Что происходило на самом деле. Приватизация в россии

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность . Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции , сокращение государственной задолженности);

Повышение эффективности деятельности предприятий;

Привлечение иностранных инвестиций;

Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.


2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Для 1992 - первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» - массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону;

Продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

Полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Конкурс (коммерческий) - продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения - это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

Приватизация характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в странахрыночной экономики .

Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.

В 80-х годах XX века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Его результатом явилось провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику. Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения многих тяжких проблем и потребовало существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира.

При всем различии конкретных программ все они нацелены на решение основной задачи - приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста. Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование экономики.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко использовался в стране метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры приобрела и приватизация.

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15-20 до 8%.

Во Франции за 1986-1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980-1987 гг. в среднем 4-5 государственных предприятий, получив за это время 7 трлн. лир и уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

В ФРГ в 1984-1987 гг. полностью или частично проданы пакеты акций государства более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

Продажа государственных предприятий частным предпринимателям;

Допуск частного капитала в государственный сектор;

Продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

Продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

Выпуск и продажа акций государственных предприятий;

Продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

Бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

Закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частных предприятий.

Выводы

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность - это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е. возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений. Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

2. В понимании юристов собственность - это правовые, имущественные отношения, отношения субъекта собственности к объекту собственности. Собственность в юридическом смысле слова включает в себя такие понятия как владение, пользование и распоряжение. Экономическое и юридическое понимание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3. В зависимости об субъекта собственности различают два типа собственности - частную и общественную. Частная собственность предполагает «пучок прав» собственности. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная). В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства. Общественная собственность в России представлена федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

4. Приватизация - это трансформация государственной собственности в частную. Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности. Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации - это формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др.

5. На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагает денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.

Законодательство РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий

Активная законотворческая деятельность различных органов власти России в области приватизации, характерная для первого полугодия 1991 года, завершилась принятием в начале июля пакета документов по приватизации в России.

Уже с начала 1991 года на базе пакета документов, подготовленного группой Г.Явлинского (ноябрь-декабрь 1990 г.), интенсивно разрабатывали приватизационные программы две рабочие группы: группа Комитетов Верховного Совета РСФСР (П.Филиппов) и группа Совета Министров РСФСР (М.Малей). Обе программы, в отличие от пакета Явлинского, предусматривали элемент бесплатной раздачи госсобственности в виде инвестиционных чеков (вкладов). Если пакет Филиппова был ориентирован на сочетание различных форм приватизации (инвестиционные вклады, продажа акций госпредприятий, конкурсы, аукционы, частичный выкуп и др.) в течение 5-6 лет, то пакет Малея значительно более жестко и детерминированно отдавал приоритет "коллективной" форме приватизации через т.н. "народные предприятия", причем одномоментно.

Обе указанные программы были приняты к рассмотрению Верховным Советом РСФСР, который 25 апреля утвердил постановление "О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР". Состоявшийся 27 апреля Президиум Верховного Совета после предварительных консультаций с авторами обеих программ взял за основу проект Филиппова, сохранив в тексте альтернативные варианты ряда статей, на которых настаивал Малей.

Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" был принят 3 июля. Наиболее острые дискуссии касались возможности принудительной приватизации предприятий, приоритетных прав трудового коллектива на выкуп и льгот работникам при приватизации предприятия. Также 3 июля были приняты Закон РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" и постановление Верховного Совета "Об утверждении Положения о Российском фонде федерального имущества".

Принятие базового пакета законов стало главным событием лета 1991 г. в области приватизации в РСФСР. Динамика приватизационного процесса в России в августе-декабре 1991 г. была обусловлена целым рядом факторов, главные из которых:

Реальный сдвиг экономических и политических полномочий от Центра к России после событий 19-22 августа;

Радикальные изменения в структуре и персоналиях исполни- тельной власти в России в ноябре;

Развитие (и даже интенсификация) процессов спонтанной приватизации в различных формах;

Отсутствие нормативных документов, детализирующих и упорядочивающих приватизационный процесс в соответствии с российским законодательством.

Несомненно, что политическая ситуация, которая сложилась в России после попытки переворота, создала потенциально серьезную возможность для резкой радикализации экономических реформ в целом и масштабной деидеологизированной приватизации в частности. Вместе с тем нестабильность и анархия, характерные для текущего экономического процесса, не вызывают иллюзий относительно того, как будет осуществляться "официальная" приватизация в России при status quo в организационно-правовом плане. Тем более, что приватизация неофициальная (спонтанная) благополучно началась еще в 1990 году и даже ускорилась осенью, ибо стимулы к образованию частных предприятий на базе государственных отнюдь не ослабели, а ситуация правовой неопределенности дает большой простор для проявления "дикой" частной инициативы (см. ниже подраздел о спонтанной приватизации).

Из-за общей политической нестабильности и неопределенности в разграничении полномочий между различными уровнями и органами власти были сорваны сроки разработки приватизационной программы (1 сентября) и нормативных документов, детализирующих закон о приватизации (1 августа).

С ноября, после изменений в правительстве России, можно говорить о новом этапе прежде всего приватизационной идеологии и о резкой активизации деятельности по "запуску" всего приватизационного механизма. Открытие инвестиционных счетов вкладов населения планируется осуществить теперь уже не ранее 1 января 1993 года. К концу января 1992 года, по всей вероятности, может быть подготовлен и утвержден, наконец, пакет нормативных документов по приватизации. Что касается государственной программы по приватизации, то 29 декабря Президент РСФСР подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 год Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР на 1992 год, а их реализации должна быть начата с 1 января 1992 года. Предполагается, что проект государственный программы будет доработан Правительством до 1 марта с учетом опыта приватизации в первом квартале 1992 года для внесения на текущую сессию Верховного Совета РСФСР.

Как заявил 16 декабря новый председатель Госкомитета по управлению государственным имуществом А.Чубайс, программа не должна включать списки объектов, которые можно выкупать, главное в программе - критерии, по которым местные органы власти должны выносить приватизируемые объекты на торги. Последнее - приватизация посредством свободных торгов - один из базовых принципов будущей процедуры официальной приватизации, тем самым, по всей вероятности, должен быть де-факто упразднен базовый принцип предыдущего руководства Госкомимущества - образование коллективных (народных) предприятий. В определенной мере свободные торги могут снять еще одну важнейшую проблему - выбор критериев оценки имущества (активов) госпредприятия. Наконец, предполагается увязка нового старта официального процесса приватизации в России с принятием закона о ценных бумагах и разграничением собственности между различными уровнями власти.

