Крестовоздвиженский иерусалимский монастырь. Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский женский монастырь: история, основатель, настоятельница

Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский монастырь - действующий женский монастырь в Московской области. Его появление датировано 1837 годом. Относится к Московской епархии. Изначально при церкви Святых Мучеников Флора и Лавра была создана женская благодетель. А уже по истечении более 20 лет, после вливания денежных средств в обитель, был основан Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.

Как добраться

Монастырь находится в селе Лукино, Домодедовского района, Московской области. Если вы решили добираться до Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря на общественном транспорте, то лучше всего это сделать на метро. Если ехать из центра Москвы, нужно сесть в последний вагон, доехать до станции метро "Домодедово", выйти из вагона и по ступенькам подняться наверх. Тут вы увидите магазин дубленок и меха. По правую руку от него останавливается маршрутка под номером 871.

Водителю обязательно сообщите о том, что вы едете к монастырю, так как ему необходимо будет свернуть с трассы по направлению к обители. В противном случае вы рискуете не попасть к месту назначения. Если же маршрутки долго не будет, то есть другой вариант - воспользоваться любым автобусом, который направляется в сторону аэропорта Домодедово. На автобусе доедете до остановки «Санаторий» и повернете в сторону моста (идти примерно 15 минут), от которого необходимо будет перейти трассу, и прямо пойдете до ворот монастыря.

История создания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря

В 1855 году уроженец деревни Съяново Иван Степанович обратился к вдове Саватюгиной за денежной помощью, аргументируя это тем, что необходимо организовать чтение Неусыпаемой Пластири, так как муж женщины недавно умер. Именно это событие впоследствии послужило началом появления на месте женской обители монастыря.

На деньги вдовы было выстроено из камня двухэтажное здание. После этого Прасковья Родионовна стала одной из его сестер. Она считается и основателем монастыря, а духовным наставником того времени стал юродивый, который обратился к ней за помощью. Основной святыней стала икона Божьей Матери, которую прислал владыка Филарет в качестве своего благословения для освещения женской общины.

Хотя появление монастыря датировано 1837 годом, переименовали его в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь гораздо позже. По ходатайству владыки Филарета в 1865 году богадельня стала называться Флоро-Лаврской общиной для женщин.

Смена местонахождения монастыря

Женская благодетель была создана в селе Старый Ям. Но некая дворянка Александра Головина после смерти своей семьи (мужа и дочери) решила все свои земли и имение, которые находились в селе Лукино, передать общине. Таким образом сестрам пришлось поменять местожительство и переехать за 7 километров.

В переезде им помогал архимандрит Пимен. Обустройством жилья занимался племянник создательницы общины Егор Федорович Саватюгин. В это же время община получила название Крестовоздвиженской, благодаря церкви, которая была создана в 1846 году и находилась на территории бывшего имения Саватюгиных.

Строительство нового здания началось в 1871 году, а закончились работы в 1873 г. В новое здание сразу перевезли главную его святыню - икону Божьей Матери. Тогда же состоялось освящение.

Развитие общины за время служения монахинь Павлы и Евгении

Монахиня Павла, она же вдова Саватюгина, за время своего служения в храме отстроила несколько новых корпусов, постоялый, конный и скотные дворы. Была воздвигнута колокольня, вокруг всей территории соорудили каменную ограду. Нынешняя гостиница, которая находится возле аэропорта Домодедова, - постройка того времени.

Позднее был разбит огород и фруктовый сад. Так как интерес к общине с годами все больше возрастал, молящимся необходимо было более просторное помещение. И было принято решение о строительстве нового просторного здания.

В 1886 году на место монахини Павлы была назначена монахиня Евгения. Вдова Саватюгина самостоятельно приняла решение о своем увольнении по состоянию здоровья.

И уже с приходом новой служительницы и с помощью княгини Мещериной был построен приют, больница на несколько мест. И только в 1887 году община была преобразована в монастырь. В 1893 году было завершено строительство нового храма. А тремя годами позже были освещены главный, южный и северный престолы.

Развитие Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря на протяжении 20-го столетия

Новым покровителем монастыря в начале прошлого века стал купец Жулебин. Благодаря ему был выстроен сестринский корпус Васильевский, который дожил до нашего времени. В 1909 году специально для того, чтобы принимать высокопоставленных лиц, было построено отдельно здание.

После революции Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Лукино был национализирован, а все монахи отправлены в коммуны и завхозы на работы. На территории монастыря были размещены беспризорные дети. Позднее в стенах обители организовали санаторий. Купола и кресты сняли, а храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны, чтобы икона Божьей Матери не была сожжена, ее тайком вывезли верующие в храм, который расположен в селе Мячково.

Там она находилась около 50 лет. Сам монастырь был разрушен еще в 1919 году. Все книги, иконы были сожжены. Храмы, которые находились на территории монастыря, были перепланированы в общежития. В семидесятые годы открылся детский реабилитационный центр.

И только после распада СССР монастырь отдали в ведомство Русской православной церкви. В монастыре начался процесс возрождения с чтения Неусыпной Псалтири, реконструкции зданий монастыря.

Нынешнее состояние монастыря

На сегодняшний день постепенно в монастыре возрождается монашеская жизнь. Возвращена чудотворная икона Божьей Матери, которая все это время пряталась от советской власти. Новый этап возрождения начался в 2001 году - именно тогда, когда Московская епархия назначила новую настоятельницу монахиню Екатерину.

Был отреставрирован храм Иконы Божьей Матери и сестринский корпус, который непосредственно к нему относится, также отстроен Крестовоздвиженский храм. Были возвращены иконы, которые находились в храме до его разрушения. Монастырь активно занимается благотворительной деятельностью.

Действующая настоятельница женского монастыря Екатерина Чайникова

С ее приходом монастырь начал развиваться и возрождаться как никогда ранее. Она занялась реставрацией всех храмов, разрушенных еще в послереволюционные времена.

Под ее управлением были возвращены все сохранившиеся иконы, которые так и не удалось найти и уничтожить. Под ее руководством начала работу новая Воскресная школа. Возродилось огородничество. Весь собранный урожай монахи отдают сиротам и малоимущим семьям. В целом сложно переоценить ту работу, которую проделала игуменья, чтобы возродить монастырь.

Фото: Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Фото и описание

Своим основанием, а точнее преобразованием женской богадельни в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, эта обитель была обязана московскому юродивому по имени Иван Степанович.

В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви Флора и Лавра была устроена женская богадельня. Юродивый Иван Степанович, бывший извозчик, принявший на себя труд юродства, решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри. Одна из благодетелей юродивого, купчиха Параскева Саватюгина после смерти своего супруга также решила стать членом этой женской общины, а на ее деньги для богадельни был выстроен каменный дом. Митрополит Филарет передал в дар общине Иерусалимскую икону Божьей Матери, по которой впоследствии будет назван и сам монастырь. Иван Степанович до своей смерти пользовался попечением московских купцов, и все эти средства шли на обустройство общины.

В 1869 году владелица соседнего со Старым Ямом села Лукино Александра Головина, овдовев и потеряв дочь, решила передать свое имение вместе со всеми землями женской общине. В Лукино был перенесен дом, построенный для общины. На новой территории, принадлежавшей теперь общине, стояла Крестовоздвиженская церковь, построенная в середине XIX века. Через пару лет ее сочли тесной и приступили к строительству нового храма, освященного в честь Вознесения Господня в 1890-е годы. Храм имел статус соборного. Его храмоздателем стал мещанин Василий Жолобов, на его средства также был построен один из монастырских корпусов, названный Васильевским. В 1887 году женская община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Его первой настоятельницей стала Параскева Саватюгина.

На территории монастыря со временем появились другие постройки: келейные корпуса, каменный дом настоятельницы, колокольня, гостиница, школа, детский приют и больница, хозяйственные постройки, в обители были пасека, пруд, два фруктовых сада, аптекарский огород и паровая мельница.

После октябрьского переворота имущество монастыря было национализировано. В его стенах сначала было организовано учреждение для детей-беспризорников, затем партийный дом отдыха. Вознесенский собор и Крестовоздвиженскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь, а после нее здесь открылся санаторий «Ленинские горки».

В 1992 годы монастырь был возвращен РПЦ, а в 2006 году у обители открылось подворье в Москве, в храме Иерусалимской иконы Божией Матери на улице Талалихина.

Одним из ярких представителей храмовой архитектуры считается церковь в Крестовоздвиженской Иерусалимской ставропигиальной женской обители.

Сегодня сюда легко попасть, если ехать на автомобиле по Каширскому шоссе на юг от Москвы. Паломники же чаще всего садятся у столичного метро «Домодедовская» на любой автобус, следующий в одноименный аэропорт, и сходят на остановке «Санаторий». Отсюда до монастыря примерно 15 минут пешего хода.

Миновав первые ворота, вы по очень живописной аллее, тонущей в зелени, подойдете к надвратной колокольне, сложенной из красного кирпича, а затем попадете на территорию монастыря.

История обители начинается в далеком 1837 году, когда в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра начала действовать небольшая богадельня для женщин.


Как же богадельня стала Кресто-Воздвиженским Иерусалимским монастырем?

Решающую роль в этом сыграл некий юродивый по имени Иван Степанович. В возрасте 34 лет он совершил паломничество в к святым мощам , после чего бросил работу извозчика и принял на себя подвиг юродства, полностью посвятив жизнь служению Богу. В любое время года полураздетый и босой ходил Иван Степанович по святым местам и монастырям России. Все его почитали за блаженного.

Однажды он явился к вдове одного богатого москвича Параскеве Родионовне Саватюгиной и попросил денег на организацию чтения Неусыпаемой Псалтири в богадельне. Та не отказала, а вскоре, по совету Ивана Степановича, и сама вступила в число сестер богадельни, решив также посвятить свою жизнь служению Богу.

Женщина стала первой жертвовательницей будущей обители. На ее деньги был построен двухэтажный каменный дом для насельниц, который освятил сам митрополит Московский Филарет, имевший особое расположение к юродивому Ивану Степановичу.

Филарет подарил богадельне , ставшую главной святыней будущего монастыря.

По преданию, посетив через некоторое время Старый Ям, владыка воскликнул: «Здесь не богадельня, а монастырь!» Шел 1860-й год. Не прошло и пяти лет, как была основана Флоро-Лаврская женская община, начальницей которой стала Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - Иван Степанович.

Еще через несколько лет благоустроенный дом, где жили сестры, перенесли из села Старый Ям в село Лукино, где незадолго перед тем был построен каменный храм во имя Воздвижения Креста Господня. Вскоре и община стала именоваться Крестовоздвиженской.

В 1871 году здесь же был заложен еще один храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Его пристроили к трапезному корпусу и поместили сюда чудотворную икону. А через три года, когда храм достроили, тут был совершен первый постриг - с именем Павла монашество приняла Параскева Родионовна.

Вскоре в монастыре насчитывалось уже около сотни сестер, а в 1887 году Священный Синод решил преобразовать общину в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь .


В 1890 году при игуменье Евгении началось строительство грандиозного соборного храма в честь Вознесения Господня, который мы можем видеть сегодня.

Высота собора достигает 38 метров. У западных ворот еще раньше была построена очень красивая колокольня с 10 колоколами, самый большой из которых весил более трехсот пудов. Колокольню, увы, разрушили в годы Советской власти. Тогда же и все монастырское хозяйство большевики национализировали, разместив тут детей-беспризорников. Монахинь же определили на работу в местный совхоз.

Весной 1924 года храм переоборудовали в сельский клуб. Богослужения еще несколько лет продолжались в Крестовоздвиженской церкви, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери, но в 1937 году и этот храм закрыли, а священника Козьму Коротких расстреляли на .


В 1992 году монастырь вернули Русской православной церкви, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме.

Спустя десять лет настоятельницей монастыря стала монахиня Екатерина (Чайникова). Был восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери, и чудотворный образ вернулся на свое историческое место.

Мастера полностью реставрировали Крестовоздвиженский храм, внутри его расписали новыми фресками и украсили величественным иконостасом.

В 2006 году у монастыря появилось московское подворье в храме Иерусалимской Иконы Божией Матери за Покровской заставой.

Когда собираешься в аэропорт Домодедово, то в связи с непредсказуемостью загруженности МКАД, выезжаешь заранее. Вот и сегодня поступил также, но доехал очень быстро и осталось много времени. Зная, что не доезжая 10 км до аэропорта Домодедово есть монастырь решил туда и заехать. Расположен он в с. Лукино, Домодедовского района Московской области.

1. Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов презрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".

2. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

3. На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета.

4. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

5. Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года. Было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

6. К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов.

7. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. 15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

8. Васильевский корпус (для паломников).

9. Игуменский корпус.

10. Монастырская стена, святой источник и колокольня были восстановлены в конце 90-х годов.

11. Гостиница. Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное.

12. И еще немного советской истории. В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет. После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". В монашеских кельях располагались медицинские кабинеты, проживал персонал и дети младших классов. Рядом с гостиницей была деревянная школа, которая сгорела несколько лет назад. Старшие дети проживали в построенном корпусе (на фото слева), в котором сейчас расположена поликлиника.

13. Еще до войны здание Вознесенского собора было разделено на 2 этажа. На 1-м этаже была кухня и столовая, на втором клуб с кинотеатром, а еще в башенках располагались несколько медицинских кабинетов. В одном из них мне лечили зуб:). Как вы догадались, я там был в санатории зимой 1983 года. То что это был монастырь мы даже не знали. Куполов, конечно же, не было. Стены в были покрашены зеленой масляной краской. В монастырской трапезной, к которой пристроена церковь Воздвижения Креста Господня, были оборудованы дешевые. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. Если и у Вас будет время перед вылетом или будет задерживаться рейс, который вы встречаете, заезжайте. Это гораздо приятнее, чем сидеть в машине на паркинге.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Я посетил его в первый раз только в этом году, и он сразу стал одним из самых моих любимых монастырей Москвы и Подмосковья.

Как доехать. На автомобиле: со Старого Каширского шоссе на развязке сразу после МКАД на шоссе в аэропорт Домодедово, на развязке через 9 км левый поворот по указателю «Детский реабилитационный центр», далее 1 км до с. Лукино. На автобусе: м. Домодедовская, далее авт. 404, 510 до ост. «Детский санаторий»

В середине 19-го века известная помещица Александра Головина, овдовев и потеряв свою единственную 15-летнюю дочь, подарила всё своё имение в селе Лукино, а это более 500 гектаров земли, женской православной общине, для того, чтобы здесь молились об упокоении душ её мужа и дочери.

Женскую общину с богадельней преобразовали в женский монастырь по указу митрополита московского Филарета в 1887 году. Сразу же после революции обитель была разорена, и с 1921 года вместо детского приюта для девочек, тенистого парка и фруктового сада, пасеки и иконописной мастерской возникли - табачная фабрика, общежитие, кинотеатр.

Вознесенский храм монастыря - самый большой и самый молодой. Его начали восстанавливать в 1979 году перед Олимпиадой. Но не для того, чтобы вернуть церкви, просто художники нашли причину для реставрации. Купола этого собора были ориентиром для возвращавшегося с охоты Ленина, который жил здесь недалеко в Горках.

А потом в соборе расположились кинотеатр и столовая, местные рабочие приглашали сюда девушек на танцы или на просмотр фильмов, у них вычитали для этого два рубля из зарплаты. По тем временам хорошие деньги, на них нормально можно было попраздновать, и люди толпами приходили в храм.

Главная святыня монастыря, Иерусалимская икона Божьей матери, находится сегодня в Иерусалимском храме. Икона эта была подарена обители митрополитом Филаретом Московским, а после закрытия и разграбления монастыря она стала поддоном для угля. Потом её решили и вовсе сжечь.

Когда икону понесли на костёр, одна женщина по имени Анастасия распростёрла руки и закричала: "И меня тогда вместе с иконой в костёр!" И что-то произошло, казнь отменили, и икону, которую во время крёстных ходов несли 10-12 человек, эта женщина и двое ребятишек положили на сани и отвезли в село Мячково, где она хранилась 50 лет до её возвращения в монастырь.

К этой иконе всегда приходили тысячи и тысячи верующих. В 1866-ом году она остановила эпидемию холеры. В октябре 2002-го года в восстановленном монастыре патриарх московский и всея Руси Алексий II перед ней молился об освобождении заложников на Дубровке.

На фото ниже мы видим Крестовоздвиженскую церковь. Она расположена в самом конце монастыря, но до неё обязательно надо дойти. Храм имеет очень странный, непривычный фиолетовый цвет, но смотрится великолепно. Сразу за ним начинается склон холма.

Тут попадаются паломницы. Вот эта - моя личная. Она каким-то образом умудрилась надеть юбку точно под цвет стен храма, видимо, ей был голос свыше.

С вершины холма, на котором стоит монастырь, открывается великолепный вид. Вдалеке мы видим Храм Воскресения Словущего в селе Колычево, мы туда тоже заехали, но это тема для отдельного поста.

Да, кстати, перед посещением обители я как всегда быстро проглядел о ней информацию в Интернете. И пришёл в ужас. Говорят, здесь не просто строжайше запрещено фотографировать, но люди с фотоаппаратами обязательно должны дать письменное заявление, что снимать не будут. Что с ними сделают в случае нарушения, я даже боялся подумать.

Поэтому я шифровался как Штирлиц. Аппарат держал в сумке, а снимал из-за деревьев и кустов, сливался с травой, прикидывался монашкой, при встрече с людьми начинал распевать "Сердце красавицы", но никто даже внимания не обратил. Уже на выходе я с изумлением не обнаружил среди объявлений даже намёка на такой запрет. Зачем я партизанил?

Вот такие стога с дровами (как они правильно называются-то?) напомнили мне столь любимую мной Прибалтику, и особенно Пюхтицкий монастырь, где я видел точно такие же.

Вот это здание называется "Староигуменский корпус".

Ниже мы видим храм Иерусалимской Божией Матери, в котором и хранится главная святыня обители.

А вот это - Архиерейский домик. Он как-то не вяжется с остальными постройками монастыря и похож на коттедж зажиточного селянина. Зайти в него, естественно, нельзя.

Маленькая деревянная звонница. Названия её я не знаю. Вокруг неё сплошные лавочки и играют дети.

Кроме маленькой звонницы есть и большая колокольня. Она "большая" только по местным меркам, высота её около 26 метров. По сравнению с громадной 93-метровой колокольней Николо-Унрешского монастыря, который расположен неподалёку, она просто крохотная, но мы ей залюбовались.

Монастырь имеет две стены, одна, кирпичная, внутри другой, белой. Кирпичной стеной огорожен сам исторический монастырь, а между ним и белой находится гостиница, трапезная, аллеи и всякие спортивные сооружения. Вплотную к обители примыкает Реабилитационный центр "Детство", в который не попасть.

Хозяйство в монастыре ведётся очень грамотно, это сразу видно. В трапезной продаётся козий и обычный сыр, мёд, всякие сметаны, а при входе в обитель - почему-то сало. Здесь мы видим местных обитателей. Козочка с удовольствием и очень приветливо позирует мне.

А вот огромный, размером с пони, козёл нас просто нагло проигнорировал, и сколько я его не дразнил, даже головы не повернул. Но спасибо хоть, что в драку не кинулся. Козлы, они такие.

А вот трапезная для паломников. Очень вкусно, очень дёшево, готовит беженка с Украины. Кто мне недавно говорил, что в православных монастырях мяса в трапезных не дают? Дают! Мы съели по мясной и рыбной котлете, вздохнули, и взяли ещё по одной. Домашние котлеты - объедение. А ещё там дают душистые мясные щи, как говорит хозяйка, "шчи".

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь - это место, где душа отдыхает и набирается сил. В нём нет суеты, в нём нет великодержавной злобы, нет ничего лишнего. Это правильный монастырь, здесь готовятся не к войне со всем миром, а к жизни вечной.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри: