Понятие и необходимость правоприменительной деятельности. Понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 11

ГЛАВА 3. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 15

ГЛАВА 4. некоторые аспекты применения права в деятельности ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25


ВВЕДЕНИЕ

Право, как и другие социальные регуляторы, выступа­ет в реальной жизни в виде системы норм, эталонов, тре­бований, дающих возможность человеку ориентироваться в окружающем мире и избирать социально приемлемые варианты поведения. Юридические нормы очерчивают объективно обусловленные пределы волевого поведения людей по отношению друг к другу в процессе реализации своих потребностей и интересов на определенном этапе развития общества.

Нормы права создаются для того, чтобы их предписа­ниям следовали все субъекты, которым они адресованы, и тем самым воплощались в жизнь, в реальную действи­тельность. Юридическая норма существует и отвечает свое­му предназначению лишь тогда, когда она выполняется, то есть реализуется на практике в поведении людей - в совершении или несовершении ими юридически значимых поступков.



Следовательно, реализация правовых норм - это осу­ществление содержащихся в них предписаний (положе­ний) в правомерном поведении субъектов права.

Когда в обществе люди и их организации действуют в соответствии с требованиями норм права, то есть поступают правомерно, можно считать, что право реализуется.

Однако не во всех случаях для осуществления прав и обязанностей достаточно одного лишь желания субъектов права. Соблюдение, исполнение и использование не всегда позволяют в полном объеме реализовать нормы права. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворе­ние в жизнь соответствующих юридических норм в пол­ном объеме.

Такая форма реализации в юриспруденции называется применением права. Она заключается в том, что государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется вла­стная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам, лицам. И только в ре­зультате такой деятельности происходит конкретизация, а затем и реализация прав и обязанностей.

Применение права в юридической литературе харак­теризуется как особая форма его реализации, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей.

Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение.

Целью работы является изучение правоприменительных актов.

Для наиболее полного исследования указанной цели необходимо:

1. Раскрыть понятие правоприменительной деятельности;

2. Определить природу и характеристику правоприменительных актов;

3. Установить виды и классификацию правоприменительных актов;

4. Охарактеризовать правоприменение правоохранительных органов.


ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Значительная часть правоотношений может возникать, развивать­ся и прекращаться только на основании специального решения ком­петентных государственных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, орган местного самоуправления дает разрешение коммерческой орга­низации на строительство гаража, иного сооружения. Директор орга­низации назначает старшего инженера на должность заведующего отделом. Ректор издает приказ о зачислении абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены. Суд приговаривает подсуди­мого к лишению свободы.

Деятельность государственных органов и должностных лиц по при­нятию специальных решений в целях возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений на основе действующих норм права называ­ется правоприменением, а принятое решение - индивидуальным ак­том применения норм права или актом применения права. Государственные органы или должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, охватываются общим поняти­ем - правоприменители .

Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению правоприменителей, а на основе и в соответствии с действующим законо­дательством. Во-первых, действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права. Ибо не каждый государственный орган или должностное лицо могут принимать такие акты. Сфера правоприменительной деятельности государственного органа четко определяется в положении об этом орга­не или в ином нормативно-правовом акте. Во-вторых, правопримени­тельная деятельность детально регулируется действующим законода­тельством. В-третьих, устанавливаемые актом применения права кон­кретные права и обязанности основываются непосредственно на законе, иных нормативно-правовых актах.

Потребность в правоприменении как особой стадии механизма правового регулирования вытекает из природы государства. Непосредственно заинтересованное в реализации принимаемых им норм права государство осуществляет разнообразную исполнительную, судебную и правоохранительную деятельность, принимает активные меры к тому, чтобы его нормативно-правовые установления не де­формировались, не искажались произвольно участниками конкрет­ных отношений. Одним из действенных способов решения этой слож­ной, многообразной, неимоверно трудной задачи выступает право­применение.

Правоприменение используется государством в следующих слу­чаях :

1)В правоотношениях, участником которых выступает государ­ственное предприятие, учреждение, государственный орган, обязан­ные совершить какие-либо действия в пользу конкретного граждани­на или иного лица (например, выплачивать пенсию, предоставить внаем жилое помещение, отвести земельный участок для возведения жилого дома и др.). Правоприменительный акт подтверждает нали­чие права у конкретного лица на то или иное благо, определяет орган, учреждение, организацию, обязанные удовлетворить интерес управомоченного лица, меру возложенной обязанности, способы и сроки ее исполнения.

2)В процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной дея­тельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структур­ных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других мате­риальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др.

3)При возникновении спора о существовании каких-либо прав и обязанностей между участниками конкретного правоотношения (на­пример, при разделе имущества между супругами, между участника­ми гражданского договора, при принятии незаконного решения дол­жностным лицом или государственным органом, между руководите­лем организации и работником по поводу применения трудового законодательства). Рассматривая подобные дела, государство высту­пает в роли арбитра, судьи, который низводит право на уровень кон­кретных отношений и тем самым цивилизованным способом разре­шает возникающие в обществе правовые конфликты.

4) Для определения факта прекращения каких-либо прав и обя­занностей у конкретного лица, в том числе и прав, возникших на основе ранее вынесенного акта применения права (например, при­знание гражданина безвестно отсутствующим, недееспособным, ус­тановление факта прекращения трудовых отношений, расторжения брака, ликвидации государственного учреждения и др.).

5) При применении санкции к нарушителю какой-либо нормы права, то есть за совершенное правонарушение. С помощью правопри­менения государство решает проблему индивидуализации наказания виновных лиц, приводит назначаемую меру наказания в строгое со­ответствие с тяжестью совершенного правонарушения и личностью правонарушителя.

Правоприменение - это деятельность, связанная с реализацией вла­стных полномочий. Ее результаты отражаются актом применения пра­ва, которым порождается или прекращается конкретное правоотноше­ние, закрепляется определенный вариант поведения участников этого отношения и содержится требование реального исполнения возложен­ной обязанности. Неисполнение правоприменительного акта влечет незамедлительное применение мер государственного принуждения .

Именно порождение государством конкретных отношений отли­чает правоприменительную деятельность от организационно-конт­рольной и иных форм деятельности государственных органов и уч­реждений в сфере реализации норм права. Однако это отличие про­водится не всегда. Так, в юридической литературе высказывается мнение о том, что регистрация брака органами ЗАГСа представляет со­бой разновидность правоприменения.

В действительности это далеко не так. Органы ЗАГСа не создают конкретного правоотношения, не предписывают, кому и с кем следу­ет сочетаться браком, не обязывают супругов под страхом наказания сохранять семейные отношения и добросовестнейшим образом ис­полнять супружеские обязанности. Органы загс выполняют принци­пиально иные задачи: они выступают в роли контролера, который должен проверить законность правоотношений, возникающих по воле их участников, и предотвратить нарушение действующих норм на стадии формирования правоотношений. На содержание и даль­нейшее развитие правоотношений органы загс влиять не могут. По­этому решения и действия данных органов являются правовыми, но не правоприменительными .

Принимаемый государственными органами и должностными ли­цами круг решений, не обладающих статусом акта применения норм права, является достаточно широким. В их число, в частности, вхо­дят :

1) решения, принимаемые государственными органами и учреж­дениями о регистрации уставов предприятий, организаций, учреж­дений, автомототранспорта, недвижимости, фирменных знаков;

2) выдаваемые гражданам и организациям лицензии на занятие той или иной деятельностью, сертификаты качества продукции;

3) ре­шения и действия органов нотариата по удостоверению фактов, име­ющих юридическое значение, оформлению и засвидетельствованию сделок и договоров.

Все такие решения принимаются в целях обеспе­чения законности в конкретных правоотношениях со стадии их фор­мирования. Однако сами правоотношения возникают и развиваются по воле их участников. Государственные органы и учреждения могут осуществлять лишь контроль и надзор за соответствием возникших правоотношений требованиям закона.

Правоприменительная деятельность, то есть вторжение государства в действующие правоотношения, начинается с того момента, как только будут выявлены нарушения закона и возникнет необходимость при­менения санкции к правонарушителям.

Правоприменительная деятельность осуществляется в строгом соответствии с требованиями законности, обоснованности и целесо­образности. Только при условии надлежащей реализации этих тре­бований акт применения нормы права может соответствовать духу и смыслу закона и достойно представлять его на конечном этапе пра­вового регулирования - в конкретных, фактических отношениях.

Требованием законности последовательно охватываются все ста­дии правоприменительной деятельности. Каждый правопримени­тель обязан неукоснительно соблюдать три требования :

1) прини­мать акты применения права в пределах своей компетенции и подве­домственности, не допуская фактов незаконной подмены других органов или должностных лиц;

2) строго соблюдать процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дела и вынесения акта применения нормы права;

3) давать верную юридическую оцен­ку делу и принимать решение, соответствующее смыслу и духу при­меняемой нормы.

Требование обоснованности ориентирует правоприменителей на выявление и исследование всех относящихся к делу фактических об­стоятельств и установление по делу объективной истины. В акте при­менения права фактические события и действия права должны излагаться так, как они происходили в действительности. Все сомнитель­ные и недоказанные факты, а также доказательства, полученные с нарушением действующих процессуальных норм, не могут прини­маться во внимание правоприменителем и должны быть им отверг­нуты .

Требование целесообразности означает принятие такого правопри­менительного акта, решение которого оптимально учитывает особен­ности рассматриваемого дела и в полной мере соответствует духу при­мененного в деле закона. Каждая норма права формулируется таким образом, что допускает принятие различных решений на ее основе. Тем самым правоприменителю предоставляется возможность для ус­мотрения, какой вариант правового регулирования наиболее всего подходит для данного дела. Требование целесообразности как раз и ориентирует правоприменителя на выбор такого варианта решения и запрещает формальный подход к делу.

Основанная на принципах законности, обоснованности и целе­сообразности правоприменительная деятельность представляет со­бой сложный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных стадий.

Таким образом, процесс реализации права сложен и осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использова­ние и применение норм права.

Как особая форма реализации в юридической литературе характеризуется применение права, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей.

Характерные особенности применения права заключаются в том, что: это властно-императивная форма реализации права; осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит процессуально-процедурный характер; состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; имеет под собой соответствующие юридические основания; связано с вынесением правоприменительных актов; является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; направлено на урегулирование конкретных ситуаций.


Правоприменительная деятельность – это организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера.

От правоприменительной деятельности как системы действий следует отличать ее процедурно-процессуальные формы.

Процедурно-процессуальные формы правоприменительной деятельности выражаются в регламентированном правом порядке совершения правоприменительных действий, обеспечивающем надлежащее (правильное) применение права, т.е. его законность, обоснованность, целесообразность. Процедурно-процессуальная форма характеризуется наличием прав у участников правоприменительного процесса, а также гарантий, стоящих на страже законности, обоснованности и целесообразности применения норм права .

В рамках процедурно-процессуальных форм особо выделяются процессуальные формы (в строгом смысле). Это – формы правоприменительной деятельности, выраженные в порядке разрешения юридических дел при осуществлении социалистического правосудия и связанные в основном с особенностями правового принуждения (1.16.6).

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.336

Специфическими чертами отличается и процедура правоприменительной деятельности в случаях, когда последняя сводится к административно-правовому индивидуальному регулированию конкретных общественных отношений (например, в области хозяйственного управления). Процедура здесь в определенной мере сходна с правотворческой: в обоих случаях должен быть обеспечен порядок подготовки и принятия решений, который соответствует началам науки социального управления, необходимости полного и правильного урегулирования общественных отношений.

Правоприменительная деятельность выражается в правоприменительных актах, т.е. в промежуточных или завершающих юридических действиях правоприменительного органа, порождающих те или иные последствия в процессе применения права. Завершающий, конечный акт применения права – юридическое действие по решению юридического дела, в результате которого в ткань правовой системы включается новый (отменяется или изменяется старый) элемент – индивидуальное предписание.

Слово «акт» при характеристике правоприменительной деятельности имеет и иное значение. Этим термином обозначается также акт-документ, своего рода юридический и фактический источник, форма существования индивидуального предписания, в котором юридическое действие правоприменительного органа по решению юридического дела закрепляется формально. Здесь понятие «акт применения» отделяется от самого решения юридического дела и его результата – индивидуального предписания. Иначе говоря, перед нами не само по себе действие по применению юридических норм и не сам по себе его результат, а результат действия, выраженный в обязательной, как правило, письменной форме, т.е. акт-документ.



При теоретической разработке правоприменительных актов следует учитывать те смысловые различия, которые существуют между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание» и «акт применения». Если первое из указанных понятий (решение юридического дела) охватывает завершающее правоприменительное действие, второе (индивидуальное предписание) указывает на результат правоприменения, то третье (правоприменительный акт) выражает результат решения юридического дела, рассматриваемый в единстве с его внешней, документальной формой, т.е. акт-документ. Достоин особого внимания вопрос о том, что, в принципе, соотношение между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание», «акт применения» такое же, как и соотношение между понятиями «правотворческое решение», «юридическая норма» и «нормативный юридический акт».

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.337

Характер зависимости, «сцепления» между правотворческим решением, юридической нормой, нормативным актом, с одной стороны, а с другой – между решением юридического дела, индивидуальным государственно-властным велением и актом применения в принципе один и тот же. Не является ли это выражением того, что и тому и другому ряду правовых явлений присущи некоторые общие закономерности. Положительный ответ на этот вопрос, думается, связан с тем, что в обоих случаях (и только в этих случаях) перед нами выражение активной государственной деятельности в сфере правового регулирования, направленной, в частности, на правовое (в одном случае – нормативное, в другом – индивидуальное) регулирование общественных отношений и объективируемой в праве как институционном образовании

Введение

Главное социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации. В наше время только государство способно обеспечить эффективное и оптимальное регулирование общественных отношений. При этом используется такая форма реализации норм права, целью которой является удовлетворение потребностей всего общества.

Под реализацией права понимают воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право и т.д.

Если проанализировать тему моей курсовой работы, то следует акцентировать внимание на достаточно большой объём научных исследований в данной области юридических знаний. Среди теоретиков, занимающихся изучением особенностей правоприменения, следует отметить А.А. Алексеева, Н.С. Вишневского, А.Б. Венгерова, А.В. Горбатка, В.В. Лазарева и ряда других.

Методология исследования основана на общенаучных и общетеоретических принципах: объективности, конкретности, всестороннем подходе. При написании работы в большинстве случаев я использовала сравнительно-правовой метод, а также логические методы, такие как анализ и синтез.

Целью моей работы является изучение такой формы реализации норм права как применение и ее характеристика (формы, процессы и стадии).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

· определить понятие, формы и принципы правоприменительной деятельности

· изучить особенности стадий правоприменительной деятельности

· охарактеризовать субъектов применения права

· проанализировать особенности применения норм права в деятельности людей

· сделать вывод значимости правоприменительной деятельности

Понятие и сущность правоприменительной деятельности

В настоящее время существует множество взглядов в определении правоприменительной деятельности. Я в своей курсовой работе буду придерживаться мнения равенства между такими категориями как «применение права» и «правоприменительная деятельность».

Применение права - это осуществляемая в специально установленных законом государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесение актов применения права. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб, 2001. С. 578

В общей теории права применение права обычно рассматривают как властную систему индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел.

Применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1998. С. 320

Основные требования к применению права:

· Законность

· Обоснованность

· Своевременность

· Целесообразность

· Справедливость

· Гуманность

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей.

По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства или иных специально уполномоченных субъектов, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относится ряд государственных органов (суд, прокуратура, полиция, и т.д.) и должностных лиц (президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.). Ред. Сальникова В.П. Теория права и государства. Учебное пособие. 2002. С.66

Следует отметить, что правоприменением является не всякая деятельность должностного лица. Так, иногда деятельность должностного лица, наделенная властными полномочиями в юридическом процессе, не является даже разновидностью индивидуально-правового регулирования общественных отношений, а носит, скажем, чисто контрольно-надзорный характер.

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначение пенсии и т.д.).

Цель применения права - удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а законных интересов всего общества.

Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений - правоприменительных. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.

Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

Применение права - это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленных в нормах возможности (право применять любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленных запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).

Применение права - это не просто действие, а определенный процесс (процедура), имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права. Указание в правовых нормах на процедурный порядок реализации права крайне важно, когда пользование правом зависит от действий не только самого носителя права, но и других субъектов. А отсутствие юридической регламентации процедурного порядка реализации правовых норм существенно затрудняет, а порой и делает невозможным их осуществление.

Применение права сопровождается вынесением акта применения права (индивидуального правового акта), исходящего от субъекта правоприменения. То есть правоприменительные акты являются результатом применения права. Карташов В.Н. Юридическая деятельность. М., 1989. С. 291,292.

Правоприменительный процесс - это такой комплекс, который по своему объему доминирует в системе юридического процесса, а по своему социальному назначению уступает лишь правотворчеству. Правоприменение осуществляется совершенно в разных сферах, оно неразрывно связано с реализацией интересов и насущных нужд различных субъектов права и поэтому выполняет наиболее важную функцию в механизме правового регулирования. Правоприменительный процесс - специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению самых различных индивидуальных дел, имеющих юридические значения. Она заключается в том, что наделяет одних субъектов правомочия, возложении на других субъектов юридических обязанностей, разрешении споров о праве, разбирательстве дел о правонарушениях и соответственно к юридической ответственности.

В основном побудительными обстоятельствами правоприменительного процесса непосредственно выступают фактические составы и юридические факты. Конечными юридическими последствиями являются соответствующие правоприменительные акты самого различного назначения, содержащие предписания индивидуального характера. Это в одинаковой мере касается характеристики, как правоприменительных производств, так и правоприменительных стадий и режимов.

В жизни и деятельности людей необходимость применения права возникает постоянно, чтобы было более ясно, регламентирую несколькими примерами:

· при возникновении необходимости в государственном принуждении (отказ правонарушителя от добровольного возмещения вреда)

· когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности (признание судом лица умершим)

· при принятии решения о награждении заслуженных граждан

· когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день выборов)

· когда возникает спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения)

· когда необходимо определить момент возникновения прав или прекращения обязанностей (в случае утраты документов)

Таким образом, хочу сказать, что правоприменительная деятельность

представляет собой особо сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных действий правоприменителя.

Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права. Рассматривая правоприменительную деятельность как часть техники юриспруденции, нельзя вместе с тем упускать главное и определяющее в применении права - его социально-политический аспект. Отсюда - качественное различие правоприменительной деятельности в эксплуататорском и социалистическом обществах.

В социалистическом обществе правоприменительные органы, осуществляя управленческие, социально-политические функции, выполняют также профилактические, воспитательные задачи. Хотя осуществление такого рода задач и выходит за рамки чисто правоприменительных операций, профилактическая, воспитательная деятельность компетентных органов накладывает отпечаток и на действия по применению юридических норм (например, в предмет доказывания входят существенные обстоятельства, выяснение которых вызывается необходимостью решения профилактических, воспитательных задач).

Интеллектуальная сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и, следовательно, их познание. Последнее включает установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам.

Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Наиболее ярко и выпукло она выражается в решениях, направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например, в приговорах по уголовным делам, содержащих конкретную меру наказания за совершенное преступление).

Это - относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций).

Стадии применения права соответствуют стадиям любой управленческой деятельности. Они охватывают:

1) сбор и оценку информации, 2) принятие решения (команду), 3) обеспечение его реализации. Вместе с тем здесь необходимо учитывать, что применение права представляет собой весьма специфическую, специализированную управленческую деятельность.

Прежде всего применение права - само лишь стадия сложного процесса реализации юридических норм. Его функции обеспечительные, индивидуально-регулятивные. Кстати сказать, поэтому фактические действия по реализации правоприменительного акта уже находятся за сферой применения: они входят в более широкое явление - в общий процесс реализации юридических норм, включаются в его завершающую фазу, состоящую в осуществлении прав и обязанностей субъектов.

Далее. Перед нами - применение права. Компетентный орган не просто принимает решение на основе определенной информации. Основной источник принимаемого решения - юридические нормы, в которых выражены решения общего значения. Поэтому исходным компонентом применения права является не просто познание его фактической основы - установление фактических обстоятельств, но прежде всего познание его юридической основы-действующей системы юридических норм.

Наконец, применение права представляет собой единый процесс. Здесь не всегда удается даже разделить отдельные правоприменительные действия во времени. На практике действия, совершаемые в процессе применения права, "очень близки друг к другу, взаимно переплетаются и обусловливают друг друга". Для того чтобы выбрать и проанализировать норму права, необходимо опираться на определенные факты. Круг же этих фактов может быть правильно установлен только тогда, когда уже известно, что они имеют юридическое значение.

И, таким образом, правоприменительные действия представляют собой непрерывный, все более углубляющийся и все более обогащающийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обращение то к фактам, то к юридическим нормам: на основе анализа норм возникает необходимость более глубоко исследовать фактические обстоятельства; анализ же фактических обстоятельств вынуждает вновь обращаться к нормам, уточнять отдельные юридические вопросы и т.д.

Вместе с тем логически не только возможно, но и необходимо подразделить правоприменительную деятельность на стадии, что позволяет обстоятельнее рассмотреть процесс применения права, подробнее изучить его детали.

Все правоприменительные действия можно подразделить на три основные стадии:

  • 1) установление фактических обстоятельств (установление фактической основы дела). Сюда относятся действия, касающиеся анализа фактов-доказательств, процесса доказывания и др., т.е. информации о фактах;
  • 2) выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела). Эту стадию образуют действия с самими юридическими нормами - нахождение точного текста нормативного акта, проверка его юридической силы, толкование акта и др. К данной стадии примыкают действия, связанные с восполнением пробелов в праве;
  • 3) решение дела, выраженное в акте применения права. Здесь на основе анализа фактов и юридических норм выносится решение по юридическому делу, которое выражается в правоприменительном акте. Решение облекается в определенную форму и практически проводится в жизнь.

Первые две из указанных стадий имеют в значительной степени подготовительный характер. Они выражают главным образом юридическое познание и образуют основу для применения права - фактическую (первая стадия) и юридическую (вторая стадия). Завершается процесс применения решением дела, которое и является, собственно, применением права как таковым.

Весьма интересно, что указанные основные стадии, в общем соответствуют структуре правового предписания. Два основных элемента правового предписания (гипотеза, с одной стороны, диспозиция или санкция- с другой) совпадают с двумя стадиями применения права подготовительного характера.

Кроме указанных основных стадий применения права, необходимо указать на дополнительные стадии. Ими являются, например, правовосполнительные действия правоприменительного органа при пробелах в праве.

Некоторые авторы рассматривают действия по исполнению правоприменительного акта в "одном ряду" с указанными выше этапами применения права. Между тем в той мере, в какой исполнение решения правоприменительного органа вообще относится к применению права, оно неотделимо от итоговой, заключительной стадии правоприменительной деятельности - решения дела, выраженного в правоприменительном акте. Особо ярко это проявляется в области правосудия, которое завершается вынесением правоприменительного решения. К тому же дополнительные действия по организации применения права нередко представляют собой особые, самостоятельные акты применения права. В остальном же, как уже отмечалось, исполнение решения является обычной, выходящей за рамки правоприменения, реализацией права, осуществлением субъективного права, исполнением юридических обязанностей.

Таким образом, правоприменительная деятельность - это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения.

Правоприменительная деятельность

Это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на базе норм права, решая тем самым по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества.

Применение права подразделяется на такие формы , как оперативно-исполнительная и правоохранительная. Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителœем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелœей и др.). Оно начинается с определœения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Οʜᴎ оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что всœе указанные этапы взаимосвязаны.

В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина.

Истину по делу составляет не только установление достоверности всœех фактических обстоятельств дела, но и соответствие выводов правоприменительного органа о них нормам права, ᴛ.ᴇ. правильная юридическая оценка установленных фактов.

Выбор нормы права . На этой стадии осуществляется так называемая правовая квалификация, ᴛ.ᴇ. решается вопрос о том, какая норма (нормы) должна быть положена в основу рассматриваемого дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института͵ отрасли права (к примеру, Общую часть УК, ГК и т.д.).

В случае если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений (к примеру, в рамках общего порядка купли-продажи особые правила купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

В некоторых случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого содержания (коллизия норм). Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного изучения норм устраняются, так как несовпадающие по содержанию нормы относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Но возможны и действительные коллизии, связанные с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при принятии новых нормативных актов.

Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а) если коллидирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее; в) если обнаруживается противоречие между нормой международного договора, в котором участвует Российская Федерация, и нормой внутригосударственного законодательства, то действует норма международного права.

Проверка подлинности текста нормы права . Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все указанные действия являются необходимыми предварительными условиями, предпосылками для следующей основной стадии - анализа содержания нормы права, ее толкования.

Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения: а) действует ли она в тот момент, когда на ее базе нужно решить конкретное дело; б) действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено; в) распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения (см. § 3 гл. XIII).

Вынесение решения компетентным органом . Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на базе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как всœе предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (к примеру, оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всœех правовых решениях, прямо касающихся их прав.

79. События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. К примеру, стихийные бедствия - пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред их имуществу, а стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные – юридические акты и юридические поступки (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (всœе виды правонарушений) – уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные.

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (к примеру, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных действий , вызывающих соответствующие правоотношения, относятся многочисленные акты - документы различных государственных органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, договоры, завещания, соглашения и т.д.). В научной литературе указывается на юридические факты-поступки длящегося характера, к примеру создание художественного произведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в конечном счете приводит к возникновению авторского правоотношения.

Юридические факты - это такие фактические, жизненные обстоятельства, которые необходимы для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Οʜᴎ часто указываются в гипотезе юридической нормы, ᴛ.ᴇ. в условиях действия правила поведения, в случае если мы говорим о законе. Критерием делœения юридических фактов на виды является их связь с волей участников правоотношений. Вот по этому критерию, по их связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события. Сначала охарактеризуем юридические факты как действия. Οʜᴎ, в свою очередь, делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это правомерные действия, совершаемые только праводееспособными лицами, которые порождают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты, в свою очередь, делятся на односторонние юридические акты (к примеру, завещание), двусторонние правомерные действия - их участники должны быть праводееспособными лицами (к примеру, договоры купли-продажи или найма), а также те юридические акты, которые может совершить одно лицо за другое. Здесь мы сталкиваемся с таким институтом, как представительство, ᴛ.ᴇ. правомерные действия, совершаемые одним субъектом за других.

Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые совершаются необязательно дееспособными лицами. К примеру, малолетние дети могут совершать юридически значимые поступки. Юридический поступок имеет место и в таких случаях, когда человек, признанный частично дееспособным или недееспособным, является автором произведения. Скажем, он написал картину, не думая о юридических последствиях. Но эти последствия всœе-таки наступают. Отсюда, возникают и правоотношения. По этой причине тут мы имеем не юридический акт, а юридический поступок как разновидность правомерных действий.

Юридическим фактом должна быть также и неправомерное действие - правонарушение. В случае если совершено правонарушение, то между лицом, совершившим правонарушение, и соответствующим государственным органом возникают правоотношения.

Разновидностью юридических фактов являются события . В случае если действие - это сознательное волевое поведение (деятельность) граждан, организаций, то события - это такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и сознания людей (естественная смерть человека, стихийные бедствия - пожар, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.). События в качестве юридического факта бывают относительными и абсолютными. Относительные события - это те события, которые произошли независимо от воли участников правоотношения, но повлекшие за собой его изменение или прекращение. К примеру, возник пожар, и сгорел дом. Собственник строения не виноват, что сгорело его строение. Не по его воле случился пожар.
Размещено на реф.рф
Но правоотношение возникло между собственником и страховым учреждением. И, наконец, абсолютное событие - стихийное бедствие как юридический факт порождает правоотношение, но оно не зависит ни от чьей воли.

Первичным объектом толкования является текст нормативного правового акта или иного источника права . Такой текст организован в соответствии как с общими закономерностями, присущими текстам вообще, так и особенностями официально-делового стиля, посредством которого нормы права выражаются в предложениях естественного языка.

При анализе текста правового акта прежде всœего устанавливаются значения терминов (юридических и других сфер человеческой деятельности) и иных слов, содержащихся в нём, а также внутренние связи между этими словами, в силу чего считается, что анализ текста правового акта включает в себя 2 этапа: лексико-морфологический и синтаксический.

Но анализа собственно текста в подавляющем большинстве случаев недостаточно, что заставляет интерпретатора обращаться к контексту источника права, то есть его смысловым связям с другими источниками права и иными явлениями социальной действительности. Учитывая зависимость отзадач интерпретатора различаются такие способы толкования права, как языковой (лингвистический,илологически грамматический), функциональный , исторический , систематический . При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта͵ а всœе иные - к познанию его контекста. Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телœеологического (целœевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.

Толкование права дифференцируется и по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами - судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр.
Размещено на реф.рф
- в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

Учитывая зависимость отюридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, по крайней мере, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

Методы толкования права подразделяются на общенаучные методы познания (анализ и синтез , индукция и дедукция , абстрагирование , аналогия , моделирование и др.) и частнонаучные, то есть собственно юридические (догматический анализ, метод юридической компаративистики, историко-правовой метод и пр.); также, исходя из целœей конкретной интерпретации, используются методы иных наук (социологии, лингвистики, формальной и модальной логики, психологии, экономики и пр.). Особняком стоят методы семиотического анализа правовых текстов, позволяющие учитывать максимально широкие культурные контексты толкуемого источника права.

Юридическая наука и правоприменительная практика выработали набор правил толкования правовых норм, важнейшими из которых являются следующие: золотое правилоʼʼ (терминам и иным словам текста законодательного акта придаётся значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они имеют в соответствующем литературном языке, в случае если нет оснований для придания им отличного значения); научным, техническим и иным специальным терминам, употреблённым в тексте законодательного акта͵ придаётся то значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они имеют в соответствующей области знания, в случае если в законе не установлено иное содержание конкретного термина; при наличии аутентичного (то есть данного законодателœем) или легального (то есть данного официальным уполномоченным органом) разъяснения термина, используемого в тексте закона, интерпретатор должен следовать этому разъяснению; при неясности, неоднозначности текста нормы при толковании должно отдаваться предпочтение наиболее справедливому, с точки зрения конкретной правовой системы и социальных отношений, возможному содержанию; при толковании крайне важно учитывать аналогичные конституционные принципы, международные договоры, практику высших судебных органов государства, а также общепризнанные доктринальные воззрения специалистов в данной отрасли права. в отдельных случаях при толковании должно быть установлено, какими целями руководствовался законодатель, создавая толкуемую норму права. Вместе с тем, при толковании права должны учитываться основополагающие юридические принципы, сложившиеся в доктринœе и - прямо или косвенно - закреплённые в законодательстве. Результаты толкования в большинстве случаев воплощаются в интерпретационном акте. Это должна быть как акт нормативный или правоприменительный компетентного органа власти (к примеру, судебное решение), иной юридический документ (исковое заявление, договор), так и текст, не обладающий юридической спецификой (научная или публицистическая статья, заключение эксперта и т. п.). В интерпретационном акте интерпретатор приходит к одному из следующих выводов: содержание нормы адекватно её языковому выражению (буквальное толкование), содержание нормы шире её выражения (расширительное или распространительное толкование), содержание нормы уже её выражения (ограничительное толкование). Также, осуществляя толкование, интерпретатор выступает одновременно и критиком нормы, то есть устанавливает, соответствует ли толкуемая норма Конституции, иным законодательным актам более высокой юридической силы, не входит ли в противоречие (коллизию) с нормативными актами аналогичной юридической силы. Успешность процесса толкования зависит от многих факторов, в том числе, от технико-юридического совершенства текста интерпретируемого акта͵ уровня профессиональной подготовки интерпретатора и др.
Размещено на реф.рф
Хотя процесс толкования права есть процесс интеллектуальный и субъективный, отдельные вопросы толкования урегулированы законодательно. Сегодня в России не существует специального закона, целиком посвящённого толкованию права (такие законы есть во многих других государствах, к примеру, в Канаде действует Interpretation Act 1975 ᴦ. ), но отдельные нормы о толковании права содержатся в Конституции РФ (ст.ст. 15, 16, ч. 6 ст. 125), Гражданском (ст.ст. 1187, 1191) и Налоговом (п. 2 ч. 1 ст. 21, п. 5 ч. 1 ст. 32, ст. 34.2) кодексах РФ, Федеральном конституционном законе ʼʼО Конституционном Суде РФʼʼ, иных законодательных актах. В Санкт-Петербурге принят специальный городской закон ʼʼОб официальном толковании законов Санкт-Петербургаʼʼ ; аналогичные законы приняты и в ряде других субъектов РФ. Важное значение для толкования конкретных законодательных актов и принятых в соответствии с ними подзаконных актов имеют нормы-дефиниции , то есть специальные правовые нормы, разъясняющие значения терминов, использованных в тексте того или иного закона. Сегодня подобные нормы содержатся в большинстве крупных законодательных актов.

84. Юридические коллизии не только многочисленны, но и крайне разнообразны по своему содержанию, характеру, остроте, иерархии, социальной направленности, отраслевой принадлежности, политизированности, формам выражения и способам разрешения.

1. Прежде всœего, юридические коллизии можно подразделить на шесть родовых групп: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований; 5) коллизии целœей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целœевые установки); 6) коллизии между национальным и международным правом.

2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ч. ч. 1 и 2 ст. 115; ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Последняя из указанных статей гласит: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом". В Гражданском кодексе РФ также записано: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон" (п. 5 ст. 3). Особенность данных противоречий в том, что они носят наиболее распространенный, массовый характер и причиняют интересам государства и граждан наибольший вред. Причем общий объём подзаконных актов продолжает расти.

3. Коллизии между Конституцией и всœеми иными актами, в т.ч. законами. Разрешаются в пользу Конституции. В ст. 15 говорится, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всœей территории РФ. В ч. 3 ст. 76 установлено: "Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам". Конституция - основной закон любого государства, в связи с этим обладает бесспорным и абсолютным приоритетом. Это - закон законов.

4. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в т.ч. между конституциями и уставами. Приоритет имеют общефедеральные. В ст. 76 Конституции РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всœей территории Федерации (ч. 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов.

Далее в указанной статье зафиксировано: "Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон" (ч. 5). "В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует акт субъекта Федерации" (ч. 6).

5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними договорами между федеральным центром и отдельными территориями (таковых соглашений на сегодня уже свыше 40), равно как и расхождения между договорами самих субъектов. Разрешаются на базе положений общефедеральной Конституции (раздел 2, ч. 1, абз. 4 Конституции РФ).

6. Наконец, бывают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом. Приоритет имеют международные нормы. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Особенно это касается гуманитарной сферы.

Таковы основные и наиболее общие виды юридических коллизий, возникающих или могущих возникнуть на обширном правовом поле России. Но именно основные, а далеко не всœе. Более конкретных, частных, текущих, отраслевых коллизий - бесчисленное множество.

В последнее время особую остроту приобрели противоречия между законами и указами (законотворчеством и "указотворчеством"). По данному вопросу идут жаркие общественные и научные дискуссии. Так сложилось, что страна управляется сегодня главным образом указами и распоряжениями Президента. По мнению Ю.А. Тихомирова, мы столкнулись с ситуацией, "когда "указное право" явно вышло на передний край и в известной мере приостановило действие ряда конституционных положений". Верховенство же закона - важнейший признак правового государства. Тем более верховенство Основного Закона.

В корне многих юридических коллизий лежат политические коллизии (нарушение принципа разделœения властей, выход различных госорганов за пределы своих полномочий, взаимное их вторжение в компетенцию друг друга, амбиции и соперничество лидеров, война компроматов, лоббизм, популизм, конъюнктура и т.д.). В таких условиях принимается множество противоречивых и не согласованных друг с другом актов. Ведь юридический конфликт - это "активное противостояние сторон, вызванное полярностью их интересов или разным отношением к ценностям и нормам общественной жизни" (В.Н. Кудрявцев).

Ученые-правоведы обращают внимание на то, что принимаемые Государственной Думой законы проходят трудный путь, главным препятствием на котором является двойное вето. Такого порядка давно уже нет в практике стран Запада. Законы стопорятся по самым разным причинам - юридическим, политическим, финансовым, процедурным, престижным и другим, а чаще всœего в силу несовпадения позиций относительно сути предлагаемого закона (к примеру, Земельный кодекс).

Но существует и третье вето (предварительное) - это когда Правительство в своем заключении накладывает табу на тот или иной проект закона из-за отсутствия средств для его реализации. А поскольку практически любой закон требует определœенных затрат для своего осуществления, то при желании исполнительная власть может всœегда остановить любой неугодный закон. При этом главное - это всœе же коллизии между законами и указами.

Законы, как известно, отклоняет не только Президент, но и Совет Федерации. В спорных случаях, как правило, создаются согласительные комиссии, призванные сглаживать противоречия и находить компромисс. Это в принципе нормальный путь разрешения коллизий, но он превращается в систему. Экс-президент Б.Н. Ельцин отклонял законы свыше 50 раз, а некоторые из них, вопреки Конституции, возвращал в Государственную Думу без рассмотрения, по поводу чего законодатели обращались даже в Конституционный Суд. Последний, как ни странно, нашел эту практику вполне приемлемой. Снова коллизия!

По Конституции, указы подзаконны, на практике же, как уже отмечалось, они всœе чаще возвышаются над законом. И требуется величайшая осторожность, чтобы это "опережающее указотворчество" не нарушало прав граждан, не вносило сумятицу в нормальный правосозидательный процесс, не дестабилизировало общую правовую ситуацию. "Бодание" законов и указов особенно заметно по социальным вопросам - зарплате, пенсиям, пособиям, компенсациям и другим выплатам.

Конечно, законодатели очень часто запаздывают с принятием тех или иных законов, в то время как обстоятельства требуют оперативного реагирования. По этой причине вопрос данный в действительности непростой. Тем не менее в целом указанную практику оправдать нельзя. Недостаточная мобильность - свойство всœех парламентов, однако это не дает оснований для подмены их традиционных функций. Но российская Государственная Дума не такая уж неповоротливая. Только предыдущим ее составом за четыре года было рассмотрено в разных чтениях 1730 законопроектов, из них 1036 принято, 716 вступили в силу.

К тому же многие основополагающие (базовые) законопроекты, особенно экономического характера, разрабатываются не самой Думой, а Правительством, и от него в конечном счете зависит своевременность их принятия. Но при всœех сложностях и трудностях Думой за всœе время своего существования принято свыше 3 тыс. законов. Большей скорости она объективно набрать не могла. В советское время это вообще было немыслимо.

Но юридическая война идет не только между законами и указами, но и между актами, издаваемыми повсœеместно всœей президентской вертикалью, и актами, исходящими от представительных органов власти. Серьезные трения и конфликты связаны также с определœением статуса и компетенции различных должностных лиц (коллизии полномочий), немотивированными смещениями и перемещениями ключевых фигур в управленческом аппарате. Многие руководители узнают о своем снятии с занимаемых постов из печати.

Примером противоречий статусов и полномочий может служить деятельность президентской Администрации и ее подразделœений. Данная структура была создана самим Президентом и действует она на основании подписанного им же Положения. Законодательной основы не имеет. В печати, литературе, депутатском корпусе не раз обращалось внимание на то, что администрация главы государства из сугубо вспомогательной службы, какой она должна быть по логике вещей, на делœе превратилась в некий надправительственный орган с властными полномочиями. Фактически она взяла на себя значительную часть функций Президента и стала играть самостоятельную роль. Государственная Дума по этому поводу даже обращалась в Конституционный Суд РФ.

Определœенные противоречия возникают и в связи с различными концепциями правопонимания, которые имеют место в современной российской юридической науке. Эти коллизии носят не только теоретический, но и практический характер, непосредственно отражаются на состоянии законности и правопорядка в стране, эффективности механизма правового регулирования. .

Другие ученые также обращают внимание на то, что в последние годы "коллизия правопонимания" стала трансформироваться в коллизию правосознания общества, в правовые установки и действия граждан, должностных лиц, политических деятелœей. "Неписаное право", надзаконные "демократические ценности", "общие принципы" открывают широкий простор для свободного усмотрения как властей, так и всœех иных участников общественных отношений, субъектов рынка, криминальных элементов, политических элит и т.д. (В.Н. Кудрявцев, С.В. Поленина, Ю.А. Тихомиров, Н.И. Матузов). Это значит, что теоретические коллизии не менее опасны, чем практические, ибо правоприменение прямо и непосредственно зависит от правопонимания.

Правоприменительная деятельность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правоприменительная деятельность" 2017, 2018.