Понятие и формы реализации права. Интерпретационные акты

  • 4. Теории происхождения государства (историко-материалистическая, патриархальная, теологическая, договорная, психологическая, теория насилия, органическая и др.).
  • 5. Понятие, признаки и социальное назначение государства. Типология государств
  • 6. Форма государства (понятие, основные элементы).
  • 12. Теория разделения властей.
  • 13. Понятие, признаки, виды органов государства.
  • 14. Политическая система общества (понятие, структура). Место и роль государства, политических партий, профсоюзов в политической системе современного общества.
  • 15. Теория правового государства. Признаки (черты) правового государства. Формирование правового государства в Республике Беларусь.
  • 16. Государство, право, личность, их взаимная ответственность. Права человека. Гарантии прав и свобод личности в правовом государстве.
  • 17. Понятие, сущность, социальное назначение, ценность права. Исторические типы права.
  • 18. Функции и принципы права.
  • 20. Основные концепции правопонимания
  • 21. Система социальных норм общества, их классификация, соотношение.
  • 22. Понятие правовой нормы, ее признаки, структурные элементы.
  • 23. Классификация правовых норм.
  • 24. Понятие и элементы системы права. Основания деления права на отрасли.
  • 25. Предмет и методы правового регулирования общественных отношений.
  • 26. Общая характеристика основных отраслей права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
  • 27. Система права, система законодательства, правовая система, их соотношение.
  • 28. Основные правовые системы современности.
  • 29. Закон Республики Беларусь «о нормативных правовых актах Республики Беларусь»: структура, содержание, характеристика.
  • 30. Правотворчество: понятие, принципы, виды, стадии. Законотворческий процесс. Правотворческая деятельность профсоюзов.
  • 35. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.
  • 36. Действие нормативно-правовых актов в пространстве
  • 37. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
  • 38. Правосознание, его структура, виды. Формы деформации правосознания.
  • 39. Правовая культура: общая характеристика. Правовая культура юриста. Средства и методы повышения правовой культуры общества.
  • 40. Понятие и основные формы реализации права.
  • 41. Применение как форма реализации права.
  • 42. Стадии процесса применения права.
  • 43. Правоприменительные акты: понятие, признаки, виды и формы.
  • 44. Толкование норм права: понятие и виды.
  • 45. Способы толкования правовых норм.
  • 46. Толкование норм права по объему.
  • 47. Толкование норм права по субъекту (по юридической силе).
  • 48. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • 49. Нормативно-правовые акты, правоприменительные акты, интерпретационные правовые акты: понятие, соотношение.
  • 50. Понятие и виды правовых отношений.
  • 51. Структурные элементы правоотношений
  • 52. Объекты правовых отношений.
  • 53. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и содержание.
  • 54. Субъекты правоотношений: понятие, признаки, виды.
  • 55. Правоспособность и дееспособность субъектов права.
  • 58. Юридический состав, юридическое состояние. Правовые презумпции и фикции.
  • 59. Правомерное поведение: понятие, признаки, элементы.
  • 60. Виды правомерного поведения.
  • 61. Правонарушения: понятие, признаки, виды.
  • 62. Юридический состав правонарушения.
  • 63. Объективные признаки правонарушения.
  • 64. Субъективные признаки правонарушения.
  • 65. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, цели, принципы.
  • 69. Законность, общественный порядок, правопорядок, их соотношение.
  • 70. Механизм правового регулирования: стадии, основные элементы и их взаимодействие.
  • 49. Нормативно-правовые акты, правоприменительные акты, интерпретационные правовые акты: понятие, соотношение.

    Нормативный правовой акт – письменный документ, устанавливающий норму права, вводящий ее в действие и адресованный субъектам права. Акт применения права - нормативно-правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Акты офиц. толкования прав. норм (интерпретац. акты) предст. собой, с одной стор., разъяснение сод-ния норм права, с другой – конкретизацию и уточнение их предписаний. Во-первых, акт применения нормы права имеет властный ха­рактер и охраняется принудительной силой государства. Содержащи­еся в нем конкретные предписания имеют обязательное значе­ние для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Во-вторых, акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменитель­ный акт имеет силу только для данного случая и на сходные слу­чаи не распространяется. Этим он отличается от нормативных правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. В-третьих, правоприменительные акты должны быть законны­ми, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. В-четвертых, акты применения норм права издаются в установ­ленной законом форме и имеют точное наименование. Закон преду­сматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными правовыми ак­тами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

    50. Понятие и виды правовых отношений.