В частности, 27 декабря Верховный Совет РФ принял постановление "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". В соответствии с этим документом, вся собственность на территории РФ подразделяется на несколько групп по уровням власти, хотя за федеральным правительством сохраняются те или иные права контроля (управления) за переданной собственностью. Учитывая, что отсутствие подобного разграничения в 1991 году являлось одним из основных факторов, тормозящих процесс приватизации на "официальном" уровне, трудно переоценить значение этого документа и его своевременность. Тем не менее, по оценкам некоторых экспертов, наиболее негативным следствием его принятия может стать очередной виток борьбы за собственность и обострение конфронтации по всей вертикали власти в РФ.

Законодательство РСФСР о приватизации жилищного фонда

Основополагающим принципом российского закона о приватизации жилищного фонда является сочетание мер по формированию полноценного рынка жилья в республике с созданием условий, обеспечивающих социальную справедливость и защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Закон закрепляет право граждан на приобретение занимаемого ими жилого помещения и предполагает передачу жилья в собственность исключительно на добровольной основе. В пределах устанавливаемой местными Советами народных депутатов нормы (но не менее 18 кв.м. общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв.м. на семью), жилье передается бесплатно; излишки выкупаются гражданами, в том числе с использованием льготных кредитов или в рассрочку. Следует особо отметить, что каждый гражданин имеет право на бесплатную приватизацию жилья только один раз, что существенно сокращает поле для возможных злоупотреблений.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, наделяются правом владения, пользования и распоряжения ими по своему усмотрению, они могут продавать, завещать, сдавать их в аренду, а также совершать иные сделки, не противоречащие закону. Окончательно принятый вариант закона практически не содержит ограничений прав собственника приватизированного жилья и носит более "рыночный" характер, чем предшествующие проекты, включавшие статью, которая в течение 3-х или 5 лет разрешала продавать жилые помещения только соответствующим Советам народных депутатов. Закон, таким образом, не только предоставляет легальные возможности улучшить жилищное положение людям, имеющим свободные денежные средства, но и позволяет улучшить материальное положение малообеспеченным людям, имеющим излишки жилой площади (путем сдачи в аренду, продажи части жилплощади по рыночным ценам, продажи квартир на условиях пожизненного содержания продавца). При этом закон не ущемляет прав инвалидов, ветеранов войны, многодетных и малоимущих семей, сохраняя для них порядок предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.

Приватизации не подлежат жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах-памятниках истории и культуры, закрытых военных городках. В то же время жилье, находящееся в ведомственном распоряжении, подлежит приватизации на общих основаниях. По оценкам экспертов, именно со стороны ведомств возможно наибольшее сопротивление введению закона в жизнь. Для предотвращения подобного или какого-либо иного сопротивления право на получение в собственность занимаемого жилья обеспечивается в законе строго установленным двухмесячным сроком рассмотрения заявлений граждан и их правом на судебную защиту. Тем не менее, прежде всего в силу объективных обстоятельств, принятый закон не устраняет многих трудностей, лежащих на пути приватизации в РСФСР (наличие фиксированной прописки, высокая доля помещений, находящихся в аварийном состоянии, неудовлетворительная обеспеченность населения жильем, нерешенность проблем коммунального обслуживания).

По оценкам сотрудников Госкомитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству, в ближайшие 5 лет в республике будет приватизироваться не более 2-3% жилплощади в год. Для сравнения: в предшествующие два года в соответствии с постановлением Совмина СССР, разрешавшим выкуп квартир в личную собственность, было приватизировано соответственно О,О4% и О,О5% жилого фонда РСФСР. Всего же, по данным Госкомстата СССР, на территории СССР (за исключением Литвы) на июль 1991 г. приватизировано 211 тыс. квартир на сумму 1,3 млрд.руб., или О,422% жилого фонда, подлежащего приватизации.

Приватизационные программы бывших союзных республик (кроме РСФСР)

В 1991 году приватизационное законодательство разрабатывалось почти во всех экссоюзных республиках. Очевидно, что в силу конкретных политических и экономических обстоятельств нормативные акты по приватизации в каждой из республик находятся на разных стадиях готовности, различаются между собой как конкретные приватизационные программы, так и концептуальные подходы к разгосударствлению и приватизации. К началу декабря 1991 года законы (программы) о приватизации госсобственности уже приняты, помимо РФ, в Литве, Эстонии, Беларуси, Молдове, Таджикистане, Украине, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане. Почти во всех республиках в рамках приватизации, помимо возмездной формы, предусмотрено распределение среди населения различных видов инвестиционных чеков (Казахстан, Украина, Молдова, Армения, Литва, Эстония, Беларусь). В Латвии, Литве и Эстонии особое внимание уделяется урегулированию имущественных прав бывших владельцев той или иной собственности, национализированной после 1940 года, и их наследников.

Если Прибалтийские республики в своей приватизационной политике взяли четкий курс на скорейший переход к "рыночной" структуре собственности и готовы к радикальным шагам в этой сфере, то республики Средней Азии во многом даже на концептуальном уровне не намерены выходить за рамки "малой" приватизации (торговля, сфера обслуживания и т.п.), ориентируясь в своем законотворчестве на утратившее юридическую силу законодательство СССР. В Туркмении, согласно июньскому заявлению президента республики, просто не предусматривается разгосударствление госсобственности (хотя уже в сентябре было принято решение о приватизации 150 убыточных промышленных предприятий). Начиная с сентября, по мере ускорения процесса распада СССР, можно говорить и об усилении расхождения законодательной базы бывших союзных республик, что сказывается и в области приватизации.

В Литве 28 февраля был принят закон о первичной приватизации, дополненный в марте "Изменениями к закону о приватизации". На первом этапе предполагается первичная приватизация за рубли, на втором - за литы или СКВ. Литовское гражданство является обязательным, а все граждане должны получить чеки на сумму до 10 тыс. рублей в зависимости от возраста. К 4 июня было открыто уже 413 тыс. именных приватизационных счетов, к началу августа документы о выделении государстве n-ных приватизационных выплат на общую сумму 7,7 млрд. руб. получили уже около 1,5 млн. граждан Литвы. Со 2 сентября началась подписка на акции объектов "малой" приватизации, активно используются инвестиционные счета населения, возрастает число холдинговых компаний, которые обслуживают вложения населения в акции. С точки зрения правительства, приватизации подлежит 2/3 госсобственности, а в 1991 году - не менее 50%. В 4-м квартале 1991 года правительство рассчитывало приватизировать госимущество на сумму 5 млрд. рублей. В мае также принят закон о приватизации жилья, в сентябре - закон о приватизации неплатежеспособных госпредприятий, с 1 октября вступил в силу закон о приватизации имущества сельскохозяйственных предприятий.

В Латвии на основе постановления Верховного Совета о госсобственности и основных принципах ее конверсии в апреле-мае начата практическая работа по осуществлению приватизации, которая носит более открытый, чем в Литве, характер: латвийское гражданство при приватизации не дает преимуществ. Приняты законы о приватизации в сельском хозяйстве, в июне-июле обсуждались проекты законов о приватизации жилья и о компенсациях за национализированную землю. В сентябре Верховный Совет восстановил право собственности всех иностранных государств на принадлежавшее им до 40-х гг. имущество, в ноябре были приняты законы "О денационализации домовладений" и "О возвращении домовладений законным собственникам".

Обсуждение приватизационного пакета было начато эстонским парламентом в апреле, в этот же период началась разработка методик оценки стоимости отчужденного имущества и методики частичной приватизации накопленного за годы Советской власти имущества республики. В соответствии с подготовленной к началу июня программой реформы собственности в Эстонии уже в 1991 году намечена продажа акций госпредприятий и малая приватизация (до 50% объектов со стоимостью не более 0,5 млн.руб.) В июле в Эстонии принят закон об основах реформы собственности, в соответствии с которым все граждане Эстонии имеют при приватизации преимущество и наделяются "облигациями народного капитала" для обмена на акции, а граждане Эстонии - бывшие собственники (их наследники) - именными ценными бумагами в качестве компенсации.

На Украине разработка закона о приватизации началась в мае, а его парламентское обсуждение проходило осенью. В ноябре Верховный Совет утвердил концепцию разгосударствления и приватизации, поручив правительству разработать необходимый пакет документов. Предполагалось, что малая приватизация в форме аукционов будет предшествовать "большой" приватизации, а гражданам бу- дут предоставлены специальные сертификаты по 5 тыс. руб.

В Белоруссии рассмотрение приватизационной программы началось в мае в рамках программы стабилизации экономики. В 1991 году предполагалось начать малую приватизацию (сфера обслуживания), акционировать 60 и перевести на аренду с выкупом 100 предприятий. В июне парламент принял закон о приватизации, согласно которому приватизация может происходить в таких формах, как выкуп, конкурс, аукцион, продажа акций, а граждане наделяются специальными приватизационными бонами. Приватизация возможна как добровольного, так и принудительного характера. В ноябре на Верховном Совете была принята концепция приватизации и разгосударствления (идейно близкая уже не действительной союзной), реализация которой должна начаться с 1 января 1992 года в соответствии с законом "О приватизации в Белорусской ССР".

Фонд государственного имущества Молдовы был создан уже в марте, а приватизационная программа принята в мае в рамках общей антикризисной. Первичная приватизация намечена на 1991-1992 годы, когда должно быть приватизировано до 50% предприятий торговли, общепита и сферы обслуживания. Если в этот период основные расчеты будут производиться посредством "бон национального достояния", то в дальнейшем основной формой станет выкуп по рыночной цене акций средних и крупных госпредприятий. В июне парламент Молдовы принял закон о приватизации, был создан Госдепартамент приватизации.

В Казахстане в марте-апреле шла интенсивная разработка приватизационного законодательства, причем сразу в трех вариантах, на основе которых к началу мая был подготовлен проект закона "О преобразовании государственной собственности в республике". Предусмотрена широкомасштабная приватизация (практически все отрасли), причем в короткий срок, госпредприятия будут продаваться частным лицам и преобразовываться в акционерные общества с последующей продажей акций. В первом чтении закон был принят в июне, а в мае и июле парламент рассматривал соответственно проекты документов о госкомитете по управлению госимуществом (который уже действует) и Жилищного кодекса, включая вопросы приватизации жилья. 13 сентября президент Казахстана подписал постановление "О программе разгосударствления и приватизации в Казахской ССР на 1991-1992 годы (первый этап)" и положение "О купонном механизме приватизации собственности в республике". Купоны населению будут выдаваться на сумму, зависящую от стажа работы, и использоваться при приватизации жилья в первую очередь. К приватизации намечены, помимо объектов "малой" приватизации, производящие товары народного потребления средние и крупные предприятия, страховые общества и банки.

Первая приватизационная программа в Армении была разработана еще в марте, а в мае в Ереване прошел первый аукцион по продаже магазинов. К началу июня в Армении подготовлена правительственная программа стабилизации экономики, предусматривающая радикальную малую и большую приватизацию и ускорение ее темпов. Тем не менее в июле первичная приватизация была приостановлена, и Комиссия Совмина Армении по приватизации начала рассмотрение новых концепций. 20 августа постановлением Совета министров был создан Комитет по распоряжению госимуществом, в обязанности которого входит разработка программы приватизации и оценка имущества. В Грузии программа приватизации и закон находятся в стадии разработки. В Азербайджане только в июне принят закон об основах экономической самостоятельности, где вводится в самом общем виде понятие частной собственности.

В Среднеазиатских республиках относительно активная работа в области приватизационного законодательства велась только в Таджикистане. Уже к началу марта был принят закон "О разгосударст-влении и приватизации", который допускает такие формы, как аренда с выкупом, различные виды продажи и безвозмездная передача. При выкупе госпредприятий приоритет отдается трудовому коллективу, иностранцы и граждане других республик допускаются в отдельных случаях. В апреле был издан указ президента республики "Об организации работы по разгосударствлению и приватизации в первую очередь предприятий торговли, службы быта, услуг" (в 1991 году намечено приватизировать 60% предприятий), а в июне прошли первые торги в Душанбе. В ноябре Кабинет министров утвердил "Адресную программу разгосударствления и приватизации на 1991-1992 годы", определяющую сроки малой и большой приватизации и предполагаемые доходы.

В Кыргызстане программа приватизации на 1991-1992 годы была принята Кабинетом министров в сентябре, определив в перспективе размеры негосударственного сектора порядка 60-70 %. Верховный Совет Узбекистана 19 ноября принял закон "О разгосударствлении и приватизации".

Во многих республиках уже в марте-августе 1991 года были приняты законодательные акты, в соответствии с которыми госпредприятия и организации союзного подчинения, расположенные на их территории, переходят в юрисдикцию республик (Украина, Эстония, Грузия, Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан). Как правило, эти акты четко оговаривают, что приватизация союзных предприятий может проводиться только по решению республиканских органов, управляющих госимуществом, и по законам республики. В частности, эти действия республик объяснялись и тем, что Центр и союзные министерства перед подписанием союзного договора и официальным разделом собственности активизировали свою деятельность по проведению "номенклатурно-территориальной" приватизации посредством формирования на базе своих предприятий акционерных обществ и объединений. Логическим завершением этого процесса после августовского путча стало окончательное оформление республиканской юрисдикции над всей собственностью на их территории во всех республиках бывшего СССР.

Спонтанная приватизация в 1991 г.

Процесс спонтанной приватизации в течение 1991 г. развивался в таких формах, как "номенклатурно-бюрократическая" приватизация. "народные (коллективные) предприятия". Способами приватизации стали многочисленные муниципальные конкурсы и аукционы, множество других легальных и полулегальных способов приобретения различного госимущества. В целом можно сказать, что ситуация в области реальных процессов приватизации, за последние месяцы заметно ухудшилась. Процесс не только не стал более упорядоченным, несмотря на наличие формальной законодательной базы, напротив, он приобрел еще более неуправляемый и в ряде случаев коррумпированный характер. В силу того, что официальный процесс приватизации с санкции Госкомимущества* в настоящее время приостановлен, реальный процесс развивался по двум основным направлениям:

Приватизация с санкции местных органов власти, но в этом случае возникала проблема доказательства отнесения данного предприятия к юрисдикции именно муниципальных властей;

Применение уже "накатанных" многочисленных схем выкупа имущества госпредприятия физическими лицами, в результате чего от госпредприятия остается только юридическая оболочка, а сам термин "приватизация" просто не фигурирует в соответствующих до- кументах.

Одна из основных форм спонтанной приватизации- "номенклатурно-бюрократическая", которая зародилась в 1990 г., - была характерна и для весны-лета 1991 года, особенно в преддверии принятия союзного и российского законов о приватизации. К примеру, с 1 июля 1991 года в государственное акционерное объединение "Станкоинструмент" был преобразован Минстанкопром СССР (511 предприятий и организаций). В российской ассоциации "Рослегпром" (до 18 марта 1991 года - Минлегпром РСФСР) летом разрабатывались планы преобразования ассоциации (370 предприятий и организаций) в новую холдинговую структуру, объединяющую акционерные "народные предприятия", то есть, по сути, речь шла уже о втором этапе "номенклатурно-бюрократической" приватизации.

По данным, приведенным на заседании Верховного Совета СССР 28 июня, только с начала 1991 года в СССР было создано 126 концернов, 54 объединения, около 1,5 тыс. ассоциаций, многим из которых делегированы право по управлению имуществом и функции держателя акций государства тех предприятий в их составе, которые могут быть акционированы. В РСФСР, по данным Госкомстата РСФСР, к 30 апреля 1991 года было создано 1798 ассоциаций, 164 концерна, 92 консорциума, 1186 акционерных обществ, 58 межотраслевых государственных объединений.

Намерения Госкомитета РСФСР по управлению государственным имуществом (Госкомимущества) по крайней мере на словах приостановить сделки, предполагающие смену собственника, и "проинвентаризировать" все приватизированное и подлежащее приватизации имущество, не дали сколько-нибудь заметных результатов и привели главным образом к поиску новых обходных и полулегальных путей приватизации.

Определенные меры по пересмотру соответствующих договоров и документов были предусмотрены в Постановлении ВС РСФСР "О порядке введения в действие закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (ст.4). Установленные сроки для этого пересмотра уже нарушены (1 октября 1991 г.), а 11 октября Советом Национальностей и Советом Республики Верховного Совета РСФСР было одобрено постановление "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР". По сути, речь шла (в очередной раз) о попытке пересмотреть акты "номенклатурной приватизации", принятые как старыми союзными и ныне действующими российскими органами исполнительной власти, так и Комитетом по оперативному управлению. Еще один шаг в этом направлении - указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. "О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы", в котором концерны и корпорации, образованные предприятиями оборонных и других отраслей промышленности бывших союзных министерств, объявлены государственными, а Министерству промышленности РСФСР вменено в обязанность переутвердить их уставы и их руководство. Как отмечают эксперты, реакция руководства указанных концернов и корпораций была достаточно индифферентной.

Наибольший интерес к приватизации, по данным Госкомимущества РСФСР, проявляли те предприятия, которые: а/зафиксировали в договоре аренды право выкупа и накопили для этого средства; б/продают свою продукцию на внешнем рынке (обычно сырье); в/явно убыточны и не видят иного способа поправить дела. По-прежнему весомым мотивом приватизации остается и стремление менеджеров разных уровней создать "свое дело" под различными прикрытиями. В отраслевом плане это прежде всего предприятия нефтегазовых отраслей, автомобилестроения, текстильной и швейной промышленности. По данным Госкомстата РСФСР, на 1 сентября 1991 г. было приватизировано (главным образом путем преобразования в коллективные "народные" предприятия) 45 предприятий с годовым объемом производства 1773 млн. руб., числом занятых 37 тыс.человек, балансовой стоимостью основных производственных фондов 611 млн.руб. (соответственно - 0,3%, 0,2% и 0,1% от общего числа по РСФСР).

На муниципальном уровне все более широкое распространение получает малая приватизация, в частности, через различного рода аукционы. В Москве в 1991 году (с мая по декабрь) прошли уже свыше 10 аукционов, на которых в качестве лотов выставлялись муниципальные и частные квартиры, прописка и нежилые помещения, 5 октября и 9 ноября прошли также первые торги точек общепита(продажа прав на долгосрочную аренду магазинов, предметом торгов стала сумма платы за первые 5 лет аренды).В Санкт-Петербурге продолжались аукционы с недвижимостью. Прошли первые аукционы (жилье, общепит) в Армении, Таджикистане, Казахстане, отдельных республиках (Татарстан) и городах (Курск, Свердловск, Анадырь, Рязань, Томск, Иркутск, Кемерово, Новосибирск, Екатеринбург, Магадан) РСФСР.

Общая тенденция в области недвижимости, которую следует отметить, - переход от продажи права на аренду к собственно плате за первые несколько лет аренды, определенная стабилизация цен на продаваемые объекты (либо их адекватность стартовым, либо рост в среднем в 3-4 раза). Для жилищных аукционов, которые проходили в Москве, первоначально был характерен значительный отрыв продажной цены от стартовой с существенным превышением над "рыночными", в августе-сентябре цены относительно стабилизировались, а с 30 октября вновь был зафиксирован резкий скачок, обусловленный началом приватизации жилья и усилением инфляции. На цены жилищных аукционов в других городах существенное влияние оказывали такие факторы, как уровень московских цен, наличие рынка недвижимости и практический опыт в проведении подобных аукционов.

Что касается широкомасштабных приватизационных программ на муниципальном уровне, то осенью в Москве предполагалось начать приватизацию жилищного фонда и сферы торговли. Постоянные конфликты между мэрией, правительством Москвы и Моссоветом практически заблокировали этот процесс. Реально приватизационный про-цесс в Москве вылился в конфронтацию многочисленных программ, которые немногим отличались друг от друга, разница состояла пре- имущественно в том, кто обладает необходимыми полномочиями. 3 января 1992 года Президент РФ подписал указ N 334 "О дополни- тельных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы", в соответствии с которым мэр Москвы наделяется правом проводить ускоренную приватизацию по собственному (то есть отличному от законодательства РФ) графику и самостоятельно разработанной процедуре. По всей вероятности, в ближайшее время будет "запущен" компромиссный вариант приватизации московской торговли (на базе проектов Москомимущества и Центра приватизации), продолжится приостановленный в ноябре процесс приватизации муниципального жилищного фонда.

В целом по Российской Федерации в рамках "малой" приватизации приватизировано более 12 тыс. магазинов и палаток (3% общего числа предприятий розничной торговли), около 14 тыс. столовых, ресторанов и других предприятий общественного питания (7%), свыше 12 тыс. ателье и мастерских Росбытсоюза (14%). В основном эти предприятия переданы в коллективную собственность (99,5 - 99,8%). В собственность отдельных граждан к 1 октября продано 66 магазинов и палаток, 28 предприятий общественного питания, 33 ателье и мастерских (данные Госкомстата РСФСР).

Направление спонтанной приватизации, условно называемое нами "частной" приватизацией, представляет собой комплекс мер (порой на грани с легальностью) по передаче собственности государственных предприятий в частные руки без каких-либо специальных санкций со стороны центральных или местных органов власти. Инициатива в этом случае исходит либо от руководящих работников самих государственных предприятий, либо от представителей рыночных коммерческих структур, заинтересованных в приобретении того или иного государственного имущества (пая). Все сделки на этом уровне совершаются, как правило, на основе частных личных договоренностей. Среди способов, которые применяются при проведении "частной" приватизации, можно отметить такие, как аккумуляция средств для выкупа предприятия через кооператив ("цепочку" кооперативов), создание разнообразных частных холдинговых компаний, приобретающих то или иное государственное имущество, скупка убыточных предприятий или фальшивое банкротство, регистрация государственного предприятия с последующим выводом государственного учредителя из игры, покупка государственного имущества по заниженным ценам в личное пользование (дачи) и др.

Очевидно, что одна из главных проблем приватизации - это возможная недооценка многочисленных трудностей осуществления и негативных последствий развития этого процесса. В достаточно длительной перспективе сохранится влияние в этой сфере всего груза политического и идеологического наследия, прежних психологических стереотипов и коллективистских традиций массового сознания. Серьезнейшим тормозом для развития действительной приватизации являются сейчас и сохранятся в будущем ведомственные амбиции и стремление поместить приватизацию в "номенклатурно-бюро-кратические" рамки, а также гипертрофированный монополизм в экономике. Не исключено, что даже в условиях полной политической независимости входивших в прежний СССР республик эти проблемы сохранят свою актуальность в полной мере, с той лишь разницей, что одна "большая" проблема будет раздроблена на 15 "маленьких".

Приватизация. Сколько в этом слове! Сколько эмоций оно вызывает... А сколько вранья и мифов накручено вокруг нее! Практически все массовые представления о приватизации искажены до неузнаваемости, политически извращены и не имеют ничего общего с действительностью. С ходу и не разберешься. Придется начать с самого начала.

С 1992 года в России прошли четыре больших волны приватизации: массовая начала 90-х, залоговая середины 90-х, частная приватизация в виде «народных IPO» нулевых годов и приватизация без приватизации — планируемая сейчас.

Массовая приватизация 90-х

Вопреки распространенному мнению, массовая приватизация внесла немного изменений в структуру собственности. Она шла по пути наименьшего сопротивления и всего-навсего закрепляла уже сложившийся факт самоустранения государства от управления предприятиями. Как у Михаила Жванецкого: «Трудно менять, ничего не меняя. Но мы будем!»

Предприятия передавались в руки самому неэффективному собственнику — трудовым коллективам и существующим гендиректорам. Это становится очевидным, если посмотреть, какой именно вариант приватизации был массово избран предприятиями. Реальная демократия и политическая борьба начала 90-х двинула ход истории именно по этому пути наименьшего сопротивления.

Любому знакомому с экономической теорией понятно, что собственность трудовых коллективов обрекает крупную промышленность на застой, на проедание инвестиций в пользу потребления, на развитие чудовищной коррупции и примитивного воровства менеджеров. И

Чубайс делал все, что было в его силах, чтобы двинуть приватизацию по другому пути, по пути реальной частной собственности с разделением собственников и работников предприятия. Но сил всего гайдаровского крыла правительства было для этого явно недостаточно.

На Бориса Ельцина и политическую элиту коллективных законодательных органов того времени огромное влияние оказывали «крепкие хозяйственники» и старые гендиректора.

Приватизация «по Чубайсу» происходила на самом деле вопреки Чубайсу. Вся знаменитая «ваучерная приватизация» была по объему в разы меньше передачи предприятий в коллективную собственность и захлебнулась именно потому, что на ваучеры не оказалось реального наполнения — акций крупнейших предприятий. Именно из-за приватизации в пользу трудовых коллективов ваучеры во многом остались лишь бумажками и вместо «двух волг» стоили зачастую лишь бутылку водки.

Слой действительно частных собственников формировался в следующие несколько лет в ходе «переприватизации» — скупки акций у трудовых коллективов и ваучеров у граждан, консолидации крупных пакетов в частных руках, а также корпоративных конфликтов и рейдерских захватов. Вот тогда возникали действительно частные компании. Фактически начальная массовая приватизация прошла в два этапа: сначала возникла коллективистская структура собственности, а только потом — в ходе «переприватизации» — реально частная.

Можно ли было провести массовую приватизацию иначе? Об этом интересно поспорить, но, к сожалению, этими спорами сделанного не воротишь.

Некоторые гендиректора вполне адаптировались к новой ситуации (типа «Газпрома» Виктора Черномырдина или «ЛУКойла» Вагита Алекперова). Они остались у руля и провели свои компании через волны бушующего перераспределения собственности. Но

большинство старых директоров не могли реально конкурировать с молодой, агрессивной и не брезгующей зачастую даже откровенно криминальными приемами «порослью» частных владельцев и менеджеров.

Редкие предприятия так и не прошли эту стадию, оставшись, по существу, старыми социалистически управляемыми предприятиями до сих пор (типа «АвтоВАЗа»).

Хороший вопрос — откуда брались капиталы для захватов коллективных предприятий? Ведь после инфляции начала 1992 года денег не было ни у кого. Как проводить приватизацию, когда ни у кого ничего нет? Именно поэтому и возникла весьма спорная идея ваучеров. Однако под верхним слоем активно и публично обсуждаемой ваучерной приватизации в глубине шли совсем другие, гораздо более важные процессы.

Фактически «переприватизация» происходила за счет госфинансирования: крайне дешевые кредиты Центробанка частным банкам в условиях высокой инфляции. Хорошие заработки банки имели на гособлигациях, на обязательной конверсии валюты, на размещении бюджетных средств на счетах... Конечно, был и самоподдерживающийся процесс на основе контроля финансовых потоков самих предприятий банковским сектором. Все это привело к концентрации у банков весьма впечатляющих капиталов и борьбе их между собой за «передел промышленности». Бандиты 90-х годов или становились легальными банкирами — или вымирали. Конкуренции банковскому капиталу они составить не могли в принципе.

Практически вся история 90-х годов — это история исправления первоначальной ошибочной коллективистской приватизации, история «переприватизации». Именно в этом реальный смысл «лихих 90-х» с точки зрения экономики.

Я бы не хотел обвинять кого-то лично в обогащении или сознательном потакании обогащению отдельных групп. Конечно, и это было. Но сама система сложилась абсолютно стихийно, как равнодействующая политического противоборства и, по определению все того же Жванецкого, «борьбы невежества с несправедливостью».

Крест на этой политике подкормки частных банков поставил только кризис 1998 года. Змея укусила себя за хвост, именно частные банки привели к краху системы их господкормки. Типичная для либеральной экономики ситуация, когда максимизация выгоды каждого субъекта при неправильно установленных правилах игры приводит не к развитию, а к кризису, краху всей системы, питающей этих субъектов. После кризиса 1998 года банки разорились, в силу вошли экспортеры. Последние в нулевые дисциплинированно выстроились под консолидировавшуюся властную элиту. Но это уже другая история.

Впрочем, главное к 1998 году было уже сделано — структура собственности российской экономики из коллективистской стала весьма похожа на частную. Что и позволило обеспечить реальный рывок промышленности в условиях девальвации рубля после 1998 года.

Залоговая приватизация

Вторым этапом, после избрания Ельцина на второй срок в 1996 году, стала приватизация в виде залоговых аукционов. Всем ясно, что реальной конкуренции на этих аукционах не было (за небольшим исключением) и ни о каком возврате денег речи даже и не шло. Это было чисто политическое решение о расплате c крупнейшими банковскими группами за поддержку в ходе выборов. Вкуснейшие куски госсобственности передавались фактически бесплатно (это было нетрудно - разместив бюджетные средства в нужном объеме на счетах нужного банка, внести «залоговую стоимость» компании, а потом вернуть эти средства за счет полученных компаний).

Залоговые аукционы — это была реальная афера куда крупнее предыдущей бессистемной и весьма разнообразной приватизации или всяких там МММ и «Хопер-инвестов». Пусть собственности распределялось и меньше, чем на предыдущем этапе приватизации, но процент «несправедливости» здесь был принципиально выше.

О реальном участии людей в этой приватизации речи и не шло. Более того, вся система залоговой приватизации была выстроена так, чтобы пройти мимо общественного сознания, и это, в общем, удалось. Впрочем, не столько в силу нарочитой сложности схемы приватизации, сколько потому, что общественное мнение оказалось надолго отвлечено кризисом 1998 года.

Но государство формально получало какие-то деньги (и чем дальше от 1996 года — тем большие). Апофеозом приватизации стал, конечно, следующий этап. Государство от нее не получило ничего вообще.

Частная приватизация

Невиданная вещь — приватизация с обращением вырученных денег не в пользу государства и бюджета, а в пользу частных компаний. Когда государство от приватизации получает только дырку от бублика. Что такое «народные IPO»? Госпредприятие (Сбербанк, ВТБ или «Роснефть») выпускает акции и размещает их на рынке, но средства от размещения этих акций получает не бюджет, а сама эта компания. Многие миллиарды долларов в каждом случае. Формально доля государства в этих компаниях просто «размывается» за счет нового выпуска акций, государство сокращает свою долю и ничего за это не получает. Граждане остались с чем? С носом. Помните Высоцкого: «...мимо носа носят чачу, мимо рота — алычу...» Но политическая стабильность и доверие к власти сделали все это абсолютно легальным и легитимным. Верим мы все, что именно так и было надо сделать. И не задаем вопросов. В самом деле: что хорошо для ВТБ — хорошо для страны. Ведь ВТБ — госбанк и принадлежит народу. Или я в чем-то ошибся?

Впрочем, как будто этого было мало, акции, размещенные в ходе этих IPO, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали, и граждане-инвесторы оказались почти в ситуации, как с МММ. То есть продать акции, конечно, можно, но это настолько непростая и недешевая процедура, что этого практически никто не делает (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в депозитарий, выводить их на биржу и т. д.). Более того, даже владение этими акциями оказалось недешевым делом — на обеспечение их владения вне биржи уходят практически все дивиденды, выплачиваемые по этим акциям. А может, кто-то их по дешевке вне биржи скупает? «Переприватизация», как в 90-е?

В Голливуде такое «кино» назвали бы «Двойной удар». Наши граждане перенесли его безропотно. С гордо поднятой, ничего не понимающей головой.

Приватизация без приватизации

Наконец мы добрались до современного этапа. Последняя инициатива Минфина о продаже части акций госпакета в ближайшие годы. Тенденция сменилась, больше никакой «халявы» под видом приватизации. Теперь приватизация будет происходить именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета. Не от хорошей жизни — Резервный фонд заканчивается, надо чем-то финансировать его дефицит.

Вроде бы смысл приватизации восстановлен. Как бы не так! Речь идет ведь только о продаже небольших частей с сохранением за государством всех «командных высот».

О реальной приватизации, т. е. обращении предприятий из государственной собственности в частную, речи не идет. Менеджмент всех этих «приватизируемых» предприятий будет по-прежнему назначаться государством, а сами госпредприятия и госбанки — продолжать работать в интересах высшей политической элиты страны.

Это приватизация просто для денег. А не для передачи каких-то компаний в частную собственность. Как мероприятие по изменению структуры собственности она бессмысленна. Изменений не будет.

Более того. Реально в ходе «мероприятий по спасению из кризиса» 2008-2009 годов доля государства в госбанках существенно выросла (за счет «докапитализации» в разных формах, которую на десятки миллиардов долларов получали именно государственные банки). А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику. И продажа части пакета во многом лишь компенсирует эту ползучую национализацию. Что, конечно, неплохо, но явно недостаточно.

Вместо послесловия

Конечно, все вышеописанное в отношении приватизации — лишь упрощенная схема. Призванная подчеркнуть, оттенить наиболее важные моменты. Есть еще «текущая приватизация» — ежегодно продаваемые государством акции на небольшие суммы. Есть иностранные инвесторы. Есть процессы национализации. Есть еще забавная тема с фактически оффшорным либо крайне запутанным владением значительной (может даже бо льшей) части российской экономики. И еще более забавная - с попыткой определения реальных бенефициаров этих оффшоров и участия в них высшей политической элиты страны. Жизнь, безусловно, богаче любых логических схем.

Как в капле воды все приватизационные процессы отразились в событиях вокруг компании ЮКОС. Не потому, что события тут политизированы, а просто это, наверное, лучший пример того, что реально происходило с российской экономикой.

Первоначально компания была создана из приватизированных в пользу трудового коллектива предприятий. И четыре года оставалась весьма заурядной в числе российских нефтяных компаний. Оставшийся у государства пакет акций был «продан» в ходе залогового аукциона. Новый собственник отстранил от реального управления старый менеджмент и прекратил разворовывание компании. Он консолидировал все акции, хитроумно избавившись от миноритарных акционеров, и перевел их во владение оффшора. На основе инвестиций и инноваций резко повысил эффективность компании, выведя ее в лидеры отрасли. Затем новый частный собственник был отстранен силовым путем консолидировавшейся властью, и компания фактически национализирована, став с помощью довольно примитивных схем частью госкомпании. Круг замкнулся. Частный собственник оказался лишь этапом. Полезным, но не конечным. Затем госкомпания вышла с «народным IPO» со всем букетом описанных выше «радостей» для граждан. И в будущем, вероятно, ее акции будут снова частично проданы для обеспечения доходов бюджета.

Процесс приватизации в России очевидно не закончен. Доля госсектора явно слишком велика. Более того, приватизация фактически давно приостановлена и начат обратный процесс — национализации формальной (доля в собственности) и фактической (определяющее влияние на управление). С кризисом процесс национализации усилился — под контроль госбанков переходят огромные куски ранее частной собственности практически бесплатно (типа «за долги»).

Нынешней власти приватизация как таковая не нужна — она только снизит ее влияние, что неприемлемо как принцип. Очевидно, следующий этап реальной приватизации начнется, только когда нынешняя политическая элита поймет необходимость ухода и постарается конвертировать власть в собственность. Интересно, когда это будет?

Огосударствление. В первые годы советской власти в соответствии с теоретическими установками государственного социализма было осуществлено огосударствление экономики.

Концепция государственного социализма основывалась на осуществлении следующих положений:

Обобществление государством всех средств производства;

Привлечение всех трудоспособных граждан к работе по найму государства;

Установление со стороны общества и государства строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления каждого гражданина.

При реализации этих установок были национализированы: крупная промышленность, банки, железные дороги, учреждения науки, образования, медицины, культуры и т. д. Практика показала, что отдельные положения государственного социализма не дали ожидаемых результатов. Больше того, в период «военного коммунизма » расширилась бесхозяйственность, «продовольственная разверстка» привела к массовому недовольству крестьянства. В результате В. И. Ленин пересмотрел теоретические установки государственного социализма и пришел к выводу: «Теоретически не обязательно принимать, что государственная монополия есть наилучшее с точки зрения социализма».

С марта 1921 г. взамен «военного коммунизма» была введена новая экономическая политика (НЭП). НЭП позволил за короткий период преодолеть разруху и добиться высоких хозяйственных результатов. По сравнению с уровнем 1913 г. (принятого за 100 %) продукция промышленности, составляющая в 1921 г. 14 %, в 1926 г. достигла 96 %; продукция сельского хозяйства - 188 %. Но с начала 1930-х гг. НЭП был приостановлен и в СССР утвердились командно-административные методы управления. Необходимо отметить, что разгосударствление и приватизация отнюдь не тождественны.

В этот период характерной особенностью явилось развитие многоукладной экономики:

Оживление мелких товаропроизводителей и частнокапиталистического предпринимательства;

Привлечение иностранного капитала для ускорения развития производства;

Создание свободного рынка с устойчивым денежным обращением;

Перевод государственных предприятий на хозрасчет с самоокупаемостью и самофинансированием;

Проведение реконструкции всего народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО.

Разгосударствление - это переход от государственно-директивных форм управления экономикой к ее регулированию преимущественно с помощью рыночных механизмов. Разгосударствление включает изменение структуры собственности за счет расширения частной и сокращения общественной; переход от директивных методов регулирования хозяйственной деятельности к экономическим; замену обязательных государственных заданий системой государственных закупок; отмену централизованного распределения ресурсов; ликвидацию государственной монополии во внешнеэкономической деятельности.


Приватизация - это одна из форм разгосударствления, т. е. передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную, коллективную и акционерную собственность.

Приватизацию в России предполагалось осуществлять разными способами:

Выкупом арендного имущества арендным предприятием;

Продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

Продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и частным лицам.

Первоначально намечалось, что приватизация будет осуществляться с соблюдением следующих принципов: постепенность, добровольность, многообразие форм. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации будет предоставляться трудовым коллективам. Основным критерием проведения приватизации была избрана экономическая эффективность. На практике приватизация была проведена по темпам, масштабам и срокам самым радикальным способом.

Она была осуществлена в два этапа:

1-й этап - ваучерный, обмен ваучеров на акции;

2-й этап - денежный, скупка акций за деньги.

На первом этапе за 22 месяца каждому жителю страны был выдан приватизационный чек - ваучер. С помощью этих чеков происходила бесплатная передача гражданам государственных предприятий, имущества, акций и долей в акционерных обществах . За 1993 г. из государственного сектора было передано 42,9 тыс. предприятий. Из них путем продажи - 29,4 тыс. предприятий и акционирования - 13,5 тыс. Всего по официальным данным до 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35 %.

На втором этапе с 1 июля 1994 г. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. В этой связи продажа предприятий или акций происходила на аукционах и разного рода конкурсах, а также путем выкупа арендованного имущества и другими способами. Главное назначение денежного этапа - создание новых эффективных собственников. Цель приватизации ни на первом (ваучерном), ни на втором (денежном) этапах не была достигнута.

Последствия первого этапа. В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и легитимности приватизации, но и к новой системе прав собственности в целом.

Последствия второго этапа. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов. Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков.

При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В результате произошел резкий спад развития народного хозяйства по всем социально-экономическим показателям.

Приватизация – процесс, противоположныйнационализации , т. е. превращению частной собственности в государственную. Приватизация тесно связана сразгосударствлением – передачей от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами, другими органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т. е. связи между самими предприятиями.

Приватизация в России – процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация в России часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация – захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров. Сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что один из видов приватизации - залоговые аукционы были проведены, в том числе, с целью не допустить прихода коммунистов к власти.

Подготовительный этап. Первый проект перехода к рыночной экономике, путем массовой приватизации государственного имущества, был предложен в рамках программы «500 дней», разработанной в 1990 году группой экономистов под руководством Станислава Шаталина. В частности, к 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. На союзном уровне, однако, программа была отклонена.

24 декабря 1990 года, после принятия закона РФ N 443-1 «О собственности в РСФСР», на территории России была узаконена частная собственность. Там же (статья 25) было законодательно закреплено понятие приватизации, как передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность.

3 июля 1991 года принимается закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», согласно которому приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России).

В ноябре 1991 года председателем Госкомимущества был назначен Анатолий Чубайс.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации.

1992 - июнь 1994: массовая приватизация (малая и ваучерная). В июне 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год, определившая возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера.

Согласно программе,

Малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях («малая» приватизация).

Крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. При этом не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки, в обиходе называемые ваучерами («чековая» или «ваучерная» приватизация).

В ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т.д.) приватизация была запрещена. В то же время, обязательной приватизации подлежали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности.

Малая приватизация. Приватизация малых предприятий (торговля, бытовое обслуживание и т.д.) была запущена правительством с начала 1992 года, не дожидаясь одобрения Верховным Советом Госпрограммы по приватизации на 1992 год (которое произошло только в июне).

В апреле 1992 года первый в России аукцион по продаже предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания, на который приехали Гайдар и Чубайс, был проведён в Нижнем Новгороде.

К 1 ноября 1994 года, было приватизировано 60-70 % предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Ваучерная приватизация. Предприятия, проходящие приватизацию через продажу акций, могли выбрать один из трех вариантов. Обязательным этапом приватизации при продаже за акции была продажа части уставного капитала, не менее 29 %, за ваучеры на публичных аукционах. Для этого необходимо было обеспечить население достаточным количеством ваучеров, к моменту начала аукционов.

С 1 октября 1992 г. приватизационные чеки (ваучеры) начали выдаваться населению. Чеки распространялись через отделения Сбербанка РФ, при их получении необходимо было заплатить 25 рублей; номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей, что соответствовало стоимости основных фондов предприятий на душу населения в ценах января 1992 года. Ваучеры были анонимизированы и могли свободно продаваться и покупаться, как напрямую между гражданами, так и через специально созданные чековые инвестиционные фонды. Фактическая стоимость ваучеров определялась балансом спроса и предложения и варьировалась от 500 до 29 тыс. рублей (от 5 до 24 долларов США по курсу).

Первые 18 аукционов были проведены в декабре 1992 года. Всего по февраль 1994 года было проведено 9342 аукциона, на которых было использовано 52 млн ваучеров.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило.

Критики чековой приватизации считали её нечестной и несправедливой, так как по их мнению она привела к незаслуженно быстрому обогащению узкой группы лиц. Например, существовало мнение, что принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам» (руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена). Используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а также выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам.

1995: Залоговые аукционы. Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство не возвратило кредиты, таким образом, пакеты акций перешли в собственность кредиторов. Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета.

Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом (именно последний, по словам тогдашнего председателя ЦБ РФ Сергея Дубинина, первым поставил вопрос о проведении аукционов на заседании кабинета министров). Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что:

Отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер

Результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом

Доля госсектора и планы дальнейшей приватизации.

С 1996 года принимаются годовые программы приватизации.

Доля госсектора в экономике России сейчас составляет, по разным оценкам, от 50% до 71%.

В январе 2014 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил что необходимо сократить долю госсектора с текущих 50% до 25% к 2018 году. Согласно программе приватизации на 2014-16 годы, утвержденной правительством 1 июля 2013 года, приватизации (полной или частичной) подлежат госпакеты акций в 514 ФГУПах и 436 акционерных обществах. В целом, доходы от приватизации ожидаются на уровне 1,7 триллиона рублей.

Последствия

В России произошёл переход от социализма (или, согласно терминологии К. Маркса, государственного капитализма) к капитализму.

В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.

На начало 2008 года на повестке дня те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства - ГИФО), или по-другому - Государственные сертификаты (например, Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.

Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

Последствия для охраны труда, здоровья работающих и продолжительности жизни.

Новые собственники предприятий были в первую очередь озабочены получением прибыли, а сохранение жизни и здоровья обобранных ими рабочих (невольных и не желательных свидетелей ограбления) их мало беспокоило. Это привело к неуклонному ухудшению условий труда, развалу системы охраны труда и медицины труда, ослаблению контроля за условиями труда, и связанному с этим ростом числа профзаболеваний и сокращением продолжительности жизни работающих и увеличению смертности.

По данным за период 1943-1992 (49 лет) произошло 47 аварий на угольных шахтах с гибелью людей, погибло 917 человек. За 1992-2012 (20 лет) произошло 99 таких аварий, погибло 834 человека. То есть, вопреки интенсивному развитию новых технологий за более чем полвека, число аварий и число погибших (за год) во второй период возросло в среднем в 5.2 раза и в 2.2 раза соответственно.

Падение уровня жизни и начало вымирания России.

В результате присвоения узким кругом лиц доходов от продажи природных ресурсов государство лишилось главного источника дохода. По доходам на душу населения РФ опустилась ниже уровня Индии, Бразилии и Мексики. Не хватало денег на выплату пенсий и зарплат, финансирование здравоохранения, культуры, армии, правоохранительных органов. Распад системы здравоохранения, нехватка денег на нормальную еду и лекарства, рост потребления алкоголя и резкий рост наркомании, преступность привели к росту смертности. К концу 1990-х ежегодное количество абортов, финансируемых государством, составляло 3 млн, что почти в три раза больше рождаемости. Ветераны войны продавали свои награды, чтобы купить продукты. Быстрый рост смертности и падение рождаемости привели к демографическому кризису - если бы не приток мигрантов, население РФ сократилось бы в 1990-е на ~6 млн человек.

Коррупция в ходе приватизации.

Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией. Ответственность за использование служебной информации в целях личного обогащения несут не только российские чиновники, но и американские советники, гарвардская команда, или так называемые «гарвардские мальчики», которые оказались подвержены коррупции. Профессорам Гарвардского университета Андрею Шлейферу и Джонатану Хэю, помогавшим Анатолию Чубайсу в приватизации промышленности, министерством юстиции США был предъявлен иск и в 2005 году суд присудил им штраф в размере 28,5 миллионов долларов. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц считает, что роль как отдельных личностей, так и США в целом в процессе обогащения российских олигархов при приватизации осталась неисследованной. В 2003 году он называл российскую приватизацию 90-х «нелегитимной».

Отношение населения.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян (2008 г.) считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов.

Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно, и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Сотрудник «Левада-центра» Н. Зоркая в 2005 году писала, что с начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или резко отрицательное отношение. По данным опросов 1993 года, более половины респондентов (50–55%) считали раздачу ваучеров «показухой, которая реально ничего не изменит». Большинство опрошенных (по данным 1993 года, 74%) изначально полагали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдёт в собственность «ограниченного круга лиц», а не «широких слоёв населения». Подавляющее большинство населения выступало за пересмотр результатов приватизации, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной.