет земельного права составляют имущественные и неимущественные общественные отношения, складывающиеся в области государственного управления, использования и охраны земель.

Таким образом, наибольшее соприкосновение земельное и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения). В то же время в основе гражданского и земельного права лежит различный подход к земле. Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее - земельные участки как недвижимость.

Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Соответственно, как справедливо заметил Н.И. Краснов, гражданское и земельное право базируются на разных принципах правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли. Эти отличия в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности на землю . Основываясь на конституционной норме об использовании и охране в Российской Федерации земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ряд имущественных земельных отношений регулируют императивным методом (в частности, использование земельного участка должно осуществляться в строгом соответствии с его целевым назначением и нарушение указанного требования влечет установленные законом неблагоприятные последствия). Такое положение связано с тем, что «земля, кому бы она ни принадлежала, остается национальным достоянием и при ее использовании должны учитываться социальные, общественные интересы» .

И гражданское и земельное право имеют достаточно развитую нормативно-правовую базу. Земельное законодательство представлено Земельным кодексом РФ и значительным количеством нормативных актов, специально направленных на регулирование земельных отношений (ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 16 июля 1998 г. «О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и др.). Центральным и основным законодательным актом гражданского права является ГК РФ, который содержит достаточно много норм, касающихся земли (см. ст. 130, 131, ч. 3 ст. 209, ст. 216, гл. 16, гл. 17). Конечно, гражданское законодательство содержит и общие нормы, которые имеют непосредственное значение для земельного права: понятие сделки, договора, условия их недействительности, порядок заключения и расторжения договора, нормы о правосубъектности физических и юридических лиц, о содержании права собственности, защите прав собственников и владельцев и др. В ГК РФ имеется немало отсылок к земельному законодательству. В частности, толь ко земельное законодательство может разрешать оборот земли (п 3 ст. 129), а соответственно и закрепить категории земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 1 ст. 260), устанавливать основания и порядок приобретения гражданами земельных участков в пожизненное наследуемое владение (ст. 265), определять органы, уполномоченные принимать решение в случае нарушения норм земельного законодательства об изъятии земельного участка, а также процедуру заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях (ст. 286). В то же время нельзя не заметить, что некоторые нормы, включенные в ГК РФ, являются по своей природе земельно-правовыми. Это, например, основания и процедура изъятия земельного участка (ввиду его ненадлежащего использования или для государственных, муниципальных нужд).

Земельное законодательство находится в теснейшей связи с другими отраслями законодательства, регулирующими использование и охрану иных природных объектов (лесов, вод, недр). Лес, вода, недра неразрывны с земной поверхностью, которая является вместилищем этих природных ресурсов, поэтому использование последних, как правило, связано и с использованием земли. Такие взаимодействие и зависимость позволили некоторым авторам выделить земельное право и родственные с ним отрасли (горное, лесное и водное) в качестве самостоятельной группы в правовой системе - семьи отраслей аграрно-правового цикла . Земельное, лесное, водное, горное законодательство имеют схожие принципы, единство целей правового регулирования. Земельное, лесное, водное, горное законодательство призваны обеспечить наиболее рациональное и эффективное использование природных ресурсов в интересах отдельного человека, государства и общества в целом. С другой стороны, необходимость учета специфики каждого природного объекта, осуществления более глубокого и полного регулирования земельных, лесных, водных и горных отношений определяет дифференциацию их правового регулирования и наличие отдельных кодифицированных актов: Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ и Закона «О недрах». Предметом регулирования лесного законодательства являются лесные отношения, т.е. общественные отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Лес существует лишь на земной поверхности, следовательно, использование и охрана леса одновременно означают использование и охрану соответствующих земель. Не случайно в соответствии с ч. 2 ст. 5 Лесного кодекса РФ отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством РФ. Лес и земля биологически едины, поэтому лесной фонд как объект лесных отношений определяется через понятие лесных и нелесных земель, а границы лесного фонда устанавливаются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (см. ст. 7 Лесного кодекса РФ). В целом же земельное и лесное законодательство характеризуются с одной стороны - взаимопроникновением, с другой - различием в предмете правового регулирования (земельные и лесные отношения соответственно).

Водное законодательство регулирует общественные отношения в области использования и охраны водных объектов (см. ст. 3, 5 Водного кодекса РФ). Отношения по поводу обособленных водных объектов (т.е. небольших по площади и непроточных искусственных водоемов, не имеющих гидравлической связи с другими поверхностными объектами) регулируются водным законодательством лишь в той мере, в которой данные отношения не урегулированы гражданским и земельным законодательством РФ (ст. 5 Водного кодекса РФ). Таким образом, водное законодательство имеет отличный от земельного права предмет правового воздействия. В то же время земельные и водные отношения тесно переплетены и взаимообусловлены. Отношения по поводу земли регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов; в свою очередь, земельное законодательство регулирует водные отношения в пределах, необходимых для обеспечения рациональной эксплуатации и охраны земель.

Предметом правового воздействия горного законодательства являются общественные отношения по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Наиболее ярко связь земельного и горного законодательства прослеживается на примере отношений по предоставлению и использованию горного отвода (геометризированного блока недр). Получение права на горный отвод автоматически не влечет возникновения права на земельный участок, необходимый для использования горного отвода. На основании горноотводного акта пользователь недрами вправе поставить вопрос о выделении ему соответствующего земельного участка. Нормы же о предоставлении и дальнейшем использовании земельных участков для добычи полезных ископаемых содержатся как в Земельном кодексе РФ, так и в Законе «О недрах».

В соответствии со ст. 3 ЗК РФ к земельным отношениям нормы законодательства о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей природной среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земельное право - самостоятельная отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих: отношения по использованию и охране земли как природного ресурса; условия и средства производства в целях организации рационального использования и охраны земли; улучшение и воспроизводство плодородия почв; охрану прав и законных интересов субъектов земельных отношений.

Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль права в российской правовой системе:

Исходит из множественности субъектов права собственности на землю и видов прав на земельные участки;

Регулирует поведение субъектов земельных правоотношений;

Устанавливает порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель;

Защищает конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с использованием участков во всех сферах жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что земельное законодательство, которое совсем недавно вступило в действие наконец-то урегулировало многие спорные вопросы в этой сфере. Теперь оно отражает потребности общества на сегодняшний день, регулируя отношения по пользованию и владению землей, её охраной и защитой.

Установлены правовые режимы относительно каждой категории земли. Законодательство о земле в Российской Федерации соответствует общемировым требованиям, предъявляемым к законодательству, регулирующему отношению в этой отрасли.

Остается надеяться, что действие нового земельного законодательства принесет пользу российскому обществу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земельный кодекс Российской Федерации

2. Лесной кодекс Российской Федерации

3. Гражданский кодекс Российской Федерации

4. Федеральный закон от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"

5. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

7. Краснов И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2005

8. Краснов Н.И. О соотношении земельного права при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 2005. № 7. С. 55.

9. Чубуков Г.В. Земельное право России. – М.: Экзамен, 2006

10. Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2005. № 4. С. 33.

11. Еренов А.Е., Мухитдинов Н.В., Ильяшенко Л.В. Предмет и система советского земельного права.

См.: Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Фе­дерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 2004. № 1. С. 26; Гражданское право: Учебник. Ч. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004 С. 14 (авт. - Н.Д. Егоров); Брагинский М.И. О месте гражданского права в системе «право публичное - право частное» / Проблемы современного гражданс­кого права: Сб. статей. М., 2005.

См.: Краснов Н.И. О соотношении земельного права при переходе к рыночной эконо­мике // Государство и право. 2005. № 7. С. 55.

Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Госу­дарство и право. 2005. № 4. С. 33.

См.: Еренов А.Е., Мухитдинов Н.В., Ильяшенко Л.В. Предмет и система советского зе­мельного права. С. 156-159.

Земельное право как отрасль права -

Понятие земельного права.

Земельное право - это самостоятельная и одна из основных отраслей российского права. Она призвана регулировать особую сферу общественных отношений по поводу использования и охраны земель, а также иных природных объектов. Традиционно понятие «земельное права» рассматривается в 3 аспектах.

Земельное право как отрасль права -

Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения, в целях обеспечения рационального использования и их охраны .Также как и в других отраслях права в земельном праве есть: особый предмет правового регулирования; специфика методов правового регулирования; кодифицированные источники правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.

Главным критерием обычно считается наличие специального, особого предмета правового регулирования. Экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности являются основным моментом, обусловливающим выделение сферы земельных отношений в качестве особого предмета правового регулирования. Земельное право имеет собственный предмет регулирования - общественные земельные отношения. При этом следует иметь в виду, что земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей. Тем не менее, в силу этого данные общественные отношения не перестают быть земельными отношениями, их природа и характер не меняются.

В земельном праве применяется особое сочетание методов правового регулирования, т.е. способов правового воздействия на участников земельных отношений, как отмечалось выше.

Земельное право обладает специальными кодифицированными источниками правового регулирования, а также обширным комплексом нормативных правовых актов, составляющих систему земельного законодательства. Возглавляет систему земельного законодательства Земельный кодекс РФ. Необходимость издания специального законодательного акта, который должен регулировать земельные отношения, имеет конституционную основу. Согласно ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в современный период в условиях формирования рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот.

Особенности земли, ее огромная роль в жизни общества отражают сущность земельных отношений. Характер, сама природа земельных отношений (отношений по поводу недвижимости) определяют публичный характер их регулирования.

Земельное право как наука. Наука земельного права - система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектам, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся в системе правового регулирования противоречия.

В развитии науки земельного права можно выделить несколько этапов. На первом этапе, который охватывает 1917г. - конец 30-х гг., наука советского земельного права занималась главным образом теоретическим анализом Декрета от 26 октября 1917г. «О земле» и земельного законодательства, развивавшего его основные положения. Затем центральное место заняло исследование проблем разработки и практики применения Земельного кодекса РСФСР (1922 г.) и первого общесоюзного земельного закона - Основных начал землепользования и землеустройства (1928 г.). Этим проблемам был посвящен ряд монографий и учебников 1 . В 30-е гг. наметилась тенденция замены земельного права земельно-колхозным правом в связи с коллективизацией сельского хозяйства.

В 1938 г. на Первом совещании научных работников права был поставлен и решен вопрос о выделении науки земельного права в самостоятельную область правовых наук. С этого момента начинается второй этап развития науки земельного права. В 1940 г. был издан учебник «Земельное право» 2 , в котором земельное право рассматривалось как самостоятельная отрасль права. После издания этого учебника в юридической литературе длительное время не было значительных работ по земельному праву. Монографическая разработка теоретических проблем земельного права возобновляется только в 50-е гг., когда были опубликованы фундаментальные работы Г.А. Аксененка «Право государственной собственности на землю в СССР» 3 и «Земельные правоотношения в СССР» 4 .

В 60-80-е гг. публикуются монографические работы по всем основным проблемам, исследуются вопросы правового режима отдельных категорий земель, создается теоретическая база для кодификации земельного законодательства. Безусловно, значительным достижением науки земельного права в эти годы является публикация трехтомного курса земельного права 5 .

Третий этап развития науки земельного права в нашей стране связан с началом экономических реформ, формированием рыночной экономики. В связи с установлением права частной собственности на землю, вовлечением земли в гражданский оборот потребовались переосмысление и пересмотр основных принципов и теоретических положений науки земельного права. В 1995 г. выходит в свет учебник «Земельное право России» под редакцией В.В. Петрова. Это был фактически первый в нашей стране учебник по земельному праву после начала экономических реформ. Началась активная разработка нового земельного законодательства применительно к условиям рыночной экономики. Г.А. Волковым, А.К. Голиченковым и О.М. Козырь был подготовлен и опубликован проект нового Земельного кодекса РФ 1 . Издаются работы, в которых анализируются современное состояние земельного законодательства 2 , вопросы права собственности на землю 3 и др. И.А. Ико-ницкая публикует монографическое исследование проблем земельного права 4 .

Точкой отсчета начала четвертого этапа развития науки земельного права следует считать 25 октября 2001 г. - дату принятия Земельного кодекса РФ, по-новому регулирующего земельные отношения в современных условиях, в разработке проекта которого участвовали Г.А. Волков, А.К. Голиченков и О.М. Козырь.

После принятия Земельного кодекса РФ появилось большое число комментариев к нему 5 , учебники по земельному праву 6 и комментарии к иным законодательным актам, регулирующим земельные отношения 7 , а также монографии 8 .



Земельное право как учебная дисциплина . В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись 1 . Так, в 1929 г. в связи с началом коллективизации сельского хозяйства вместо курса земельного права началось преподавание курса «земельно-колхозного права». Через десять лет преподавание курсов земельного и колхозного права было разделено. В конце 60-х гг. началось преподавание курса земельного права в «широком смысле», т.е. объединяющего все отрасли законодательства о природных ресурсах 2 , а с 1984 г. был введен общий курс «Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». Затем, с конца 80-х гг. земельное право преподавалось в рамках курса «Экологическое право». Начиная с 1992 г. земельное право преподается как самостоятельная дисциплина. В содержание курса земельного права включено изучение не только собственно земельного права, но и таких отраслей, как градостроительное, горное, водное и лесное право. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в широком смысле.

Земельное законодательство может выходить за строгие рамки земельных отношений и регулировать также смежные области отношений. Проведение приватизации земельных участков на торгах осуществляется в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства о сделках с землей. Так, при решении вопроса предоставления (приобретения) земельных участков для нужд строительства необходимо, в частности, наряду с другими документами иметь справку госбанка о возможности финансирования строительства. Но это уже область административного, а не земельного права, хотя это правовое требование включается в земельное законодательство. Обширно, как известно, законодательство о мелиорации земель, но не все эти нормы составляют отрасль земельного права, так как многие из них относятся к капитальному строительству, его финансированию и т. д. Однако все эти правовые нормы являются составной частью земельного законодательства. Аналогично обстоит дело с законодательством о землеустройстве, а также о юридической ответственности, нормы которой принадлежат к уголовному, административному, трудовому, гражданскому праву. Следовательно, земельное право, равно как и земельное законодательство,-- сложная, комплексная отрасль, охватывающая обширный нормативно-правовой материал.

Земельное право как наука

Земельное право как наука -- еще более широкое понятие. Наука земельного права наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные понятия и категории земельного права, такие, как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъект земельного права, земельных отношений -- и все это в историческом развитии. Изучаются связи земельного права с другими отраслями права, выявляются перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дисциплины. Используется при этом опыт государств -- участников СНГ, иных развивающихся и развитых стран. Задача теории земельного права состоит в изучении практики и претворении в жизнь земельной реформы в сложных условиях перестройки управления всей экономикой страны, совершенствования ее хозяйственных механизмов. Таким образом, содержание науки земельного права не ограничивается какими-либо жесткими пределами, хотя предмет ее имеет свою определенность и целенаправленность.

Предметом отрасли законодательства являются общественные отно-шения, регулируемые этим законодательством. Предметом же науки зе-мельного права является учение о праве, разработка доктрины, концепции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки. Развитие теории земельного права -- необходимое условие эффективности земельного законодательства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Земельное право -- учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права.

Целью изучения земельного права является получение представления о действующих нормативно-правовых актах, регулирующих предмет земельного права, и применение данных знаний в практической деятельности. Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административного, экологического и другого законодательства с целью более углубленного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а лекционный материал сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.

Предметом отрасли права , в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

C изменением содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в предмете и задачах земельного права. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, демократизация земельных отношений, расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов. Развиваются институты права частной собственности на землю и рыночные отношения, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств - пользователей земли. В результате изменился сам предмет и, следовательно, задачи земельного права.

Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений.

Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами управляющего государственным земельным имуществом, а не как "власть".

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление "власти и подчинения". Этот метод не исключен в земельных отношениях. Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес, при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве - опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

С особенной силой административно-правовой метод регулирования земельных отношений проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства, а также при необходимости их предупредить. Здесь проявляется деятельность не только правоохранительных органов (прокуратуры суда, арбитража), органов Госкомэкологии, санитарной службы, но и землеустроительной службы.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Важно, однако, всегда иметь в виду, что административный метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании использования земли - применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства. С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой - эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.
В условиях демократизации управления экономикой самостоятельность землепользователей, в том числе государственных предприятий, приобретает еще большее значение, чем это было ранее, так как она необходима для развития и укрепления материальной заинтересованности.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.
Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т.е. земельных отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет свой предмет и метод правового регулирования этих отношении.

Система земельного права

Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, как "кирпичики", образуют -целое здание правовой системы. Правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки, или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.
Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть - особенными.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, а также не менее важные правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются группы (блоки) правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.

Государство регулирует земельные отношения и как властная политическая организация {суверен), и как собственник земли. Такое различение необходимо - не только ради "чистоты" юридического анализа, но и ради практических соображений.

Так если компетентный орган Российской Федерации в интересах охраны природы отменит хозяйственное распоряжение местных органов власти в отношении земли, то возникает типичный конфликт типа "власть против собственности". В теории права власть государства, не связанная с его титулом собственника, получила название "империум" (по латинскому слову, означающему высшую юрисдикцию), а правомочия государства, вытекающие из его титула собственника, - "доминиум" (по латинскому слову, означающему правомочие собственника).

Один из основных принципов земельного права заключается, в том, что юрисдикционная власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственности (доминиум). Этот принцип может выражаться на всех уровнях власти. Так, можно представить случай, когда санитарно-эпидемиологический орган местного подчинения заблокирует хозяйственное распоряжение или хозяйственную норму высшего органа, касающуюся земли, если это распоряжение, норма угрожает санитарному благополучию местности. В России до 1917 г. превосходство империум над доминиум выражалось, в частности, в том, что губернские и уездные земства имели право облагать налогами, податями казенную собственность (лесные земли, другую недвижимость), находящуюся на их территории. В современных США федеральные ведомства - владельцы земли официально не платят налогов тем штатам, где располагаются их земли, но отчисляют им часть своих поземельных доходов. Тем самым признается, что "власть" выше, чем "собственность". Это превосходство нередко выражается в рамках деятельности одного и того же органа власти - когда принимаемые им нормы права отдают предпочтение общегосударственным ("нехозяйственным") интересам перед хозяйственными.