Положение о судоустройстве 1922.

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

– народный суд в составе постоянного народного судьи;

– народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

– губернский суд;

Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях. Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной - для губернских судов первой инстанцией - по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны. Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

Магистрант Серков Алексей Анатольевич

Место учебы: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный юридический институт»

· Декрет о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. (создание окружных народных судов, Верховного судебного контроля);

· Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (введение вместо судебного контроля временного Кассационного суда состоящего из гражданского и уголовного отделений в г. Москве);

· Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. (образование единого народного суда в рамках РСФСР, Совета народных судей).

В первые годы после установления советской власти сложилась достаточно сложная судебная система, требующая совершенствования. Однако гражданская война (1918-1921 гг.) затруднила дальнейшее становление и развитие судебной системы первого советского государства . Новый этап в строительстве судебной системы связан с НЭПом и проведением судебной реформы 1922 г. Согласимся с мнением А. Смыкалина, который в качестве основных причин судебной реформы называет следующие: наличие большого массива плохо систематизированного нормативного материала, существование пробелов в законодательстве, регламентировавшем судебную систему, широкое применение аналогии .

В ходе судебной реформы 1922 г. была предпринята попытка существенной перестройки сложившейся в первые годы советской власти судебной системы РСФСР. Судебная реформа 1922 г. проводилась на основе «Положения о судоустройстве РСФСР» , принятого на IV сессии ВЦИК IX созыва. В соответствии с Положением 1922 г. на территории РСФСР создавалась единая судебная система, включавшая в себя следующие судебные учреждения:

8. Смыкалин А. Судебная реформа 1922 г. // Российская юстиция. 2002. № 4.

9. Суд и правосудие в СССР . Под общ. ред. А. Т. Бажанова, В. П. Малкова. Казань. 1980. // http://www.pravo.gov.ru // Официальный интернет-портал правовой информации.

Завершением изложенных мероприятий в области организации судебных учреждений явилось принятие IV сессией ВЦИК IX созыва Положения о судоустройстве РСФСР, на основе которого производится существенная перестройка сложившейся в предшествующие годы судебной системы РСФСР, получившая название судебной реформы 1922 г.

На территории РСФСР, «в целях ограждения завоеваний пролетарской революции, обеспечения интересов государства, прав трудящихся и их объединений», создавалась единая система судебных учреждений, а именно:

1) народный суд в составе постоянного народного судьи;

2) народный суд в составе судьи и двух народных заседателей;

3) губернский суд;

4) Верховный Суд РСФСР.

Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел рассматривалось в народном суде с участием народных заседателей. Народные судьи избирались губернскими исполнительными комитетами сроком на один год и могли быть переизбраны на дальнейшие сроки.

Досрочный отзыв народных судей или их перемещение могли быть осуществлены лишь губисполкомом. Народные судьи должны были удовлетворять следующим требованиям:

а) иметь право избирать и быть избранными в Советы;

б) иметь не менее двух-лет стажа ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях, или трех лет стажа рабклы в органах советской юстиции на должностях не ниже народного следователя.

Народный судья мог быть отстранен от должности лишь судом в порядке дисциплинарного или уголовного судопроизводства. Все указанные выше правила - преследовали цель повысить уровень политической и юридической подготовки народных судей, стабилизировать их кадры, укрепить в деятельности народного суда принцип независимости.

Народные заседатели избирались из трудящихся обоего пола на общих собраниях по фабрикам, заводам, учреждениям, воинским частям, на собраниях трудящихся крестьян и т. п. Они привлекались к работе в народном суде на шесть дней в году; в это время за рабочими и служащими сохранялась их заработная плата; лицам, получающим средства к существованию от сельского труда или домашнего ремесла, выплачивались суточные.

Вторым звеном судебной системы являлся губернский суд, который действовал в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к его ведению, в качестве кассационной инстанции для народных судов и в качестве органа надзора за народными судами; вместе с тем губернский суд выполнял функции судебного управления.

Для занятия должностей председателей, заместителей председателя и членов губернского суда устанавливались более повышенные требования, чем для народных судей; в частности, они должны были иметь не менее двух-трех лет стажа работы народным судьей или членом революционного трибунала.

Постоянный состав губернского суда избирался губисполкомами сроком на один год и утверждался Народным Комиссаром юстиции; предусматривалась возможность переизбрания.

Досрочный отзыв председателей, заместителей и членов губернского суда мог быть осуществлен губисполкомом исключительно с санкции Народного Комиссара юстиции, кроме случаев отстранения по суду или в порядке дисциплинарного производства.

Народные заседатели для губсуда избирались из особого списка специальной комиссией; список включал граждан, имеющих не менее двух лет стажа работы в общественных и профессиональных организациях.

Положение о судоустройстве РСФСР детально регламентировало структуру и функции губернского суда и Верховного Суда РСФСР, права и обязанности председателя и его заместителей.

Губернский суд состоял из двух отделов: уголовного и гражданского, Каждый из которых делился на два отделения: судебное и кассационное; надзорные полномочия губернского суда, а также основные вопросы судебного управления были отнесены к компетенции пленума губернского суда. При губернском суде функционировала дисциплинарная коллегия.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

а) Президиума;

б) Пленума;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебных коллегий (по уголовным и гражданским делам), Военной и Военно-транспортной;

д) Дисциплинарной коллегии.

Президиум Верховного Суда РСФСР, состоящий из председателя Верховного Суда, его заместителей и председателей всех коллегий (кроме дисциплинарной), ведал организационными вопросами: распределение обязанностей между членами, просмотр и утверждение отчетов коллегий, назначение ревизий губернских судов и т. п.

К полномочиям Пленума, помимо решения отдельных дел в порядке судебного надзора, было отнесено истолкование законов по вопросам судебной практики.

Положение о судоустройстве РСФСР для расследования уголовных дел вводило должность народных следователей, которые состояли при соответствующих следственных участках (народные следователи), при губернском суде (старшие следователи), при Верховном Суде РСФСР и при отделе прокуратуры НКЮ РСФСР (следователи по важнейшим делам).

В целях улучшения и стабилизации кадров народных следователей было предусмотрено назначение их губернским судом с последующим утверждением губернского исполнительного комитета и Народного Комиссариата юстиции РСФСР.

Судебная реформа в РСФСР 1922 г. имела исключительно большое значение. Во-первых, она упростила, как на местах, так и в центре, нашу судебную систему; например, в губернских городах вместо двух ранее существовавших судебных учреждений, организационно между собой не связанных: революционного трибунала и совета народных судей, стал действовать один - губернский суд; в центре Верховный Суд РСФСР заменил собой единый Верховный трибунал и Отдел высшего судебного контроля НКЮ РСФСР.

Во-вторых, судебная реформа 1922 г. сделала новый большой шаг вперед по пути демократизации советского правосудия, особенно в области участия в судебной деятельности народных заседателей.

В-третьих, судебная реформа 1922 г. сыграла положительную роль в улучшений кадров судей и следователей и в поднятии авторитета работников юстиции.

Необходимо отметить, что IV сессия ВЦИК IX созыва, утвердив Положение о судоустройстве РСФСР, приняла специальное постановление об открытии не менее десяти юридических школ на местах «для своевременной подготовки опытных судебных работников», положив тем самым начало широкому развитию в стране правового образования.

В-четвертых, точно определив компетенцию и полномочия каждой судебной инстанции и их взаимоотношения между собой, судебная реформа 1922 г. упорядочила и ускорила прохождение дел во всех судах РСФСР и укрепила в их деятельности начала революционной законности.

В конце 1922 г.- первой половине 1923 г. судебные реформы, аналогичные РСФСР, на тех же основаниях и с теми же результатами, были осуществлены и в других союзных республиках.

Проведение Судебной реформы 1922 года обусловлено изменившимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой «революционной законности».

По положению о судоустройстве РСФСР 31 октября 1922 года (Судебная реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 января 1923 года. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по трудовым делам), позднее - арбитражные комиссии.

В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по вопросам судебной практики.

Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно-территориальному делению.

Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост числа судей-членов партии.

В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3% ко всему числу сотрудников Суда.

Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической партии « О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми, большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним.

Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав.

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условия новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних.

Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они подразделялись на:

  • 1) волостные
  • 2) уездные
  • 3) губернские.

Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были упразднены.

Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган юрисдикции - арбитражные комиссии, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре - при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах - при областных экономических совещаниях (ЭКОСО).

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО.

Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае 1931 года учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж.

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

Народный суд в составе постоянного народного судьи;

Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

Губернский суд;

Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной - для губернских судов, первой инстанцией - по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

2. Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

3. Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

45. Кодификация советского законодательства 1922-1928 гг. Её особенности и причины незавершённости.

Переход к НЭПу предполагал реформу советского права. Но в условиях гражданской войны она была невозможна. Кодификация нач. 20-х гг. считается первой кодификацией.

К концу 1922 года в СССР было около 4 тыс. нормативных актов высших органов власти.

Эту кодификацию нельзя было проводить с учетом прошлого опыта – как Сперанский, поэтапно. Например, гражданский кодекс нужно было создавать заново, а уголовный кодекс частично включал нормы, выработанные в гражданскую войну. Или -в качестве критерия закономерности действий и должностных лиц советской власти зачастую выступали соображения революционной целесообразности. К концу периода «военного коммунизма» в правовой теории произошла определенная дифференциация категорий «революционная законность» и «революционное правосознание». Под революционной законностью стали понимать тот правопорядок, который признавался «верховными органами пролетарской диктатуры» целесообразным и общеобязательным. Поэтому пошли по обратному пути кодификации:

Создание отраслевых кодексов

Объединение их в единый свод законов РСФСР.

Кодексы создавались независимо друг от друга, качество их было низкое. Однако на первом этапе кодификации (1922-1926) подготовили 9 кодексов:Уголовный,Гражданский,Земельный,Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о земле, Гражданско-процессуальный, Лесной Кодекс, законов о браке, семье, опеке, Исправительно-трудовой кодекс.

Но план кодификации был нарушен в самом начале: началось создание нового союзного государства, следовательно встал вопрос о создании всесоюзных кодификаций.

Уже в 1924 году ЦИК СССР утвердил «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик». Затем изданы «Основы судопроизводства СССР и союзных республик». После положение «О воинских преступлениях СССР и союзных республик», потом кодекс законов «О преимуществах и льготах военнослужащих СССР и членов их семей».

С 1925 г. началась систематизация законодательства, и в 1926 г. издано Систематическое собрание действующих законов СССР. Как объявляли составители, данное издание преследовало чисто техническую задачу – подготовить материал для будущей кодификации.

В 1927 г. Создана комиссия, которая к 1 июня должна была собрать все действующие законодательные акты в систематизированном виде. В качестве аргументов создания Свода законов приводились: недостаточная стройность системы союзного законодательства, нечеткость и несогласованность актов, неупорядоченность терминологии.

Свод должен был стать своего рода итогом всей государственно-правовой работы, но в условиях конца 20-х годов фиксация формально действовавшего законодательного материала без переработки его по существу не завершилась бы созданием свода. Новые условия требовали и нового законодательного урегулирования многих еще не решенных вопросов. Поэтому проект утвержден не был, идея создания Свода законов завершения не получила.

Считая необходимым упорядочить все законодательство, Народный комиссариат юстиции провел большую подготовительную работу, в частности, составил перечень актов, утративших силу, но формально не отмененных. 14 мая 1928 г. этот обширный перечень (около 3 тыс. актов) был утвержден Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР и вскоре опубликован, что дало НКЮ возможность сделать следующий шаг по пути кодификации – подготовить и издать Собрание действующих законов первого десятилетия Советской власти.

Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. «Об официальной газете Союзного ЦИКа» единственным официальным изданием для опубликования общесоюзных актов были признаны «Известия ЦИКа Союза ССР и ВЦИКа советов рабочих, крестьянских, краноармейских и казачьих депутатов»

В начале 30-х гг. в нашей стране сложилась административно-командная система партийно-государственного управления. В этих условиях резко ослабло внимание к правовой информации населения. Публикация нормативных актов все чаще заменялась их рассылкой в государственные организации и учреждения.