Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Имущественная основа предпринимательской деятельности

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163)или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).

Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163) или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).



Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163) или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).

Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163) или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).

Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.

Какие гарантии осуществления предпринимательской деятельности называет автор? Назовите две гарантии. Приведите по одному примеру реализации каждой из них на практике.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого по¬падает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные обществаограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим)... В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.

(И.В, Ершова)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны две гарантии:

Возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства;

Возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

2) приведены примеры реализации каждой из них на практике, например:

ООО "Дом" обратилось в арбитражный суд с претензией к МУП "Водоканал" по поводу нарушения договорных обязательств;

Индивидуальные предприниматели Николай Р и Алексей И. решили создать полное товарищество, для чего подписали Учредительный договор, куда занесли сведения составе и размере складочного капитала, после чего прошли государственную регистрацию;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Право. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности