Платон об идеальном государстве. Формы государственного правления и проект идеального государства

Плаксина Наталья

Личностное отношение к окружающей действительности, собственный взгляд на то, каким должно быть идеальное государство.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Пестравка

Сочинение

на тему: «Как я вижу идеальное государство»

Выполнила:

Ученица 9 «А» класса

Плаксина Наталья Евгеньевна

Руководитель: Никулина Л. П.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года закрепила общественное и государственное устройство Российской Федерации, ее избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления. Одним из самых важных положений российской Конституции является закрепление в ней прав и свобод российских граждан и все, что связано с их защитой. Я считаю, что идеальным государство может быть в том случае, когда каждый человек может чувствовать себя в обществе свободной личностью и жить в безопасности. Для этого он должен быть уверен, что может делать все, что не запрещено законом. В идеальном государстве, на мой взгляд человек должен быть уверен, что никто не нарушит его право жить как свободная личность и в случае необходимости, государство встанет на его защиту. В таком государстве все люди должны чувствовать себя свободными гражданами и быть уверенными, что будут защищены все их естественные права: право на жизнь, на отдых, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на благоприятную окружающую среду, на образование, на неприкосновенность частной жизни, на свободу мысли, на управление страной и т. д. Ведь в некоторых странах власти ничего не делают, чтобы люди чувствовали себя свободными гражданами. Наоборот, в их стране нарушаются самые элементарные права человека, потому что их соблюдение невыгодно властям.

Свобода для граждан идеального государства должна быть естественным состоянием, только в этом случае люди могут быть счастливы. Такое государство должно гарантировать безопасность и свободу человека. В таком государстве гражданин должен иметь возможность сам располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место своего пребывания, не находиться под наблюдением или охраной, если не нарушает законы. Прежде всего в идеальном государстве должны приниматься законы, которые обеспечат защиту всех видов неприкосновенности - физическую, нравственную, психическую и личную безопасность. Однако недостаточно простого принятия законов для защиты права на свободу и личную неприкосновенность граждан. Ведь закон без применения - простая бумага. Государство должно гарантировать полную защиту чести и доброго имени человека, обеспечить право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений. В идеальном государстве воспитание подрастающего поколения должно быть направлено на осознание того, что честь и достоинство - это очень высокие человеческие ценности. На то, чтобы каждый дорожил репутацией с детства. В школах, на мой взгляд может быть эффективным создание органов ученического самоуправления, состоящих из самых справедливых учеников и учителей. Называться они могут по разному (суд чести, самые справедливые, кодекс чести), но основновной их целью должна стать возможность приходить на помощь любому обратившемуся. Эти органы должны помогать восстановить справедливость, защитить честное имя, дать первый жизненный опыт в борьбе за свое челолвеческое достоинство, учить уважать самого себя.

В идеальном государстве должны быть созданы такие условия жизни граждан, чтобы была забыта проблема эмиграции. Ведь в основном люди покидают свою родину по причинам политическим и экономическим. Идеальное государство должно обеспечить блага жизни граждан: достойную заработную плату, уверенность в завтрашнем дне, наличие жилья, возможность влиять на жизнь в стране, принятие участия в выборах в органы власти. Важными качествами личности гражданина идеального госудаства должны быть патриотизм и гражданственность, воспитаием которых нужно заниматься с самого раннего детства. Каждому ребенку с определенного возраста необходимо знать свою родословную, так как из поколения в поколение должны передаваться вечные, непреходящие ценности, такие как трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, готовность к защите Родины, чувство национального достоинства, уважения к старшим, долга, милосердия, чувство хозяина. Подростки должны изучать различные сферы общественной жизни в их единстве. Таким образом они будут знакомиться с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений, их социальные, экономические, политические, культурные связи и отношения. Я считаю, что знание живых людей эпохи, их взглядов, помыслов, дум, идеалов помогает понять саму эпоху, саму историю, в которой живешь. Большое значение в идеальном государстве должно уделяться духовной жизни общества, воспитанию в гражданах гуманности, милосердия, умения сопереживать, способности прочувствовать чужую беду, вовремя придти на помощь нуждающемуся. Идеальное государство должно обеспечить достойное прохождение человеком своего жизненного пути, уверенности на поддержку в преклонные годы жизни. Должны быть созданы специализированные учреждения, где старые люди, не имеющие родственников могли бы быть окружены заботой и вниманием со стороны органов власти. Так же, на мой взгляд, в таком государстве очень много внимания должно уделяться семейным ценностям. Дети должны воспитываться в семьях, построенных на любви, взаимоуважении супругов, которые станут в последствии примером для подрастающего поколения. В идеальном государстве не должно быть такого понятия, как развод. Гражданин такого государства должен иметь особое, трепетное отношение к своей Родине, обладать высокой гражданственностью. Замеченными должны быть не только талантливые ученые, литераторы, художники, певцы, представители власти, но и обычные люди, трудящиеся на благо своей страны, добросовестные, ответственные, мысли и поступки которых, направлены на благо государства. В таком государстве не должно быть людей курящих, наркозависимых, больных алкоголизмом.

Я считаю себя патриоткой своего государства - Российской Федерации, я будущий избиратель, горжусь своим Отечеством! Надеюсь, что в будущем оно приблизится к понятию «идеальное», в случае, когда всеми гражданами будут соблюдаться права и обязанности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

проект идеального государства и системы образования по платону

О.М. Беляева, кандидат юридических наук, доцент

В статье анализируются две самые известные работы Платона «Государство» и «Законы», которые содержат политико-правовые воззрения мыслителя на государственное и общественное устройство идеального государства, а также на систему образования и воспитания граждан. У Платона именно система образования, в конечном счете, и порождает социальное неравенство граждан. Также в статье рассмотрены различные формы государства, названные Платом в диалоге «Государство».

Ключевые слова: система образования, проект идеального государства, Платон, общество, законы.

Мы подразумеваем под образованием то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать. Образование же, имеющее своим предметом и целью деньги, какую-либо власть, или какую иную мудрость, лишенную разума и справедливости, низко и неблагородно и вовсе недостойно называться образованием.

Платон. «Законы».

Платон (настоящее имя - Арис-токл, от греч. platos - широкий; 429/28 - 347 гг. до н.э.) считается одним из самых всесторонних философов античности. В учении Платона важное место отводится взглядам на общество и государство. Так, общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: написанный в большей своей части в эпоху зрелости, долго разрабатывавшийся трактат «Государство» и произведение глубокой старости «Законы». Они далеко не равноценны. В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма - с теорией «идей» - и несет на себе печать непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец

и как норма должного эмпирической действительности. В сравнении с «Государством» «Законы» - работа более компромиссная, в ней смягчен прежний, характерный для «Государства», идеалистический ригоризм, сделан ряд далеко идущих уступок требованиям эмпирической реальности.

Общественный строй. По Платону, политическая деятельность - только внешнее выражение различных функций человеческой души. Согласно философу, проблема души, ее частей и функций является фундаментальной для решения вопроса о государстве. Платон различал в душе человека разумную и неразумную части, а в неразумной - яростную (волевую) и вожделеющую (аффективную) силы. Трехчастная природа души в «Государстве» - тема,

вероятно, заимствованная Платоном у пифагорейцев. Согласно этому учению, человеческая личность имеет разумную, пылкую и вожделеющую части. Соответственно, и в государстве, и в человеке должны быть добродетель разумной части души - мудрость, добродетель волевой части души - мужество и добродетель подчинения низшего высшему. Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; яростной части, добродетель которой в мужестве, - сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души - сословие земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части.

Платон доказывает, что если в государстве каждый занимается своим делом, для чего он подходит наилучшим образом, и не вмешивается в дела других, так что каждая часть государства функционирует подобающим образом, имея в виду благо целого, то общество является справедливым.

Следует отметить, что это идеальное общество не мыслилось исходя только из теоретических и моральных требований. Справедливое общество является обществом для взаимного удовлетворения потребностей. При условии, что разные люди имеют разные способности (добродетели), то соответственно они выполняют различные

общественные функции, дополняя друг друга. Вместе с тем, в идеальном государстве имеет место разделение труда, но никак не иерархическое деление на классы как принцип. Однако Платон все же полагал, что некоторые общественные задачи являются качественно более важными, чем другие. Например, мышление важнее управления, которое, в свою очередь, важнее производства. А различные виды деятельности основываются в свою очередь на качественно различных способностях каждого отдельного человека. Таким образом, по Платону, классовое устройство общества обосновывается как этически (нравственно), так и с точки зрения способностей отдельного члена общества . У Платона, в его проекте идеального государства даже образование у каждого сословия имеет свои особенности.

Одной из основных идеей «Государства» является мысль о том, что только философия дает истинную власть, только она указывает дорогу к подлинному знанию. Философ познает идеи - идеальные нормы, с которыми каждый должен сообразовывать свою жизнь. Платон приходит к выводу, что народ не в состоянии сам управлять собой. Основная масса людей не является добродетельной и достаточно компетентной. Данное дело должны взять в свои руки «эксперты». И только философы пригодны для того, чтобы властвовать.

Согласно Платону, государством должны управлять только аристократы как лучшие и мудрые граждане. Правителями должны быть те в ком преобладает рациональное начало, кто умеет познавать и созерцать Благо, кто спосо-

бен исполнить свой долг с наибольшим усердием.

У Платона в диалоге «Государство» мы читаем: «пока философы не станут царями, а цари и владыки этого мира не стяжают дух и силу философии, пока политическое величие и мудрость не совпадут в одном... не только города никогда не найдут избавления от своих бед - но, по моему мнению, и весь род человеческий, - и тогда только это наше государство сможет выжить и видеть свет дня».

Большая часть диалога «Государство» посвящена тому, какой должна быть идеальная система образования. Ее основные моменты таковы. Образование находится в руках общества, а не частных лиц. Все дети, независимо от происхождения и пола, имеют одинаковые возможности обучаться. Более того, Платон устанавливает принцип всеобщего и обязательного обучения: «не от желания отцов будет зависеть посылать или не посылать детей в школы, но, по возможности, всякий мальчик должен принудительно обучаться, так как он принадлежит в большей степени государству, чем собственным родителям. Я издал бы совершенно такой же закон и о женщинах, как о мужчинах, чтобы и женщины занимались тем же». Платон предусматривает раздельное обучение мальчиков и девочек, впрочем, идентичное по своему содержанию.

Между десятью и двадцатью годами все получают одно и то же образование. Важнейшими предметами являются гимнастика, музыка и религия, которые составляют основу аттического образования. Молодежь должна об-

ладать крепким и гармонически развитым телом, чувством прекрасного. По принципу: «для тела - гимнастика, для души - музыка». При этом под гимнастикой Платон подразумевал два понятия: танцы и борьбу.

В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение, уделяя особое внимание математическим дисциплинам - арифметике, геометрии и астрономии («три науки: одна - счет и учение о числах, другая -измерение длины, плоскости и глубины, как одно целое, третья - о движении светил по отношению друг к другу»), приобщение к которым, по мысли Платона, способствует развитию творческих способностей личности. «Ты, вероятно, замечал, что люди, обладающие от природы математическими способностями, оказываются восприимчивыми ко всем наукам, и несообразительные, будучи воспитаны на математике и упражняясь в ней, даже если они не получат от этого никакой другой пользы, во всяком случае приобретают большую восприимчивость, чем имели раньше». «Законодатель должен иметь все это в виду и предписать всем гражданам, по мере их сил, не уклоняться от этого установления, ибо для частного хозяйства, для государства, наконец, для всех искусств ничто так не важно, никакая наука не имеет такой воспитательной силы, как занятие числами. Самое же главное то, что людей от природы дремлющих и нелюбознательных это занятие при помощи божественного искусства побуждает и делает, вопреки их природе, любознательными, памятливыми и проницательными».

В возрасте 30 лет снова происходит отбор, и прошедшие его изучают еще пять лет философию. Им предоставляется возможность «отрешившись от зрения и других чувств, в союзе с истиной» обраться к самому бытию. После этого они в течение пятнадцати лет участвуют в практической жизни общества, приобретая навыки управления. Когда им исполняется 50 лет и за их плечами 40 лет всестороннего образования, подготовки и опыта, тогда эта тщательно отобранная элита берет в свои руки управление государством, которое осуществляется ими по очереди. Они же являются наставниками тех, которые проходят по указанным ступеням образования. Наконец, им предоставляется высшее из возможных благ - право снова заняться теоретической деятельностью. «После того как они сформируют таких же людей из других и оставят их вместо себя охранителями государства, они могут удалиться на острова блаженных, чтобы обрести там свою родину; государство же по указанию прорицаний Пифии ставит им памятники и приносит жертвы, как полубогам, если же нет, то как любимцам богов и богоподобным людям».

Не прошедшие первый отбор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные после второго отбора становятся управляющими и воинами. Как мы видим, система образования порождает три социальных класса. Предпосылкой здесь являются различия людей. Система образования служит как раз для отбора разных типов людей и размещения их на соответствующие им места в обществе.

Как не вспомнить тут метафорическое выражение Платона, что некоторые люди сделаны из золота, другие из серебра, а остальные из железа и меди.

При первом знакомстве с системой образования Платона не могут остаться не замеченными (если не удивить!) сроки обучения. Н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут

ПЛАН

Введение 3

  • «Идеальное государство» Платона. 4
  • 1.1. Историческая ситуация. Сословия в «идеальном государстве» 5

    1.2. Идеология платоновского государства 8

    1.3. Единое, неизменное, справедливое 10

  • Проект «наилучшего государства» Аристотеля.
  • 2.1. Греческий полис 12

    2.2. Понятие «гражданин» 13

    2.3. Отношения между государством и обществом 15

    2.4. Политическое устройство. Законы 18

    2.5. Отношения внутри семьи 19

    Заключение 19

    Список литературы 21

    ВВЕДЕНИЕ

    Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, когда они были написаны.

    В нашем случае - это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по–мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление” . Эта война не только разделила на всю Элладу на два враждебных лагеря - под главенством Афин и под главенством Спарты - но и положила начало новому этапу межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. В конечном счете, полис, как самоопределяющаяся политическая единица, как форма организации жизни граждан, пришел к тому, что перестал себя оправдывать. На деле это вылилось в неспособность к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем. Наряду с этим перестала себя оправдывать, что в принципе вполне естественно, прежняя традиционная система ценностей, которая была гарантом единства и согласия граждан. Все возникшие проблемы и противоречия внутри полиса требовали незамедлительного их разрешения. Таким образом, поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы “полисной интеллигенции” - Ксенофонта, Исократа, Антисфена, Аристотеля и Платона, в частности. В русле общих идей - монархической и панэллинской теория Платона о социальном и политическом переустройстве общества имеют свою специфику.

    Аристотель (384-322 гг.до н.э.) также принадлежит к числу философов, чьи работы занимают важное место в истории европейской философской мысли. Ученик платоновской Академии, он откажется от многих взглядов учителя, следуя принципу, им же сформулированному: "Платон мне друг, но истина - дороже". Он известен как создатель новой школы - Лицея, как учитель Александра Македонского, знаменитого завоевателя древности.

    Аристотелю принадлежат 158 так называемых "Политий", в которых он описывал политическое устройство древнегреческих полисов. На основе "Политии" им была составлена "Политика", систематически излагающая материал о государстве и формах государственного устройства.

    1. «Идеальное государство» Платона.

    Для Платона выход из кризиса виделся в построении полиса на идеальных началах, включающих изменения в экономической, политической, социальной сферах. Основными источниками по этому вопросу служат два наиболее обширных и фундаментальных сочинения Платона - «Государство» и «Законы».

    «Государство» писалось мыслителем в течение довольно длительного промежутка времени, основная же часть была написана в 70 – 60е гг. IV в. до н. э. Это произведение относится к зрелому периоду творчества Платона. Оно написано в форме диалога - разговора нескольких лиц (это реальные люди, жившие в Греции того времени) - и состоит из десяти книг. Целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса. Для мыслителя необходимость преобразования действительности виделась через внесение изменений в социальную и политическую структуру общества. Таким образом, идеальный полис представлялся им как коллектив граждан, разделенный на три сословия.

    Практические аспекты рассматриваются Платоном в другой его работе, в «Законах». Она была написана в основном в 354 г. до н. э. (то есть за 7 лет до смерти) и относится к произведениям позднего периода его творчества. По свидетельству Диагена Лаэртского «Законы» были оставлены Платоном еще на восковых дощечках, то есть в рабочем виде и увидели свет после смерти философа, переписанные Филиппом Опунским, учеником Платона. Большинство исследователей считают подлинным это произведение, как впрочем и «Государство».

    «Законы» написаны в диалогической форме и состоят из двенадцати книг. Цель написания диалога - представить второй по совершенству тип идеального полиса, который более приближен к реальности. В этом варианте нет уже того резкого разграничения граждан на три сословия. Платон уделяет большое внимание детальному анализу законов, которые необходимы для достижения идеалов.

    1.1. Историческая ситуация. Сословия в «идеальном государстве».

    Исторические условия формирования взглядов Платона ознаменовался тем, что кризис полисной системы в Греции стал уже несомненным фактом. Во многом это было последствием Пелопонесской войны (431–404гг), которая привела к падению общественной морали и размыванию традиционных ценностей греческого общества. Кризис полиса был, прежде всего, кризисом гражданского общества, то есть произошло разрушение существовавших ранее в обществе социальных связей, резко повысилась социальная мобильность, что привело к дифференциации общества.

    Пытаясь разрешить вставшие перед полисом проблемы, Платон предлагает свою концепцию переустройства государства, уделяя при этом особое внимание разрешению наиболее острых социальных проблем, что в свою очередь нашло отражение в его идеях об изменении прежней социальной структуры полиса. Греческий полис представлял собой замкнутую гражданскую общину, наследственная принадлежность к которой давала ряд преимуществ. Другими словами, отношения между государством и отдельным его членом определялись целой системой взаимных прав и обязанностей.

    Важнейшим из них следует считать права на земельную собственность, на участие в защите родных рубежей и на участие в политической жизни. Только обладание перечисленными правами давало возможность считаться гражданином полиса, который, соответственно, выступал в трех ипостасях: собственника своего земельного участка, воина-защитника своей собственности и полиса в целом, и “политика” - активного участника общественной жизни, носителя политических прав. Несмотря на имевшую место имущественную дифференциацию, все граждане потенциально обладали равными правами.

    Рассмотрим более детально каждое из этих прав. Право собственности. Все члены гражданского коллектива владели различными участками земли. В связи с географическими особенностями Балканского полуострова (74% его территории составляет горная местность) ощущался серьезный дефицит земляных участков, что обуславливало бережное отношение собственников к своим наделам. В силу этого, отношение к земле и к сельскохозяйственному труду было, можно сказать, культовым. Земля давала благосостояние и определяла жизнь гражданина как “достойную”. Труд же на земле считался делом чести античного грека, но никак не средством обогащения. Таким образом, становится ясно, что занятие земледелием было почетной обязанностью эллина.

    Но в период после Пелопонесской войны перемены в земельных отношениях нарушают исконную связь гражданина с землей. Появляются граждане, которые не имеют земельной собственности вообще (из-за ее купли-продажи, и, следовательно, ее концентрации, разорявшей одних и обогащавшей других). А метеки и вольноотпущенники за счет аренды земли получают возможность вовлечься в область землевладения.

    «Дельцы».

    Возможно, эти изменения натолкнули Платона на мысль о выделения из населения отдельного сословия граждан, в которое они вошли бы наряду с земледельцами и ремесленниками (для античного гражданина характерно негативное отношение к ремеслу и вообще ко всякому оплачиваемому труду), то есть лица, занятые физическим трудом.

    Отдав должное выдающемуся китайскому мыслителю, вернемся в Древнюю Грецию, чтобы познакомиться с представлениями об идеальном государстве древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Если Конфуций считал, что государство будет идеальным, если будет соответствовать элементарной ячейке общества - семье, то, с точки зрения Платона, идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Это средство гармонизации взаимоотношений человека и государства. Как душа состоит из трех частей: разумной с главной добродетелью мудростью; чувствительной с главной добродетелью мужеством; вожделенной с главной добродетелью умеренностью, так идеальное государство должно состоять из трех классов. Высший класс - класс правителей, и его основное достоинство мудрость. Так как данная добродетель в большей степени присуща философам, то именно они должны управлять государством. Идеальный проект Платона - это феномен борьбы новой отрасли культуры - философии с новой сферой общественной жизни - политикой (в узком смысле слова). «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - и философия (и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии), до тех пор... государствам не избавиться от зол».

    Второй класс - класс воинов, главное достоинство представителей которого - мужество. В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Главная добродетель представителей этого класса - умеренность.

    Данный проект имеет много общего с кастовой системой, существовавшей вплоть до XX в. в Индии. Правда, высшая каста Индии - жрецы, а не философы, и у Платона отсутствует каста неприкасаемых. Индийское общественное устройство основывалось на представлении о карме - естественной этической причинности, определяющей судьбу человека, а платоновское идеальное государство - на представлении об иерархическом строении души. Платон связал политическое устройство общества с вопросами собственности. В его государстве частную собственность и семью могут иметь лишь представители третьего класса. Платон, полагал, что если разрешить иметь частную собственность всем, то представители двух высших классов, как самые умные и сильные, захватят ее, не оставив ничего третьему классу, и государство будет далеко не идеальным.

    Платон посчитал лучшим для воплощения идеального законодательства государство с тираническим правлением. Сиракузский тиран, приказав продать Платона в рабство, практически продемонстрировал философу его заблуждение. Дело, конечно, не только в нежелании тирана утвердить идеальное государство, но прежде всего в неготовности к этому народа. Тогда возникает искушение достичь идеала с помощью насилия, принудить народ к счастью. Есть определенное противоречие между признанием Платоном, вслед за Сократом, что к добродетели человек должен приходить самостоятельно. «Вполне правильно утверждение многих, что хорошие афиняне по преимуществу хороши. Ибо только их добродетель возникает без принуждения, сама собою»1 и жесткой внешней регламентацией в его идеальном государстве, не останавливающейся перед запретами и даже обманом со стороны законодателей, хотя «по природе, власть закона распространяется не насилием, но добровольным подчинением».

    С этих пор проблема правомерности и успешности применения насилия для воплощения в жизнь идеалов - одна из основных в социальной философии. Утопия Платона продемонстрировала опасность, которую несет в себе представление об общечеловеческой истине - опасность тоталитаризма, принуждающего всех думать и поступать по одному шаблону.

    Во всей последующей 2,5-тысячелетней истории человечества утопические проекты возникали неоднократно. Почему они не осуществились? Прежде всего потому, что подобные проекты не учитывали устойчивости существующих социальных структур. Как бы то ни было, несмотря на свою практическую несостоятельность, они оказали огромное влияние на развитие общества. «Возможного нельзя было бы достичь, - подчеркивал М. Вебер, - если бы люди не стремились к невозможному».

    Платону принадлежит первая классификация видов государственного устройства. Взяв за основу количество правителей, Платон различал монархию, аристократию, демократию, тимократию, олигархию и тиранию. Три последних вида являются извращенными формами трех первых. Тимократия основывается на честолюбии и властолюбии, и «тимократический человек» считает, что основанием власти должно быть не умение рассуждать, но военные подвиги, и потому-то он любит «гимнастику и охоту». Сегодня бы назвали такое государство диктаторским или полицейским. Следующий извращенный вид государственного устройства - олигархия (от «олига» - часть, «строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении». При этом «заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания». «В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность, даже допускают ее». В таком государстве множество трутней и нищих.

    Переход от тимократии к олигархии Платон описывает так: «Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними... Затем, наблюдая, кто в чем преуспевает, и соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население». Ростом экономического благосостояния объясняет развитие общества и Маркс, только для него это прогрессивно, а для Платона регрессивно. Платон подходит к решению этого вопроса преимущественно с этических позиций, Маркс - с экономических.

    В современных государствах нет имущественного ценза. Тем не менее, поскольку на деньги можно купить власть, встречается много такого, что Платон считал присущим олигархическому правлению. Слово «олигарх» для обозначения очень богатых людей, близких к власти или претендующих на нее, стало ныне модным в России.

    Оба строя - тимократия и олигархия - связаны с концепцией идеального государства Платона. Они получаются тогда, когда второй или третий класс идеального государства, отказавшись от своей основной добродетели - мужества и умеренности, - захватывают власть.

    Платон критиковал и демократию. Недостатком демократии, имея в виду ее греческий вариант, Платон называл выравнивание равных и неравных (в то время как люди от природы неравны), замещая государственные должности по жребию и нисколько не озабочиваясь «тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности».

    По Платону, возникает из олигархии, когда бедняки, одержав победу, всех уравнивают в гражданских правах и замещении государственных должностей.

    Третий извращенный вид государства - тирания. «Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Платон говорит о переходе видов государственного устройства от одного к другому в определенной последовательности. Первоначальным «наилучшим государством было царство мудрейших и богоподобных людей, затем начинается гераклитова вражда - движущая сила всех перемен из-за эгоистических, главным образом материальных и экономических интересов». Вслед за аристократией - правлением представителей лучших родов - идет тимократия - господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу. За ней олигархия - правление богатых семейств. Из нее возникает демократия - царство свободы, следствием которого является беззаконие и тирания. Итак, линия развития: монархия -> аристократия -> тимократия -> олигархия -> демократия -> тирания.

    Движущей силой всех политических революций, по Платону, выступает борьба. «Изменения в государстве обязаны своим происхождением той его части, которая обладает властью, когда внутри нее возникают раздоры». В диалоге «Политик» Платон предлагает несколько иную классификацию. По признаку соблюдения законов он противопоставляет монархию и аристократию соответственно тирании и олигархии. Демократия по этому признаку делится на два подвида с общим названием. В другом месте одному из них дается название охлократии - власти толпы.

    Значение законов вытекает из общефилософской позиции Платона. Вечные идеи Платон представляют собой законы общекосмической жизни, и идеальность есть соответствие этим законам. Такова же точка зрения Маркса, о которой речь пойдет ниже. Лучшая, по Платону, форма государственного правления - монархия, когда правит один («моно» - один), худшая - тирания/ На следующем месте после монархии находится аристократия, когда правит некоторое количество лучших людей («аристос» - лучший) и затем олигархия. Самый слабый вид государственного устройства - демократия, не способная ни на большое зло, ни на большое добро.

    Недостаток всех шести -- отсутствие совершенного, мудрого правителя, который настолько совершенен, что ему нет необходимости соблюдать законы, не способные предусмотреть все обстоятельства жизни человека. В идеальном государстве граждан связывает единство истинного мнения о прекрасном, справедливом и добром. В классификации Платона смешиваются реально функционирующие и идеальные виды правления. Это, впрочем, присуще и современной классификации политических режимов.

    Введение.

    Всё новое – хорошо забытое старое, а вопросы, на которые люди стараются найти ответы, были заданы человеком себе же ещё много веков назад.

    Что такое Бог? Что такое любовь? Кто есть человек? Эти проблемы волновали и будут волновать людей всегда. В когорту вечных вопросов, осмысляемых каждым следующим поколением по-новому, нельзя не включить вопрос о том, каким должно быть государство для того, чтобы люди были в нём счастливы. Действительно, государственное устройство и способы взаимодействия людей в нём представляют собой синтез всех философских проблем и, если не являются первопричиной их рассмотрения, то, по крайней мере, логически их них вытекают.

    Человек – существо биосоциальное. Биология и социум – вот что формирует личность в тесном сотрудничестве. От того, как именно сконструирован второй аспект, зависит успех государственной организации в процессе достижения счастья для граждан: как в целом, так и в частности.

    Большой вклад в теорию государства внесли такие именитые философы, как Платон и Аристотель. И хоть жили они во времена, рядом с датами которых стоит «до н.э.», так ли далеко мы ушли от них в понимании государства? Некоторые их постулаты остаются актуальными и по сей день, а ход мыслей полезен каждому, кто задумывается о совершенствовании общественных процессов и различных административных реформах.

    Целью данной работы является сравнительный анализ проектов идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля.

    Логично разделить её условно на три части. Сначала я рассмотрю взгляды Платона, затем перейду к идеям Аристотеля. В завершение я выделю общее и особенное в их проектах.

    Проект идеальной организации общества в «Государстве» Платона.

    Творчество Платона интересует людей уже три тысячелетия: его идеи современны и остаются актуальными для любой эпохи.

    Платон был первооткрывателем в области философского освещения обширной системы политико-правовых вопросов, и формулировка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней. Особенно это утверждение актуально для России, на себе опробовавшей идеи Марксизма, по своей сути несколько напоминающие размышления Платона.

    В истории мысли после Платона еще не было ни одного века, когда бы ни дискутировали о Платоне, то непомерно его превознося, то принижая в каком-либо соотношении.

    Итак, остановимся на рассмотрении концепции желаемого государства Платона.

    Первое, на что стоит обратить внимание, это классификация типов государственного устройства и их характеристика.

    Платон выделил шесть возможных государственных устройств: Аристократия, Тимократия, Олигархия, Монархия, Демократия, Тирания. Причём две их них имеют положительную оценку, в то время как остальные четыре – отрицательную. По мнению Платона, плохими являются те государства, внутри которых преобладают материальные стимулы и корыстные интересы. Основные функции, которые должно выполнять идеальное государство, характеризуются следующим образом: во-первых, оно должно обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества. 1

    Идеальная система управления – аристократия как власть группы достойнейших. При этом Платон не отрицает и то, что и монархия может сослужить добрую службу обществу. По сути, философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один - это царство. Если несколько - аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то сколько бы их не было, они все равно будут править совершенно одинаково 2 .

    Платон считал, что ни одно из современных ему государств не приблизилось к идеальному. Их он делил на четыре группы, каждая из которых – последовательное искажение идеи желаемого государства. Свои взгляды на них он излагает в восьмой книге изучаемого произведения.

      Тимократия – «государственный строй, основывающийся на честолюбии». 3 Такая форма правления является самой близкой к идеальному. Пример – лакедемоняне. Причина образования такой формы правления – невнимательность царствующих (например, в вопросе продолжения рода) или упадка, «свойственного всему живому». В тимократии изначально сохранялись признаки совершенного строя: здесь властители пользуются почетом, воины освобождены от земледелия и ремесленных работ, как и от всех забот материальных, трапезы - общие, широко распространены упражнения в военном искусстве и в гимнастике. Правят тут, хотя и не мудрейшие, но все-таки стражи государства. После долгих смут («Применяя силу и соперничая друг с другом, они пришли, наконец, к чему-то среднему» 4) сильнейшие и храбрейшие подчиняют себе остальных, выделяют себе земли и обращают сограждан в работников и рабов. В таком государстве властвует сила и храбрость («яростный дух»); здесь военные качества ценятся больше, чем других, имеет место честолюбие, а за стремлением к власти, рождается и стремление к индивидуальному богатству («У них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы все это прятать, свои жилища они окружают оградой»). Последнее же ведет тимократию к гибели. Скапливание имущества в руках немногих приводит к чрезмерному обогащению одних и обеднению других. Деньги становятся мерилом почестей и воздействия на общественные дела; неимущие отсраняются от участия в политике, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, где властвуют богатые.

      Олигархия - «государственное устройство, преисполненное множества зол» 5 . Данное правление основывается на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют права принимать решения относительно общественных дел. Это непременно приводит к классовой вражде. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества, который, по Платону, состоит в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и, при том, «только свое». Право на продажу имущества отстраняет человека от традиционного разделения труда и теперь он не полноценный игрок на поле государства, играющий свою роль и имеющий определённые права, а лишь беспомощный человек. В конце концов концентрация имущества в руках нескольких олигархов приводит к обеднению большинства. Последние совершают государственный переворот, в результате которого наступает демократия.

      Демократия – «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь» 6 . Но правление в обществе, в котором разрыв между богатыми и бедными более заметен, чем при предшествовавшем ей строе. Скорое разорение и превращение состоятельных в неимущих способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и агрессии против всего государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными. В целом, Платон говорит, что это «своеобразное равенство - уравнивающее равных и неравных» 7 .

      Тирания – власть праздных смельчаков. По Платону, чрезмерная свобода и вседозволенность перерастает в несоблюдение никаких законов, а та, в свою очередь, в чрезмерное рабство, так как «все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону». 8 Такое государство живёт по прихоти одного человека. Жестокость, несправедливость – главные характеристики общества, живущего по таким законам.

    Всех вышеперечисленных рассмотренных форм правления в идеальном государстве быть не должно. Однако, одной формы правления, естественно, мало для того, чтобы достичь идеала.

    Основой желаемого государственного устройства Платон называет разделение общества на три категории, у каждой из которых имеется своя задача и свой способ существования. Основа такого разделения – способности, заложенные природой. Платон выступает за узкую специализацию деятельности: «Можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы». Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так как между государством и человеком существует взаимное подобие) – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия – правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). 9

    Во главе государства должны стоять философы – люди, «умеющие видеть благо и совершать к нему восхождение». Появляться они должны только от лучших родителей, после чего их необходимо обучать специальным образом: «Если в детстве пресечь подлости, то зрение обратится к истине». Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности их зависят от природных данных. Детей со способностями отделяют от других и готовят к будущей государственной деятельности: Платон предлагает занести их в особый список. Когда им исполнится двадцать лет, необходимо выделить в особую, почетную группу и продолжить образование, в виде общего обзора, раскрывающего внутреннюю связь наук между собой и с
    “природой бытия”. На данной ступени открывается, имеются ли природные данные для обучения диалектике. Когда молодым людям исполнится тридцать лет, из них отбираются те, кто умеет, не сосредоточивая внимания на ощущения, подняться до истинного бытия. Обнаруживших указанную способность следует окружить еще большим почетом и после пятилетней учебы диалектике направить на службу для приобретения навыков практического управления государством: в течение 15 лет их тестируют на военном и гражданском поприще. Тех, кто не выдержал испытаний практического правления, переводили в жрецы. А когда им исполнится пятьдесят лет, тех из них, кто остался в живых и показал себя в государственных делах и в познании, пора будет направить к “окончательной цели”: заставить обратить свой умственный взор в идеальную сферу, увидеть там “благо само по себе” и по его образцу упорядочить все государство, всех живущих в нём граждан, в том числе и самих себя. Философам даруется неограниченная власть в государстве, которым они правят, охраняя законы и следя за гражданами от самого рождения до смерти.

    Охранять идеальное государство должны стражи. «Стражи государства – раздражительная сторона человеческой души, назначенная для защиты прав и выполнения распоряжений природы разумной, должны получать такое воспитание и быть в такой степени образованным, чтобы, повинуясь мудрым внушениям правительства, легко могли охранять благоденствие общества и мужественно предотвращать в нем как внешние, так и внутренние опасности». Основное требование к ним - опыт и образованность. У воинов есть только одна обязанность – хранить и защищать государство, от остальных они освобождаются. Отбираются стражи также на основе природных способностей: «безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным». 10 Сословие стражей не должно преследовать никаких частных, сословных, семейных или имущественных интересов. Вся их жизнь и быт создадутся на принципах солидарности, общности и равенства. «Если бы воины-стражи пустились в стяжательство, в приобретение денег и драгоценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты членов общества: они превратились бы в хозяев и землевладельцев, враждебных остальным гражданам». 11

    Третье сословие – ремесленников и землевладельцев. Ему Платон уделяет меньше всего внимания. Проще говоря, это «все остальные», не отобранные ни для государственного управления, ни для воинской деятельности.

    В своём проекте идеального государства Платон вводит ещё несколько принципиальных правил.

    Во-первых, это общность жён. «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одни ни с кем не сожительствует» 12 . Таким образом, брак – исполнение долга по отношению к государству, а не следствие чувств. Кроме того, половые отношения наступают у людей по жеребьёвке. К слову, исход жеребьёвки заранее известен правителям, которые формируют нечто вроде «отборного стада» для служения государству.

    Во-вторых, это общность детей. По Платону, после рождения детей отнимают у матерей и перемещают в специальные ясли, после чего класс мудрейших перераспределяет их среди кормилиц. «Дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок - кто его отец». 13 По мысли Платона, это приведёт к тому, что в старшем поколении каждый будет видеть своих родителей, а те, в свою очередь, в младшем поколении – своих детей. Из-за такого взаимного уважения должно наступить единство и благодать.

    В-третьих, равенство прав мужчин и женщин, нехарактерное для восприятия мира того времени. Между мужчинами и женщинами существуют различия, но они отражаются на политической деятельности. «Некоторые женщины склонны к философии и годятся в качестве стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами». Отобранные в сословие стражей лица женского пола получают то же воспитание, что и мужчины, кроме того, женщины должны наравне с мужчинами проходить всю предписанную подготовку. «Силы природы равно разлиты в обоих живых существах: по природе всем делам причастна и женщина, всем и мужчина; но женщина во всем слабее мужчины» 14 . Однако в ее слабости нельзя видеть основание для того, чтобы все предписывать мужчинам, а женщине ничего.

    В-четвёртых, верховенство закона и сопряжённое с ним отречение от эгоистических ценностей: «Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства». 15

    Субъектом свободы – все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. Гегель на это сказал, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, - все признаются лишь как всеобщие люди» 16 .

    Описанный проект организации государства и общества Платон считает осуществимым исключительно для греков: для других народов он неприменим из-за их полной неспособности к конструированию здравого общественного порядка.