    Правоотношение - это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. По отраслевой принадлежности различают гражданские, трудовые, административные, уголовные и другие правоотношения. По характеру правоотношения могут быть регулятивными или охранительными. Возникновение регулятивных правоотношений связано с наступлением таких жизненных фактов, которые не противоречат нормам права. Охранительные же правоотношения возникают в связи с действиями, которые нарушают требования правовых норм. По распределению прав и обязанностей между субъектами правоотношения бывают простые и сложные. Простые правоотношения - это такие правоотношения, в рамках которых у одной стороны есть только права, а у другой - только обязанности (например, правоотношения, возникающие в связи с реализацией права человека на жизнь: у него есть только право, а у всех иных субъектов - только обязанность). Сложные правоотношения представляют собой правоотношения, в рамках которых и права, и обязанности есть у обеих сторон одновременно (например, правоотношения между работниками и работодателями). В зависимости от характера обязанностей все правоотношения делятся на активные и пассивные. Активными правоотношениями называют такие правоотношения, в рамках которых субъект(ы) обязан(ы) совершать какие-то активные действия (например, сшить костюм). Пассивные правоотношения - это такие правоотношения, в рамках которых субъект(ы) обязан(ы) воздержаться от каких-либо действий (например, не нарушать чужое право собственности). По степени определенности различают правоотношения абсолютные и относительные. В относительных правоотношениях все их участники точно определены (арендодатель и арендатор в договоре аренды). В абсолютных правоотношениях конкретно определены лишь управомоченные субъекты. Все остальные - выступают в качестве обязанных (типичный пример - отношения собственности). В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы все правоотношения делят на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и имеют своим содержанием права и обязанности субъектов. Процессуальные правоотношения строятся на основе норм процессуального права, которые предусматривают порядок осуществления и защиты материальных правоотношений.

    Правовые акты:

    1) нормативный акт

    2) правоприменительный акт

    3) интерпретационный акт

    Интерпретационные акты (акты толкования права) - акты, содержащие разъяснения соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права.

    Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права, а лишь разъясняют их смысл), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы (т.е. если нормативный акт утрачивает силу, интерпретационный акт также становится недействительным).

    Виды интерпретационных актов:

    1) По форме - устные и письменные;

    2) Акты нормативного и казуального толкования (акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер, а казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными);

    3) По субъектам, издавшим акт толкования (судебные органы, органы исполнительной власти);

    4) Акты толкования по отраслях права.


    71. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения, способы устранения и восполнения.

    Пробел в праве – отсутствие правовой нормы, которая должна регулировать отношения в данном конкретном случае.

    Причины пробелов в праве:

    ü Динамизм общественных отношений

    ü Некомпетентность и ошибки самого законодателя

    ü Недостатки юридической техники

    Способы преодоления пробелов в законодательстве:

    1)Аналогия закона - решение юридического дела по норме, рассчитанного не на конкретный, а на схожий случай. В уголовном праве - не применяется.

    Такая норма должна быть найдена в пределах соответствующей отрасли права. Так, пробелы гражданского права следует разрешать на основе норм этой отрасли права, а при не нахождении нужной нормы в данной отрасли следует ее искать в близких отраслях законодательства и в законодательстве в целом

    2)Аналогия права - принятие решения по конкретному делу по общим принципам и духу права, когда нельзя подобрать норму права (на основании общих принципов).

    Ориентирами в данном способе преодоления пробелов могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права, общие нормы конституций.

    72. Юридические коллизии: понятие, причины возникновения, способы устранения. Конкуренция правовых норм???.
    Юридические коллизии - это противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

    Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

    Можно выделить:

    объективные причины коллизий(в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними)

    субъективные причины коллизий (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов).

    Возможные способы разрешения коллизий: принятие нового акта, отмена старого акта, внесение изменений в действующие акты, систематизация законодательства, референдумы, деят-ть судов (прежде всего Констит Суда), переговорный процесс ч/з согласительные комиссии, толкование и др.

    73. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

    Правомерное поведение - надлежащая реализация субъектом права правовых установлений, т.е. субъект соблюдает все запреты и исполняет все обязанности, которые требует соблюсти и исполнить закон.

    Признаки правомерного поведения:

    1.Субъектами выступают люди.

    2.Может выражаться в действии или бездействии

    3.Является правовым, юридически значимым

    4.Является общественно полезным или общественно допустимым

    Виды правомерного поведения:

    1)Маргинальное - субъект ведет себя правомерно из-за страха наказания, которое последует за нарушение предписаний законов;
    2)Конформистское - субъект ведет себя правомерно на основе стандартов общества, в котором он живет, т.е. поступает как все;
    3)Привычное (обычное) - субъект ведет себя правомерно, просто потому, что привык себя так вести;
    4)Социально-активное - субъект осознает ценность права и старается претворять предписание права в жизнь. Это говорит о высокой правовой культуре субъекта.

    74. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

    Правонарушение - общественно опасное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), запрещенное законом (противоправное) и совершенное лицом обладающим деликтоспособностью и влекущее юридическую ответственность.

    Признаки правонарушения:

    1) Общественная опасность - правонарушение посягает на блага и ценности общества,т.е.ущерб господствующим в данном государстве общественным отношениям, образу жизни.
    2) Противоправность -это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права, т.е. оно направлено против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами права.
    3) Виновность - противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина (в форме умысла или неосторожности).
    4) Влечет юридическую ответственность, если лицо, совершившее правонарушение обладают деликтоспособностью (возраст, вменяемость).

    Виды правонарушений:

    1) Проступок (нарушение КоАП, дисциплинарный проступок, деликт в ГП);
    2) Преступление (нарушение норм Уголовного кодекса).


    75. Состав правонарушения: понятие и общая характеристика элементов.

    Состав правонарушения - совокупность юридически значимых элементов, которые идентифицируют деяние как правонарушение. Другими словами - это модель, образец, сопоставив с которым конкретное деяние, можно сделать вывод о том, является ли данное деяние правонарушением или нет.

    Элементами состава являются:

    1) Объект - блага и интересы, общественные отношения, которым правонарушением причиняется вред.

    2) Объективная сторона - является внешним выражением правонарушения в реальной действительности и включает в себя признаки, отражающее само деяние (место, время, способ и т.д.).

    3) Субъект - лицо, совершающее воздействие на объект охраны, т.е. лицо, совершающее правонарушение и подлежащее юридической ответственности по признакам возраста и вменяемости.

    4) Субъективная сторона - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию. Сюда относится вина, мотив, эмоции. Следует помнить, что состав правонарушения и само правонарушение - понятие близкие, но не тождественные.

    Состав правонарушения - это совокупность только юридически значимых элементов, в то время, как правонарушение как явление включает в себя и другие, безразличные для закона факторы, например, погодные условия, в которых осуществлялось правонарушение, или время года его совершения. Т.е. понятие правонарушение шире понятия состав правонарушения.

    76. Юридическая ответственность: понятие, функции, виды.

    Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение, выражающиеся в обязанности понести неблагоприятные для себя последствия.
    Другими словами, юридическая ответственность - это своеобразное правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать какие-либо лишения за совершенное им правонарушение.
    Функции юридической ответственности:

     Превентивная функция - предупреждение совершения правонарушений впредь (превенция).

     Карательная (штрафная) функция -причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений, как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем.

     Регулятивная функция -сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает выполнение предписаний нормативных актов.

     Воспитательная функция - своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их права и интересы будут надежно защищены.

     Правовосстановительная (компенсационная) функция -в большинствеслучаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения.

    Виды юридической ответственности:

    · Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания руководителем (выговор, строгий выговор, увольнение) за нарушение Трудового кодекса либо внутренних правил организации.

    · Административная ответственность. Применение органами исполнительной власти мер воздействия (штраф, административный арест) к виновным лицам за нарушение норм КоАП.

    · Гражданско-правовая ответственность. Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.

    · Уголовная ответственность. Самый жесткий вид ответственности. Наказание устанавливается только судом, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность - Уголовный кодекс Российской Федерации.

    77. Основания возникновения и принципы реализации юридической ответственности.

    Основанием юридической ответственности является правонарушение, кот в той или иной степени несёт вред обществу, а соответственно и самому государству Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства - основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т.д..

    Принципы юридической ответственности:

    – законности – соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности;

    – справедливости – наказание должно быть соразмерно содеянному;

    – неотвратимости – каждое правонарушение должно неминуемо влечь ответственность виновного лица;

    – гуманизма – гуманное отношение к правонарушителю.

    78. Принципы и юридические гарантии законности.???

    Законность - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, физическими и юридическими лицами.
    Принципы законности - это базовые начала, исходные положения, которые лежат в основе понятия "законность", то, что помогает уяснить суть, смысл данного понятия.

    · Верховенство закона . Система нормативных актов в государстве строго иерархична, все законы не должны противоречить Конституции - главному закону РФ, все подзаконные акты - не должны противоречить законам.

    · Единство законности . Единообразное действие законов на всей территории страны.

    · Всеобщность законности и равенство перед законом . Закон должен быть един для всех граждан, независимо от пола, национальности, религии и любых других индивидуальных признаков.

    · Целесообразность законности . Законы должны отвечать требованиям справедливости, и не идти в разрез с основными задачами и функциями государства.

    · Гарантированность прав и свобод . Закон должен защищать и охранять общепризнанные права и свободы человека.

    · Неотвратимость наказания за нарушение закона.

    Гарантии законности - это такие условия, факторы и средства, которые обеспечивают режим законности. Другими словами - это то, что поддерживает существование режима законности в обществе.

    Юридические гарантии . Совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов.

    79. Понятие правопорядка.

    Правопорядок - такое состояние отношений в обществе, при котором обеспечивается соблюдение закона и иныхправовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности жизни общества. Обеспечивается добровольным исполнением предписаний закона гражданами и организациями, а также силой государственного принуждения.

    Общественный порядок - понятие более широкое. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм - не только норм права, но и норм морали, обычаев, традиций, религиозных правил и т.д.Нарушение моральных или нравственных предписаний, естественно, никакой ответственности перед государством не образует.

    Например, если супруги изменяют друг другу, то их действия никак правопорядка не нарушают, т.к. такие отношения никакими нормативными актами не регулируются, однако выходят за рамки приличия - т.е. общественного порядка.

    80. Механизм правового регулирования: понятие и структура. Стадии процесса правового регулирования.

    Правовое регулирование- процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).

    Механизм правового регулирования - комплексная система включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

    Структура механизма правового регулирования:
    * инструментарная составляющая

    *субъективная

    *функциональная
    Элементы механизма правового регулирования:

    – правовые нормы;

    – юридические факты;

    – акты применения норм права;

    – правоотношения;

    – акты реализации прав и обязанностей.

    Стадии правового регулирования:

    Ø Подготовительная

    Сбор всех необходимых инструментов, все правовых средств, всех субъектов для осуществления правового регулирования

    Ø Собственно правовое регулирование

    Само регулирование общественных отношений

    Ø Закрепление результатов


    81. Эффективность правового регулирования: понятие, условия, критерии оценки.

    Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
    Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия тре-бованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных ре-гулируемых отношений. При выполнении этого требования основная масса населения со-блюдает законы, даже не имея сведений об их конкретном содержании. Сложившаяся соци-альная среда может стимулировать или блокировать действие предписаний.
    В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
    1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом вы-сокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные инте-ресы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
    Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Кроме того, важно уси-лить юридическую гарантированность правовых средств, т. е. повысить уровень вероятно-сти в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

    2)совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регули-рования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходи-мое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юри-дической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

    3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

    Недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется: а) непра-вильным определением целей правового регулирования; б) выбором неадекватных средств правового воздействия; в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Вместе с тем механизм правового регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит не только от собственно юридических воз-можностей данного механизма, но и от уровня развития экономики, социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д.

    82. Национальная правовая система: понятие, структура, принципы взаимодействия с системой международного права.
    Правовая система (правовая семья) - правовая организация общества, включает в себя взаимосвязь норм права, источников права, системы права, правосознания, правовой культуры и правореализации.

    Т.е. правовую систему можно представить феномен, включающий в себя то, как право возникает в обществе, как понимается и как реализуется.

    В структуру правовой системы обычно включают следующие основные элементы:

    1)Система права -совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи. Не путайте понятия правовая система и система права!!!
    2)Правовая культура - все ценности, которые выработаны обществом в правовой сфере - состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики.
    3)Правосознание - частьобщественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств о праве.
    4)Реализация права - претворение предписаний законов, нормативных актов в жизнь. Включает в себяиспользование(осуществление),исполнениеисоблюдение права. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права - когда право реализует специально уполномоченный государственный орган, например, суд.
    5)Источники права - внешнее закрепление нормы права. Для романо-германской правовой системы основной источник - нормативно-правовой акт, для англо-саксонской - судебный прецедент, для религиозной - религиозные догмы, для традиционной - обычаи и "табу".

    Внутригосударственное и международное право - это две различные системы права, ко-торые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.
    1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаи-монезависимые системы правового порядка;
    2) монистическое представление о том, что международное и национальное право - это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству нацио-нального права;
    3) приоритет отдается международному праву.

    Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимо-действия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека.

    83. Классификация национальных правовых систем. Основные правовые семьи современности.

    Правовая система (правовая семья) - это совокупная связь права, системы права, правосознания и правореализации.

    Правовые системы каждой конкретной страны обладают долей индивидуальности, однако, учитывая общность исторических, этнокультурных особенностей стран, правовые системы принято классифицировать именно по этим основаниям, а не по географическому расположению.

    Классификация правовых систем мира:

    1) Романо-германская правовая семья (континентальная правовая семья). Характерна для стран континентальной Европы. Основной источник права - нормативно-правовой акт, есть деление права на отрасли, обычно присутствуют писаные конституции. Рецепция римского права.

    2) Англо-саксонская правовая семья (Англия, США, Канада и другие страны). Основной источник права - судебный прецедент. Нет деления на отрасли права, нет писаных Конституций (как правило, исключение - США). Рецепции римского права не произошло.

    3) Религиозная правовая семья (мусульманские страны). Для этой семьи характерно сращивание норм права и религии. Точнее, все норма права - вытекают из религиозных предписаний. Теологичность во всем!

    4) Традиционная правовая семья (племена Африки). Здесь вообще нет права в его современном понимании. Есть верования, моральные запреты, "табу". Собственно, здесь нет и государства - только племена, а без государства существование права не мыслимо.

    5)Социалистическая правовая семья (характерна для стран социалистического лагеря во главе с СССР. Для настоящего время сохранилась в несколько видоизмененном виде в Китае и на Кубе). Социалистическая семья во многом напоминает романо-германскую правовую семью, с некоторыми важными исключениями:
    1) Конституционное право. Главная ценность государства - в самом государстве и коммунистической партии, а не в личности человека. 2) Различие в отраслях права. В частности, нет предпринимательского и торгового права, существенны отличия в гражданском праве. Зато может присутствовать самобытное колхозное право.
    3) Само право в социалистической правовой системе понимается как надстройка, т.е. просто как отражение экономической структуры общества. Помнится даже, большевики говорили о необходимости полной отмены права

  • IX л е к ц и я: Грамматикаысь, кыв тэчасысь да артманногысь понятие сöвмöдöм

  • Это – акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

    Характерная особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными юридическими актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, находятся от них в зависимости и в принципе разделяют судьбу закрепляемых ими юридических норм.

    В этом отношении все интерпретационные акты (в том числе акты аутентического и легального толкования) образуют подсистему правовых актов, всецело зависимую от главной подсистемы – нормативных юридических актов, которую призваны обслуживать интерпретационные акты.

    В то же время правовая природа интерпретационных актов неодинакова. Здесь следует различать:

    А. Интерпретационные акты правотворчества. Это – нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентического или легального делегированного толкования (интерпретационные указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик, разъяснения ряда государственных комитетов Совета Министров СССР). Эти интерпретационные акты имеют «двойную» юридическую природу: будучи органической частью системы

    Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.313

    (подсистемы) интерпретационных актов, они в то же время являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов и представляют собой источники права, содержащие конкретизирующие юридические нормы (сохраняя одновременно свои интерпретационные качества, в частности зависимый характер от толкуемых норм).

    Б. Интерпретационные акты правоприменения. Это – специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права (постановления Пленума Верховного Суда СССР и Пленумов Верховных судов союзных республик). Данная разновидность – особый вид правовых актов, отличающийся от нормативных юридических актов (актов правотворчества). Интерпретационные акты рассматриваемой группы не являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляют собой своеобразную форму юридической практики, обобщения опыта применения юридических норм.

    Таким образом, при рассмотрении соотношения нормативных и интерпретационных правовых актов необходим дифференцированный подход. Акты аутентического и делегированного легального толкования, будучи интерпретационными, в то же время являются актами правотворчества (только всецело зависимыми, привязанными к актам, содержащим толкуемые нормы).

    Акты же правоприменительного нормативного толкования являются интерпретационными в строгом, узком смысле этого слова: функция разъяснения-для них единственная, и, следовательно, только она определяет их юридическую природу.



    По мнению А.С. Пиголкина, нормативное разъяснение оформляется в виде специальных актов, но последние не могут рассматриваться в качестве самостоятельного вида актов. Автор, в принципе, прав, когда утверждает, что интерпретационный акт разделяет судьбу нормативного (точнее, норм, в нем содержащихся) и по своим существенным главным чертам сходен с ним . Более того, акты аутентического и легального толкования вообще являются актами правотворчества.

    Однако возражения А.С. Пиголкину оказались не полностью снятыми (как мне представлялось в книге «Социальная ценность права в советском обществе», с. 121). Ряд интерпретационных ак-

    Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.314

    тов действительно по своей правотворческой природе не отличается от нормативных юридических актов. Но все же правовые акты, выполняющие интерпретационную функцию, образуют «третье звено» системы правовых актов. Они вплотную примыкают к нормативным юридическим актам, имеют родственные черты, частично перекрещиваются с ними, но с ними не сливаются.

    Здесь уместно еще раз обратить внимание на конструктивность обобщающей категории «правовой акт». Нормативные, интерпретационные, индивидуальные правоприменительные акты и акты реализации прав и обязанностей образуют подсистемы единой системы правовых актов. Место каждой из этих подсистем, их субординация, взаимозависимости обусловлены свойствами тех активных содержательных элементов правовой системы (юридических норм; правоположений юридической практики; индивидуальных велений и волеизъявлений при реализации), которые они закрепляют и выражают. Вместе с тем не вдаваясь в более подробную характеристику структурных и функциональных связей в системе правовых актов – а такой анализ в теоретическом отношении весьма перспективен, – принципиально важно подчеркнуть, что ядром, стержнем в этой системе являются нормативные акты правотворчества.

    Интерпретационный акт (акт толкования права) - это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.

    Особенности актов толкования права:

    Они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

    Не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

    Не являются формой и источником права.

    Интерпретационные акты подразделяются:

    В зависимости от типов официального толкования - на акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования;

    В зависимости от органов, дающих толкование, - на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

    В зависимости от предмета правового регулирования - на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;

    В зависимости от характера - на материальные и процессуальные акты;

    В зависимости от формы - на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;

    В зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

    64. Система права: понятие, признаки, элементы.

    Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

    Система права:

      выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

      предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

      показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

    66. Правовые институты: понятие и виды.

    Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

    Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

    Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

    Примеры правовых институтов:

    в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

    в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

    в государственном праве – институт гражданства;

    в административном – институт должностного лица;

    в семейном праве – институт брака и т. д.

    Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

    Виды правовых институтов

    Правовые институты делятся по отраслям права:

    на гражданские;

    уголовные;

    административные;

    финансовые и т. д.

    Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

    Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

    Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

    Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

    Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

    структура отдельного нормативного предписания;

    структура правового института;

    структура правовой отрасли;

    структура права в целом.

    Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.

    Интерпретационные акты –правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

    Особенности:

    • интерпретационные акты - это акты право­вые . Они издаются и обеспечи­ваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.
    • Интерпретационный акт - результат толкования правовых норм. Нормативный акт - результат: правотвор­чества или правоприменения.
    • Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

    Виды

    1. по внешней форме выражения
      1. устные
      2. письменные;
    2. по отраслям права
      1. уголовные,
      2. гражданские,
      3. административные и т.д.;
    3. по юридической природе
      1. нормативные - разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).
      2. казуальные - разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права (постановления Пленума ВС РФ публикуются в «Бюллетене ВС РФ», поста­новления Пленума ВАС РФ - в «Вес­тнике ВАС РФ», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании за­конодательства РФ» и «Вестнике Консти­туционного Суда РФ»).
    4. по субъектам
      1. акты законодательных органов (например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения принятых законов;
      2. акты толкования исполнительных органов власти, например, Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;
      3. акты судебного толкования - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства;
      4. акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.
    5. в зависимости от содержания и сферы распространения
      1. акты общего характера - регламентируют применение любых правовых норм
      2. акты индивидуального характера - содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.
    6. по структурным элементам разъясняемых норм:
      1. акты толкования гипотезы;
      2. акты толкования диспозиции;
      3. акты толкования санкции;
      4. комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.
    1. в зависимости от формы
      1. указы,
      2. постановления,
      3. приказы,
      4. инструкции и т.п.;

    Толкование договоров.

    Осуществляя правосудие по граж­данским делам, судебные органы толкуют не только норматив­ные акты, но и договоры, условия которых и составляют пред­мет гражданского спора.

    Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.

    1) в качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами про­цесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участву­ющими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.

    2) в качестве объекта толкования выступает договор - право­вой акт, определяющий права и обязанности сторон.

    3) Содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм. В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают. Согласно ст. 431 ГК РФ "при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений". Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль. И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование - обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е. выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования. Например, "В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение", "обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются" и др. При толковании широко используются и другие презумпции - презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.

    4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования. Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная фун­кция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышлен­ный или случайный